Психологическое развитие ребенка первого года жизни
Ранний возраст от 0 до 1 года
Кризис новорожденности
(0 – 2 месяца)
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе впервые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Новообразование – в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:
– общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
– использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
– обильные вокализации во время общения с матерью;
– реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Младенческий возраст
(2 месяца – 1 год)
Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.
Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.
Новообразования:
- К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
- Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).
Речь:
До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.
Особенности автономной речи:
– не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически (“би-би”), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);
– общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
– связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.
Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
Активная речь. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы “где?”, “как?” выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации (“дай!”). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.
Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.
Предметная деятельность.
Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.
- Движущийся глаз. Известен феномен “глаза новорожденного” – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
- Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).
- Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей. Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
- Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
- Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
- Манипулирование предметом. Отличается от “настоящих” действий тем, что предмет используется не по назначению.
- Указательный жест.
- Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.
Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.
Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия “не написан” на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.
Он осваивает:
– назначение предмета;
– способы действий с предметами;
– технику выполнения действий.
В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.
Умственное развитие.
Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.
- Упражнение рефлексов. Дети “упражняют” все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
- Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
- Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх “чужого”), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
- Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).
Базовая потребность возраста.
Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.
В этом же возрасте формируется чувство привязанности.
Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности:
1) малыш ищет близости с любым человеком;
2) учится отличать знакомых людей от незнакомых;
3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка.
Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.
Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.
Кризис 1 года.
Первый год жизни ребенка заканчивается кризисом одного года.
Новообразование кризиса – автономная речь.
Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:
– нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);
– нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);
– эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.
Источник
Особенности психического развития ребенка до 1 года связаны с укреплением опорно-двигательного аппарата организма ребенка, на основе которого возникает способность ребенка захватывать и удерживать предметы в руках. Рука ребенка при этом движется под контролем зрения, что свидетельствует о появлении зрительно-двигательных координаций. Под влиянием познавательной потребности и потребности в активности ребенок интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Операционную сторону такого манипулирования составляет действие хватания. Ребенок стремится освоить как можно большее количество предметов, начинает ползать, пытаясь достать интересную игрушку, а к концу 1-го года жизни учится ходить, что значительно расширяет ее самостоятельность.
В конце 1-го полугодия потребность малыша в общении со взрослым начинает перестраиваться: он стремится к совместным действиям со взрослыми, то есть возникают деловые мотивы общения (например, стремление вместе со взрослым осматривать игрушку). Общение включается в процесс манипуляций с предметами, в его содержании появляются комментирования действий, пояснения к ним, контроль за ними.
В ходе этих видов деятельности у младенца возникают новообразования: эмоциональное отношение к взрослым, психологическая общность существование с другими, хватание предметов, некоторые перцептивные действия.
Возникает важная форма связи ребенка с действительностью через сотрудничество со взрослыми, что является основой развития сознания.
Во II полугодии появляются манипуляционные действия.
Значение манипуляций с предметами в том, что ребенок овладевает общественными способами использования предметов, усваивая их функции и назначение.
На этой основе зарождаются предпосылки для развития речи. Первым этапом в его развитии выступает латентное усвоения языка, когда ребенок не может сам произносить слова, но уже понимает речь взрослого. К году ребенок произносит первые слова, фразы возникают после года. Благодаря речи у ребенка интенсивно начинают развиваться психические процессы. Она стремится назвать воспринимаемые объекты. В процессе манипулятивных действий с предметами зарождается наглядно-действенное мышление. Для того, чтобы мыслить, ребенку нужно одновременно действовать с предметами.
Таким образом, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, связанной с его физическим развитием (рука удерживает предметы, ребенок сам передвигается). Теперь малыш сам может выбирать объект, с которым будет действовать.
ВЫВОДЫ о главных достижениях психического развития в младенческом возрасте:
– Появление зрительно-двигательных координаций, наблюдается выравнивание в развитии органов чувств и опорно-двигательного аппарата;
– Возникают предметные манипуляции, операционной стороной которых выступает действие хватания, а мотивационной – потребность в познании и активности;
– Общение с взрослым вплетается в манипулятивной деятельности с предметами;
– Расширяется самостоятельность ребенка в передвижении и познании, появляется первое “передособистисне” новообразования – активность;
– В сфере познавательных процессов возникает представление о предмете с устойчивыми свойствами; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются первые проявления наглядно-действенного мышления, начинается овладение пассивным и активным речью.
Ранний возраст знаменуется появлением фундаментальных жизненных достижений: хождение, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в эпоху самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентирования в пространстве, растут познавательные возможности.
Достижения ребенка в овладении предметами к концу первого года жизни получают в раннем возрасте особого расцвета. Общение ребенка со взрослым происходит как их совместная деятельность, отношения между ними косвенные предметом, предметными действиями. (Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). В процессе такого общения происходит активное усвоение ребенком социально выработанных способов использования предметов.
Первые предметы, которыми овладевает ребенок, кроме игрушек, – бытовые в их функциональном назначении, что порождает предметные действия, а не манипуляции как на 1-м году жизни. Физические свойства предметов прямо не указывают на то, как их нужно употреблять. Носителем социально выработанных способов использования предметов выступает взрослый. Ребенок находится в противоречивой ситуации: она стремится сама выполнить действие, но не может этого сделать без образца взрослого. Преодоление этого противоречия приводит к тому, что возникает ситуативно-деловое общение как средство осуществления предметной деятельности, в ходе которой ребенок овладевает назначению предметов, учится действовать с ними так, как принято в обществе.
Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста обусловлена общением со взрослым как формой организации предметной деятельности малыша. Общение со взрослым происходит по поводу предметных действий с помощью речи, снижается его эмоциональность. Интенсивно развивается речь, вытесняя жесты и лепет. Такая форма общения – ситуативно-деловая. Деловые качества взрослого становятся главным мотивом общения. В 2,5 года ребенок в игре подражает взрослому, у него развивается символическое действие (использование заменителей). Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка. Подражания включает два компонента: копирование и отбор определенных образцов для подражания. Впоследствии возникает отсроченное подражания за памятью. Дети подражают действия, которым еще не овладели, и это способствует их усвоению.
По мнению Д. Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного с взрослым выполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметной действия.
Вторая линия приводит к овладению способом использования предмета, к обобщению образа и возникновения игрового действия, которая этот способ изображает. В результате у ребенка возникает предметное отношение к действительности, которую он понимает как совокупность предметов с определенным назначением и функциями.
К концу 1-го года возникает узнавание (на основе неразрывной связи памяти и восприятия), предвидение, способность к замещению.
Предметно-манипулятивная игра имеет две формы: игра – исследование, игра – конструирование.
Взаимодействие со сверстником развивается по следующим этапам:
1 этап – отношение к ровесника как к объекту (касаются пальцами глаз другого малыша)
2 этап – 18-20 мес. – Игра “рядом, но не вместе”.
Взаимодействие с ровесником способствует развитию самосознания, имеет следующие проявления:
– С 2-х гг. Малыш комментирует свои действия (эгоцентричным речи), называет себя в 3-м лице;
– С 1 гг. – Узнает себя в зеркале;
– Осознает себя как личность (новообразование “Я”, появление местоимения “я”)
– С 2 р. – Дети сравнивают себя с другими, зарождается самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослого.
В процессе общения с окружающими ребенок учится понимать другого человека. С 1,5 г. Возникает стремление утешить расстроенную человека, эмоциональный отклик на ее переживания.
К концу раннего возраста разрушаются прежние отношения ребенок-взрослый, перестраивается социальная ситуация развития.
Ребенок начинает осознавать определенный уровень своей компетентности в деятельности, успех в овладении предметами, подражании взрослого и становится инициатором изменения отношений со взрослым, направленной на расширение самостоятельности. Теперь вхождения во взрослую жизнь связана с сюжетно-ролевой игрой, где ребенок переживает себя взрослой.
При блокировании взрослым стремлений ребенка к самостоятельности возникает кризис трех лет, впервые описана Эльзой Келер в работе “О личности трехлетнего ребенка”. Симптомы кризиса 3-х лет:
1) негативизм – отказ выполнять требования;
2) упрямство – малыш настаивает на своем решении, привлекает внимание взрослого к необходимости уважать его мнение;
3) непокорность – протест против привычного порядка в доме;
4) отстранение от взрослого – “Я сам”;
5) обесценивание взрослых;
6) протест.
ВЫВОДЫ о достижениях раннего детства в психическом развитии:
– На основе физического развития значительно расширяется самостоятельность ребенка, что приводит к осознанию ею себя как деятеля (“Я сам”);
– Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста выступает предметно-манипулятивная деятельность, имеющая игровое окраски;
– Предметно-манипулятивная деятельность осуществляется на основе предметных действий развивающихся у малыша с манипуляций;
– Развивается ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
– Познавательные процессы тесно взаимосвязаны; ведущим из них выступает наглядное восприятие, на основе которого развивается узнавание, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение, ребенок переходит к активной речи;
Источник