Психологическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста

Психологическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста thumbnail

В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью.

Психология дошкольника: особенности возрастного развития

Дошкольный период подразделяется на три этапа:

  • младший дошкольный возраст (3–4 года);
  • средний (4–5 лет);
  • старший (5–7 лет).

Психологические особенности ребенка во многом зависят от того, к какой возрастной группе он относится. В психологии младшего дошкольного возраста на первый план выступает потребность в любви и внимании взрослых, половая самоидентификация. Уже в три года ребенок начинает понимать, мальчик он или девочка, восхищается родителем своего пола и пытается ему подражать. Для старших дошкольников большое значение приобретает формирование самосознания, самооценки, общение со сверстниками, развитие творческих задатков. Соответственно, подход к воспитанию должен претерпевать изменения.

Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о развитии психических процессов

Развитие мышления проходит в несколько этапов.

  1. Наглядно-действенное мышление (характерно для психологии детей младшего дошкольного возраста) — мыслительные процессы неразрывно связаны с совершением действий. В результате многократных манипуляций с реальными объектами, их физическим преобразованием, ребенок получает представление об их свойствах и скрытых связях. Например, многие ребята любят ломать, разбирать игрушки на части, чтобы посмотреть, как они устроены.
  2. Наглядно-образное мышление (доминирующий тип мышления в среднем дошкольном возрасте). Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.
  3. Словесно-логическое мышление. Начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Ребенок обучается оперировать достаточно абстрактными понятиями, даже если они не представлены в наглядной или модельной форме.

Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, 4-летний кроха интересуется, когда папа придет домой. Вы объясняете, что он вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы малыш вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить занятия, события в его жизни, по завершении которых отец появится дома. Например, сейчас мы поиграем, пообедаем, поспим, посмотрим мультфильм, за окном стемнеет, и придет папа.

Внимание в дошкольном периоде все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности. Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи. Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении.

Произвольная память начинает формироваться в возрасте 4–5 лет. Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по данному произведению.

В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи («Дай куклу», «Хочу уйти») к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Интенсивно растет словарный запас.

В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь — комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это абсолютно нормальное явление, промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.

Овладение ребенком речью — важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые. Важно не сюсюкаться с ребенком, не коверкать слова. Наоборот, тщательно следите за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком. Ведь дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом и просто в его присутствии как можно чаще. Сопровождайте словесными комментариями все свои действия.

Не ограничивайтесь только бытовой речью. Разучивайте вместе скороговорки, стишки — все что хорошо и ритмично ложится на слух. Играйте в отгадывание загадок. Это поможет сформировать у малыша способность к анализу, обобщению, умение определять характерные признаки предмета и делать логические выводы.

Игра, как ведущая деятельность

Игры дошкольников можно разделить на три категории:

  • подвижные (мяч, салочки, жмурки), в первую очередь способствующие развитию физического тела;
  • образовательные (пазлы, лото) — развивающие интеллект;
  • сюжетно-ролевые — наиболее популярны среди дошкольников и играют главную роль в их психологическом развитии.

В ролевой игре детьми формируются представления о различных социальных ролях, развиваются навыки нормативного поведения в распространенных жизненных ситуациях. Психология дошкольника такова, что до него легче донести смысл каких-то моральных принципов и норм через игру, чем через разъяснительную беседу.

Очень благоприятное влияние на развитие малыша оказывает драматическое обыгрывание конфликтных ситуаций как внутрисемейных, так и в компании сверстников. Например, крохе предлагается сыграть роль мамы или папы, в то время как родители изображают детей. Такой обмен ролями в игре помогает малышу преодолеть эгоцентрическое мышление, научиться соотносить собственную позицию с чувствами окружающих.

3–4-летние малыши играют, заимствуя персонажей и сюжеты из сказок. Дети среднего дошкольного возраста предпочитают игры, содержащие бытовые сцены: дочки-матери, магазин, больница. В старшем возрасте идеи для сюжета игр черпаются из мультфильмов, детских книг.

Если в игре самых младших ребят можно заметить демонстрацию характерных черт реального знакомого им человека, то по мере взросления дошкольники изображают уже не конкретных личностей, а только социальные роли — мать, дедушка, почтальон, милиционер.

Сюжетно-ролевая игра в своих наиболее продвинутых формах представляет собой коллективную деятельность. Ни при каких других занятиях общение у дошкольников не достигает такого уровня взаимодействия, как в игре.

Малышам 3–4 лет межличностное общение пока дается нелегко. Их совместные игры носит эпизодический характер, и часто заканчиваются спорами и слезами. Как правило, они объединяются в небольшие группки по несколько человек и их игры носят непродолжительный характер — не более 20 минут.

По мере взросления дошкольники начинают все больше стремиться к совместным играм. В 4–5 лет сверстник становится гораздо более желанным партнером по играм, чем взрослый. Старшие дошколята гораздо лучше младших товарищей справляются с распределением ролей и, как правило, не нуждаются в помощи взрослых. Старшие дошкольники легко собираются в большие группы (до 15 детей) и способны играть вместе часами напролет, изображать довольно сложные социальные события: свадьбу, войну, праздник.

В процессе игры дошкольники учатся координировать свои действия друг с другом, включаются в отношения лидерство/подчинение. Отказываться от сиюминутных желаний, дабы не нарушать установленные правила игры. Таким образом, развивают навыки самоконтроля и межличностного общения.

Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте: кризисные периоды

Психика дошкольника формируется неравномерно. Периоды плавного развития сменяются своего рода скачками в психологическом развитии, когда у ребенка резко меняется восприятие действительности и поведение. На дошкольное время приходятся два таких возрастных кризиса.

Кризис 3 лет

В возрасте 2–4 лет малыш начинает осознавать, что он не одно целое с мамой, а отдельная личность. Возникает стремление по любому поводу действовать наперекор родительской воле, чтобы утвердить свою самостоятельность. Ребенок становится практически неуправляемым. Ни уговоры, ни крики, ни угрозы обычно не приносят никакого результата. Малыш устраивает родителям своеобразный экзамен, чтобы прощупать границы своей свободы. В небогатом словаре крохи самыми популярными словами становятся: «не хочу», «не буду», «я сам».

Каждый ребенок легко чувствует «слабые места» родителей и может попытаться сыграть на них. Нельзя полностью идти на поводу у маленького бунтаря. Важно четко сформулировать правила, которые нельзя ни при каких обстоятельствах нарушать.

При этом ни в коем случае нельзя сердиться на ребенка за проявления упрямства и своеволия, пытаться сломить его характер. Вы можете повлиять на малыша, переключив его внимание на что-то интересное. Чтобы ребенок реже закатывал истерики, старайтесь облекать свои запреты и указания в более «дипломатичную» форму. Например, вместо категоричного заявления «надевай шапку», предоставьте малышу выбор: «Сегодня будешь в зеленой или синей шапке?».

Кризис 6–8 лет

Основными симптомами данного кризисного периода являются:

  • возникновение интеллектуальной компоненты между эмоцией и действием; потеря легкости, непосредственности;
  • замкнутость, скрытность в отношении своих чувств (симптом «горькой конфеты»);
  • развитие «социальных» эмоций (чувство гордости за хороший поступок, стыда — за плохой);
  • обесценивание прежних интересов (развивающие возможности игр исчерпали себя), формирование мотивации к учебе.

У ребенка формируется способность мыслить логически, абстрактно. Он начинает требовать от родителей более серьезной аргументации их требований. Например, в ответ на напоминание почистить зубы, может заявить: «Зачем это надо? Они молочные — все равно выпадут».

У малыша могут проявиться в поведение черты, направленные на подчеркивание взрослости. Например, девочка подражает старшей сестре и красит ногти, делает взрослую прическу, мальчик пытается всерьез рассуждать о политике.

Справиться с очередным кризисом может подготовка к поступлению в школу. В первую очередь школа привлекает дошкольников возможностью быть, как старшие ребята, а также приобрести знания, доступные «всемогущественным» взрослым.

К ребенку приходит осознание, что общество предъявляет к нему определенные требования. Ощущение благополучия начинает зависеть от характера отношений с окружающими, одобряют ли его в социальной группе. Перед поступлением в школу ребенок, как правило, имеет завышенную самооценку. Однако в учебном заведении ему предстоит заниматься новой, незнакомой деятельностью, совсем непохожей на игровую. В результате при первых трудностях и неудачах в обучении у бывшего дошкольника может резко упасть самооценка. Ребенок осознает, что может не все.

Детская психология дошкольника: формирование здоровой самооценки

В основе самооценки взрослого человека лежит «Я-концепция» — комплекс представлений о самом себе, результат оценки своего поведения в разнообразных жизненных ситуациях, сравнения с другими личностями. Когда речь идет о самооценке дошкольника, то правильнее было бы рассуждать о «Ты-концепции». Так как отношение к собственной личности у ребенка формируется на основе того, как к нему относятся в раннем детстве значимые взрослые, в первую очередь родители.

Если родители не поддерживают естественную активность, непосредственность дошкольника, то у него может сформироваться нереалистичная самооценка, как правило, заниженная. Всегда поощряйте инициативность и любознательность малыша, не отмахивайтесь от его бесконечных вопросов «почему?», «зачем?». Помните: все то, что вам кажется обыденным, элементарным и понятным, ваш ребенок воспринимает впервые.

Важно донести до ребенка особенности учебного процесса, его хода, значения промежуточных и итоговых результатов, чтобы неопытный ученик не впадал в панику из-за случайной двойки. Научить не бояться неудач, вместе разбирать ошибки и делать выводы. Нужно создать такую атмосферу, чтобы малыш чувствовал, что его любят и одобряют, несмотря на то, какую оценку он заслуживает в данный момент. Не забывайте демонстрировать ребенку уверенность, что в будущем он сможет добиться высоких результатов.

Важно, чтобы стандарты, которые прививают родители детям, не были чрезмерно завышенными. Похвала и наказание должны быть адекватны возрасту и индивидуальным особенностям малыша. Сравнивать ребенка можно только с ним самим — его вчерашние и сегодняшние достижения. Приведение в пример успехов сверстников, братьев и сестер больно бьет по самооценке. Ребенок должен воспринимать свои результаты как вариант нормы. Лишь в таком случае он сможет спокойно относиться к успехам других детей.

Помочь поднять самооценку дошкольника можно привлекая его к самостоятельному выполнению повседневных дел. Успешно выполняя несложные домашние обязанности, помогая старшим, он будет ощущать свою значимость и полезность.

Нужно следить, чтобы негативная оценка поведения ребенка не распространялась на его личность. Допустимо сказать: «Мама расстроена тем, как что ты не убрал игрушки в комнате. Теперь комната выглядит грязной и неуютной». Но не стоит называть ребенка лентяем или неряхой. Помните, что малыш понимает, как к нему относятся папа и мама не только исходя из сказанных ими слов, но и по интонации, мимике, жестикуляции родителей.

Психологические особенности дошкольного возраста: трудности развития

Психология дошкольного возраста занимается изучением ряда проблем:

  • замедленное развитие интеллектуальной сферы (сложности с запоминанием, невнимательность, задержка речевого развития);
  • нарушения в поведенческой сфере (стремление главенствовать, гиперактивность, лживость, агрессивность);
  • неврологические расстройства (нарушение сна, мигрени, повышенная утомляемость, нервные тики, энурез, заикание);
  • эмоциональные и личностные проблемы (тревожность, робость, быстрая смена настроения, страхи).

При появлении подобных проблем стоит обратиться за консультацией психологу-гипнологу, например, к Батурину Никите Валерьевичу.

Психология детей дошкольного возраста пристальное внимание уделяет детским страхам и фобиям, так как их специфика может указать на характер имеющихся проблем в психологическом развитии малыша. Например, повторяющие ночные кошмары с участием негативного женского персонажа (баба Яга, чужая тетя), могут указывать на неприятие ребенком некоторых особенностей поведения матери. Но так как родители идеализируются малышом, то негативные эмоции в их адрес вытесняются и персонифицируются в виде отрицательных героев сказок или злых незнакомцев.

Психологические особенности детей таковы, что они могут использовать страхи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Такое поведение может спровоцировать недостаточная эмоциональная отзывчивость родителей, ревность ребенка к младшему братику или сестричке.

Существует прямая связь между количеством страхов у малыша и его родителей, прежде всего матери. Каналом передачи тревоги становиться материнская забота, состоящая из одних опасений и тревог. В таком случае в терапии нуждается не столько ребенок, сколько сами родители. Привести нервы в порядок поможет прослушивание гипнотических внушений от страха и панических атак:

Помимо перечисленных факторов, детские фобии развиваются в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов. Однако не стоит думать, что любой иррациональный страх в дошкольном возрасте является патологией. Многие из детских фобий, с точки зрения дошкольной психологии, считаются природными, характерными для данного возрастного периода и по мере взросления ребенка проходят сам по себе. Например, считаются нормой страх смерти, нападения, похищения, боязнь замкнутого пространства, темноты.

Методы лечения детских страхов и других психологических проблем напоминают любимые занятия дошкольников:

  • арт-терапия (рисование, лепка);
  • игровая терапия;
  • сказкотерапия (эриксоновский гипноз).

Смысл использования подобных методик в том, что логическое мышление у дошкольников еще недостаточно развито, и рациональное объяснение ребенку беспочвенности его страха не принесет результата. Апеллировать нужно к образному мышлению — через архетипы и символы, которыми насквозь пропитано изобразительное искусство и сказки.

Источник

Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.

В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.

Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.

К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения. Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.

Формирование психических процессов

1. Восприятие

К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики. Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.

Характеристика:

  • основным проводником с реальностью является предмет;
  • при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
  • действие эмоционально и подвластно настроению;

Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.

2. Внимание

Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.

Специфика:

  • форма непроизвольная;
  • слабо сконцентрировано;
  • не длительное и не стойкое;
  • еще сложно его переключать и распределять;
  • объем удерживающих предметов небольшой;
  • действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
  • речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
  • чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.

3. Воображение

  • фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
  • ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.

4. Память

  • запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
  • неразрывно связано с восприятием:
  • преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
  • теперь материал может дольше и больше хранится;
  • зарождаются задатки воспроизведения информации;
  • ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.

Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.

5. Мышление

  • мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
  • образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
  • учится сравнивать и обобщать;
  • преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.

6. Речь

  • малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
  • до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
  • к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
  • ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
  • старается повторить за взрослым услышанное слово.

Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.

Источник