Психологическая помощь семье воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии скачать

Психологическая помощь семье воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии скачать thumbnail

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева

Психологическая помощь семье,

воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Методическое пособие

Предисловие

Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы

Другие книги автора Ирина Юрьевна Левченко

Патопсихология. Теория и практика

В пособии представлены анализ закономерностей развития и распада психики, характеристики основных нарушений высших психических функций и личности, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования. Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации.

Для студентов педагогических вузов. Может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений.

Популярные книги в жанре Психология

Что ОН имеет в виду, когда спрашивает: «Хочешь большой, но чистой любви?»

«Забавно было бы написать охотничьи рассказы от имени зайца», – записал однажды в своем дневнике французский писатель Жюль Ренар.

Свершилось!

Опытный психолог и интересный мужчина Сергей Степанов, неоднократно побывав добычей прекрасных обольстительниц, решил поделиться впечатлениями и опытом, полученным во время нахождения «в плену» у представительниц слабого пола. Наблюдения и навыки, приобретенные «жертвой» серцеедок, очень ценны еще и потому, что профессиональному психологу-консультанту не раз приходилось выводить иную ретивую охотницу из тех дебрей, в которые она забредала, наслушавшись «полезных» советов из дамских журналов.

У вас появилась прекрасная возможность узнать, где на самом деле находятся у мужчин наиболее уязвимые места, что действительно думают мужчины о женщинах, и освоить приемы, которые помогут вам всегда добиваться поставленной цели и легко ловить в свои сети самых прекрасных принцев.

Модель «самоустранения мужа» в литературе и жизни русской интеллигенции середины XIX в.

К середине 1840–х гг. десяток сюжетов и героев Ж. Санд стали моделью поведения для значительной части российской интеллигенции (особенно молодежи). Главной ассоциацией, связанной с именем Ж. Санд в России в 1830–1860–х гг., стало разрушение христианско — церковной мифологемы «святости», нерушимости брака и пересмотр «священных устоев» нравственности. Взгляд женщины — поэта вскрыл варварство многих обычаев в интимной сфере. Создавая два первых романа в традициях психологической прозы, она вышла за пределы романтической традиции, обратившись к проблеме положения женщины в браке.

Как мы видим то, что видим [издание 3-е , перераб. и доп.]

Автор этой книги – не только журналист, но и инженер. А сама книга – результат пятилетнего творческого сотрудничества с учеными из лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР. Все эти пять лет автор внимательно следил за успехами ее сотрудников и постоянно выступал со статьями об их работах.

Проблемы, которые рассматриваются в книге, В. Демидов излагает, опираясь на голографическую гипотезу работы мозга, активно развиваемую в последнее время учеными всего мира (строгости ради отметим, что разделяют эту концепцию не все исследователи). Среди этих исследований видное место занимают труды советских ученых, в особенности работающих в Институте физиологии им. И.П. Павлова АН СССР. А поскольку голография – детище инженеров, становится понятным, почему один из них смог легко и непринужденно ориентироваться с помощью голографического компаса в море разнообразных сведений, которые внешне кажутся разрозненными, а на самом деле демонстрируют глубокое единство материальных сущностей мира, открывающегося перед нами.

Советы олигарха. Как строить отношения состоятельному человеку – и с состоятельным человеком, – и избежать разочарований. Платиновый том

Автор этой книги хорошо знает, как соединяются и разбиваются сердца обитателей дорогих особняков Рублево-Успенского шоссе и как строят отношения с противоположным полом состоятельные люди.

Счастья за деньги не купить. Автор на основании собственных наблюдений и опыта дает советы о том, как строить отношения состоятельному человеку — и с состоятельным человеком, — и избежать разочарований. Оригинальный подход автора к отношениям с противоположным полом на первый взгляд может показаться циничным, но непредвзятый читатель скоро признается себе в том, что все, о чем пишет автор — истинная правда, даже если иногда она шокирует или раздражает.

Как стать незаменимым сотрудником

В книге издательства AB Publishing рассказывается о том, как стать незаменимым работником. Это дает массу привилегий, бонусов, а главное – способствует карьерному росту. Незаменимые сотрудники впоследствии становятся руководителями, часто открывают собственное дело. Работать непросто, а кто обещал, что будет легко? Зато отдача от эффективного труда огромна. Удовлетворение от плодотворного рабочего дня ни с чем не сравнимо. Каждая заключенная сделка на вес золота. Усталость от любимой работы самая приятная. Да и близкие люди успешного работника ценят и уважают. А что еще надо для счастья? Любовь? Конечно! Незаменимых работников любят все!

Читайте также:  Этапы развития ребенка в утробе матери по месяцам

Люди разбитых надежд: Моя исповедь о шизофрении

Эта книга освещает мысли и чувства больного шизофренией человека на разных стадиях приспособления ее к жизни. Персонажи и ситуации взяты из действительности, но имена, конечно, изменены. Медицинская практика и правовые основы, касающиеся психически больных, несколько изменились от времени изображаемых событий.

Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла

В книге известного американского ученого Марка Хаузера утверждается, что люди обладают врожденным моральным инстинктом, действующим независимо от их пола, образования и вероисповедания. Благодаря этому инстинкту, они могут быстро и неосознанно выносить суждения о добре и зле. Доказывая эту мысль, автор привлекает многочисленные материалы философии, лингвистики, психологии, экономики, социальной антропологии и приматологии, дает подробное объяснение природы человеческой морали, ее единства и источников вариативности, прослеживает пути ее развития и возможной эволюции. Книга имела большой научный и общественный резонанс в США и других странах. Перевод с английского Т. М. Марютиной Научный редактор перевода Ю. И. Александров

100 способов избежать неприятностей

Как часто каждый из нас попадал в неприятные ситуации! Конфузы, как это ни печально, происходят с нами почти каждый день, а с особо «удачливыми» гражданами – и по несколько раз на дню. Любая неприятность, которая случается с человеком, влечет за собой массу проблем – как нейтрализовать последствия неудачи, как справиться с психологическим дискомфортом, как вести себя в дальнейшем и т. д.

Поскольку лучший способ справляться с неприятностями – это относиться к ним с юмором, в книге вы найдете как серьезные рекомендации, так и те, которые вызовут у вас улыбку и подарят хорошее настроение на весь оставшийся день.

Книга рассчитана на массового читателя.

Оставить отзыв

Еще несколько интересных книг

Стрелков и другие. Анатомия одного стратегического конфликта

В книге собраны статьи членов движения «Суть времени», лидером которого является Сергей Кургинян, написанных в ходе политической войны, развернувшейся в России в связи с гражданской войной на Юго-Востоке Украины.

Для читателей, интересующихся актуальной политикой, политологией и анализом политических процессов.

Том 26. Мечта об идеальной карте. Картография и математика

Современный человек пользуется картами практически ежедневно: карты украшают стены школ, они помогают нам ориентироваться на местности, находить кратчайший путь из одного пункта в другой, изучать историю, географию, экономику и ряд других наук.

Карты — важный рабочий инструмент для некоторых специалистов: моряков, летчиков, машинистов, топографов и проч. Но много ли мы знаем о том, как создаются карты? Для чего существует такое количество разнообразных карт и насколько все они точны?

Прочитав эту книгу, вы узнаете множество новых и любопытных фактов о геометрии карт.

Сатира, юмор

В одиннадцатый том Собрания сочинений в шестнадцати томах московский писатель Анатолий Санжаровский собрал все свои переводы с украинского, белорусского, польского, немецкого. Раньше эти переводы печатались в «Литературной газете» («Клуб 12 стульев»), в «Литературной России», в «Крокодиле», в «Смене», «Неделе», в «Независимой газете» (приложение «Экслибрис») и в других газетах и журналах.

В книге опубликованы рисунки О. Верещагина, К. Зарубы, А. Арутюнянца, А. Разумовой, В. Коваля, В. Чечвянского. Большую помощь в поисках архивных материалов автору переводов оказали главный редактор газеты «Ахтырка» Игорь Кириенко, заведующая библиотекой в селе Грунь Сумской области Татьяна Сокол, заведующая отделом «Украиника» харьковской научной библиотеки имени В. Г. Короленко Надежда Полянская и научная сотрудница харьковского литературного музея Ирина Сальник.

Военно-патриотическая хрестоматия для детей

Патриота можно воспитать по-разному. Можно внушить беззаветную преданность к своему государству. Можно убедить, что главное – защищать родину с оружием в руках в случае беды. Можно доказать, что во имя интересов своей страны надо быть всегда готовым на жертвы и подвиги. А можно очень просто привить любовь к Отечеству: с детства читать сказки, былины, рассказы, романы о героях своей Родины. Знать, кто такой Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Цитировать «Слово о полку Игореве» и поэмы Пушкина, Лермонтова. Сопереживать и знаменитым полководцам и простым солдатам. Не путаться в фамилиях Кутузова, Жуковского, Невского. Смеяться над баснями Крылова и повестями Гоголя. С легкостью рассуждать о перипетиях судьбы персонажей «Войны и мира».

Читайте также:  Умственное развитие ребенка раннего детства

И вы увидите, что в нашей стране станет патриотов намного больше, чем сейчас. И тогда они смогут и защитить, и не предать своих соотечественников. В этой книге собраны лучшие произведения русской классической литературы, посвященные любви к Родине. Читайте ее вместе с вашими детьми.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №45 «Журавлики»

города Новочебоксарска  Чувашской Республики

«Счастливы вместе»

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей

Подготовила: Долгова

Светлана Геннадьевна

педагог-психолог МБДОУ

«Детский сад №45

«Журавлики»

Телефон: 89176780224

Новочебоксарск -2017

Пояснительная записка:

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время,  существует проблема  социальной реабилитации детей с ОВЗ как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализация ребенка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь, родителей. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет — здесь формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о

человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми.

В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт

социального общения часто играют в развитии ребенка решающую роль.

Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.

В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация программы, направленной на развитие конструктивных детско-родительских отношений.

Цель: содействие созданию конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

  1. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детьми.
  2. Учить родителей воспринимать ребенка с особенностями развития как естественную реальность, учитывая при этом приоритет его интересов.
  3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей.
  4. Обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми.

Целевой группой реализации программы являются одновременно  дети с ОВЗ и их родители.  Режим проведения занятий – 1 раз в месяц в малых группах во вторую половину дня.  Продолжительность занятий 30-40 минут. Программа состоит из 7 занятий.

Основанием для включения в группу для занятий являются диагностические результаты социограммы «Моя семья» и результаты анкетирования  родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:  Открыть свой центр развития ребенка

Предполагаемые результаты реализации программы

Результатом реализации программы должно стать:

  • построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми.
  • создание конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • установление доверительных отношений между родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • повышение психологической компетентности родителей воспитывающих детей с ОВЗ.
  • формирование чувства уверенности в себе, в своих возможностях, чувства защищенности, самоценности (повышение активности общения детей и их творческой инициативности, значительное снижение конфликтности).

Содержание программы:

№ пп

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

    Занятие №1 «Знакомство»

    Установление доверительных отношений между родителями и детьми, сотрудничество родителя и ребенка.

    1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка»

    2. Упражнение «Знакомство»

    3. Упражнение «Самый-самый»

    4. Арт-техника «Совместный рисунок»

    5. Релаксация «Эмбрион»

    6. Рефлексия

      Занятие № 2 «Вместе с мамой»

      Снятие эмоционального напряжения, установление доверительных отношений между родителями и детьми.

      1. Приветствие

      2. Упражнение «Найди своего ребенка (маму)»

      3. Упражнение «Закончить предложение»

      4. Релаксация «Дождь в лесу»

      5. Упражнение «Изготовление поделок».

      6. Рефлексия

        Занятие № 3 «Приходи, сказка!»

        Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

        1. Приветствие

        2.Детско-родительская игра «Найди свой цветок»

        3. Ритуал вхождения в сказку

        4.  Чтение и демонстрация сказки «Цветок по имени Незабудка»

        5. Ритуал выхода из сказки

        6. Арт-техника «Рисование незабудки»

        7. Рефлексия

          Занятие № 4 «Моя семья»

          Создание конструктивных детско-родительских отношений.

          1. Приветствие

          2. Упражнение «Волшебный камень»

          3.Психогимнастика

          4.Арт-техника «Моя семья»

          5. Презентация своей семьи

          6. Упражнение «Вылови камушки из воды»

          7. Рефлексия

            Занятие № 5 «Сказка в песочнице»

            Снятие эмоционального напряжения, установление позитивного диалога между ребенком и родителем.

            1. Приветствие «Подари улыбку»

            2. Упражнение «Мне нравится»

            3. Упражнение «Ромашка»

            4. Упражнение «Узоры на песке».

            5. Песочная страна

            6. Рефлексия

              Занятие № 6 «Противоположности»

              Разрешение детско-родительских конфликтов.

              1.Приветствие «Нестандартное приветствие»

              2. Упражнение «Похвала»

              3.Упражнение «Противоположности: конфликт “нападающего” и “защищающегося”»

              4. Упражнение «Поссорились».

              5.Упражнение «Совместное творчество»

              6. Рефлексия

                Занятие № 7 «Гармония в семье»

                Установление теплых, позитивных эмоциональных отношений.

                1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка»

                2. Упражнение «Мостик»

                3. Упражнение «Солнце любви»

                4. Упражнение «Я хороший родитель потому что…».

                5. Арт-техника “Ладошки”

                6. Упражнение «Дыхание Доброго Животного»

                7. Рефлексия

                Каждое занятие включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.

                Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме работы.

                Основная часть занятия занимает большую часть времени и по своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного занятия.

                Заключительная часть ставит своей целью снятие эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями.

                Оценка эффективности реализации программы

                До начала реализации программы проводятся социограмма «Моя семья» (Приложение №1) и анкетирование родителей (Приложение №2), позволяющие выявить характер взаимоотношений в семье и  трудности в воспитании ребенка с ОВЗ.   По итогам реализации программы проводится повторная диагностика по социограмме «Моя семья» и опросник родительского отношения (Приложение 4). Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов реализации программы позволят сделать вывод о наличии динамики в установлении доверительных взаимоотношений и создании конструктивных детско-родительских отношений.

                Диагностический инструментарий: 

                • Анкетирование родителей.
                • Социограмма «Моя семья» (B. B. Ткачева)
                • Опросник родительского отношения  (А.Я.Варга, В.В.Столин)

                Список средств обучения

                • Музыкальное сопровождение, ноутбук, проектор.
                • Атрибуты для проведения игр и игровых упражнений.

                Информационные ресурсы

                1. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.

                2. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений.- М.: Гном-Пресс, 1999.

                3. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Психология, 2006 г.

                4. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. https://e-koncept.ru/2015/95052.htm

                5.  https://testoteka.narod.ru/dro/1/03.html

                6. https://www.ya-roditel.ru/national-campaign/regions2/programma-po-korrektsii-detsko-roditelskikh-vzaimootnosheniy-smozhem-vmeste/

                Источник