Психологические особенности развития одаренного ребенка
Психологические особенности одаренных детей
Одаренные дети – это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания (Ю.З. Гильбух).
Они с самого раннего детства отличаются от своих сверстников: мало спят, рано начинают говорить, у них богатый словарный запас, повышенная внимательность, ненасытное любопытство, отличная память, такие дети уже в трехлетнем возрасте могут следить за несколькими событиями одновременно. В двух-трехлетнем возрасте они могут долго концентрироваться на выполнении интересующего их задания, возвращаются к нему в течение нескольких дней. Подобное поведение не характерно для детей этого возраста. Столь ранние проявления одаренности обычно свидетельствуют о выдающихся интеллектуальных способностях.
Одаренность определяется следующими параметрами: 1) опережающим развитием познания; 2) психологическим развитием; 3) физическими данными.
Опережающее развитие познания проявляется следующим образом.
1. Одаренные дети способны заниматься несколькими делами одновременно. Складывается впечатление, что они «впитывают» в себя все окружающее.
2. Они очень любопытны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не терпят никаких ограничений при исследовании того или иного процесса. Ж. Пиаже считал, что функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для одаренных детей учиться так же естественно, как дышать. Ученые дают этому такое объяснение: у одаренных детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, и он может «перерабатывать» интеллектуальную «пищу» в больших количествах, чем мозг обычных детей.
3. Эти дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, видеть неожиданные связи между концепциями и событиями, делать соответствующие выводы. Все это приводит к появлению творческих способностей (креативности) и изобретательности.
4. У них хорошая память, развито абстрактное мышление. Они могут полноценно пользоваться имеющимся опытом, классифицировать имеющуюся информацию или опыт. Этот факт подтверждается тем, что одаренные дети проявляют склонность к коллекционированию: им нравится приводить коллекцию в порядок, систематизировать ее, заниматься реорганизацией предметов. Большой словарный запас сопровождается сложными синтаксическими конструкциями, умением грамотно поставить вопрос. Они любят читать словари, энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
5. Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Это проявляется в том, что они любят сложные задания и стремятся выполнить их сами.
6. Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Высокая увлеченность делом может привести к тому, что ребенок будет стараться довести его до совершенства, а если конечный результат ему не понравится, он разорвет или сломает то, над чем трудился. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.
7. У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности, тщательный анализ поставленной цели; понимание требований задачи, наличия и отсутствия у себя знаний для ее решения, осознание цели деятельности и критериев качества будущего продукта, точное следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы).
Психологическое развитие одаренных детей также иное по сравнению со «средним» ребенком.
1. У них очень сильно развито чувство справедливости, и появляется оно очень рано.
2. У этих детей очень широки личные системы ценностей: они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.
3. У них богатое воображение. Иногда они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.
5. Одаренные дети обладают хорошо развитым чувством юмора. Это связано с тем, что их воображение живо, они активны, многое видят и поэтому обнаруживают много смешного и несуразного.
6. Они стараются решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться. Поскольку эти дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте. Родителям надо постараться с раннего возраста оградить детей от таких переживаний, но в разумных пределах, приучая их к занятиям, где они показывают не самые блестящие результаты. По мнению английских психологов, человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.
7. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи. Данные исследований показывают, что эти страхи не имеют под собой реальной основы: дети, живущие в городах, больше всего боятся львов и тигров, а не машин. Возможно, эти страхи связаны с богатым и хорошо развитым воображением.
8. У одаренных детей наблюдаются экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение). Такие свойства встречаются часто, и относиться к ним надо с пониманием.
9. В дошкольном возрасте у этих детей, как и у всех остальных, наблюдается возрастной эгоцентризм, т. е. проецирование собственного восприятия и эмоциональной реакции на явления, умы и сердца всех присутствующих. Другими словами, одаренный ребенок считает, что все воспринимают то или иное событие так же, как он.
10. У них возникают проблемы со сверстниками, особенно в тот момент, когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением из-за неспособности сделать что-либо. Ребенок не может понять, что другие воспринимают окружающих мир не так, как он. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.
Физические характеристики одаренности таковы: очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.
Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного и младшего школьного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности ребенка.
Выделяют следующие типы одаренности: общая (умственная) и специальная (художественная, социальная, спортивная), односторонняя умственная одаренность.
Умственные способности делятся по предметному признаку: физико-математические (просто математические), гуманитарные и т. д. Специальная (художественная) одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т. д.; социальная – на способность к правовой, педагогической деятельности; способности, относящиеся к организаторской деятельности в различных сферах жизни общества. Все эти типы одаренности не изолированы друг от друга, человек может обладать как одной, так и несколькими способностями. Надо помнить, что общая и специальная одаренность предполагают определенный уровень развития умственных способностей.
Односторонняя умственная одаренность характеризуется тем, что одни умственные способности развиты хорошо, а другие – недостаточно. Например, вербальные тесты (задания, в которых оценка зависит от уровня речевого развития) ребенок выполняет отлично, а невербальные (задания на пространственное мышление и воображение) – плохо. Таким образом, «односторонность означает дисгармонию в способностях, наличие таких способностей, которые не достигают нормы» (Ю.З. Гильбух). В учебе это выражается следующим образом: по одному или группе предметов, которые ученику интересны, он успевает хорошо, а по другим плохо.
Источник
Одаренные дети – это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания (Ю.З. Гильбух).
Они с самого раннего детства отличаются от своих сверстников: мало спят, рано начинают говорить, у них богатый словарный запас, повышенная внимательность, ненасытное любопытство, отличная память, такие дети уже в трехлетнем возрасте могут следить за несколькими событиями одновременно. В двух-трехлетнем возрасте они могут долго концентрироваться на выполнении интересующего их задания, возвращаются к нему в течение нескольких дней. Подобное поведение не характерно для детей этого возраста. Столь ранние проявления одаренности обычно свидетельствуют о выдающихся интеллектуальных способностях.
Одаренность определяется следующими параметрами: 1) опережающим развитием познания; 2) психологическим развитием; 3) физическими данными.
Опережающее развитие познания проявляется следующим образом.
1. Одаренные дети способны заниматься несколькими делами одновременно. Складывается впечатление, что они «впитывают» в себя все окружающее.
2. Они очень любопытны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не терпят никаких ограничений при исследовании того или иного процесса. Ж. Пиаже считал, что функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для одаренных детей учиться так же естественно, как дышать. Ученые дают этому такое объяснение: у одаренных детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, и он может «перерабатывать» интеллектуальную «пищу» в больших количествах, чем мозг обычных детей.
3. Эти дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, видеть неожиданные связи между концепциями и событиями, делать соответствующие выводы. Все это приводит к появлению творческих способностей (креативности) и изобретательности.
4. У них хорошая память, развито абстрактное мышление. Они могут полноценно пользоваться имеющимся опытом, классифицировать и категоризировать имеющуюся информацию или опыт. Этот факт подтверждается тем, что одаренные дети проявляют склонность к коллекционированию: им нравится приводить коллекцию в порядок, систематизировать ее, заниматься реорганизацией предметов. Большой словарный запас сопровождается сложными синтаксическими конструкциями, умением грамотно поставить вопрос. Они любят читать словари, энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
5. Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Это проявляется в том, что они любят сложные задания и стремятся выполнить их сами.
6. Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Высокая увлеченность делом может привести к тому, что ребенок будет стараться довести его до совершенства, а если конечный результат ему не понравится, он разорвет или сломает то, над чем трудился. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.
7. У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности, тщательный анализ поставленной цели; понимание требований задачи, наличия и отсутствия у себя знаний для ее решения, осознание цели деятельности и критериев качества будущего продукта, точное следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы).
Психологическое развитие одаренных детей также иное по сравнению со «средним» ребенком.
1. У них очень сильно развито чувство справедливости, и появляется оно очень рано.
2. У этих детей очень широки личные системы ценностей: они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.
3. У них богатое воображение. Иногда они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.
5. Одаренные дети обладают хорошо развитым чувством юмора. Это связано с тем, что их воображение живо, они активны, многое видят и поэтому обнаруживают много смешного и несуразного.
6. Они стараются решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться. Поскольку эти дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте. Родителям надо постараться с раннего возраста оградить детей от таких переживаний, но в разумных пределах, приучая их к занятиям, где они показывают не самые блестящие результаты. По мнению английских психологов, человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.
7. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи. Данные исследований показывают, что эти страхи не имеют под собой реальной основы: дети, живущие в городах, больше всего боятся львов и тигров, а не машин. Возможно, эти страхи связаны с богатым и хорошо развитым воображением.
8. У одаренных детей наблюдаются экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение). Такие свойства встречаются часто, и относиться к ним надо с пониманием.
9. В дошкольном возрасте у этих детей, как и у всех остальных, наблюдается возрастной эгоцентризм, т. е. проецирование собственного восприятия и эмоциональной реакции на явления, умы и сердца всех присутствующих. Другими словами, одаренный ребенок считает, что все воспринимают то или иное событие так же, как он.
10. У них возникают проблемы со сверстниками, особенно в тот момент, когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением из-за неспособности сделать что-либо. Ребенок не может понять, что другие воспринимают окружающих мир не так, как он. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.
Физические характеристики одаренности таковы: очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.
Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного и младшего школьного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности ребенка.
Выделяют следующие типы одаренности: общая (умственная) и специальная (художественная, социальная, спортивная), односторонняя умственная одаренность.
Умственные способности делятся по предметному признаку: физико-математические (просто математические), гуманитарные и т. д. Специальная (художественная) одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т. д.; социальная – на способность к правовой, педагогической деятельности; способности, относящиеся к организаторской деятельности в различных сферах жизни общества. Все эти типы одаренности не изолированы друг от друга, человек может обладать как одной, так и несколькими способностями. Надо помнить, что общая и специальная одаренность предполагают определенный уровень развития умственных способностей.
Односторонняя умственная одаренность характеризуется тем, что одни умственные способности развиты хорошо, а другие – недостаточно. Например, вербальные тесты (задания, в которых оценка зависит от уровня речевого развития) ребенок выполняет отлично, а невербальные (задания на пространственное мышление и воображение) – плохо. Таким образом, «односторонность означает дисгармонию в способностях, наличие таких способностей, которые не достигают нормы» (Ю.З. Гильбух). В учебе это выражается следующим образом: по одному или группе предметов, которые ученику интересны, он успевает хорошо, а по другим плохо.
Источник
Сущность понятия «одаренность»
Определение 1
Одаренность – это наличие потенциально высоких способностей у человека.
В психологии под одаренностью понимается особенный уровень развития личных способностей. В области науки и в обществе к вопросу одаренности существует постоянный интерес. Даже те люди, которых считают гениями, не всегда действительно гениальны с точки зрения науки. Например, Александр Македонский, которого называют гениальным полководцем, был просто успешным учеником гения Аристотеля.
Психологи считают, что одаренность дает возможность своему обладателю достигать в деятельности больших результатов. Человек может быть одарен в нескольких сферах жизни.
Психогенетики, анализируя развитие способностей монозиготных близнецов, приходят к выводу, что одаренность наполовину зависит от генетики и наполовину от окружающей среды. На рост и развитие эмбриона в чистом виде влияют не столько гены, сколько взаимодействие эмбрион-среда, стрессы, заболевания и др.
Если говорить о подлинной гениальности, то это может означать, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Ребенок, рождающийся у такого человека, скорее всего, будет одаренным, потому что его гены будут смешаны с генами супруги (а) и удачной комбинации уже не будет. Ребенок просто одаренного человека имеет шанс передать одаренность по наследству.
Люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере, но, статистика говорит об обратном. Страдающие аутизмом, шизофренией, эпилепсией, имеют низкий уровень интеллекта, который не может соответствовать одаренности. Однако здесь тоже есть исключения, когда заболевание сильно трансформирует мозг, и эта трансформация идет на пользу одаренности.
Психологи, для того, чтобы выявить одаренность ребенка, концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу» – это наличие мотивации и интереса к определенной деятельности, получение удовольствия от неё.
Мотивационная сторона «хочу» определяется тем, что ребенок с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы – если, это звуки музыки, например, то он может долго прислушиваться к ним, прекратив игру. Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования.
К этой же мотивационной стороне относится собирание конструктора, увлеченность танцами, интерес к природе, наблюдение за животными и растениями. Ребенок стремится довести свое увлечение до высшего результата, вкладывая в эту деятельность энергетические ресурсы, которые связаны с другим признаком одаренности – аспектом деятельности.
Деятельностная сторона одаренности «могу» является продолжением желания заниматься деятельностью и приводит к высоким результатам. Эта сторона мотивации связана со способностями успешно усваивать информацию, находить нестандартные решения и ставить перед собой сложные задачи.
Одаренность просматривается в стиле действий, личном почерке человека, подтверждая его самобытность и творческую природу способностей.
Замечание 1
Одаренность психологи определяют, как умение создать новые смыслы и в этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.
Психологические особенности одаренных детей
Одаренность интересовала человека с самых древних времен, но наибольший интерес к ней проявился в эпоху Возрождения и совсем не случайно. Именно в это время появились гениальные художники, поэты, ученые.
Концепция одаренности начала создаваться в конце XIX- начале XX веков. Ф. Гальтон экспериментальным путем первым попытался доказать, что выдающиеся способности – это результат действия наследственных факторов.
Корнем термина «одаренность» является слово «дар» – одаренным, умным называли того человека, кто имел способности к выдающимся достижениям, мог найти выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, т.е. делал то, что другим было не доступно. Как правило, одаренный ребенок выделяется яркими достижениями в каком-то виде деятельности.
Сегодня это понятие употребляется очень широко и ребенка можно назвать одаренным, если он обнаруживает необычные успехи в учении, творческих занятиях и превосходит своих сверстников.
Замечание 2
Одаренные дети – дети нестандартные, они легко, быстро и успешно учатся, они имеют свои мысли, свою позицию, отличную от позиции окружающих. Основными отличиями и характерными особенностями таких детей являются отличная память, любознательность, внимательность, абстрактное мышление. У них высокая скорость мышления, они умеют четко прослеживать причинно-следственные связи, классифицировать информацию.
Одаренные дети умеют широко использовать накопленные знания.
Одаренность в педагогике рассматривается по времени её проявления и, если для взрослых она не сразу заметна, то её называют потенциальной одаренностью.
Педагогика выделяет такие категории одаренных детей:
- дети с высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками одаренности в определенной области наук;
- дети с высокими творческими способностями;
- дети с высокими лидерскими способностями;
- дети с яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и особенным психологическим складом.
Словарный запас одаренных детей довольно большой, потому что они с удовольствием читают энциклопедии и словари, часто сами придумывают новые слова и понятия.
Одаренный ребенок может в течение длительного времени концентрировать свое внимание на одном деле и погружаться в него. Характерной чертой одаренных детей является развитое чувство справедливости по отношению к другим и к себе.
Возраст, в котором проявляется одаренность, и область деятельности имеют между собой определенную зависимость. Ранее всего дарования проявляются в области искусства и, особенно, в музыке.
Позднее её проявление происходит в области изобразительного искусства. Что касается науки, то здесь значимые результаты появляются позднее, потому что для научных открытий необходимы глубокие и обширные знания. Что касается математических дарований, то они могут проявиться значительно раньше других.
Рисунок 1.
Психологические особенности одаренных детей, отмечают ученые, могут рассматриваться как признаки, сопровождающие одаренность, но необязательно её порождающие.
Признаки могут быть основанием для предположения об одаренности, а не о её наличии. По этой же причине отсутствие признаков совсем не говорит о том, что ребенок бездарность.
Психосоциальные аспекты одаренности
Для одаренных детей характерны свои сложности, которые появляются и в школе, и в семье. В отношении таких детей возникает две крайности – игнорировать и даже подавлять высокий уровень познавательной активности и, вторая крайность – искусственно ускорять развитие, предъявляя очень высокие требования.
Родители одаренных детей должны оказать помощь умственному росту ребенка, обеспечить необходимый круг общения и включить ребенка в посильные занятия. Нельзя ставить его в жесткие рамки, как и навязывать то, к чему не возникает собственных побуждений.
Одаренных детей трудно учить и трудно воспитывать, потому что они часто порывисты и нетерпеливы, остро реагирующие на окружающее. Необычный расцвет интеллекта маленького человека требует осторожного и внимательного отношения со стороны родителей и воспитателей.
Другая трудность возникает, когда развитого в интеллектуальном плане ученика перестают спрашивать на уроках, а это приводит к тому, что он становится менее активным и теряет интерес к предмету.
Довольно часто трудности возникают в результате того, что от одаренного ребенка учителя и родители требуют, чтобы он был примерным учеником и обязательно отличником. Если происходит снижение успеваемости по какому-либо предмету, то в семье это часто воспринимается как драма.
У одаренного ребенка сильные и слабые стороны переходят друг в друга, т.е. являются взаимосвязанными. Например, каприз, свойственный многим детям, при высоком уровне интеллекта выступает резче и заметнее.
Иногда повышенные способности приводят к привычке «хватать всё на лету». При опережении сверстников у одаренного ребенка может появиться зазнайство, тщеславие, своеволие и противопоставление себя окружающим.
Что касается характера личностных проблем одаренного ребенка, то он во многом определяется особенностями самооценки. Надо сказать, что проведенные исследования показали, что такие дети относятся к себе критически.
Замечание 3
Самооценка личности оказывает значительное влияние на развитие способностей ребенка, является важным фактором детерминации его поведения и во многом определяет направленность деятельности.
Источник