Психологические особенности развития ребенка подросткового возраста

Психологические особенности развития ребенка подросткового возраста thumbnail

Подростковый возраст (с 10-11 до 14-15 лет) можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки. Поэтому физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным не только для родителей, педагогов, но и для самого подростка. 

В подростковом возрасте могут заметно обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Специалисты считают, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности. Так, сформированная в учебной деятельности в младшем школьном возрасте способность к рефлексии «направляется» школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, сравнивая себя с взрослыми и с младшими детьми, приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.

Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе.

Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым.

Но, к сожалению, в нашем обществе все–таки доминирует первый вид взрослости. И все реже наблюдается интеллектуальная взрослость, связанная у подростка с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

Но, тем не менее, подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, хотя, нужно заметить, в психологическом отношении отступает на задний план. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно–личностное общение. Главная потребность подросткового периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит из школы и психологически, и даже буквально».

Хочу привести пример из собственной жизни. У моей двоюродной сестры, когда она находилась в подростковом возрасте, родители получили новую квартиру, и она стала ходить в другую школу. Но так получилось, что класс ее не принял, и она просто перестала ходить в школу. От родителей она это тщательно скрывала, то есть утром собиралась, как обычно, в школу, и целый день гуляла (хотя в старой школе училась на «отлично» и была примерной, послушной девочкой). Все это, конечно же, вскоре обнаружилось. Но она родителям твердо поставила условие: или она возвращается в старую школу, или перестает вообще ходить в школу. Родители, чтобы полностью не потерять свою дочь, вынуждены были согласиться со вторым вариантом.

Именно в подростковом возрасте поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в самостоятельную область внутренней жизни. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Но наряду с приятельством возникает настоящая дружба, начинаются первые влюбленности.

Внешние проявления поведения подростка тоже весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все; с другой, – желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой, – бравирование собственными недостатками.

Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Нужно заметить, что в этом возрасте в учителе личностные качества (такие, как доброта, справедливость, порядочность, умение понимать, сочувствовать, сопереживать) ценятся больше, чем интеллектуальные.

Приведу пример из собственной жизни. У нас в школе преподавала учитель математики. В нее был влюблен весь наш 7 класс. Но однажды мы с классом отправились в кино. Стояли на остановке и долго ждали автобус. Подошла “математичка”. И тут подъехал автобус, у входа которого собралась толпа. Мы стали свидетелями такой картины. Учительница растолкала всех пассажиров, даже женщин с детьми, и сама благополучно залезла в автобус. После этого случая она «упала» с воздвигнутого нами пьедестала.

Кроме всех ранее перечисленных особенностей подросткового возраста, можно отметить следующие характерные для подростков поведенческие реакции:
 

  1. Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни: отрыв от семьи, перемена школы, развод родителей.
  2. Реакция протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совершаемых как протестные.
  3. Реакция имитации обычно проявляется в подражании. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, который теми или иными качествами импонирует его идеалам. Неслучайно стены в комнате подростков часто бывают увешаны фотографиями певцов, спортсменов, киногероев.
  4. Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Чаще всего хулиганят неуспевающие подростки, которые пытаются добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
  5. Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением подростка добиться успеха именно в той области, в которой он обнаруживает наибольшую несостоятельность. Так, физически слабый подросток настойчиво стремится к спортивным достижениям, а стеснительный и ранимый – к общественной деятельности.
  6. Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, аффективные вспышки против родителей, учителей.
  7. Реакция группирования чаще всего проявляется тогда, когда подросток не встречает понимания среди своего близкого окружения. Самореализоваться и самоутверждаться подросток начинает в подростковых компаниях, неформальных группах с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений со своим лидером. К сожалению, в процессе стихийно–группового общения устойчивый характер у подростков приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.
  8. Реакция увлечения. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой), более типичны для девочек. Интеллектуально–эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому–либо определенному предмету, могут наблюдаться у подростков обоих полов.
  9. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь).
Читайте также:  Закономерности развития ребенка старшего дошкольного возраста

При этом нужно отметить, что, хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Взрослый важен и значим для подростка, он по–прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских форм» контроля, требования послушания, выраженной опеки.

Однако сила, частота, резкость проявлений конфликтов во многом зависит от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего – по инициативе взрослого.

Особенно это важно в кризисный период, когда происходит резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. 13 лет – переломная точка кризиса. Этому возрасту свойственны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Подростковый период – период наиболее интенсивного личностного развития ребенка, который проявляется, прежде всего, в интересе к собственной личности. Поскольку подросток более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. Феномен «воображаемая аудитория» состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, то есть непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. «Личный миф» – это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности. Завершается же социально–психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Литература:

Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). Электронный учебник// https://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc

Об авторе: Тукубаева Ильсияр Амировна, заместитель директора по УВР Межшкольного учебного комбината № 1, учитель 1 квалификационной категории.

Источник

Родительский лекторий на тему

«Психологические особенности детей подросткового возраста»

Цели и задачи

• Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период.

• Обсудить определенные правила поведения в период полового взросления детей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, памятки

Подготовительный этап:заранее раздать анкеты для родителей и детей

Ход собрания

Выступление классного руководителя

Эпиграфом собрания стали слова Л. С. Выготского — одного из ведущих психологов, которого называют Моцартом в психологии, Развитие подростка — это начало поиска себя, своего уникального «я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все», В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Многие считают, что задача родителей в этот период сдерживать половой инстинкт ребенка. Это мнение ошибочно, и оно приводят к новым проблемам.

Что является самым главным для ребенка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить (запись на доске):

Любовь – доверие -понимание –поддержка

Что должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей? Эти правила предлагаем сегодня вам для ознакомления:

• В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его;

• Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее;

• Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого;

Читайте также:  Развития ребенка 37 новомосковск ростехнадзор 2017

• Не перегружайте ребенка опекой и контролем;

• Не создавайте «революционную ситуацию»? а если создали, разрешайте ее мирным путем;

• Помните слова Гетте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».

Как заметил юморист, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители.

Таблица «Кризисы детства» (краткое обсуждение)

Кризис

Характеристика

Кризис 1-го года жизни

1.Начало ходьбы (форма передвижения в пространстве!

2.Становление речи (3 мес)

3.Первые акты протеста и оппозиции (противопоставление себя другим, выделение ообстренного “Я”)

Кризис 3- го года жизни

1.Негативизм (отказ делать то, что исходит от

взрослых)

2.Упрямство – не потому, что надо или очень хочется, а потому, что этого потребовал

3.Ярко проявляется стремление к самостоятельности, “возрастной строптивости”.

Кризис 6-7 лет

1.Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник

2.Манерничество, капризы, вповедении – нарочитое, нелепое,искусственное, вертлявость и паясничанье.

3.Переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями этих переживаний (хочу, но боюсь, хочу то и другое, надо, но не хочу).

Кризис подросткового возраста с 13 лет (эмансипация Э – 11 лет)

Глубокие изменения в физиологии, интеллекте, способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками. Это переход от детства к взрослости. Самопознание, самовыражение, самоутверждение. Стремление быть взрослым «-» родительская опека = семейный конфликт. Самоутверждение идет в агрессивной форме “трудные подростки”.

Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По — видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.

Вчера еще послушный, вежливый подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность. Беспрекословно принимавший ранее указания, требования взрослых, он теперь относится к ним избирательно — критически, считает, что эти указания и требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны (с его точки зрения). У подростка появляется собственное мнение (к удивлению и огорчению родителя, нередко расходящееся с общепринятым), преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость.

Все это нервирует неопытного родителя, нередко выбивает его из колеи, приводит к конфликту с ребенком —подростком.

Подробнее следует рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков.

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте? Прежде всего:

• за то, чтобы перестать быть ребенком;

• за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность;

• за утверждение среди сверстников;

• против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Правила, которые должны соблюдать родители подростка:

• Помочь ребенку найти компромисс души и тела.

• Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.

Чтобы понять что каждый ребенок —это личность обратите внимание на схему развития личности по Э. Эриксону

Стадии развития

Область социальных отношений

Новообразования

Результаты прогрессивного развития

1.Младенческий

возраст

Мать

Доверие-недоверие

Энергия и жизненная радость

2.Ранний возраст

Родители

Автономность-зависимость, страх, сомнения

Контроль

3.Дошкольный возраст

Родители, братья и сестры

Инициатива-чувство вины

Целеустремлен- ность

4.Предпубертатный возрастав -12 пет)

Школа, соседи

Трудолюбие-чувство неполноценности

Компетентность

5.Юность (3-18 лет)

Группы сверстников

Идентичность (1) -непризнание

Привязанность и верность

6.Ранняя зрелость (третье десятилетие)

Друзья, любовники; соревнование, сотрудничество

Близость – одиночество

Аффилиация и любовь

7.Средний возраст

Профессия, родной дом

Продуктивность-застой

Творчество и заботы

8.Поздняя зрелость

Человечество,

ближние

Внутренняя стойкость-безнадежность

Отрешенность и мудрость

Диагностика детей

1 .В последнее время тебе больше нравится проводить время:

A. в кругу своей семьи

Б. с друзьями

В.в одиночестве

2. Изменение твоей внешности, роста, веса:

А.радуют

Б. огорчают

B. Злят

3 Тебе больше всего хотелось бы быть:

A. умным

Б.красивым

B. общительным

4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:

A. радовало

Б. огорчало

B. было бы безразлично

5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:

A. радовало

Б. огорчало

B. было бы безразлично

Диагностика родителей

1 .Можете ли вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да», «нет»,

что ваш ребенок стал больше интересоваться:

A. своей внешностью;

Б. Своим весом и ростом;

B. Гигиеной собственного тела;

Г. противоположным полом.

2. Что он стал больше:

A. Общаться с друзьями по телефону;

Б. Проводить время у зеркала;

B. Проводить время с друзьями вне дома;

Г. Обращать внимание на свою одежду.

3. В личном плане он стал:

А. Более скрытым;

Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание;

В. Чутко реагирующим на замечания всвой адрес;

Г. Менее ответственным в учебной деятельности.

«Подростковый возраст: что должны знать родители»

Подростковый возраст—это период онтогенеза 10—11 до 14—15 лет. Он является критическим, так как связан с «трудностями роста»: половым созреванием и «гормональными выбросами», ростом мышечной и костной ткани, диспропорцией в формировании анатомии, общей диспропорцией в физиологии и психике, девочки растут быстрее мальчиков. Именно поэтому девочки в 5—8х классах обычно выше и крупнее мальчиков. «Длинноногость», обусловлена тем, что происходит рост трубчатых костей конечностей, а «угловатость» и «неуклюжесть» обусловлены диспропорцией в нарастании костной и мышечной ткани не в пользу последней. Следствием переживаний по поводу своей внешности может стать снижение самооценки, неуверенность в себе.

Именно поэтому родителям следует заранее готовить своего ребенка к «возможным проблемам». Рассказывайте о том, что вы чувствовали и какие ситуации возникали с ровесниками у вас. Подросток обязательно станет делиться с вами своими проблемами. Важно формировать перспективу, задавать «вектор развития»: «Если ты будешь посещать плавание, то станешь менее напряженным и быстрее превратишься в прекрасного лебедя.. » Ни в коем случае нельзя позволять родителя фразы типа «Ты разбил чашку — такой неповоротливый!», «Я тебе уже 100 раз объясняла — такой бестолковый, ты до сих пор не понял решение задачи!» или «Что ты пишешь, как курица лапой?»

Читайте также:  Два года и месяц ребенку развитие

Таким образом, физиология тесно связана с психологией. Если у ребенка наблюдается гипертония, то это может быть связано с ростом сердца и пока еще небольшими кровеносными сосудами. Именно поэтому важно соблюдать режим дня, дозировать как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. Правильное построение режима дня и его соблюдение — залог здоровья, успехов в учении.

Так, сон должен составить для младших подростков 10— 11 часов, для средних и старших подростков 8—9 часов.

Выполнять уроки следует с 18.00 до 19.30, начиная с «легких». Кроме этого, распорядок дня — это способ развития произвольности. В центральной нервной системе (ЦНС) наблюдается усиление подкорковой активности, то есть процессы возбуждения преобладают нал процессами торможения. В поведении подростка прослеживается эмоциональная неустойчивость, связанная с резкими перепадами настроения, а также гиперактивность, вследствие чего падает внимательность, ухудшается поведение и успеваемость. Рост ЦНС отражается на тонкой моторике, ухудшается почерк; а также на речь и, зачастую, ответы подростка превращаются в «вытягивание из него того или иного материала (учебного). В целом же в результате «перестройки» у пятиклассников наблюдается временное снижение успеваемости, часто это является причиной «плохого поведения»

Именно на этом этапе развития ребенку жизненно необходимы понимание и поддержка взрослого! Это время «закрепления ценностей» и усвоения позитивного опыта в разрешении проблемных ситуаций. Возраст 1 3—1 5 лет — это второй этап полового созревания. Подростки становятся менее раздражительными, чем младшие, они становятся независимыми от взрослых. Под влиянием гормонов растет мышечная масса, повышается работоспособность. Значительно усиливается интерес к противоположному полу, для этого возрастного этапа показателем успеха является внешность подростка. Отставание от своих сверстников в росте и весе особенно болезненно воспринимается ребятами.

Эти недостатки видимы, и именно они бросаются в глаза. Именно внешность и желание не быть отвергнутым, ведь общение со сверстниками становится ведущим, заставляет подростков по-своему решать проблемы комплекса неполноценности. Одни заявляют о себе тем, что начинают курить, а другие находятся в перманентном конфликте со взрослыми и некоторыми сверстниками — хамят, грубят, веселят окружающих, используя тактику «сердитого вниманию».

Более того, развитие «Я», потребности «в чувстве значительности», а не просто желание быть в среде сверстников и занимать определенную позицию в социуме (классе), как раз и проявляются в общении, Если для младшего подросткового возраста характерно общение, связанное с поведением и учением, то для среднего и старшего подростка вокруг вопросов личности, индивидуальности. Примером этого может служить один из таких приемов, формирующих социальные барьеры, как осмеяние. Часто взрослые приписывают недостатки окружению, на самом же деле речь идет о потребности подростка в овладении конструктивными способами взаимодействия. Отсутствие позитивного опыта часто приводит к дезадаптации.

В основе дезадаптации лежит конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия и требования социума в форме тех или иных отклонений в поведении (послушание или бунтарство). Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, подросток становится тревожным, озлобленным — он не знает, что делать.

Проблема в том, что подростку необходим взрослый, для того чтобы научиться быть взрослым. Развитие ответственности за действия и поступки, осознанности начинается в семье. Основой является четкое распределение обязанностей (уборка, мытьё посуды и другое). Это необходимо решить на семейном совете. Обязанности должны иметь все, Назначьте санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование — это единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляции.

И не вздумайте перекладывать воспитание на плечи бабушек, лучше «продленка»!

Плохое поведение — это первый признак того, что потребность в «принятии и уважении», «самовыражении» не удовлетворяется. Слабая успеваемость — это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением делать выбор и брать на себя ответственность за решения.

С чего начать?

Для начала задайте себе вопрос, а кто для моего ребенка является идеалом (кумир помогает подростку стать лучше); какие качества ему нравятся в кумире, почему внешние, а не внутренние или наоборот; кому еще из одноклассников нравятся «он» или «она». Тогда, возможно, вы поделитесь своими воспоминаниями «О своем подростковом кумире» и найдете способ, как найти свое «Я» и достичь успеха.

Итог.

Зачитать памятку для родителей (раздать)

1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.

8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Источник