Психологические особенности периода развития ребенка
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
- Основная особенность этого периода – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
- Ведущая деятельность – учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
[b]Центральные личностные новообразования:[/b]
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности
- рефлексия, анализ, внутренний план действий
- развитие нового познавательного отношения к действительности
- ориентация на группу сверстников своего возраста
- дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе
- совершенствование головного мозга и нервной системы
- неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость
- нервно-психическая ранимость ребенка
- неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность
- развитие познавательных потребностей
- развитие словесно-логического, рассуждающего мышления
- изменение способности к произвольной регуляции поведения.
[b]Основные задачи развития:[/b]
- формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов
- развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»
- раскрытие индивидуальных способностей и особенностей
- развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции
- становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим
- усвоение социальных норм, нравственное развитие
- развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
Подростковый период – это завершения детства и начальный период перехода к взрослости:
- Основная особенность этого периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
- Ведущая деятельность – общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающиеся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем.
- Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания «Я» – концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.
[b]Основные характеристики возраста:[/b]
- формирование нового представления о себе, укрепление самооценки
- стремление к общению со сверстниками
- развитие рефлексии
- бурное и плодотворное развитие познавательных процессов
- формирование абстрактного и теоретического мышления
- становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти
- развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач
- бурный рост, физическое развитие, половое созревание. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.
[b]Основные задачи развития в 5 классе:[/b]
- овладение базовыми школьными знаниями и умениями
- формирование умения учиться в средней школе
- развитие учебной мотивации, формирование интересов
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других
- формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе
- формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.
[b]Основные задачи развития в 6-7 классах:[/b]
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания
- формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов
- формирование интереса к другому человеку как к личности
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа
- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
[b]Основные задачи развития в 8 классе:[/b]
- формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать их на основе вывода, развитие рефлексии
- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их, развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния
- развитие воображения
- развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности
- формирование форм и способов дружеского, избирательного общения
- формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека
- развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
Юношеский возраст это самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.
Специфика возраста – обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.
Центральное, личностное новообразование – готовность к личностному и жизненному самоопределению.
Ведущая деятельность – интимно-личностное общение.
[b]Особенности возраста:[/b]
- завершение физического развития организма, полового созревания
- замедление роста тела, нарастание мышечной силы и работоспособности
- быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей
- развитие самосознания
- развитие индивидуальности
- выбор профессии
- начало формирования взаимных отношений между полами.
[b]Основные задачи развития:[/b]
- обретение личностной тождественности и целостности (идентичности)
- обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола
- профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии
- развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Источник
Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста
Под понятием «психологические особенности» мы рассмотрим развитие личностных качеств, процесс общения и эмоционально-мотивационную регуляцию поведения у детей дошкольного возраста.
Основными личностными качествами принято считать те, которые начинают формироваться в раннем возрасте и вскоре являются показателем индивидуальности человека, чертой его характера. Личностными качествами можно назвать фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности. Данные качества отличаются от остальных свойств личности тем, что их корни идут от самого раннего детства, а предпосылки к формированию появляются еще в тот период детства, когда человек еще не владеет речью. Жизненная стойкость таких качеств поясняется тем, что в период их формирования мозг ребенка еще не зрелый и его способность к дифференциации раздражителей еще недостаточно развита.
Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие в достаточной мере зависит от биологически обусловленных свойств организма. К таким личностным качествам принадлежат, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверчивость, эмоциональность и пр. Они появляются с раннего дошкольного возраста и закрепляются у ребенка на протяжении всей жизни. На развитие данных качеств влияют множество факторов, например, таких, как: генотип и среда, сознания и бессознательного, наследственности и ряда других.
Самооценка ребенка, осознание требований к нему, появляется, примерно, к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. В старшем дошкольном возрасте возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его «внутренней позиции» – довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. «Возникновение такого новообразования, – пишет Л. И. Божович, – становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка». Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится стартовой точкой для возникновения и развития многих психологических качеств, в которых будет проявляться его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.
Осознание себя как личности приходит к двум годам жизни ребенка, он начинает узнавать себя в зеркале, на фотографиях. Также начинает говорить по отношению к себе «я», знает, как его имя. К старшему дошкольному возрасту ребенок характеризует себя, в основном, с внешней стороны, не отличая свой внутренний мир от описания и характеристики его социумом. Свое поведение, также, старший дошкольник «видит» глазами окружения.
К старшему дошкольному возрасту самоосознание ребенка достигает высокого уровня, что приводит к появлению склонности к самоанализу, к появлению чувства ответственности за свои поступки. Появляется стремление ребенка достигать поставленные цели. Также в дошкольном возрасте начинают формироваться такие важные личностные качества, как воля, независимость и инициативность.
Существенно влияет на процесс развития личности ребенка и формирование его поведения подражание окружающему социуму, особенно сверстникам и знакомым взрослым. Можно отметить, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования личности посредством общения со взрослыми и сверстниками, в котором ребенок подражает, а далее и закрепляет соблюдение наблюдаемых форм поведения сначала в виде внешних подражательных реакций, а затем в форме демонстрируемых качеств человека.
Являясь изначально одним из механизмов обучения, подражание может стать в дальнейшем достаточно стойким и полезным жизненным качеством ребенка. Суть наблюдения, и, как следствие, подражания, приводит к развитию у ребенка аналитического склада ума, умению видеть в людях как положительные, так и отрицательные черты характера, умению проводить анализ поступков окружающих, но умение подражать только хорошим поступкам и качествам окружающих формируется в совокупности с воспитательной работой.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает общаться, взаимодействовать с окружающими в процессе совместной деятельности, усваивая элементарные нормы и правила поведения в коллективе, что дает возможность в дальнейшем совершенствовать свои умения налаживать взаимодействие с окружающими. Формирование данных знаний и умений способствует успешному развитию коммуникативной компетентности ребенка.
К старшему дошкольному возрасту развиваются мотивы общения. С их помощью ребенок стремится к коммуникативной деятельности, к апробации способов налаживания контактов, их развития. Примечательно, что к природной любопытности и любознательности ребенка при установлении контакта с другим человеком, присоединяются и новые мотивы общения: деловые и личные. Под деловыми мотивами подразумеваются те, которые способствуют решению какой-либо проблемной ситуации, под личными мотивами – мотивы, связанные с личностно – важными проблемами внутреннего мира ребенка. Для детей данного возраста огромное значение имеет характеристика окружающими его поведения, одобрение со стороны внешнего мира, положительная оценка его деятельности, которую он переносит на осознание самого себя – «хороший» я или «плохой». Поэтому, при анализе поступков ребенка взрослыми, сообщая о промахах, важно подчеркивать, что плохим является не сам ребенок, а только его поступок.
К данным мотивам общения присоединяются также и мотивы учения, касаемые получения знаний, умений и навыков. Формирование внутренней мотивационно – личностной готовности к обучению составляет основу общей психологической готовности к переходу в следующий возраст.
Важную роль в планировании и прогнозировании личностного развития дошкольника играют его взаимоотношения с родителями, а именно, как ребенок их воспринимает. Те родители, которые являются достойным объектом для подражания, поведение которых способствует позитивному отношению со стороны ребенка, способны оказывать на его психику и поведение наиболее ощутимое влияние. В некоторых исследованиях указывается, что наиболее сильное влияние родителей на детей оказывается в возрасте от трех до восьми лет. Причем, существуют гендерные различия. Для девочек психологическое влияние начинает сказываться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. У мальчиков наиболее существенное влияние родителей происходит в возрасте от пяти до семи лет.
Моделями для подражания и источниками моральных представлений и норм являются окружающие ребенка взрослые, участвующие в воспитании и обучении дошкольника, а также сверстники. Нравственный опыт передается и усваивается в процессе наблюдения, подражания и взаимодействия. Используя систему поощрений и наказаний, также можно добиться желаемого результата морального воздействия.
Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем понять путь его становления как личности.
В дошкольном возрасте особая роль в развитии ребенка принадлежит матери. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.
Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно – гигиенические правила, а также нормы, связанные с отношением к собственным обязанностям. Также в числе первых закрепляются правила распорядка дня, отношение к личным вещам, чужим вещам, и, конечно, нормы поведения по отношению к животным.
Последними из этичных норм и правил усваиваются правила построения взаимоотношений с людьми. Это связано с тем, что данный аспект сложен и труден для понимания дошкольником и применение известной информации на практике дается детям с трудом.
Учитывая, что основным видом деятельности дошкольников является игра, применение сюжетно – ролевых игр и игр с правилами способствует наиболее продуктивному усвоению, закреплению и умению применять на практике нормы и правила общения, необходимые для построения взаимоотношений ребенка с социумом. Изначально, в младшем дошкольном возрасте, дети следуют правилам и нормам поведения и общения путем подражания, затем, к старшему дошкольному возрасту, начинают осознавать смысл известных норм и правил и начинают применять их осознанно. Более того, дошкольники не только сами выполняют их, но и внимательно следят за тем, чтобы и другие дети, находящиеся рядом с ними, следовали этим же правилам и нормам.
В процессе игры активно развиваются волевые качества ребенка. Во время игры со сверстниками необходимо придерживаться определенных норм и правил, поступать не «как хочется», а «как нужно», что способствует развитию самоконтроля. Игровая обстановка придает более легкое следование нормам взаимодействия, мотивирует к выполнению волевых усилий. Также, на развитие волевых качеств положительно влияет и трудовая деятельность дошкольника.
Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, вместе с интеллектуальной возникает личная и этическая саморегуляция. Этические нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это – стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества появляется чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие. С ним же связано становление таких важных качеств личности, как ответственность и чувство долга.
Немаловажным будет рассмотрение возрастных особенностей развития общения, например, представленных известным советским психологом, доктором психологических наук, профессором М.И. Лисиной.
Итак – это три категории средств общения:
1. Мимико-экспрессивные средства – это мимика, взгляды, особые движения руками, телом, речевые вокализации;
2. Предметно-действенные средства, к ним относят движения так называемые предметные. Например, различные позы приближений, отдалений, вручение взрослым предметов, позы протеста, притягивание взрослого к себе, желание, чтобы взрослый взял на руки.
3. Речевые средства общения, такие как вопросы-ответы.
Дети дошкольного возраста способны уже в этот период пользоваться всеми категориями средств общения, которые они к этому возрасту уже приобрели и в достаточной степени овладели. Они используют те или иные средства исходя из поставленных целей, задач и способов решения.
Психолог М.И. Лисина выделяет следующие формы в общении детей и взрослых:
- – ситуативно-личностная (непосредственно эмоциональная);
- – ситуативно-деловая (предметно-действенная);
- – внеситуативно-познавательная;
- – внеситуативно-личностная.
В развитии общения выделяют первую форму общения это ситуативно-личностная форма. Это период от 0 до 6 месяцев. Главный мотивом общения ребенка в этот период выступает личностный мотив.
Общение ребенка и взрослого в этот период непосредственное основанное на эмоциональной составляющей, это выражается о взгляде, улыбках, мимике. Взрослый и ребенок обмениваются лаской, нежностью, благодаря положительной эмоциональной обстановке у ребенка вырабатывается комплекс оживления, который послужит в дальнейшем средством общения. Таким образом, ситуативно-личностное общение в начале жизни детей имеет практическое значение и является основной формой для совершения общения.
Вторая форма общения детей начинает закладываться от полугода и протекает до трех лет. На данном этапе жизни у детей возникает предметная деятельность, общение строиться на фоне этой деятельности, в какой-то мере, общение служит помощником для ведения предметной деятельности.
Мотив деловых контактов выступает главным в общении ребенка и взрослого, потому как все контакты основаны на предметном сотрудничестве. Такое ситуативно-деловое общение в этот период жизни детей, когда они делают переход от примитивных действий с предметами до определенных, конкретных действий, играет важнейшую роль в жизни ребенка. В указанном переходе действий значительную огромную роль отыгрывает общение.
Затем у ребенка возникает следующая форма общения, такая как внеситуативно-познавательная. Ей свойственна первая половина дошкольного возраста. Такая форма общения заключается в практическом сотрудничестве ребенка и взрослого и направлена на определенную практическую деятельность, где ребенок проявляет стремление уважать взрослого. Познавательный мотив главнейший мотив этой формы общения детей.
Дети, которые владеют внеситуативно-познавательной формой общения, обладают основными речевыми операциями, как главными средствами общения.
Необходимо отметить, что ведущий вид деятельности в данный период жизни детей – это игровая деятельность, а познавательное общение в свою очередь значительно пересекается с игрой. Такое переплетение игры и общения дает детям большие возможности расширить знания об окружающем их мире, выводя их за границы чувственного восприятия.
Следующая форма общения возникает в конце дошкольного возраста, внеситуативно-личностное общение – это самая высшая форма общения. Главнейшим в рассматриваемой форме общения является мотив личностного характера. Также составной частью способности формирования общения в период старшего дошкольного возраста выступает характер обучения контекстный, произвольный. Отмечается определенная психологическая готовность ребенка к школе, которая и заключается в утрате общения непосредственного, а на его место становится произвольное общение. Такое общение заключается в том, что дети могут вырабатывать у себя действия подчинения согласно определенным задачам, требованиям, нормам и правилам.
Источник