Психологическое развитие ребенка до рождения

Психологическое развитие ребенка до рождения thumbnail

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша. 

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»? 

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом. 

На данный момент уже достаточно изучено внутриутробное развитие малыша по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику. 

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности. 

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

К 6-му месяцу внутриутробной жизни ребенок способен чувствовать вкус, слышать, видеть и осязать. Он реагирует на ваши прикосновения через стенку живота.

К 9-му месяцу у малыша разовьется обоняние. Он будет распознавать запахи. 

Итак, мы узнали о внутриутробном развитии органов чувств плода. Именно на основании этих знаний и строятся различные теории дородового общения с крохой. 

История пренатального воспитания 

В конце 70-х годов XX века появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — пренатальное, или дородовое, развитие и воспитание. Была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода. 

Калифорнийский акушер Ван де Кар разработал методы работы с беременной женщиной и плодом. Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость. Беременная похлопывала живот, нажимала на него и произносила повторяющиеся, односложные слова. Эти специальные упражнения выполнялись ежедневно по 15—20 минут. Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода. 

Американский специалист по дородовой подготовке Брент Логан в 80-е годы занимался изучением звукового воздействия на плод. Беременные прослушивали определенный набор кассет с записями музыкальных произведений и с записями сердечного ритма, который имел разный характер (высота и частота звука изменялись). Таким образом стимулировалось психическое развитие ребенка. 

К концу 80-х годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм. 

Но еще раньше во Франции существовал так называемый «поющий» родильный дом Мишеля Одена. Там проводились занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Считалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных детей. Мишель Оден обратил внимание, что если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. 

В это же время (в 80-е годы) в Москве, Тамбове, Набережных Челнах и некоторых других городах был апробирован метод профессора Лазарева «Сонатал» (в переводе с латыни сонас — «звучащий», натус — «рожденный»). Суть его в том, что в пренатальный период (до рождения) можно воздействовать на двигательное, эмоциональное и дыхательное состояние плода и даже управлять их развитием. «Сонатал» — метод музыкального стимулирования развития плода и новорожденного. По этой методике мама общается с еще не родившимся малышом с помощью специальных вокально-речевых упражнений. 

Пренатальное развитие: колыбельная для… живота 

Психологическое развитие ребенка до рождения

Учеными замечено, что дети еще в утробе матери по-разному реагируют на различную музыку. Они любят структурированные мелодии, например Вивальди, Моцарт, народную музыку, детские песни и не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Очень хорошо, если вы будете сами петь еще не родившемуся ребенку. Вспомните колыбельные и детские песенки, которые, может быть, пели вам в детстве! Замечено, что малыша можно приучать к ритуалу ночного засыпания. Для этого мама должна регулярно соблюдать определенную последовательность действий, например: ужин, душ, колыбельная. Есть некоторая вероятность, что такой ритуал, знакомый малышу с внутриутробной жизни, поможет ему в дальнейшем успокоиться и заснуть.

Пренатальное общение: как происходит контакт? 

Кто-то из будущих мам относится к общению с ребенком скептически, полагая, что достоверно узнать, что чувствует малыш в утробе матери, нельзя. А кто-то старается каждый день говорить с крохой, научиться его понимать. Кто прав? Ответ на этот вопрос можете дать себе только вы сами. 

При изменении психоэмоционального состояния беременной в ее кровь выбрасываются те или иные вещества. А поскольку ребенок и мать одно целое, то любой ее негатив тут же отражается на его психическом и физическом состоянии. Именно поэтому для стабилизации эмоционального состояния беременных очень во многих центрах по подготовке к родам и осознанному родительству им предлагают заниматься творчеством. Это занятия танцами, пением, арт-терапия (рисование). Считается, что во время таких занятий происходит общение с малышом. С этим невозможно не согласиться. Через песни, рисунки или поделки будущие мамы учатся выражать свою любовь к малышу еще до его рождения. А эти навыки явно не окажутся лишними и тогда, когда кроха родится. Тем более что практически каждая беременная женщина переживает период повышенной эмоциональности. Перенося свои эмоции на бумагу, можно избавиться от тревог и волнений за ребенка. Занятия творчеством помогают избавиться от негативных эмоций, осознать происходящие перемены. 

Психологическое развитие ребенка до рождения

Не стоит забывать, что у папы тоже есть шанс познакомиться с ребенком еще до его рождения. Малыш слышит папин голос, воспринимает эмоции, которыми сопровождается общение родителей. Будущие папы! Помните, что, заботясь о своей жене и малыше, общаясь с ним, вы как бы даете ему сигнал: «Здесь хорошо, мы ждем тебя и рады тебе». Интерес к миру можно закладывать уже сейчас. Тогда, повзрослев, малыш сам захочет познавать мир, вы заложите в нем любовь к жизни. Замечено, что отцы, которые достаточно часто общались с ребенком во время беременности, и после рождения лучше понимают своего малыша и легко налаживают с ним контакт. 

Как общение с будущим ребенком происходило в Древнем Китае и Японии? 

В некоторых странах Востока (например, в Древнем Китае и в Корее) издавна считалось, что в день рождения ребенку уже исполняется девять месяцев, то есть возраст человека исчисляется со дня зачатия, а не рождения. Еще более 1500 лет назад в Китае практиковали дородовое воздействие на ребенка. Женщины, ожидающие малыша, ежедневно пели для него нескольких часов: считалось, что это благоприятно отразится на характере ребенка.

Психологическое развитие ребенка до рождения

А в Японии будущие мамы жили в специальных общинах, расположенных в красивой местности. Специально обученные женщины занимались там эстетическим и музыкальным образованием матери и ее будущего ребенка.

В некоторых странах Африки с давних пор и по сей день практикуются специальные танцы и ритмические движения для беременных. 

Общение с будущим ребенком: кому это нужно? 

Итак, общение с ребенком до рождения нужно как малышу, так и будущим родителям. Таким образом, ребенок получает новые стимулы для своего развития, а главное — тепло, ласку и заботу будущих мамы и папы. Для этого не обязательно петь, рассказывать стихи и т.д. — можно просто думать о малыше, воспринимать свою беременность положительно. 

Проверьте с помощью теста, получаете ли вы настоящее удовольствие от своей беременности

Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения 

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, – не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни. 

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках – это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной! 

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий. 

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!

Источник

Содержание:

  • Развитие ребенка в период беременности
  • Развитие и психология новорожденного

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности,
особенностям протекания родов, а также закономерностям развития
ребенка в первый год жизни можно предугадать уникальную и
неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.

Поэтому целесообразно начать разговор об особенностях психологии
младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее
будущее дитя становятся единым организмом.

Развитие ребенка в период беременности

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в
результате законченной дифференцировки органов, превращается в
зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по
поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго
определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной
связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь
оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных
психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит
развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к
моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных
влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих
лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка
– все это предвестники будущих психических и психологических
проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в
воздушной среде – с этого момента его нередко называют уже
ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского
организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если
у матери на чей-то голос выделяется гормон
беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются
гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с
ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись
младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх
перед тем миром, в который ему придется выйти.
И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с
любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену
семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося
ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для
него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие
механизмы “запускают” процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой
форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет
большое значение для будущего психического развития человека.
Но это – тема отдельного разговора.

Развитие и психология новорожденного

Итак, ребенок появился на свет!
В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в
который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные
органы чувств.

Новорожденный с первых часов способен распознавать отчетливые
звуки различной интенсивности. Он даже способен отличить голос
матери от других голосов, произносящих его имя. Ко второму месяцу
жизни ребенок улыбается, когда слышит голос матери или других
значимых взрослых. Развивалась эта
способность еще в период внутриутробной жизни: известно, что слух,
так же, как и зрение, функционируют уже у семимесячного плода.
До трех-шести месяцев слух новорожденного недифференцированно
воспринимает звуки различных языков. К концу этого периода ребенок
начинает различать звуки родного языка, то есть того языка, на
котором к нему обращается значимый для него человек (обычно это
мама). Но на каком бы языке ни были произнесены слова, какой бы
смысл они в себе ни заключали, для нормального психического
развития младенца самое важное – это интонация любви и
эмоционального принятия взрослыми существа, который воспринимает
себя через общение с ними.

С четырехмесячного возраста ребенок способен различать цвета:
синий (голубой), зеленый, желтый и красный. Ребенок,
чьи потребности хорошо удовлетворяются, отдает предпочтение синему
и красному цветам. Предпочтение желтого и отказ от синего – это
сигнал о том, что какая-то жизненно важная потребность младенца
остается неудовлетворенной.

До сих пор открытым остается вопрос о вкусовых предпочтениях
младенца. Некоторые исследователи считают, что эта способность
врожденная, и ребенок может самостоятельно выбирать ту еду,
которая соответствует потребностям его организма.
Другая точка зрения – вкус к еде формируется в результате
воспитания: какой пищей ребенка кормят с детства, к той он и
привыкает. Однако огромное количество проблем с кормлением детей
не позволяет согласиться с последним утверждением.

Остановимся поподробнее на наиболее важном моменте в развитии
младенца – способе его кормления матерью.

Уже на третий день жизни новорожденный может узнавать мать по
запаху ее шеи и груди.
На четвертый день кормления младенец, имевший с матерью
положительную эмоциональную связь в течение беременности
(положительное эмоциональное принятие беременности, желанность
ребенка, отсутствие тревог по поводу его половой принадлежности),
проявляет врожденную способность к узнаванию лица матери.
На радостное выражение лица матери младенец отзывается
физиологической реакцией радости.

Способ кормления является важнейшим моментом в понимании ребенком,
как к нему относится мать и сможет ли она в нужный момент
оказаться рядом, накормить, поддержать, защитить.

Однако мама может кормить ребенка с недоступной для его понимания
частотой, определяемой ее собственными желаниями и тревогами, а не
по мере возникновения у малыша потребности в еде.
Некоторые матери тщательно соблюдают кормление по часам, выжидая
минуты до положенного срока, в то время как голодный младенец
криком призывает единственный известный ему источник пищи, тепла и
ласки.

Если мать дает столько еды, сколько нужно младенцу,
когда у ребенка возникает потребность в этом, если она понимает,
что, кроме еды и одежды, у малыша существует врожденная
потребность в эмоционально окрашенном общении с ней, и
удовлетворяет эту потребность, то у младенца формируется
ощущение безопасности и чувство доверия к окружающему миру.

Таким образом, первый год жизни ребенка является критическим
периодом для
принятия или непринятия им окружающего мира. Если малыш попадает в
ситуацию, когда на его зов о помощи отсутствует реакция, или,
наоборот, независимо от желаний младенца, мать навязывает ему свое
собственное понимание пути его развития, то формируется защитная
или агрессивная реакция по отношению к ситуациям, когда потребности
ребенка не удовлетворяются в адекватной форме.

Дорогие мамы! Оставив позади двери роддома, помните, что вашему
младенцу, в первую очередь, сейчас нужны заботливый уход, тепло,
понимание и любовь.

Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать
и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших
ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с
маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.

А может быть врач прав? Моей доченьке уже 12 лет.В 2 месяца мне пришлось перевести ее на искусственное питание. В то время со смесями было трудновато, а то что предлагали магазины мое дите просто не переваривало. Я делала так: мыла (если нужно), сушила и молола в кофемолке различные крупы:гречку,рис, геркулес (кроме манки).Варила на обычном магазинном молоке очень жидкие отвары. В рисовый добавляла 1 ч.ложку растительного масла на 200гр (чтобы не было запоров). Все эти “кашки” мы ели с огромным удовольствием. А на ночь высасывали бутылочку кефира с растворенной в нем 1ч.л. меда. И спали часов до 5-6 утра. Ну, а где-то с 4 месяцев пошли соки, фруктовые и овощные пюре. С 6 месяцев овощи с мясом. И т.д.и т.п. Я конечно не говорю, что я права на 100%, но наши результаты налицо. Судите сами: моя дочь абсолютно не болела до 1 года. В 1год 2месяца пошла в ясли. Тогда конечно начались простуды, но ни одного серьезного заболевания.За 12 лет она только 1раз переболела гриппом и 1 раз ветрянкой – и то уже в школе. И у нас никогда не было никакого диатеза, аллергии и т.п.
в отличии от многих детей, вскармливаемых грудью. Так что смелее! Не ленитесь, готовьте своим деткам сами, и пусть они растут крепкими и здоровыми. Ирина.

2000-11-26, ирина

Вот докопались до первоначальной бесполости. Скорее всего автор просто имел ввиду, что до определенного времени пол ребенка невозможно определить никакими методами, даже если под микроскопом разглядывать, ну очепятка вышла.

А насчет недоказанности статьи – зачем что-то доказывать, если инстинкт говорит, что ребенок все слышит, понимает настрой матери… в последнее время наука конечно это может доказать, проводятся опыты, исследования – но уже много веков назад матери это знали, чувствовали!!! И уж поверьте, никому тогда бы в голову не пришло кормить ребенка по часам или приучать “прокричаться”, учиться успокаиваться и засыпать самостоятельно, как советуют в некоторых современных “научных трудах”.

“Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.” – в принципе одной этой строки уже достаточно, чтобы считать статью хорошей.

2008-07-14, Мария

Не знаю, мне статья показалась чересчур уж сухой и категоричной. Думаюдело в том, что представленные факты носят в основном описательный характер, а феноменология – вещь довольно непрочная. Хотя, может, это все просто проверенные медицинские факты и потому все так категорично… А еще мне показалось, что данные, на которых основывался при написании статьи автор, все-таки несколько устарели – вроде бы везде теперь пишут как точно установленный факт о том, что маму новорожденный способен узнавать сразу же после своего появления на свет, что вкусовые пристастия малыша довольно четко очерчены уже в утробе, а потом дифференцируются и расширяются. Наверняка что-то еще тоже легко можно найти, но я, признаться, не очень вчитывалась сейчас.
Но статью все равно скачаю, хоть и не уверена, что она останется в моем “архиве” после прочтения.

2004-08-11, perseveration

Поперли по пунктам, благословясь!
Тревоги мамы по поводу пола ребенка расшатывают последнему нервную систему, но уж никак не могут стать причиной комплекса. Потому что гормональная связь – не телепатическая, и плод не может знать, чем именно вызван приток адреналина.
Нежные разговоры? Слышать-то он слышит, но как? После родов только голос матери (переданный полостями “через внутрь” тела более-менее качественно) детка и узнает! А уловить интонации через кожу-жир-мыщцы-матку-плаценту-воды… Большое ХМ!
Если психологи не знают, какой механизм запускает роды – это говорит лишьо влезании в чужой огород. Гормональный, душенька!
дальше лень читать

2006-04-30, breL

Хочу заметить, что это ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ точка зрения на данный вопрос. Для тех, кто не знаком с психологией – психоанализ – не единственное направление. Доказать эмоциональную связь матери с плодом сложно. Да, можно сравнить детей желанных и нежеланных, но как тут изолировать наследственные факторы?
Конечно, совершенно бесспорно и доказано миллион раз, что родительская любовь, выраженная в тактильных контактах с ребенком, разговоре с ним и т.д., положительно влияет на его физическое, психическое, интеллектуальное развитие. Так что начинать надо с рождения. В этом согласна на 100%

2000-12-07, Ластик

и не говори – страшно подумать, что наши детятки вынуждены перееносить вместе с нами… знаеш меня недавно даже какое-то новое чуство посетило – вот так вот носишся с делами, проблемами, что-то решаеш, переживаеш вдвойне от того, что понимаеш беполезность данной суеты… а потом так остановишся, вспомниш про малыша – погладиш животик, и как буд-то солнышко внутри тебя пригреет, успокоит… вот думаю – маха ты моя любимая, такой еще маленький, а уже маму успокаивает, и и сил придает, и со спокойствием продолжаю этот неизбежный бег… 🙂

2000-09-29, Mria

Помню что читала эту статью еще когда была беременная, но не высказывалась. А теперь нам уже полтора годика и так интересно было натолкнуться опять на эту публикацию. Она очень добрая успокаивающая именно то, чего так не хватает беременным будущим мамам. Боже из за чего только мы не переживали… И зачем спрашивается 🙂 Ведь наше солнышко которое появилось на свет так нуждается в нашей защите нашем спокойствии и уверенности. Так что спасибо вам Элла за хорошие слова вовремя сказанные . И успехов.

2002-05-16, Leonida

Всего 28 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник