Психологическая программа развития ребенка 4 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №155

Программа

 психологического развития детей 3-4 лет

«Цветик- семицветик»

Составитель: Волкова Елена Александровна

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………..……2
  2. Актуальность программы………………………………..……2  
  3. Цель программы……………………………………………..2
  4. Задачи программы…………………………………………..2
  5. Концептуальная основа программы……………………….3
  6. Формы работы с детьми в рамках программы………………3
  7. Особенности психологического курса……………………..4
  8. Программное содержание…………………………………….7

Октябрь…………………………………………………………7

Ноябрь ………………………………………………………….8

Декабрь………………………………………………………….9

Январь………………………………………………………….10

Февраль…………………………………………………….…..11

Март……………………………………………………………..12

Апрель………………………………………………………….13

Пояснительная записка

     Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик – Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой с элементами сказтотерапии.

Все чаще педагоги и психологи используют термины «эмоциональная неадекватность», «эмоциональные нарушения». За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества и многое другое. Не только детям, но и взрослым часто не разобраться в своих эмоциях и чувствах.

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Актуальность программы  заключается в том, что она предусматривает объединение нескольких методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый комплекс и адаптирует их к психике ребенка 3-4 лет, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение года.

Цель программы:

  1. Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
  2. Воспитание  ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

2

Концептуальная основа программы

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Формы работы с детьми в рамках программы:

Групповые занятия

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Группа

Время занятия

Количество занятий в год

Численность группы

Вторая младшая группа

20 мин

24

5-6 человек

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

вторая младшая группа –  восприятие.

Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий:

  1. Фонотека.
  2. Настольно-печатные игры.
  3. Предметные игрушки.
  4. Доска.
  5. Цветные мелки.
  6. Краски, карандаши, фломастеры.
  7. Писчая и цветная бумага.
  8. Строительный материал.

3

Принципы проведения занятий:

  1. Системность подачи материала.
  2. Наглядность обучения.
  3. Цикличность построения занятий.
  4. Доступность.
  5. Проблемность.
  6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Этапы построения занятия

  1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Работа с родителями

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

Особенности психологического курса

Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.

В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.

Читайте также:  Развитие умственно отсталого ребенка протекает по закономерностям

4

Все эти особенности развития и определяют основные задачи курса:

  1. Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
  2. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
  3. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
  4. Развивать способность подчинять свои действия правилам.
  5. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.
  6. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
  7. Способствовать формированию позитивной самооценки.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношение со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта.

Способ познания

 Экспериментирование. Конструирование.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению(переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки)

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми.

Новообразования возраста

Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.

6

Программное содержание

Октябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Знакомство

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 13

Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии.

Игрушка Зайчик, обруч, зонт, диск с детской веселой музыкой, мяч, бумажные цветы, клей, зеленый маркер, мыльные пузыри.

2

Давайте дружить

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 17

Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия.

Игрушка заяц, мяч, цветные карандаши, обруч, сердечки разного размера.

3

Правила поведения на занятиях.

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 20

Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.)

Игрушка Свинка, фигурки парных животных, мяч. Музыкальное сопровождение.

4

Я и моя группа

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 25

Продолжать знакомство детей друг с другом, сплотить группу. Включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала.

Игрушка заяц, фигурки животных, мяч, волшебная палочка, цветные карандаши.

7

Ноябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Радость

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 28

Знакомство с эмоцией «радость». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека.

Гномик настроение, радостные рожицы по количеству детей, фонограмма песни «Облака» В. Шаинского, веселая и грустная музыкальное произведения, клей фломастеры, картинки с изображением веселых, грустных, сердитых героев, заготовка солнышко с лучиками.

2

Грусть

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 32

Знакомство с эмоцией «грусть». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека.

Герои сказки «Курочка Ряба», гномик настроение, цветные карандаши, грустные рожицы по количеству детей, музыкальное сопровождение.

3

Гнев

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 36

Знакомство с эмоцией «гнев». Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.

Гномик –настроение, игра «Угадай эмоцию», яркая коробка, газеты, «Мешочек Гнева», подушка – колотушка, сердитые рожицы, клей картинки для задания «Найди хозяйку».

4

Словарик эмоций

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 40

Привлечь к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражении. Эмоций: радость, грусть, гнев. Закрепление мимических навыков.

Картинки с изображением сказочных героев, игра «Угадай эмоцию», игра «Найди пару облачку»

8

Декабрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

 «Здравствуй, зима!»

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 57

Развитие познавательных психических процессов. Обобщение пройденного материала.

Развитие восприятие цвета. Развитие умения различать цвета, развитие навыка цветового соотнесения. Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи)

Игрушка заяц. Предметы: снежинки, снеговик, санки, мешок, рисунок с домиками снеговика, картинки с двумя разными снеговиками, снежинки на каждого ребенка по 2 шт. музыкальное сопровождение.

2

Пригласительный билет

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 49

Развитие восприятия формы: круг квадрат, треугольник. Развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме.

Игрушки заяц, белка, лягушка, конверт с набором геометрических фигур на каждого ребенка, тазик с водой, Резиновые рыбки, большая ложка с длинной ручкой (вместо удочки), аудиозапись с лесными звуками.

3

Восприятие величины

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 53

Развитие восприятия величины: большой – маленький. Развитие мыслительной операции «сравнение»

Игрушки – мама Мышь, мышата, бабочка, ежик, ворона, карточки с изображением предметов разных по величине. Карточки с изображением животных и их детенышей.

Читайте также:  Центр развития ребенка воронеж коминтерновский район

9

Январь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Разноцветный паровозик

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 46

Развитие восприятие цвета. Развитие умения различать цвета, развитие навыка цветового соотнесения. Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи)

Игрушки дедушка, бабушка, внучка «Аленка», конверт с письмом, муляжи фруктов и овощей, разноцветные билеты. Корзины синяя и красная.

2

Восприятие длины (длинный – короткий)

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 68

Развитие восприятия длины: длинный – короткий. Развитие умения соотносить предметы по величине.

Игрушка зайчик, котенок, карандаши, кружочки красного и желтого цвета. Парные картинки на которых изображены предметы разной длины.

10

Февраль

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Восприятие величины (широкий – узкий)

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 73

Развитие восприятия длины: широкий – узкий. Развитие умения соотносить предметы по величине.

Игрушки лягушонок, ежик, утка. Карандаши, предметные картинки разные по величине 9широкий – узкий), карточки с заданием «Найди пару».

2

Сказка «Сбежавшие игрушки»

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 78

Развитие навыков общения. Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. Развитие познавательных психических процессов.

Текст сказки М. Морозовой «Сбежавшие игрушки», игрушки для сказки. Материал для задания «Положи мячик», цветик -семицветик, Д/И «Найди лишнее»

3

Сказка «Теремок»

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 84

Развитие навыков общения. Развитие познавательных психических процессов.

Игрушки – домашние и дикие животные, теремок для сказки. д/И «Большой – маленький», загадки, игрушки для отгадок.

4

К.И. Чуковский «Федорино горе».

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 90

Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Развитие познавательных психических процессов.

Бумажные тарелки с начатым узором по краю, текст сказки «Федорино горе», карточки с изображением посуды, цветок сказок, детская посудка.

11

Март

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Здравствуй, весна.

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 134

Развитие познавательных психических процессов.

Карточки с изображением разных частей насекомых, платок, загадки про насекомых.

2

Сказка «Репка» дружба, взаимопомощь.

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 117

Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. Создавать нравственные основы личности ребенка. Развитие познавательных психических процессов.

Волшебный цветок, разрезная  картинка к сказке «репка», герои сказки для показа.

3

Страна Вообразилия.

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик» стр. 121

Развивать фантазию и воображение. Формировать интерес к творческим играм.

Конверт с приглашением, рисунки к сказкам, «Чудо-дерево», карточки

12

Апрель

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Сказка «Три медведя»,  Обобщение: мебель.

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик»

стр. 76

Развитие эмпатии,  познавательных психических процессов.

Игрушка Мишутка, рисунок с животными «найди лишнее», бланки с заданиями, простые и цветные карандаши, пособия к заданию «У медведей в избушке»: 3 медведя, 3 стула, 3 кровати, 3 тарелки, 3 ложки; карточки с заданием «Найди лишний» (одежда, мебель, обувь, посуда)

2

«Девочки – припевочки»

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик»

стр. 97

Развить умение различать индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол);

развить невербальное и вербальное общение;

развить чувство потребности у детей радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним .

Две куклы (условно девочка и мальчик), музыкальное сопровождение, карточки для задания «Уборка» (предметные картинки: посуда, игрушки, обувь), муляжи фруктов и овощей, 2 корзинки или кастрюли, цветы 2-3 видов для бус, магниты, бусы, косынка, сумочка и др. для того, чтобы нарядить девочек.

3

Итоговая диагностика I

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик»

стр. 128

Провести диагностику коммуникативной сферы детей;

мышления (исключение, классификация);внимания (устойчивость, распределение);слуховой памяти.

Бланки для диагностики, простые и цветные карандаши, карточки с заданием на классификацию (настольно-печатная игра «Раздели на группы» или карточки, изготовленные самостоятельно), мяч, задание «Угадай эмоцию»

4

Итоговая диагностика II

Н.Ю. Куражева «Цветик – Семицветик»

стр. 129

Провести диагностику коммуникативной и эмоциональной сферы детей; мышления (анализ, исключение); внимания (слуховое, концентрация).

Бланки для диагностики, простые и цветные карандаши, карточки с заданием на обобщение, мяч, карточки с заданием «соотнеси эмоцию со схемой»

Читайте также:  Консультация развитие мелкой моторики ребенка

13

Источник

В дошкольном возрасте основная роль в регуляции социального поведения принадлежит уровню эмоционального контроля. Конкретным приспособительным содержанием этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, аффективные проявления которых (мимика, взгляд, голос, жест, прикосновение) становятся для ребенка сигналами, наиболее значимыми для адаптации к окружающей среде. С появлением эмоционального контроля за аффективными переживаниями можно говорить о появлении личной эмоциональной жизни человека.

Развитие дошкольника не будет эффективным, если у него нет жизнерадостного настроения. Источником, подкрепляющим детскую радость, является внимание и доброта.

Ведущей деятельностью в жизни ребенка в это время является игра. В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется ребенок. С помощью игровой деятельности ребенок как бы получает доступ в привлекательный для него мир жизни взрослых.

Принимая во внимание вышесказанное, данная программа развития познавательных процессов дошкольников реализует свою цель и задачи через игру.

Программа предназначена для проведения занятий с детьми 4-го года жизни (средняя группа детского сада).

Поскольку подавляющее число детей начинают посещать детский сад в 3-4 года, то целью данной программы является:

– создание у малышей позитивного настроения;

– налаживание контакта «взрослый – дети»;

– воспитание сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных качеств.

Задача программы:

Формировать у детей представление об эмоциональном состоянии людей и учить различать и понимать их;

– Обогащать словарный запас словами, определяющими различные эмоциональные состояния;

– Учить детей выразительным движениям, развивать умение передавать простые эмоциональные состояния через мимику, жесты;

Способствовать развитию психических процессов у детей – памяти, внимания, мышления, восприятия;

Формировать у детей положительные моральные качества.

Реализация задач программы позволит:

– Познакомиться, установить и наладить позитивный эмоциональный контакт между детьми и психологом;

– Дать толчок развитию психических процессов у детей;

– Поможет детям научиться различать эмоциональные состояния людей, сопереживать другим.

Данная программа состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Занятия проводятся с группой детей до 10 человек один раз в неделю.

Структура занятий

Развивающие занятия программы состоят из вводной, основной и заключительной части.

Вводная часть занятия включает приветствие (приветствие адресовано каждому ребенку) и игру. Игры, которые используются наряду с приветствием, несут в себе цель сближения малышей друг с другом и психологом. Также, к вводной части принадлежат игры, которые развивают выразительные движения, мимику, поднимают настроение и воспитывают положительные нравственные качества детей.

Основная часть занятия

Цель:

– способствовать обучению сравнивать и рассуждать.

– развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление и активную речь у детей.

– формировать положительные моральные качества малышей.

Основная часть состоит из дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов у детей.

Заключительная часть

class=”eliadunit”>

Цель:

– развивать у детей умение внимательно слушать;

– правильно произносить звуки, слова;

– развивать у дошкольников быструю реакцию, ловкость.

– научить малышей различным видам дыхания (глубоко, поверхностно, тихо, сильно).

Заключительная часть содержит в себе подвижную игру, которая позволяет детям выплеснуть энергию, эмоции, накопившиеся во время выполнения игровых задач основной части. Игру можно проводить под веселую музыку, что добавит радости детям. После подвижной игры используется упражнение на дыхание для успокоения. В конце занятия дети по желанию выражают свои чувства о проведенном ими времени с психологом и прощаются.

Дети 4-го года жизни склонны к подражанию, повторяют действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движений, трудно удерживать внимание, они легко переутомляются. Поэтому все занятия состоят из игр, которые постепенно меняют виды деятельности и позволяют постоянно заинтересовывать детей, концентрировать их работоспособность.

Условия проведения занятий:

– добровольное участие детей;

– оценки детям не даются;

– в доброжелательных и положительных условиях проведения.

Ожидаемые результаты данной программы направлены на:

– создание положительного контакта «психолог – дети»;

– развитие положительных черт характера;

развитие психических процессов у детей;

– обучение различению эмоционального состояния людей.

После проведения цикла занятий данной программы, психолог сможет спланировать дальнейшую работу с детьми 4-го года жизни.

А именно:

– отобрать детей для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы;

– предоставить консультации родителям и педагогам по воспитанию и обучению детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Источник