Психологические особенности личности ребенка на различных этапах развития
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КУЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ САЛОМАТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БАЗАРОВА ИВАНА ФЕДОРОВИЧА
Провела:
Учитель 3 класса
МКОУ Саломатинской СШ
Шихова Мария Алексеевна
с.Саломатино
2017 г
Семинар-практикум для родителей.
Тема: «Психологические особенности личности ребёнка на различных этапах развития. Начальная школа».
План.
Знание психологических и возрастных особенностей, индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания в семье и школе .
Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов.
Знание психологических и возрастных особенностей, индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания в семье и школе.
Знание психологии совершенно необходимы для воспитания подрастающего поколения. Нельзя правильно воспитывать, не зная психологических закономерностей процесса формирования личности и психологических особенностей детей определенного возраста. Известно, что каждый возраст имеет свои характерные особенности, свои трудности, требует специфического к себе подхода. То, что пригодно и психологически оправдано в отношении младшего школьника, часто может быть неприемлемым, ошибочным в отношении подростка.
И так, младший школьник имеет ряд физических особенностей по сравнению с дошкольниками и более старшими детьми. Костная система в младшем школьном возрасте стала крепче, однако процесс окостенения еще не закончился. Это надо учитывать, требуя от детей правильной посадки во время занятий, выполнения домашней работы. Не следует утомлять детей письмом, так как точные движения пальцев и кисти руки для них еще трудны, поэтому нецелесообразно заставлять ребёнка переписывать домашнее задание по несколько раз.
Сердечно-сосудистая система у младшего школьника ещё недостаточно развита, поэтому надо не допускать его переутомления во время учебных занятий и игр.
Высшая нервная система достигает у младшего школьника довольно высокого уровня развития по сравнению с дошкольниками. Именно с 7 до 11 лет особенно заметин рост лобных долей мозга.
Общий психический склад личности в значительной степени зависит от соотношения процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над тормозными, вследствие чего ребенку трудно управлять своими чувствами, произвольным вниманием и т. д., то уже в младшем школьном возрасте, под влиянием условий жизни и воспитания, происходит некоторое уравновешивание процессов возбуждения и торможения.
Конечно, младший школьник остается очень активным, деятельным и подвижным. Кипучая энергия делает нередко импульсивным его поведение, но это не значит, что возрастные особенности ребенка не поддаются воздействию взрослого. Нельзя считать, что природа младшего школьника требует постоянного движения, беготни, шума и т. д. При достаточном интересе к работе и требовательности родителей и учителей младший школьник становится достаточно сдержанным, дисциплинированным и усидчивым. Но его энергии и потребности в движениях надо давать разумный выход: активные и разнообразные занятия на уроке, проведение физминуток, возможность подвигаться на перемени, наличие динамичных пауз при выполнении домашних заданий – все это делает младшего школьника способным управлять собой, преодолевая свои возрастные особенности.
К началу обучения ребёнка в школе у него максимально развито наглядно-образное мышление, ребёнок восприимчивым ко всему конкретному, наглядному, что можно непосредственно увидеть, услышать, потрогать руками. Поэтому наглядный учебный материал воспринимается детьми очень хорошо. Но в процессе обучения в начальной школе идёт развитие абстрактно-логического мышления. Дети уже первых классах способны делать некоторые обобщения, правильные выводы, находить причины явления.
Давая общую характеристику ученика начальных классов, нельзя не учитывать того, что дети 7 лет очень отличаются по своим физическим и психическим качествам от детей 9 лет. Если первоклассник ещё имеет много черт, общих с дошкольниками, то ученик III – IV классов уже обладает рядом особенностей, характерных для детей младшего подросткового возраста. Проходя путь развития от дошкольника к подростку, дети очень изменяются за 4 года и в интеллектуальном, и в волевом, и в эмоциональном отношении.
Важно также помнить, что мы имеем дело не просто со школьником определенного возраста, а с конкретным ребёнком, индивидуальностью. А индивидуальные различия в пределах одного возраста чрезвычайно велики. Поэтому родителю и учителю совершенно необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, его своеобразие, что предполагает умение проникать в его духовный мир, психологически правильно строить взаимоотношения и сотрудничество с ребёнком.
Анкета для родителей.
Оцените по шкале баллов (от 0 до 10) свойства характера вашего ребёнка, как они вам представляются.
Черты характера
Оценка (номер столбца означает величину балльной оценки)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Доброта
Сочувствие
Покладистость
Терпение
Сопереживание
Безразличие
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм
А теперь сравните свои результаты с результатами анкетирования детей. Детям предлагалось выбрать из 10 выражений, характеризующие человека, выбрать те, которые, по их имению, могут относиться к ним. Выбранных предложений должно было быть не больше пяти.
Анкета для детей.
Сравнивая анкеты, мы видим, что наши дети анализируют свои качества личности с позиции взрослых. Если мы постоянно пытаемся подчеркнуть достоинства своего ребёнка, не только перед другими людьми, но и в первую очередь в семье, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нем.
Если же родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, следовательно, можно продолжать делать плохо.
Необходимо помнить, что не следует рассматривать характерологические проявления младшего школьника как устойчивые и закрепленные формы поведения. Личность ребёнка в младшем школьном возрасте только складывается, и взрослые (родители и учителя) должны оказать полезное влияние на воспитание у детей положительных черт личности, которые становятся основой их формирующегося характера.
Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов.
Воспитание ребёнка, формирование его личности в значительной степени должно заключаться в воспитании хороших привычек.
Каждому человеку необходимо приобрести такие привычки, которые были бы его «друзьями», а не врагами, чтобы они помогали жить и работать, а не мешали в жизни, чтобы не приходилось тратить много сил и энергии на борьбу с ними.
Отсюда ясно, что задачей школы и семьи является воспитание у ребёнка полезных привычек и искоренение, а лучше предупреждение, вредных. Причём делать это лучше всего в более раннем возрасте, когда пластичность нервной системы у детей ещё достаточно велика.
Для выработки привычек нужно повторения действия. Но простое повторение может показаться ребёнку скучным, неинтересным. Если это повторение подкреплено похвалой, одобрением, или превращается в игру, то у ребёнка возникает положительные эмоции, действия делается приятным, его хочется повторить и тем самым превращается в привычное действие.
Чтобы приобрести полезную привычку, необходимо принять твёрдое решение, но мало ограничиться одним добрым намерением. Если это намерение не перейдёт в действие, то и соответствующая привычка не образуется. Если мы, взрослые, хотим приучит ребёнка быть аккуратным или вежливым, то бесполезно читать ему нотации на эту тему. Объяснив, для чего поступать так, а не иначе, надо потребовать соответствующего действия. Привычка никогда не возникнет от одних словесных внушений. Только повторение действий могут сделать эти действия привычными.
Большое значение имеет мотив. Если действие совершается ребёнком в качестве наказания, то результат будет слабым. И наоборот, если ребёнку разъяснить полезное значение повторных действий, то привычка образуется довольно быстро.
Дурную привычку надо «искоренять» (как искореняют, вырывают с корнем растения-сорники), т.е. сразу и навсегда отказываясь от привычного, но вредного действия. Ясно, что замечания, направленные на искоренение дурных привычек, не должно носить обидной для ребёнка формы. Иногда полезно постыдить ребёнка, но это необходимо делать с соблюдения такта: не ребёнок плохой, а действие, которое он совершил.
Очевидно, что при формировании полезных привычек является личный пример родителей, учителя, сверстников, т.к. одной из олезных привычек является личный пример родителей, учителя, сверстников, т.к. ить обидной для ребёнка формы. о.. ривычными.
, евозрастных особенностей является подражательность – младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный пример, с другой – таит и некоторую опасность: ребёнок перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол, то копируется всё: развинченную походку, грубые выражения, вульгарные манеры этого старшего.
Младшие школьники очень эмоциональны и впечатлительны. Эта эмоциональность сказывается в том, что:
восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями;
младшие школьники (особенно I и II классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны и выражают чувства радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Анкета для родителей.
В каких случаях ваш ребёнок проявляет радость, восторг?
Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
Как вы помогаете своему ребёнку преодолеть негативные эмоции
Как часто негативные эмоции вашего ребёнка связаны со школой и учебной деятельностью?
Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания?
Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания гармонично развитой личности. Податливость и известная внушаемость младших школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет учителя и родителей в их глазах, – на все это необходимо опираться при формировании личности ребёнка.
Памятка для родителей
Папы и мамы! Помните!
— От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
— Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
— Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
— Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести,
— Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
— Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций, черт характера, привычек.
— Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
— Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
— Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям
— Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
— Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки участия за чашкой чая.
— В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
— На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
— В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
— Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт. А вместе с папой сделать кормушку для птиц.
— Вместе с мамой и папой провести выходной день на прогулке на лыжах, или сажая деревья во дворе.
ЛИТЕРАТУРА.
Ф.Н.Гоноболин «Психология» М., «Просвещение», 2012г.
Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания» М, «ВАКО», 2015г.
Е.А.Климов «Психология» М., «ЮНИТИ», 2013 г.
В.А.Крутецкий «Психология обучения и воспитания школьников» М., «Просвещение», 2011 г.
Источник
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
- Основная особенность этого периода – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
- Ведущая деятельность – учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
[b]Центральные личностные новообразования:[/b]
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности
- рефлексия, анализ, внутренний план действий
- развитие нового познавательного отношения к действительности
- ориентация на группу сверстников своего возраста
- дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе
- совершенствование головного мозга и нервной системы
- неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость
- нервно-психическая ранимость ребенка
- неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность
- развитие познавательных потребностей
- развитие словесно-логического, рассуждающего мышления
- изменение способности к произвольной регуляции поведения.
[b]Основные задачи развития:[/b]
- формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов
- развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»
- раскрытие индивидуальных способностей и особенностей
- развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции
- становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим
- усвоение социальных норм, нравственное развитие
- развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
Подростковый период – это завершения детства и начальный период перехода к взрослости:
- Основная особенность этого периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
- Ведущая деятельность – общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающиеся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем.
- Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания «Я» – концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.
[b]Основные характеристики возраста:[/b]
- формирование нового представления о себе, укрепление самооценки
- стремление к общению со сверстниками
- развитие рефлексии
- бурное и плодотворное развитие познавательных процессов
- формирование абстрактного и теоретического мышления
- становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти
- развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач
- бурный рост, физическое развитие, половое созревание. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.
[b]Основные задачи развития в 5 классе:[/b]
- овладение базовыми школьными знаниями и умениями
- формирование умения учиться в средней школе
- развитие учебной мотивации, формирование интересов
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других
- формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе
- формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.
[b]Основные задачи развития в 6-7 классах:[/b]
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания
- формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов
- формирование интереса к другому человеку как к личности
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа
- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
[b]Основные задачи развития в 8 классе:[/b]
- формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать их на основе вывода, развитие рефлексии
- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их, развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния
- развитие воображения
- развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности
- формирование форм и способов дружеского, избирательного общения
- формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека
- развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
Юношеский возраст это самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.
Специфика возраста – обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.
Центральное, личностное новообразование – готовность к личностному и жизненному самоопределению.
Ведущая деятельность – интимно-личностное общение.
[b]Особенности возраста:[/b]
- завершение физического развития организма, полового созревания
- замедление роста тела, нарастание мышечной силы и работоспособности
- быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей
- развитие самосознания
- развитие индивидуальности
- выбор профессии
- начало формирования взаимных отношений между полами.
[b]Основные задачи развития:[/b]
- обретение личностной тождественности и целостности (идентичности)
- обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола
- профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии
- развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Источник