Психологические закономерности формирования и развития ребенка
Вот она! Наконец-то написала вторую статью из раздела «Психология развития и возрастная психология»! В ней я кратко описала основные моменты темы «Основные закономерности психического развития ребенка». Пробегаясь по основным явлениям и понятиям, я также буду делать акцент и на некоторых психологах, которые, собственно, и изучали данные вопросы.
Я очень надеюсь, что вам понравится новая статья. Оставляйте свои комментарии, обсуждайте статьи, прямо на сайте подписывайтесь на паблик Вконтакте ImPsi Ψ Психология для ума, где вас будет ждать еще много всего интересного и полезного.
Содержание
- Детерминация возрастного развития
- Проблема обучения и развития в возрастной психологии
- Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
- Неравномерность психического развития
Основные закономерности психического развития — это наиболее существенные и общие для всех однотипные изменения психики от рождения человека и до его смерти.
Маркова Аэлита Капитоновна предлагает трактовать эти закономерности как принципы психологии развития и возрастной психологии.
Основные закономерности психического развития:
1. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий и движущих сил развития.
2. Сензетивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
3. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития.
Детерминация возрастного развития
Детерминация психического развития — это факторы психического развития, от которых оно зависит и которыми определяется (т.е. детерминанты).
Факторы психического развития
1 фактор — природные предпосылки психического развития
(Александр Владимирович Запорожец)
Наследственные факторы:
- видовые признаки человека как представители Homo Sapiens (например, мозг человека);
- некоторые частные биологические признаки, полученные от родителей (например, особенности нервной системы).
Врожденные факторы:
- индивидуальные особенности, которые приобретаются в ходе пренатального развития (это могут быть задатки, определяющие развитие тех или иных способностей).
Период пренатального развития — это период от зачатия до рождения.
Перинатальный период — это период от 28 недели беременности (6 месяцев), включающий период родов и заканчивающийся после 168 часов после рождения (7 дней).
2 фактор — социальная среда как условия развития
(Даниил Борисович Эльконин)
Социальная среда — это:
- социально-экономическая ситуация, в которой появился на свет и живет человек (т.е. макросреда);
- ближайшее окружение человека на каждом возрастном этапе (т.е. микросреда).
Макросреда влияет на человека через микросреду.
Социальная среда должна быть:
- человеческой;
- развивающей;
Обучение и воспитание — это необходимые условия психического развития.
Госпитализм — это совокупность психических и соматических (от греч. soma — тело) нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в закрытых учреждениях.
Госпитализм
Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.
Госпитализм — это синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Особенно часто госпитализм проявляется в детских домах и домах ребенка, где детям не могут уделять достаточного внимания.
Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.
В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.
«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи.
«Эксперимент с каменным лицом» Троника продемонстрировал весомость и важность эмоционального общения между родителями и детьми.
Согласно идее Троника, основная детерминанта развития детей связана с функционированием двусторонней системы эмоционального общения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым.
В ходе поставленного эксперимента родителя просили прекратить на время общение с ребенком (3 мес), но, продолжая смотреть на малыша, придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У младенца это вызывало сначала удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.
Через несколько минут поведение младенцев начинало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец и выглядели страдающими. Некоторые из детей реагировали на безучастность родителя хныканием, переходящим в непрерывный плач, у кого-то текли слюни и развивалась икота.
Согласно другим исследованиям, дети, потерявшие мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а лишившись матери в 6-месячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.
Исследования показали, что одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом, стоит подчеркнуть, что ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка.
Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.
3 фактор — собственно деятельность человека, прежде всего ведущая
(Алексей Николаевич Леонтьев)
В каждом возрасте человека один из видов деятельности становится главным, ведущим видом. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева.
3 признака ведущей деятельности:
- деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности;
- в этой деятельности формируются и перестраиваются познавательные психические процессы;
- от этой деятельности зависят основные на данном возрастном этапе изменения личности.
Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для данного возрастного этапа новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой означает смену возрастного этапа.
Ведущая деятельность человека
Период | Ведущая деятельность |
Младенчество (от рождения до года) | Общение со взрослыми |
Раннее детство (1 — 3 года) | Предметно-орудийная деятельность |
Дошкольный возраст (3 — 6/7 лет) | Ролевая игра |
Младший школьный возраст (6/7 — 10/11 лет) | Учебная деятельность |
Подростковый возраст (11/12 — 15/16 лет) | Общение со сверстниками |
Юношеский возраст (17 — 23 года) | Учебно-профессиональная деятельность |
Взрослость | Трудовая деятельность |
4 фактор — противоречия как движущая сила психического развития
(Алексей Николаевич Леонтьев)
Противоречия могут быть следующими:
- между образом жизни и возможностями человека;
- между местом в социуме и желанием изменить это место.
Внешние противоречия сами по себе не являются двигателями развития. Развитие происходит только тогда, когда они вступают между собой в борьбу. Если случается так, что противоречия не возникают или не находят разрешение, то появляются отклонения в развитии.
Проблема обучения и развития в возрастной психологии
Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.
Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:
- орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
- знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).
Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.
Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:
1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.
2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.
У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.
Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.
В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.
Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.
Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.
Сензитивные периоды
Возраст | Сензитивный период |
1,5 — 3 года | Развитие речи |
3 — 6/7 лет | Развитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения |
5 лет | Предполагается, что для обучения грамоте |
6 лет | Предполагается, что для обучения чтению |
Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.
Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.
С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.
Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.
Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.
Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.
Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.
Индивидуальные варианты развития проявляются:
- в сроках наступления сензитивности к обучающим воздействиям;
- в темпе и ритме приближения к зрелости и старости;
- в разнообразии динамических особенностей, вызванных типом ВНД (высшей нервной деятельности), типом темперамента.
Неравномерность психического развития
Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.
Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.
Неравномерность психического развития проявляется:
- В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
- В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
- В темпе развития.
Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.
Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.
В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.
Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.
Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).
Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.
Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.
Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.
Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.
Ретардация — это замедление развития.
Акселерация — это ускорение развития.
Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.
Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.
Причины акселерации и ретардации
- Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.
- Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.
- Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
- Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.
Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.
Источник
Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:
· Поддержки разнообразия детства
· Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития человека
· Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства
· Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями
· Содействие и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей
В данных принципах отражается новый подход к понимаю детства – признание, что все дети разные и каждый развивается индивидуально; что дошкольное детство – самоценный период в развитии человека, и каждый ребенок имеет право на полноценное проживание всех его этапов, что полноценное развитие ребенка возможно только в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Основные задачи ФГОС ДО определены как:
· Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
· Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка
· Формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности
· Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования
· Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей
· Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства
Таким образом, новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие:
1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям. На решение задачи сохранения и укрепления здоровья детей направлено положение ФГОС ДО о том, что в ДОО могут создаваться группы различной направленности – оздоровительные, компенсирующие, которые могут реализовывать различные образовательные программы с учетом особенностей развития детей. В стандарте учитываются и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его состояние здоровья, индивидуальные потребности детей с ОВЗ. Для них ДОО разрабатывает программу с учетом состояния здоровья детей и их образовательных потребностей.
2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Переориентация с учебно – дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей. Содержание образовательной программы не должно быть расписано по конкретным образовательным областям, поскольку определяется конкретной ситуацией развития – индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями. Содержание программы становиться средством развития детей.
3. Признаниеуникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. ФГОС ДО предполагает реализацию программы прежде всего в форме игры, творческой активности. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка.Воображение Л.С. Выгодский считает основным достижением детства. Игра является ведущей деятельностью для ребенка. В процессе игровой деятельности возникают такие новообразования, как:
– развиваются все психологические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение)
– развивается крупная и мелкая моторика
– самостоятельность и самосознание
– целеполагание, иерархия мотивов
– внутренний план действий
– произвольность поведения
– этические позиции
– стремление к общественно – значимой деятельности.
4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Задача дошкольного образования – развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показатель эффективности образования – не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка. Это отражается в целевых ориентирах.
5. Воспитание основ базиса личностной культуры. Ориентация на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально – оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей. ФГОС ДО направлен на решение задачи объединения обучения и воспитания на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Также необходимым признано формирование у дошкольников общей культуры личности, приобщения к традициям семьи, общества и государства.
Одним из принципов ФГОС ДО является принцип создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Социальной ситуацией развития является совокупность особенностей общения ребенка со взрослыми и детьми и развивающей предметно – пространственной среды, в которой развивается ребенок. К предметной среде ФГОС ДО также предъявляет требования: насыщенность, трансформируемость, безопасность, полифункциональность, вариативность, доступность. Все эти принципы также соответствуют психологическим закономерностям развития ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО, итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.Целевые ориентирыне подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
К целевым ориентирам ДО относятся:
– Развитая сюжетно-ролевая игра;
– Инициативность и самостоятельность;
– Открытость и доверие к миру;
– Способность строить добрые отношения с окружающими людьми;
– Творческие способности;
– Способность к волевым усилиям;
– Любознательность. Познавательная активность;
– Готовность к школьному обучению.
Целевые ориентиры представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Таким образом, ФГОС ДО учитывает специфику дошкольного детства, гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, что делает неправомерным требовать от дошкольника конкретных образовательных достижений.
Источник