Психологические закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте

Психологические закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

·        Поддержки разнообразия детства

·        Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития человека

·        Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства

·        Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными  особенностями

·        Содействие и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей

В данных принципах отражается новый подход к понимаю детства – признание, что все дети разные и каждый развивается индивидуально; что дошкольное детство – самоценный период в развитии человека, и каждый ребенок имеет право на полноценное проживание всех его этапов,  что полноценное развитие ребенка возможно только в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Основные задачи  ФГОС ДО определены как:

·        Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

·        Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка

·        Формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

·        Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования

·        Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей

·        Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства

Таким образом, новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие:

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям. На решение задачи сохранения и укрепления здоровья детей направлено положение ФГОС  ДО о том, что в  ДОО могут создаваться группы различной направленности – оздоровительные, компенсирующие, которые могут реализовывать различные образовательные программы с учетом особенностей развития детей.  В стандарте учитываются и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его состояние здоровья, индивидуальные потребности детей с ОВЗ. Для них ДОО разрабатывает программу с учетом состояния здоровья детей и их образовательных потребностей.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Переориентация с учебно – дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей. Содержание образовательной программы  не должно быть расписано по конкретным образовательным областям, поскольку  определяется конкретной ситуацией развития – индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями. Содержание программы становиться средством развития детей.

3. Признаниеуникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. ФГОС ДО  предполагает реализацию программы прежде всего в форме игры, творческой активности. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка.Воображение Л.С. Выгодский считает основным достижением детства. Игра является ведущей деятельностью для ребенка. В процессе игровой деятельности возникают такие новообразования, как:

– развиваются все психологические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение)

– развивается крупная и мелкая моторика

– самостоятельность и самосознание

– целеполагание, иерархия мотивов

– внутренний план действий

– произвольность поведения

– этические позиции

– стремление к общественно – значимой деятельности.

4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Задача дошкольного образования – развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показатель эффективности образования – не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка. Это отражается в целевых ориентирах.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры. Ориентация на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально – оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей. ФГОС ДО  направлен на решение задачи объединения обучения и воспитания на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Также необходимым признано  формирование у дошкольников общей культуры личности, приобщения к традициям семьи, общества и государства.

Одним из принципов ФГОС ДО является принцип создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Социальной ситуацией развития является совокупность особенностей  общения ребенка со взрослыми и детьми и  развивающей предметно – пространственной среды, в которой развивается ребенок. К предметной среде ФГОС ДО также предъявляет требования: насыщенность, трансформируемость, безопасность, полифункциональность, вариативность, доступность. Все эти принципы также соответствуют психологическим закономерностям развития ребенка.

 В соответствии с ФГОС ДО, итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В его основе –  совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.Целевые ориентирыне подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

К целевым ориентирам ДО относятся:

–         Развитая сюжетно-ролевая игра;

–         Инициативность и самостоятельность;

–         Открытость и доверие к миру;

–         Способность строить добрые отношения с окружающими людьми;

–         Творческие способности;

–         Способность к волевым усилиям;

–         Любознательность. Познавательная активность;

–         Готовность к школьному обучению.

Целевые ориентиры представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Таким образом, ФГОС ДО учитывает специфику дошкольного детства, гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, что делает неправомерным  требовать от дошкольника конкретных образовательных достижений.

Источник

Инна Черкасова
Закономерности психического развития дошкольников

Закономерности психического развития дошкольников.

В общем понимании психика представляет собой свойство высокоорганизованной живой материи, активное отражение субъектом объективного мира, построение неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Основными характеристиками сознания являются: постоянная активность и интернациональность (направленно на определенный объект, предмет или образ). Наличие данных свойств психики, в частности, определяют возможность формирования в процессе развития человечка индивидуальной «Я-концепции», т. е. совокупность представлений человека о самом себе и об окружающей действительности.

Наивысшая стадия развития поведения – интеллектуальное поведение (интеллект, под которым понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в том числе, при овладении новым кругом жизненных задач. Данную способность часто принято характеризовать в отношении задач, встающих перед человеком в течение его жизни.

Отличительные особенности интеллектуальной системы конкретного человека формируют: сознание, объем рабочей памяти, способность к бескорыстной помощи, прогнозированию, орудийной деятельности, логике, память, многоуровневая иерархия системного отбора ценной информации.

Важными качествами интеллекта человека являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, а также логичность и доказательность. Каждый человек в своей повседневной деятельности сталкивается с самыми различными обстоятельствами и условиями, которые требуют от него развития определенных интеллектуальных способностей. Значительным показателем развития интеллекта конкретного человека является отсутствие у него боязни нового и непривычного (ксенофобии, а одной из важнейших особенностей развитого интеллекта выступает способность к интуитивному решению сложных проблем.

Следует отметить, что развитие разных составляющих интеллекта определяется не только генотипом конкретного человека, но и широтой его жизненного опыта. Важнейший элемент интеллекта человека – его социальный интеллект, т. е. способность правильно понимать поведение людей, развитие которого крайне необходимо для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации человека. Развитый социальный интеллект обеспечивает гладкость в отношениях с людьми, легкое социальное приспособление, а значит, именно социальный интеллект – его формирование и развитие могут быть определены как основные направлений воспитания ребенка, его социализации. Можно сказать, что от того – насколько развит социальный интеллект ребенка зависит успешность его социализации, а также социальных и межличностных отношений, успешность в его дальнейшей жизни.

Закономерности развития человека тесно связано с его возрастом, поскольку наблюдается тесная взаимосвязь между биологическим и духовным развитием человека. Происходит биологическое, социальное, созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности.

В тесной взаимосвязи с физическим развитием ребенка находится его духовное развитие, подверженное значительным колебаниям из-за неравномерности созревания нервной системы и развития психических функций. Следует заметить, что различия между людьми, прежде всего, проявляются в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении и уровне социального развития.

Необходимо подчеркнуть, что у каждого конкретного человека существуют генетически детерминированные свойства нервной системы (генотип, которые в той или иной степени трансформируются под влиянием факторов окружающей действительности, т. е. формируется конкретный фенотип. Кроме того, в отличие от темперамента, в котором представлена, главным образом, генетическая составляющая, существует также понятие «характер» – целостный и устойчивый индивидуальный склад психической жизни личности, возникающей в результате взаимодействия наследственных задатков с окружающей средой и проявляющейся в деятельности, общении и типичных способах поведения.

Главная специфическая черта дошкольного возраста с точки зрения развития психики – это наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремиться делать не то, что может, а то, что видит или слышит, но многие действия ему пока не доступны. Данное противоречие разрешается посредством сюжетной игры. Источником игр являются впечатления ребенка, все, что он видит или слышит.

Выработка условного торможения у дошкольников представляет некоторые трудности, но в развитии условного торможения наблюдается значительный прогресс на протяжении дошкольного возраста. Постепенно ребенок научается воздерживаться от поступков, запрещаемыми взрослыми или не соответствующих требованиям детского коллектива.

У дошкольников существенно возрастает роль второй сигнальной системы, слова в процессе познании окружающей действительности и в поведении ребенка. Для эффективного усвоения ребенком объяснений, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием предметов и явлений, или опираться на отчетливые наглядные представления, полученные ребенком в результате накопления опыта.

Несмотря на большую силу и образность памяти, дошкольники по большей части запоминают, лишь то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление их пока еще конкретно и образно, воображение развито еще слабо, а действия зачастую носят непроизвольный характер, чувства мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.

Следует отметить, что указанные особенности психического развития постепенно изменяются под влиянием воспитания, обучения и накопления опыта. На основе расширения опыта дошкольника, усложнения его деятельности, происходит дальнейшее развитие психики дошкольника, когда он научается глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между явлениями. Существенные изменения в дошкольном возрасте происходят в области развития воли. Постепенно ребенок приучается выполнять свои обязанности, подчинять собственные интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой цели и действовать в соответствии с ними.

Кроме того, в дошкольном возрасте возрастает влияние прежнего опыта на дальнейшее поведение ребенка, образование новых временных связей. Деятельность и действия ребенка 3-7 лет становится более осмысленной, они производятся на основе ранее приобретенных знаний об окружающем мире. У дошкольников достаточно быстро и относительно легко формируются положительные условные рефлексы образуются, часто после 2-3 подкреплений.

С точки зрения характеристики личностного развития и психики ребенка, важно то, что в возрасте 3 – 7 лет родители пока остаются для ребенка главным источником информации. При этом также наблюдается противоречие между стремлением ребенка к активному освоению миром предметов и значительной ограниченностью его возможностей. В этом возрасте происходит и формирование личности ребенка, когда закладываются основные направления его развития, характера. В связи с этим, стиль, в котором общаются и строят свои отношения с ребенком родители –это важнейший компонент, влияющий на его развитие в целом и на его психику, социальный интеллект и социальную адаптацию.

Любые искажения в воздействии социального окружения, постоянного социально-психологического и психолого-педагогического воздействия (неправильное воспитание) автоматически отражаются на становлении самой личности ребенка, его характера.

В различных семьях осуществляются разные стили детско-родительских отношений. Применение того или иного стиля детско-родительских отношений во многом влияет на формирование семейной среды, которая представляет собой сочетание личностных особенностей родителей, а также условий, в которых живет семья, стиль воспитания и др. При этом в семьях, где преобладает «демократический» стиль руководства, когда вместе с определенными требованиями предоставляются также возможности для развития самостоятельности ребенка, он чаще проявляет инициативу, взаимопомощь, дружеские чувства, он более эмоционален в социальных взаимоотношениях.

Поддержание достоинства ребенка, укрепление его хорошего мнения о самом себе является одной из наиболее значимых задач семьи. Это достигается в семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают добиваться в них успехов, осознавать достижения и ощущать, что ребенок не безразличен родителям. Весьма важно в этом смысле, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослыми.

Дошкольник ждет и жаждет одобрения близких взрослых, боится наказания, стремится соблюдать нормы и требования. Тем самым, одним из ведущих нравственных мотивов дошкольника является стремление сохранить и упрочить позитивное отношение родителей к себе. При этом оценка со стороны взрослого помогает ребенку осознать положительные и отрицательные стороны его поступков, а также причины конкретной оценки. Оценка дает возможность дошкольнику в следующий раз быть более внимательным, послушным или вежливым.

Воспитание самоуважения у ребенка обусловливается целым рядом факторов. Уважающий себя ребенок вырастает более приспособленным к жизни, счастливым, уверенным в себе и своем успехе. Родителям старшего дошкольника следует воспринимать его серьезно, тогда он будет откровенен. Дошкольнику также необходимо иметь достойный пример в лице своих родителей. Чрезмерная критика в адрес ребенка со стороны родителей могут лишить его самоуважения, вызвать недоверие и негативизм. Такие качества, укоренившись в характере ребенка могут создать у ребенка представления о том, что нет ничего хорошего для него в том, чтобы стараться быть хорошим.

Таким образом, на развитие личности и психики ребенка влияет целая система самых разнообразных факторов, которые содержат в себе как биологические, так и социальные направления. При этом следует подчеркнуть многогранность взаимосвязи психического и биологического, где биологическое может выступать по отношению к психическому в качестве некоего механизма, предпосылки развития психического, содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, причина отдельных поступков и т. д.

Источник

Особенности общего развития в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – период развития ребенка от 3 до 7 лет.

В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно – вначале он замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения).

Прибавка в весе также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,5 кг, за 5-й – около 2 кг, за 6-й – 2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. К 6-7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который имел в годовалом возрасте.

Кожные покровы в этом возрасте все утолщаются, становятся эластичные, количество кровеносных сосудов в них уменьшаются, кожа становится более стойкой к механическому воздействию.

К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета еще не закончено.

Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обуславливает значительную нагрузку на скелет ребенка.

С 5-7 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы. (Приложение №1).

В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Дыхание становится все более глубоким и редким. (Приложение №2).

Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительные развития, становится все более работоспособной и выносливой. (Приложение №2).

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается. Уже достаточно определенно выражает различные эмоции – радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяется и развиваются моральные понятия, представления об обязанностях.

Психическое развитие детей зависит от многих обстоятельств. Выяснение этих обстоятельств – важнейшая задача психологии.

Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста

Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, выясняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета – от того, что она изучает. Методы детской психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих развития ребенка.

Основными методами детской психологии являются наблюдения и эксперимент.

Наблюдение. В процессе наблюдения исследователь целенаправленно прослеживает поведение детей в естественных условиях и строго фиксирует увиденное. Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформулирована его цель. Если исследователь до начала наблюдения не определит точно, какие стороны поведения ребенка его интересуют, его впечатления буду расплывчаты и неопределенны.

Ребенок должен знать, что за ним наблюдают. Иначе он теряет естественность и непринужденность, вся картина его поведения меняется. Поэтому наблюдения должен проводить человек, к которому ребенок привык, присутствие которого вполне обычно.

В процессе наблюдения исследователь может прослеживать только внешние проявления поведения ребенка: его действия с предметами, словесные высказывания, выразительные движения и т.д. Но психолога интересуют не сами по себе внешние факторы проявления, а скрывающиеся за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же проявления могут выражать разные внутренние состояния. Поэтому трудное при проведении наблюдений заключается в том, чтобы не только правильно подмечать особенности поведения ребенка, но и правильно их истолковывать.

Наблюдения бывают сплошными и выборочными. Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка и ведутся в течение длительного времени. Результаты сплошных наблюдений обычно сохраняют в виде дневниковых записей, которые служат важным источником фактов, используемых для выявления закономерностей психического развития детей.

Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Немецкий психолог В. Шперн использовал свои дневниковые записи для разработки и иллюстрации своих гипотез о причинах, влияющих на психическое развитие ребенка. Советский исследователь Н.Н. Ладынина-Котс на основе тщательного наблюдения за маленьким шимпанзе Ионии и своими сыном Руди провела сравнение особенностей развития ребенка и детенышей животных.

Дневники нередко ведут не только специалисты-психологи, но и родители. Эти дневники часто используют психологи и педагоги.

Выборочные наблюдения отличаются от сплошных тем, что в них фиксируется либо какая-то одна сторона поведения ребенка, либо его поведение в какие-то определенные отрезки времени.

Классическим образом этого наблюдения может служить наблюдение выражения эмоций у своего сына, проведенное Ч. Дарвином. Полученные материалы были использованы в книге: “Выражение эмоций у человека и животных” 1872 год.

Советский лингвист А.Н. Гвоздев в течение восьми лет повседневно фиксировал речевые проявления собственного сына и затем написал книгу “Формирование к ребенка грамматического строя русского языка”.

Метод наблюдения незаменим для первоначального нахождения фактов. Но он требует большой затраты времени и сил.

На помощь наблюдению приходит другой, более активный метод, позволяющий исследователю вызывать интересующие его проявления детской психики.

Эксперимент. Исследователь непременно создает и видоизменяет условия, в которых протекает деятельность ребенка, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как эти задачи решаются, судит о психологических особенностях испытуемого.

Некоторые психологические эксперименты требуют применения специальной аппаратуры. Так, изучая развитие зрительного воспитания детей, нередко применяют особый прибор для регистрации движения глаз. При изучении эмоций ребенка регистрируют изменения вдыхании, сердцебиение и некоторых других процессах организма. Общие особенности поведения детей снимают на кинопленку, их высказывания записывают с помощью магнитофона.

Эксперименты с детьми ученые стараются проводить в форме интересной игры или занятий другими привлекательными видами деятельности – рисованием, конструированием и т.д.

Очень часто эксперименты с детьми проводят непосредственно в группе детского сада, а исследователь выступает в роли воспитателя, организующею ту или иную деятельность детей. При этом дети и не подозревают, что те игры, которые им подсказывают, организованы специально.

Из наблюдений и экспериментов, посвященных детскому восприятию, издавна было известно, что в дошкольном возрасте дети не могут воспринимать форму предметов расчленено, т.е. выделять части, из которых она состоит, и улавливать расположение этих частей. Дошкольник обращает внимание либо на общие очертания предмета, либо на какую-нибудь его часть, не связывая ее с остальными. Долгие годы считали, что это отличительная особенность возраста и иначе быть не может. Однако дальнейшие исследования позволили советским психологам предположить, что дело не в возрасте, а в том, как ребенок рассматривает предмет, какие действия он при этом проделывает в уме. Чтобы расчлененно воспринять форму предмета, нужно суметь мысленно как бы построить ее заново из составных частей, создать ее внутреннюю модель. Необходимыми для этого действиями ребенок не владеет. И если в дальнейшем его восприятие приобретет расчлененность, значит, он усваивает новый тип действий восприятия – моделирующие действия. Чтобы проверить это предположение, было проведено исследование, в котором детей – дошкольников обучали заполнять контуры фигур элементами разной формы, строить модели этих фигур. Это привело к резкому изменению зрительного восприятия – появлению в нем отсутствовавшей раньше расчлененности. Таким образом, предположение о действиях восприятия, овладение которыми способствует развитию его расчлененности, подтвердилось.

Разные виды эксперимента, как правила, сочетаются между собой в одном и том же исследовании. Сначала проводят обычный эксперимент (он называется констатирующий) для того, чтобы зафиксировать у детей тот уровень развития изучаемого психологического процесса или качества который сложился в обычных условиях воспитания. Затем следует формирующий эксперимент, цель которого – получить новый уровень в соответствии с имеющимися предположениями. Наконец, в заключение снова проводится точно такой же эксперимент, как вначале, но на этот раз он называется контрольным. Его назначение – выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.

Кроме основных методов исследования – наблюдения и эксперимента, – в детской психологии применяются вспомогательные методы. К ним относятся изучение результатов деятельности детей, опрос, метод тестов и социометрический метод.

Эти методы либо применяются в дополнение к наблюдению и эксперименту, либо пригодны только для изучения каких-либо частных сторон детского развития, либо важны только для разрешения отдельных вопросов. Мухина в.С. Детская психология.

Источник