Психологические методики диагностики особенностей развития ребенка

Методики психологической диагностики.

Василенко О.Н.

№ 

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

1.

«Лесенка»

с 3 – 7 лет

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

2.

Методика

 «Человек под дождем»

с 6 лет

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

3.

Методика

 «Два дома»

3,5 – 6 лет

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

4.

Методика

«Домики» Ореховой О. А.

4 – 12 лет

Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

  • степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
  • актуальные для ребенка ценности;
  • предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
  • варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.

Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

5.

Методика ДДЧ

 (Дом-Дерево-Человек)

с 5 лет

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно: 

6.

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

3,5 – 7 лет

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

7.

Hand-тест 

(тест руки)

с 5 лет

Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

8.

Рисуночный тест Сильвер

(техника стимульного рисования)

с 5 лет

Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

9.

Тест Сонди

с 6-7 лет

Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

10.

Методика

«Несуществующее животное»

С 6 лет

Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

11.

Методика

«Контурный САТ-Н»

3 – 10 лет

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

12.

Методика

«Автопортрет»

с 6-7 лет

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

13.

Цветовой тест Люшера

с 3,5 лет

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

14.

Методика «Кактус»

с 4 лет

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

15.

Рисунок семьи

с 4 лет

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

16.

Тест

«Эмоциональные

сферы»

с 6 лет

Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.

Читайте также:  Условия полноценного развития ребенка с нарушениями речи

17.

Тест «Сказка»

с 3,5 лет

Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.

Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

18.

Методика

«Аппликация»

с 6-7 лет

Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью.           Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

19.

Методика

 Рене Жиля

с 5 лет

Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

20.

Методика 

«Два дома»

3,5 – 6 лет

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

21.

ЦТО – Цветовой тест отношений (А.Эткинд).

С 6 лет

Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.

  • В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

22.

Методика

“Мозаика” 

С 6 лет

Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе:  степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать “в пользу другого” или “в свою пользу”.

В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

23.

Интервью “Волшебный мир”

 (Л. Д. Столяренко)

С 5 лет

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

24.

Тест животных 

Рене Заззо

С 5 лет

Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности. 

 Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен  провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

Источник

Диагностика психологических особенностей дошкольника.

1 Изучение  сформированности  культурно-гигиенических навыков

у детей от1до 7 лет.

Материал: Оборудование для бытовых процессов.

Ход исследования: Воспитатель наблюдает за ребенком во время выполнения

бытовых процессов.

Схема анализа данных для каждого бытового процесса:

1 Эмоциональное отношение ребенка к бытовому процессу.

2 Что важнее для ребенка процесс или результат.

3 Отношение ребенка к используемым предметам.

4 Проявление самостоятельности ребенка.

5 Взаимоотношение со сверстниками.

6 Взаимоотношения со взрослыми.

7 О сформированности  культурно- гигиенических навыков у дошкольника

свидетельствуют следующие характеристики действия:

– правильная последовательность операций

– быстрота , точность, ловкость, экономичность.

– качество выполнения .

Также необходимо учитывать осознанность выполняемых действий,

понимает ли ребенок необходимость совершаемых действий, для чего

он это делает.

Диагностика предметной деятельности.

( для детей от 1до3 лет)

Материал: Пирамидки с 3-мя , 5-ю, 10-ю кольцами, 3-х,4-х,5- местные

матрешки или кубы-вкладыши, стержни и втулки четырех основных цветов.

Ход  исследования: Ребенку предлагают собрать пирамидку , матрешку,

надеть колечки на стержень  по цвету.

Анализ данных:

1 Определить , насколько целенаправленны предметные действия ребенка.

2 Пытается ли малыш установить соотношение колец , вкладышей, или

соединяет их в произвольном порядке?

– с помощью силовой пробы.

– подбирая путем проб и ошибок

– сравнивая путем наложения и приложения

– сравнивая на основе зрительного соотнесения

3 Доводит ли ребенок начатое дело до конца.

4 Как ребенок относится к результату

5 Умеет ли ребенок не отвлекаться , сосредотачиваться на выполнении

задания.

Диагностика трудовой деятельности    

Изучение трудовой деятельности , общения, социальных эмоций и

волевых усилий.

Материал: Оборудование для хозяйственно- бытового труда.

Ход исследования:

Воспитатель наблюдает за трудом подгруппы из детей 5-7 лет.

Анализ данных

Особенности трудовой деятельности

Читайте также:  Развитие ребенка 6 месяцев занятия игры

1 Как ребенок воспринимает трудовую цель, поставленную взрослым.

2 Насколько охотно дошкольник выполняет задания , какие эмоции

 при этом переживает , какие эмоции преобладают,  меняется ли их динамика

на протяжении  процесса деятельности, с чем это связано?

3 Освоил ли ребенок техническую сторону деятельности, в  какой степени

сформированы у него трудовые навыки и умения.

4 Проявляет ли инициативу , насколько самостоятелен и настойчив, что

свидетельствует о сформированности  соответствующих волевых качеств?

5 Доводит ли начатое дело до конца, как часто отвлекается, и на какие

раздражители?

6 Как ребенок осознает свои достижения и переживает свои успехи, как

относится к результату труда.

Общение детей в совместном труде.

1 Мотивы  общения – побудительные причины, поводы для обращения

ребенка к взрослым и сверстникам ( за помощью, советом)

2 Содержание общения

3 Средства общения.

4 Сформированность коммуникативных умений и навыков как принять

общее решение , пойти на компромисс , согласовать свои действия.

Проявление социальных эмоций у детей в совместном труде.

1 Выражение социальных эмоций : проявление сочувствия .

2 Действенность социальных эмоций : стремится ли прийти на помощь

или только сожалеет о неудаче?

3 Устойчивость социальных эмоций.

4 Реакция ребенка на затруднения и успехи других детей.

5 Отношение дошкольника к партнеру.

Диагностика игровой деятельности.      

Изучение игровой деятельности и уровня притязаний детей от 1до 7 лет.

Материал: Оборудование для игровой деятельности.

Ход исследования:

Воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей.

Примерная схема анализа данных игровой деятельности детей от1до3лет

 1 Принятие малышом воображаемой ситуации

– действие в условном , воображаемом плане

– использование и называние предметов , отсутствующих в данный момент

– осознание условности ситуации игры ( «понарошку»)

2 Самостоятельная постановка целей и решение игровых задач.

3 Содержание игровой деятельности ребенка

4 Предпосылки принятия какой-либо роли.

5 Характеристика игровых действий дошкольника:

– направленность действий  на результат

– обобщенность и условность

– какие действия освоены и как их ребенок соединяет?

6 Характеристика игровых предметов ( какие предпочитает)

– игрушки

– воображаемые предметы

– предметы –заместители

7 Взаимодействие малыша со взрослым в игровой деятельности

– реакция на предложение взрослого поиграть

– желание привлечь взрослых к совместной игре.

8 Взаимодействие со сверстниками:

– интерес к игре сверстников

– основа для взаимодействия

– характер взаимодействия ( разделение действий)

– причины возникновения , протекания  и разрешения конфликтов

9 Проявление творчества в игре

– перенос освоенных игровых действий

– желание вносить в игру новое

– умение по-разному сочетать события , а не действовать по стереотипу.

Примерная схема анализа игры и уровня притязаний детей от3до7лет.

1 Характеристика ролей , которые выполняет дошкольник.

– называет ли себя именем взрослого и когда

– какие средства используют для реализации роли

– может ли передать и как отличительные особенности персонажа , ориенти-

руется на внешние признаки  или способы взаимоотношений и нравственные

нормы.

– какие роли в игре ребенок выполняет и какие из них предпочитает по содер-

жанию и значимости

2 Отношение к правилам игры:

– соотносит ли дошкольник правила со взятой на себя ролью, действует ли

в соответствии с ними, как и в каких ситуациях нарушает правила.

3 Характеристика игровых действий :

– развернутость

– сформированы ли у ребенка и какие игровые умения и навыки

– взаимосвязь игровых действий дошкольника.

– осознает ли ребенок , что игровое действие , воображаемая ситуация

не реальны, а условны – «как будто»

4 Игровые предметы , их характеристика  

– как выбор предметов связан с ролью и сюжетом игры

– игрушки

– воображаемые предметы

– предметы –заместители

– природный материал

5 Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в

игре

6 Характеристика сюжетов в играх детей

7 Характеристика содержания игры.

Особенности уровня притязаний ребенка в игре:

– отношение к ситуации распределения ролей

– отношение к выполнению незнакомой роли, отказ от нее

– самостоятельность

– реакции на неудачи

– соответствие взятой на себя роли

Диагностика изобразительной деятельности

Изучение изобразительной деятельности , воображения и самооценки на

материале рисования по замыслу у детей 3-7 лет

Материал: Оборудование для рисования.

Ход исследования: Ребенку предлагают нарисовать картинку по желанию.

После рисования ребенка спрашивают: «Расскажи ,что ты нарисовал?»

«Как ты считаешь, что у тебя получилось хорошо, а что не получилось?»

«Можно ли твою картинку взять на выставку?» « Почему?»

Схема анализа данных.

1 Особенности рисования.

1 Какие изобразительные приемы использует, какие технические навыки

приобрел?

2 Скоординированы ли у малыша движения руки и глаза?

3 Какие формообразующие движения развиты у ребенка, обобщены ли они?

4 Как и какие средства выразительности использует дошкольник?

5 Как возникает и насколько устойчив замысел?

6 Каково содержание рисунка:

7 Соответствует ли изображение и реальный объект и по каким параметрам?

В чем причины несоответствия.

8 Как проявляет самостоятельность ребенка в процессе рисования, требуется

ли помощь взрослого.

9 Как дошкольник относится к процессу рисования

10 Какова роль речи у ребенка в процессе рисования.

2 Особенности самооценки:

1 Как ребенок оценивает свой рисунок

2 Мотивирует ли дошкольник свою оценку и что при этом отмечает

3 Как ведет себя малыш в ситуации выбора.

Диагностика музыкальной деятельности

Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет

Материал: Оборудование для музыкального занятия.

Ход исследования: Воспитатель наблюдает за ребенком на музыкальном за-

нятии во время слушания музыки.

Схема анализа данных.

1 Особенности музыкальности:

1 Умение слушать музыкальное произведение .

2 Эмоциональная отзывчивость на музыку : отношение к процессу слушания.

3 Понимание музыкального произведения.

4 Эстетическая оценка музыкального произведения

Читайте также:  Влияние образования на развитие ребенка

2 Эстетические чувства.

Диагностика произвольности поведения и роли

Изучение произвольности поведения и внимания у детей в подвижной игре

Материал : Оборудование для подвижной игры

Ход исследования: Воспитатель наблюдает за подвижной игрой ребенка

Схема анализа данных

1 Особенности произвольности поведения

1 Выполняет ли ребенок правила игры

2 Какие внешние средства мобилизации волевых усилий использует ребенок

3 Помогают ли игрушки , маски и другие игровые предметы подчиниться

Правилу.

2 Особенности внимания

1 Из данных о том , насколько ребенок сосредоточен на процессе игры,

погружен в нее

2 Отвлекается ли дошкольник от игры.

3 Как реагирует малыш на слова о необходимости сменить действие.

Диагностика осознания нравственных норм.

Изучение осознания нравственных норм и объяснительной речи у детей

Материал :

1 Стихи , описывающие различные нравственные ситуации.

2 Полезно попросить ребенка придумать окончание к незаконченному рас-

сказу- ситуации , описывающему нравственную проблемную ситуацию.

Схема анализа данных.

1 Осознание дошкольником нравственных норм:

1 Какой способ поведения предлагает ребенок.

2 Мотивирует ли малыш и как предполагаемый поступок? При правильном

ответе:

– требования взрослого

– предполагаемые нежелательные последствия

– свои потребности, желания

– описанную в рассказе ситуацию

– эмоциональное состояние , желание другого

– нравственное качество или норме

При неправильном ответе:

– авторитет взрослого

– свои интересы и желания

–  возможны нежелательные последствия

3 Формирует ли дошкольник в речи нормы поведения , называет ли

нравственные качества , какие?

Объяснительная речь

Насколько развернуто , логично , последовательно объясняет ситуацию?

Изучение наблюдательности и свойств внимания у детей.

Материал: Вопросы и объекты для наблюдения

Ход исследования: Воспитатель проводит с детьми наблюдение в природе

в  природе за живыми или неживыми объектами

Схема анализа данных

1 Особенности наблюдательности.

1 Определить , какие признаки, детали, действия объектов замечает

дошкольник , как отвечает на вопросы .

2 Насколько правильно ,полно,точно, быстро выделяет и называет объект,

дает ему характеристику .

3 Может ли дошкольник выделить  внутренние свойства и закономерности

явлений на основе чувственно воспринимаемых данных.

4 Проявляет ли малыш инициативу в ходе наблюдения

2 Особенности внимания

1 Как воспринимает цель, поставленную взрослым

2 Сохраняет ли цель , поставленную взрослым, в течении всего процесса

наблюдения.

3 Насколько ребенок сосредоточен на процессе наблюдения

4 Отвлекается ли малыш от процесса наблюдения, как часто и надолго ли

5  Как реагирует на необходимость сменить объект наблюдения.

Изучение восприятия , непроизвольной образной памяти и связной речи на материале описания игрушки .  

Материал : незнакомые ребенку игрушки, имеющие множество признаков.

Ход исследования : рассматривание, описание игрушки.

Схема анализа данных

1 Особенности восприятия:

1 Какие признаки называет , сколько и в какой последовательности

2 Называет ли части предмета и какие

3 Называет ли действия игрушки

4 Выражает ли дошкольник свое отношение   к игрушке

5 Воспринимает ли малыш игрушку только зрительно или пытается

обследовать ее

6 Из того, насколько последовательно и планомерно описывает игрушку

можно сделать вывод о сформированности процесса наблюдения.

 7 Проявляется ли у ребенка связь восприятия и прошлого опыта.

8 Использует ли дошкольник сравнения при описании и какие

9 Какие эмоции переживает в процессе восприятия игрушки

2 Особенности непроизвольной образной памяти

1 Какие признаки предметов воспроизводит ребенок

2 Воспитатель выясняет, делает ли ребенок попытки для припоминания

забытого и какие использует при этом приемы воспроизведения.

3 Нужно обратить внимание на то, какие ошибки допускает дошкольник

3 Особенности связной речи

1 Умеет ли подбирать слова для более точного выражения своей мысли

и в чем это проявляется.

2 Правильно ли с точки зрения грамматики строит предложения и

согласует слова

3 На сколько логична речь малыша

Диагностика развития воображения и речи.  

Изучение связной речи и воображения дошкольников на материале твор-

ческого рассказывания

Материал: Предметные картинки.

Ход исследования : ребенку предлагают с интервалом в несколько дней:

1 придумать сказку

2 воспитатель начинает сказку , а ребенок продолжает

3 придумать сказку с определенными героями

Схема анализа детских сказок

1 Особенности воображения

1 Сюжет сказки

2 Композиция сказки

3 Количество героев главных и второстепенных.

4 Наличие описаний внешнего вида героев, их душевных качеств.

5 Эмоциональность описания.

6 Наличие идеи сказки

7 Связь сказки с приобретенным опытом , знаниями.

2 Особенности речи:

1 Связанность и последовательность изложения.

2 Виды предложений

3 Прямая и косвенная речь

4 Словарь

5 Согласование слов в предложениях.

6 Использование предложений с второстепенными и однородными

членами.

7 Выразительность речи.

Изучение классификации и объяснительной речи на материале группиро-

вания картинок

Материал: Набор 40 предметных картинок, 8 классификационных групп.

Ход исследования : Разложи картинки , чтобы они подходили друг к другу,

Объясни свои действия.

Схема анализа данных

1 Сколько групп картинок объединил ребенок правильно и какие.

2 Мотивирует и как объединение картинок опирается на существенный

признак

3 Знает ли и как использует обобщающие слова

4 Какие ошибки допускает ребенок.

Изучение сравнения  и  свойств внимания на материале сравнения картинок

Материал: Две пары картинок, имеющие от 5 до 10 отличай , секундомер

Ход исследования Воспитатель дает поочередно по 2 пары картинок и гово-

рит : чем они отличаются. Фиксирует общее время выполнения задания ,

продолжительность отвлечений.

Схема анализа данных.

1 Особенности мыслительной операции сравнения

1 Сколько различий выделил ребенок на картинках и какие?

2 Насколько точно назвал малыш выделенные различия.

3 Старается ли дошкольник найти различия или пытается назвать одина-

ковые признаки

2 Особенности свойств внимания

1 Длительность выполнения задания нельзя оценивать однозначно.

Важно, чтобы ребенок старался выполнить задание .

2 Количество и длительность отвлечений от задания являются показателями

устойчивости внимания , важно установить причину отвлечений.

3 Время между обнаружением различий свидетельствует о развитии

 переключения внимания.

Последующая работа проводится как с детьми , так и с родителями.

Источник