Психологическое просвещение родителей по вопросам развития ребенка

Ни один ребенок еще не вырос без истерик и капризов. Так подрастающий ребенок пытается познать мир, способы взаимодействия с окружающими людьми и конечно же способ получить желаемое. В данной статье, хотелось бы кратко осветить вопрос детской истерики и способы взаимодействия с ребенком в момент истерики и после нее.

Существующие виды детской истерики: манипулятивная и истерика-реакция на окружающую обстановку.

С помощью манипулятивной истерики ребенок пытается добиться того, чего он хочет, часто такие истерики происходят в публичных местах, что становится очень «неудобным» для Вас.

Истерики-реакции это сигнал психики ребенка о некомфортном состоянии (устал, заболел, голоден, замерз, ну и какие-то психологические причины адаптация к новым условиям, развод родителей, смена привычной обстановки и т.д.).

Реакция на каждую истерику должна быть соответствующей. Поведение при манипулятивной истерике:

1. Если почувствовали приближение истерики или капризов, самое главное – не впадать в панику и сохранить спокойствие, ведь это признак того, что ребенок начинает взрослеть, и учится взаимодействовать с миром, высказывать свое мнение и желание и Вы как любящий и мудрый родитель, должны ему в этом помочь.

2. Действуйте едино с мамой/папой/бабушкой/дедушкой и другими родственниками, которые активно участвуют в жизни и воспитании ребенка.

3. Ребенку после истерики, когда уже он успокоится, нужно дать понять, что Вам не нравится такое поведение и неприятно наблюдать истерику ребенка.

4. Не пытайтесь во время каприза что-то внушать и объяснять ребенку, он все равно Вас в этом момент не услышит, лучше подождать пока «буря» минует.

5. Будьте последовательны в своем поведении, если Вы сказали «нет», и последовал каприз, не меняйте свое мнение и решение. Не поддавайтесь ребенку, даже если это происходит в общественном месте.

6. Попробуйте найти выход из ситуации путем поиска компромисса «Я не могу дать тебе играть  со стеклянной чашкой, но я могу ее дать тебе посмотреть на диване, чтоб она не разбилась», «Я не могу разрешить тебе рисовать на обоях/мебели, давай возьмем с тобой альбом», «Не заходи в лужу сейчас, ты не в той обуви, давай мы лучше измерим ее глубину палкой или покидаем в нее камушки» и т.д.

7. Не разрешайте пугать посторонним людям «Я тебя заберу к себе» и не пугайте ребенка сами «Я позвоню в милицию».

8. По возможности постарайтесь отвлечь малыша.

9. Возьмите себя в руки и постарайтесь убрать из арсенала грубый тон, не пытайтесь сломить силой авторитета, говорите спокойно и без раздраженности, это успокоит ребенка.

Поведение во время истерики-реакции:

1.  Ребенок всегда должен чувствовать поддержку родителей, поэтому необходимо во время приступа капризности оставаться рядом с малышом, чтоб он понимал, что Вы его понимаете. Возьмите ребенка на руки и прижмите к себе, опуститесь на уровень его глаз и скажите, что понимаете, что он расстроен и пожалейте его.

2. Если вы столкнулись с истериками в следствии со сменой привычной жизнью (развод, переезд, перевод в другой сад), самым разумным будет обращение к педагогу-психологу для консультации и составлении программы поддержки и эмоциональной разгрузки ребенка.

Ну и самое главное!

ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА.

– Хвалите всегда, даже если его попытки не увенчались успехом, похвала от родителей является лучшей мотивацией и стимулом к хорошему поведению, помощи и учебе. Резкая критика только «охлаждает пыл»

– Отметьте, если ребенок сходил без истерики в магазин, поликлинику или в гости, скажите, что гордитесь им. Не бойтесь его «захвалить» в этом случае.

 Желаем Вам успехов и все обязательно получится!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Серпухова детский сад № 34 «Звёздочка»

Детская истерика

Рекомендации родителям от педагога-психолога

Составитель: педагог-психолог Гаврилова И.В.

Редактор: старший воспитатель Савина Л.В.

Источник

Сухарева Ольга
Психологическое просвещение и психологическая профилактика родителей дошкольников

Уважаемые коллеги, согласитесь, что сейчас в наше время педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь в университетах, колледжах и в других учебных заведениях нет такого специального курса или предмета, где молодых людей учат как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно их воспитывать. В принципе, этому не обучают нигде и никогда.

Таким образом, вопросами психолого-педагогического просвещения я считаю можно и нужно заниматься в ДОУ.

Когда говорим о психолого-педагогическом просвещении сразу же вспоминаем о психологической профилактике. Обоснованием для объединения этих двух, на первый взгляд, разных направлений в единое целое является то, что просвещение родителей носит профилактический, то есть предупреждающий характер. Ведь основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа ДОУ, направленная на психолого-педагогическое просвещение родителей.

Родители должны понимать (и учреждение, и мы психологи должны эту мысль до них донести, что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а ДОУ является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача детского сада — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителямивоспитанников на основе таких принципов:

• взаимоуважения;

• терпимости;

• толерантности;

• доверия друг другу;

• взаимной поддержки;

• терпения;

• помощи;

• готовности воспринять позиции друг друга.

Подбирая темы и материал для занятий с родителяминужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

• актуальность и полезность;

• превентивность;

• практическая целесообразность;

• основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Читайте также:  Что такое интегративные показатели развития ребенка

Таким образом, считаю, что мы психологи должны наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы дошкольной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей организовываю с помощью следующих форм работы с семьёй:

• индивидуальные и тематические консультации;

родительские собрания;

• информация в родительских уголках.

В круг актуальных вопросов, предлагаемых мной родителям входят:

• адаптация младших дошкольников;

• возрастные особенности детей;

• условия, необходимые для полноценного психологического развития;

• готовность к школе и т. д.

Рассмотрим основные вопросы подробно:

1) Адаптация младших дошкольников.Сюда входит:

• информирование в устной и письменной форме родителей об особенностях адаптации дошкольников, об особенностях режима дошкольного учреждения; т. е. в уголок родителей размещается наглядная информация различной тематики, и индивидуально с каждым родителем проводятся беседы о прохождении адаптации ребенком;

• отслеживание самого процесса привыкания ребенка и его корректировка совместно с педагогом. Сама работаю в первой младшей на 0,5 ставки. Стараюсь уделить всем детям достаточно внимания, тем самым облегчить им процесс привыкания.

2).Готовность к школе:

• на основе психологической диагностики уровня готовности разрабатываются рекомендации для родителей по повышению уровня готовности к школе;

• консультации родителей по вопросам индивидуализации процесса подготовки к школе.

Подводя итог, можно сказать, что эффективность психопрофилактической работы психолога определяется ещё и грамотным отбором тем для выступлений. Они должны быть результатом анализа ситуации развития ребенка, особенностей склада семейного воспитания, а не просто желания рассказать родителям о чем-то интересном. Именно психологической профилактике специалист должен поэтому уделять особое внимание. Тогда возможно будет предупредить нежелательные отклонения в развитии детей.

Спасибо за внимание!

Источник

Психолого – педагогическое просвещение родителей.

Выполнила:

Харитонова Анастасия Сергеевна

Москва, 2013 г.

Содержание сотрудничества педагога с родителями включает три основных направления:

  • психолого—педагогическое просвещение родителей,
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом в ДОУ.

Психолого – педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

       –  родительские университеты;

       –  конференции;

       –  индивидуальные и тематические консультации;

       –  родительские собрания;

       –  тренинги.

Родительские университеты – это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями.

Назначение родительских университетов в детском саду — психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только ДОУ, но и школы, ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели возрастных групп. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовится все ДОУ и все группы. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ детей, музыкальные программы, экскурсии по детскому саду т. д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Специалисты ДОУ разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации воспитателя или учителя-дефектолога, если педагоги видят, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий педагог может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Читайте также:  Маршрутная индивидуальная карта развития ребенка

Требования к проведению консультации

 1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда.

 2. Проблема, которая будет обсуждаться, хорошо известна и рассматривается с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

 3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.

 4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

 5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

 6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

 7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

 8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов и педагогов.

 9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

 10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным «жанром», чем занятия или внеучебная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, – педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны – детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей воспитателей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на педагога на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи со специалистами и педагогами. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей, проявляется хамство и грубость педагогов. Педагогам следует помнить – родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

Для специалистов ДОУ родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники: дефектологи, психологи, логопеды, педагоги доп.образования – постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

Родительские собрания могут быть:

       – организационными;

       – текущими или тематическими;

       – итоговыми;

       – общими групповыми.

Тематика родительских собраний определяется воспитателем и специалистами на основе изучения целей и задач работы детского сада с родителями и исходя из запросов родителей группы.

Общее родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общего родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы ДОУ, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления и творчества), итогами работы за определенный промежуток времени, проблемами и перспективами развития дошкольного обучения в условиях реформирования ДОУ. Однако общие родительские собрания могут носить и торжественный характер. Традиционными общими родительскими собраниями могут стать собрания, посвященные юбилею ДОУ, чествованию родителей, воспитавших прекрасных детей, чествованию воспитанников — победителей олимпиад и конкурсов и т.д. Прекрасной традицией детского сада может стать общее родительское собрание, которое посвящено педагогу, обучившему не одно поколение воспитанников детского сада. Такие родительские собрания носят глубокий общечеловеческий нравственный характер, положительно влияют на родителей, стимулируют их на изменение своей педагогической позиции в семье.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с детским садом является групповое родительское собрание. Групповой собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение образовательного и воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и ДОУ, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости воспитанников не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Родительское собрание условно можно разделить на три части – вступительную, основную, заключительную.

 Вступительная часть. Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем воспитатель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

 Основная часть. В данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Читайте также:  Стимуляция развития речи у ребенка 2 лет

 Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и оценка происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками.

Одной из форм просвещения родителей группы является родительский ринг. Родительский ринг – это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены ситуации воспитания, которые могут быть в том или ином возрасте дошкольников, а так же проблемные ситуации, которые складываются в самом детском коллективе. Безусловно в ходе ринга анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных воспитанников. В анализ ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения. Играет огромную роль в просвещении родителей группы, так как предлагает практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги — это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении дошкольного психолога. Воспитатель или специалист беседует с детьми и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я-позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.

Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?

Поскольку родители являются социальными заказчиками ДОУ, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в саду и в своих группах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в группе, в лучшем случае — предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении дошкольной жизнью.

Одной из форм участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете ДОУ, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей группы. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в группе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет группы привлекает родителей к организации и проведению досуговых мероприятий в группе. Родители-профессионалы могут организовать в группе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

Родителей можно привлекать к проведению разовых информационных часов. Эти часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеучебных мероприятий в группе, быть участниками КВНов и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько воспитатель сумел привлечь родителей к сотрудничеству. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении экскурсий. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением детей и делятся впечатлениями на родительском собрании. Иногда мнение, высказанное родителями группы, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение воспитателя.

Воспитатель и дефектолог, привлекая родителей к участию в воспитательной и образовательной работе в группе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения воспитанников группы. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными — грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни детского коллектива.

Список литературы:

1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. – М., 2001.

2. Делекреева Н.И. Новое родительское собрание: 1-4 классы. М., 2005.

3. Ответственные родители: Учеб.-метод. пос. для учителей сред. школы. М.: Всерос. образовательная программа «Мой выбор», 2007.

4. Родительские собрания: II класс / Авт.-сост. О.П. Варенька. М.: ВАКО, 2008.

5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями – М.: 5 за знания, 2005.

Источник