Психологическая помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Автор
И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева
Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Методическое пособие
Предисловие
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы
Глава 4. Психологическое консультирование семей
Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Заключение
Приложение 1. Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Приложение 2. Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями
Приложение 3. Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых
Приложение 4. Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи
Предисловие
Конец XX — начало XXI столетия отмечены в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Внимание ученых к проблеме семьи обусловлено не только профессиональным интересом, но и значительными трудностями, которые претерпевает данный социальный институт в своем развитии.
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, так как для них характерен высокий уровень проявления «проблемности». Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им различной помощи. По данным Научного центра здоровья детей РАМН1, 85% детей рождаются с недостатками здоровья, а число детей, нуждающихся в адресной помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьируется от 25 до 40%. Для достижения социальной адаптации таким детям необходимо обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье.
Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенных возникшими проблемами, пытаются разрешить их собственными силами.
Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании и работе родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства (общества «Даун Синдром»; «Ассоциация родителей детей с нарушениями слуха»; «Общество помощи аутичным детям „Добро“» и многие другие). Однако, несмотря на значительный рост подобных негосударственных учреждений и организаций в последние годы, основная масса родителей остается безынициативной и беспомощной в отношении разрешения проблем своих детей.
Положение семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, усугубляется и тем, что своевременная поддержка и профессиональное содействие им задерживаются в связи с невысокой активностью государственных структур и полным отсутствием как концептуальных подходов и теоретико-методологического обоснования психологической помощи, так и практических разработок по данному вопросу. В связи с этим особую важность приобретает проблема создания модели государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
В данном методическом пособии представлены теоретико-методологические основы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, изложены концепция, цели и задачи такой помощи, типология личностных особенностей родителей, общие подходы к диагностической, консультативной и психокоррекционной работе.
Основная цель пособия — восполнить пробел в специальной литературе по данному вопросу и содействовать решению проблем организации и содержания профессиональной деятельности психолога в работе с семьями воспитанников с отклонениями в развитии.
Актуальность разработки комплексной программы психологической помощи этой категории семей обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, на данный момент не выполняет роли базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:
высокого уровня психической травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии;
отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;
непринятия особенностей ребенка, что может быть обусловлено как преморбидными особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении такого ребенка.
Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (B. P. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.
Осуществление психологической помощи семьям позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференцированной и адресной помощи ребенку с отклонениями в развитии. Разнообразные формы обучения как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки, включают такую семью в поле коррекционно-педагогического воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка.
Потребность в оказании специальной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Важнейшее значение имеет создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать.
Психокоррекционная работа позволяет также оказать существенную помощь родителям детей с отклонениями в развитии. Специальная помощь необходима родителям для нейтрализации тех психологических проблем, которые возникают вследствие их личностных переживаний, связанных с нарушениями развития ребенка. Особое значение личностные особенности родителя, его отношение к аномальному развитию в целом приобретают при определении характера и содержания его контактов с собственным ребенком, имеющим психофизические нарушения.
Итак, оказание психологической помощи семьям позволяет оптимизовать проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии …
Источник
И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева
Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Методическое пособие
Предисловие
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы
Другие книги автора Ирина Юрьевна Левченко
В пособии представлены анализ закономерностей развития и распада психики, характеристики основных нарушений высших психических функций и личности, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования. Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации.
Для студентов педагогических вузов. Может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений.
Популярные книги в жанре Психология
Это книга-тренинг. Она научит вас любить себя, своего партнера и окружающий мир! Она подскажет, как создать счастливую, гармоничную пару, успешную семью.
Хотя тексты этой книги написаны от первого лица, необходимо понимать, что все нижеследующие истории являются чистейшим литературным вымыслом. Настоящие психотерапевты не принимают вместе с пациентами запрещенные законом вещества и не вступают с ними в сексуальные отношения. Вернее, некоторые из них (не все) иногда (не очень часто) это делают, но, конечно же, никогда не пишут об этом в открытую.
Поэтому, на самом деле, нет никакого Дмитрия Соколова в реальном, общепризнанном смысле этого слова.
Все прочие имена изменены на противоположные.
Программа «Вкладчики» — активная фаза «МММ» Описание этой операции было подготовлено нами не то в 1998-м, не то в 1999 году для Исполнительной дирекции национальной премии в области связей с общественностью «Серебряный Лучник», которая по каким-то своим соображениям однажды пригласила нас участвовать в этом PR-конкурсе — хотя мы и не PR-агентство. Разумеется, никакого «Лучника» операция на МММ нам не принесла. Хотя надо сказать, что другая, более поздняя наша работа, эту премию получила — сама работа, но не мы. Официальный лауреат «Лучника» за ту операцию — наши партнеры, одно из московских PR-агентств, которые были официальным, открытым исполнителем работ на объекте.
Все хотят стать реальными Перцами. Но единицы знают, как именно. Эта книга – ваш пропуск в мир, где невероятное и желаемое одинаково возможно.
Я предлагаю вам практические решения на каждый день для каждой ситуации, с интересными примерами из жизни и смелыми достойными идеями на закуску.
Большой антипикап дяди Ромы, ключи к знакомствам с продолжением, секрет фактора ожидания, мастер-класс речевых хитростей, система покорения столицы в четыре этапа, простая механика отказа от курения, защита от КСВ – всё это здесь и сразу, всё внутри на страницах книги.
Как встретить «ту самую» девушку? Что вы никогда не узнаете об армии? Помогут ли вам университетские корочки? Почему пикап – разрекламированная пустышка? Как побеждать в спорах при помощи хитрых вопросов? Можно ли успешно «потеть на шефа» и одновременно работать на себя? Как встать на верный путь, найти свою струю?
Выбирайте: осуществить мечту и добиться всего либо взять и бездарно спустить молодость в унитаз.
Просыпайтесь! И тогда завтра наступит уже сегодня.
В книге представлены методы и техники позитивной терапии и нейролингвистического программирования для индивидуального психологического консультирования и психотерапии. В справочнике также рассматриваются общие стратегии психотерапевтического консультирования и подходы к диагностике проблем клиента.
Эта книга предназначена для психологов и консультантов, работающих в различных учреждениях (государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах здоровья), для всех практиков, желающих повысить эффективность своей работы с нуждающимися в психологической помощи клиентами.
Парни такие интересные и порой загадочные существа, они словно с другой планеты. Как узнать, нравишься ты им или нет? Как познакомиться и очаровать? Если ты не представляешь, куда пойти на первом свидании, и не подозреваешь о том, что мальчишки обожают сладкое и сплетни не меньше девчонок, тогда эта книга для тебя. Секреты гороскопа (свести с ума Водолея и заинтересовать Тельца), идеи для успешных свиданий (ваша встреча не станет последней), способы узнать о неверности парня (не отводит ли он взгляд), как пережить расставание, если оно все-таки случилось (не плачь! – круги под глазами не сразу проходят). Настоящая энциклопедия отношений от Елены Усачевой. Теперь перед тобой не устоит никто!
Любимое дело приносит достаток — это книга, которую ждали многие. Вы держите в руках практическое пособие для поиска деятельности, проявляющей ваши желания, таланты и чувства. Вы, наконец, преодолеете свои страхи, научитесь действовать шаг за шагом с минимальным риском, чтобы затем принимать ответственные решения. Вы обязательно найдете дело по душе, и оно принесет Вам удовлетворение, радость и достаток.
Предисловие
После нескольких десятилетий трудовой деятельности я наконец осознал ошибочность своего профессионального выбора.
Когда мне было 16 лет, я отдавал предпочтение двум довольно разноплановым вариантам будущей карьеры: с одной стороны, я хотел стать профессиональным игроком в гольф, а с другой — собирался зарабатывать на жизнь писательским ремеслом. Научившись в свои 15 попадать в лунку с одного удара, я возомнил, что у меня есть врожденный талант к тому, чтобы стать следующим Джеком Никлаусом[1]
Оставить отзыв
Еще несколько интересных книг
В книге собраны статьи членов движения «Суть времени», лидером которого является Сергей Кургинян, написанных в ходе политической войны, развернувшейся в России в связи с гражданской войной на Юго-Востоке Украины.
Для читателей, интересующихся актуальной политикой, политологией и анализом политических процессов.
Современный человек пользуется картами практически ежедневно: карты украшают стены школ, они помогают нам ориентироваться на местности, находить кратчайший путь из одного пункта в другой, изучать историю, географию, экономику и ряд других наук.
Карты — важный рабочий инструмент для некоторых специалистов: моряков, летчиков, машинистов, топографов и проч. Но много ли мы знаем о том, как создаются карты? Для чего существует такое количество разнообразных карт и насколько все они точны?
Прочитав эту книгу, вы узнаете множество новых и любопытных фактов о геометрии карт.
В одиннадцатый том Собрания сочинений в шестнадцати томах московский писатель Анатолий Санжаровский собрал все свои переводы с украинского, белорусского, польского, немецкого. Раньше эти переводы печатались в «Литературной газете» («Клуб 12 стульев»), в «Литературной России», в «Крокодиле», в «Смене», «Неделе», в «Независимой газете» (приложение «Экслибрис») и в других газетах и журналах.
В книге опубликованы рисунки О. Верещагина, К. Зарубы, А. Арутюнянца, А. Разумовой, В. Коваля, В. Чечвянского. Большую помощь в поисках архивных материалов автору переводов оказали главный редактор газеты «Ахтырка» Игорь Кириенко, заведующая библиотекой в селе Грунь Сумской области Татьяна Сокол, заведующая отделом «Украиника» харьковской научной библиотеки имени В. Г. Короленко Надежда Полянская и научная сотрудница харьковского литературного музея Ирина Сальник.
Патриота можно воспитать по-разному. Можно внушить беззаветную преданность к своему государству. Можно убедить, что главное – защищать родину с оружием в руках в случае беды. Можно доказать, что во имя интересов своей страны надо быть всегда готовым на жертвы и подвиги. А можно очень просто привить любовь к Отечеству: с детства читать сказки, былины, рассказы, романы о героях своей Родины. Знать, кто такой Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Цитировать «Слово о полку Игореве» и поэмы Пушкина, Лермонтова. Сопереживать и знаменитым полководцам и простым солдатам. Не путаться в фамилиях Кутузова, Жуковского, Невского. Смеяться над баснями Крылова и повестями Гоголя. С легкостью рассуждать о перипетиях судьбы персонажей «Войны и мира».
И вы увидите, что в нашей стране станет патриотов намного больше, чем сейчас. И тогда они смогут и защитить, и не предать своих соотечественников. В этой книге собраны лучшие произведения русской классической литературы, посвященные любви к Родине. Читайте ее вместе с вашими детьми.
Источник