Психологические особенности развития личности ребенка

Психологические особенности развития личности ребенка thumbnail

 Младший школьный возраст является наиболее ответственным  этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

  •  Основная особенность этого периода – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
  •  Ведущая деятельность – учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

[b]Центральные личностные новообразования:[/b]

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий
  • развитие нового познавательного отношения к действительности
  • ориентация на группу сверстников своего возраста
  • дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе
  • совершенствование головного мозга и нервной системы
  • неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость
  • нервно-психическая ранимость ребенка
  • неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность
  • развитие познавательных потребностей
  • развитие словесно-логического, рассуждающего мышления
  • изменение способности к произвольной регуляции поведения.

[b]Основные задачи развития:[/b]

  • формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов
  • развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»
  • раскрытие индивидуальных способностей и особенностей
  • развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции
  • становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим
  • усвоение социальных норм, нравственное развитие
  • развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

 Подростковый период – это завершения детства и начальный период перехода к взрослости:

  • Основная особенность этого периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
  • Ведущая деятельность – общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающиеся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем.
  • Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания «Я» – концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

[b]Основные характеристики возраста:[/b]

  • формирование нового представления о себе, укрепление самооценки
  • стремление к общению со сверстниками
  • развитие рефлексии
  • бурное и плодотворное развитие познавательных процессов
  • формирование абстрактного и теоретического мышления
  • становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти
  • развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач
  • бурный рост, физическое развитие, половое созревание. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.

[b]Основные задачи развития в 5 классе:[/b]

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями
  • формирование умения учиться в средней школе
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе
  • формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.

[b]Основные задачи развития в 6-7 классах:[/b]

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания
  • формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов
  • формирование интереса к другому человеку как к личности
  • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа
  • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания
  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям
  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

[b]Основные задачи развития в 8 классе:[/b]

  • формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать их на основе вывода, развитие рефлексии
  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их, развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния
  • развитие воображения
  • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности
  • формирование форм и способов дружеского, избирательного общения
  • формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека
  • развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

 Юношеский возраст это самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.

Специфика возраста – обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.

Центральное, личностное новообразование – готовность к личностному и жизненному самоопределению.

 Ведущая деятельность – интимно-личностное общение.

 [b]Особенности возраста:[/b]

  • завершение физического развития организма, полового созревания
  • замедление роста тела, нарастание мышечной силы и работоспособности
  • быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей
  • развитие самосознания
  • развитие индивидуальности
  • выбор профессии
  • начало формирования взаимных отношений между полами.

 [b]Основные задачи развития:[/b]

  • обретение личностной тождественности и целостности (идентичности)
  • обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола
  • профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии
  • развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Источник

Психологические особенности детей дошкольного возраста зависят от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, физическую активность. За счет налаживания коммуникаций, физической активности, ребенок постепенно осваивает новые навыки, умения. В результате процесс социализации происходит не пассивным образом, а путем инициативного познания.

Движущие силы становления психики малыша

Получение новых эмоций, впечатлений стимулирует развитие умственной деятельности. Знакомство с окружающим миром не просто способствует получению положительных эмоций, а пробуждает заинтересованность.

У детей 5–6 лет тяга к развитию велика, что приводит к повышенному интересу получения новых навыков. Через 1–2 года нехватка знаний будет восполнена в школе.

Особенности психологического развития ребенка

фото 1325

Как правило к дошкольникам относят детей в возрасте 4–7 лет. До этого момента ребенку предстоит столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Это непростое время для малыша и его родителей, поскольку кроха себя плохо ведет, капризничает, проявляет упрямство. Период характеризуется выделением ребенка, как самостоятельной личности, у которой формируется характер, мнение, взгляды. Чтобы кризис прошел как можно удачливее, спокойнее, взрослые должны проявлять уважение, сдержанность, не принижая любимого малыша. Он должен почувствовать, что его слушают, понимают.

По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступеньку выше в отношениях со взрослыми. Он чувствует себя отдельной ячейкой общества. Его нужно ввести в курс дела своих обязанностей, правил, установленных в семье. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками,воспитателями.

Малыш хочет казаться взрослее, чем он есть. Поэтому пытается повторять за взрослыми (слова, движения, интонацию). Некоторым родителям доводится таким образом наблюдать за собой стороны и понимать, чему ребенок учиться у них. Поведение взрослых должно быть показательным. Это касается не только поведения членов семьи. Дети часто воплощают в жизнь, то что видят по телевизору. Стоит быть внимательным к тому, какие мультики, фильмы смотрит малыш.

Ролевые игры и новообразования

Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Если родители смогли познать особенности психического развития крохи, то у них получиться наладить гармонию в семье, воспитать малыша правильно.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка 36

Малыш в игровой форме познает общественные нормы поведения, устанавливает контакт с окружающими. Он желает отстраниться от взрослых, создает в своей голове ситуацию, в которой он выступает хозяином происходящего. Однако в реальной жизни он не в силах в полной мере принимать участие во взрослой жизни, что объясняется недостаточным психическим, умственным, физическим развитием. Чтобы почувствовать свою значимость, ребенок прибегает к ролевой игре, в которой выстраивает определенный сюжет,условия:

  • повторяет за взрослыми;
  • воображает ситуацию, в которой игрушки выступают в качестве реальных вещей;
  • реальности присуща символичность;
  • игра предполагает соблюдение установленных правил, запретов.

Такое положение вещей способствует психологическому здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста:

  • способность образного решения задач;
  • намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать;
  • формирование самооценки;
  • активное становление речевого аппарата;
  • сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм;
  • подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.

К 7 годам в большей или меньшей степени можно заметить присутствие тех или иных новообразований.

Проблемы, возникающие при психическом развитии дошкольника

Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:

  • слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
  • личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
  • проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
  • коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
  • неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).

Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними.

Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.

Дошкольники младшего возраста

Крохи в возрасте 3–4 лет начинают самоутверждаться. Часто можно услышать от них «Я сделаю сам», «Я знаю», «Я умею». Часто это приводит к тому, что дети начинают хвастаться, восхваляться собой и тем, что делают.

В этом возрасте у ребенка развито правое полушарие мозга, что утяжеляет слуховое и наглядное восприятие, которое, в свою очередь, помогает формировать картину происходящего в единое целое.

Активно развивается мелкая и крупная моторика. Пойдет на пользу бег, разминка рук и пальчиков, прыжки, упражнения на координацию.

Память еще непроизвольна: его внимание привлекают яркие, насыщенные моменты. В 3 года у младших дошкольников прекращается активное формирование речевого аппарата, а в памяти ребенка уже отложилось около 1000 слов, смысл и значение которых он понимает.

Дошкольники старшего возраста

В 5–6 лет поведение и мышление детей значительно отличается от младших дошкольников. Между родителями и ребенком устанавливается понимание, гармония, становится проще общаться, понимать друг друга. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются в любви, заботе, начинают чувствовать привязанность, любовь к другим людям.

Проще получается налаживать общение со сверстниками, чувствовать лидерские качества у других детей, принимать установленные порядки, правила в играх. Взрослый в глазах ребенка выглядит помощником, учителем, который в трудный момент готов прийти на помощь, решить возникшие проблемы.

Начинают проявляться творческие навыки. Он понимает какая музыка ему нравится и не нравится, начинает танцевать, петь, играть на каком-либо инструменте, заниматься спортом. Память больше не является непроизвольной, в поступках проявляется собственное желание.

Мышлению старшего дошкольника присущи следующие особенности:

  1. Эгоцентризм. Малыш может анализировать происходящее субъективно, не изучая ситуацию со стороны.
  2. Анимизм. Ребенок переносит свое «Я» на окружающие предметы, в результате чего, подвижное воспринимается одушевленным.
  3. Синкретизм. Кроха способен целое видеть в отдельных элементах, но не может отдельные детали воспринимать, как единое целое.

фото 1326

В 5–6 лет дошкольник может принимать участие в диалоге окружающих, вникать в смысл обсуждаемого, высказывать обоснованное мнение. В этом возрасте словарный запас расширяется до 3–4 тыс. слов.

Дети старшего дошкольного возраста начинают чувствовать вину перед окружающими и ответственность за свои действия, проявляют интерес, инициативность. Иногда шестилетние дети осознанно высказывают желание пойти в школу, чтобы учиться.

В эмоциональном плане кроха проявляет больше твердости и устойчивости. Если говорить об умственной деятельности, то отмечается способность концентрироваться на определенных вещах, воспринимать сказанное на слух, ориентироваться на местности.

Импульсивность отходит на второй план, дошкольник старается думать, прежде чем что-то сделать, сказать, понимает какие последствия могут быть. Чем взрослее ребенок, тем больше он видит комизма в происходящем. Веселье и смех могут быть вызваны нестандартной расцветкой или формой вещей. Взрослых дошкольников больше привлекают игры в шуточной форме.

К 6 годам активно формируется индивидуальный характер, проявляются манеры. Малыш может скрывать плохое настроение или состояние, расстраивается, если его хвалят просто так или что еще хуже, за то, что он сделал плохо или недостаточно хорошо. Таким образом, он начинает трезво оценивать происходящее.

Становление личности дошкольника

В возрасте 4–6 лет начинается фактическое развитие личности. Формируется самооценка, проявляются переживания, беспокойство за происходящее, за то, как он выглядит в глазах окружающих. Ребенок начинает ставит перед собой небольшие цели, мотивировать себя на их достижение.

Эмоциональная сторона личности

Дети с 5 лет становятся более уравновешенными, спокойными, не проявляют эмоций и вспыльчивость без повода. Это остается в младенческом возрасте. Ребенок адекватно реагирует на проблемы, трудности, прекращает драматизировать, впадать в панический страх перед неизведанным.

Дошкольник начинает глубже чувствовать и воспринимать ситуации, поскольку его спектр эмоций расширяется. Несмотря на совсем юный возраст, кроха способен проявлять сочувствие, может грустить с остальными, понимать, что человеку плохо.

Мотивационная сторона личности

В дошкольном возрасте формируется один из главных рычагов личности — соподчиненность мотивов. Происходят изменения в мотивационной сфере, которые в дальнейшем постепенно развиваются.

Мотивам детей присуща разная сила и значимость. Формируются мотивы, связанные с достижением успешных результатов, и мотивы, направленные на познание морали, этических норм. В это время происходит становление собственной системы мотивации.

Самосознание дошкольника

К 6 годам формируется самосознание, которое достигается за счет умственной деятельности, характера. Самосознание считается основным новообразованием крохи. Поначалу дошкольник анализирует действия окружающих, сравнивает, оценивает поступки, моральное поведение, навыки.

Ребенок полностью понимает половую принадлежность. Вместе с этим происходят изменения в привычном поведении.

Дошкольник начинает осознавать себя в различных временах. Вспоминать моменты из прошлого и мечтать о чем-то в будущем.

фото 1327

Не менее важна самооценка. Самопознание строится на основе отношения родителей к малышу. Главное, чтобы мама и папа проявляли поддержку в любых начинаниях, были детям настоящими друзьями. Стоит почаще разговаривать с детьми на дружеской ноте, интересоваться их мнением, спрашивать совета. Малыш научится открыто высказывать мнение и не будет этого бояться.

Источник

Психология детей дошкольного возраста имеет большое количество особенностей, которые должны знать все родители. Благодаря этому они смогут создать хорошие условия для развития ребенка, сделав его более сильным. В результате удастся сформировать гармоничную личность.

Читайте также:  Таблица развитие ребенка в детстве

Характерные черты развития дошкольника

Дошкольная психология выделяет несколько этапов развития:

  • младший возраст – приходится на 3-4 года;
  • средний – в этом случае речь идет о 4-5 годах;
  • старший – касается детей 5-7 лет.

Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте напрямую зависит от группы, к которой он принадлежит. Для младших дошкольников особое значение имеет любовь и внимание близких. Также важна идентификация своего пола. Трехлетний ребенок может понимать, какого он пола. Малыш испытывает восхищение перед родителем своего пола и старается ему подражать.

Для представителей более старшей группы важно формирование самосознания и самооценки. Они общаются с ровесниками. На этом этапе у детей развиваются творческие задатки. Поэтому важно, чтобы отношение к воспитанию менялось.

Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о психических процессах

Детская психология дошкольника выделяет несколько этапов формирования мышления:

  1. Наглядно-действенное – оно присуще представителям младшего возраста. При этом мыслительные процессы имеют прочную связь с действиями. Вследствие постоянных манипуляций с различными объектами и их преобразованиями малыш знакомится с их характеристиками. Многие дети ломают игрушки, пытаясь понять, что находится внутри.
  2. Наглядно-образное – характерно для среднего возраста. Малыш пытается работать не с определенными предметами, а с их образами.
  3. Словесно-логическое – такое мышление развивается в 6-7 лет. Малыш пользуется абстрактными понятиями. Причем это происходит даже при отсутствии наглядной формы.

При общении с детьми обязательно стоит учитывать психологические особенности возрастной категории. Так, ребенок 4 лет может поинтересоваться, когда папа вернется домой. Если ответить, что он придет после работы, вопрос возникнет снова. Не стоит принимать это за баловство. Особенности детского мышления таковы, что малыш не может понять ответ.

Использование слов «вечером» или «после» является апеллированием к словесно-логическому мышлению. У четырехлетнего малыша оно еще не сформировалось. Чтобы малыш понял, о чем идет речь, стоит отметить события его жизни, после завершения которых папа вернется. К примеру, стоит сказать, что мы сейчас поиграем, поедим, поспим и, когда на улице стемнеет, придет папа.

Психологические особенности детей такого возраста заключаются в непроизвольном характере внимания. При этом по мере развития оно становится стабильнее. Чтобы удержать внимание, стоит поддерживать интерес малыша к деятельности. Организовать внимание поможет применение речи. Дети постарше могут проговаривать напутствия, которые были получены от взрослых. Это помогает сконцентрироваться на их выполнении.

Произвольная память формируется в 4-5 лет. Проще всего усвоить сложную информацию, если организовать ее запоминание в виде игры. Чтобы ребенок мог выучить стишок, следует сыграть сценку по нему.

В этом возрасте у малышей обычно заканчивается процесс формирования речи. При этом ребенок переходит от ситуативной речи к отвлеченной, которая не имеет прямой связи с сиюминутной ситуацией. У малыша активно пополняется словарный запас.

Для детей возрастом 3-5 лет характерна эгоцентрическая речь. При этом он вслух комментирует свои действия и не обращается к собеседнику, чтобы как-то повлиять на него. Это считается нормальным явлением. Оно представляет собой нечто среднее между социальной и внутренней речью. Такой вариант выполняет задачи саморегуляции.

Для нормального развития психики ребенок обязательно должен овладеть речью. В этом вопросе многое зависит от общения малыша со взрослыми. Психологи не советуют коверкать слова. Речь ребенка развивается за счет активного подражания взрослым. Все слова нужно проговаривать медленно и четко. При этом следует делать это достаточно эмоционально.

С ребенком и в его присутствии рекомендуется разговаривать максимально часто. При этом любые действия стоит сопровождать словами.

Не стоит ограничиваться исключительно бытовыми фразами. С ребенком рекомендуется учить стихи и скороговорки. Они обладают определенным ритмом и способствуют развитию речи малыша. Немаловажное значение имеют загадки. Их отгадывание помогает развивать аналитические способности ребенка. Также загадки формируют склонность к обобщению, способность выявлять признаки объекта, формулировать выводы.

Игра как основная деятельность ребенка

Психология дошкольника определяет игру ведущей деятельностью ребенка. Существует несколько категорий игровых видов деятельности:

  1. Подвижные – обеспечивают физическое развитие ребенка. В эту категорию входят жмурки, салки, игры с мясом.
  2. Образовательные – формируют интеллект. К ним относятся пазлы, лото.
  3. Сюжетно-ролевые – пользуются у детей дошкольного возраста большой популярностью. Именно они играют ключевую роль в формировании психики малыша.

Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что ролевые игры помогают сформировать ребенку представление относительно разных ролей в социуме. При этом у него формируются навыки определенного поведения в основных жизненных ситуациях. Психологические особенности дошкольников таковы, что до них легче донести мораль и нормы с помощью игры, тогда как беседы могут быть неэффективными.

Хорошее влияние на ребенка производит драматическое обыгрывание конфликтов. Это касается ссор в семье или со сверстниками. При этом малышу стоит предложить сыграть роль кого-то из родителей, тогда как мама или папа играет роль ребенка. Такой прием помогает ребенку справиться с эгоцентрическим мышлением. Благодаря этому ему удается соотносить свою позицию с чувствами других людей.

Дети возрастом 3-4 года могут заимствовать сказочных персонажей или сюжеты. Детям средней возрастной группы подойдут игры с бытовыми сценами. Это могут быть дочки-матери. Также подойдут игры в больницу или магазин. В более старшем возрасте идеи можно почерпнуть из мультфильмов или книг.

В играх самых маленьких детей можно увидеть черты знакомых людей. По мере взросления дошкольники могут изображать не определенных людей, а роли в обществе. Это может быть полицейский, почтальон или мама.

Самые сложные формы игр подразумевают коллективную деятельность. Именно в игре дошкольники могут достигнуть максимального уровня взаимодействия.

Детям 3-4 лет общение друг с другом дается с трудом. Их игры имеют эпизодический характер. Нередко они завершаются конфликтами и слезами. Чаще всего малыши формируют небольшие группы по несколько человек. При этом их игры длятся недолго – не больше 20 минут.

По мере роста малыши сильнее стремятся к совместному досугу. В 4-5 лет ровесники превращаются в более интересных партнеров по играм по сравнению со взрослыми людьми. Дети, которые относятся к старшей дошкольной группе, лучше распределяют роли. В этом возрасте ребенку уже не требуется помощь родителей или других людей.

Старшие дошкольники могут легко формировать группы до 15 человек. Они могут по несколько часов играть. При этом дети стремятся изображать многокомпонентные социальные события. Дети нередко играют в войну или свадьбу.

Во время игры малыши согласовывают совместные действия. Они способны строить отношения лидерства и подчинения. При этом они могут отказываться от своих желаний, чтобы установленные правила игры не нарушались. Это помогает формировать навыки общения с другими людьми и развивать самоконтроль.

Кризисные периоды

Психика дошкольников отличается неоднородным развитием. При этом на смену плавному формированию приходят резкие скачки. В этот период у малыша резко изменяется поведение и отношение к внешним факторам. Психология дошкольника и особенности возрастного развития насчитывают 2 кризиса.

Кризис 3 лет

В 2-4 года малыш начинает относиться к себе как к отдельной личности. При этом появляется стремление по каждому поводу действовать наперекор родителям. Это помогает утвердить собственную самостоятельность. Малыш становится почти неуправляемым. При этом уговоры, крики и угрозы не позволяют добиться нужных результатов.

Читайте также:  Фгт основные направления развития ребенка

В этом возрасте ребенок устраивает для родителей своеобразный экзамен. Он помогает прощупать границы собственной свободы. В речи ребенка можно все чаще услышать фразы – я сам, не хочу, не буду.

Малыши привыкли ощущать слабости своих родителей. Потому они пытаются сыграть на них. Категорически запрещено идти на поводу у ребенка. Ему необходимо сформулировать определенные правила, нарушать которые категорически запрещено.

При этом запрещено сердиться на малыша за то, что он проявляет своеволие или упрямство. Не стоит стараться сломить его. Взрослым удастся оказывать влияние на ребенка, стараясь направить его внимание на какие-то интересные события.

Чтобы малыш реже плакал и устраивал истерики, запреты стоит облекать в дипломатичную форму. Резкий приказ надеть шапку стоит заменить предоставлением ему возможности выбора цвета головного убора.

Кризис 6–8 лет

К симптомам этого кризиса стоит отнести следующее:

  • появление интеллектуального компонента между поступками и эмоциями – ребенок в этот период теряет свою непосредственность;
  • появление замкнутости и скрытности по отношению к своим чувствам;
  • появление социальных эмоций – ребенок испытывает гордость за хорошие действия и стыд за плохие поступки;
  • снижение важности прежних интересов, появление мотивации к учебе.

Дети этого возраста имеют возможность к логическому, абстрактному мышлению. Они начинают нуждаться к серьезной аргументации родительских требований. Так, при напоминании о необходимости чистки зубов ребенок может заявить: а зачем чистить молочные зубы, если они все равно выпадут?

Нередко у ребенка появляются в характере черты, которые помогают ему подчеркивать свою взрослость. Так, девочка может красить ногти, подражая старшей сестре, а мальчик старается рассуждать о политике.

Чтобы справиться с очередным кризисом, можно начинать готовить ребенка к школе. Учебное заведение привлекает малышей, поскольку помогает сравняться со старшими детьми. При этом оно помогает получить знания, которыми владеют взрослые.

Малыш начинает понимать, что общество выдвигает к нему конкретные требования. На чувство благополучия влияют отношения с другими людьми, одобрение в социальной группе. Перед началом учебы для детей характерна завышенная самооценка. При этом в школе необходимо заниматься новыми делами, которые не похожи на игры.

При появлении сложностей или проблемах в обучении есть риск сильного падения самооценки. На этом этапе ребенок понимает, что может далеко не все.

Особенности формирования нормальной самооценки

Базой самооценки взрослых людей является так называется Я-концепция. Она представляет собой комбинацию представлений о себе самом и является следствием оценки собственного поведения в разных ситуациях и сравнения себя с другими людьми.

Психологические особенности ребенка таковы, что правильнее вести рассуждения о «Ты-концепции». Отношение к своей личности у малыша базируется на том, как его воспринимают важные взрослые – в первую очередь родители.

Если они не одобряют непосредственность и естественную активность ребенка, есть риск формирования неправильной самооценки – обычно она становится заниженной. Важно стимулировать и поддерживать любознательность ребенка и его инициативность. Не стоит игнорировать вопросы малыша. Важно учитывать, что ко всем обыденным для взрослых вещей у ребенка свое отношение – он видит их впервые.

При этом нужно донести до малыша особенности учебы, течение этого процесса. Немаловажное значение имеют промежуточные и конечные результаты. Благодаря этому ученик не будет паниковать из-за случайно полученной двойки.

Рекомендуется учить малыша не остерегаться неудач. Важно совместно проводить анализ ошибок и стараться делать соответствующие выводы. Стоит сформировать такую атмосферу, чтобы ребенок понимал, что он может рассчитывать на любовь близких вне зависимости от оценок. Рекомендуется показывать малышу уверенность, что впоследствии он сумеет получить отличные результаты.

Родители не должны ставить перед детьми слишком высокую планку. Похвалу и наказание стоит подбирать с учетом возрастной категории и особенностей ребенка. Любые сравнения малыша рекомендуется делать исключительно с ним же. Стоит соотносить победы и достижения, которые произошли вчера и сегодня.

Не стоит приводить в пример достижения ровесников или родственников, поскольку это негативно влияет на самооценку. Малыш должен относиться к своим результатам как к норме. Только это поможет ему спокойно воспринимать успехи окружающих.

Чтобы помочь повысить самооценку ребенка, можно давать ему важные поручения, привлекая к бытовым делам. Благодаря выполнению своих простых домашних обязанностей и помощи старшим, малыш сможет чувствовать себя полезным и значимым.

Важно следить, чтобы отрицательные оценки поведения ребенка не затрагивали его личность. Можно сказать, что маму расстраивают разбросанные игрушки, поскольку комната кажется неуютной. При этом не рекомендуется называть малыша лентяем. Стоит помнить, что ребенок воспринимает отношение родителей не только по сказанным словам, но и по жестам, мимике, интонации.

Сложности развития

Психология дошкольного возраста уделяет внимание изучению самых разных проблем. К ним относят следующее:

  • замедление развития интеллектуальных функций – у ребенка могут наблюдаться трудности с запоминанием, отставание в речевом развитии, снижение концентрации внимания;
  • проблемы в поведенческой сфере – к ним относятся стремление к главенствованию, повышенная активность, агрессия, лживость;
  • неврологические отклонения – в эту группу входят проблемы со сном, головные боли, сильная утомляемость, появление заикания или энуреза;
  • нарушения личностного и эмоционального характера – к ним относят робость, повышенную тревожность, страхи, резкие перепады настроения.

В психологии дошкольного возраста особенное внимание уделяется страхам. Их особенности могут свидетельствовать об имеющихся отклонениях в развитии малыша.

Если ребенок постоянно видит ночные кошмары с участием отрицательного женского персонажа, это говорит о том, что он не принимает определенные особенности матери. При этом родители идеализируются ребенком. Потому отрицательные эмоции по отношению к ним вытесняются и приобретают облик отрицательных сказочных персонажей.

Дети часто пользуются страхами, чтобы вызвать сочувствие и привлечь к себе внимание взрослых. Такие особенности поведения могут быть связаны с тем, что родители недостаточно отзывчивы. Также малыш может ревновать их к братьям или сестрам.

Есть связь между фобиями самого ребенка и его родителей. При этом основное значение имеют фобии матери. Тревога передается через материнскую заботу, которая состоит исключительно из тревог и опасений. В такой ситуации лечить нужно не столько самого ребенка, сколько его родителей.

Помимо этого, детские страхи связаны с фиксацией в памяти серьезных испугов. При этом не стоит думать, что каждый страх малыша представляет собой патологию. Многие фобии считаются вполне естественными.

Они присущи конкретному возрастному периоду и по мере развития малыша проходят самостоятельно. Так, вполне нормальным считается страх смерти, похищения или темноты. Многие дети боятся нападений или закрытого пространства.

Существует много методов терапии детских страхов и других психологических проблем. К наиболее эффективным можно отнести арт-терапию, игры, лечение сказками. Дошкольники имеют недостаточно развитое логическое мышление. Потому объяснять малышу беспочвенность страхов неэффективно. Психологи советуют обращаться к образному мышлению, используя символы и архетипы.

Психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют правильно оценить развитие малыша и выявить различные проблемы. В этом случае рекомендуется сразу обратиться к специалисту.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.