Психологические особенности развития шестилетнего ребенка
Психологические особенности детей
Шестилетнего возраста.
Ребенок до пяти лет как чистый лист бумаги, на котором близкие люди могут написать все, что угодно, потому что малыш абсолютно им доверяет и свято убежден: все, что родители делают и говорят, как ведут себя – правильно. В этом возрасте ребенок как губка впитывает и хорошее и плохое, тем более, что отличить одно от другого он не умеет. Но самое главное – он ведет , копируя поведение близких ему людей. Именно модель поведения близких станет для него эталоном на всю жизнь. Ребенок ведет себя так, как ему позволяют. Он может быть дерзким, наглым, с одним и послушным и исполнительным с другим, капризным и ленивым с третьим. Подобная разница в поведении продиктована пониманием как и с кем можно себя вести, чтобы не нарваться на неприятности. Необходимо предъявлять ребенку четкие требования, добиваться выполнения поставленных перед ним задач, но сначала необходимо объяснить ему, зачем это нужно сделать.
*К шести годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, усложняются его отношения с окружающим. Активно развивается в этот период самооценка – важная форма самосознания. Самооценка в одном виде деятельности может отличаться от самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой – переоценивать, в пении – недооценивать. Критерии при этом во многом зависят от педагога. Кроме того, дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых зависит их положение в группе. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает свою самооценку. Однако существует и другая крайность – чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности. Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным шестилеткам, не пользующимся значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со свестниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.
Представления шестилетнего ребенка о себе уже довольно адекватно отражает его ценностную сферу. Почти все дети этого возраста осознают сферу своих предпочтений : ценность а) отношения к себе окружающих; б)общения ; в) деятельности. Шестилетний ребенок хорошо осознает свои поступки – зачем и почему он их совершает, лучше осознает и свое отношение к окружающему миру. У него появляются новые мотивы. Какие же мотивы оказывают существенное влияние на поведение ребенка ? Это, прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. Дети интересуются новыми для них видами деятельности – играми, конструированием и т.д. Еще одна важная группа мотивов – установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и в группе. Это делает шестилетку особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила, установленные ими. Кроме того, дети стремятся завоевать симпатию и благосклонность детей, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе.
Мотивом деятельности шестилетних детей нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие , самоутверждение. Они проявляются в притязаниях ребенка на главные роли в игре, в обидах ребенка или его радости при достижении успеха в нелегком деле, признании его достоинств , а порой, и в приписывании себе не существующих пока положительных качеств , в капризах.
На основании стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив – выиграть, победить , быть лучше других. У ребенка шести лет непрерывно возникают самые разнообразные потребности. Особенность их в том, что они переживаются как неотложное хотение. И это хотение так сильно, что заставляет малыша сразу же приступить к его удовлетворению, действовать, не подумав предварительно о том, что за этим может последовать. Ребенок не в состоянии сдерживать возникшую мысль и спешит сказать обо всем, что только всплывает в его памяти, стремится поделиться впечатлениями. В этом возрасте дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний. Им доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же самое время и переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них.
Источник
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
В настоящее время в нашей стране осуществляется реформа общеобразовательной школы, предусматривающая, как известно, постепенный переход к обучению детей в школе начиная с шестилетнего возраста. Для того чтобы успешно решать задачу обучения и воспитания шестилетних детей в подготовительных классах общеобразовательных школ, учителям необходимо хорошо знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста.
Прежде всего надо иметь в виду, что ребенок шести лет по степени своего физического и психического развития значительно отличается от семилетнего ребенка, хотя их разделяет относительно небольшой возрастной период — всего лишь год. Он не просто на год младше, он отличается качественным своеобразием анатомо-физиологической организации и психического склада. Поэтому было бы серьезной ошибкой механически переносить формы, содержание и методы обучения детей семилетнего возраста в подготовительные классы школ, где обучаются шестилетние дети. Обучение и воспитание шестилетних детей должны строиться с учетом их возрастных физических и психических особенностей и возможностей, а следовательно, быть в какой-то мере качественно иными, чем обучение первоклассников семилетнего возраста. Какие же это особенности? С чем придется столкнуться учителям начальных классов, начинающим обучение шестилеток?
Подчеркнем, что индивидуальные различия между шестилетними детьми, поступающими в подготовительный класс, по степени развития познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных черт и качеств весьма значительны. Это определяется различными условиями их жизни и деятельности в семье (в детских садах воспитывается пока лишь чуть более трети детей), состоянием их здоровья. Имеют место отклонения от средних показателей темпа созревания мозга, да и всего организма в целом (опережение или отставание). К тому же надо иметь в виду, что в подготовительные классы принимаются дети в возрастном диапазоне почти в один год (одним только что исполнилось 6 лет, другим через несколько месяцев исполнится 7 лет). Поэтому несколько затруднительно говорить точно и определенно о возрастных особенностях учащихся подготовительных классов. Тем не менее можно указать на типичное, характерное, на общие тенденции развития в этом возрасте.
Самое существенное, что характеризует детей шестилетнего возраста, начинающих обучение в подготовительных классах,— это постепенный переход от одной ведущей деятельности к другой: от игровой деятельности (точнее, сюжетно-ролевой игры) к учебной деятельности. С поступлением в школу меняется социальное положение ребенка в обществе, место, занимаемое им среди окружающих людей. Это новое положение (не просто ребенка, а уже школьника), новые требования, которые предъявляются ему, новый вид деятельности делают шестилетний возраст своеобразным рубежом, разделяющим возраст, когда преобладают непроизвольные, импульсивные формы поведения, и возраст, характеризующийся заметным развитием произвольных форм поведения, психической деятельности (произвольного восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Каковы же, прежде всего, особенности «натомо-физиологического развития детей шестилетнего возраста?
По современным неврологическим представлениям в шестилетнем возрасте происходит важный перелом в морфологическом и функциональном развитии головного мозга. Вес мозга шестилетнего ребенка составляет примерно 90% веса мозга взрослого человека. Степень сформированное™ различных областей мозга, равно как и характеристика кровоснабжения мозга, близка к соответствующим показателям мозга взрослого человека. Повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий мозг? условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры. Иными словами, мозг к этому времени, как пра-
вило, является достаточно созревшим для усвоения и переработки значительной по объему и относительно сложной информации, готовым для выполнения новой для него — учебной — деятельности. К этому надо добавить, что современные дети хорошо развиты физически (в частности, вследствие акселерации, о которой говорилось выше). Они значительно превосходят своих сверстников прошлых лет по росту, весу, окружности грудной клетки, мышечной силе и другим показателям физического развития. К этому времени укрепляется костно-мышечная система, продолжается процесс окостенения скелета {хотя он еще далеко не завершается в этом возрасте), совершенствуется двигательный аппарат. Однако следует знать, что ко времени поступления в школу у шестилетних детей еще слаб и чувствителен позвоночник (его следует оберегать от искривлений, следить за позой, осанкой детей). Запомним и то, что недостаточно развита тонкая и точная координация работы мышц кисти руки (что надо учитывать при обучении письму, рисованию).
Что касается психологических особенностей детей шестилетнего возраста, то здесь следует отметить общую тенденцию — постепенный переход от доминирования непроизвольных форм психической деятельности и поведения к произвольным формам (конечно, в их элементарных и сравнительно еще редких проявлениях). Восприятие этих детей уже начинает носить аналитический характер. Они уже способны вычленить отдельные стороны, черты объектов на основе элементарных форм ориентировочно-исследовательской деятельности. Их отличает любознательность. Однако при восприятии они склонны обращать внимание на яркое, впечатляющее, которое ее всегда является существенным. Шестилетний ребенок часто испытывает затруднения в восприятии и дифференциации временных показателей и интервалов. Перечисляя дни недели, он говорит, например, «воскресенье, понедельник, завтра, вчера, май, Женский день, Новый год».
Внимание ребенка шести лет еще недостаточно устойчиво, непроизвольно, он часто отвлекается. Объем взимания узок, он способен сосредоточиться одновременно только на 1—2 объектах. Внешнее выражение внимания очень ярко и ясно — по позе, мимике, подвижности степень внимания ребенка определить легко.
Память шестилетнего ребенка отличается высокой степенью развития механического запоминания, связанного с буквально точным воспроизведением (на основе неоднократного ‘Повторения). Известно, как легко эти дети запоминают стихи, сказки. Несмотря на заметные успехи в развитии произвольного запоминания, непроизвольное запоминание пока еще остается доминирующим видом запоминания. Дети еще не умеют управлять своим запоминанием, некоторые из них даже не понимают, что означает требование взрослых запомнить. Самоконтроль запоминания еще не сформирован. Хорошо, быстро и прочно запоминается то, что интересно, что произвело сильное впечатление. Увеличивается объем запоминаемого материала. Образная память пока еще преобладает над словесно-логической, несмотря па заметное развитие последней.
Воображение шестилетнего ребенка достаточно развито. Оно приобретает новые черты по сравнению с воображением детей 4—5 лет. На основе накопления жизненного опыта оно становится более реальным («Так не бывает!» — порой произносит ребенок, оценивая сказочный образ или ситуацию), носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.
Несколько подробнее остановимся на характеристике мышления детей шестилетнего возраста. Мышление их наглядно-образное. Именно этот вид мышления вполне соответствует особенностям жизни и деятельности детей 5—6-летнего возраста, задачам, которые возникают перед ними в процессе игры, элементарных форм творческой деятельности (рисования, лепки, конструирования). Однако в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления — наглядно-действенному («мышлению в действии»), так как порой не могут решить поставленную задачу вне практических действий с предметами, практического преобразования их. С другой стороны, наглядно-образное мышление создает предпосылки для перехода в дальнейшем к абстрактному мышлению и его высшему уровню — понятийному мышлению (мышлению в понятиях). Учителю надо иметь в виду и то, что у шестилетнего ребенка еще недостаточно сформированы мыслительные процессы (сравнение, обобщение, абстрагирование), хотя все предпосылки для этого уже созданы (например, они уже начинают мыслить о вещах, непосредственно не воспринимаемых). Например, далеко не все шестилетние дети могут решить задачу: «На картинках изображены огурец, морковь, стакан, помидор. Какая из картинок в этом ряду лишняя?» Как правило, дети не могут самостоятельно перенести ранее отработанные мыслительные действия на решение новых (но того же типа) задач.
Отметим и некоторые другие слабости мышления, которые должен учитывать учитель. Например, отмечается неупорядоченность, разрозненность, отрывочность, несвязанность имеющихся у шестилетних детей знаний, отсутствие умений обосновывать, аргументировать, доказывать (многие вообще не понимают, что значит «доказать»). Обращает на себя внимание и еще одна особенность мышления этих детей. Им трудно удерживать в сознании одновременно несколько признаков, которые необходимо сопоставлять, соотносить при решении той или иной мыслительной задачи. В этом случае они ориентируются на неполный состав признаков, «выхватывают» отдельные признаки (иногда только один признак) и пытаются решить задачу на основе такого неполного анализа ее содержания. Например, перед ребенком вырезанные из картона фигурки, отличающиеся тремя признаками — формой (треугольники, квадраты и кружки), величиной (большие и маленькие) и цветом (красные и зеленые). Ребенок легко справляется с задачей классификации их по одному признаку («Отбери только красные», «Отбери только кружочки», «Отбери только большие фигурки»), но он с трудом, постоянно ошибаясь, выполняет задание типа: «Отбери зеленые маленькие квадратики». То же самое и на текстовом материале. Ребенку предлагается отгадать загадку: «Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья, мы за обедом под столом, а ночью под кроватью». Чтобы правильно отгадать эту загадку (ботинки, тапочки), надо соотнести одновременно четыре указанных в загадке признака. Дети же, как правило, дают ошибочный ответ («ноги»— основываясь только на трех признаках, «варежки» — два признака и даже «коврик» — один последний признак: «коврик ведь под кроватью!»).
Характерна и так называемая концентрация мышления», когда ребенок воспринимает окружающее только со своей собственной, реально занимаемой им позиции (он «в центре», и позиция эта для него единственно возможная). Например, он знает, где у него правая и левая рука, «о не может определить правую и левую руку у человека, сидящего напротив. Не может правильно решить задачу: «Предположим, у тебя один брат и одна сестра, Сколько у каждого из вас братьев и сестер?»
Недостаточная развитость мышления шестилетнего ребенка сказывается и в нерасчлененности анализа разных свойств и признаков предметов. Суть этого явления в том, что ребенок объединяет разные свойства и признаки в том смысле, что изменение одного свойства должно, по его мнению, обязательно повлечь за собой изменение и другого. Например, перед ребенком разложены два ряда орехов, один над другим, причем орехи одного ряда точно соответствуют орехам другого ряда. Ребенка спрашивают, в каком ряду орехов больше. Он уверенно отвечает, что орехов в обоих рядах одинаковое количество. Теперь на глазах у ребенка раздвинем орехи в одном из рядов на большее расстояние. Орехов останется столько же, но ряд этот займет в длину больше места, чем другой. И хотя ребенок ясно видел, что орехов никто не убирал и не добавлял, он говорит, что в более длинном ряду орехов больше, чем в коротком (т. е. ребенок принимает изменение длины ряда орехов за изменение их количества). Если ребенку показать два совершенно одинаковых по объему шарика, сделанных из пластилина, а потом на глазах же у него раздавить один из шариков, превратив его в лепешку, то ребенок станет уверять, что в лепешке пластилина стало больше, чем в шарике (т. е. ребенок принимает изменение площади за изменение массы). Указанные особенности мышления характерны для ребенка шести лет, но при специальном обучении они преодолеваются без особого труда.
Что касается речевого развития детей шестилетнего возраста, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Многие отличаются довольно ясным, четким произношением. Однако некоторым детям свойственны дефекты звукопроизношения.
Характерно, что дети начинают стремиться понять грамматическую основу языка. Порой приходится слышать, как шестилетний ребенок говорит младшему: «Нельзя говорить «девочка упад». Это про мальчиков так говорят»; «Нельзя говорить «Я вчера пойду гулять», вчера — это уже было. А надо сказать «завтра». Словарь ребенка этого возраста колеблется в пределах 3000— 3500 слов. Речь носит в основном описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи (например, умеет объяснить правила игры).
Диалогическая речь (типа «вопрос — ответ») преобладает над монологической речью, которая заметно развивается: постепенно ребенок овладевает умением пересказать сказку, рассказать о каком-то случае. Начинается овладение выразительными средствами языка, применяются художественные сравнения, эпитеты («ласковый ветерок», «луна, как разбитая тарелка»).
Интересной и важной особенностью речи шестилетних детей является так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направленная на самого себя, обращенная к себе, не служащая целям общения. Играя, занимаясь лепкой, рисованием, конструированием, ребенок часто словно беседует сам с собой, ни к кому не обращаясь, рассказывает самому себе о своих действиях, словно комментирует их. Первоначально считалось, что это бесполезный речевой придаток к действию, который постепенно отмирает. Советский психолог Л. С. Выготский показал, что эгоцентрическая речь не бесполезная речевая реакция, а своеобразное средство мышления. Дело в том, что ребенок часто еще не умеет мыслить про себя, а мыслит вслух. Эгоцентрическая речь ребенка и есть средство осознания им своих действий, средство через громкое проговаривание управлять, регулировать, планировать свою деятельность. И эгоцентрическая речь не отмирает, а постепенно преобразуется во внутреннюю речь. Эгоцентрическая речь необходима ребенку. И не правы те воспитатели, родители, которые упрекают его: «Что ты все болтаешь сам с собой? Играй молча!»
Шестилетний возраст — начальный период фактического склада черт личности, относительно устойчивых ее проявлений. В этом возрасте начинается формирование нового типа поведения, который определяется представлениями детей (пока еще элементарными и несколько поверхностными) о поведении и действиях взрослых людей. Развиваются мотивы поведения. Наряду с преобладающими в этом возрасте личными мотивами начинают приобретать значение и общественно значимые, коллективистские мотивы. Ребенок уже довольно четко дифференцирует мотивы «хочу» и «надо». Хотя мотив «хочу» и является в начале этого возраста доминирующим, но очень скоро (особенно в связи с поступлением в школу) мотив «надо» начинает успешно конкурировать с непосредственными желаниями и побуждениями на основе усвоения норм и правил поведения (хотя ребенок еще не привык добровольно ограничивать свои желания). На этой основе постепенно начинают формироваться моральные чувства, например чувство долга и ответственности. Поступки приобретают более глубокую моральную оценку. Например, на вопрос «Почему нельзя драться?» дети 4—5 лет отвечают обычно так: «В милицию заберут», «Можно глаз разбить», «Мама не велит». Шестилетние же часто отвечают: «Стыдно обижать маленьких а слабеньких».
Очень заметно возрастает способность оценивать свою деятельность и поведение. При самооценке шестилетний ребенок, конечно, в первую очередь ориентируется па указания и оценку взрослых — родителей, а затем и учителей, но уже появляется и самооценка, основывающаяся на усвоенной норме поведения. Более ранняя форма самооценки — это самооценка результатов своей деятельности («Я это плохо нарисовал»; «Посмотрите, как я хорошо собрал тележку из конструктора»). Несколько труднее ребенку дать самооценку своего поведения («Я плохо поступил — сестру Олю обидел!»; «Я хорошо сделал — угостил конфетами маму и бабушку!»). К тому же самооценка далеко не всегда бывает объективной (чаще наблюдается завышенная и реже заниженная самооценка).
Развиваются коллективистские черты личности. Дети шестилетнего возраста обычаю очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других детей (при совместных играх, труде), способны к сопереживанию. Однако еще далеко не всегда они могут становиться на точку зрения других, пожертвовать своими личными интересами ради общих, групповых интересов.
Что касается воли, то непроизвольные, недостаточно продуманные импульсивные действия и поступки (под влиянием ситуационных эмоций) сосуществуют у шестилетних детей с отдельными формами произвольного волевого поведения. Ребенку трудно сдерживать себя, активно тормозить нежелательные действия, регулировать свое поведение с помощью волевого усилия. Сознательное управление своим поведением, по сути дела, только начинает формироваться.
Источник