Психологические особенности развития шестилетнего ребенка

Психологические особенности развития шестилетнего ребенка thumbnail

                           Психологические особенности детей

        Шестилетнего возраста.

Ребенок до пяти лет как чистый лист бумаги, на котором близкие люди могут написать все, что угодно, потому что малыш абсолютно им доверяет и свято убежден: все, что родители делают и говорят, как ведут себя – правильно. В этом возрасте ребенок как губка впитывает и хорошее и плохое, тем более, что  отличить одно от другого он не умеет. Но самое главное – он ведет , копируя поведение близких ему людей. Именно модель поведения близких станет для него эталоном на всю жизнь.                                                                              Ребенок ведет себя так, как ему позволяют. Он может быть дерзким, наглым, с одним и послушным и исполнительным с другим, капризным и ленивым с третьим. Подобная разница в поведении продиктована пониманием как и с кем можно себя вести, чтобы не нарваться на неприятности.                                          Необходимо предъявлять ребенку четкие требования, добиваться выполнения поставленных перед ним задач, но сначала необходимо объяснить ему, зачем это нужно сделать.

        *К шести годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, усложняются его отношения с окружающим. Активно развивается в этот период самооценка – важная форма самосознания. Самооценка в одном виде деятельности может отличаться от самооценки в других. В оценке своих достижений, например  в рисовании ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой – переоценивать, в пении – недооценивать. Критерии при этом во многом зависят от педагога. Кроме того, дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых зависит их положение в группе. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением  взрослого.                                                                                                           Дети с высокой  самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает свою самооценку. Однако существует и другая крайность – чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.                                                                                                                            Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить  успех  в деятельности малоактивным шестилеткам, не пользующимся значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со свестниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.

  Представления шестилетнего ребенка о себе уже довольно адекватно отражает его ценностную сферу. Почти все дети этого возраста осознают сферу своих предпочтений : ценность а) отношения к себе окружающих; б)общения ; в) деятельности.                                                                                                  Шестилетний ребенок хорошо осознает свои поступки –  зачем и почему он их совершает, лучше осознает и свое отношение к окружающему миру. У него появляются новые мотивы.  Какие же мотивы оказывают существенное влияние на поведение ребенка ? Это, прежде всего мотивы, связанные с интересом  детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. Дети интересуются новыми для них видами деятельности – играми, конструированием и т.д.                                                                                                             Еще одна важная группа мотивов – установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и в группе. Это делает шестилетку особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила, установленные ими. Кроме того, дети стремятся завоевать симпатию и благосклонность детей, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе.                                                                

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка в доу в соответствии с фгос

   Мотивом деятельности шестилетних детей нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие , самоутверждение. Они проявляются в притязаниях ребенка на главные роли в игре, в обидах ребенка или его радости при достижении успеха в нелегком деле, признании его достоинств , а порой, и в приписывании себе не существующих пока положительных качеств , в капризах.

  На основании стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив – выиграть, победить , быть лучше других.                             У ребенка шести лет непрерывно возникают  самые разнообразные потребности. Особенность их в том, что они переживаются как неотложное хотение. И это хотение так сильно, что заставляет малыша сразу же приступить к его удовлетворению, действовать, не подумав предварительно о том, что за этим может последовать. Ребенок не в состоянии сдерживать  возникшую мысль и спешит сказать обо всем, что только всплывает в его памяти, стремится поделиться впечатлениями.  В этом возрасте дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний. Им доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же самое время и переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них.      

Источник

Психологические особенности развития шестилетнего ребенка

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В настоящее время в нашей стране осуществляется реформа общеобразовательной школы, предусматривающая, как известно, постепенный переход к обучению детей в школе начиная с ше­стилетнего возраста. Для того чтобы успешно решать задачу обучения и воспитания шестилетних детей в подготовительных классах общеобразовательных школ, учителям необходимо хоро­шо знать анатомо-физиологические и психологические особеннос­ти детей этого возраста.

Прежде всего надо иметь в виду, что ребенок шести лет по степени своего физического и психического развития значительно отличается от семилетнего ребенка, хотя их разделяет относи­тельно небольшой возрастной период — всего лишь год. Он не просто на год младше, он отличается качественным своеобразием анатомо-физиологической организации и психического склада. По­этому было бы серьезной ошибкой механически переносить фор­мы, содержание и методы обучения детей семилетнего возраста в подготовительные классы школ, где обучаются шестилетние дети. Обучение и воспитание шестилетних детей должны строить­ся с учетом их возрастных физических и психических особеннос­тей и возможностей, а следовательно, быть в какой-то мере ка­чественно иными, чем обучение первоклассников семилетнего воз­раста. Какие же это особенности? С чем придется столкнуться учителям начальных классов, начинающим обучение шестилеток?

Подчеркнем, что индивидуальные различия между шестилет­ними детьми, поступающими в подготовительный класс, по сте­пени развития познавательных психических процессов, эмоцио­нально-волевой сферы, личностных черт и качеств весьма зна­чительны. Это определяется различными условиями их жизни и деятельности в семье (в детских садах воспитывается пока лишь чуть более трети детей), состоянием их здоровья. Имеют место отклонения от средних показателей темпа созревания мозга, да и всего организма в целом (опережение или отстава­ние). К тому же надо иметь в виду, что в подготовительные классы принимаются дети в возрастном диапазоне почти в один год (одним только что исполнилось 6 лет, другим через несколь­ко месяцев исполнится 7 лет). Поэтому несколько затруднитель­но говорить точно и определенно о возрастных особенностях уча­щихся подготовительных классов. Тем не менее можно указать на типичное, характерное, на общие тенденции развития в этом возрасте.

Самое существенное, что характеризует детей шестилетнего возраста, начинающих обучение в подготовительных классах,— это постепенный переход от одной ведущей деятельности к дру­гой: от игровой деятельности (точнее, сюжетно-ролевой игры) к учебной деятельности. С поступлением в школу меняется со­циальное положение ребенка в обществе, место, занимаемое им среди окружающих людей. Это новое положение (не просто ре­бенка, а уже школьника), новые требования, которые предъяв­ляются ему, новый вид деятельности делают шестилетний возраст своеобразным рубежом, разделяющим возраст, когда преобла­дают непроизвольные, импульсивные формы поведения, и возраст, характеризующийся заметным развитием произвольных форм по­ведения, психической деятельности (произвольного восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Каковы же, прежде всего, особенности «натомо-физиологического развития детей шестилетнего возраста?

По современным неврологическим представлениям в шести­летнем возрасте происходит важный перелом в морфологическом и функциональном развитии головного мозга. Вес мозга шести­летнего ребенка составляет примерно 90% веса мозга взрослого человека. Степень сформированное™ различных областей мозга, равно как и характеристика кровоснабжения мозга, близка к со­ответствующим показателям мозга взрослого человека. Повыша­ется быстрота и прочность образования в коре больших полуша­рий мозг? условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры. Иными словами, мозг к этому времени, как пра-

вило, является достаточно созревшим для усвоения и переработ­ки значительной по объему и относительно сложной информа­ции, готовым для выполнения новой для него — учебной — деятель­ности. К этому надо добавить, что современные дети хорошо развиты физически (в частности, вследствие акселерации, о ко­торой говорилось выше). Они значительно превосходят своих сверстников прошлых лет по росту, весу, окружности грудной клетки, мышечной силе и другим показателям физического раз­вития. К этому времени укрепляется костно-мышечная система, продолжается процесс окостенения скелета {хотя он еще далеко не завершается в этом возрасте), совершенствуется двигатель­ный аппарат. Однако следует знать, что ко времени поступления в школу у шестилетних детей еще слаб и чувствителен позвоноч­ник (его следует оберегать от искривлений, следить за позой, осанкой детей). Запомним и то, что недостаточно развита тон­кая и точная координация работы мышц кисти руки (что надо учитывать при обучении письму, рисованию).

Читайте также:  Календарь развития ребенка по месяцам фото

Что касается психологических особенностей детей шестилет­него возраста, то здесь следует отметить общую тенденцию — постепенный переход от доминирования непроизвольных форм психической деятельности и поведения к произвольным формам (конечно, в их элементарных и сравнительно еще редких прояв­лениях). Восприятие этих детей уже начинает носить аналитиче­ский характер. Они уже способны вычленить отдельные стороны, черты объектов на основе элементарных форм ориентировочно-исследовательской деятельности. Их отличает любознательность. Однако при восприятии они склонны обращать внимание на яр­кое, впечатляющее, которое ее всегда является существенным. Шестилетний ребенок часто испытывает затруднения в восприя­тии и дифференциации временных показателей и интервалов. Пе­речисляя дни недели, он говорит, например, «воскресенье, поне­дельник, завтра, вчера, май, Женский день, Новый год».

Внимание ребенка шести лет еще недостаточно устойчиво, не­произвольно, он часто отвлекается. Объем взимания узок, он способен сосредоточиться одновременно только на 1—2 объектах. Внешнее выражение внимания очень ярко и ясно — по позе, ми­мике, подвижности степень внимания ребенка определить легко.

Память шестилетнего ребенка отличается высокой степенью развития механического запоминания, связанного с буквально точным воспроизведением (на основе неоднократного ‘Повторения). Известно, как легко эти дети запоминают стихи, сказки. Несмот­ря на заметные успехи в развитии произвольного запоминания, непроизвольное запоминание пока еще остается доминирующим видом запоминания. Дети еще не умеют управлять своим запо­минанием, некоторые из них даже не понимают, что означает требование взрослых запомнить. Самоконтроль запоминания еще не сформирован. Хорошо, быстро и прочно запоминается то, что интересно, что произвело сильное впечатление. Увеличивается объем запоминаемого материала. Образная память пока еще преобладает над словесно-логической, несмотря па заметное разви­тие последней.

Воображение шестилетнего ребенка достаточно развито. Оно приобретает новые черты по сравнению с воображением детей 4—5 лет. На основе накопления жизненного опыта оно стано­вится более реальным («Так не бывает!» — порой произносит ре­бенок, оценивая сказочный образ или ситуацию), носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

Несколько подробнее остановимся на характеристике мышле­ния детей шестилетнего возраста. Мышление их наглядно-образ­ное. Именно этот вид мышления вполне соответствует особеннос­тям жизни и деятельности детей 5—6-летнего возраста, задачам, которые возникают перед ними в процессе игры, элементарных форм творческой деятельности (рисования, лепки, конструирова­ния). Однако в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления — наглядно-дейст­венному («мышлению в действии»), так как порой не могут ре­шить поставленную задачу вне практических действий с предме­тами, практического преобразования их. С другой стороны, на­глядно-образное мышление создает предпосылки для перехода в дальнейшем к абстрактному мышлению и его высшему уровню — понятийному мышлению (мышлению в понятиях). Учителю надо иметь в виду и то, что у шестилетнего ребенка еще недостаточно сформированы мыслительные процессы (сравнение, обобщение, абстрагирование), хотя все предпосылки для этого уже созданы (например, они уже начинают мыслить о вещах, непосредствен­но не воспринимаемых). Например, далеко не все шестилетние дети могут решить задачу: «На картинках изображены огурец, морковь, стакан, помидор. Какая из картинок в этом ряду лиш­няя?» Как правило, дети не могут самостоятельно перенести ра­нее отработанные мыслительные действия на решение новых (но того же типа) задач.

Отметим и некоторые другие слабости мышления, которые должен учитывать учитель. Например, отмечается неупорядочен­ность, разрозненность, отрывочность, несвязанность имеющихся у шестилетних детей знаний, отсутствие умений обосновывать, аргументировать, доказывать (многие вообще не понимают, что значит «доказать»). Обращает на себя внимание и еще одна осо­бенность мышления этих детей. Им трудно удерживать в созна­нии одновременно несколько признаков, которые необходимо со­поставлять, соотносить при решении той или иной мыслительной задачи. В этом случае они ориентируются на неполный состав признаков, «выхватывают» отдельные признаки (иногда только один признак) и пытаются решить задачу на основе такого не­полного анализа ее содержания. Например, перед ребенком вы­резанные из картона фигурки, отличающиеся тремя признака­ми — формой (треугольники, квадраты и кружки), величиной (большие и маленькие) и цветом (красные и зеленые). Ребенок легко справляется с задачей классификации их по одному признаку («Отбери только красные», «Отбери только кружочки», «Отбери только большие фигурки»), но он с трудом, постоянно ошибаясь, выполняет задание типа: «Отбери зеленые маленькие квадратики». То же самое и на текстовом материале. Ребенку предлагается отгадать загадку: «Всегда шагаем мы вдвоем, по­хожие как братья, мы за обедом под столом, а ночью под кро­ватью». Чтобы правильно отгадать эту загадку (ботинки, тапоч­ки), надо соотнести одновременно четыре указанных в загадке признака. Дети же, как правило, дают ошибочный ответ («но­ги»— основываясь только на трех признаках, «варежки» — два признака и даже «коврик» — один последний признак: «коврик ведь под кроватью!»).

Характерна и так называемая концентрация мышления», когда ребенок воспринимает окружающее только со своей собственной, реально занимаемой им позиции (он «в центре», и позиция эта для него единственно возможная). Например, он знает, где у не­го правая и левая рука, «о не может определить правую и левую руку у человека, сидящего напротив. Не может правильно решить задачу: «Предположим, у тебя один брат и одна сестра, Сколько у каждого из вас братьев и сестер?»

Недостаточная развитость мышления шестилетнего ребенка сказывается и в нерасчлененности анализа разных свойств и признаков предметов. Суть этого явления в том, что ребенок объединяет разные свойства и признаки в том смысле, что изме­нение одного свойства должно, по его мнению, обязательно по­влечь за собой изменение и другого. Например, перед ребенком разложены два ряда орехов, один над другим, причем орехи од­ного ряда точно соответствуют орехам другого ряда. Ребенка спрашивают, в каком ряду орехов больше. Он уверенно отвечает, что орехов в обоих рядах одинаковое количество. Теперь на гла­зах у ребенка раздвинем орехи в одном из рядов на большее расстояние. Орехов останется столько же, но ряд этот займет в длину больше места, чем другой. И хотя ребенок ясно видел, что орехов никто не убирал и не добавлял, он говорит, что в бо­лее длинном ряду орехов больше, чем в коротком (т. е. ребенок принимает изменение длины ряда орехов за изменение их коли­чества). Если ребенку показать два совершенно одинаковых по объему шарика, сделанных из пластилина, а потом на глазах же у него раздавить один из шариков, превратив его в лепешку, то ребенок станет уверять, что в лепешке пластилина стало больше, чем в шарике (т. е. ребенок принимает изменение площади за изменение массы). Указанные особенности мышления характерны для ребенка шести лет, но при специальном обучении они прео­долеваются без особого труда.

Читайте также:  Ребенок 9 месяцев питание меню развитие

Что касается речевого развития детей шестилетнего возраста, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, уме­ют выделять отдельные звуки в словах. Многие отличаются до­вольно ясным, четким произношением. Однако некоторым детям свойственны дефекты звукопроизношения.

Характерно, что дети начинают стремиться понять граммати­ческую основу языка. Порой приходится слышать, как шестилет­ний ребенок говорит младшему: «Нельзя говорить «девочка упад». Это про мальчиков так говорят»; «Нельзя говорить «Я вчера пой­ду гулять», вчера — это уже было. А надо сказать «завтра». Сло­варь ребенка этого возраста колеблется в пределах 3000— 3500 слов. Речь носит в основном описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи (например, умеет объ­яснить правила игры).

Диалогическая речь (типа «вопрос — ответ») преобладает над монологической речью, которая заметно развивается: постепенно ребенок овладевает умением пересказать сказку, рассказать о каком-то случае. Начинается овладение выразительными средст­вами языка, применяются художественные сравнения, эпитеты («ласковый ветерок», «луна, как разбитая тарелка»).

Интересной и важной особенностью речи шестилетних детей является так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направ­ленная на самого себя, обращенная к себе, не служащая целям общения. Играя, занимаясь лепкой, рисованием, конструирова­нием, ребенок часто словно беседует сам с собой, ни к кому не обращаясь, рассказывает самому себе о своих действиях, словно комментирует их. Первоначально считалось, что это бесполезный речевой придаток к действию, который постепенно отмирает. Со­ветский психолог Л. С. Выготский показал, что эгоцентрическая речь не бесполезная речевая реакция, а своеобразное средство мышления. Дело в том, что ребенок часто еще не умеет мыслить про себя, а мыслит вслух. Эгоцентрическая речь ребенка и есть средство осознания им своих действий, средство через громкое проговаривание управлять, регулировать, планировать свою дея­тельность. И эгоцентрическая речь не отмирает, а постепенно пре­образуется во внутреннюю речь. Эгоцентрическая речь необходи­ма ребенку. И не правы те воспитатели, родители, которые упре­кают его: «Что ты все болтаешь сам с собой? Играй молча!»

Шестилетний возраст — начальный период фактического скла­да черт личности, относительно устойчивых ее проявлений. В этом возрасте начинается формирование нового типа поведения, кото­рый определяется представлениями детей (пока еще элементар­ными и несколько поверхностными) о поведении и действиях взрослых людей. Развиваются мотивы поведения. Наряду с пре­обладающими в этом возрасте личными мотивами начинают при­обретать значение и общественно значимые, коллективистские мо­тивы. Ребенок уже довольно четко дифференцирует мотивы «хо­чу» и «надо». Хотя мотив «хочу» и является в начале этого воз­раста доминирующим, но очень скоро (особенно в связи с по­ступлением в школу) мотив «надо» начинает успешно конкури­ровать с непосредственными желаниями и побуждениями на основе усвоения норм и правил поведения (хотя ребенок еще не привык добровольно ограничивать свои желания). На этой осно­ве постепенно начинают формироваться моральные чувства, например чувство долга и ответственности. Поступки приобретают более глубокую моральную оценку. Например, на вопрос «Поче­му нельзя драться?» дети 4—5 лет отвечают обычно так: «В ми­лицию заберут», «Можно глаз разбить», «Мама не велит». Ше­стилетние же часто отвечают: «Стыдно обижать маленьких а слабеньких».

Очень заметно возрастает способность оценивать свою дея­тельность и поведение. При самооценке шестилетний ребенок, ко­нечно, в первую очередь ориентируется па указания и оценку взрослых — родителей, а затем и учителей, но уже появляется и самооценка, основывающаяся на усвоенной норме поведения. Бо­лее ранняя форма самооценки — это самооценка результатов своей деятельности («Я это плохо нарисовал»; «Посмотрите, как я хорошо собрал тележку из конструктора»). Несколько труднее ребенку дать самооценку своего поведения («Я плохо поступил — сестру Олю обидел!»; «Я хорошо сделал — угостил конфетами ма­му и бабушку!»). К тому же самооценка далеко не всегда бы­вает объективной (чаще наблюдается завышенная и реже зани­женная самооценка).

Развиваются коллективистские черты личности. Дети шести­летнего возраста обычаю очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласо­вывать свои действия с действиями других детей (при совмест­ных играх, труде), способны к сопереживанию. Однако еще да­леко не всегда они могут становиться на точку зрения других, пожертвовать своими личными интересами ради общих, группо­вых интересов.

Что касается воли, то непроизвольные, недостаточно проду­манные импульсивные действия и поступки (под влиянием си­туационных эмоций) сосуществуют у шестилетних детей с от­дельными формами произвольного волевого поведения. Ребенку трудно сдерживать себя, активно тормозить нежелательные дей­ствия, регулировать свое поведение с помощью волевого усилия. Сознательное управление своим поведением, по сути дела, толь­ко начинает формироваться.



Источник