Психологически благоприятные условия развития ребенка

Психологически благоприятные условия развития ребенка thumbnail

Как тяжело бывает с малышами знают все без исключения родители. Мамам достается больше всех. Как правило, именно мама большую часть суток проводит с ребенком. Это очень тяжело как физически, так и психологически. И нет ничего страшного в том, чтобы признать это как факт, а не строить из себя супер-мать.

Чтобы лучше понимать своего ребенка, помочь себе, создать психологически здоровую атмосферу в семье, важно помнить:

1. Крики и рукоприкладство не только неэффективны, но и ухудшат ваши взаимоотношения, испугают ребенка, нарушат его психологическое здоровье. Тебя замучает чувство вины.

2. У ребенка нет намерения доставать и мучать тебя. Сейчас ты его единственная связь с окружающим миром. Он выражает свои потребности доступными ему способом.

3. Твои потребности должны быть удовлетворены. Только здоровая, счастливая мама сможет воспитать здорового и счастливого малыша. Составь список своих желаний, пропиши как их осуществить – преврати в цели, составь пошаговый план действий, заручись поддержкой близких и приступай к реализации. Помни, ты-прекрасная мама! Но тебе необходим отдых, удовлетворение своих потребностей для того, чтобы быть спокойной и радостной.

4. Не оставляй плачущего малыша, боясь, что он привыкнет к рукам. Привыкнет к теплу мамы, к радости быть с ней, чувствовать заботу и поддержку? Это прекрасно! Дети, которых не утешают, а наказывают за плач одиночеством – будущие невротики. Такой ребенок будет держаться за маму в детском саду и еще полдня рыдать, боясь утратить объект любви навсегда. Ребенок должен знать, что ты рядом и придёшь на помощь, только тогда он будет расти спокойным и счастливым.

5. Не оценивай ребенка, а принимай таким как есть. Не сравнивай с другими. Его успехи сравнивай только с его успехами вчера, неделю назад. Каждый обучается в своем ритме.

6. Разговаривай с малышом, даже если тебе кажется, что он не понимает, читай книжки, обсуждай прогулку, домашние дела – подобный контакт жизненно необходим для его психологического комфорта.

7. Потребность в любви одна из фундаментальных потребностей человека. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Как можно часто говори своему ребенку: «Как я рада тебя видеть», «Ты так мне нравишься», «Я люблю, когда мы проводим время вместе», «Как здорово, что ты родился у нас». Рассказывай, как вы ждали его, как увидели первый раз. Это создает особое теплое отношение.

8. Не вмешивайся в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством ты сообщаешь ему: «С тобой все в порядке», «Ты справишься» и наоборот, стараясь помочь скорее собрать пирамидку, быстрее одеться ты транслируешь: «Без помощи ты не справишься». «Ты недостаточно быстр, сообразителен».

9. Такие действия ребенка как, разбил, рассыпал, сломал, порвал – не должны вызывать бурной негативной реакции. Ребенок учится взаимодействовать с миром. Запретами ты ограничиваешь его любознательность, исследовательские и аналитические способности. Вместо этого: убирай ценные вещи, не закрывай шкафы, а переложи в них безопасные предметы, небьющуюся посуду – ребенку будет интересно исследовать новое пространство.

10. Выражай недовольство только отдельными действиями ребенка, но не ребенком. Не переходи на личность. Пример: «Меня расстраивает твое поведение», а не «Ты невоспитанный, плохой, упрямый …».

У всех бывают плохие дни и тяжелые периоды. Каждая может сорваться, повысить голос…Но, если это происходит регулярно, ты не можешь контролировать агрессию, постоянно переходишь на крик – тебе необходима помощь.

Причина в тебе, твоих страхах, тревогах, обидах, ожиданиях, в твоем внутреннем конфликте, а не в том, какой капризный у тебя ребенок. Необходимо понять истинные причины твоего поведения, твои чувства и переживания. Не всем одинаково легко принять новую роль. В этом нет ничего плохого и предосудительного. Сейчас самое важное психологическое здоровье твое и малыша.

Почему детям не нужен психолог читай в моей статье: https://zen.yandex.ru/media/id/5dbf341b23bf4800b2992882/pochemu-detiam-ne-nujen-psiholog-5dc10e9d2fda8600af6cb5d7

Источник

Психологический комфорт,

как условие благоприятного развития личности ребёнка.

В настоящее время ученые в области дошкольной педагогики и психологии, педагоги-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в детском саду атмосферы психологического комфорта.

Психологический комфорт – элемент здоровьесберегающей технологии, обеспечивающий социально-психологического благополучия ребенка, который позволяет создать эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие дошкольнику в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Читайте также:  Карта развития ребенка в мдоу

Идея моего опыта – развитие детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром возможно только при создании в ДОО психологически комфортной среды.

Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Новизна моего опыта состоит в обобщении теоретического и практического опыта работы по теме и создание условий, при которых в детском коллективе присутствует благоприятный психологический климат, что способствует благоприятному развитию личности дошкольников. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Мой опыт возник в результате противоречий, которые заключаются в столкновении традиционных форм работы педагога дошкольника и появлением новых современных технологий, способствующих оптимизации совместной деятельности воспитателя с дошкольниками.

Работая с детьми младшей группы и наблюдая за детьми и их родителями, была выявлена проблема адаптации детей к условиям ДОО, несформированность коммуникативных навыков, незрелость эмоциональной сферы и высокая тревожность. Кроме того, был выявлен низкий уровень компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей. Исходя из этого, возникла проблема поиска эффективных средств по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста. Это явилось основанием для возникновения данного педагогического опыта.

На первом этапе работы была определена цель – создать условия для сохранения психо – эмоционального здоровья детей дошкольного возраста. Поставлены задачи: создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций; способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого; дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения; научить налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации.

В ходе реализации педагогического опыта при работе с дошкольниками использовался комплекс мероприятий: занятия, при разработке которых акцент был сделан на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивное психологическое самочувствие дошкольника; игры и упражнения на снятие мышечного напряжения, усталости, перевозбуждения, преодоление застенчивости, повышения самооценки; минутки вхождения в день; ежедневно проводился утренний рефлексивный круг, была обогащена предметно – пространственная развивающая среда группы уголком уединения, сухим бассейном, уголком настроения, играми. Также в целях успешной реализации поставленных задач было принято решение о необходимости построения тесного контакта с родителями дошкольников, т.к. общение ребенка в семье, с близкими ему людьми – важнейшее условие его психологического комфорта. В ходе реализации педагогического опыта были выстроены доверительные отношения с родителями, проведены консультации и беседы, организованы семинары, занятия, дни открытых дверей; совместно с родителями оформлены праздничные газеты, фотовыставки.

Источник

Психологически благоприятные условия развития ребенкаПсихологическое здоровье ребенка – это важнейший элемент общего здоровья малыша. Оно непосредственно воздействует на его эмоциональную сферу, мыслительные процессы, восприятие мира и собственной личности. Нормальное психическое здоровье способствует построению естественных взаимоотношений с ровесниками, близкими людьми и другими взрослыми лицами, адекватному реагированию. Психологически здоровый кроха способен вести счастливую жизнь. Однако порой у детей могут отмечаться психические аномалии, которые нарушают их поведение, негативно воздействуют на мысли и эмоциональную сферу. Такие отклонения следует диагностировать как можно раньше, дабы своевременно оказать коррекционное воздействие.

Критерии психологического здоровья

Психологическое состояние характеризует в целом личность. Оно предоставляет возможность определить психологическую сторону проблемы состояния психики. Необходимым условием формирования ребенка является его психологическое здоровье, которое обусловлено также физическим состоянием.

К ключевым критериям оценки психологического здоровья причисляют:

– комфортное душевное состояние малыша, его адекватное психическое развитие;

– умение постигать себя и понимать окружающих;

– позволительное социальное поведение;

– способность выбирать и умение нести ответственность за него;

– претворение в реальность потенциала в разнообразных вариантах деятельности.

Условно можно подразделить на уровни душевное состояние малыша.

К первому уровню причисляются малыши с константной приспособляемостью к среде, устойчивыми силами для преодоления стрессоров и творческим подходом к действительности. Таким детям не нужна психологическая поддержка. Это креативный уровень.

Читайте также:  Центр развития ребенка по ул гагарина

Следующий уровень называется адаптивным, в него включаются дети, адаптированные в целом к социуму, однако они характеризуются гипертревожностью.

Дезадаптивный уровень считается самым низким. К нему причисляются дети, стремящиеся приспособиться к обстоятельствам извне, путём игнорирования собственных желаний или потенциала. Либо же они используют активную «атакующую» позицию, тем самым подчиняя окружение собственным потребностям. Такие малыши нуждаются в персональной психологической помощи.

Также можно выделить некоторые факторы риска, существенно воздействующие на психологическое состояние.

Это окружение или средовые факторы (неблагоприятная семейная атмосфера либо обусловленные пребыванием крохи в саду и другом учебном заведении). Индивидуальные особенности или субъективные факторы, включающие самооценку ребенка, характер, темперамент.

Таким образом, психологическое здоровье детей и подростков, большей частью обусловлено комфортной домашней обстановкой, присутствием взрослых (родственников, воспитателей, преподавателей), играющих с ними, проводящих беседы, предоставляющих возможность им проявить собственную автономность.

Ребенок в ДОУ

Каждый кроха обладает с рождения персональным набором врождённых характеристик: определёнными задатками, типом нервной системы, особенностями поведенческих паттернов и частично характером собственных родителей. Считается, что психологическое формирование малыша обусловлено во многом его генотипом. Однако большинство психологов придерживается воззрения, что большей частью на развитие воздействуют средовые факторы и воспитание, чем врождённые черты.

Психологически благоприятные условия развития ребенка

Определяющим аспектом психического созревания считается социальный опыт, закреплённый в предметной форме и знаковой системе. Он приобретается. Психическое формирование проистекает по образцу, принятому в данном социуме, и обуславливается видом деятельности, типичным уровнем развитости такого общества.

Дошкольный период очень значим в формировании рассматриваемого аспекта. Ведь именно на данном этапе происходит созревание психики, закладывание основ нравственности и поведенческих паттернов. Работникам дошкольных организаций следует стараться постоянно психологически поддерживать каждого кроху. Сегодня отмечается резкая нехватка материальных ресурсов и духовного резерва, необходимых для социализации малышей и их адекватного развития. Поэтому неудивительно, что приблизительно у 50% малышей отмечаются психические отклонения: отсутствие усидчивости или концентрации внимания, гиперактивность либо расторможенность поведения. Поэтому дети нуждаются в ощущении поддержки со стороны воспитателей.

Укрепление психологического здоровья детей включает несколько структурных составляющих:

– позитивную эмоциональную атмосферу развития, включённую в любые вариации деятельности;

– развитие когнитивных функций;

– формирование личности малыша, основываясь на особенностях его темперамента и складывающихся черт характера.

Индивидуализация процесса обучения малышей должна базироваться на учете их индивидуально-типологических характеристик, а именно – типа темперамента, обусловленного генетическими спецификами личности.

Воспитателю в процессе взаимодействия с малышами необходимо опираться на нижеприведенные показатели:

– уровень знаний и навыков (действенность, осознанность);

– характер переключения познавательных процессов (стереотипность ума, гибкость интеллекта, быстрота либо вялость нахождения взаимосвязей, наличие либо отсутствие личного отношения к постигаемому материалу);

– работоспособность (умение действовать продолжительное время, уровень интенсивности деятельности, утомляемость, отвлечение внимания);

– степень самостоятельности;

– уровень активности;

– отношение к учебной деятельности;

– характер когнитивных интересов;

– степень волевого созревания.

На занятиях наставнику необходимо стараться избегать воздействия на малышей отрицательных факторов. Так, например, слабослышащих малышей следует разместить ближе к воспитателю.

Ниже приведены рекомендации работникам дошкольных организаций по предупреждению развития психологических отклонений в созревании ребенка:

– выказывание искреннего интереса к состоянию малышей, их личности, настроению;

– создание в группе комфортного, спокойного микроклимата, жизнерадостной и творческой атмосферы;

– демонстрация собственными действиями уважительное отношение к взрослым лицам и детям;

– организация быта малышей и их жизнедеятельности, таким образом, дабы у них рос запас положительного опыта добрых чувств;

– учёт возрастных особенностей, интересов малышей при подготовке и при проведении занятий;

– создание условий для выработки у детей доверия и привязанности к взрослым лицам, положительных контактов с ровесниками;

– обучение воспитанников осознанию собственных эмоциональных настроев, чувствованию окружающих людей;

– использование похвалы в ходе взаимодействия чаще, нежели порицание;

– создание условий для оптимальной доверительной синергии с родителями;

– формирование навыка проводить параллель между поведением, событиями, самочувствием и настроением людей.

Ребенок в семье

Наиболее значимым институтом психологической зрелости малышей и формирования личности является семья. Первый опыт коммуникативного и социального взаимодействия ребенок получает именно в семье, которая является некоторое время единственным источником получения этого опыта. Позже в жизнедеятельность крохи включаются иные социальные институты – учебно-воспитательные заведения. Невзирая на увеличение числа социальных связей у малыша, семья продолжает удерживать позицию одного из наиболее значимых условий социализации.

Читайте также:  Задержка психоречевого развития ребенка 2 лет

К важным условиям психологического здоровья причисляют превалирование позитивных чувств над отрицательными эмоциями.

Психологическое здоровье стали сегодня рассматривать в качестве необходимого фактора для полноценного функционирования, проявления, формирования индивида в процессе его жизнедеятельности.

Вследствие возрастных специфик дети могут не владеть всеми компонентами психологического здоровья, базисы которого закладываются именно в семье.

Малыш, психологически здоровый, характеризуется жизнерадостностью, открытостью, весёлостью. Он пытается творчески самовыразиться, познать себя и среду не только при помощи разума, но и посредством чувств и интуиции. Он принимает собственную личность, также принимает уникальность и ценность окружения.

Психологически благоприятные условия развития ребенка

Семейные взаимоотношения оказывают решающее воздействие на созревание малыша, его психологическое благополучие. Ребенок нуждается в спокойной атмосфере и доброжелательном семейном микроклимате.

Необходимо с первых дней стараться выстраивать взаимоотношения с чадом на грунте взаимопонимания и согласия. Повышенные тона недопустимы, поскольку провоцируют возникновение невроза. Помимо того усугубляют имеющиеся отклонения нервной системы, что существенно понижает защитные ресурсы маленького организма.

Особенности психологического здоровья ребенка таковы, что для их сохранности родителям следует:

– проявлять внимание внутренней атмосфере малыша: переживаниям, способностям, уверенности либо неуверенности его, интересам, отношению к существованию и людям;

– уважать и принимать собственное чадо таким, каким он есть;

– быть вместе с крохой, а не рядом;

– контролировать собственное поведенческое реагирование (недовольство поведением малыша не должно носить характер систематичности);

– в деятельность, с которой карапуз справляется вмешиваться не стоит;

– делиться собственными чувствами;

– оказывать помощь лишь когда малыш просит;

– повествовать ребенку о своих победах и неуспехе, о детстве;

– поддерживать его достижения;

– проводить с крохой больше времени, обнимать его, дарить нежность.

Условия сохранения

Сегодня всё острее становится проблема неадекватности потенциалов человеческой психики ритму бытия, высокому уровню стрессогенной обстановки, информационным нагрузкам.

Для детей огромным источником стресса являются внедрение преждевременного обучения и перенапряжение, обусловленное учёбой. Сегодня типичного ребенка характеризуют внешние критерии взрослости на фоне инфантилизма и социальной незрелости. По мере взросления малышей число стрессоров, воздействующих на их жизнедеятельность, только увеличивается. А потому психическое состояние маленьких граждан имеет свои особенности.

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста обусловлено полноценным созреванием психических процессов на всех стадиях онтогенеза. Сложности психического формирования начинаются ещё в периоде младенчества. Часто недостаток взаимодействия с матерью либо его переизбыток провоцирует различного рода аномалии в развитии малышей. Далее до трехлетнего возраста также сохраняется важность взаимодействия с матерью, однако значимыми делаются и взаимоотношения со вторым родителем. Данный период обладает особой важностью для выработки «Я» крохи.

Неблагоприятными вариациями взаимоотношений с матерью на этом этапе считаются:

– быстрое и излишне резкое отделение, например, вследствие выхода родительницы на работу, рождение второго малыша или помещения крохи в ясли;

– гиперопека, чаще проявляемая излишне тревожной матерью.

Психологически благоприятные условия развития ребенка

Важность отца для становления самостоятельности ребенка обусловлена тем, что родитель: является примером взаимоотношений с матерью, прототипом внешнего мира, менее противоречивым объектом, нежели мать и трансформируется в источник защиты.

В дошкольном периоде наиболее значимым фактором риска становится взаимодействие, где малыш является «идолом» семьи, когда ублажение потребностей крохи преобладает над удовлетворением желаний остальных участников семейных взаимоотношений.

Ещё один фактор риска заключается либо в конфликтных взаимоотношениях между родителями, либо в отсутствии одного из них. Часто роль взаимоотношений, наполненных противоречиями, недооценивается, однако они нередко провоцируют у малышей нарушения гендерной идентификации или развитие невротической симптоматики: энуреза, фобий. У отдельных детей они зачастую порождают характерные изменения поведенческих паттернов: боязливости, покорности, робости, депрессивным настроениям.

Феномен родительского программирования также является частым фактором, влияющим на психологическое здоровье ребенка. Вследствие крайней выраженности потребности в родительской любви кроха старается приспособить собственное поведение, дабы отвечать их ожиданиям, основываясь на их вербальных и невербальных сигналах. Такие дети проживают «запрограммированную» жизнь.

Немаловажной является и первая встреча детей с незнакомыми взрослыми в детском саду, поскольку во многом обуславливает их дальнейшие взаимоотношения с «авторитетными» взрослыми. Также в саду у них может возникнуть серьёзная внутренняя конфронтация в случае проблемных отношений с ровесниками. Внутренняя конфронтация порождается противоречиями между потенциалом детей и требованиями окружения, нарушает эмоциональное состояние, тормозит созревание личности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник