Психологическая поддержка ребенку с отклонениями в развития
Библиографическое описание:
Скрипкина, Н. В. Организация психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям / Н. В. Скрипкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 785-788. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16284/ (дата обращения: 11.02.2021).
Прежде всего, необходимо отметить, что отклонения в развитии детей весьма разнообразны и вызываются различными причинами. Однако общей закономерностью детей с отклонениями в развитии является особая отягощенность условий раннего развития. Наличие отклонений в развитии обедняет контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия депривации и в сенситивный период становления и развития основных психологических функций терпит значительный ущерб. Квалифицированная и своевременная организация психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям позволяет им адекватно социализироваться в обществе и не ощущать своей ущербности среди других людей.
Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление имеющихся отклонений и их последствий. Гарантом эффективности развития являются высокие компенсаторные возможности психики ребенка и профессионализм специалистов, работающих с ним.
Своевременная психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями в развитии является важнейшим звеном в системе их социальной адаптации. Организация этого процесса базируется на основных принципах оказания психолого-педагогической помощи, таких как личностный подход к ребенку с отклонениями в развитии (когда в процессе психолого-педагогической помощи учитывается личность ребенка в целом со всеми её индивидуальными особенностями); каузальный принцип (когда сложная иерархия отношений между симптомами нарушений и их причинами, структура дефекта определяют задачи и цели психологической помощи); принцип комплексности (когда помощь ребенку можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий); принцип деятельностного подхода (когда эффективность психолого-педагогической помощи зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка) [2, с. 39–40].
Коррекционные воздействия направлены как на исправление недостатков при отклоняющемся развитии ребенка, так и на создание оптимальных возможностей и условий для психического развития ребенка. Термин «коррекция психического развития» означает совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка с нарушениями. Психологическая помощь является одним из способов психологического воздействия, направленного на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств. В зависимости от причин и специфики нарушения выстраивается программа психологической коррекции. Основными направлениями психологической коррекции являются: коррекция эмоционального развития ребенка; коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности; коррекция поведения детей и подростков; коррекция развития личности.
Целями психологической коррекции могут быть: развитие различных форм деятельности ребенка; формирование возрастно-психологических новообразований; восстановление целостности личности; модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения; формирование самоуважения и адекватной самооценки; приобретение новых установок, направленных на формирование адекватных форм поведения или угасание, торможение у ребенка дезадаптивных форм поведения; формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими; развитие эмоционально-волевой регуляции поведения.
В организации психологической помощи необходимо помнить о том, что психическое развитие ребенка с отклонениями происходит в процессе его сотрудничества с взрослым. А сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы. Главная цель такой работы состоит в формировании адекватных родительских установок на отклонения в развитии ребенка и решение социально-психологической проблемы путем адекватного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
Семья, в которой растет ребенок с отклонениями в развитии, испытывает большие трудности и сама нуждается в поддержке специалистов. Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии должна осуществляться в следующих направлениях: снижение эмоционального дискомфорта в связи с отклонениями развития ребенка; укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка; коррекция детско-родительских отношений; оптимизация педагогического потенциала родителей.
Для повышения эффективности психокоррекционной работы психологу важно, что думают родители о детском развитии и каков механизм возникновения у них подобных представлений; как ведут себя родители по отношению к детям; лучше ли развиваются дети, если родители придерживаются определенного мнения по поводу их способностей.
В процессе психологической коррекции психолог изучает эмоционально-мотивационные основы родительства, формирует у родителей компетентность в отношении возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, развивает способность родителей к рефлексии собственной стратегии воспитания и способность к принятию ребенка таким, какой он есть.
Родителям самостоятельно трудно адекватно оценить состояние ребёнка, а ещё труднее подобрать эффективные методы его профилактики и коррекции. Решению этих вопросов способствует специально организованная психологическая помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям.
Психологическая коррекция понимается как перестройка, реконструкция психологических факторов риска у детей, как воссоздание гармоничных отношений в семье [3, с. 52].
Психологическая коррекция имеет как общие, так и специальные (зависящие от специфики нарушения) направления работы. Рассмотрим специальные направления работы специалистов (на примере некоторых отклонений в развитии ребенка).
Так психологическая коррекция с детьми с задержкой психического развития, в зависимости от формы нарушения, направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, самоконтроля, оптимизацию интеллектуальных функций. Эффект психокоррекционной работы зависит от того, насколько в ней задействована эмоциональная сфера ребенка. Поскольку эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья. Психологу необходимо вовлечь ребенка в общность ситуативных переживаний, помочь ему преодолеть страх неуспеха и страх новизны.
Работа специалиста по психологической коррекции с детьми с дисгармоническим развитием (ранние дисгармонии) направлена на гармонизацию личностной структуры, решение актуальных психотравмирующих проблем, развитие произвольной регуляции поведения. Структура коррекционного воздействия на данном направлении состоит из трех блоков: I блок — мотивационный, направлен на развитие у детей умения выделить, осознать и принять цели поведения; II блок — операционно-регуляторный, развивает у детей умение планировать пути достижения цели, как по содержанию, так и по времени; III блок контроля, развивает у детей умение контролировать свое поведение и вносить в поведение необходимые коррективы.
Организация психологической коррекции с детьми с расстройствами аутистического спектра направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активности. Организуя совместную деятельность с детьми с расстройствами аутистического спектра психологу важно наполнить её эмоционально-смысловым содержанием, поскольку аффективная сфера является центральным звеном нарушений психического развития при детском аутизме. В психологической коррекции с детьми с расстройствами аутистического спектра необходимо двигаться в направлении активизации и усложнения взаимодействия с миром, совершенствовании способов взаимодействия ребенка с окружающим и стабилизации его внутренних аффективных процессов. При построении программы психолого-педагогической коррекции необходимо учитывать все специфические особенности детей с расстройствами аутистического спектра и опираться на общие закономерности психического развития ребенка.
Психологическая коррекция с детьми с реактивными и конфликтными переживаниями направлена на помощь ребенку в выяснении неосознаваемых причин болезненных переживаний и проявлений, на выработку у них умения адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях. В работе с детьми с реактивными и конфликтными переживаниями необходима коррекция детско-родительских отношений. Особое внимание нужно уделить проблемам эмоциональных взаимоотношений и эмоционального контакта с родителями: нарушению эмоционального контакта с матерью; препятствиям в эмоциональном контакте с отцом. В данном направлении необходимо вовремя провести коррекционные мероприятия, направленные на преодоление создавшегося конфликта и предотвращение возможных негативных последствий.
Психологическая коррекция с соматически ослабленными детьми направлена на коррекцию самооценки, выработку более адекватных и гибких форм реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. Такая работа необходима, так как у соматически ослабленных детей в результате разных форм психической депривации наблюдаются нарушения коммуникативных функций, снижается самооценка. В систему психологической коррекции с соматически ослабленными детьми психологу необходимо включать занятия по повышению уверенности в себе и окружающем мире, повышению психической активности ребенка, развитию любознательности, активизации желания познавать мир и общаться.
Психологическая коррекция с гиперактивными детьми направлена на снятие напряжения, следование интересам ребенка и удержание внимания на каком-то занятии или предмете. Психологу важно научить ребенка осуществлять двигательный контроль, развивать умение выслушивать взрослого до конца. Важно психологическую коррекцию с гиперактивными детьми проводить в тесном контакте с родителями. Психолог рекомендует родителям сдерживать бесконечный поток замечаний в сторону ребенка, организовать режим дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, обещания и поощрения ребенку предоставлять сразу, формировать у ребенка уверенность в безусловной родительской любви [1, с. 52–54].
Общими направлениями психологической коррекции с детьми с отклонениями в развитии будут: коррекция чувства неполноценности, формирование социального интереса, коррекция установок и мотивов с целью выработки нового стиля жизни. В этом случае психолог организует работу по формированию у детей положительных установок на занятия, анализирует и прорабатывает личностную позицию ребенка, подбадривает и поощряет детей. Следовательно, при организации психологической помощи необходимо учитывать как общие, так и специальные направления работы, что позволяет варьировать подходы коррекции в зависимости от конкретных целей развития, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Таким образом, психологическая помощь детям и их семьям необходима, так как знание особенностей каждого возрастного периода, знание психологических особенностей развития детей с различными отклонениями, позволяет психологу более точно дифференцировать нормальные варианты развития от нарушений и более уверенно ориентироваться в многообразных отклонениях в развитии и их коррекции.
Литература:
1. Лютова Е. К., Монина Г. В. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб.: Речь; М., Сфера, 2008. — 176 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
3. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая коррекция, ребенок, развитие, отклонение, психологическая помощь, психическое развитие, психическое развитие ребенка, психокоррекционная работа, развитие ребенка, эмоциональный контакт.
Источник
Доклад педагога – психолога МБОУ СОШ № 3
им. атамана М. И. Платова на педагогический совет школы
Психологическая поддержка детей и подростков
с отклонениями в поведении.
Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация – эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющего поведения, мы нередко возмущаемся, осуждаем, пытаемся подавить, запретить. Однако нужно знать, что осуждения и запреты в таких ситуациях только ожесточают ребенка.
Нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность, одиночество.
Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напряженным. В ответ на ваше предложение помощи и содействия вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись верой в успех.
К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении, относятся следующие:
– проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
– проблемные отношения с друзьями, одноклассниками, другними сверстниками;
– трудности самоотношения, самопонимания;
– трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
– психологическое одиночество, непонятость другими;
– стремление избежать давления, правил, норм, требований;
– испытание себя и других;
– поиск границ возможного;
– поиск комфортного существования;
– отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
– обида на судьбу, конкретных людей;
– переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
– неорганизованность;
– зависимость от других, низкая сила своего «я»;
– трудности в обучении;
– отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
– трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;
– отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
– чувство вины, стыда за неблагополучных родителей и т.д.
Если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Прямое противостояние с ребенком ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение при этом не исчезает. Если взрослая система ценностей отсутствует или не представлена ребенку, он создает свою систему ценностей, отличающуюся от общепринятой.
Причины отклоняющегося поведения.
Стремление привлечь к себе внимание.
Например, ребенок просто «увязает» в двойках, чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашнего задания. А уж такие способы, как дерганье за волосы, подножки всем известны.
Стремление к самоутверждению.
Многие действия подростка, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти свои ценности, служению которым можно было бы посвятить себя.
Нравственно-духовная незрелость.
Приводит к обесцениванию человеческих ценностей, таких как любовь, добро и др.
Стремление отомстить.
Родителям, учителям, другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.
Правила взаимодействия.
Позитивный настрой
Любое взаимодействие следует начинать с себя. Задайте себе вопрос «Что я чувствую?». Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего привести себя в равновесие. Для этого нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать что-то еще, чтобы растопить негативные чувства.
Если все-таки в отношениях к ребенку превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Необходимо оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Переключите внимание на позитивные стороны ребенка, когда он вас чем-либо радовал, это проверка гуманистической направленности вашей позиции.
Доверительные отношения
Активно пытаясь взаимодействовать с ребенком, вы натыкаетесь на колючки до тех пор, пока ребенок не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернется сам. Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.
Доверие к миру, ситуации, другому человеку – это базовая потребность ребенка. Поэтому достижения доверия – первоочередная задача.
Поощрение положительных изменений
Поощрение минимальных положительных изменений, например, получение тройки после череды двоек. Вряд ли ребенок может быстро стать другим, поэтому вам предстоит долгий путь, складывающийся из малых шагов. И чтобы не сбиться с этого пути, важно помнить о правиле позитивности.
Привлекательная альтернативность
Важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. Например, отказ от общения со сверстниками, которые курят, бранятся и т.д. не покажется подростку привлекательным, так как он чувствует себя в данной компании признанным. Однако, может оказаться более привлекательным для него включение в круг сверстников, имеющих другие ценности (спортивные кружки, секции и т.д.), где он сможет показать себя и быть не менее признанным. И не надо будет самоутверждаться путем «девиантных ритуалов».
Разумный компромисс
Добиваясь положительных изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя. Любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. Вовлеките его в деятельность, которая была бы ему интересной.
Гибкость
Каждый случай работы с трудным ребенком требует разных способов и стратегий. Так в работе с тревожными детьми есть необходимость проявлять интерес к их чувствам, а в работе с несговорчивыми, склонными к правонарушениям более эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы. Правило гибкости предполагает, что если один из способов работы неэффективный, то можно попробовать применить другой способ.
Методы работы с детьми и подростками.
Можно использовать различные способы оказания психологической помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением.
Информирование
Повышение психологической грамотности ребенка в области обсуждаемых вопросов за счет примеров обыденной жизни, литературных и научных данных.
Метод аналогий (метафора)
Использование образов, сказок, притч, пословиц, поговорок для освещения существующей ситуации (вопроса обсуждения). Метафора позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны, вследствие чего снижается субъективная значимость проблемы.
Установление логических взаимосвязей
Установление вместе с ребенком последовательности событий, выявление факторов и их взаимосвязи. Таким образом, расширяется и уточняется понимание проблемы.
Логическое обоснование
Проведение логического анализа, показывающего эффективность разных путей решения проблемы.
Самораскрытие
Косвенное побуждение ребенка стать «самим собой» путем выражения терпимого отношения к чувствам ребенка и его мнению.
Конкретное пожелание (рекомендация)
Рекомендация конкретного способа решения проблемы, не снижающего ответственности ребенка. Планирование самим ребенком дальнейших шагов для реализации рекомендованного способа решения проблемы.
Парадоксальная инструкция
Вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, предлагая продолжить делать то, что он делает. Пусть повторит свои действия (мысли, поступки) как минимум три раза.
Убеждение
Данный способ целесообразно использовать при уравновешенном эмоциональном состоянии ребенка, когда ребенок способен мыслить и понимать.
Эмоциональное заражение
При возникновении доверительных отношений, заражение ребенка своим эмоциональным настроем, то есть коррекция эмоционального состояния ребенка.
Отреагирование отрицательных эмоций
Возможность снятия напряжения за счет активных действий: крика, слез, смеха, выговаривания, рисования, ходьбы и т.д.)
Релаксация
Обучение ребенка методам расслабления с помощью аутотренинговых и релаксационных упражнений.
Активизация энергии и силы
Повышение активности и работоспособности при отсутствии сил (энергии) за счет двигательных упражнений, перевоплощения.
Переоценка
Выявление негативных мыслей, переживаний, концентрация на положительных факторах.
Домашнее задание
Опробование новых способов поведения, отслеживание результатов.
Позитивный настрой
Укрепление веры ребенка в свои возможности по разрешению трудной ситуации.
Ролевое проигрывание
Тренировка новых способов поведения за счет проигрывания реальных и идеальных ситуаций.
Внутренние переговоры
Помощь ребенку в осознании внутренних конфликтов, выявление конфликтующих сторон личности, обучение вести внутренние переговоры с целью выявления оригинальных решений.
Трансформация
Мысленное погружение в собственную историю с целью ее завершения и снятия напряжения, создаваемого эффектом незаконченного действия.
Целенаправленность, выявление смысла событий
При возникновении внутренней опустошенности ребенка, поиск новых жизненных целей, повышение значимости выполняемых действий.
Социализация, поиск идентичности
Освоение ребенком различных действий как в игровых так и в специально запланированных жизненных ситуациях, самопознание , осмысление собственных поступков.
Факторы положительных изменений поведения ребенка.
1.Формирование у ребенка позитивного самовосприятия, доверие к себе и к окружению.
2.Анализ проблемы, выявление провоцирующих источников и причин.
3.Постановка позитивных целей, развитие желаемого поведения.
4.Определение целей для самосовершенствования на ближайшее и дальнейшее будущее.
5.Определение параметров желаемого результата через поставленные перед собой вопросы: «Как я пойму, что результат достигнут?» «Как о моем результате узнают другие?»
6. Определение союзников и помощников в достижении поставленных целей.
7. Осознание возможности рецидивов старого поведения и стратегии их устранения.
Литература
1.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: «Изд-во Союз», «Лениздат». – 2000
2. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.-психол. и психиатр. аспекты. – Мн.: Беларусь, 1988.
3. Кривцова С.В. и др. Подросток на прекрестке эпох. – М., Генезис,1997
4. Кузнецова И. Психологическая поддержка // Школьный психолог, 2000, №№ 29, 30, 31.
Источник