Психологическая помощь ребенку с нарушениями в развитии

Психологическая помощь ребенку с нарушениями в развитии thumbnail

Сама трудность психологической помощи и реабилитации детей с нарушениями в психическом развитии в основном зависит от структуры и степени тяжести их дефекта. Это проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психолого-педагогическая помощь таким детям – одна из важнейших частей организации их реабилитации.

Сейчас проблема психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии недостаточно распространена. Психологи и педагоги часто используют разнообразные психотехнические приемы без учета формы заболевания, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка [45].

Также на психическом развитии ребенка негативно сказывается отсутствие четко разработанных и структурированных дифференцированных методов психокоррекции и некорректный подбор психотехнических приемов. К тому же, это создает колоссальные трудности в совместной работе педагогов и родителей [45].

Психологическая помощь детям и подросткам с нарушениями в развитии в первую очередь рассматривается как сложная система психолого – реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, на развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, на формирование системы ценностных установок и ориентаций, а также на развитие интеллектуальных процессов, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка.

Огромную роль играет решение частных задач, таких, как устранение вторичных личностных реакций на имеющийся психический или физический дефект, неадекватный стиль семейного воспитания, госпитализм и пр.

В наше время существует огромное количество различных видов психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии. Их различают по характеру задач, которые решает специалист, работающий с ребенком: педагог, дефектолог, социальный работник, врач и т.д. Эти различия составляют определенную модель психологической помощи. Каждая модель имеет собственную теоретическую базу и предполагает определенные методы, используемые в работе [64].

По характеру психологическая помощь может состоять в:

1) рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка (направление в специальные или вспомогательные школы / детские сады или направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля);

2) рекомендациях методов воспитания, обучения;

3) рекомендациях в профессиональной ориентации подростков;

4) определении готовности ребенка к нормальному школьному обучению и выявлении причин, вызывающих трудности в обучении;

5) осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Все вышеперечисленные виды помощи – психологические, так как направлены на решение проблем, вызванных психологическими причинами, и основанных на психологическом воздействии. Например, может сложиться мнение, что помощь в устройстве умственно отсталого ребенка во вспомогательную школу не содержит в себе ничего психологического и относится к сфере медицины и специальной педагогики. Однако это не так. Объектом помощи в первую очередь оказывается родитель, остро переживающий отставание своего ребенка в умственном развитии или не замечающий его и сопротивляющийся переводу ребенка во вспомогательную школу. Также для определения степени и причин умственной отсталости требуются психологические методы диагностики аномалий развития [61].

Психологическую помощь далеко не всегда оказывают психологи. Также это могут быть врачи психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги и социальные работники [56].

Выделяют следующие модели психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии [4]:

Педагогическая модель – выражается в оказании помощи родителям в воспитании детей с нарушениями в развитии. Педагог-консультант вместе с семьей ребенка анализирует сложившуюся ситуацию и разрабатывает программу, направленную на изменение этой ситуации.

· Диагностическая модель – объектами диагностики чаще оказываются сами дети и подростки с отставанием в развитии, трудностями в учебе и отклонениями в поведении. Процесс диагностики предполагает участие целой группы специалистов для осуществления полной медицинской, педагогической или психологической диагностики. Данная модель широко используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, в ходе которых решается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.

· Социальная модель – часто практикуется в семейном консультировании. Это может быть знакомство родителей детей с проблемами в развитии друг с другом с целью общения и взаимной поддержки или представление родителям имеющихся в городе социальных служб, таких, как родительские ассоциации, семейный клубы и др.

· Медицинская модель – предполагает помощь специалистов, направленную на лечение и реабилитацию детей с проблемами в развитии. Также может использоваться в случае необходимой психологической адаптации здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.

· Психологическая модель – предполагает анализ особенностей развития познавательных процессов и формирования личности ребенка или подростка с проблемами в развитии, а также разработку корректных методов психологического воздействия, опираясь на закономерности его психического развития (всестороння психологическая помощь).

Психологическая помощь детям и подросткам с проблемами в развитии заметно отличается от помощи, оказываемой здоровым детям. Разница заключается и в целевой направленности, и в организации и динамике самой помощи [30].

В процессе оказания психолого-педагогической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии необходимо учитывать сложную структуру и специфичность этого развития, сочетание биологических и социальных факторов развития в их состоянии, характер и особенности социальной ситуации развития, наличие и выраженность изменения личности в связи с заболеванием, особенности взаимоотношений в семье и в социуме.

Читайте также:  Индивидуальная карта психологического развития ребенка

Психологическую помощь можно рассматривать как в широком, так узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая помощь – система психологических воздействий, направленных на исправление недостатков и отклонений в развитии психических функций и личностных свойств у детей.

В узком смысле понятия психологическая помощь – это один из немногих способов психологического воздействия, нацеленный на создание условий, при которых происходит гармоничное развитие личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений.

Своеобразие и структура психики ребенка, имеющего проблемы в развитии, требует адекватного методологического подхода к процессу психологической помощи [72].

В теории и практике психологической помощи необходима разработка принципов. Они являются основополагающими факторами.

Для ребенка с проблемами в развитии очень важен принцип личностного подхода. В процессе психологической помощи учитываются не какие-либо функции или изолированные отдельные психические явления (например, низкий уровень интеллекта или др.), а сама личность со всеми индивидуальными особенностями. Американский психотерапевт Роджерс [54] является основоположником клиентоцентрированной терапии. Он обозначил три основных фактора этого принципа:

1) каждая личность ценна и заслуживает уважения;

2) каждая личность в состоянии нести ответственность за себя;

3) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели и принимать самостоятельные решения.

Психолог принимает каждого ребенка и его родителей как уникальных, автономных индивидов, он признает и уважает их право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.

Второй принцип – каузальный. Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии должна быть направлена не на внешние проявления отклонений, а на причинах, вызывающих эти отклонения. Реализация данного принципа способствует устранению источников отклонений в психическом развитии ребенка. Связь между симптомами и причинами их возникновения, структура дефекта определяют задачи и цели психологической помощи.

Третий принцип – принцип комплексности. Психологическую помощь нужно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической помощи в основном зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Психолог обязан владеть полной информацией о причинах и специфике заболевания ребенка, о предстоящем лечении, сроках госпитализации и перспективах медицинской реабилитации. Также, психолог должен контактировать с медицинским и педагогическим персоналом центра и использовать педагогические характеристики.

Четвертый принцип – принцип деятельностного подхода. Психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник – в учебной. Также психолог должен ориентироваться на тот вид деятельности, который является личностно значимым для самого ребенка или подростка. Особенно в работе с детьми и подростками с выраженными эмоциональными нарушениями. Эффективность психологической помощи зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка, таких, как рисование, лепка, вышивка или другие [64].

Итак, психолого-педагогическую помощь можно назвать видом психологического воздействия, направленного на гармонизацию развития личности человека, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений.

Источник

В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии разработаны далеко недостаточно. На практике различные психотехнические приемы нередко используются психологами и педагогами без учета формы заболевания, уровня развития познавательных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

Между тем отсутствие четко разработанных дифференцированных методов и направлений психологической помощи и неадекватный подбор психотехнических приемов могут отрицательно отразиться на дальнейшем психическом развитии ребенка, создать существенные трудности в работе с ним педагогов и родителей.

Многолетний опыт нашей работы показывает, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

Мы рассматриваем психологическую помощь детям и подросткам детям с проблемами в развитии, в частности с задержкой психического развития, как сложную систему клинико-психолого-педагогических воздействий, включающих в себя как общие, так и частные задачи.

К общим задачам относятся:

• развитие гностических процессов ребенка с ЗПР, которые соответствуют его физическим и психическим возможностям;

• укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в коллективе сверстников и в семье;

• формирование адекватной самооценки, самостоятельности и активности у детей с ЗПР.

Большое значение имеет также решение частных задач:

• устранение вторичных личностных реакций на имеющийся дефект,

• диагностика и коррекция стиля семейного воспитания,

• предотвращение развития госпитализма или его последствий и пр.

Существующие сегодня в мировой практике виды психологической помощи детям и подросткам чрезвычайно разнообразны. В первую очередь они различаются по характеру решаемых задач специалистами, работающими с детьми и подростками, — педагогами-дефектологами, социальными работниками, врачами и пр. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет выбор используемых методов работы.

По своему характеру психологическая помощь детям с задержкой психического развития может включать в себя:

Читайте также:  Картинки на тему умственное развитие ребенка

• рекомендации по проблемам воспитания и обучения ребенка;

• рекомендации по проблемам профессиональной ориентации;

• определение готовности больного ребенка к школьному обуче­нию и выявление причин трудностей в обучении;

• специальные психокоррекционные и психотерапевтические воздействия и пр.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том плане, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии. Так, например, помощь в устройстве ребенка с задержкой психического развития в специальный класс, на первый взгляд, не содержит в себе ничего психологического, а относится скорее к сфере медицины и специальной педагогики. Однако это далеко не так по нижеследующим причинам.

Во-первых, определение степени интеллектуального развития ребенка основано на психологических знаниях и требует использования психологических методов диагностики.

Во-вторых, как правило, объектом помощи оказываются также и родители, которые могут остро переживать отставание в умственном развитии своего ребенка, завышать или занижать его интеллектуальные возможности.

Психологическую помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с оказанием такой помощи, могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники. В связи с этим можно выделить несколько форм помощи детям с задержкой психического развития, где требуются знания психологии ребенка.

Педагогическая помощь включает в себя оказание помощи родите­лям в воспитании детей с ЗПР. Педагог анализирует вместе с роди­телями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение, разрабатывает педагогические коррекционные программы.

Диагностическая помощь. Как правило, объектом диагностики оказываются дети или подростки с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении. Причем сам процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов — клинициста, педагога, психолога, — особенно в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.

Социальная помощь, которую оказывают социальные педагоги и социальные работники.

Медицинская и реабилитационная помощь предполагает усилия специалистов, направленные на лечение и медицинскую реабилитацию детей с задержкой психического развития. Например, она составляет основное содержание деятельности врачей-психоневрологов, специалистов по лечебной физкультуре, массажу, физиотерапии и др.

Логопедическая помощь направлена на развитие речи детей с задержкой психического развития.

И наконец, собственно психологическая помощь, опираясь на закономерности психического развития ребенка, содержит в себе анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка и разработку адекватных методов многостороннего психоло­гического воздействия.

1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии

Система психологической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития включает следующие составляющие (см. рис.1).

Психологическая помощь ребенку с нарушениями в развитии

Рис. 1. Структура психологической помощи

Блоки этой системы взаимосвязаны между собой, однако каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.

Психологическая помощь детям и подросткам с задержкой в психическом развитии существенно отличается от помощи здоровым детям и взрослым, как по целевой направленности, так и по организации и динамике процесса.

В процессе психологической помощи детям с ЗПР необходимо учитывать сложную специфику их развития, характер сочетания биологических и социальных факторов развития в структуре их состояния, особенности социальной ситуации развития, степень выраженности изменений личности в связи с имеющимися проблемами, особенности межличностного общения в семье и в социуме.

Психологическую помощь можно рассматривать двупланово: в широком и в узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.

В узком смысле психологическая помощь — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, фор­мирование адекватных межличностных отношений.

Источник

Аннотации не найдено

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические проблемы психологической помощи детям с нарушениями в развитии

Проблемы онтогенеза в психологии. Категория развития в психологии

Проблема периодизации психического развития

Категория активности в онтогенезе

Категория адаптации в онтогенезе

Исследование проблем дизонтогенеза в отечественной и зарубежной психологии

Проблемы нарушений в развитии ребенка в трудах Л. С. Выготского

Проблемы индивидуального развития в эволюционной неврологии и психиатрии

Основные направления психологической помощи детям с нарушениями в развитии.

Структура психологической помощи детям с проблемами в развитии

Психологическое консультирование и его основные задачи

Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии

Классификация видов психологической коррекции

Основные задачи психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии

Психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями в развитии

Психологическая поддержка в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии

Глава 2. Психологическая помощь детям с психическим недоразвитием

Клиникопсихологические особенности детей с психическим недоразвитием

Основные формы и направления психологической помощи

Глава 3.Психологическая помощь детям с задержкой психического развития

Клиникопсихологические характеристики задержки психического развития

Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития

Глава 4 психологическая помощь детям с поврежденным психическим развитием

Читайте также:  Рекомендации для родителей по коррекции и развитию ребенка с нарушениями

Клиникопсихологическая характеристика детей с поврежденным психическим развитием

Особенности психологической помощи детям с поврежденным психическим развитием

Глава 5 Психическое развитие детей с церебральным параличом и основные направления психологической помощи

Из истории вопроса

Возрастная динамика психомоторного развития детей с детским церебральным параличом

Особенности сенсорноперцептивной деятельности детей с церебральным параличом

Психологическая помощь детям с церебральным параличом, ее направление и задачи

Клиникопсихологическое обследование детей преддошкольного возраста с церебральным параличом

Психологопедагогическое обследование детей дошкольного возраста с церебральным параличом

Восприятие формы на доске сегена

Восприятие цвета предметов

Восприятие величины предметов

Исследование особенностей осязательного восприятия предметов

Исследование конструктивной деятельности

Исследование особенностей рисования

Исследование мыслительных процессов

Классификация предметных картинок

Обследование счетных навыков

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков с детским церебральным параличом

Психологическая коррекция познавательных процессов у детей с церебральным параличом

Глава 6 Психологическая помощь детям с ранним детским аутизмом

Клиникопсихологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом

Основные направления психологичской коррекции детей с ранним детским аутизмом

Глава 7 дисгармония психического развития в детском возрасте и особенности психологической помощи

Клиникопсихологическая характеристика дисгармонии психического развития в детском возрасте

Основные формы и методы психологической коррекции

Психологическая коррекция родительскодетских отношений

Глава 8 эмоциональные нарушения в детском возрасте и пути их коррекции

Психологическая диагностика эмоциональных нарушений в детском возрасте

Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей

Заключение

Литература

Предисловие

Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.

Несмотря на высокую практическую значимость, методологические и теоретические проблемы психологической помощи разработаны далеко не достаточно.

В настоящее время существует множество противоречивых взглядов на роль психологических воздействий при нарушении психического развития у ребенка. Нередко психологическую помощь отождествляют с медицинской, педагогической, социальной. Не уточнено понятие психологической помощи, не раскрыты ее основные направления и механизмы воздействия при различных нарушениях в психическом развитии детей.

В литературе достаточно подробно описаны различные психокоррекционные техники, особенно зарубежные. Например, нейролингвистическое программирование, психотехнические игры, эмоциональноволевые тренировки и др.

Но при всем многообразии описанных психотехнических приемов не учитывается самое главное — субъект психологического воздействия с его клиникопсихологическими и психологопедагогическими особенностями. В результате бездумное использование психотехнических приемов может оказывать негативное влияние на психическое состояние ребенка, а в некоторых случаях спровоцировать у него нервнопсихическое расстройство.

В данной монографии излагаются основные теоретикометодологические проблемы психологической помощи детям с нарушениями в развитии, основные направления психологического консультирования, психологической коррекции, психологического сопровождения и психологической поддержки детей с разными формами нарушений психического развития.

Значительная часть работы посвящена малоизученной проблеме в психологии дизонтогенеза — детскому церебральному параличу.

Монография состоит из двух частей: общей и специальной.

В общей части рассматриваются методологические и теоретические проблемы психологии онтогенеза и дизонтогенеза и психологической помощи.

В специальной части рассматриваются вопросы психологической помощи детям с умственной отсталостью, с задержкой развития, с нарушениями в развитии вследствие черепномозговых травм и менингоэнцефалитов, с ранним детским аутизмом, с психопатическим развитием, с невропатиями и детским церебральным параличом. Описываются различные методы психокоррекции, используемые автором на протяжении многолетней работы в детской клинике и в психологической консультации.

Заключение

Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является важным звеном в системе их реабилитации.

Мы рассматриваем психологическую помощь как сложную многоуровневую систему, включающую в себя не только психокоррекционную и психоконсультативную работу, а также психологическое сопровождение, психологическую поддержку, психологическую прогностику, направленные на борьбу как за ребенка, так и за его семью в целом и его социальное окружение.

Основная цель психологической помощи детям с проблемами в развитии — это гармонизация их личностного и интеллектуального потенциала, исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического дизонтонегеза (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы).

С учетом многообразия вариантов нарушений познавательной деятельности и личности у детей с проблемами в развитии нами были разработаны основные принципы психологической помощи, в основу которых положен анализ сложной структуры дефекта, его значимости в общей структуре психического развития ребенка.

Мы рассматриваем психологическую помощь в двух планах: в широком — как систему психологических и педагогических воздействий, направленных на устранение имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств в связи с заболеванием, и в узком — как один из способов психологического воздействия, ведущих к оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации личности.

Важное значение в эффективности психологической помощи детям с проблемами в развитии имеет ориентация на сложные системноструктурные и онтогенетические модели их психического дизонтогенеза.

Учет системноструктурных моделей психического дизотогенеза у детей позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта.

Источник