Психологическое развитие ребенка перинатальный период

Психологическое развитие ребенка перинатальный период thumbnail

В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.

Ключевые слова: перинатальное развитие, пренатальное развитие, психологические факторы, развитие личности.

В нашем обществе современными женщинами уделяется недостаточное внимание психологической подготовке к зачатию ребенка, периоду беременности и родам. Социально-экономические проблемы, занятость на работе, семейные проблемы часто не позволяют женщинам быть более ответственными по отношению к себе, как будущей матери и по отношению к будущему ребенка. Многие беременные женщины просто не понимают важности принятия на себя этой ответственности, не осознают, что нервно-психические перегрузки, стрессы, тревоги и жизненная неопределенность могут в последствие сказаться на психическом здоровье будущего ребенка. Осознание приходит позже, когда происходят патологические необратимые процессы в соматическом и психическом развитии ребенка. В связи с чем, проблема психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка, становится актуальной. От ее решения во многом зависит здоровье наших детей и сохранность семьи.

Важно понимать, что решение о рождение ребенка должно в полной мере осознаваться как матерью, так и отцом. Женщина, вынашивая ребенка, передает ему свои чувства, эмоции и настроение, которые в свою очередь зависят от отношения женщины к ребенку, от принятия себя в роли матери, от отношения мужа к рождению ребенка и общей гармонии семейных отношений.

Перинатальное развитие — это период, непосредственно предшествующий рождению ребенка, совпадающий с ним или непосредственно следующий за ним. Пренатальное развитие — это развитие ребенка до рождения (психология беременности). Пренатальная стадия жизни — первая позиция человеческого существования, где духовные, психические и соматические факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику [9].

Исследованию перинатального периода развития личности посвящены работы таких зарубежных исследователей как Р. Ассаджиоли, А. Бертин, Т. Верни, Ж. Х. Грабер, С. Грофф, Ф. Дольто, Х. Никель, Д. Пайнз, Л. Нильсон, С. Фанти. Среди отечественных исследователей можно назвать таких как, В. В. Абрамченко, А. С. Батуев, Н. А. Гармошова, А. И. Захаров, В. В. Петренко и др.

Кратко обобщая выводы выше перечисленных авторов можно сказать, что они рассматривают пренатальную стадию жизни как первую позицию человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику, и где взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения психологических факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать-дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности [1, 2, 3, 5, 6, 9].

В психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития личности, а с другой стороны как состояние могущего порождать глубокий личностный кризис. Данная точка зрения нашла свое продолжение в работах зарубежных и отечественных психологов [1, 2, 3, 5, 6, 8, 9].

Наступление первой беременности способствует появлению чувства материнства. Именно в этот момент, важно осознавать характер собственных отношений с матерью, модель ее поведения для того, чтобы сформировать свою модель материнства, принять на себя ответственность за принятое решение. Процесс взросления, индивидуализации будет способствовать самоактуализации и личностному росту будущей матери и убережет от повторного проживания чужих чувств, фиксаций, переносов [1].

Согласно исследованиям Н. В. Боровиковой, знания женщины о самой себе и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях создает благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщин, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок [2].

М. П. Коваленко уделяет особое внимание изучению эмоционального состояния беременных женщин. Эмоциональный стресс, страх, тревога, апатия является основной причиной негативных нарушений состояния здоровья матери и плода. У мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии по причине стресса матери. У девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков [6].

Французский психоаналитик Ф. Дольто утверждал, что негативные переживания беременной женщины передаются еще не родившемуся малышу и могут вызвать у него невротические расстройства [4].

З. Фрейд также выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери [8].

А. И. Захаров, считает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается не только на последующем здоровье ребенка, но и на самом течении родов, порождая различные трудности как со стороны матери, так и со стороны ребенка [5].

Беременность, которая доставляет женщине дискомфорт, может привести к физиологическим осложнениям беременности, а у родившегося младенца к повышенной тревожности и депрессиям.

При вынашивании нежеланной беременности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других — эмоциональная невключенность, безразличие и даже определенная эйфория. Субъективные ощущения, связанные с шевелением плода, очень противоречивы. Плод начинает идентифицироваться матерью как уже нечто существующее, отличное от нее [5].

Период появления ощущения, связанного с шевелением плода, в жизни женщины имеет очень важный психологический и эволюционный смысл. В этот момент в самосознании женщины не только возникает образ будущего ребенка, но и, что особенно существенно, этот образ наполняется качественно особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно характеризовать как сроднение.

Если ребенок нежеланный, роды у женщины чаще всего бывают преждевременными и масса тела новорожденных как правило ниже нормы. Дети рождаются слабыми, плохо едят, часто болеют, беспокойно спят, много плачут.

Переживания будущей матери из-за конфликтных отношений с супругом приводит к проявлению психогенной заторможенности у мальчиков, проявляющейся уже на этапе родов в отсутствии рефлекторного крика новорожденного. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша. Волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек [6].

Стрессы в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек.

Нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи, а для девочек — быстрыми стремительными родами [5].

Беременность является сложной жизненной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру.

В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняют как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детско-родительские отношения.

Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее динамично [7].

Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми.

В качестве значимых отношений беременной женщины Э. Г. Эйдемиллер выделил следующие отношения [9]:

  1.              Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу).
  2.              Отношение к отцу ребенка.
  3.              Отношение к вынашиваемому ребенку.

Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протекание родов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка.

Исследования Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добрякова, И. М. Никольской показали, что у женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем [9].

Проведенный анализ теоретических исследований пренатального периода развития личности показал огромную роль психологической готовности беременных женщин к рождению ребенка. Женщины нуждаются в психологическом сопровождении, направленном на нормализацию психоэмоционального состояния, активизацию личностного адаптационного потенциала, подготовку к роли матери, к успешному прохождению беременности и родов. Важно формирование позитивного отношения женщин к будущему ребенку, которое во многом зависит от гармонии в семье, поддержки, доверии и взаимопомощи супругов, ожидающих ребенка.

Литература:

  1.              Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова. — М.: Знание, 2003. — 324 с.
  2.              Боровикова, Н. В. Акмеологический потенциал беременной женщины / Н. В. Боровикова. — М.: Наука, 1998. — 334 с.
  3.              Добряков, И. В. Ранняя диагностика и профилактика послеродовых депрессий / И. В. Добряков. — М.: РОП, 2000. — 315 с.
  4.              Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. — СПб.: Петербург 21 век, 1997. — 147 с.
  5.              Захаров, А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов / А. И. Захаров. — СПб.: Питер, 1997. — 256 с.
  6.              Коваленко, Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов / Н. П. Коваленко. — СПб.: Питер, 1998. — 366 с.
  7.              Кузнецова, Л.Э., Хошаби, К. Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. — № 9 (89) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — с. 1257–1259.
  8.              Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. — М.: Наука, 2001. — 365 с.
  9.              Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольский, И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.

Источник

Социальная ситуация развития ребенка в утробематери тесным образом связана с соматическим и психи-ческим здоровьем матери, поэтому объектом исследова-ния в перинатальной психологии выступает диада «мать – ребенок».

В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.

Кконцупервоготриместрабеременности,какуказыва-ет Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только раз-нообразные сенсорные переживания, но и положитель-ные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состоя-ние. Влияние матери на ребенка в этот период происхо-дит через функции ее организма.

Вовторомтриместребеременностиэмоциональное состояние ребенка – удовольствие/неудовольствие – изменяется в зависимости от собственного эмоциональ-ного состояния матери напрямую, через поступающие

с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок теперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой стимуляции – и внутриутробной, и внешней – он реаги-рует на структурированные высокочастотные звуки. Пос-ле 20 недель при обучении ребенок может отвечать дви-

Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими пред-ставлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой – достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или ино-му этапу возрастного развития.

В настоящее время в нашем обществе наметилась тен-денция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию осо-бых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с со-циальным расслоением в обществе.

жениями на определенную тактильную стимуляцию,

а после 24-26 недель – на тактильную и слуховую стиму-ляцию. В этом периоде, считают исследователи, можно говорить о факте активностиребенка, организованной и достигающей цели – изменять и поддерживать свое со-стояние определенного качества. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности.

Отсутствие зрительного восприятия партнера ребен-ком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональ-ном уровне, которое осуществляется непрямым путем – через гормоны матери в крови.

Втретьемтриместре,которыйсензитивендляобразо-вания индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения

к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, му-зыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, пес-ням, развивается избирательность к культурным особен-ностям пищи.

Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникаю-щих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его са-мосознания, образа «Я» («Я»-концепции, «Я»-системы),

с изменением сферы потребностей и мотиваций, направ-ленности как системы отношений, с развитием личност-ной рефлексии, механизма самооценки.

ваться на еще не созревшие функции, на зону ближайше-го развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего раз-вития имеет большое практическое значение для реше-ния вопроса об оптимальных сроках обучения. Зона бли-жайшего развития – симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Определение обоих уров-ней развития – актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития – составля-ют вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастнойдиагностикой.Важнымследствиемэтойидеиможно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных раз-личий детей.

29. Кризис новорожденности

Процесс рождения – тяжелый, переломный момент

в жизни ребенка. Психологи называют этот период кри-

Источник

Ничто так не украшает женщину, как ребёнокПсихологическое развитие ребенка перинатальный период

Доктора, акушеры — всё это понятно, но очень мало уделяется внимания предродовому психическому состоянию будущей матери. Хотя многие будущие матери и только что родившие неосознанно понимают, что любое их действие или настрой передаются ребёнку в животе или отражаются на младенце. Любая роженица вспомнит кучу примеров, когда её настроение тут же передавалось ребёнку во время беременности или сразу после родов. Активный образ жизни ребёнка более всего известен только матери, но связать все обрывочные события как прямое влияние на будущее ребёнка ей самой не под силу.

Основные “мамские” волны настроений и эмоций малыш, по мнению учёных, улавливает уже на 6-м месяце беременности, когда сформирована кора головного мозга. Тогда и формируется базовый адаптационный потенциал возможностей, который существенно выше у желанных детей, а беременность проходит в здоровой во всех смыслах обстановке.

В родах прослеживается новый момент: если мать во время схваток испытывает страх или боязнь родов, стресс передаётся ребёнку и может сформироваться в будущем в комплекс жертвы. Но есть и другая сторона: при рождении идёт не только физический разрыв с матерью, но и раскрывается потенциал активности для будущих жизненных ситуаций. Правильное поведение мамы закрепит эти ощущения на подсознании малыша и не даст ему чувствовать себя одиноким. Все эти навыки откладываются в памяти человека в неосознанном виде — это так называемый пренатальный опыт, который имеет огромное влияние на его последующую жизнь.

Если депрессия настигла вас в период беременности, то на физическом уровне выброс гормонов может спровоцировать преждевременное сокращение матки, а ребёнок воспримет это как “отторжение” из привычной среды, и любая стрессовая ситуация уже во взрослой жизни скорее всего вгонит его в ту же депрессию. Что уж говорить о нежеланном ребёнке — постоянные мысли о том, как избавиться от малыша, создают агрессивную среду, в которой формируется плод — последствия такой внутриутробной памяти могут заставить человека всю жизнь чувствовать себя ненужным и чужим или даже довести до суицида. Вдогонку к таким “прелестям” развития личности добавляются и психосоматические заболевания: проблемы с сердцем или желудком.

Переживания, конфликты в семье, волнения, повышенная раздражительность, нарушение сна и даже перегрузка на работе проживаются не только беременной женщиной, но и плодом. Пока ребёнок пользуется эмоциями и памятью матери, он считывает все колебания настроения, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Отсюда преждевременные роды, угроза выкидыша или обвитие пуповины вокруг шеи при рождении. Такие дети выходят в мир недоверчивыми и психически неустойчивыми. Отсутствие тесной связи с мамой после рождения тормозит развитие, сменяясь самым страшным — безразличием. За ним следуют апатичность, нытьё, бессонница, множество инфекций и тяжелейшие заболевания.

Ещё мрачнее перспектива будущего нежеланных детей: стремление обратить на себя внимание, выделиться, желание конфликтовать и хулиганить. Испытанное в лоне матери ощущение ненависти и отторжения сохраняется в памяти ребёнка на всю жизнь и усложняет адаптацию в социуме. Приёмные дети находятся в менее чётком положении: негатив до рождения и любовь, которую дарят им приёмные родители. У таких детей идёт внутренний конфликт: неуживчивость и сильнейшее желание проявить свою любовь выводятся в противоречия, и часто такие дети бывают трудноуправляемыми, жестокими и раздражительными.

Негативные факторы влияния матери на внутриутробную память и психику ребёнка: неудовлетворённость своим телом, дискомфорт от беременности и, как следствие, депрессия, токсикозы, осложнения, выкидыши т.д. На этапе младенчества важное значение приобретают телесные контакты и эмоциональные отношения матери с младенцем. Если беременность была нежелательная, то ребёнок рождается болезненным, с плохим аппетитом, беспокойно спит и подолгу капризничает.

Хорошо, что сейчас вновь возрождается изучение пренатального и постродового (перинатального) периодов, ведь, даже прочитав историю, в древних эпосах и мифологии можно проследить традицию почитания беременности и родов. И сейчас будущие мамы начинают (где интуитивно, где осознанно) посвящать больше времени положительному настроению: хорошая музыка, природа, медитация — всю информацию ребёнок считывает с эмоций мамы и формирует своё поведение и жизненную модель. Детское подсознание не имеет границ, и если наполнить его звуками, цветами, яркими символами и позитивными эмоциями, любовью, нежностью и заботой, то у малыша будет больше шансов вырасти гармонично развитой личностью и жить в ладу с собой и окружающим миром.

Поэтому сегодня хочется больше времени уделить важности влияния матери на здоровье и психическую полноценность ребёнка, формированию доверия к миру. Женщина, полноценно участвующая в акте творения, чувствует собственную значимость, наконец, становится Матерью. И позитивное отношение к своему телу, к отцу ребёнка и к самому ребёнку приводит к тому, что женщина абсолютно легко становится любящей и заботливой мамой, а малыш развивается естественно и гармонично. Материнская установка уже признается наиболее эффективной и могущественной и не поддаётся уничтожению

Есть у бога любимое местечко — это маленькое детское сердечко.
Он туда заходит не спеша в первый миг рожденья малыша.

Источник