Психологический критерий психического развития ребенка
Темпы созревания личности малышей различны, но по нескольким параметрам они не должны отклоняться от нормы. Педиатры определяют нервно-психическое развитие у детей, руководствуясь различными критериями.
Родители могут проследить за ребенком, ориентируясь по представленной ниже таблице нормальных показателей в разные возрастные периоды жизни.
Развитие нервной системы в раннем возрасте
Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.
При рождении вес мозга составляет в среднем 350 грамм. Уже к первому году жизни он увеличивается в 2,5 раза, а к 3-летнему возрасту достигает трехкратного размера.
Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.
Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.
Мышечное развитие начинается сверху.
- Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
- Затем появляется способность держать голову.
- Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
- Позже формируется движения тела.
Формирование детской психики
Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.
Развитие психики претерпевает 4 этапа.
- Моторный период продолжается в грудном возрасте.
- Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
- Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
- Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.
Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений. Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением.
Показатели НПР ребенка до года
Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:
- сенсорное;
- двигательное;
- эмоциональное;
- речевое;
- навыки, умения.
Критерии нормального развития ребенка – в таблице:
Возраст по месяцам. | Сенсорные реакции | Эмоциональная сфера | Физическая активность | Речь | |
Зрительные | Слуховые | ||||
1 | Следит глазами за движущимися игрушками | Слушает голоса | Улыбается | ||
2 | Долго рассматривает лица людей или игрушки | Поворачивает голову в сторону говорящего человека | Улыбается при общении | В положении лежа на животике держит голову | Издает звуки |
3 | Сосредоточивает взор на лице мамы или предметах | Оживляется при общении с ним | Наталкивается руками на висящие над ним игрушки | ||
4 | Узнает маму и радуется ей | Поворачивается головой к говорящему человеку, находящемуся вне поля его зрения, и находит его | Смеется во время разговора с ним | Берет и держит игрушку рукой | Издает отдельные звуки |
5 | Различает знакомых и чужих людей | Оборачивается на звуки. Различает голоса и интонации близких людей | Радуется в обществе детей, берет протянутую ему игрушку | Лежа на животике, поднимает голову, опираясь на ручки При поддержке мамы упирается ножками о пол. Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции | Подолгу воркует, гулит |
6 | Узнает свое имя | Сидит без поддержки. Перекладывает игрушки | Лепечет, имитирует речь | ||
7 | Стучит и размахивает игрушками. Пытается брать мелкие предметы | На вопрос «где?» находит взглядом вещь | |||
8 | Подражает движениям взрослых с игрушками | Активно ползает. Придерживаясь за край кроватки, встает и опускается | Понимает слово «нет». Жестикулирует. | ||
9. | Выполняет плясовые движения под веселую музыку | Ползает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукой | Реагирует на свое имя. Подолгу лепечет. Произносит неосознанно слоги «ма-ма», «па-па». | ||
10 | С удовольствием общается с другими детьми | Манипулирует игрушками, вынимает их из коробки и складывает в нее. Передвигается при помощи взрослых | Называет родителей «мама» и «папа». Ищет и дает игрушки | ||
11 | Активно реагирует на других детей, радуется | Стоит без поддержки. Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги. Складывает кубики | Произносит отдельные новые слова | ||
12 | Подолгу играет с куклами, машинками. Находит спрятанную игрушку | Самостоятельно ходит. Умышленно бросает игрушки. | Повторяет за взрослыми слоги. Может произнести 5–10 слов |
В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.
Во время ухода с грудничками надо разговаривать соответственно возрасту. Нервная система быстрее развивается у детей, с которым общается мать и другие члены семьи.
Наблюдение за ребенком до года
Оценка нервно-психического развития детей проводится с учетом функций:
- безусловные рефлексы – глотание, сосание;
- слуховые, зрительные, пищевые рефлексы;
- эмоциональные факторы – улыбка, узнавание мамы, лепет.
Матери малыша на протяжении первого года следует обращать внимание на способность слышать и видеть, а также моторику пальцев. Если ребенок в своем возрасте отстает по 2–3 и более показателям из таблицы, не теряйте время.
Чем раньше обратиться к педиатру, тем эффективнее будет лечение. Комплексная терапия позволяют восстановить состояние детей любого возраста.
Критерии развития деток 1–2 лет
На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.
Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.
Возраст | 1 год и 3 мес. | 1 год и 4–6 мес. | 1 год и 7–9 мес. | 1 год и 10 месяцев – 2 года |
Сенсорное развитие | Различает кубики по размеру | Различает формы – шар, кубик, кирпич | Ориентируется в размерах предметов | По просьбе находит 3 цвета |
Понимание речи | Запоминает больше слов | Объединяет карандаши по цвету, размеру | Понимает сказку по картинкам | Понимает рассказ на словах |
Активная речь | Лепечет и говорит короткими слогами: «би-би» | Произносит простые слова | Объясняет действия словами | Разговаривает фразами из 2–3 слов |
Движение | Ест густую еду | Ест жидкие блюда ложкой | Снимает обувь, шапку | Одевается при помощи взрослых |
Навыки | Долго ходит без отдыха. Наклоняется, пятится | Перешагивает через невысокие препятствия | Ходит по бордюру | Преодолевает подряд несколько возвышенностей |
Игры | Повторяет знакомые действия – кормит куклу, надевает кольца на ось | Повторяет движения, которые увидел раньше | Строит скамейки, домики | Повторяет действия последовательно |
Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.
Детям необходима помощь родителей для правильного нервно-психического здоровья. Ребенок развивается гораздо быстрее, если с ним общаются родители, родственники.
Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.
Мама и папа должны разговаривать с ребенком несложными фразами с правильным произношением. Употреблять детские «синонимы» слов не стоит, ведь если малышу часто говорить «ням-ням», то он нескоро выучит слово «есть».
Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?
Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.
Сфера развития | 2 года и 6 мес. | 2 года и 6 мес. – 3 г. |
Сенсорное развитие | Собирает предметы четырех главных цветов. Различает фигуры по форме | Знает и называет 4 цвета по картинкам |
Активная речь | Составляет фразы из 5–6 слов. Часто пользуется вопросом «где?». Повторяет и учит короткие стишки. Использует в разговоре больше 300 слов. | Задает много вопросов «почему?», «где?». Называет себя «я». Запоминает стихи и песни. Словарный запас приближается к 1000 слов |
Двигательная активность | Бегает, идет по лестнице, меняя ноги. Перешагивает через палку, поднятую на высоте 30 см | Стоит на одной ноге. Уровень палки или натянутой веревки, через которую может перешагнуть малыш, поднят до 35 см |
Навыки | Одевается, но не может застегивать пуговицы. Ест, не размазывая пищу по столу | Одевается сам, завязывает шнурки, частично застегивает пуговицы. Моет руки, ходит в туалет |
Игры | Самостоятельно строит домики из кубиков. Активно играет с детьми. Лепит из пластилина и рисует карандашом предметы. | Рисует окружность, крест. Закрашивает картинки. Строит из 9 кубиков. Убирает игрушки. Ездит на 3-колесном велосипеде. |
Как помогают родители?
Учитывая развитие психики, ребенку нужна помощь родителей для усвоения новых слов. С малышом следует чаще общаться. Называя предмет, расскажите о нем. Например: «Вот едет трамвай. Он везет много людей». Во время занятий по рисованию объясните, что это за животное, какие звуки издает. У детей слова ассоциируются с предметом. Когда мама говорит: «Давай порисуем», – он приносит карандаши и альбом.
Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.
Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.
В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.
К 3-летнему возрасту мозг маленького человечка сформирован. Для расширения познавательных способностей ребенку нужно помочь не только готовыми развивающими наборами типа «Конструктор». Познавательные развлечения можно организовать дома из подручных предметов. Детям нравятся игры «Наперсток», «Веселый мешок» или «Одно к другому».
Самостоятельные действия малыша с игрушками, даже очень интересными, мало чему научат. Присоединившись к игре, создадите благоприятную почву для совершенствования детских способностей.
Развивает внимание игра «Карлики и великаны». Мама говорит ребенку, что сейчас будет рассказывать сказку. В тот момент, когда она произнесет слово «карлики», малыш присядет, а на слове «великаны» – подпрыгнет.
Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование. Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.
Наблюдение за развитием детей старше 2 лет
В этом возрасте важен контроль психического развития. Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру.
Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:
- дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
- отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
- с задержкой на 2 периода;
- отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.
Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.
Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.
При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.
Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.
Источник
К показателям психического развития ребенка относят:
– развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
– формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
– овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
А что должно стать предметом психологического изучения?
Это – психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» – превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К.Чуковского, слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».
Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.
И все-таки, что это за факты?
Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на
Глава 1. Психология развития ребенка 53
что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.
Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н-А.Русина и В.А.Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность – феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое – широкое, толстое – худое, нежное -грубое, красивое – неправильное), мимики и пантомими-ки (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.)’.
Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный – красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция,
‘ Русина Н.А„ Урываев В.А. Психологическая характеристика личности ребенка/Методические рекомендации для студентов 2-го курса педиатрического факультета. Ярославль, ЯГМА, 1998.
54 Аверин В.А. Психология детей и подростков____ словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, разговорный – изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно’.
В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
1) характер установления контакта ребенком: торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;
2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);
4) на проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка2.
А теперь перейдем к характеристике методов изучения этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?
Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.
Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, чтомы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.
В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.
Как сделать наблюдение максимально эффективным?
Первое и, может быть, главное условие – это выра-бртка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, должна входить в реестр профессионально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.
Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Вашими знаниями о развитииребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными Вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.
Третье условие – это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность
56 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
минимизирует возможности детального и обширного наблюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения, желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) – составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:
– физическое развитие;
– общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т.д.);
– социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются с взрослыми и детьми; как ребенок играет, его интересы и т.д.).
– самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туалетом и т.п.
– поведение ребенка.
Структура карточки – это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (по Дж.Леш-ли)’.
Какие следует дать советы наблюдателю? 1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отвечать за свои слова).
Д-Лешли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.М.: Просвещение, 1991.
Глава 1. Психология развития ребёнка 57
2. Придерживайтесь своих наблюдений – не старайтесь обобщать.
3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».
Можно рекомендовать родителям вести такие карточки наблюдения.
Таблица 4
Фрагмент карточки физического развития
Широкие физические движения | | |||
Дата: | 6.04.86. | 7.07.86. | 1.10.86. | 31.12.86. |
Возраст ребенка | 4мес. | 7мес. | Юмес. | 13мес. |
Ребенок может: | | | | |
– переворачиваться со | + | + | | |
спины на живот; | | | | |
– сидеть без поддержки | | + | + | |
короткое время; | | (долго) | | |
– бросать предметы; | | + | + | + |
– ползать на | | пытается | + | + |
четвереньках; | | | | |
– подниматься, держась | | | + | + |
за мебель; | | | | |
– приседать из | | | + | + |
положения стоя; | | | | |
– ходить с помощью | | | * | + |
взрослых; | | | | |
– ходить | | | | + |
самостоятельно. | | | | |
58 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
Таблица 5
Фрагмент карточки развития, фиксирующей поведение ребенка.
Социальное развитие и игра | |||
Дата: | 5.02.86. | 25.05.86. | 20.08.86 |
| | ||
Возраст: | 2,6 | 2,9 | |
Реакция на трудности: | | | |
– быстро сдается; | | | |
– пытается преодолеть какое-то время; | + | + | |
– пытается преодолевать постоянно; | | | |
Реакция на тихие занятия, требующие обдумывания: | | | |
– непоседлив с самого издала; | + | | |
– концентрируется на 1-2 минуты; | | + | |
– концентрируется на 5 минут и более; | | | + |
В играх с деть ми; | | | |
– обычно включается в игру; | | | |
– обычно играет в одиночку, но возле других детей; | | | |
– держится в стороне от других детей. | + | + | + |
Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мнению Н.С.Русиной и В.А.Урываева темами для беседы могут быть’:
семья: ее члены и отношения между ними, терпимость, предпочтения, интимность, доминантность, зави-
Русина Н.С„ Урываев В.А. Ук. соч.
Глава 1. Психология развития ребенка
симость, агрессия, интенсивность – экстенсивность и активность – пассивность отношений, ревность, зависть, конфликт и т.д.;
родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;
участие в домашней работе: ее содержание, систематичность исамостоятельность;
свободное время: количествои качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;
самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;
школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уровень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:
статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учителя: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие конфликтов.
Страхи и опасения: наличие и объекты страхов,
ночные страхи.
Состояние здоровья: хронические заболевания, самооценка состояния здоровья.
По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.
Другая группа методов изучения ребенка – это эк-
сперимент.
Для врача и педагога наиболее приемлемой формой эксперимента может стать исследование с помощью
60 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
тестов. Тест – это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. К положительным сторонам тестирования обычно относят:
– возможность определения нормы развития;
– возможность проведения повторных, т.е. сравнительных испытаний;
– возможность одномоментного сбора большого материала;
– отсутствие длительной специальной подготовки.
В то же время тесты страдают известными ограничениями. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми процедурами. Среди них немало надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть только экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и развернутого анализа полученных сведений.
Итак, в этой главе мы определились в главном – концептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психического развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка – социальная ситуация развития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности – психологические новообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Думаю, что только так удастся понять все то множество эмпирических данных, которыми так богата детская и подростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого
Глава 1. Психология развития ребенка 61
нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концепцией (идеей) психического развития ребенка, мы постараемся увидеть и проанализировать множество конкретных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.
Источник