Психологическое развитие ребенка шестого года

Психологическое развитие ребенка шестого года thumbnail

консультация для родителей  на тему психологические особенности детей Психологические особенности детей 6-го года жизни5-6 лет

Психологические особенности детей 6-го года жизни Возраст 5-6 лет часто называют “периодом первого вытяжения”, когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Рост ребенка в этом возрасте составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела 17,0-18,0 кг. К 6годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. На 6 году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процесс: возбуждение и особенно торможение. В данный период легче формируются все виды условного торможения, что способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают “как надо” и воздерживаются от не дозволенного. Но все-таки свойства нервных процессов развиты недостаточно. Возраст 5-6 лет- последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимание, памяти, восприятия и др- и вытекающая от сюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и самосознании, и в самооценке. На 6 году жизни разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Общее интеллектуальное и личностное развитие позволяет детям самостоятельно, без помощи взрослых налаживать и осуществлять совместную игру. У детей появляется интерес к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и детей малозаметных, не представляющих интереса для остальных. Дети5-6 лет могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло красный и тёмно-красный) называют форму прямоугольников, овалов, треугольников. Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу 6-7. Начинает формироваться произвольная память. Продолжает развиваться образное мышление. Совершенствуется способность к обобщению, что является основной словесно- логического мышления. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории, фантазии, особенно ярко проявляется в игре, где ребенок действует очень увлеченно. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе звуковая ее сторона. Развивается фонематический слух, совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика. Соответственно развивается и связная речь – дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавать не только главное, но и детали.

Источник

ПЕДАГОГ
Психическое развитие ребенка шестого года жизни

Психическое развитие ребенка шестого года жизни

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Как показывает опыт психологического консультирования детей младшего школьного возраста, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью и несформированностью произвольного поведения. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.

Вот какие жалобы высказывают родители и учителя начальной школы:

Ребенок не подчиняется предписанным правилам поведения в школе.

– Не слушает объяснений учителя, занимается своими делами.

– Вместо тетради достает из ранца игрушки и играет во время урока.

– Трудно привлечь внимание ребенка, если не обращаешься конкретно к нему.

Ребенок долго не может успокоиться и приступить к уроку.

– Во время занятий разговаривает с другими детьми, может встать и ходить по классу.

– Не дослушав вопрос учителя, выкрикивает ответ с места.

– За домашние задания не усадить. Уроки может делать до позднего вечера, постоянно отвлекаясь на посторонние дела.

– Если что-то не получается, все бросает и отказывается от выполнения уроков вообще.

Думаю, что такая перспектива вас не устраивает, а значит, вы со всей ответственностью отнесетесь к развитию социальных навыков поведения вашего ребенка в условиях группового обучения. Ребенок должен понять, что само по себе желание еще не повод для действий и что сначала нужно думать, а потом делать.

Но, конечно, принцип постепенности должен выполняться неукоснительно.

Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно; он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.

Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шестилет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и не очень интересного.

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания – возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса, мыслительных и волевых процессов.

Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры).

Ребенокхорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: “Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону”.

Более трудным для ребенка является восприятие времени – ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.

На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления – словесно-логическое.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.

У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.

Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других – слуховая, у третьих – эмоциональная, а у четвертых – механическая.

В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Как уже было сказано, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д.

Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка,и они спрашивают: “А нормально ли это?” Для пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности.

Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира.

На шестом году жизни ребенка следует обратить самое серьезное внимание на развитие его речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не “съедает” ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили “нет”, значит, нужно “бить” тревогу. Более детально разобраться в речевых проблемах ребенка вам поможет книга, изданная сотрудниками Психолого-педагогического центра “Здоровье” Петроградского района Санкт-Петербурга (М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? СПб., “Дельта”, 1997, в одном из разделов которой логопед Л. Г. Парамонова дает описание специальных заданий-тестов на оценку звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связности речи у ребенка. Помимо проверочных заданий приводятся и коррекционные упражнения на развитие и усовершенствование “западающих звеньев”.

Если же вам самим не удается добиться положительных результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту – логопеду.

По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению.

Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки.Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М – муравей, Я – яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую букву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал эту букву. Такие занятия очень нравятся детям.

Для чтения вслух выбирайте яркие, красочные книжки с интересными сюжетами; “волшебные книжки” очень хороши для этой цели. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог “читать” вместе с вами. Это очень важно с точки зрения развития интереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что эмоционально сближает вас друг с другом.

Бывают такие случаи, когда родители приводят на консультации своего ребенка семи-восьми лет, который уже ходит в школу, но никак не может научиться читать, или считать (решать примеры, или пишет с огромным количеством ошибок. Родители жалуются на своего ребенка: “Он ничего не хочет делать, мы измучились с ним. За уроки его не посадить, отказывается от любых занятий. Школу ненавидит” и т. д. За этим обычно следует отказ от посещения школы, неуправляемое поведение, а то и поиск подходящей компании “товарищей по несчастью”. У них общая беда – ущемленное чувство собственного достоинства.

А ведь всего этого можно было избежать. Если бы родители занимались с ребенком, они вовремя заметили бы эти проблемы и обратились за помощью к специалистам (психологам, логопедам, которые помогли бы своевременно преодолеть трудности будущей школьной жизни. (В пять лет можно уже сделать относительный прогноз трудностей, с которыми столкнется ребенок, когда начнет обучение в школе.) Чтобы избежать трудностей в школьном обучении, занимайтесь со своим ребенком.

В упражнениях для детей всех возрастов, но особенно для детей шестого года жизни, в разделе приводится большое количество заданий, игр, развивающих тонкую моторику пальцев рук.

Развитость тонкой моторики – основной показатель готовности к усвоению письма, чтения,правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.

Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.

Помимо упражнений, описанных в разделе, прекрасными средствами для развитиятонкой моторики являются:

а) искусство оригами – создание из бумаги разнообразных изделий.

Этой технике, пришедшей к нам из Японии, посвящены специальные издания (книги по оригами продаются в наших магазинах);

б) искусство завязывания узелков из веревочек (также изданы учебные пособия).

Всегда поощряйте занятия ребенка, если они связаны с тренировкой пальцев рук.

https://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_05e.shtml

Источник

Елена Суркова
Консультация «Возрастные особенности психического развития детей 6-го года жизни. Задачи воспитания и обучения»

В старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться психические процессы ребенка; очень важным моментом становится его общение со сверстниками. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течении года дети способны создать до двух тысяч рисунков.Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам, рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора, могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности детей.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз; из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1. от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2. от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

У детей начинает развиваться образное мышление. Дети способны решать задачу не только в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведении специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов и сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, предавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Задачи воспитания и обучения.

Продолжать работу по укреплению здоровья детей: закаливать организм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и навыки культурного поведения. Повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, день Победы, Новый год, масленица и т. д.) Воспитывать любовь к Родине. Расширять представления о родном крае, поселке.

Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, реальном и животном мире. Формировать начало экологической культуры.

Развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Учить детей отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками. Продолжать учить детей оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей.

Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности, продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу,

способы ее достижения; воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.

Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Продолжать развивать эстетическое восприятие действительности и произведений искусства, умение чувствовать их характер, настроение, выделять выразительные средства.

Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, выразительного чтения, рассказывания, развивать певческие навыки и исполнительское умение в танцах. Развивать художественно-творческие способности, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.

Источник