Психологический конфликт и особенности развития ребенка
Статья
«Психологические особенности конфликта и конфликтных ситуаций детей дошкольного возраста».
Жизненный опыт каждого человека показывает, что в процессе личностного и эмоционального значимого общения довольно часто возникают конфликты. Конфликтные отношения-один из важных предметов изучения современной социальной психологии. Ссоры, конфликты, драки-неизбежное явление жизни детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие же постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций.
На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками). При этом трудным для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но и достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации требующие от него согласования действий с другими, принятия и понимания другого человека.
Конфликт может охватывать разные сферы детских отношений. Можно выделить внешний и внутренний конфликт дошкольников.
Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей и, как правило, не захватывают межличностных отношений. Поэтому они имеют ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми.
Внутриличностный конфликт возникает лишь тогда, когда вследствие имеющихся противоречий ущемляются ведущие потребности ребенка, и он сам осознает это. Необходимо заметить, что изначальный внешний конфликт легко трансформируется во внутриличностный, основными признаками которого становятся снижение самооценки, появления чувства неполноценности, ущербности.
Конфликтность-качество личности, выражающее ее предрасположенность к конфликтам. Некоторыми общими характеристиками конфликтности дошкольников являются: активность в установлении контактов со сверстниками; стремление к обострению ситуации и доминированию над другими; неумение идти на компромисс; эгоистичность и эгоцентричность; невнимательность к другим; желание посредством повышенной агрессивности избавиться от собственной тревожности и т.д.
Группа конфликтных детей неоднородна в своем составе. Склонность к конфликтам, интенсивность их протекания, повод возникновения, а также способ выхода из него различны у разных детей.
Т.А. Павленко и А.Г. Рузская проанализировали огромный фактический материал и выделили несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со сверстниками.
Первая группа – « Я всегда прав». Такие дети чаще других инициируют конфликтную ситуацию. Во взаимодействии со сверстниками они открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка. Они ревностно следят за успехами сверстников и, видя в них конкурентов, стремятся обязательно превзойти их, стать предметом всеобщего внимания.
Вторая группа – « Я лучше других» . Такие дети также конфликтуют часто, остро, эмоционально и активно. Навязывают партнеру свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление. Для этих детей характерна демонстрация своего превосходства. Такие дети, как правило, стремятся привлечь внимание к себе, своей деятельности, знаниям.
Третья группа – « Я-взрослый, я-главный». Конфликтность детей выражена меньше, чем в первых двух группах. Такие дети-командиры, вожаки, лидеры. Они претендуют на главные роли во всем, но дипломатично; навязывая образцы действий, показывают, как много он потеряет, если не примет их. Во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам и принимают их предложения только в том случае, если они им выгодны.
Четвертая группа – « Я за себя постою». Сверстник для этих детей значим, они чувствительны к его отношению к себе, стремятся к контактам, но очень осторожны: боятся ущемления своих интересов. В то же время хотят показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность. Обычно чувствуют себя недооцененными. Сотрудничество с ровесниками для этих детей-путь к самовыражению, позволяющий показать и доказать свою состоятельность.
Пятая группа – « Я хороший». Это наименее конфликтные дети из самых конфликтных дошкольников. Они стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками, заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок. При любой удаче привлекают к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их. При общем сходстве развития конфликта, динамики переживания детей негативные реакции на неуспех могут быть выражены неоднозначно – от внутренней замкнутости, отчужденности, малообщительности вплоть до агрессии в поведении.
Внимание взрослых (прежде всего негативное), в первую очередь, привлекают разнообразные факты агрессивного поведения дошкольников.
В дошкольном возрасте агрессивность может принимать разный характер. К наиболее распространенным вариантам агрессивного поведения относятся:
*физическая агрессия-конфликтные ситуации со сверстниками ребенок разрешает при помощи кулаков;
*устная агрессия-крик, брань, жалобы. Демонстративные угрозы, оскорбления и унижения другого;
*разрушительность-когда ребенок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, разрушает продукты деятельности другого, уничтожает или портит чужие вещи.
*непослушание-своеобразный протест на требования, просьбы взрослых и др.
Конкретные причины детских конфликтов в значительной степени определяются возрастом. Так, с возрастом резко уменьшается количество конфликтов из-за игрушек. Также существенно снижается количество конфликтов из-за разрушения игры. Средний дошкольный возраст считается пиковым для конфликтов по распределению ролей. Конфликты по поводу правильности игровых действий, появляясь позже других, неуклонно возрастают в общем их числе.
Конфликты часто происходят у тех детей, которым не хватает родительского внимания, их заботы. Ссора в этом случае может быть деструктивным способом привлечения внимания взрослых. Существенное влияние на развитие конфликтности оказывают такие характеристики родительского отношения, как авторитарность, властность, аффективность в общении с детьми. Ребенок, которого постоянно ругают и критикуют, вымещает в конфликте накопившиеся в душе чувства обиды, злости.
Дети раннего и младшего дошкольного возраста в спорах со сверстниками применяют в качестве основного аргумента те или иные средства физического воздействия, в силу чего конфликты, в основном, завершаются неблагополучно. Дети 4-5 лет чаще других используют способы « словесного воздействия» на соперников в ситуации конфликта.
К старшему дошкольному возрасту наблюдается все большее использование детьми различных обоснованных своих действий, само-и взаимооценок себя и партнеров по игре, что позволяет договориться, т.е. разрешить спорный вопрос, возникший по ходу игры. Это позволяет продолжить иргу в первоначальном составе участников. При разрешении конфликта с позиции сотрудничества дошкольник приобретает умение отстаивать свое мнение, аргументировать его, анализировать мнение других участников конфликта и учитывать их в своем поведении.
Итак, конкретные способы разрешения конфликтов дошкольниками могут быть классифицированы в зависимости от позиции взаимодействия (доминирование, равенство, подчинение). В каждом конкретном случае можно говорить о сглаживании, обострении или разрешении конфликтной ситуации как результате взаимодействия в конфликте.
Источник
Автор: Аббакумова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад№17
Населённый пункт: Ставропольский край Левокумский район с Правокумское
Наименование материала: научная статья
Тема: “Психологические особенности конфликта и конфликтных ситуаций у детей дошкольного возраста”
Дата публикации: 15.06.2017
Раздел: дошкольное образование
Психологические особенности конфликта и конфликтной ситуации детей
дошкольного возраста
В
современном
образовательном
пространстве
все
большую
популярность приобретают идеи психологии и педагогики ненасилия. Ж.
Семлен в своих исследованиях отмечал: «Ненасилие несет в себе зачатки новой
истории, оно способно направить человека в новом направлении. XXI век будет
веком ненасилия или его не будет вовсе» [10].
Анализ практического опыта указывает на то, что поведение детей в
конфликтной
ситуации
зачастую
характеризуется
реактивностью
и
импульсивностью.
В
конфликтной
ситуации
дошкольникам
свойственна
спонтанность, им достаточно сложно правильно среагировать как в типичных,
часто повторяющихся ситуациях, так и в очень сложных. Все это способствует
искажению в поведении ребенка, в его отношении к сверстникам и к самому
себе.
Наиболее благоприятным для формирования готовности к разрешению
конфликта является именно дошкольный возраст. Это связано с тем, что на
данном
возрастном
этапе
у
ребенка
начинает
складываться
опыт
взаимодействия с людьми, формируется система межличностных отношений и
базовые черты характера, а именно элементы миролюбия и конфликтности.
Основой для жизнедеятельности взрослого человека становятся как раз первые
представления,
сформировавшиеся
у
ребенка
об
окружающем
мире
и
человеческих взаимоотношениях. В этой связи, на наш взгляд, важно не только
изучить психологические особенности конфликтных детей.
В
качестве
наиболее
эффективных
социально-психологических
и
педагогических условий формирования готовности к позитивному разрешению
конфликтных ситуаций выступают:
–
совместное
сотрудничество
и
психолога
с
воспитателями
ДОУ
и
родителями
с
целью
обучения
дошкольников
осуществлять
анализ
конфликтных ситуаций;
– включение детей дошкольного возраста в значимую для них ситуацию
деятельности и общения со сверстниками, которая призвана воспроизводить
систему конструктивно разрешаемых конфликтов, а также умение моделировать
сложные (конфликтные) жизненные ситуации.
Понимание конфликта в отечественной психологии основано на понятии
«противоречие».
Таким
образом,
конфликт
это
проявление
противоречий,
которые
выражаются
в
противоборстве
сторон
(Р.Б.
Гительмахер)
[6],
«столкновение тех или иных вопросов социальной жизни» (А.Г. Ковалев) [4].
М.Р.
Битянова
определяет
конфликт
как
«столкновение
несовместимых,
противоположно
направленных
тенденций
в
сознании
человека,
в
межличностных
или
межгрупповых
отношениях,
связанное
с
острыми
негативными переживаниями» [2]. А.В. Петровский и М.Г.
Ярошевский и др.) дают такое определение: «конфликт – это столкновение
противоположно
направленных
целей,
интересов,
позиций,
мнений
или
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия » [9].
Мы придерживаемся определения конфликта как ситуации, возникающей
в процессе взаимоотношений людей и выражающей столкновение их взглядов,
способов поведения, установок по отношению друг и другу.
Одну из первых попыток разделить понятие «конфликт» и «конфликтная
ситуация» предпринял А.А. Ершов. Он указал, что межличностный конфликт
предполагает
«конфликтную
ситуацию,
включающую
в
себя
определенные
состояния микро- и макросреды, деятельности, коммуникации распределения
ролей и статусов, взаимоотношения и взаимодействия личностей…» [1]. На
сегодняшний день в психологической науке сложились несколько подходов о
соотношении понятий, раскрывающих сущность конфликта:
1.
Понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация» отождествляются и
рассматриваются как равнозначные.
2.
В
структуре
конфликта
выделяются
конфликтная
ситуация
и
конфликтное взаимодействие; при этом конфликтная ситуация определяется как
совокупность
факторов,
которые
создают
психическую
напряженность,
я
конфликтное взаимодействие как различные формы взаимодействия (борьба,
открытое столкновение и т.д.) в ситуации конфликта.
3. Конфликтная ситуация рассматривается как объективная предпосылка
для
возникновения
реального
конфликта.
Конфликтное
поведение
интерпретируется как способ взаимодействия сторон в ситуации конфликта.
Как любое социально-психологическое явление, конфликт может быть
рассмотрен и как процесс, протекающий во времени, т.е. можно говорить и
динамике конфликтов литературе описываются различные модели динамики
конфликта [4].
Нам более близка позиция Л.А. Петровской [8] по этому вопросу. Она
выделяет 4 стадии в развитии конфликта:
– возникновение объективной ситуации;
-осознание объективной конфликтной ситуации;
– переход к конфликтному поведению;
– разрешение конфликта.
В ходе конфликта эти стадии могут приобретать разную значимость и
могут быть различны по продолжительности.
Центральное место в данной схеме уделяется автором процессу осознания
объективной конфликтной ситуации, так как «именно восприятие, понимание
реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение».
Выявляя
психологические
особенности
конфликтов
дошкольников,
проведем
анализ
периодизации
психического
развития,
так
как
специфика
конфликта
и
конфликтного
взаимодействия,
по
нашему
мнению,
в
первую
очередь связана с возрастными особенностями развития личности. Восприятие,
понимание и поведение человека, на наш взгляд,
в конфликтной ситуации
являются типичными для каждого возрастного периода.
Л.И.
Божович,
Л.С.
Выготский,
Д.Б.
Эльконин
и
др.
в
своих
исследованиях
весь
процесс
психического
развития
человека
делят
на
стабильные
периоды
и
периоды
кризисов.
При
этом
указывают,
что
проявлением
негативных
черт
обладают
именно
критические,
кризисные
периоды.
Изучая
возрастные
кризисы,
Л.С.
Выготский
указывает
на
то,
что
развитие ребенка в кризисном периоде сопровождается конфликтами ребенка с
окружающими [5].
Конфликтность, по мнению Л.И. Божович, в период возрастного кризиса,
начинает
обостряться
в
том
случае,
если
происходит
депривация
новых
потребностей ребенка в сфере общения и деятельности [3].
Таким образом, конфликт во многом может быть обусловлен спецификой
возраста. Возрастная периодизация может указывать на осложнение отношений
ребенка
с
другими
людьми
тогда,
когда
идет
смена
видов
деятельности,
социальных институтов и т.д.
В
психологических
исследованиях
изучаются
вопросы
взаимосвязи
особенностей
протекания
и
разрешения
конфликтной
ситуации
с
типами
акцентуации характера, с особенностями самооценки и уровня притязаний, а
также с характеристиками нравственного и эмоционального развития.
Общее сходство развития конфликта, а также динамики переживания
детей, негативные реакции на неуспех выражаются неоднозначно, начиная от
внутренней замкнутости, отчужденности, заканчивая агрессией в поведении.
На
имеющийся
конфликт
между
ребенком
и
сверстниками
может
указывать малая общительность, нежелание ребенка участвовать в стабильных
игровых объединениях, отсутствие взаимных симпатий между детьми.
Для
открыто
конфликтующих
детей
характерны
внутренняя
неустойчивость, беспокойство, неуверенность в себе при общей активности,
непосредственность
в
выражении
чувств,
излишняя
импульсивность.
Склонность
к
беспокойству,
волнениям
обусловлена
повышенной
эмоциональной
чувствительностью,
неразрешимостью
какой-либо
жизненно
важной
ситуации
для
ребенка,
неспособностью
утвердить
себя,
найти
признание и понимание среди окружающих.
У детей младшего дошкольного возраста, по мнению Д.Б. Эльконина,
причины конфликтов связаны с игрушками, у детей среднего дошкольного
возраста – с ролью в игре, а в старшем дошкольном возрасте – из-за правил
игры [11].
Современные авторы Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский дополняют,
уточняют
спектр
причин,
конфликтов
в
игре
и
выделяют
следующие:
«разрушение игры», «по поводу выбора общей темы игры», «по поводу состава
участников игры», «из-за ролей», «из-за игрушек», «по поводу сюжета игры»,
«по поводу правильности игровых действий» [7].
В психолого-педагогической литературе рассматриваются обобщенные и
более
частные
характеристики
способов
разрешения
конфликтов
дошкольниками.
Коломинский
Я.Л.,
Жизневский
Б.П.
анализировали,
прежде
всего,
соотношение благополучно и неблагополучно разрешенных конфликтов между
детьми
в
игре.
Под
благополучным
разрешением
конфликта
понималось
продолжение игры в том же составе участников, которые смогли тем или иным
образом договориться, т.е. решить спорный вопрос, возникающий по ходу игры
[7].
В случае благоприятного разрешения игровых конфликтов исследователи
выделяют:
–
способы
«индивидуального
решения»
спорного
вопро са
(отстаивание своих притязаний, угрозы санкций, жалобы и др.),
–
способы
«совместного
решения»
(установления
очередности,
эмоциональное сочувствие, введение дополнительных элементов игры и т.д.),
где
участники
конфликта
добиваются
своего,
хотя
и
идут
при
этом
на
определенные уступки,
–
алгоритм решения спорного вопроса (разнообразные считалки и
т.д.).
Данные авторы анализируют и способы воздействия детей друг на друга
при
неблагоприятном
исходе
конфликта.
К
ним
относятся:
физическое
воздействие,
опосредованное
воздействие
(жалобы,
плач,
крик
с
целью
привлечь
внимание
взрослого,
воздействие
с
помощью
других
детей),
психологическое
воздействие
(такие
способы
воздействия
на
соперника,
которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне
плача, крика, топанья ногами и т.д., своеобразное психологическое давление),
словесное
воздействие
(различные
указания
сопернику,
обозначение
речью
собственных действий, отказ выполнять требуемое партнером действие и т. д.),
угрозы и санкции (угрозы разрушения игры, разрыва отношений в целом и т.д.),
аргументы
(высказывания,
с
помощью
которых
дети
пытаются
объяснить,
обосновать
свои
притязания
или
показать
неправомерность
притязаний
соперников) [7].
Мы считаем, что исход конфликта – это следствие определенных способов
воздействия
детей
друг
на
друга
и
не
всегда,
в
случае
благоприятного
разрешения конфликта, можно наблюдать позитивные взаимоотношения между
детьми,
так
же,
как
неблагоприятный
исход
конфликта
не
всегда
означает
применение деструктивных способов взаимодействия.
Таким образом, конфликты детей дошкольного возраста дошкольников
это, прежде всего, некий тип отношений ребенка со своими сверстниками.
Обобщая
конфликтное
поведение
дошкольников,
можно
выделить
их
следующие общие характеристики: желание усугубить конфликтную ситуацию,
отсутствие умений идти на компромисс, эгоистичность, желание доминировать,
возможность снизить уровень собственной тревожности за счет проявления
агрессии, невнимательность к людям, а также отсутствие умения встать на
другую позицию.
Список литературы:
1.
Ершов
A.A.
Социально-психологические
аспекты
конфликтов
/
Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е.С. Кузьмина,
A.A. Бодолева. Л., 1972. С. 33-39.
2.
Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994.106 с.
3.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,
1968. 464с.
4.
Бойко В.В., Ковалев А.Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути
их разрешения / / Психол. журнал. 1983. т. 4, 3. С. 51-60.
5.
Выготский JI.C. Детская психология. – М., 1982. – 432с.
6.
Гительмахер Р.Б., Кочаловская A.C., Марушкин Ю.Б. Конфликт:
социально- психологический аспект. – Иваново, 1995.
7.
Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Конфликт и формирование
личности:
онто-
и
филогенетический
аспекты/
Конфликт
в
конструктивной
психологии. – Красноярск, 1990, с. 31-34.
8.
Петровская
Л.
А.
Неадекватность
восприятия
как
фактор
социально-
психологического
конфликта.
Теоретические
и
прикладные
проблемы познания людьми друг друга. Тез. докл.- Краснодар, 1975.- с.48-50.
9.
Психология. Словарь./ Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевско-
го.-М., 1990.-496с.
10.
Семлен
Ж.
Выход
из
насилия./
Глобальные
проблемы
и
общечеловеческие ценности. – М., 1990, с.76-85.
11.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 1989.- 554с.
Татьяна, могу вас попросить, чтобы вы сами сделали список литературы,
как у вас в примере. Ссылки я расставила в тексте.
Источник