Психологическое развитие ребенка с заиканием
Главной причиной заикания у детей считается генетическая предрасположенность. Но нередко ему предшествует психологическая травма: испуг, нервная обстановка в семье, сильные умственные нагрузки, резкая перемена привычного уклада жизни. До момента первых запинок дети выглядят совершенно здоровыми и, казалось бы, ничем не отличаются от сверстников. Однако так кажется только на первый взгляд.
Специалист способен распознать склонных к заиканию детей еще до проявления нарушений речи.
Психологические особенности, способствующие нарушению речи:
- повышенная впечатлительность,
- тревожность,
- раздражительность,
- робость,
- обидчивость,
- резкие смены настроения,
- плаксивость.
У некоторых детей в возрасте 2-5 лет могут возникать страхи темноты, одиночества, нередко случается невротический энурез. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, плохо переносят необходимость ходить в детский сад.
Заикание обычно начинает проявляться в возрасте от 2 до 4 лет.
Мутизм – предшественник заикания
Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной психологической травмой, может наблюдаться мутизм, и ребенок совсем перестает говорить на какое-то время.
Мутизм – временное исчезновение речи под влиянием неблагоприятных психологический факторов. Длится это состояние может от нескольких часов до нескольких суток.
Вслед за мутизмом появляется заикание. Со временем оно неизбежно оказывает влияние на психологическое состояние ребенка.
Отличительные особенности заикающихся детей
Одновременно с появлением заикания дети становятся ещё более раздражительными, беспокойными, хуже спят. В ряде случаев появляется болезненное упрямство, капризы, нарушение дисциплины, грубость.
У некоторых детей при появлении заикания отмечается кратковременный период, когда они в процессе речи закрывают рот рукой, как бы опасаясь своих ошибок. Или вовсе стремятся ограничить речевое общение.
При своевременном обращении за помощью к врачу-психотерапевту или в специальный речевой центр, все эти признаки очень быстро корректируются и снижают свою болезненную выраженность.
Затягивать с лечением заикания опасно еще и по той причине, что речевые неудачи и насмешки ровесников могут повлечь за собой патологическую боязнь речи. На этом фоне разовьется логоневроз, справиться с которым будет сложнее.
При первых же проявлениях запинок в речи ребенка, обращайтесь за бесплатной консультацией в Центр реабилитации речи Татьяны Соловьевой по телефону 8 (812) 244-98-27 или записывайтесь на сайте.
Программы лечения заикания
Дети
В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием
и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения
медикаментов.
Узнать больше
Школьники
Коррекция заикания у школьников, учащихся
в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний
с согласными, отработку простых текстов в движении.
Узнать больше
Взрослые
В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию
психологического напряжения при общении.
Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.
Узнать больше
Отзывы о нас
Наталья,
14 сентября 2019
Здравствуйте! Пишу через месяц после курса реабилитации речи. Курс проходил сын, 15 лет. Честно говоря, не сильно верила в результаты. Поехали на этот курс, чтобы сделать хоть какой то шаг к решению проблемы. Но уже с первых дней мое мнение поменялось, я поняла, что мы попали к очень серьезным специалистам, которые глубоко и долго изучали проблему заикания. Логопед Надежда Васильевна провела с ребятами такую работу, через неделю ребята (все!!!) показали нам поразительные результаты, они читали и предсказывали сложный текст по технике речи без заикания! С ребятами и с родителями работает очень грамотный психотерапевт Ольга. Спасибо большое Вам, Ольга, за каждый час нашей с Вами совместной работы. Мое отношение к взаимоотношениям с детьми и к процессу воспитания в целом, сильно изменились, процесс, который Вы запустили, все еще продолжается во мне. Что то переосознается и переосмысливается. По сыну вижу, что комплексы и зажимы ушли, он изменился. Теперь, когда уже прошло какое то время, я понимаю, что нам очень повезло, что мы попали именно в этот Центр, а не в другие. Большое спасибо всем работникам Центра Лечения Заикания Татьяны Соловьевой!
Андрей,
12 января 2019
Здравствуйте, друзья! Мне 29 лет, работаю инженером, приходится много говорить и звонить на работе, заикался с 3х лет. Я с города Балабаново, Калужской области. Заикание проходило и уходило периодически, занимался не у многих специалистов, относился к логопедам скептически, потому что твердо знал, что проблема внутри моей головы с моими убеждениями. Когда появилась работа, семья – то стало сложновато переносить речевые ситуации. Услышал очень хорошие отзывы о центре от человека (психолога по образованию) , который сам занимается лечением заикания в Москве и я все бросил – работу, семью на Новый Год и все свои дела, поехал в Питер….и не пожалел. Я проходил курс в центре Татьяны Соловьевы с 24.01.2018 – 06.01.2019. Курс состоит из работы психолога и работы логопеда. Работа с психологом самая важная, необходимо четко понять причину заикания и что с этим делать, убрать напряжение. Постепенно в ходе курса мир в голове переворачивается, ты осознаешь причины по которым жил в напряжении и оно постепенно уходит, параллельно с этим ставится комфортная речь у логопеда, техника, которую до этого я не встречал. Все занятия проходят в группе, что очень круто, потому что наша проблема возникает именно в социуме, в общении. Все сотрудники первоклассные специалисты, хорошие люди, которые выкладываются и помогают даже после курса во время адаптации. После курса ты уходишь с багажем инструментов для работы над собой, именно над собой, потому что проблема-то не в речи:) А речь косвенно встает как надо, ты понимаешь цель, к которой хочешь идти в жизни (именно твоя цель, а не то что тебе навязали другие) и от этого колоссальное расслабление. Ребята, всем, кто заикается и понимает, что живет постоянно в напряге, обязательно рекомендую пройти курс. Работать над собой придется много, но это того стоит, это изменить вашу жизнь в самую нужную сторону. От всей души благодарю центр! Светлану Юрьевну, Ольгу Юрьевну и Татьяну Анатольевну!
Анна,
22 сентября 2017
Моему сыну 8 лет. Мы прошли курс реабилитации речи в августе 2017 года. Приехали мы в ЦРР из маленького северного городка. Если честно, то после всех врачей, таблеток, логопедов и всего прочего были сомнения, но сейчас я совершенно не жалею о своем решении. Нас встретили высококвалифицированные специалисты, которые не только дали нам “в руки” технику речи без запинок, но и помогли посмотреть по-новому на себя, моих детей, наши взаимоотношения. Конечно впереди много работы и по автоматизации речи, и по выстраиванию правильных отношений с детьми, построенных на любви и доверии, понимании и поддержке. Если кто-то еще сомневается, то мой совет- если вы готовы работать над собой, то приходите и не пожалеете. Это действительно счастье слышать плавную речь своего ребенка без запинок, а также видеть его спокойным и уверенным.
Еще раз огромное спасибо специалистам ЦРР за помощь нашим детям и родителям.
Запишитесь на консультацию
Запись на консультацию online
Верный диагноз повышает шансы на успех, поэтому на
консультации определим вид заикания, установим степень тяжести и предложим
схему лечения. Если вы уже прошли курс и продолжаете работу – ответим на
вопросы и скорректируем план занятий.
Запись на бесплатную консультацию
Не откладывайте решение проблемы на потом, запишитесь на
бесплатную консультацию по форме ниже или позвоните по телефону:
8 (812) 717-40-68
Может быть полезно
Лечение логоневроза у детей
Вокруг заикания существует немало мифов и заблуждений. Одно из них в том, что заикание и логоневроз — это одно и то же. Такое утверждение в корне неверно. Логоневроз является следствием заикания.
Что делать, если ваш ребёнок начал заикаться в 2-3 года
Любящим родителям важно, чтобы ребенок жил полноценной жизнью, нормально общался со сверстниками, чувствовал себя комфортно в детском саду и затем в школе. Нарушение речи, в частности заикание, может сильно помешать в этом и доставить немало проблем и ребенку и родителям.
Возврат к списку
Источник
Психологические особенности детей с заиканием.
Детям с нарушениями в психоэмоциональной сфере характерна, эмоционально – волевая незрелость, которая проявляется:
- в трудностях самоконтроля,
- импульсивности,
- эмоциональной неустойчивости: повышенной возбудимости
или вялости, пассивности,
- в колебаниях настроения, чаще в сторону снижения,
- обидчивости, раздражительности,
- нетерпеливости,
- бывают проявления болезненного упрямства, капризы,
что связано с быстрой истощаемостью ребенка, и как следствие, возникает снижение темпов деятельности; а так же,
- низкая самооценка,
- высокий уровень личностной тревожности:
- страхи темноты, при отсутствии в комнате взрослых, ночные страхи,
- плохой сон.
- Низкий уровень осознанности своих чувств, неумение выражать их, а так же,
- неумение учитывать в своем поведении чувства и желания других людей;
- низкий уровень сформированности коммуникативных навыков.
- Соматическая ослабленность,
- снижение познавательной активности, и, как правило, низкий уровень концентрации произвольного внимания.
- Тики, энурезы, энкопрезы, так же являются следствием психоэмоционального неблагополучия этих детей.
- У детей с заиканием нарушение темпа и ритма речи.
Исходя из психологических особенностей детей с заиканием, психологом ставятся следующие задачи психо – коррекционной работы:
1) Гармонизация детско – родительских отношений;
Когда процесс личностной самореализации и саморазвития ребенка искажается или ограничивается, в результате нарушения взаимоотношений в семье, тогда, как следствие этого, у ребенка может возникнуть заикание.
Коррекционно – развивающая работа психолога начинается с группового родительского тренинга, так как, именно родители являются ведущим звеном в детско – родительской системе и именно от них в наибольшей степени зависит характер взаимоотношений в семье.
Целью поведенческого тренинга, является оптимизация коммуникации и межличностных отношений между ребенком и его родителями, а так же, их личностное развитие.
Для достижения цели в процессе проведения занятий решаются следующие задачи:
- Осознание родителями своего стиля воспитания.
- Преодоление привычных стилей реагирования.
- Расширение поведенческого репертуара во взаимодействии с детьми и другими людьми.
- Улучшение понимания своего ребенка и своих взаимоотношений с ним.
- Формирование навыков сотрудничества с детьми.
Осознание собственных стереотипов воспитания позволяет родителям глубже узнать самих себя, преодолеть привычные стили реагирования.
2) Групповая работа с детьми: установление доверия, повышение уровня комфортности и безопасности.
Установление доверия – одна из первых задач, которую решает психолог в работе с детьми (используются не только игры и упражнения, но и медитации.Например, отправляемся в путешествие…в самое надежное и защищенное место на земле, …).
Таким образом, создаем «положительный якорь» для ребенка и только потом переходим к следующей задаче.
3) Отреагирование негативных эмоций: гнева, страхов, агрессии.
Выводим агрессию на символическом уровне через тело, через творчество.
Спрашиваем у ребенка: «Где это в теле? Как это выглядит?, и так далее…»
Таким образом, решается следующая по важности задача
4) Снижение психоэмоционального напряжения.
5) Расширение репертуара форм самовыражения ребенка.
Дети учатся понимать и принимать свои чувства, адекватно выражать их и управлять ими.
- Как правило, в семье ребенка с заиканием, существует запрет взрослых на выражение негативных эмоций у детей. Поэтому, важно психологу научить родителей принимать не только положительные, но и негативные чувства детей и помочь им самим научиться, выражать негативные эмоции социально – приемлемым способом.
6) Повышение степени принятия ребенком самого себя и других людей.
7) Обучение навыкам снятия мышечного и психоэмоционального напряжения.
Так как дети и их родители имеют трудности в выражении негативных эмоций, у многих из них происходит блокирование этих невыраженных эмоций на телесном уровне, возникают мышечные «зажимы». Поэтому, психолог использует в своей работе упражнения на мышечное напряжение и расслабление, релаксации, формирует навыки диафрагмального дыхания.
8) Формирование коммуникативных навыков.
9) Развитие способности эмоциональной саморегуляции ребенка за счет осознания им своих эмоций, чувств, переживаний.
10) Формирование у детей эмоциональной децентрации: способности воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей (использование ролевых игр и упражнений).
11) Развитие познавательных психических процессов: произвольного внимания, памяти, мышления, а так же планирующей функции речи.
12) Коррекция дезадаптивных черт характера и поведения детей (чувства неуверенности в своих силах)..
13) Профилактика развития вторичных эмоционально – личностных нарушений:
- при неблагоприятном течении заболевания с возрастом у ребенка формируется навязчивость в общении, как явления гиперкомпенсации,
- чувство социальной неполноценности, и другие проявления.
Предполагаемый результат:
- Приобретенные навыки саморегуляции и мышечной релаксации, позволяют снизить психо – эмоциональное напряжение у детей и их родителей.
- Формируются расширенные коммуникативные и адаптационные возможности у детей и взрослых.
- Происходит гармонизация детско – родительских отношений.
Среди многочисленных речевых нарушений, заикание, одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта.
Этот механизм еще недостаточно изучен.
Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает многоаспектность воздействия на заикающегося ребенка. Но в любом случае, важно учитывать нарушения физиологического и психологического характера.
Перечисленные психологические и логопедические проблемы обусловливают трудности социальной адаптации заикающихся детей. Чем больше времени проходит от начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект, и влечёт за собой изменение в психике ребёнка (болезненные переживания, страх перед речью). Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу.
В связи с этим, высока потребность проведения коррекционно – развивающей работы для данной категории детей, в рамках которой они должны получить комплексную помощь психолога, логопеда и психоневролога.
Источник
Заикание у детей может стать причиной значительных психологических проблем в подростковом и зрелом возрасте. Важно своевременно распознать появившийся дефект речи и начать лечение. Проблем можно избежать, если подойти к их решению комплексно. Мы расскажем о первых признаках заикания, на которые нужно обратить внимание, о причинах его возникновения и особенностях лечения.
Что такое заикание
Медицина определяет проблему как речевое нарушение, при котором человек часто повторяет некоторые слова или слоги, протяжно произносит отдельные звуки, будучи не в силах выговорить их полноценно. Страдает плавность, ритм, темп произношения фраз. Врачи определяют нарушение термином «логоневроз». По статистике, он встречается примерно у 2-3% людей, то есть довольно распространен.
Физиологические причины — в спазмировании и судорогах мышц, отвечающих за говорение. Эти нарушения негативно отражаются на дыхании, силе и высоте произносимых звуков. Физиология этого процесса схожа с икотой.
Когда человечество начало заикаться?
Проблема известна еще со времен египетских фараонов и, вероятно, сопровождает человечество с тех древних времен, когда появилась беглая и членораздельная речь. Заикались многие великие люди, например, римский поэт Вергилий, древнегреческие писатели Плутарх и Геродот. Есть сведения, что заиканием страдал философ Демосфен, при этом он стал известным оратором.
В каком возрасте появляется проблема?
Чаще всего ребенок сталкивается с заиканием в 3-4-летнем возрасте, когда формируется речевой аппарат и психика. Однако логоневроз может проявиться в более позднем возрасте — вплоть до подросткового. Возникновение проблемы в зрелом возрасте — крайне редкое явление, так как оно связано с формированием нервной системы и речевой функции мозга. А этот период приходится на возраст 3-6 лет. Примечательно, что значительно чаще нарушение возникает у мальчиков, так как мозговое полушарие, отвечающее за речь, у них развивается медленнее.
Из-за чего ребенок может начать заикаться
Органические причины
Ряд причин связан с проблемами раннего развития и органическими поражениями нервной системы:
- генетическая предрасположенность;
- травмы во время родов;
- нарушения внутриутробного развития;
- инфекции, которые перенесла мать во время беременности;
- болезни, связанные с обменом веществ у беременной матери;
- частые ЛОР-заболевания ребенка в первые 3 года жизни.
В данных случаях вылечить заикание у ребенка проблематично. Ведь оно вызвано физиологическими отклонениями в развитии нервной системы. У детей могут быть нарушены рефлексы, есть склонность к судорогам, происходят скачки внутричерепного давления. Проблемы поддаются коррекции с помощью лекарственных препаратов, которые подбирает врач.
Приобретенные причины
В основном, они связаны со стрессами, неврозами, из-за которых ребенок может начать заикаться. Чаще всего это случается на 4-5 год жизни, когда нервная система максимально восприимчива к внешним факторам. К таковым врачи относят:
- сильные и частые ссоры;
- изменения в жизни (например, начало посещения детсада);
- неблагоприятную атмосферу в семье;
- резкий испуг;
- чрезмерные интеллектуальные нагрузки;
- эмоциональные потрясения;
- неупорядоченный быт, режим дня ребенка.
Нередко ребенок начинает заикаться в период освоения родного языка, когда родители начинают усиленно заниматься его развитием. Мозг не успевает воспринимать всю массу информации, особенно если к родному языку подключают еще и изучение иностранного. Поэтому при любых интеллектуальных занятиях с малышом важно не перегружать его. Особое внимание следует обращать на эмоциональных детей.
По статистике, более 80% случаев заикания имеет именно приобретенные причины. У таких детей нет никаких физиологических отклонений, а речевые нарушения достаточно хорошо поддаются коррекции.
Как понять, что у малыша речевые нарушения?
Легче всего лечить заикание, когда его обнаружили на самой ранней стадии, пока головной мозг еще не «зафиксировал» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился на психике малыша. Поэтому, когда ему исполнится 3-4 год, рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:
- при произнесении фраз ребенок останавливается, часто дышит, как бы собираясь с силами;
- запинается, повторяет одни и те же слоги, слова;
- перед фразой произносит дополнительные звуки (и, а, э);
- вовсе отказывается говорить, резко замолкает;
- становится замкнутым.
Любой из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без последствий решится проблема.
С чего начать лечение, когда заикается ребенок
Прежде всего, нужно исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут спровоцировать речевой дефект. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит обследования, которые помогут определить нарушения в работе головного мозга, нервной системы, мышц.
Дальнейшая терапия зависит от физиологической причины заикания. Это может быть прием успокаивающих препаратов, массаж, акупунктура, процедуры для укрепления нервной системы.
Какой врач лечит заикание?
Логопед
Если физиологических отклонений у ребенка не обнаружили, следующий шаг — обращение к логопеду. Этот специалист занимается коррекцией речевых дефектов и поможет малышу научиться правильно произносить звуки, которые ему никак не поддаются. Логопед определит характер заикания — оно может быть тоническим (протяжные главные звуки) и клоническим (запикни на согласных). А затем выберет оптимальную методику лечения.
- Научит равномерно дышать, чтобы дыхание не сбивалось и оставалось ровным на протяжении всей фразы.
- Расставлять паузы для экономии речевых усилий и снятия спазмов в мышцах.
- Формировать звуки, используя речевой аппарат: гортань, язык, зубы, губы.
Специалист работает над тем, чтобы малыш преодолел слабость артикуляционного (речевого) аппарата. Для этого логопед будет заниматься развитием определенных мышц, например, гортани, шеи.
Психолог
Однако в большинстве случаев одной лишь его работы недостаточно. Причины заикания неразрывно связаны с психологическими проблемами. Их нужно корректировать не меньше, чем речь. Поэтому рекомендуем обращаться также к психологу. Посещения этого специалиста могут оказаться даже более эффективными, чем визиты к логопеду.
Мышечные спазмы часто связаны с нервным перенапряжением, неспособностью эмоционально расслабиться. Поэтому данный врач будет заниматься с заикающимся ребенком в таких направлениях:
- Научит грамотно вести себя в стрессовых ситуациях.
- Расслабляться и отдыхать.
- Контролировать свои эмоции.
- Преодолевать свои страхи.
- Контактировать со сверстниками.
- Выражать себя в творчестве, общении.
Существует огромное множество методов работы психологов с заикающимися детьми. У малышей это может быть развитие мелкой моторики, у детей постарше — прослушивание записей собственной речи с последующей ее коррекцией.
Что делать родителям дома?
Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна исходить именно от них. Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и образ жизни дома. Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют ухудшение.
Режим
Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.
Сон
Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.
Интонации
Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям, что именно так нужно делать.
Похвала
Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с баловством.
Обстановка
В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения шумных компаний или мест.
Досуг
Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.
Общение
Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его адаптации в окружающем мире.
Активность
Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать нормой.
Ограничения
Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил). Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.
Какой должна быть речь взрослых
Чтобы предупреждать рецидивы речевых нарушений (а они вполне могут случаться), вам как родителям необходимо изменить или тщательно следить и за своей собственной речью. Это касается ваших разговоров между собой. Дети активно воспринимают говорение вокруг них и бессознательно подражают ему:
- Разговаривайте четко, внятно, без ошибок и не торопясь.
- Старайтесь произносить фразу чуть медленнее, чем обычно.
- Избегайте сложных, непонятных малышу слов.
- Различные «страшные» темы разговоров — табу.
- Не рекомендуется разговаривать по слогам или напевать фразы.
Постарайтесь, чтобы малыш подружился с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь. Если его речевая активность чересчур высокая, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность некоторое время молча играть наедине с собой. Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем говорил.
Что нужно делать для избавления от заикания
Многие знаменитости преодолели заикание. Сейчас сложно поверить в то, что Элвис Пресли, Брюс Уиллис, Уинстон Черчилль страдали от этого дефекта. Избавиться от него можно навсегда. Сделать это сможет и ваш ребенок, какой бы речевой дефект у него ни присутствовал. Однако для этого необходимы серьезные усилия, настойчивость, терпение.
Вот элементов, на которых должен покоиться ваш успех:
- Эмоциональное спокойствие.
- Правильное построение речи.
- Организация быта ребенка.
- Продуманный режим дня.
- Регулярные занятия с логопедом и психологом.
Главное — заниматься регулярно и не терять контроль над проблемой.
Источник