Психологические особенности развития ребенка младшего дошкольного возраста

Психологические особенности развития ребенка младшего дошкольного возраста thumbnail

Общая характеристика возрастных и психологических особенностей детей в младшем дошкольном возрасте

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития ребенка. Появляется повышенная активность, усиливается целенаправленность, становятся более четкими координационные движения.

В этом возрасте происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, особенно с окружающими его людьми: взрослыми и сверстниками.

Особые достижения ребёнка можно увидеть в игре, поведении, рисование, конструирование чего-либо – у детей в голове уже намечена цель, хотя еще и внимание не сформировалось, дошкольник еще очень быстро отвлекается и переключается с одного вида деятельности на другой, оставляя одно дело, заменяя его совершенно другим, это может продолжаться бесконечно.

Ребёнку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинкам, спрашивать, спорить. Можно наблюдать за появлениями новых видов деятельности: слушание, рассказывание, словотворчество.

В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» у детей этого возраста появляются вопросы “почему?”, это и есть огромная характерная черта этого возраста[18,c.201].

Дети этого возраста очень любят общаться с взрослыми и сверстниками, они взаимодействуют с взрослыми, после чего ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно. Можно наблюдать такую картину, как малыш постоянно интересуется, спрашивает, узнает иногда даже достает и донимает своими вопросами. Дошкольник для достижения цели, а цель его получение информации от взрослого, будет добиваться различным путем.

Так же особенности активно развивается потребность в общении со сверстниками. Дети впервые объединяются для того, чтобы поиграть и разнообразить игру. Каждый ребёнок определяется для себя роли и подчиняет им своё поведение.

В качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира у ребёнка, появляется интерес в подражание, все это происходит при виде взрослого, взрослый для ребёнка становится эталоном, гарантом.

В данном возрасте совместные игры начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. У детей проявляются новые возможности: доброжелательное отношение к окружающим, эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию. В продуктивных видах деятельности (рисование, конструирование) ребёнок знакомится со свойствами предмета, развивается его восприятие, воображение, мышление[23,c.239].

Ребёнок, который уже способен не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Это все становится образцами, мерками, с которыми сопоставляют особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления в этом возрасте является наглядно – образное. Дошкольник оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, величина, цвет), но усваивать общепринятые представления о группах предметов (посуда, мебель, одежда). Образному мышлению дошкольника свойственно мыслить схемами, слитными ситуациями в соответствии с образом, который у него сохраняется на основе восприятия. А конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями.

В восприятии целого и части выступают диалектические связи, т.е. узнавание части вызывает образ предмета в целом с его названием. Восприятие картинки ребенком в дошкольном возрасте осуществляется еще довольно сложно. В этом процессе большую роль играет вопрос, задаваемый к картинке, ее название. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы.

В дошкольном возрасте для детей чаще всего вызываются проблемы с усвоением сторон правого и левого, воспринимают так же тяжело ориентировку в пространстве, но самым казусным и сложнейшим является для детей восприятие времени, этому нужно уделять особой внимание, процесс очень долгий и трудоёмкий.

Речь ребенка в раннем дошкольном возрасте сохраняет еще ситуативный характер, но постепенно она переходит в связную. Дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа. Функция планирования высказываемых вслух предложений, мыслей – это и есть развитие разговорной речи дошкольников, которая тесна связана со внутренней.

У ребенка 3-5 лет возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Осознавая свои возросшие возможности, ребенок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели, для достижения которых он вынужден применять все больше усилий. Чтобы выполнить какое-либо поручение, ребенку приходится тормозить свои желания и прекращать интересующее его в данный момент занятие. Таким образом, это является тренировкой воли[22,c.240].

Дети в этом возрасте очень любознательны, интересуются всем, что их окружает и происходит вокруг них, исходя из этого, происходят и изменения в развитие речи, ребёнок пополняет свой словарный запас, постоянно рассуждает об окружающем, выражает свои высказывание, своё мнение, задает вопросы, на которые сам ищет ответы.

Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания.

К концу младшего дошкольного возраста складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (этот возраст «почемучек»), а также креативности. Рассмотрим его подробней[15,c.51].

В дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, использует для этого речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Дети этого возраста ориентируются в человеческих отношениях, способны заметить эмоциональное состояние близкого, взрослого, сверстника, способны проявить внимание, сочувствие.

Высокой мыслительной активностью характеризуется интеллектуальная компетентность. Детей не просто прозвали «почемучками», они интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменение в живой и неживой природе, происхождением человека и тд). Владение способами построения замысла и элементарного планирования, присуще данному возрасту. Владение родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами.

Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию двигательной активности, совершенствованию движений.

Ребенок отличается многообразием способов выражения чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия, не довольствие, смех, гордость. Дети в этом возрасте способны проявлять сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков.

Ребёнок начинает регулировать своё поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (убрать игрушки, построить конструкцию, выучить стихотворение).

У детей в этом возрасте очень ярко выражается в таких видах деятельности, как игра, рисование, лепка, музицировании, а также в речи.

Дошкольник может увидеть разные образы в одном и том же материала и отразить свои видения в рисунках, поделках из природного материала и тд.

Эти образы можно заметить в игре, в выразительных движениях, при сочинении сказок, рассказов. Особое удовольствие ребёнок получает от экспериментирования с разными материалами, словами, звуками, в результате, которого получается оригинальный, творческий, креативный продукт малыша.

Можно увидеть в выборе игры, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми он обращается к взрослому или сверстнику, организация и осуществление самостоятельной продуктивной деятельности.

Она сразу видно проявляется в самообслуживание (одевание-раздевание, умывание). Выполнение отдельных поручений (уход за обитателями живого уголка, дежурство по столовой), организации предметной среды для самодельных игр.

Заметно выражается в стремлении совершать независимые поступки, осуществление выбора той или иной деятельности, её средств, партнёров, обязательная защита своей позиции. Чувство свободы позволяет ребенку быть более открытым, эмоционально раскрепощенным.

Таким образом, на основе выше изложенного материала, можно выделить следующие основные задачи развития младшего дошкольного возраста, которые должны развивать в дошкольниках их родители и воспитатели:

  • 1. Развивать у дошкольника потребность в активной деятельности , овладение основными видами движения, освоение навыков личной гигиены.
  • 2. Обеспечить познавательное развитие ребёнка, обогащение представлений об окружающем его мире, предметах и явлениях, развитие любознательности.
  • 3. Воспитывать доброжелательность к окружающим, эмоциональную отзывчивость, способность к общению, сопереживанию.
  • 4. Обогащать опыт самопознания дошкольника.
  • 5. Обучать детей различным способам действий в условиях предметно – действенного – сотрудничества.

Источник

Психолого-педагогические особенности

детей младшего дошкольного возраста

Главное, о чем следует помнить, когда речь идет о детях младшего дошкольного возраста – это то, что их внутренний психологический мир (ценности, представления, мотивации и пр.) находится в процессе становления. Именно поэтому у ребенка данного возраста все радости и огорчения происходят в настоящем времени. Он не оглядывается назад и не смотрит в будущее, а просто живет «здесь и сейчас». Поведение его полностью определяется ситуацией, тем, что происходит вокруг него.

Основной особенностью младшего дошкольного возраста является высокая скорость психического и физического развития ребенка. Потихоньку выходя за пределы семейного круга общения, ребенок начинает понимать, что взрослый – это не только член семьи, но и носитель определенных общественных функций. Ребенок начинает подражать взрослым. Он постоянно говорит: «Я сам!» Потребность выполнять такие же функции, что и взрослые, реализуются через развитие игры.

Игра становится ведущим видом деятельности в этом возрасте. Продолжительность ее небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и довольно простыми сюжетами. В игре дети стараются подчинять свое поведение выбранной роли.

Совместные игры в этом возрасте постепенно вытесняют игры «рядом». Возрастает интерес к общению со сверстниками. Соответственно, появляются новые возможности в воспитании у детей этого возраста эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, приветливому отношению к окружающим.

В этом возрасте действия ребенка становятся целенаправленными. Он начинает действовать в соответствии с намеченной целью, однако быстро отвлекается и оставляет одно дело ради другого, поскольку внимание еще до конца не сформировалось.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка очень сильна потребность в общении с взрослыми. Его любознательность резко возрастает, и взрослые становятся главным источником информации об окружающем мире. Ребенка начинают интересовать загадки, истории, сказки. В то же время, у него еще велика потребность в ласке, внимании взрослого. Ребенку необходим психологический комфорт, чувство защищенности, чтобы продвигаться в изучении мира.

Преобладающей формой мышления в данном возрасте становится наглядно-образное. Ребенок начинает не только объединять предметы по внешнему сходству (величина, форма, цвет), но и усваивать принятые в обществе представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).  В играх, рисовании, конструировании ребенок знакомится со свойствами предметов, развивает свое восприятие и мышление.

Теперь ребенку уже интересен не только сам предмет, но и то, что у него внутри, каким образом он работает. Именно поэтому предмет разбирается на составные части и исследуется. Конструкторы и пазлы приобретают особое значение, и нередко становятся самой важной и нужной игрушкой.

В младшем дошкольном возрасте происходят глобальные изменения в развитии речи: существенно увеличивается словарный запас, появляются пока еще элементарные, но уже развернутые суждения об окружающих ребенка предметах и явлениях.

В этом возрасте усваиваются самые простые нормы и правила поведения. Ребенок начинает понимать и принимать «можно», «нельзя», «нужно». Он овладевает основными навыками самообслуживания: умывание, одевание-раздевание, самостоятельный прием пищи, отправление естественных нужд.

Все перечисленные изменения в сознании и развитии ребенка диктуют изменения в его обучении. Теперь взрослый может в игровой форме организовать детей, предложить им самостоятельное выполнение определенных заданий под его контролем.

Какие же задачи развития выходят в этот момент на первый план?

  1. Развитие физических навыков детей, побуждение их к активной двигательной деятельности.
  2. Формирование основных навыков самообслуживания, включая личную гигиену, правила поведения за столом и пр.
  3. Развитие познавательных навыков ребенка.
  4. Постоянное расширение детского кругозора.
  5. Формирование навыков общения с окружающими, воспитание доброго, позитивного отношения к ним.
  6. Обучение детей совместным действиям.

Реализация данного комплекса задач дает возможность максимально развить ребенка младшего дошкольного возраста, как самостоятельную личность.

P.S. Общение с детьми требует от взрослых внимания, времени и, прежде всего, доброжелательности. Только установив доверительный контакт с ребенком, можно добиться каких-либо реальных результатов в его развитии.

Источник

Саад Александра
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение для дальнейшего взаимодействия малыша и внешнего мира. В период с трех до четырех лет в ребенке происходят разительные перемены в физическом и психическом развитии. Он становится более активным, целеустремленным, в движениях появляется больше координированности, разнообразия.

Перемены происходят в характере малыша. Он уже по другому относится к взрослым, изменению подвергаются и отношения со сверстниками. Именно в этот период в ребенке закладываются правила отношения людей между собой. Он внимательно следит за взаимодействием взрослых и в точности копирует их поведение.

На данном этапе развития дошкольника главное место занимает игра. Здесь малыш имеет возможность проявить осознанность во взаимоотношениях с людьми.

Младший дошкольник

Младший дошкольный возраст длится всего один год с трех до четырех лет. И в этот период происходит много перемен как внутри самого малыша, таки во внешних отношениях. Именно в этот период у ребенка появляется утверждение «Я сам». Для него становится понятным тот факт, что многие вещи он уже может делать сам, без сторонней помощи. А также есть вещи, которые он бы хотел попробовать самостоятельно сделать. Здесь может возникнуть кризис вызванный борьбой между «я могу» и «я хочу».

В разговоре с ребенком можно отметить появление сложных слов и словосочетаний. Его словарный запас становится более богаче и интереснее. Рекомендуется для такого возраста подбирать игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук.

Изменения в психике

В трехлетнем возрасте у ребенка зарождается «Я». На данном этапе указанные психологические процессы помогают формировать гордость, но только на начальном уровне.

Социальное развитие

Развитие детей дошкольного возраста 3-4 года сопровождается увеличением самостоятельности. Малыш начинает проявлять больший интерес к тому, как ведут себя взрослые, внимательно наблюдают за поведением сверстников. При этом ребенок не просто наблюдает, но старается подражать взрослым, копируя их действия в ролевых играх. Первое время в каждой игре лидирующее место отводится взрослому, но по мере взросления ребенок постепенно берет инициативу на себя.

Для младшего дошкольника сверстники становятся компаньонами, с которыми можно играть на равных. Активно начинают использоваться фразы, жесты для дополнения содержанием диалога.

Общение

В трехлетнем возрасте наступает новый этап во взаимоотношениях со сверстниками. Малыш учится знакомиться, играть. При этом возникают самые разнообразные эмоции. Здесь может быть и радость, проявиться интерес, возникнуть смущение, не стоит забывать и про жадность. У детей возникают попытки организации совместной элементарной игры. Всего за год дошкольники достигают совершенства и способны организовывать сложный полноценный игровой процесс.

Ролевая игра

Развитие детей младшего дошкольного возраста происходит на основе ролевой игры, которая является основной в их деятельности. Поскольку в этот период происходит копирование отношения взрослых между собой, не удивительно, что и в игре основное место отводится отношениям. В результате игры малыш учится воспринимать социальное окружение. Мышление становится образным, начинает свое развитие воображение.

Память

В период младшего дошкольного возраста запоминание происходит непроизвольно. У ребенка откладываются в памяти определенные образы, в основном, связанные с узнаванием. Усидчивость и внимание пока находятся на начальном уровне, когда ребенок не может долго сидеть над одним занятием или концентрироваться на одном предмете. Малыш быстро сменяет одну деятельность другой, внимание не задерживается на одном предмете, быстро и легко находя для себя другой объект повышенного интереса. То же происходит и с настроением, которое может меняться, поскольку эмоциональное состояние неустойчивое.Это происходит следующим образом: ребенок спокойно играет, но уже через минуту – это будет малыш со слезами на глазах. Если эмоциональное здоровье крохи в норме, то это будет жизнерадостный ребенок, который будет излучать оптимизм.

Восприятие и ощущение

Важно обратить внимание на перемены, которые происходят в развитии малыша в плане познания окружающего мира. Здесь больше упор идет на предметное восприятие. Малыш старается анализировать, происходит осознание своих действий. Дети стараются, чтобы их деятельность была более продуктивной. Это касается работы с пластилином, конструктором и другие занятия. Также не стоит упускать из виду сенсорное развитие трехлетнего малыша. У них постепенно формируется пониманием формы, размера имеющегося предмета.

Перемены в действиях направленных на ориентировании и исследовании. На первое место выходит зрение, а не тактильные ощущения. В три года именно зрение управляет руками. Практические задачи решаются экспериментальным путем.

Вопросы «что это», «как оно работает» исчезают,возникает интерес уже другого плана: признаки предмета и почему он ими обладает.

Речь

К четырем годам многие дети уже умеют говорить, делают это хорошо и даже с удовольствием. И именно в этот период происходит развитие речевой функции, которая является главной – это диалог, когда происходит двухсторонняя коммуникация. Вопросы и побуждение провоцируют развитие диалога у детей младшего дошкольного возраста. Увеличивается количество слов для формирования предложений. Но пополнение словарного запаса становится возможным только из разговора с взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с ребенком, отвечать на все задаваемые вопросы. Кроме запаса слов, совершенствуется познавательная деятельность.

Кроха старается выразить словами все то, что он видел или пережил за день. Происходит некий отчет о том, что было сделано за этот день, что подтверждает осознанность совершаемых действий.

Эмоциональное развитие

В период младшего дошкольного развитияпроисходит активное совершенствование таких эмоций:

– Симпатия;

– Сочувствие;

– Огорчение, вызванное неудачей;

– Удовлетворение, наступающее после успешно выполненного действия.

Чувства трехлетнего малыша настолько разнообразные, сложные, текучие. Эмоциональное состояние неустойчивое, подвержено влиянию ситуационной обстановки. Ребенку не хватает слов, чтобы объяснить возникающие желания или намерения, сказать какие планы и состояние. Все это он пытается донести до других с помощью жестов, мимики, действий, направленных на других.

Физическое развитие

Развитие психического тела малыша, отражается на развитии физического тела. Именно в этот период важно приучить ребенка к физическим нагрузкам, однако следить, чтобы активность была в меру, поскольку в трехлетнем возрасте у детей присутствует повышенная утомляемость.

Совершенствуется пространственная ориентация, могут сохранять определенный темп движений, стоять в одной позе. Происходит развитие координации во время ходьбы, бега, лазанья. Отмечается, что в отношении мяча и палки у ребенка присутствует определенное направление действий.

Младшим дошкольникам сложно сидеть на одном месте – это особенность их развития, но это помогает им не так быстро утомляться. Они с удовольствием ездят на велосипеде, играют с мячом, умеют стоять на одной ноге, подпрыгивать и ходить на носочках. Им нравится строить домики из кубиков, рисовать, собирать различные головоломки и паззлы.

Интеллектуальное развитие младших дошкольников происходит через обучение на практике. Для этого дети должны активно участвовать в разнообразных видах деятельности – сочетать игры на улице с занятиями дома, чередовать активные игры – с более спокойными, а групповые – с индивидуальными.

Источник