Психологическая работа с родителями ребенка с проблемами в развитии

Психологическая работа с родителями ребенка с проблемами в развитии thumbnail

Психологическая работа с родителями,
имеющими детей с интеллектуальными нарушениями.

Программа психологической помощи родителям детей с нарушением интеллекта имеет следующие основные цели:

  • изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;

  • оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;

  • обучение родителей приемам бихевиоральной модификации поведения ребенка;

  • оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги;

  • привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.

      Для достижения этих целей использовались такие виды психологической помощи, как:

  • индивидуальное консультирование,

  • групповая работа,

  • просвещение,

  • активное взаимодействие специалистов и родителей,

  • активное вовлечение родителей в жизнь школы.

Индивидуальные консультации.

Первым и важным этапом в оказании психологической помощи родителям детей с нарушением интеллекта явилась индивидуальная консультативная работа.
      В процессе этой деятельности, во-первых, выявляются родители, остро нуждающиеся в психологической помощи, во-вторых, определяются общие проблемы семей, в которых воспитываются дети с интеллектуальной недостаточностью.
      Индивидуальные встречи позволяют понять, что волнует родителей, и в какой помощи они нуждаются.
      Немало матерей рождение умственно отсталого ребенка воспринимает трагически, что приводит к эмоциональному стрессу, усталости и, как следствие, агрессии.
Консультативные беседы показывают, как разнятся позиции родителей по отношению к ребенку и к особенностям его развития, как по-разному они реагируют на действия детей. 
      Одни – растеряны, жалуются, что им никто не помогает, им нужна, прежде всего, эмоциональная поддержка, сочувствие.
      Другие нуждаются в получении информации о психофизических особенностях и возможностях своего ребенка, они настроены на поиск путей решения проблем.
Исходя из потребностей матерей, совместно с ними разрабатывается план действий.
      Психологом ведется работа по формированию у родителей позитивного взгляда на ребенка, оказывается эмоциональная поддержка тем, кто по-прежнему испытывает чувство вины, проявляет тревожность. Постепенно сотрудничество с родителями становится все более плодотворным.
      Особое внимание на повторных консультациях уделяется обучению родителей умению общаться с ребенком. Родители описывают то поведение, которому они хотят научить ребенка. По желанию родителей составляется программа индивидуальной помощи ребенку. Мать или отец привлекается к работе по формированию у ребенка общей способности к учению, развитию познавательных процессов.

Родительский тренинг.

      Большую роль для оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания и развития детей играет групповая работа. С родителями проводится тренинг родительской компетентности.
Тренинг состоит из трех этапов:

I этап – установочный.
Его цели: 

  • создание группы;

  • установление отношений доверия;

  • снятие у родителей эмоционального напряжения.

II этап – коррекционный.
Его цели: 

  • обучение родителей способам коммуникации с ребенком через ролевые игры,

  • демонстрация эффективного общения с ребенком;

  • овладение родителями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка;

  • повышение чувствительности матерей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию детей;

  • информирование родителей о психологических особенностях умственно отсталых детей.

III этап – завершающий.
Его цели: 

  • закрепление полученных навыков;

  • создание положительного эмоционального настроя и желания использовать полученные знания и умения за пределами коррекционной группы.

      Рассмотрим основные проблемы родителей, которые могут обнаружиться в ходе тренинга:

  1. Преодоление трудностей в различных видах деятельности.

  2. Многих матерей волнуют трудности, испытываемые ребенком в учебе и поведении.

  3. Неумение ребенка общаться. Нарушение социальной адаптации.

  4. Большая часть матерей высказывает беспокойство по поводу неумения ребенка общаться с близкими и окружающими.

  5. Потенциальные возможности ребенка.

  6. Прогноз социального становления ребенка.

По мере проведения занятий обнаруживается, как меняется эмоциональное состояние родителей. Часть из них испытывают потребность в практических советах. У части появляется мотивация на дальнейшую работу. Для многих матерей важна получаемая поддержка и опора со стороны второй половины.
      По мере проведения тренинговых занятий высказывания родителей о ребенке становятся более обстоятельными, продуманными – все это говорит о том, что напряжение, чувство одиночества, безысходности постепенно уступает место уверенности в возможность помочь ребенку социально адаптироваться. На занятиях решаются задачи повышения психолого-педагогической грамотности родителей, повышение сензитивности к ребенку через моделирование типичных ситуаций внутрисемейного общения и взаимодействия с ребенком. Им предлагается обсудить бытовые ситуации и найти свой способ решения. После моделирования ситуаций родители обмениваются мнениями, рассказывают, что они чувствуют, они начинают лучше осознавать свое общение с ребенком, видеть свои ошибки.  

     В ходе тренинга можно использовать техники бихевиоральной модификации поведения ребенка.

На первом этапе    матерям предлагается составить список беспокоящих их форм поведения ребенка.
      Обсуждение представленных списков позволяет выделить простые и понятные поведенческие “мишени”:

“берет чужое без спроса”,

“бьет брата”,

“кричит в автобусе”,

“отказывается делать уроки” и т. п.

      Анализ проблем позволяет родителям критически их осмыслить и отказаться от значительной части претензий, обусловленных излишней тревожностью (“не любит, когда ему делают замечание”, “не всегда слушается старших”).

Первый этап заканчивается построением так называемой “лестницы проблем”, на нижней ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее реально достижимая поведенческая “мишень”, а на каждой последующей – по одной мишени, которые отличаются друг от друга постепенно возрастающей степенью трудности.
Затем лестница графически изображается на бумаге, что облегчает соблюдение принципа последовательного решения сформулированных проблем.

Читайте также:  Задержка в развитии кортексин ребенка

Второй этап заключается в протоколировании ситуаций, связанных с возникновением той или иной поведенческой проблемы, составлением каталога подкреплений и наказаний в качестве положительных и отрицательных стимулов. 
      Моделируя различные поведенческие ситуации, матери учатся использовать как позитивные, так и негативные подкрепления.

Третий этап представляет собой практическое осуществление программы коррекции поведения ребенка, проводимой родителями.
      Родители анализируют свои реакции на “плохое” поведение ребенка, делятся опытом использования стимулов, подавляющих нежелательное поведение и формирующих желательное. Высказывания родителей показывают, что они более внимательно и критически оценивают причины отклоняющегося поведения детей и собственное реагирование на такое поведение.
      В конце групповых занятий ведущий просит родителей поделиться впечатлениями от тренинга.

Просвещение родителей.

Основными формами деятельности с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии, являются:

  • родительские конференции,

  • “круглые столы”,

      Лекции на следующие темы: Повышение знаний родителей об интеллектуальном дефекте и формирование у них практических навыков по преодолению и предупреждению у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности; Привлечение родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.

Темы лекций и конференций охватывают широкий круг проблем:

  • Взаимодействие школы и семьи – важнейшее условие социального развития личности ребенка”,

  • Основа семейного воспитания – здоровый образ жизни”,

  • Как воспитывать культуру поведения аномального ребенка”,

  • Психофизиологические возможности детей и посильная трудовая деятельность” и другие.

На первой лекции предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны, а также дополнить вопросами, которые не представлены, но важны для них.

Взаимодействие специалистов и матерей.

Совместное обучение матерей и детей проводится разными специалистами в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Цели занятий:

Развитие потенциальных возможностей ребенка с умственным дефектом.

Обучение матери психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком;

Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;

Формирование средств речевого общения и умений практического их использования.

      Логопед на совместных занятиях показывает речевые упражнения, обучая матерей проведению их в домашних условиях.
      Социальный педагог

  1. знакомит родителей с деятельностью организаций, занимающихся вопросами защиты материнства и детства, опекунством и попечительством, с законодательством по защите прав ребенка, с организацией учебно-воспитательного процесса в профессиональных училищах;

  2. проводит экскурсии на предприятия и профессиональные училища;

  3. обучает родителей и детей составлять деловые бумаги (адрес, заявление, автобиография и др.).

       На практических занятиях, проводимых педагогами, матери в процессе совместной деятельности осваивают специальные коррекционные приемы и навыки, направленные как на освоение определенной темы, так и на общее развитие ребенка.
      Параллельно с совместными групповыми занятиями проводятся индивидуальные практикумы, на которых закрепляются навыки и умения совместной деятельности родителей и детей.  

     Темы занятий определяются запросами матерей и наблюдениями специалистов за динамикой развития конкретного ребенка.

Источник

Тренинг для родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.

Задачи:

– оказание эмоциональной поддержки матерям, снятие у них напряжения и тревоги;

– выработка правил работы в группе;

– создание чувства доверия между членами группы

  1. Разминка

Приветствие.

Психолог с большим воодушевлением приветствует всех участниц в связи с началом занятий в группе:

«Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть и также рада тому, что теперь мы встретились здесь все вместе. А вы? Какие ощущения испытываете вы? Поделитесь ими». Психолог выясняет впечатления каждой из участниц, стремясь снять первые признаки психологического дискомфорта у родительниц. «Влияет ли на нас необычность обстановки? Что вы чувствуете?».

Психолог предлагает всем образовать круг. Находясь в круге, психолог предлагает участницам поздороваться друг с другом: «Прошу каждую из вас приветствовать друг друга как можно искреннее, так, чтобы вы сами испытали от этого удовольствие.  

Музыкальная игра: « Полька».

 Игра «Расскажи о партнере. Какой он?».

Участники образуют пары и во время диалога друг с другом стараются как можно больше узнать друг о друге. Затем психолог предлагает каждому участнику рассказать о своем партнере. В обязательную задачу психолога на данном этапе входит выявление в партнерах как можно большего числа положительных свойств и качеств.

. Музыкальная игра «Сороконожка».

Для сплочения группы проводится игра. Движения выполняются соответственно словам песни.

Читайте также:  Игра по сюжету сказки для эмоционального развития ребенка

2. Основная часть.

  • Сообщение психолога о Правилах работы группы:
  1. Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе мы надеемся на взаимность.
  2. Искренность в общении. Если не будет искренности, мы не сможем общаться.
  3. Группа оказывает поддержку каждому (советом, возможностью выслушать, добрым словом).
  4. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.
  5. Предметом обсуждений на наших занятиях являются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии.

Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждой участницей группы. Помещение Правил на видное место для всех в группе.

*  Обсуждение рассказа «Стоит ли тратить всю свою жизнь на больного ребенка?».

Рассказ мамы Толи
      Моему сыну 26 лет. Он инвалид. Таким и родился. Рассказывать свою жизнь очень трудно, особенно если эта жизнь вся в нем, в сыне.
      Что рассказывать?
      Одна правда. Семья мужа не приняла Толю. Нет, какие-то проявления внимания оказывались: подарки копеечные были. Но, по сути, это было не внимание, а скорее любопытство. Помощи же настоящей не было никакой. Они, знаете, очень боялись чего-то: свекровь говорила, что я им весь род испортила. Вот так: сыночком моим, Толей, я им, оказывается, что сделала.
      Вскоре после рождения Толи начались скандалы, муж стал выпивать и загулял, конечно. Мы разошлись. И осталась я… одна с сыном. Алименты то приходили, то не приходили и были всегда какие-то крошечные.
      Нужно было деньги зарабатывать. Да и пошла бы на хорошую работу, приглашали, а его куда девать? Пришлось искать такое место, куда и его можно было бы с собой брать или где был свободный график. Где только я не работала: в химчистке, в прачечной, на почте, нянечкой, уборщицей. Всего и не перечесть. Поработаю, поработаю, увольняюсь. Его оставлять не с кем. Все его жалела. А меня кто? Никто.
      Мои родители жили в другом городе. Да и вся родня там. Сюда, в Москву, я замуж вышла, думала, что счастливой буду… Но где там. Видно, не суждено. Намучилась я… Помощи ждать было не от кого… И, знаете, никакой награды взамен. Жизнь прошла мимо меня. Иногда думаю: лучше бы я его сдала, как мне одна докторша подсказывала. Семью бы сохранила или бы новую завела. Может… и еще одного ребеночка бы родила… А так все он помеха. Нет, теперь всем говорю: сдавайте, лучше будет. Вы что же думаете, что его учеба в какой-то специальной школе, или как там их называют, что-нибудь даст? Или лечение какое-то со временем в нем что-либо улучшит? Все пустое. Он как был нечеловеком, так им и остался. В этом вся истина и есть. Я так думаю…

Рассказ мамы Ильи 
      Трудно вспоминать то, что было. А было все, понимаете, все: и скандалы, и истерики, и нестерпимая боль, и понимание безвыходности положения, и чувства вины и стыда, и желание бросить все и всех… и уйти из…
      Мне никто не подсказывал, как нужно себя вести в такой ситуации, которая сложилась у нас в семье после рождения Илюши, никто не говорил, как теперь нам с ним быть. А он был первенцем. Представляете, вместо величайшей радости — горе, кромешная тьма. Знаете, мне тогда казалось, что весь свет обрушился и нет возможности жить.
      Вы спрашиваете: что же мне помогло выжить? Наверное, помогла привычка, сложившаяся еще в период моей работы: никогда не впадать в панику. В стрессовой ситуации сдержаться и удержаться на плаву.
      Было очень трудно. Я пыталась сдерживаться и хладнокровно оценивать ситуацию. Но вначале отчаяние чаще брало верх. Ведь это же был мой сын, моя кровиночка. А у него с каждым днем врачи все больше и больше находили проблем. Визит к врачу всегда стоил мне очень больших нервов. Так было в первые годы жизни сына, сейчас уже все иначе. Теперь мы дружим со многими специалистами и даже, можно сказать, стали близкими людьми.
      Что еще помогло? У меня было правило: ни в коем случае не обвинять кого-либо в том, что случилось, в первую очередь мужа. Все укоры и уколы его родственников не воспринимать всерьез или промолчать. Хотя, знаете, их вопли по поводу меня и моего сына иногда доводили до полного отчаяния. Было очень больно и обидно. Но я старалась не держать на сердце камень и вообще в сердце не допускать обиду. Я поняла, что если начну ссориться с мужем, то его родственники уж точно доведут дело до конца. А как я с Илюшей одна останусь? Первое время было очень трудным. Не было сил вообще что-либо делать. Мне очень помогли мои родители. Потом друзья. Наверное, если бы не они, нам бы не выжить с сыном. Да и семья наша распалась бы.
      Когда я немного успокоилась и определилась с положением сына, стала привлекать для занятий с ним и мужа. Я всегда старалась показать мужу наши небольшие с Илюшей успехи, вызвать у него интерес к сыну, занять его проблемами.
      Было очень трудно. Порой муж не понимал меня, часто раздражался оттого, что у Илюши не получается то или другое. Но постепенно он включился в работу с сыном и даже стал, как мне теперь кажется, гордиться тем, что и его труд вложен в успехи сына. Затем, видя наши совместные усилия и настойчивость, ко мне смягчилась свекровь и стала также мне помогать.
      Я не строила себе иллюзий в отношении будущего моего сына, хотя поначалу они, конечно, были. Я сказала себе: нужно научиться полноценно жить с таким сыном, с МОИМ СЫНОМ. Ведь он у меня один, он единственный и неповторимый. Другого такого не будет, даже если у меня и будут еще дети.
      Первые годы жизни сына я нигде не работала, нужно было очень много заниматься с Илюшей. Затем я смогла найти себе такую работу, которая позволила мне уделять достаточно времени как развитию сына, так и моему собственному профессиональному росту. Сейчас я директор фирмы, которая оказывает патронажную помощь семьям, в которых родились такие же дети, как и наш Илюша.
      В нашей семье царит мир, спокойствие и согласие. Я очень люблю мужа. Мы с ним счастливы. В этом году Илюше исполнилось семнадцать лет. У него есть друзья, которые довольно часто приходят к нам в гости. Сейчас Алексей, мой муж, повез Илюшу на прогулку. Но они скоро должны вернуться. А вот и они, смотрите…

Читайте также:  Факторы психического развития ребенка примеры

(Мы подошли к окну. По дорожке, ведущей к дому, шел красивый, статный мужчина и катил перед собой инвалидную коляску. Рядом с ним бежал рыжий лохматый пес. Сидящий в коляске юноша о чем-то увлеченно разговаривал с мужчиной. Они весело смеялись над проделками четвероногого друга. Пес радостно кружил вокруг них.)

        Выскажите ваше мнение по поводу обоих рассказов.

        Как вы считаете, чья судьба привлекательнее?

        Что помогло маме Ильи справиться с трудностями?

        С какими сложными ситуациями удалось справиться вам?

        Как вы их преодолели?

        Какие собственные психологические ресурсы (приемы) вы использовали?

        Поделитесь вашим жизненным опытом и вашими жизненными удачами.

  • Какие у вас есть слова, которыми вы поддерживаете сами себя; прочитывайте их в трудные для вас минуты жизни?

Психолог предлагает записать их на своих «сердечках» .

* Арттерапия. Рисование на тему: Мой герб. Моя семья».

Психолог:

«А теперь мы на некоторое время замолчим и выразим наши чувства с помощью карандаша и краски. Я предлагаю нарисовать вам символ (цель) вашей жизни, собственный герб или свою семью. Не пугайтесь вашего неумения, отсутствия у вас техники рисования. Главное — искренность и желание определить ОБРАЗ этого символа».

После завершения рисования психолог представляет на обсуждение все рисунки и просит каждую из участниц кроме автора рисунка раскрыть его содержание. Затем увиденное сравнивается с намерениями автора.

3. Аутотренинг.

Тема: «Ручеек—полноводная река».

«Я — маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из-под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой, дремучий лес…

Но я быстро бегу, извиваясь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее.. Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. А за мной уже и не угнаться. Я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой. Да, конечно, вот я и стал рекою: сильной, быстрой, смелой, сметающей все препятствия на своем пути. Мне все нипочем. Я все могу. Я сильна и полноводна. Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я становлюсь более спокойной и уверенной. Теперь я теку спокойно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сделаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.

Каждый появляется на этом свете, чтобы стать счастливым! Я хочу быть счастливой! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА!

4. Подведение итогов занятия

Прощание.

Источник