Психологические особенности протекания желанной и нежеланной беременности

Психологические особенности протекания желанной и нежеланной беременности thumbnail

В начале остановимся на некоторых особенностях психологического состояния женщин, вынашивающих желанную беременность. Как известно, одним из главных новообразований периода беременности является возникновение нового сенсорного опыта. Его формирование связано с тем, что, начиная со второй половины беременности, у всех женщин возникают естественные ощущения, непосредственно связанные с движениями формирующегося плода. Обычно женщины субъективно выделяют эти ощущения и сразу отличают их. Они подчеркивают их необычность, несравнимость ни с какими иными ранее пережитыми телесными феноменами. Описывая свои переживания, женщины обычно прибегают к чрезвычайно образным сравнениям. Это особенно акцентировано в первое время, пока плод еще мал. Пытаясь передать свои ощущения, беременные рассказывают, как вначале они испытывают очень смутные, слабые, плохо локализованные “толчки”, “неотчетливые перемещения”. Для сравнения они используют соответствующие своему настроению метафоры: “как будто рыбка проплыла”, “теплые волны”, “мягкие прикосновения”, “как будто слегка прикоснулся”, “мягко зашевелился” и пр. Ощущения, которые испытывает беременная, обычно эмоционально окрашены в приятные тона. Беременные женщины рассказывают, как они постоянно “прислушиваются”, с нетерпением “ждут” этих сигналов, наделяют их важным смыслом, как бы “медитируют” на этих ощущениях. Периодически возникающие шевеления оживляют у них поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством.

В последующем, по мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщины переживают “отчетливые толчки”, “перевороты”, “бьется”, “толкается”. Беременные в этот период обычно начинают трактовать поведение будущего младенца: “проснулся…”, “он маму тревожит…”, “шалит…” и пр. Можно видеть, как наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца, его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона.

Для выражения своих чувств, как правило, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: “мой маленький”, “крошечка”, “зайчик” и др. Мысли о нем вызывают улыбку. Некоторые женщины бывают настолько захвачены, погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более сензитивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными. Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние способствует формированию образа ребенка, который включается в самосознание женщины [7].

Одновременно в процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений в эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естественных эндокринно-соматических и психофизиологических изменений в организме беременной женщины. На смысловом уровне им соответствует ряд негативных тенденций. Здесь и опасения, и страхи, связанные с предстоящими родами, доходящие иногда до паники – “вынесу ли я роды?”; и неуверенность в своих способностях родить и стать “полноценной” матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность худшением материального благополучия своей семьи, возможным ущемлением личной свободы; и наконец переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности.

Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно и, как показывают наши наблюдения, даже самая желанная беременность окрашивается особым двойственным, противоречивым, “бинарным”, по Л.С.Выготскому, аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль [6]. Этот амбивалентный комплекс зарождается уже на самом раннем этапе, когда женщина вынуждена решать вопрос о том, сохранять или прерывать беременность. По мере осознания беременной своего нового качества высвечиваются лишь отдельные и всякий раз определенные грани этого комплекса. Своего апогея амбивалентный аффективный фон достигает в момент деторождения, когда его сила и острота переживаний доходят порой до экстатического уровня. В этот момент (и это особенно выражено у первородящих) болезненные схватки и потуги в чувственно-эмоциональном плане окрашены радостным нетерпением, ожиданием, восторгом свершения. Перефразируя Л.С.Выготского, можно сказать, что роды, как и творческий экстаз, являются тем моментом, в котором объединяются оба противоположных эмоциональных плана в одном акте, обнажая свою противоположность, доводя противоречия до апогея и вместе с тем разряжая ту двойственность чувств, которая все время нарастала в течение беременности.

Родоразрешение, как правило, резко сдвигает всю тональность аффекта к положительному полюсу. Эмоциональное состояние роженицы окрашено блаженным чувством радости, успокоения, умиротворяющей прострации. На лице сияет блаженная улыбка; женщины с восторгом всматриваются в лицо своего новорожденного ребенка.

Таким образом, в случае вынашивания желанной беременности шевеления плода возникают в естественных временных границах, переживаются как “естественные”. По мере увеличения плода ощущения становятся все более отчетливыми, их ощутительный компонент (из смутного протопатического) трансформируется в более конкретный – эпикритический план, а чувственная сфера женщины приобретает амбивалентную эмоциональную тональность.

Читайте также:  Но шпа на 38 неделе беременности мнение врачей

Источник

Все случаи сохранения нежеланной беременности можно разделить на три группы:

1. Беременность в принципе желанна, но наступила несвоевременно или по другим причинам оказалась “неправильной”.

В этом случае женщина хочет ребенка, но обстоятельства в конкретный момент жизни препятствуют сохранению беременности, и в результате возникает болезненный внутренний конфликт: отказаться от материнства, прервать начинающуюся жизнь ребенка (именно так в данном случае расценивается аборт) – или потерять что-то очень важное, нарушить, а то и разорвать отношения с близкими людьми и т.п. Обстоятельства, мешающие сохранить беременность, могут быть очень разными.

2. Беременность запланированная, то есть вроде бы желанная, но она нужна для чего-то, не связанного с самим ребенком.

Такая беременность внешне выглядит как желанная (ведь заранее к ней готовились, ее специально “делали” или хотя бы ожидали). Но нужна эта беременность не столько для рождения ребенка, сколько для каких-то иных целей.

Хотя в подобных случаях на первом месте – расчет (ребенок нужен, чтобы…), понимание того, что ребенок требует самоотдачи, у мамы тоже есть. Но она не всегда к этому готова и старается по возможности свести свои эмоциональные и душевные затраты к минимуму.

3. Беременность нежеланная, но прервать ее невозможно.

Такая беременность чаще всего случайна, но может быть и вполне закономерной. Собственные убеждения или мнение “авторитетов” (наставников, священников и т.п.) не позволяют решиться на аборт…

Возможна и такая ситуация: женщина не готова к материнству, вообще не очень хочет иметь детей. Чаще всего такая женщина считает, что рождение ребенка – это конец ее собственной независимой и столь ценной для нее жизни, она не представляет, как можно делить себя между материнством и другими сферами своей жизни.

Как вынашивание нежеланной беременности сказывается на ее течении?

Вынашивание нежеланной беременности всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями. Излишняя тревожность, неуверенность, психологические проблемы вызывают к жизни комплекс ощущений, аналогичный состоянию человека при сильной опасности. Результат – патологическое течение беременности в любом из возможных вариантов, но с одним и тем же смыслом: нежеланная беременность должна прерваться. Появляется токсикоз. Чем быстрее “договорится” с малышом будущая мама, тем легче и быстрее пройдет ее токсикоз (имеются в виду физически здоровые женщины, у больных может быть иначе). Не случайно “гестозы-токсикозы” называют болезнью адаптации, приспособления.

Как вынашивание нежелательной беременности сказывается на ребенке?

При состоянии тревоги, стресса во время беременности происходит нарушение кровообращения, в результате снабжение плода кислородом и питательными веществами ухудшается. Если это кратковременные эпизоды, а между ними достаточно длительные “передышки”, то опасность невелика. Если же такие состояния постоянны или слишком часты, то, конечно, нарушения в развитии ребенка вполне вероятны. В результате ребенок рождается ослабленным, физиологически незрелым, а при постоянных и сильных стрессах или длительном угнетенном состоянии матери может даже появиться на свет раньше положенного времени. Кроме того, стрессы снижают иммунитет, и мама с малышом оказываются безоружными перед инфекциями и другими вредными воздействиями.

Что в этих случаях делать?

Переживания женщин, вынашивающих нежеланную беременность, во многом сходны, влияние их на течение беременности и развивающегося ребенка – тоже, но ведь причины-то каждый раз разные! Симптомы “лечить” практически бесполезно – надо искать источник “болезни” и работать с ним. Ведь с помощью новейших методов (медикаментозных и психологических) можно привести беременную женщину в более или менее удовлетворительное состояние, но этими методами ничего нельзя сделать с самой жизненной ситуацией, из-за которой такое отношение к беременности и материнству у этой женщины возникло.

Конечно, надо изменить само отношение мамы к своей беременности, ребенку, к себе и своим жизненным обстоятельствам, найти только для нее одной подходящий, всегда единственный и уникальный путь решения проблемы.

Ошибки – это повод для извлечения уроков, а не для самобичевания и отчаяния. Ребенок растет, он очень быстро забывает (а может и просто не знает?) о прошлом, если вы сами не будете ему постоянно об этом напоминать. Зато он очень чуток к тому, как вы относитесь к нему сейчас. А сейчас ему нужна ваша любовь, забота, радость от общения с ним, уверенность в будущем.

Читайте также:  Клиндацин б пролонг при беременности 3 триместр

Источник

К.Ш. Bpexман, Г И. Брехман
Детская клиническая больница № 5
Медицинская академия, Ивановo
Доклад на конференции по проблемам перинатальной психологии и медицины.
Иваново, 21.05.98

В последние годы появились сообщения о том, что у нежеланных детей обнаруживаются, помимо психологических проблем, различные соматические(психосоматические) расстройства. Среди них пренатальная дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язвы желудка (Verny Т.Д991; Захаров А.И. 1994; Share I, 1996; Sonne J., 1996). Остается неясным, берут ли эти заболевания свое начало в пренатальном периоде или имеет значение отвержение ребенка после рождения? Возникают и другие не менее актуальные вопросы: действительно ли ребенок воспринимает мысленную информацию от матери? В таком случае возможны ли подобные заболевания у желанных детей и с чем они могут быть связаны? Надеемся, накапливающиеся факты позволят ближе подойти к пониманию этих проблем. В связи с этим мы решили поделиться своими клиническими наблюдениями.

Вера И., 33 лет — второй ребенок в семье (старшему брату было 11 лет, когда она родилась), росла и воспитывалась в атмосфере напряженных отношений между родителями. Беременность Верой у матери была нежеланной, незапланированной, а родоразрешение трудным.
Главным отягощающие обстоятельством детства и отрочества Веры (до 14 лет) было ночное недержание мочи. В семье ни у кого не было этой патологии, Родители, с одной стороны, предпринимали усилия для ее излечения, с другой « не щадили ее и нередко в грубой, унизительной форме выражали свое неудовольствие, сформировав у ребенка чувство ущербности и вины перед окружающими. Девочка была невротизирована и болезненно реагировала на тяжелую моральную обстановку в семье, часто болела простудными заболеваниями, лечилась по поводу дискинезии желчевыводящих путей, кишечных расстройств, состояний, которые можно расценить как функциональные расстройства психосоматического генеза. В 27 лет вышла замуж и вскоре родила девочку, которая часто болеет простудными заболеванияуи (выявлен иммунодефицит по Т-системе иммунитета) и так же, как и мать в детстве, страдает энурезом.

Подробный анамнез позволил установить следующее. Во время беременности Вера много думала о ребенке и выражала мысленное опасение о возможности энуреза и у него. Это была навязчивая идея, которая преследовала ее повсюду и которую она никому не высказывала. Вера и сейчас пристально следит за всеми поведенческими проявлениями ребенка, опасаясь, что и другие ее заболевания могут появиться у девочки. Она вновь испытывает чувство вины, на этот раз перед дочерью.

Данное наблюдение наводит на мысль о возможности формирования патологии, у желанного ребенка под влиянием интенсивного мысленного воздействия матери в пренатальном периоде, Оно показывает значение в этом материнских страхов, выраженных в виде неозвученных мыслей. С известной долей осторожности можно говорить о возникновении психосоматического процесса, в частности энуреза, у желанного ребенка от матери, родившейся от нежеланной беременности, и испытавшей после рождения хронический, периодически обострявшийся эмоциональный стресс, вызываемый значимыми для нее людьми» родителями.Елена И, 33 лет, в течение нескольких лет до беременности жила с мужчиной в гражданском браке, не предполагая родить ребенка. Материнство, ее никогда не привлекало, материнские чувства ей были чужды. К тому же возраст становился аргументом для отрицания идеи стать матерью.

Настоящая беременность застала ее врасплох, и первая мысль была сделать аборт. Пока раздумывала, время было упущено, и в состоянии растерянности, нежелания, страха перед неизбежными родами и появлением ребенка находилась в течение всей беременности.
Несколько смягчающим обстоятельством были регистрация брака и положительное отношение мужа к появлению ребенка. Беременность сопровождалась поздним гестозом, колебаниями артериального давления. Несмотря на выраженный страх, родоразрешение прошло, неожиданно для нее, легко и быстро.

Ребенок родился в срок с пренатальной дистрофией (масса при рождении 2400 г.) в состоянии асфиксии, что потребовало реанимационных мероприятий. Пол ребенка не совпал с ожидаемым: хотела мальчика — родилась девочка (двойная нежелательность — по АХ Захарову). К груди не прикладывалась: у ребенка обнаружился слабый сосательный рефлекс, а у мамы отсутствовала лактация.
Из роддома девочка переведена в отделение патологии новорожденных детской больницы, откуда выписана в 1,5-месячном возрасте, находилась на искусственном вскармливании, плохо прибавляла в весе. В 7-месячном возрасте поступила в неврологическое отделение детской больницы с диагнозом: перинатальная гипоксическо-ишемическая миелоэнцефалопатия, периферическая цервикальная недостаточность, лираиидная недостаточность, гипотрофия II степени, иммунодефицит по Т-системе иммунитета. Ребенок отстает в физическом и умственном развитии, при этом обращает на себя внимание скорбно-унылое, капризное, безрадостное выражение его лица. В процессе комплексной терапии, включающей иммунокоррекцию в сочетании с эмоционально-психологическим взаимодействием врача. ребенка и матери, девочка стала спокойнее, появилась ответная эмоциональная реакция на обращение к ней и на игрушку. Материнские чувства у женщины, хотя и медленно, стали пробуждаться, появилось чувство вины.

Анализ данного клинического наблюдения показывает, что пренатальная дистрофия, внутриутробная гипоксия и последующая асфиксия новорожденного, энцефалопатия, иммунодефицит, отставание в физическое и умственном развитии с подавлением эмоциональной сферы ребенка берут свое начало в пренатальном периоде. Возможно, психоэмоциональный стресс женщины, который был связан с ее психологическими особенностями, нежелательной беременностью и другими психотравмирующими обстоятельствами. способствовал возникновению столь серьезных осложнений. Особо мы хотели бы выделить факт гипогалактии у матери и невыраженность сосательного рефлекса у ребенка, который, как известно, является врожденным, инстинктивный актом, обнаруживаемые еще внутриутробно (сосание пальца). В данном случае гипогалактию матери, очевидно, следует рассматривать как еще одну реакцию отвержения ею беременности и ребенка, фактический отказ от своей женской, материнской сути, а отрицание ребенком груди матери как его ответную реакцию на негативные чувства, испытанные им в пренатальном периоде в связи с отверженцем его своей матерью.Приведенные наблюдения свидетельствуют о возможной роли интенсивной неозвученной материнской мысли во время беременности в возникновении психосоматических расстройств как у нежеланных, так и у желанных детей. При этом у нежеланных детей патология может быть более выраженной и сочетанной. Сказанное делает актуальной разработку концепции саногенного мышления беременной женщины и ее семьи для предупреждения психосоматических расстройств у потомства.

Читайте также:  Причины задержки менструационного цикла кроме беременности

.

Источник

Нежеланная беременность… Невеселая тема для раздумья и разговора. Тема эта тяжела всегда, независимо от того, какое решение принимается при наступлении такой беременности: прервать ее или сохранить. Сегодня наш разговор пойдет только о втором случае – женщина решается родить ребенка.

Прежде всего надо разобраться, почему сохраняется нежеланная беременность, ведь сейчас любая женщина может сделать аборт. Однако жизнь показывает, что причин для отказа от аборта всегда немало.

Для начала все случаи сохранения нежеланной беременности можно разделить на три группы:

Беременность в принципе желанна, но наступила несвоевременно или по другим причинам оказалась «неправильной»

В этом случае женщина хочет ребенка, но обстоятельства в конкретный момент жизни препятствуют сохранению беременности, и в результате возникает болезненный внутренний конфликт: отказаться от материнства, прервать начинающуюся жизнь ребенка (именно так в данном случае расценивается аборт) – или потерять что-то очень важное, нарушить, а то и разорвать отношения с близкими людьми и т.п. Обстоятельства, мешающие сохранить беременность, могут быть очень разными. [10]

Рождение ребенка «ставит крест» на завершении учебы, а ведь осталось совсем немного… Только что появилась хорошая работа, первые успехи, впереди – вполне реальные перспективы, их надо реализовать и закрепить, тогда можно будет взять «тайм-аут», но сейчас – просто никак нельзя…

Условия жизни совершенно не подходят для появления ребенка, а прерывать эту «нечаянную» беременность опасно: врачи говорят, что вероятность следующей практически равна нулю… Да мало ли может быть ситуаций?

В принципе, все подобные обстоятельства связаны с осознанием женщиной того факта, что для будущего материнства нужно подготовить прочную платформу, отсутствие которой, конечно же, существенно осложнит всю последующую жизнь. Немаловажно и то, что в таких случаях женщина хорошо осознает, что она потеряет с появлением ребенка, но часто плохо представляет, что приобретет. Хорошо, если рядом окажутся заботливая мама, любящий и готовый помогать муж – тогда постепенно сам ребенок, все хорошее, что с ним связано, займут свое прочное место в жизни будущей мамы, и к середине беременности все «потери» станут казаться не такими уж серьезными, а будущее – не таким уж безрадостным. А если все ложится только на плечи самой женщины? Тогда принятие решения «в пользу ребенка» неизбежно сопровождается мучительными переживаниями, тревогой, часто чувством вины (вот, сначала допустила беременность, потом оставила ее, а как теперь жить самой и обеспечить ребенку достойное будущее?). Все это усугубляется угрызениями совести из-за того, что она смеет думать о будущем ребенке как о помехе, ловит себя на мысли о том, как хорошо бы было, если бы не было этой беременности… [7]

Если беременность для самой женщины желанна, но все вокруг считают иначе, то это тоже причина для глубокого внутреннего конфликта. Ведь мы делим жизнь со своими близкими, а появление ребенка, несомненно, изменит жизнь не только самой будущей мамы, но и ее мужа, родителей, старших детей. Это очень серьезная проблема: оставляя нежеланную для близких беременность, женщина автоматически берет всю ответственность на себя. Кроме того, во время беременности и после рождения малыша маме понадобится помощь близких, она автоматически становится более зависимой от них, но как же трудно теперь будет эту помощь попросить и принять! А бывает, что сохранить такую беременность – значит серьезно обострить или даже разорвать отношения. Это большое мужество – выстоять против всех и принять на себя всю тяжесть решения. В таком случае вся беременность будет сопровождаться сомнениями, конфликтами с собой и родными, страхом и тревогой перед будущим. [10]

Источник