Психологическая помощь семье имеющей ребенка с отклонением в развитии

Психологическая помощь семье имеющей ребенка с отклонением в развитии thumbnail

Современная концепция психолого-педагогического сопровождения специального образования базируется на принципе активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка с ОВЗ к коррекционно-реабилитационному процессу. Таким образом семья ребенка с нарушениями развития не только формулирует запрос, обозначает его специальные потребности, но и становится активным участником коррекционно-реабилитационных мероприятий, несет ответственность за их эффективность.

Однако продуктивность процесса включения семьи в коррекционно-образовательное пространство осложняется влиянием множества факторов, которые необходимо учитывать при проектировании программ психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.

В первую очередь необходимо изучить социальную ситуацию развития ребенка, особенности его семейного воспитания, возможности и потребности членов семьи, их готовность к участию в коррекционно-развивающем процессе. При этом важно помнить, что семья в связи с рождением ребенка с отклонениями в развитии находится под воздействием сложного комплекса психогенных факторов, включающего пролонгированную психическую травмати-зацию, социальную, информационную и эмоциональную депривацию.

К психотравмирующим факторам, отрицательно воздействующим на социально-психологический статус семьи, относятся: основной травмирующий фактор (рождение ребенка с ОВЗ); информационная депривация (недостаток информации о создавшейся ситуации, неясность возможных путей ее изменения в лучшую сторону или приспособления к ней); социальная и эмоциональная депривация (непонимание, негативное отношение со стороны окружающих людей и связанные с этим переживания родителей, членов семьи ребенка-инвалида).

Кроме многочисленных внутрисемейных возникают и внешние конфликты, разнообразные стрессовые ситуации, на которые члены семей, воспитывающих особенного ребенка, реагируют обостренно. Нелегкое бремя основных трудностей, связанных с воспитанием особенного ребенка, обеспечением его необходимым уходом, реализацией его основных потребностей (в пище, одежде и т.д.), оказывается непосильным при отсутствии поддержки со стороны общества. Не секрет, что семья, в которой появляется ребенок с ОВЗ, не получает достаточной социальной поддержки (причем важна не только материальная, но и эмоциональная, информационная поддержка такой семьи со стороны общества), часто оказывается отторгаемой окружающими, подвергается стигматизации.

В большинстве случаев при появлении в семье ребенка с нарушениями развития происходит резкое ограничение ее социальных контактов, иногда прерываются существовавшие ранее взаимоотношения с друзьями и даже родственниками. Последовательность этапов трансформации отношения членов семьи к ситуации появления ребенка с отклонениями в развитии описана разными исследователями (А.В. Абрамова, В.А. Вишневский, Н.В. Мазурова, Р.Ф. Майрамян, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Е.В. Пахомова, И.А. Скворцов, В.В. Ткачева, М. Стоун, Ф. Станг, Р. Иллингворт, К. Давис, А. Росс, Э. Шухарт, В. Хакенберг и др.). Анализ психологических закономерностей переживания психогенных ситуаций указывает на наличие нескольникх этапов эмоциональной адаптации к произошедшим негативным событиям (фаза отрицания и протеста, фаза депрессии и фаза принятия, социальноэмоциональной адаптации). При этом длительность протекания каждого из адаптационных периодов и степень выраженности личностных и поведенческих реакций членов семьи проявляются по-разному.

Фаза эмоционального шока, отрицания и протеста характеризуется тем, что на первых этапах адаптации члены семьи отказываются верить в то, что у ребенка есть существенные нарушения развития, предполагают, что особенности ребенка являются не патологией, а проявлением его индивидуальности, что трудности носят временный характер и могут быть с возрастом преодолены. На этом этапе родители начинают посещать различных специалистов, перепроверяя полученные данные, пытаются выснить причины, найти «виновного» в происшедшем. Этот этап характеризуется выраженной эмоциональной реакцией, агрессией, обращенной на врачей, общество, родственников, гневом, непониманием причин болезни: почему это случилось именно со мной, как это могло произойти? Нередко родственники обвиняют друг друга, врачей, специалистов, занимавшихся лечением, обучением и воспитанием ребенка. Иногда чувства раздражения и агрессии родители начинают испытывать и по отношению к ребенку, который не соответствует их ожиданиям. Эмоциональный стресс, сочетающийся с чувствами вины и ответственности за будущее ребенка, способствует вытеснению агрессивных чувств на уровень подсознания родителей, глубоко нарушает процесс эмоционального взаимодействия в диаде мать — дитя и становится ведущим фактором деформации семейного воспитания ребенка с ОВЗ. В семье растет напряженность, ухудшается социальнопсихологический климат. Около 70% случаев распада супружеских отношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, происходит на данном этапе.

Особенности переживания ситуации родителями, их тип психогенного реагирования и совокупность представлений о болезни ребенка формируют устойчивое отношение к состоянию ребенка. Характер этого отношения может быть рассмотрен с позиции предложенного в 1938 г. Р.А. Лурия понятия «внутренняя картина болезни», под которым понимается вся масса ощущений и представления человека о болезни, ее причинах, последствиях. Подчеркивая структурную сложность отношения родителей к состоянию ребенка с ОВЗ, исследователи выделяют его логический и эмоциональный компоненты.

Характер и особенности переживаний родителей связаны со степенью выраженности нарушения у ребенка, наличием у него косметических дефектов, ограничением подвижности, совокупностью социальных обстоятельств, личностными особенностями родителей, социальным положением семьи.

Можно выделить следующие типы реакций (Р. Конечный, М. Бо-ухал, 1982), которые наблюдаются у родителей при появлении в семье ребенка с ОВЗ.

  • 1. Отрицающий, когда родителями отвергается мысль о наличии у ребенка нарушения развития, на состояние ребенка не обращается должного внимания. В этом случае возникает риск педагогической запущенности или воспитания ребенка по типу гипоопеки, так как объективные потребности ребенка, связанные с наличием у него того или иного нарушения, не учитываются должным образом и не удовлетворяются своевременно. При отрицающем типе реакции родителями могут предъявляться завышенные требования к достижениям ребенка, который ощущает и болезненно переживает свое несоответствие ожиданиям родителей. Отрицание специальных потребностей ребенка приводит к тому, что необходимая коррекционно-развивающая помощь своевременно не оказывается, и сензитивные периоды, наиболее благоприятные для осуществления коррекционного воздействия, оказываются упущенными.
  • 2. Пренебрежительный тип реакции, когда родителями недооценивается тяжесть состояния ребенка, также приводит к недостаточности и несвоевременности осуществления коррекционно-педагогического воздействия.
  • 3. Нозофобный, когда родители преувеличивают тяжесть состояния ребенка, стремятся его оградить от любой социальной активности. В этом случае часто возникает деформация семейного воспитания по типу гиперопеки, что приводит к дополнительной инфантилизации ребенка, ограничивает его активность в познании окружающего мира, сужает потенциальные возможности развития.
  • 4. Ипохондрический тип характеризуется тем, что родители глубоко погружаются в переживания болезненного состояния ребенка, культивируют соблюдение режима медицинских ограничений и лечебных назначений. Наблюдаемые при этом чрезмерная опека и от-стутсвие адекватного педагогического влияния приводят к инфантилизации и социальной беспомощности ребенка с ОВЗ.
  • 5. Нозофильный тип характеризуется тем, что родители испытывают определенную удовлетворенность состоянием ребенка (например, оправдывая этим собственную социальную или профессиональную неэффективность и др.). В этом случае также наблюдается деформация семейного воспитания по типу гиперопеки или кумира семьи, в сознании ребенка культивируются иждивенческие установки, формируется позиция социальной пассивности, инактив-ности в самостоятельном достижении высокого качества жизни и ее независимости
  • 6. Утилитарный тип как крайнее проявление нозофильной реакции также негативно влияет на стиль семейного воспитания ребенка с ОВЗ. Причем мотивы ее могут быть различны (получение сочувствия, внимания, выход из неприятных ситуаций — трудности в установлении взаимоотношений с социумом, нелюбимая работа, получение материальных и других социальных выгод и т.п.). Следует подчеркнуть, что утилитарная реакция имеет разную степень осознанности.
Читайте также:  Педагогическая поддержка ребенка и процесс его развития

Таким образом, можно сделать вывод, что тип воспитания ребенка с ОВЗ в семье формируется под влиянием психогенных реакций его родителей. Родители часто испытывают чувство неполноценности, ущербности, усугубляемое, к сожалению, отношением окружающих к ним и ребенку, которое может быть неблагоприятным. Даже если семьи не распадаются, в них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. В семьях, воспитывающих детей с нарушениями развития, часто возникают патологические стереотипы воспитания по следующим типам:

  • 1) гиперопека и симбиоз;
  • 2) доминирующая гиперпротекция (мелочный контроль);
  • 3) потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»);
  • 4) воспитание посредством вызова чувства вины;
  • 5) эмоциональное отвержение;
  • 6) воспитание посредством нарочитого лишения любви;
  • 7) гипопротекция (безнадзорность), гипоопека.

Подобное воспитание создает благоприятную основу для появления личностных деформаций ребенка с ОВЗ и затрудняет процесс его социальной адаптации.

Проведенный анализ психологических механизмов эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, доказывает необходимость оказания им своевременной психологической поддержки, которая позволит снизить влияние психогенных реакций на процесс воспитания особенного ребенка.

Следующая фаза, которую авторы называют фазой депрессии, или скорби, характеризуется осознанием объективно существующих отклонений в развитии ребенка, необходимости оказания ему специальной коррекционной помощи. На этом этапе происходит изменение в системе приоритетов и ценностей семейной жизни, так как появляется понимание необратимости произошедших событий, недостижимости предыдущих целей. На этой стадии родители понимают всю тяжесть ситуации, часто у них появляется чувство безысходности, существенно изменяется привычный стиль жизни, ограничиваются социальные контакты, изменяется круг общения. Отношение к ребенку с ОВЗ зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком, ищут совета у специалистов. Таким образом, помимо психокоррекционной помощи членам семьи необходимо оказывать и педагогическую поддержку, обучать навыкам взаимодействия с ребенком, эффективным приемам и методам коррекционного воздействия.

Следующий этап получил название фазы адаптации. Родители «принимают» сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями — от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий и пр. Конечно, говорить об адаптации можно лишь с большой долей условности: подавляющее большинство родителей живет в условиях постоянного психологического стресса большей или меньшей степени выраженности, поскольку по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые необходимо решать. Но даже эта условная адаптация происходит не всегда.

Самостоятельно комплекс психологических проблем, возникающих в семьях с детьми с ОВЗ, не решается, что со временем сказывается на психологическом (а нередко и психическом) здоровье родителей и других членов семьи особенного ребенка.

Поэтому к основным задачам, стоящим перед специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, относятся:

  • • преодоление психологических проблем, возникающих как в процессе воспитания ребенка с ОВЗ в семье, так и при контакте с окружающим миром (снятие стресса, изменение некоторых мировоззренческих установок, организация социально-психологического практикума (тренинга) по решению проблемных и конфликтных ситуаций, разработка систем психологической защиты при стрессовых ситуациях);
  • • формирование системы знаний и навыков взаимодействия с особенным ребенком (формирование адекватного восприятия детей, их особенностей и возможностей, современных знаний о возможных и наиболее рациональных формах взаимодействия с ребенком, коррекционных методах воздействия).

Часто решение этих задач возможно только на основе хорошего знания психологических особенностей родителей и особенностей внутрисемейных отношений. Эти данные могут быть получены в ходе психологического обследования родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями развития.

Родители детей с проблемами в развитии часто имеют специфические личностные особенности, возникающие из-за переживаний состояния ребенка (В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко). Следствием этих переживаний являются пониженный фон настроения, потеря жизненных перспектив, нарушение здоровья психосоматического характера, необоснованные надежды на исцеление ребенка и т.д. Личностные особенности родителей затрудняют установление продуктивного контакта с педагогами и препятствуют их эффективному участию в коррекционно-педагогическом процессе.

Выявить психологические возможности родителей, их скрытые переживания, особенности семейного воспитания и взаимоотношений в семье помогает психологическое изучение их личности. Такое исследование может провести психолог образовательного учреждения, руководствуясь предложенными ниже рекомендациями. Результаты психологического изучения семьи дополнят данные социально-педагогического обследования и помогут оптимизировать работу по вовлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Источник

«Организация психолого-педагогического сопровождения

семьи ребенка с ОВЗ»

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка изначально становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Читайте также:  Роль игры в развитии речи ребенка

Изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе. В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают. И, как известно, семья – это первичная ячейка общества, являющаяся основой воспитания ребенка и самой первой социальной средой, в которую он попадает. Это значит изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе.

Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребёнка-инвалида

Чаще всего родители считают, что рождение такого “особенного” ребёнка это “приговор”, что этого ребёнка обучить будет невозможно и он будет обузой для всей семьи. Вся проблема в том, что родители не видят положительных перспектив, долго справляются с пережитым шоком. Е.И. Холостова выделяет пять моделей поведения родителей при появлении ребёнка с дефектами:

1. Принятие ребенка и его дефекта. При этой модели поведения родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.

2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Такой ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку.

Самой распространенной ошибкой в воспитании и общении с ребёнком с отклонениями в развитии со стороны родителей является проявление жалости и снисходительности к нему (реакция чрезмерной защиты). Родители стараются оградить своего ребёнка от физических нагрузок, сделать за него большинство вещей, даже, если ребенок, может сделать их сам. Именно такое поведение родителей, самостоятельности пагубно влияет на ребёнка, в первую очередь, на развитие у него самостоятельности.

Психологическая помощь семьям, которые имеют ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, понимается осуществление психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье.

Психокоррекционная работа с семьей – это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. Семья, столкнувшаяся с такой трудностью не должна чувствовать себя отделённой от общества, не должна оставаться один на один со своей проблемой. Родители должны осознать, что важно использовать все сохранные ресурсы здоровья ребёнка, чтобы достичь благоприятного исхода. Задача специалистов показать родителям, что их дети не безнадёжны, и что при надлежащей работе можно достичь достаточно высокого результата.

Цели и задачи психолого – педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
  • Анализ мотивационно- потребностной сферы ребенка и членов его семьи.
  • Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
  • Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения.
  • Формирование и стимулирование познавательных процессов у детей.
  • Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
  • Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Основные этапы психологического сопровождения семьи

1 этап

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
  • Определение модели воспитания, используемой родителями, идиагностика их личностных характеристик (составление социально-психологической карты семьи).

2 этап

  • Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
  • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченнымивозможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
  • Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком. Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитиевнимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).
  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальнойнагрузки с учетом психофизических особенностей.
Читайте также:  Маршрут индивидуального развития ребенка в детском саду

3 этап

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Принципы работы

Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на

принципах:

  1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
  2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, ккаждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
  3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом, родителями.

4.Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь
осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой
деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид
деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5.Принцип конфиденциальности вся информация, полученная о ребенке и
его семье, не распространяется за пределы школы, без соответствующего
разрешения родителей или законных представителей ребенка.

Методы и формы работы с родителями и детьми

Сказкотерапия – где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, использование сухого бассейна.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Работа с родителями не ограничивается консультациями по поводу развития и обучения ребенка, учитываем и такой аспект как – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.

При работе с такими семьями задачи:

  • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
  • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  • развитие детско-родительских отношений;
  • совершенствование коммуникативных форм поведения;
  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Формы и методы работы с родителями:

  • Анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье.
  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
  • Дни открытых дверей – родители посещают школу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары – практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Деловые игры.
  • Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
  • Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы со своим ребенком.
  • Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
  • Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско – родительских отношений. («Связующая нить» Н. Григори, «Учимся понимать своего ребенка» – гиперактивный ребенок) .
  • Использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.

Заключение

Таким образом нужно помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты – пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.

Конечной целью комплексной, системной работы с семьей

создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических недостатков и полноценное развитие его личности.

Мастер класс

Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, – помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный. 

Упражнение №.3 «Два рисунка».

Для него необходимы фломастеры (маркеры) и бумага. Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. На левой, “темной” половине напишите негативные мысли, которые заполняют вашу голову и чувства. Нарисуйте образ вашего состояния в виде конкретного предмета или набора абстрактных фигур.

Теперь перейдите к второй (светлой) половине и начинайте произносить утверждения, обратные по смыслу тем, что связаны у вас со стрессом. Запишите оптимистические фразы на правой стороне листа. Нарисуйте позитивный образ, который при этом приходит к вам в голову.

Затем разрежьте ваш листок по разделительной черте. От его левой половины вы должны избавиться. Можете просто смять клочок бумаги и выбросить его в мусорную корзину, но лучше придумайте для себя целый ритуал уничтожения негативных мыслей, включающий торжественное сжигание листка и развеивания пепла.

Правую же половину листа сохраните и запомните весь ваш “правый” список позитивных мыслей. Эти найденные вами слова – утверждения, создающие жизнеутверждающий настрой, будут для вас подмогой в преодолении стрессов.

Источник