Психологические программы развития личности ребенка

Психологические программы развития личности ребенка thumbnail

Список программ, рекомендованных для использования в ДОУ специалистами психологической службы

Название программы

Тематика

Автор

Источник

1

«Азбука общения»

Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми

Л.М. Шипицына, О.В. Зарицкая, А.П. Воронова, Т.А. Нилова

Азбука общения Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми (для детей от 3 до 6 лет), Методическое пособие, Детство-пресс, С-Петербург

2

«Готовность к школе: развивающие программы» 

Повышение уровня готовности к школьному обучению 

Под ред. И.В. Дубровной 

Готовность к школе: развивающие программы/ Екатеринбург: Деловая книга 

3

«Психогимнастика в детском саду» 

Снятие эмоционального напряжения, обучение ауторелаксации, формирование моральных представлений. 

Е.А. Алябьева. 

«Психогимнастика в детском саду» Москва, «Сфера» 

4

«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» 

Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, психокоррекция агрессивного и конфликтного поведения 

Е.А. Алябьева 

«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Москва, «Сфера» 

5

«Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития» 

Развитие пространственного представления 

И.К. Боровская, И.В. Ковалец 

«Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития» «Владос», Москва 

6

«Учимся по сказке» 

Развитие мышления с помощью мнемотехники 

Ю.Б. Галанов 

«Иматон» Комплексное обеспечение психологической практики 

7

«Волшебная страна внутри нас» 

Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков 

Г. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов 

Тренинг по сказкотерапии. – СПб 

8

«Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» 

Формирование положительной самооценки и эмоциональной устойчивости у детей 5-7 лет 

И.В. Ганичева 

Телесно-ориентированные подходы психокоррекционной и развивающей работы с детьми. Федеральная целевая программа! Культура России». М.: «Книголюб» 

9

Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками 

Подготовка к школе 

М.Р. Григорьева 

Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками, «Учитель» 

10

«В мире детских эмоций» 

Развитие эмоциональной сферы дошкольников 

Т.А. Данилина, В.Е. Зедгенидзе, М.М. Степина 

«В мире детских эмоций», М., Айрис-пресс 

11

«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе» 

Подготовка к школе 

О.И. Журбина 

«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе», «Феникс», Ростов-на-Дону 

12

«Примерная коррекционная программа»

Коррекция агрессивного поведения детей 

М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина 

«Агрессивное поведение, коррекция поведения дошкольников», Изд. ТЦ «Сфера», М 

13

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» 

Формирование осознанного восприятия эмоций. Умение адекватно выражать эмоциональные состояния и т.д. 

И. Залесская, С. Антонова, С. Орехова, В. Ганжа 

«Дошкольный психолог» – №1. 

14

“Агрессивное поведение”

Коррекция поведения дошкольников

Заостровцева, Н.В. Перешеина

Агрессивное поведение, М.: «Сфера» 

15

«Театр настроений» 

Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников 

Г.П. Иванова 

Театр настроений. М.: ООО «Скрипторий» 

16

«Знакомство с моральными качествами» Программа нравственного воспитания для старших дошкольников 

Формирование негативного отношения к проявлению негативных качеств 

Р. Калинина 

«Школьный психолог» . – №3 

17

«Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» 

Развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы старших дошкольников 

Л.И. Катаева 

Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Методическое пособие, «Книголюб», М 

18

«Учим детей общению. Характер, коммуникабельность» 

Методы мышечного расслабления 

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина 

Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития 

19

«Подарки фей» 

Формирование нравственной сферы 

А.Ю. Капская. Т.Л. Мирончик 

«Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей», Изд. «Речь», С-Петербург 

20

«Программы коррекции тревожности методом директивной игротерапии» 

Коррекция тревожности 

Л.М. Костина 

«Игровая терапия с тревожными детьми», Изд. «Речь», С-Петербург 

21

«Программа психологических занятий» 

Развитие познавательных и психических процессов, коммуникативных умений 

Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева 

«Цветик-семицветик». Программа психологических занятий с дошкольниками, Изд. «Речь», С-Петербург 

22

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» 

Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста 

С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк 

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Изд. «Генезис», М 

23

«В мире друзей» 

Эмоционально-личностное развитие детей 

Е.В. Котова

« В мире друзей», Изд. «Сфера» 

24

«Давайте жить дружно» 

Адаптация детей 4-6 лет к ДОУ 

С.В. Крюкова 

«Давайте жить дружно», Изд. «Генезис», М 

25

«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста» 

Оптимизация детско-родительских отношений, преодоление упрямства и негативизма в период кризиса 3-х лет, обучение детей социально-приемлемым формам выражения эмоций 

И.В. Ковалёва 

«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста», Изд. «Айрис Пресс», М 

26

«Учим детей общению. Характер, коммуникабельность» 

Методы мышечного расслабления 

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина 

Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития 

27

«Познаю себя» 

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста 

М.В. Корепанова, Е.В. Харламова 

Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Образовательная система «Школа – 2100», «Детский сад 2100», М.: «Баласс» 

28

«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» 

Комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми 

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина 

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми), Изд. СПб «Речь», 

29

«Занятия с детьми младшего дошкольного возраста» 

Игры на развитие воображения, игры для детей 2-х, 3-х лет 

М.М. Миронова 

«Занятия с детьми младшего дошкольного возраста» ИТД Корифей, Волгоград 

30

«Скоро в школу» 

Подготовка к школе 

Т.В. Модестова 

«Скоро в школу». Санкт-Петербург, «Литера» 

31

Модестова«Скоро в школу». Санкт-Петербург, «Литера»«Программа развития и коррекции внимания» 

Развитие свойств внимания 

А.А. Осипова, Л.И. Малашинская 

Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет, М.: ТЦ «Сфера» 

32

«Программа помощи детям с нарушением структуры самосознания» 

Коррекция и развитие различных структур самосознания 

Р.В. Овчарова 

Практическая психология в начальной школе, М.: ТЦ «Сфера» 

33

«Мультимодальная» программа развития детей 

Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности 

О.И. Политика 

«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», Изд. «Речь», С-Петербург 

34

« Погружение в сказку» 

Коррекционно-развивающая программа для детей имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью. 

Н. Погосова 

Тренинг по сказкотерапии. – СПб, 

35

«Школа внимания» 

Развитие и коррекция внимания, произвольности, способности планировать и контролировать свои действия 

Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина 

Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М.: ИНТОР. 

36

«Игротерапия общения с детьми» 

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника 

М.А. Панфилова 

Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, М.: Изд. «Гном и Д» 

37

«Игровая терапия с родителями» 

Гармонизация отношений детей и взрослых 

М.А. Панфилова 

Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, М.: Изд. «Гном и Д» 

38

Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации 

Успешная адаптация к ДОУ 

А.С. Роньжина 

Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации. Книголюб 

39

«Дружная семейка» 

Адаптация детей к ДОУ 

Е.О. Севастьянова

«Дружная семейка», Изд. ТЦ «Сфера», М. 

40

«Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» 

А.Л. Сиротюк 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ «Сфера» 

41

«Времена года» 

Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с проблемами в интеллектуальном и речевом развитии. 

О. Смирнов 

Тренинг по сказкотерапии. – СПб, 

42

«Маленький лидер» Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет 

Социальное развитие и социальная адаптация детей. 

С. Стебленко 

«Дошкольный психолог» – №4 

43

Программа психокоррекционных игр для детей старших групп детского сада и младших школьников 

Развитие психических процессов: мышления. Памяти, внимания; развитие произвольных движений и самоконтроля: развитие эмоциональной сферы детей. 

Н.В. Самоукина 

Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.М Новая школа 

44

«Я учусь владеть собой» 

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного возраста 

Н.П. Слободяник 

Я учусь владеть собой, М.: «Генезис» 

45

«Хочу всё знать» 

Индивидуальные занятия для развития интеллекта детей 5-7 лет 

Е. О. Севастьянова 

Хочу всё знать, М.: «Сфера» 

46

«Проблемные дети, основы психодиагностической и коррекционной работы психолога 

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго 

«Проблемные дети, основы психодиагностической и коррекционной. М., «Аркти» 

47

«Формирование мышления у детей с отклонением в развитии» 

Формирование мышления у детей 

Е.А. Стеблева 

«Формирование мышления у детей с отклонением в развитии». ГИЦ, «Владос», Москва 

48

«Программа групповых занятий с дошкольников» 

Развитие и сохранение психологического здоровья дошкольников 

Развитие и сохранение психологического здоровья дошкольников 

«Тропинка к своему Я», Изд. «Генезис», М. 

49

«Лесенка радости» 

Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте (блоки: эмоциональный, когнитивный, поведенческий) 

О.В. Хухлаева 

Изд. «Совершенство», М. 

50

«Маленькие игры в большое счастье» 

Индивидуальная коррекционная работа с детьми для сохранения психологического здоровья 

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина 

Маленькие игры в большое счастье. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО – Пресс 

51

«Программа развития творческого мышления детей» 

Развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления 

З.В. Шашкова 

«Программа развития творческого мышления детей», Изд. «Глобус», М 

52

«Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы детей» 

Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей, развитие социально-эмоционального благополучия ребёнка через формирование внутренней устойчивости, автономности 

Г.А. Широкова

Справочник дошкольного психолога. Р-на/Д, 

53

«Разгадай тайну песочной страны» Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке 

Развитие сенсорно-перцептивной сферы и т.д. 

Ю. Шиманович 

«Школьный психолог» – №5 

54

«Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов» 

Игры и задания на развитие и коррекцию эмоциональной сферы дошкольников 

Т.Л. Шишова 

Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов. М.: «Искатель» 

55

«Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе» 

Развитие познавательных процессов 

В.Л. Шарохина 

Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе. М.: Книголюб (Психологическая служба) 

56

«Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста» 

Профилактика и коррекция негативных личностных нарушений и развитие коммуникативных навыков 

И. Ярушина

««Школьный психолог» » – №4 

57

58

59

60

61

62

63

Источник

Обоснование программы:

Следует ли знакомить ребенка 7–10 лет с азами психологии? По мнению ряда
ученых двадцать первый век – век психологии, поскольку эта наука не только
интенсивно развивается, но и смело вторгается как в смежные области научного
знания (физиологию, математику, зоологию, физику, педагогику), так и в
повседневную жизнь все большего количества людей. Большой интерес к психологии,
появившийся у наших современников, к сожалению, иногда сочетается с низким
уровнем психологической культуры, незнанием элементарных основ эффективного
общения, способов самопознания и методик саморазвития. Сегодня уже очевидно, что
воспитание психологически грамотных людей, умеющих изучать самих себя, развивать
свою личность, необходимо начинать как можно раньше.Программа
“Психологическая культура личности” предназначена для детей в возрасте от 7 до
10 лет. Нагрузка дается из расчета один учебный час в неделю.

Цель программы:

Создание условий для овладения детьми младшего школьного возраста
психологическими знаниями, необходимыми им для успешного саморазвития,
налаживания контактов со сверстниками и взрослыми,

Общие задачи:

  1. Способствовать формированию и развитию личности ребенка.
  2. Помочь ребенку познать и раскрыть свои способности, проверить свои силы.
  3. Помочь ребенку преодолеть трудности, возникающие в школьном обучении.
  4. Способствовать развитию у детей навыков общения и сотрудничества.
  5. Помочь проблемным детям (неуверенным, замкнутым, с неадекватной
    самооценкой и т.д.) в преодолении их специфических трудностей.

Развивающие задачи:

  1. Способствовать формированию кругозора детей.
  2. Развивать познавательную сферу личности каждого ребенка: сенсорные,
    перцептивные, мнемические, мыслительные процессы, речь и творческое
    воображение.
  3. Научение детей пониманию других людей, распознаванию их психических
    состояний по мимике и пантомимике.
  4. Укрепление нравственных ориентиров ребенка.
  5. Развитие у детей рефлексивных способностей (личностной рефлексии).
  6. Развитие у детей способности к самовыражению.

Ожидаемый результат:

Дети познают и разовьют свои способности, поверят в себя. Смогут преодолеть
трудности, возникающие в школьном обучении. Разовьют навыки общения и
сотрудничества. Преодолеют специфические трудности – неуверенность, замкнутость,
неадекватную самооценку и т.д. У них сформируется кругозор. Разовьется
познавательная сфера личности: сенсорные, перцептивные, мнемические,
мыслительные процессы, речь и творческое воображение. Дети научатся понимать
других людей, распознавать их психические состояния по мимике и пантомимике.

Укрепятся их нравственные ориентиры, разовьются рефлексивные способности
(личностная рефлексия), способность к самовыражению.

Тематический план программы курса (для младших школьников).

№ п/пЗанятиеКоличество часов
1.Вводное занятие.
Первый этап диагностики
1
2.Тема 1. Образ “Я”.1
3.Тема 2. Ощущение и восприятие.1
4.Тема 3. Внимание.1
5.Тема 4. Память.1
6.Тема 5. Воображение.1
7.Тема 6. Эмоции.
Второй этап диагностики.
1
8.Тема 7. Мотивационная и эмоционально– волевая сфера.1
9.Тема 8. Темперамент.1
10.Тема 9. Разнообразие характеров.1
11.Тема 10. Мышление.1
12.Тема 11. Эмпатия и коммуникативные способности.1
13.Тема 12. Ценностные ориентации личности.1
14.Тема 13. Психика, как целостная система.1
15.Заключительное занятие.
Третий этап диагностики.
1
Всего15

Вводное занятие.

Во время вводного занятия дети подвергаются психологическому тестированию с
целью выявления у них:
а) особенностей самооценки;
б) исходного уровня социально-психологической адаптированности к условиям жизни.

Тема 1. Образ “Я”.
Цель: развитие у детей правильных (адекватных реальности) представлении о
самих себе, положительного взаимоотношения как важнейших компонентов
самосознания личности.

Тема 2. Ощущение и восприятие.
Цель: расширение представления у детей об способах получения человеком
информации вокруг нас и внутри нас: что и как мы видим, слышим, можем
попробовать на вкус, потрогать, ощутить запах

Тема 3. Внимание.
Цель: Развитие произвольного внимания детей. Формирование навыков
произвольного внимания, умения сосредоточиваться на предмете или действии в
течение достаточно длительного времени.

Тема 4. Память.
Цель: Развитие у детей всех видов памяти: зрительной, слуховой,
кинестетической (памяти па ощущения своего тела). Дети учатся получать
максимальный объем информации об окружающем мире, используя все органы чувств.

Тема 5. Воображение.
Цель: Активизация, развитие творческого воображения у детей.

Тема 6. Эмоции.
На данном занятии проводится промежуточный этап диагностики психического
развития детей с использованием тех же методик, что и на первом этапе.
Цель: Научение детей различению основных видов человеческих эмоций по выражению
лица (мимике) и выразительным движениям (пантомимике), а также умению адекватно
выразить свое эмоциональное состояние.

Тема 7. Мотивационная и эмоционально-волевая сфера.
Цель: Изучение детьми различных причин (мотивов) поступков людей.

Тема 8. Темперамент.
Цель: Знакомство детей с основными типами темперамента: холерик
(вспыльчивый, быстрый человек), флегматик (спокойный, неторопливый человек),
сангвиник (веселый, общительный человек), меланхолик (грустный и добрый человек)
на материале “Сказки о типах темперамента” (см.
Приложение 5
).

Тема 9. Разнообразие характеров.
Цель: Разбор положительных (доброта, смелость, справедливость, выносливость
и др.) и отрицательных (упрямство, жадность, притворство, трусость, ябедничество
и др.) черт характера.

Тема 10. Мышление.
Цель: Обсуждение е детьми параметров оценки ума человека.

Тема 11. Эмпатия и коммуникативные способности.
Цель: дача характеристики способности к сoпереживанию, к пониманию чувств и
состояния другого человека (эмпатии). Развитие у детей эмпатии и коммуникативных
способностей.

Тема 12. Ценностные ориентации личности.
Цель: Тренировка у детей навыков определения собственных жизненных
ориентаций.

Тема 13. Психика как целостная система.
Цель: объяснить детям, что каждый человек имеет ощущения и может
воспринимать окружающий его мир, обладает вниманием, памятью, эмоциями, волей,
умеет думать и решать свои проблемы, способен сопереживать другим людям, имеет
собственный темперамент и характер, а также ценностные ориентации. Человек
представляет себе, какой он, как его видят окружающие люди и каким он хочет
быть. Все это составляет нашу неповторимость и своеобразие. Ведь нет двух
одинаковых людей?

Заключительное занятие.
Цель: провести повторное тестирование детей, посещавших занятия по курсу
“Психологическая культура личности” с использованием вышеописанных методик. На
основания анализа полученных данных сделать заключение об изменении степени
адекватности самооценки каждого ребенка, а также уровня его социально –
психологической адаптированности к условиям жизни.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8. Планы занятий.

Литература.

  1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и
    исихокоррекционные программы. – М.,1 993.
  2. Вачков И.В. Психология для малышей. – М.: Педагогика – Прсс,
    1996.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.,: Просвещение,1990.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.,
    1990.
  5. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Пpocвещение, 1993.
  6. Познавательные процессы и способности в обучении/Под ред. В. Д.
    Шадрикова.
    – М.: Просвещение,1990.
  7. Психологическое развитие младших школьников/Под ред. В.В. Давыдова.
    – М.: Педагогика, 1990.
  8. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой.– М.: Просвещение,
    1991.
  9. Никитин Б.II. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.:
    Просвещение, 1990.
  10. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1990.

Источник