Психологические особенности развития второго ребенка в семье

Психологические особенности развития второго ребенка в семье thumbnail

Воспитание детей — это трудоемкая работа, которая включает в себя множество аспектов. В современной психологии уделяется особое внимание особенностям в развитии малышей в зависимости от порядка их рождения. В этой статье вы найдете несколько полезных советов о том, как помочь выстроить отношения старшему и младшему ребенку так, чтобы они были лучшими друзьями.

Старший ребенок — маленький «царь»

Известный австрийский психолог Альфред Адлер называл его «низложенным монархом» и это действительно так. С появлением на свет первенец притягивает все внимание и безграничную заботу мамы и папы, поэтому в процессе взросления они часто занимают лидерские позиции не только в семье, но и в обществе.

Однако, сила любви к малышу иногда становится проблемой в воспитании последнего, поскольку затмевает собой другие чувства и мысли. Мамы и папы растворившись в своем чаде допускают множество ошибок. Зачастую масла в огонь подливают дедушки и бабушки, которые снимают родительские запреты для того, чтобы побаловать долгожданного внука.

Появление младшего ребенка

Ревность и страх — вот, что испытывает ребенок, когда узнает о скором рождении сестренки или братика. Родители будут вынуждены делить свое время, внимание и материальные блага уже между двумя малышами, поэтому старшенькие часто находятся в панике. «Мама и папа меня больше не любят» – довольно часто можно услышать эту фразу от первенца, который пребывает в смятении от того, что он перестал быть центром в семье.

Следует отметить, что младшие не испытывают шока от лишения трона. К тому же, он всегда окружен заботой старшего брата или сестры, что позволяет с ранних лет постигать опыт общения. Тем не менее, такие дети часто лишены чувства страха и опасности, поскольку уверены, что их во всем подстрахуют.

Средние дети самые трудные

Представьте ситуацию, что малыш хоть и конкурировал со старшим за внимание родителей, но при этом все равно имел преимущество в виде повышенной заботы. Однако, с появлением более младшего ребенка он оказывается посередине. Мама и папа слишком заняты проблемами старшего и уходом за крохой, поэтому второй ребенок чувствует себя покинутым.

Средний ребенок с малых лет постигает азы дипломатии, поскольку ему часто приходится налаживать отношения между старшим и младшим. Он знает, как искать компромиссы и разрешать конфликты еще в самом их начале.

Основные задачи в воспитании разновозрастных детей

Не стоит думать, что существует единая инструкция для каждой семьи, однако нескольких общих советов помогут абсолютно всем. Установка позитивных отношений между детьми — одна из главных родительских задач, поэтому важно:

  • Выявить особенности характера и развития каждого ребенка;
  • Определить, в каких отношениях находятся дети;
  • Учитывать пол и возраст малышей;
  • Уметь разрешать и сглаживать конфликты;
  • Не создавать условий для соперничества за внимание.

Подготовьте старшего к появлению малыша

Этот момент особенно важен, поскольку поможет первенцу быстрее адаптироваться к изменившемся в доме порядкам. Рождение сестрички или братика ребенок может воспринимать с радостью и трепетом, если проявлять правильный подход:

  • Как можно чаще говорите с чадом, описывайте ему то, что будет происходить ближайшие месяцы, когда произойдет пополнение. Советуйтесь, как назвать будущего малыша, какого цвета купить одежду или кроватку. Так кроха ощутит себя частью важных решений.
  • Говорите со старшим о том, как сильно вы ждали его появления и радовались его взрослению. Тогда он поймет, что был для мамы и папы также важен, как и будущий малыш.
  • Хвалите первенца, когда он сделал что-то хорошее (построил дом из кубиков, убрал игрушки). При этом, подмечайте, кто когда родится сестра или брат он непременно научит малыша делать также. К тому же, вдвоем всегда веселее.

Старший ребенок — не бесплатная няня

Многие родители часто допускают ошибку и поручают первенцу слишком много обязанностей по уходу за новорожденным. Особенно это проявляется, если старшим ребенком является девочка. «Ты тоже когда нибудь станешь мамой, учись» – говорят взрослые из лучших побуждений. 

Психологи утверждают, что нанянчившись в детстве в братиками и сестрами многие довольно часто отказываются заводить детей, поскольку вспоминают эту ответственность, к которой не были готовы.

Естественно, приобщать к домашним заботам необходимо, но важно придерживаться золотой середины. Например, поиграть с крохой, пока мама готовит обед. При этом, всегда важно благодарить ребенка за помощь и уважать его право отказаться от нее в пользу своих личных дел.

Самостоятельность и индивидуальность

Рекомендации для развития самостоятельности и индивидуальности у детей:

  • Поддерживайте самостоятельность младшего. Окруженный заботой малыш порой лишается выбора и необходимой свободы, которые помогают совершать первые шаги. Его часто балуют, но при этом разрешается ему гораздо меньше чем старшему. Поэтому он может капризничать и отстаивать свои права. Поощряйте инициативу, но не позволяйте ребенку манипулировать.
  • Не сравнивайте детей. Не следует сравнивать братьев и сестер по их способностям, качествам и характеру. Каждый малыш одарен по своему, важно подчеркивать индивидуальные таланты, учите взаимодействовать между собой.
  • Равномерно распределяйте ресурсы. Необходимо уделять внимание всем детям, рассчитывать свое время для всех и дарить одинаковое количество подарков. Дело в том, что дети воспринимают все это как степень доказательство родительской любви. В случае, если один получает больше, а второй меньше, создается почва для конкуренции и ревности.
  • Важно личное пространство. Конечно, не каждый способен предоставить ребенку отдельную комнату. Однако, у всех должен быть свой уголок, где находятся только его вещи. В большой семье очень важно научить малыша уважать свои и чужие границы, чтобы было проще взаимодействовать с людьми.
Читайте также:  Центр развития ребенка золотой ключик в павлодаре

Запрещенные приемы воспитания

Мы поговорили о том, что нужно делать. Настало время узнать то, чего допускать нельзя:

  • Совсем не покупать младшему новой одежды и личных вещей. Взрослые думают о практичности, а ребенок тем временем считает, что его любят меньше, ведь заставляют донашивать вещи за сестрой или братом. К тому же, многие дети самовыражаются через предметы и им важно проявить собственный вкус.
  • Водить младшего в одни и теже кружки со старшим. Родителям удобно, ведь все при деле и под присмотром. В данном случае отрицаются права младшего на собственные увлечения и хобби.
  • Навязывать обязанность «быть старшим». Это касается не только помощи родителям  и присмотра. У первенца могут быть свои компании и увлечения, где младшему не место. Поэтому не нужно просить взять младшенького с собой при каждом удобном случае — пусть дети отдыхают друг от друга в раздельных кругах общения.
  • «Ты старше, будь умнее», «уступи маленькому» – это лишь часть запретных фраз. Младший будет думать, что ему все можно стоит лишь захотеть, а взрослый ребенок посчитает, что вы во всем потакать малышу в ущерб его желаниям.
  • Нельзя выбирать себе любимчиков. Вы можете как угодно говорит детям, что любите их одинаково, но по отношению часто видно все. Если наказывать, то каждого с равной строгостью. Требования у уважению и порядкам в доме также едины для всех. Нельзя давать поблажки из-за возраста или пола.

Родители, не забывайте о себе

Отдавая себя воспитанию потомства не нужно забывать о своих потребностях и желаниях. Такая самоотверженность плохо сказывается на супружеских отношениях, а как известно, дети подмечают все и учатся на примерах. Показывайте им, что мама и папа любят и уважают друг друга, что в семье есть ценности и традиции, которые важно учитывать.

А как в вашей семье уживаются дети разных возрастов? Может быть вы сами были старшим, младшим или средним ребенком? Как строили отношения? Пишите в комментариях, нам будет интересно.

Источник

От автора: При планировании второго ребенка в семье, многие родители задаются вопросом: какая же возрастная разница между детьми оптимальна?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует, как нет двух одинаковых семей или характеров. В каждом случае есть свои плюсы и минусы, сложности и радости. С точки зрения возрастной психологии оптимальной является разница 3- 4 года, но и здесь не всегда все гладко. Какие же именно факторы зависят от разницы в возрасте? В основном это развитие детей и их эмоциональное благополучие, а также близость и теплота отношений.

Рождение второго ребенка особенности воспитания детей разного возраста

При планировании второго ребенка в семье, многие родители задаются вопросом: какая же возрастная разница между детьми оптимальна?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, как нет двух одинаковых семей или характеров. В каждом случае есть свои плюсы и минусы, сложности и радости. С точки зрения возрастной психологии оптимальной является разница 3- 4 года, но и здесь не всегда все гладко. Какие же именно факторы зависят от разницы в возрасте? В основном это развитие детей и их эмоциональное благополучие, а также близость и теплота отношений.

Погодки: Тяжело в учении – легко в бою.

Плановое рождение малышей с разницей 1-2 года выбирают мамы, которые не бояться сложностей, имеют положительный опыт рождения и воспитания первенца. Мамы погодок говорят о том, что им психологически было легче родить одного ребенка за другим, чем возвращаться к этому снова, когда старший уже подрос и нужно снова привыкать к быстрому ритму жизни и второй раз уходить в декрет. А так дети погодки практически одновременно идут в детский сад, а затем и в школу. Знание того, что дети всегда вдвоем снимает часть родительских переживаний, многие мамы выходят на работу через 3-4 года, и практически не прерывают карьеру.

Мама Татьяна 26 лет. «У моих малышей разница 1 год и 3 месяца. Сейчас старшему сыну 2 года, а дочке девять месяцев. Могу сказать, что даже и не тяжело особенно и детям вместе в будущем будет интересно вместе. Один минус – беременность – будет непросто, особенно если совсем нет помощи. Сейчас гораздо легче с двумя, чем с одним и с животом. Через год сын еще ходил недостаточно хорошо, приходилось поднимать, наклоняться, подсаживать, а это середина срока… Нелегко было одеть и вывести на прогулку, а потом увести его с площадки: капризничал и следовал исключительно в другом направлении или усаживался посреди улицы. Теперь сын настоящий помощник – развлекает сестричку, а она от него в восторге. У них есть общая игра: дочка бросает из кроватки погремушки и игрушки, а сын с удовольствием возвращает их обратно. Думаю у них есть все шансы вырасти настоящими друзьями».

Мама Алина, 34 года. «У меня сыновья-погодки, разница всего то 1,5 года и это замечательно! Получается, словно не двух растишь, а одного. В моей семье родители нас планировали, поэтому с сестричками у меня разница 4,5 и 7 лет. В детстве мне приходилось с ними возиться, а теперь разницы не чувствуется – взрослые мы теперь».

Особенности взаимоотношений.

Воспитание детей-погодок родители сравнивают с воспитанием близнецов. Основная трудность такой маленькой разницы в возрасте это эмоциональная и физическая усталость мамы. Старший требует к себе максимального внимания, а мама сосредоточена на грудничке. Усталость и новые заботы абсолютно вычеркивают из материнской памяти то, что происходит в этот период со старшим. Недостаток внимания и разрыв тесной эмоциональной связи с мамой может повлиять на становление базового доверия к миру.

Читайте также:  Сенситивный период в развитии ребенка

Первенец не понимает еще того вреда, который он может причинить не только грудничку, но и себе в результате бурной исследовательской активности. Первый год самый непростой, поэтому маме требуется помощь бабушки или няни. Зато через 2-3 года все встает на свои места, становиться гораздо легче и дети живут в едином режиме.

Малыши проводят много времени вместе, растут общительными, часто идут на компромисс в коллективе сверстников, много общих увлечений, интересов, игр. Они гораздо успешнее в ситуации соперничества, умеют постоять за себя, эмоционально привязаны друг к другу.    

Советы:

  • Разногласие, соперничество и конфликты практически неизбежны и возникают в основном за раздел территории или внимания мамы, игрушек и личных вещей. Поэтому учитывайте это: покупки и подарки дети должны получать одновременно, но пусть каждый выберет что-то свое.
  • В конфликтах родители должны быть объективно настроены, обязательно учите детей делиться, искать компромисс, помогайте мириться и просить прощения.
  • Мамы советуют после рождения второго ребенка приобрести вариант коляски – трансформера для двойни – это облегчает прогулку с двумя крохами.
  • Естественный регресс в развитии первенца может происходить из-за большого количества времени, проводимого вместе и т.к. дети очень близки по возрасту, причем зачастую уравниваются их интересы в пользу младшего. На помощь придут индивидуальные занятия с каждым малышом, четко соответствующие их возрасту.

Оптимальный вариант: 3-4 года.

С психологической точки зрения это наиболее удачная и для детей и для родителей разница в возрасте. Мама в полной мере может насладиться материнством, посвятить свое внимание только одному единственному крохе первые 3 года. Организм уже успел отдохнуть и восстановить свой ресурс для рождения еще одного малыша, также вторые роды обычно проходят быстрее и легче. Немаловажную роль играет и экономия – вещи и одежда переходят от одного ребенка к другому.

Особенности взаимоотношений.

В 3-4 года малыши очень ждут рождения братика или сестрички, с удовольствием принимают посильное участие в уходе за новорожденным. Мамы рассказывают, что у первенцев впервые они наблюдают проявление материнского (отцовского) инстинкта, большой интерес к младенцу, появляется желание заботиться и само отношение сопровождается особой нежностью.

Мама Ольга, 29 лет, дети Света 8 лет и Степан 5 лет.

«Самым большим плюсом в отношениях считаю, что дети растут дружными, у них совместные игры и общий мир. Последнее время, когда предлагаю заняться с ними, дети говорят: «Мама ты иди, мы сами будем играть». Когда Свете было 3 года, и Степан только родился, она хотела лечь в его кроватку, просила соску, но и с радостью откликалась на мои просьбы о помощи. Между детьми есть чувство родства и плеча. Помню, как дочка докармливала годовалого Степу из ложечки, а в два года Степка изнывал и просил забрать Свету из садика пораньше».

И все же любые чувства двояки. Ревность всегда присутствует, но ее удается избежать родителям, которые правильно реагируют на ее проявления и подготавливают первенца к изменениям в семье.

Наиболее сложным во взаимодействии может оказаться период, когда старший ребенок идет в школу (7-8 лет), а младший еще дошкольник (3-5 лет). И это вполне объяснимо: у старшего основой вид деятельности теперь – учебный, а младший еще сохраняет игровой мотив. Старшие дети любят играть с младшими в школу, это в некоторой степени смягчает обстановку и сближает интересы детей.

Советы:

  • Во время ожидания второго ребенка постепенно подготавливайте первенца к роли старшего брата или сестры. Сформируйте правильное представление о новорожденном, посмотрите вместе с ним его первый альбом с фотографиями, чтобы избежать разочарования. Многие дети думают, что брат или сестра сразу смогут стать для него товарищем по играм.
  • Разлука с мамой даже на 5 дней для детей 3-4 лет значительна. Поэтому во время отъезда мамы в роддом старший ребенок должен остаться с близким человеком, с которым он и раньше оставался один и чувствовал себя комфортно. Можно занять его в это время подготовкой своими руками подарка для мамы и новорожденного.
  • По наблюдениям, старший ребенок с появлением новорожденного больше нуждается в тактильном контакте с мамой. Сохраняйте традиции, когда ваше время было посвящено только первенцу. Например, вечерняя сказка и любимые игры.

Разница 5-8 лет. Отстаиваем свое мнение.

Безусловно, 5-8 лет разница, которая планируется родителями осознанно, они становятся старше и опытнее. Многие мамы детей с такой разницей, опасаются из-за возраста рожать позднее, но чаще выходят на работу когда младшему исполняется три. Они уже состоялись как профессионалы, успешны и поэтому востребованы.

Мама Наталья, 27 лет. Разница между сыновьями 5 лет. «Артему сейчас 8 лет, особо дела до младшего нет, у него свои занятия. Общие игры –  подвижные, часто дерутся. Младший (Саша 3 года) обычно оказывается сверху, и дело заканчивается чаще слезами старшего. Все равно любят друг друга, особенно Саша Артема, и в то же время сильно ревнует меня к нему».

Папа Андрей, 35 лет. Дочка Анна 3 года, сын Георгий 11 лет. «Считаю, что 8 лет – замечательная разница. Старший еще не совсем взрослый и может найти общие интересы с сестричкой… Анечка же в свою очередь тянется к старшему, т.к. тот больше знает и многому может научить. Оба тяжело переносят разлуку. Мы с женой стараемся никогда не заставлять Гошу что-то делать для Ани. Иногда конечно просим его – если не захочет, то делаем сами. Но помощь просто огромная от старшего сына: он может забрать сестренку из д/с, когда мы не успеваем, накормит и займет ее до нашего прихода».

Читайте также:  Положительные факторы развитие личности ребенка

Особенности взаимоотношений.

Первенец чаще готов пойти на компромисс, уступить младшему. Роли четко определены и уже не возникает вопросов кто старше. За счет помощи по уходу за младшим у мамы и старшего ребенка выстраиваются доверительные отношения. Обычно дети осознано относятся к роли старшего брата или сестры. С рождением младшего снимается часть внимания и ожиданий от старшего, родители становятся менее критичными к нему.

На рисунке семьи старшие дети 5-8 лет почти всегда изображают младенцев, они хорошо прорисованы и расположены в непосредственной близости или на руках у мамы. Можно говорить, что младшие дети не отвергаются старшими, между ними есть эмоциональная связь. При этом на рисунках множество деталей, предметов, что говорит о недостатке эмоционального тепла и общения с родителями. К сожалению, игровые интересы у детей не совпадают, игра с младшим ребенком нравиться не всем старшим детям, чаще она вынуждена. Со временем общими точками соприкосновения становиться чтение книг, рисование, просмотр фильмов. Причинами конфликтов выступают расхождения во мнениях. Кризисным в отношениях может стать период, когда старший входит в подростковый возраст. В 7-8 лет младшие считают, что у них много общих интересов со старшими, подростки наоборот отдаляются, живут интересами сверстников, могут быть настроены агрессивно в отношении младших, особенно когда родители требуют взять с собой младшего брата или сестру. Мнение старшего подростка младшие школьники считают важным, поддерживают его. Держат в секрете общие тайны от родителей.

Советы:

  • Помните, старший ребенок не нянька, он не обязан постоянно присматривать за малышом, и имеет право на свое собственное детство. Настойчивость родителей в этом вопросе может привести к негативным последствиям для отношений между детьми.
  • Оставайтесь таким же внимательным, как и раньше, к успехам и сложностям в жизни старшего, старайтесь уделять время лично ему.
  • Так как разница в возрасте достаточно выражена, наказания достаются старшему ребенку, хотя зачинщиком чаще бывает младший. В конфликтах старайтесь понять позицию первенца, попросите рассказать что произошло. При разборе ситуации многие родители видят, что старший действительно не виноват, а младший ловко пользуется привилегией слабого и маленького.

Более 9 лет. Два разных поколения.

Нередко родители сталкиваются с открытым протестом 9-10 летнего первенца против рождения еще одного ребенка в семье. Дети, которые были единственными в семье до 9 лет, тяжело воспринимают, что кто-то другой может занять их место в жизни родителей. Часто второй ребенок с такой разницей рождается во вновь созданной семье. В любом случае дети с разницей более 9 лет вырастают такими, как если бы они были единственными детьми в семье. До 9 лет ребенок получает максимум родительского внимания и любви. У него отлично развиты познавательные процессы и интеллект, высокие творческие способности, т.к.  была возможность общаться с взрослыми один на один. Первенцы открыто говорят о ревности. Но иногда она переходит в скрытую форму и выражается в негативном поведении, проблемах с учебой, если родители не хотят услышать старшего сына или дочь.

Мама Даша, сыновья 11,5 и 2,5 года. Разница 9 лет. Старший привык быть один и не сразу смирился с появлением младшего, уж как бы мы ни старались подготовить его. Зато сейчас старший занимается с младшим развивающими играми и рассказывает мне обо всех его достижениях. Я вижу  – ему интересно учить младшего. Кроме того, я могу надеяться на старшего, он хорошо за младшим присматривает.

Галина, 29 лет. У меня с моей сестрой разница ровно 10 лет. Это то, что доктор прописал! Я закончила школу и упорхнула в большую жизнь. Родители остались с Машенькой – ещё 10 лет полноценной семейной жизни с заботами о ребёнке. А уж как мы любим друг друга! Время на любовь не влияет, только раньше я к ней относилась как мама, а сейчас –  на равных.

Особенности взаимоотношений.

Общая деятельность у старшего и младшего – это разговоры, прогулки. При теплых отношениях, младший обращается за помощью к старшему с проблемами в отношениях со сверстниками или учителями, сложностях в учебе. Для младших детей старшие являются эталоном для подражания, они испытывают гордость за их достижения. Младший ребенок получает в лице старшего еще одного родителя, отношения строятся по принципу учитель-ученик. Они становятся по-настоящему близки, став взрослыми состоявшимися людьми.

Советы:

  • В разговоре как можно мягче и деликатнее подойдите к новости о скором появлении у первенца брата или сестры, говорить об этом должны оба родителя. Для старшего гораздо важнее то, что с его мнением считаются. Постепенно и ненастойчиво приводите его к мысли о том, что он не в чем не будет ущемлен. Не считайте его чрезмерно большим и понятливым, ведь взрослым он является только на первый взгляд – подростку также нужна подготовка к этому событию.
  • То, что старший говорит о ревности не должно Вас пугать. Наоборот, нужно стимулировать его выговариваться, признавать его право на подобные чувства и выражать уверенность в том, что вместе Вы одна семья и это скоро пройдет. Важно чтобы подросток не выпадал из жизни семьи на период, когда младенцу нужен максимальный уход и внимание.
  • Впервые опубликовано в журнале для родителей “Мой кроха и Я” : https://www.krokha.ru/family/child_psihology/110-rozhdenie-vtorogo-rebenka-osobennosti-vospitaniya-detey-raznogo-vozrasta.html#/

Источник