Психологические особенности развития ребенка в младшем дошкольном возрасте

Психологические особенности развития ребенка в младшем дошкольном возрасте thumbnail

Общая характеристика возрастных и психологических особенностей детей в младшем дошкольном возрасте

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития ребенка. Появляется повышенная активность, усиливается целенаправленность, становятся более четкими координационные движения.

В этом возрасте происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, особенно с окружающими его людьми: взрослыми и сверстниками.

Особые достижения ребёнка можно увидеть в игре, поведении, рисование, конструирование чего-либо – у детей в голове уже намечена цель, хотя еще и внимание не сформировалось, дошкольник еще очень быстро отвлекается и переключается с одного вида деятельности на другой, оставляя одно дело, заменяя его совершенно другим, это может продолжаться бесконечно.

Ребёнку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинкам, спрашивать, спорить. Можно наблюдать за появлениями новых видов деятельности: слушание, рассказывание, словотворчество.

В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» у детей этого возраста появляются вопросы “почему?”, это и есть огромная характерная черта этого возраста[18,c.201].

Дети этого возраста очень любят общаться с взрослыми и сверстниками, они взаимодействуют с взрослыми, после чего ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно. Можно наблюдать такую картину, как малыш постоянно интересуется, спрашивает, узнает иногда даже достает и донимает своими вопросами. Дошкольник для достижения цели, а цель его получение информации от взрослого, будет добиваться различным путем.

Так же особенности активно развивается потребность в общении со сверстниками. Дети впервые объединяются для того, чтобы поиграть и разнообразить игру. Каждый ребёнок определяется для себя роли и подчиняет им своё поведение.

В качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира у ребёнка, появляется интерес в подражание, все это происходит при виде взрослого, взрослый для ребёнка становится эталоном, гарантом.

В данном возрасте совместные игры начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. У детей проявляются новые возможности: доброжелательное отношение к окружающим, эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию. В продуктивных видах деятельности (рисование, конструирование) ребёнок знакомится со свойствами предмета, развивается его восприятие, воображение, мышление[23,c.239].

Ребёнок, который уже способен не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Это все становится образцами, мерками, с которыми сопоставляют особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления в этом возрасте является наглядно – образное. Дошкольник оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, величина, цвет), но усваивать общепринятые представления о группах предметов (посуда, мебель, одежда). Образному мышлению дошкольника свойственно мыслить схемами, слитными ситуациями в соответствии с образом, который у него сохраняется на основе восприятия. А конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями.

В восприятии целого и части выступают диалектические связи, т.е. узнавание части вызывает образ предмета в целом с его названием. Восприятие картинки ребенком в дошкольном возрасте осуществляется еще довольно сложно. В этом процессе большую роль играет вопрос, задаваемый к картинке, ее название. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы.

В дошкольном возрасте для детей чаще всего вызываются проблемы с усвоением сторон правого и левого, воспринимают так же тяжело ориентировку в пространстве, но самым казусным и сложнейшим является для детей восприятие времени, этому нужно уделять особой внимание, процесс очень долгий и трудоёмкий.

Речь ребенка в раннем дошкольном возрасте сохраняет еще ситуативный характер, но постепенно она переходит в связную. Дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа. Функция планирования высказываемых вслух предложений, мыслей – это и есть развитие разговорной речи дошкольников, которая тесна связана со внутренней.

У ребенка 3-5 лет возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Осознавая свои возросшие возможности, ребенок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели, для достижения которых он вынужден применять все больше усилий. Чтобы выполнить какое-либо поручение, ребенку приходится тормозить свои желания и прекращать интересующее его в данный момент занятие. Таким образом, это является тренировкой воли[22,c.240].

Дети в этом возрасте очень любознательны, интересуются всем, что их окружает и происходит вокруг них, исходя из этого, происходят и изменения в развитие речи, ребёнок пополняет свой словарный запас, постоянно рассуждает об окружающем, выражает свои высказывание, своё мнение, задает вопросы, на которые сам ищет ответы.

Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания.

К концу младшего дошкольного возраста складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (этот возраст «почемучек»), а также креативности. Рассмотрим его подробней[15,c.51].

В дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, использует для этого речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Дети этого возраста ориентируются в человеческих отношениях, способны заметить эмоциональное состояние близкого, взрослого, сверстника, способны проявить внимание, сочувствие.

Высокой мыслительной активностью характеризуется интеллектуальная компетентность. Детей не просто прозвали «почемучками», они интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменение в живой и неживой природе, происхождением человека и тд). Владение способами построения замысла и элементарного планирования, присуще данному возрасту. Владение родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами.

Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию двигательной активности, совершенствованию движений.

Ребенок отличается многообразием способов выражения чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия, не довольствие, смех, гордость. Дети в этом возрасте способны проявлять сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков.

Ребёнок начинает регулировать своё поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (убрать игрушки, построить конструкцию, выучить стихотворение).

У детей в этом возрасте очень ярко выражается в таких видах деятельности, как игра, рисование, лепка, музицировании, а также в речи.

Дошкольник может увидеть разные образы в одном и том же материала и отразить свои видения в рисунках, поделках из природного материала и тд.

Эти образы можно заметить в игре, в выразительных движениях, при сочинении сказок, рассказов. Особое удовольствие ребёнок получает от экспериментирования с разными материалами, словами, звуками, в результате, которого получается оригинальный, творческий, креативный продукт малыша.

Можно увидеть в выборе игры, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми он обращается к взрослому или сверстнику, организация и осуществление самостоятельной продуктивной деятельности.

Она сразу видно проявляется в самообслуживание (одевание-раздевание, умывание). Выполнение отдельных поручений (уход за обитателями живого уголка, дежурство по столовой), организации предметной среды для самодельных игр.

Заметно выражается в стремлении совершать независимые поступки, осуществление выбора той или иной деятельности, её средств, партнёров, обязательная защита своей позиции. Чувство свободы позволяет ребенку быть более открытым, эмоционально раскрепощенным.

Таким образом, на основе выше изложенного материала, можно выделить следующие основные задачи развития младшего дошкольного возраста, которые должны развивать в дошкольниках их родители и воспитатели:

  • 1. Развивать у дошкольника потребность в активной деятельности , овладение основными видами движения, освоение навыков личной гигиены.
  • 2. Обеспечить познавательное развитие ребёнка, обогащение представлений об окружающем его мире, предметах и явлениях, развитие любознательности.
  • 3. Воспитывать доброжелательность к окружающим, эмоциональную отзывчивость, способность к общению, сопереживанию.
  • 4. Обогащать опыт самопознания дошкольника.
  • 5. Обучать детей различным способам действий в условиях предметно – действенного – сотрудничества.

Источник

Психолого-педагогические особенности

детей младшего дошкольного возраста

Главное, о чем следует помнить, когда речь идет о детях младшего дошкольного возраста – это то, что их внутренний психологический мир (ценности, представления, мотивации и пр.) находится в процессе становления. Именно поэтому у ребенка данного возраста все радости и огорчения происходят в настоящем времени. Он не оглядывается назад и не смотрит в будущее, а просто живет «здесь и сейчас». Поведение его полностью определяется ситуацией, тем, что происходит вокруг него.

Основной особенностью младшего дошкольного возраста является высокая скорость психического и физического развития ребенка. Потихоньку выходя за пределы семейного круга общения, ребенок начинает понимать, что взрослый – это не только член семьи, но и носитель определенных общественных функций. Ребенок начинает подражать взрослым. Он постоянно говорит: «Я сам!» Потребность выполнять такие же функции, что и взрослые, реализуются через развитие игры.

Игра становится ведущим видом деятельности в этом возрасте. Продолжительность ее небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и довольно простыми сюжетами. В игре дети стараются подчинять свое поведение выбранной роли.

Совместные игры в этом возрасте постепенно вытесняют игры «рядом». Возрастает интерес к общению со сверстниками. Соответственно, появляются новые возможности в воспитании у детей этого возраста эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, приветливому отношению к окружающим.

В этом возрасте действия ребенка становятся целенаправленными. Он начинает действовать в соответствии с намеченной целью, однако быстро отвлекается и оставляет одно дело ради другого, поскольку внимание еще до конца не сформировалось.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка очень сильна потребность в общении с взрослыми. Его любознательность резко возрастает, и взрослые становятся главным источником информации об окружающем мире. Ребенка начинают интересовать загадки, истории, сказки. В то же время, у него еще велика потребность в ласке, внимании взрослого. Ребенку необходим психологический комфорт, чувство защищенности, чтобы продвигаться в изучении мира.

Преобладающей формой мышления в данном возрасте становится наглядно-образное. Ребенок начинает не только объединять предметы по внешнему сходству (величина, форма, цвет), но и усваивать принятые в обществе представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).  В играх, рисовании, конструировании ребенок знакомится со свойствами предметов, развивает свое восприятие и мышление.

Теперь ребенку уже интересен не только сам предмет, но и то, что у него внутри, каким образом он работает. Именно поэтому предмет разбирается на составные части и исследуется. Конструкторы и пазлы приобретают особое значение, и нередко становятся самой важной и нужной игрушкой.

В младшем дошкольном возрасте происходят глобальные изменения в развитии речи: существенно увеличивается словарный запас, появляются пока еще элементарные, но уже развернутые суждения об окружающих ребенка предметах и явлениях.

В этом возрасте усваиваются самые простые нормы и правила поведения. Ребенок начинает понимать и принимать «можно», «нельзя», «нужно». Он овладевает основными навыками самообслуживания: умывание, одевание-раздевание, самостоятельный прием пищи, отправление естественных нужд.

Все перечисленные изменения в сознании и развитии ребенка диктуют изменения в его обучении. Теперь взрослый может в игровой форме организовать детей, предложить им самостоятельное выполнение определенных заданий под его контролем.

Какие же задачи развития выходят в этот момент на первый план?

  1. Развитие физических навыков детей, побуждение их к активной двигательной деятельности.
  2. Формирование основных навыков самообслуживания, включая личную гигиену, правила поведения за столом и пр.
  3. Развитие познавательных навыков ребенка.
  4. Постоянное расширение детского кругозора.
  5. Формирование навыков общения с окружающими, воспитание доброго, позитивного отношения к ним.
  6. Обучение детей совместным действиям.

Реализация данного комплекса задач дает возможность максимально развить ребенка младшего дошкольного возраста, как самостоятельную личность.

P.S. Общение с детьми требует от взрослых внимания, времени и, прежде всего, доброжелательности. Только установив доверительный контакт с ребенком, можно добиться каких-либо реальных результатов в его развитии.

Источник

Психологические особенности детей дошкольного возраста зависят от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, физическую активность. За счет налаживания коммуникаций, физической активности, ребенок постепенно осваивает новые навыки, умения. В результате процесс социализации происходит не пассивным образом, а путем инициативного познания.

Движущие силы становления психики малыша

Получение новых эмоций, впечатлений стимулирует развитие умственной деятельности. Знакомство с окружающим миром не просто способствует получению положительных эмоций, а пробуждает заинтересованность.

У детей 5–6 лет тяга к развитию велика, что приводит к повышенному интересу получения новых навыков. Через 1–2 года нехватка знаний будет восполнена в школе.

Особенности психологического развития ребенка

фото 1325

Как правило к дошкольникам относят детей в возрасте 4–7 лет. До этого момента ребенку предстоит столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Это непростое время для малыша и его родителей, поскольку кроха себя плохо ведет, капризничает, проявляет упрямство. Период характеризуется выделением ребенка, как самостоятельной личности, у которой формируется характер, мнение, взгляды. Чтобы кризис прошел как можно удачливее, спокойнее, взрослые должны проявлять уважение, сдержанность, не принижая любимого малыша. Он должен почувствовать, что его слушают, понимают.

По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступеньку выше в отношениях со взрослыми. Он чувствует себя отдельной ячейкой общества. Его нужно ввести в курс дела своих обязанностей, правил, установленных в семье. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками,воспитателями.

Малыш хочет казаться взрослее, чем он есть. Поэтому пытается повторять за взрослыми (слова, движения, интонацию). Некоторым родителям доводится таким образом наблюдать за собой стороны и понимать, чему ребенок учиться у них. Поведение взрослых должно быть показательным. Это касается не только поведения членов семьи. Дети часто воплощают в жизнь, то что видят по телевизору. Стоит быть внимательным к тому, какие мультики, фильмы смотрит малыш.

Ролевые игры и новообразования

Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Если родители смогли познать особенности психического развития крохи, то у них получиться наладить гармонию в семье, воспитать малыша правильно.

Малыш в игровой форме познает общественные нормы поведения, устанавливает контакт с окружающими. Он желает отстраниться от взрослых, создает в своей голове ситуацию, в которой он выступает хозяином происходящего. Однако в реальной жизни он не в силах в полной мере принимать участие во взрослой жизни, что объясняется недостаточным психическим, умственным, физическим развитием. Чтобы почувствовать свою значимость, ребенок прибегает к ролевой игре, в которой выстраивает определенный сюжет,условия:

  • повторяет за взрослыми;
  • воображает ситуацию, в которой игрушки выступают в качестве реальных вещей;
  • реальности присуща символичность;
  • игра предполагает соблюдение установленных правил, запретов.

Такое положение вещей способствует психологическому здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста:

  • способность образного решения задач;
  • намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать;
  • формирование самооценки;
  • активное становление речевого аппарата;
  • сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм;
  • подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.

К 7 годам в большей или меньшей степени можно заметить присутствие тех или иных новообразований.

Проблемы, возникающие при психическом развитии дошкольника

Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:

  • слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
  • личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
  • проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
  • коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
  • неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).

Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними.

Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.

Дошкольники младшего возраста

Крохи в возрасте 3–4 лет начинают самоутверждаться. Часто можно услышать от них «Я сделаю сам», «Я знаю», «Я умею». Часто это приводит к тому, что дети начинают хвастаться, восхваляться собой и тем, что делают.

В этом возрасте у ребенка развито правое полушарие мозга, что утяжеляет слуховое и наглядное восприятие, которое, в свою очередь, помогает формировать картину происходящего в единое целое.

Активно развивается мелкая и крупная моторика. Пойдет на пользу бег, разминка рук и пальчиков, прыжки, упражнения на координацию.

Память еще непроизвольна: его внимание привлекают яркие, насыщенные моменты. В 3 года у младших дошкольников прекращается активное формирование речевого аппарата, а в памяти ребенка уже отложилось около 1000 слов, смысл и значение которых он понимает.

Дошкольники старшего возраста

В 5–6 лет поведение и мышление детей значительно отличается от младших дошкольников. Между родителями и ребенком устанавливается понимание, гармония, становится проще общаться, понимать друг друга. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются в любви, заботе, начинают чувствовать привязанность, любовь к другим людям.

Проще получается налаживать общение со сверстниками, чувствовать лидерские качества у других детей, принимать установленные порядки, правила в играх. Взрослый в глазах ребенка выглядит помощником, учителем, который в трудный момент готов прийти на помощь, решить возникшие проблемы.

Начинают проявляться творческие навыки. Он понимает какая музыка ему нравится и не нравится, начинает танцевать, петь, играть на каком-либо инструменте, заниматься спортом. Память больше не является непроизвольной, в поступках проявляется собственное желание.

Мышлению старшего дошкольника присущи следующие особенности:

  1. Эгоцентризм. Малыш может анализировать происходящее субъективно, не изучая ситуацию со стороны.
  2. Анимизм. Ребенок переносит свое «Я» на окружающие предметы, в результате чего, подвижное воспринимается одушевленным.
  3. Синкретизм. Кроха способен целое видеть в отдельных элементах, но не может отдельные детали воспринимать, как единое целое.

фото 1326

В 5–6 лет дошкольник может принимать участие в диалоге окружающих, вникать в смысл обсуждаемого, высказывать обоснованное мнение. В этом возрасте словарный запас расширяется до 3–4 тыс. слов.

Дети старшего дошкольного возраста начинают чувствовать вину перед окружающими и ответственность за свои действия, проявляют интерес, инициативность. Иногда шестилетние дети осознанно высказывают желание пойти в школу, чтобы учиться.

В эмоциональном плане кроха проявляет больше твердости и устойчивости. Если говорить об умственной деятельности, то отмечается способность концентрироваться на определенных вещах, воспринимать сказанное на слух, ориентироваться на местности.

Импульсивность отходит на второй план, дошкольник старается думать, прежде чем что-то сделать, сказать, понимает какие последствия могут быть. Чем взрослее ребенок, тем больше он видит комизма в происходящем. Веселье и смех могут быть вызваны нестандартной расцветкой или формой вещей. Взрослых дошкольников больше привлекают игры в шуточной форме.

К 6 годам активно формируется индивидуальный характер, проявляются манеры. Малыш может скрывать плохое настроение или состояние, расстраивается, если его хвалят просто так или что еще хуже, за то, что он сделал плохо или недостаточно хорошо. Таким образом, он начинает трезво оценивать происходящее.

Становление личности дошкольника

В возрасте 4–6 лет начинается фактическое развитие личности. Формируется самооценка, проявляются переживания, беспокойство за происходящее, за то, как он выглядит в глазах окружающих. Ребенок начинает ставит перед собой небольшие цели, мотивировать себя на их достижение.

Эмоциональная сторона личности

Дети с 5 лет становятся более уравновешенными, спокойными, не проявляют эмоций и вспыльчивость без повода. Это остается в младенческом возрасте. Ребенок адекватно реагирует на проблемы, трудности, прекращает драматизировать, впадать в панический страх перед неизведанным.

Дошкольник начинает глубже чувствовать и воспринимать ситуации, поскольку его спектр эмоций расширяется. Несмотря на совсем юный возраст, кроха способен проявлять сочувствие, может грустить с остальными, понимать, что человеку плохо.

Мотивационная сторона личности

В дошкольном возрасте формируется один из главных рычагов личности — соподчиненность мотивов. Происходят изменения в мотивационной сфере, которые в дальнейшем постепенно развиваются.

Мотивам детей присуща разная сила и значимость. Формируются мотивы, связанные с достижением успешных результатов, и мотивы, направленные на познание морали, этических норм. В это время происходит становление собственной системы мотивации.

Самосознание дошкольника

К 6 годам формируется самосознание, которое достигается за счет умственной деятельности, характера. Самосознание считается основным новообразованием крохи. Поначалу дошкольник анализирует действия окружающих, сравнивает, оценивает поступки, моральное поведение, навыки.

Ребенок полностью понимает половую принадлежность. Вместе с этим происходят изменения в привычном поведении.

Дошкольник начинает осознавать себя в различных временах. Вспоминать моменты из прошлого и мечтать о чем-то в будущем.

фото 1327

Не менее важна самооценка. Самопознание строится на основе отношения родителей к малышу. Главное, чтобы мама и папа проявляли поддержку в любых начинаниях, были детям настоящими друзьями. Стоит почаще разговаривать с детьми на дружеской ноте, интересоваться их мнением, спрашивать совета. Малыш научится открыто высказывать мнение и не будет этого бояться.

Источник