Психологическое развитие ребенка раннего возраста в игре

Игры на развитие психических процессов

у детей раннего возраста

Важность развития ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребёнок в возрасте до 3лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30 – 40 %. Раньше говорили о том, что маленький ребёнок учится на собственном опыте и сам «открывает мир». Но в настоящий момент учёные доказали, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Поэтому очень важно построить жизнь ребёнка так, чтобы он мог максимально использовать возможности данного возраста.  

Игры и упражнения для развития детей раннего возраста.

 Игры на развитие зрительной системы:

  1. «Какой мяч больше?» – различать величину предметов.
  2. «Бусинки» – чередование больших и маленьких бусинок + развитие мелкой моторики.
  3. «Круг, квадрат» – классификация по форме, чередование геометрических фигур.
  4. «Шарики и кубики» – чередование бусинок по форме.
  5. «Поручения». Например: маленькой собачке подари синий мячик. (Обучение различию цвета, размера, формы, узнаванию игрушек)
  6. «Мозаика» – сличение цветов + названия, чередование цветов.
  7. «Разноцветные бусинки» – чередование по цвету.
  8. «Сортировка по цвету» – различные предметы сортируются по цвету.
  9. «Пирамидка»
  10. «Матрёшка»
  11. «Шнуровка»

Игры на развитие слуховой системы:

1. «Узнай по звуку». Сидя спиной к взрослому ребёнок должен догадаться, чем произведён звук (материал: бумага, барабан, дудочка, колокольчик и т. д.).

2. «Кто внимательный?» – Изменяя силу голоса (то тихо, то громко) взрослый произносит задания, дети должны их выполнить.

3. «Тихо – громко» – взрослый стучит в бубен, когда он стучит тихо – дети должны идти на носочках, под громкое звучание бубна дети должны бегать.

4. «Где позвонили?» – дети должны с закрытыми глазами поворачивать голову в ту сторону, где звенит колокольчик (справа, слева, вверху, сзади).

5. Выполнение движений со словами текста, соотнесение движений и текста:

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И бегаем кругом. 

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Качаем головой.

6. Произнесение звукоподражаний тихо и громко.

Игры на развитие внимания:

1. «Кто что услышит?» – за ширмой взрослый производит различные звуки, дети отгадывают, чем произведён звук (можно использовать различные звучащие предметы: звонок, молоточек, бубен, дудочка, бумага, барабан и т. д.).

2. «Угадай, что надо делать». Взрослый стучит в бубен, если он стучит громко – дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – опускают флажки вниз.

3. «Угадай, на чём играю». Используются различные музыкальные игрушки: барабан, гармошка, бубен, органчик, дудочка и другие.

4. Игра «Солнце – дождик» (на прогулке), «Птички и автомобиль», «Мышки и кошка».

Игры на развитие памяти:

1. Разучивание коротких стихотворений (Например: Агнии Барто) по плану:

-стихотворение читается,

-ведётся разговор о действующих лицах, о совершаемых ими действиях,

-произносятся трудные слова,

-стихотворение произносится взрослым и детьми вместе,

-взрослый читает стихотворение, дети добавляют не законченные фразы (например: уронили мишку … куда? – на пол),

-дети индивидуально пробуют рассказать стихотворение (взрослый помогает).

2. Игра в прятки.

3. Разучивание потешек (пальчиковые игры).

4. Выполнение физкультурных минуток.

5. Разучивание коротких песенок с инсценировкой.

Игры на развитие воображения:

1. Рассказ – игра о домашнем животном (например: расскажи о котёнке. Какой он? Как он говорит? Как он ходит? и т. д.), так же подражать и описывать можно любых животных (например: зайку или корову).

2. Сюжетные игры (дочки – матери, больница, столовая и т.д.).

3. Игра «Какая игрушка?» – фигура – эталон нарисована на бумаге, дети должны найти игрушки похожие на данную фигуру.

4. Лепка, рисование, работа с природными материалами.

5. Пальчиковые игры («человечек», «слонёнок», «лодочка» и др.)

Игры на развитие мышления:

1. «Матрёшка», «Пирамидка», доски с вкладышами, логические кубы, игры со строительным материалом, «Мозаика», «Шнуровка», «Бусинки».

2. Обобщение (фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие животные, их детёныши, времена года, посуда, вещи, мебель)

3. Игры на ориентировку в пространстве (право – лево, впереди, сзади, вверху, внизу)

4. Рассказ по картинке.

5. Сюжетные, ролевые игры.

6. Игры на воспроизведение последовательности действий (кукла проснулась, её надо одеть, причесать, заправить постель, накормить завтраком).

7. Чтение книжек. Пересказ коротких текстов, знакомых сказок, инсценировка сказок.

8.Разрезные картинки.

9. Кубики с картинками (4кубика).

Игры на развитие речи:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Развитие речевого дыхания (песенка водички «С-с-с», надуй шарик «Ф-ф-ф», снегопад – дуть на ватку, дуть на отцветший одуванчик, на листики осенние – листопад).

3.Звукоподражание.

4. Отработка звуков на занятиях и дома.

(До 3 лет должны сформироваться следующие звуки: а, у, и, о, э, м, н, п, б)

5. Развитие мелкой моторики (игры с песком, с крупами – гречей, рисом, горохом, пшеном, шнуровка, логические кубы и т. д.)

Литература:

  1. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до  3 лет. – М.: АРКТИ, 2006.
  2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Гришвина А. В. и др. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет. М.: Мозаика – Синтез, 2003.
  6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года). М.: Мозаика – Синтез, 2007.

Источник

Юля Целищева
Психологические аспекты игровой деятельности детей раннего возраста

«Психологические аспекты игровой деятельности детей раннего возраста».

Составил: педагог-психолог Целищева Ю. Н.

Рекомендации воспитателям детей раннего возраста.

В работе с детьми:

– Максимально учитывайте вкусы, привычки и желания детей;

– Оказывайте малышу помощь во всех сложных для него ситуациях, связанных с различными бытовыми процессами.

– Постоянно одобряйте малейшее проявление самостоятельности у малыша, пусть он чувствует, что вы радуетесь его успехам, поддерживайте его.

– сделайте каждый режимный момент в детском саду интересным, увлекательным.

– Продумайте и организуйте предметно-развивающую среду в группе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

– Сохраняйте постоянство обстановки в группе.

– Найдите возможность индивидуального общения с каждым ребенком.

Учитывайте то, что нравится детям раннего возраста в воспитателях:

– Искренность всех проявлений.

– Доброта и отзывчивость к живым существам.

– Веселое, доброе настроение и умение создавать его у других.

– Богатая фантазия и воображение, способность увлеченно играть на равных, придумывать праздники и развлечения.

– Красивая одежда и прическа, украшения.

– Мелодичный, певучий голос, ласковые обращения, негромкая речь.

– Мягкие, ласковые движения.

– Умение придумывать и рассказывать истории.

В общении с родителями учтите, что они надеются на то,что:

– вы будете внимательно прислушиваться к их просьбам и пожеланиям относительно детей;

Читайте также:  Гомеопатия для развития речи ребенка

– с вами можно будет посоветоваться о ребенке;

– вы будите рассказывать, чем занимаетесь с детьми, как ведет себя их ребенок в группе, что у него хорошо получается;

– вы будете ласковы с детьми;

– дети всегда будут чистыми, тепло и аккуратно одетыми, сытыми и жизнерадостными.

– Ежедневно общайтесь с родителями.Это даст возможность: получить информацию о ребенке, о том, как проходит его жизнь в семье; поделиться своими наблюдениями и передать родителям обратную текущую информацию о ребенке.

Игры, помогающие установить эмоциональный контакт с ребенком раннего возраста.

«Обведу карандашом твою руку и тебе подарю»

Воспитатель просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее, приговаривая при этом ласковые слова в адрес руки ребенка, и дарит рисунок ребенку.

Можно предложить ребенку вместе украсить руку: нарисовать колечки, браслеты, часы.

«Расскажи стихи руками»

В эту игру можно играть бесконечно: ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» – великое множество. Эта игра помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию отношений с воспитателем, основанных на доверии. Воспитатель, привлекая внимание ребенка, читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребенком

Привожу стихотворения, которые могут быть использованы для этой цели («Мишка косолапый», «Зайка», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Идет бычок качается»). Возможно, вы найдите другие, еще более интересные.

«Поймай зайчишку»

Воспитатель показывает ребенку солнечный зайчик на стене, обращая внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает.

Затем предлагает догнать зайчика, иногда давая возможность ловить световое пятно, которое потом опять убегает. Если зайчик «устал», ребенку удается его поймать, но иногда он прячется.

«Зеркало»

Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает внимание на изображение, появляющееся в нем.Затем говорит: «Теперь я буду твоим зеркалом». Ребенок «смотрится в зеркало», а воспитатель повторяет его движения, стараясь подчеркнуть комичность ситуации. Далее воспитатель и ребенок меняются ролями.

Игры, направленные на сближение ребенка со сверстниками.

Многие воспитатели считают, что главное – это обеспечить большим количеством игрушек и предоставить ребенку по возможности больше свободы, как дома. Игрушка и радует, и организует время.Но очень часто вместо радости игрушки приносят огорчения и даже слезы: одни дети, взяв игрушку, прячутся по углам, другие затевают из-за нее драку, пытаясь отобрать ее друг у друга. Объяснения воспитателя, что игрушки общие, что ими надо играть по очереди, обычно не помогают, так как вступают в противоречие с предыдущим, домашним опытом игры, где каждый был полновластным хозяином своих игрушек.

В раннем возрасте ребенок еще не умеет играть с кем-либо. В других детях он видит не партнеров по совместной игре, а конкурентов, претендентов на общие игрушки; сверстники становятся для него серьезным испытанием. И, как следствие, постоянные ссоры, нежелание играть друг с другом.Наказывать или осуждать за это бесполезно: ребенок может еще более озлобиться.

Главное, что может сделать взрослый, чтобы ребенку было хорошо в детском саду, – это научить его играть вместе с другими детьми. Ведь для общей, совместной игры совершенно необходима помощь взрослого. Важно показать, что другой ребенок может быть не только конкурентом, но и партнером, что играть с ним гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству.

Однако вводить ребенка в мир сверстников нужно осторожно, с учетом индивидуальных возможностей. Первые совместные игры для детей 2-3 лет проводятся без предметов – игрушки в этом возрасте только разъединяют. Даже спокойно играя рядом, малыши настолько увлекаются своими действиями, что не обращают внимания друг на друга. Играть вместе одной игрушкой, а тем более уступить ее другому ребенку, как правило, невозможно. Вместе с тем, даже самые маленькие дети испытывают естественный интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнера, заражают его эмоциями и настроениями. Эту способность взрослый использует в первых совместных играх. Лучше всего, если это будут подвижные игры-забавы, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Эти правила, разумеется, исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания. Соперничество друг с другом в играх недопустимо.

Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка. Ход игры. Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга

Игра «У птички болит крылышко»Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих; учить общению. Ход игры. Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку»со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку» проговаривая имя ребенка и ласковые слова.

«Листочек падает»

Цель: развивать у детей умение действовать согласованно, вместе; учить общению.

Ход игры.

Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

«Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции; учить общению.

Ход игры.

Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей,эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, ты за кем стоишь? Ваня, ты за кем стоишь? И т. д. “. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый и дети имитируют движение паровоза, произнося «Чух – чух, у-у-у!».

Игра «Передай мяч»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками; учить общению.

Ход игры. Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени «Петя! На!». Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Источник

Элина Агапова
Игры и упражнения с детьми раннего возраста в работе педагога-психолога в период адаптации

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Игровую деятельность в период адаптации в группах раннего возраста необходимо направлять на создание положительного эмоционального климата в группе и на формирование положительных эмоциональных отношений ребенка с воспитателями и с другими детьми в группе. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, а в детях – интересных партнеров в игре и будущих друзей. Эмоциональное благополучие возникает на основе совместных действий, которые сопровождаются улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы.

Читайте также:  Современные концепции интеллектуального развития ребенка

В период адаптации одним из направлений организации игровой деятельности являются игры направленные на сплочение детей друг с другом и с воспитателем. Это коллективные игры (подвижные, пальчиковые, игры с использованием стихотворений и потешек и тд). По своему характеру это игры – забавы, хороводы. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении и общении. Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Совместные выполнения движений усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия с воспитателем и друг с другом.

Следующее направление игр- индивидуальные игры. Эмоциональные игры, направленные на развитие общения ребенка со взрослым и установления с ним контакта. С детьми раннего возраста полезно использовать игры на коленках. Положительную роль «игры на коленках» имеют и в адаптационный период детей. Эмоциональное тактильное общение воспитателя с ребенком помогает второму пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть с воспитателем. Видя теплую и чуткую заботу со стороны педагогов, дети ощущают себя в безопасности и начинают испытывать доверие и привязанность к окружающим.

Третье направление – игры с дидактическими пособиями. Существует большое количество разнообразных дидактических пособий.

«Дидактическая юбка»

Юбка привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов. В процессе этой игры дети отвлекаются от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми. Между воспитателем и ребенком устанавливается положительный эмоциональный контакт, который так необходимый для создания теплых и доверительных отношений.

С Помощью юбки воспитатель знакомит детей с разнообразными способами исследования предметов, развивается любознательность, зрительное восприятие, мелкая моторика рук.

Ребенок приобретает навыки,необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и молнии, достать предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.

Развивается навык надевания перчатки. На кончиках пальцев перчаток находятся бусинки, что способствует развитию тактильной чувствительности.

Игры с прищепками, позволяют развивать мелкую моторику пальцев рук.

Шнуровка развивает умение выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук.

Кармашки не только знакомят ребенка с геометрическими фигурами, но и помогают обогащать сенсорный опыт детей, умение анализировать, сравнивать, соотносить, группировать.

Пчелки не только отрабатывают навык действия с предметами, но и являются шумовым инструментом.

В заключение хочу сказать, что лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся, больше получал положительных впечатлений. Исключив однообразие жизни детей, сформируем у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Если ребенок с первых дней почувствует тепло и заботу, исчезнут его волнения и страхи, адаптация пройдет намного легче.

Источник

Значение игры для развития и воспитания ребенка раннего возраста.

      Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

             Детей нужно приобщать к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

      В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

       Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

      Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.

   Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации ,подвижные и др.)

Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте.

     Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата. 

      Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питает постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

          Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра.

     По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

      Следующий этап Отобразительная игра, в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

      На рубеже первого и второго года жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий, наступает следующий этап в развитии игры: 

она становится сюжетно – отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

     Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

        На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

     Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.

Читайте также:  Учение выготского о зоне ближайшего развития ребенка

Дидактические игры в раннем возрасте

                   Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.

В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: Слово, наглядность, сюжет.

         Раннее детство от 1 года до 3 лет – это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий.

      В этом возрасте дидактические игры учат детей, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов.

      Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивается наблюдательность и внимание.

     Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности:

  – сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);

   – развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;

   – развитие речи (умение понимать и самому называть предметы, качества, действия);

   – развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого и следовать ему;

  – развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.

         Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры. С помощью слова воспитательница направляет, регулирует внимание детей: она указывает на такие качества, свойства наблюдаемого предмета или явления, которые доступны детскому пониманию на данном этапе и которые она считает соответствующими решению поставленных дидактических задач. Предположим, детей учат на занятии использовать красный и синий шарики. Им дают сначала шарики одного цвета. Берут какой-то один и говорят: «Шарик, красный шарик. Покатай красный шарик». Или: «Дай красный шарик». Также говорят о синих шариках. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий» поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается.

      На занятии с детьми проводилась дидактическая игра «Чудесный мешочек» с целью научить детей называть предметы или игрушки и действия. Воспитательница, вынимая из мешочка, например, игрушечную машину, называла ее, затем возила по столу и говорила: «Машина едет». Следовательно, дети получили наглядное словесное обозначение – «Машина», «Машина едет». Их ответные реакции выразились в том, что они называли игрушку. Однако движения ее не назвал никто. И только после того, как на занятии детям была предоставлена возможность возить машину, играть с нею, многие из них стали обозначать словами и предмет, и действие. Благодаря тому, что дети не только смотрели, слушали, но и действовали, между тем, что они наблюдали, и словом образовалась прочная связь.

 Самостоятельная деятельность: детям предоставляются только те игрушки, которыми они научились действовать во время занятий.

Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности

              Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению    мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой – либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, на прогулке, увидев ворону: “Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона”.

           В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок”, “Курочка Ряба” и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное.                      

 Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки “Репка” малыши “тянут” репку, при разыгрывании сказки “Курочка Ряба” изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Взрослый призван помогать ребёнку, открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребенка

 Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. (Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.)

      В первой младшей группе подвижные игры рекомендуется проводить ежедневно. Продолжительность их в среднем 6–8 минут. Она зависит от характера игровых действий, количества играющих, их настроения, условий проведения игры.

      Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе в разное время прогулки. Формы включения в подвижную игру очень различны. Некоторые дети испытывают полное удовлетворение от наблюдения за игрой, оставаясь лишь косвенным соучастником. Они эмоционально переживают ход игры, пританцовывают, хлопают в ладоши, взмахивают руками, выражая свое соучастие.

       Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, со знакомыми действующими лицами из повседневной жизни (кот, птички) или с которым легко познакомить малышей, используя игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой группе занимают игровые упражнения. Такие игры не имеют сюжета, в них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч ит.д.

   В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют правила игры («Зайка беленький сидит»,«Мой веселый звонкий мяч»). Для проведения игры воспитатель должен подобрать пособия и мелкие предметы, расположить «домики», «гнездышки», кого из детей привлечь на ведущую роль и пр.

    Маленькие дети довольно долго усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель может часто повторять с ними одну и ту же игру. При повторении подвижных игр с малышами, важно следить, чтобы дети чрезмерно не утомились, не возбуждались

Источник