Психологическая поддержка ребенка с особенностями психофизического развития
Психофизическое развитие детей – собирательный термин, включающий в себя 2 составляющих: физическое состояние и особенности формирования психики. Оба показателя тесно связаны между собой, и, как правило, отклонения от нормы одного из параметров в раннем возрасте обязательно влечет за собой изменения другого. Психофизическое состояние ребенка оценивают в соответствии с общепринятыми нормами, учитывая возрастные особенности и индивидуальные условия формирования.
Понятие и виды ОПФР
Дети с особенностями психофизического развития (ОФПР) – это категория с нарушениями физического и психологического развития, которые влияют на общее состояние организма и создают сложности в адаптации к окружающему миру и социуму.
Примечание. ОПФР – термин, принятый на государственном уровне в республике Белоруссия. В России на законодательном уровне закреплен термин «Ограниченные возможности здоровья».
Как проявляется ОПФР
Особенности психофизического развития детей с ОВЗ определяют их образ жизни и круг общения. Способность ребят к образованию, самореализации зависит от интенсивности поражения, но для большинства из них характерны следующие качества:
- Выполняя доступные по возрасту действия, нуждаются в помощи взрослого.
- Отсутствует или резко ограничен интерес к окружающему миру, при этом болезненно реагируют на любые изменения во внешней среде (смена обстановки, поведение окружающих).
- Проблемы с координацией, мелкой моторикой, вниманием, отставание в формировании речи, мышления.
- Нервозность, тревожность, высокое психомышечное напряжение.
В плане физического роста оценивают антропометрические показатели тела (рост, вес, пропорции), функциональные показатели (объем легких, сила кистей обеих рук и так далее). Обращают внимание на процентное соотношение мускулатуры, подкожно-жировой клетчатки, оценивают мышечный тонус, опорно-двигательную систему, отмечают нарушения осанки. Совокупность морфологических параметров и функциональных показателей помогает определить состояние эндокринной и нервной системы, внутренних органов и тканей.
Психическое состояние предполагает изменение процессов осознания и реакции на окружающий мир с течением времени, появление новых качеств и функций, преобразование уже сложившихся психических характеристик. Обнаруженные сочетанные нарушения определяют характер ограничения возможностей здоровья у маленьких пациентов.
Варианты патологии в зависимости от интенсивности поражения
Выраженность патологических изменений влияет на дальнейшую адаптацию маленьких пациентов с ОВЗ и определяет размер оказываемой им помощи.
Категории детей с особенностями психофизического развития:
- дошкольники и подростки, испытывающие трудности в получении образования;
- обучающиеся в коррекционных или интеграционных классах;
- нуждающиеся в сопровождение психолога-педагога;
- инвалиды, чьи способности к обучению резко ограничены.
Степень ограничения возможностей здоровья определяется сложностью и выраженностью психофизических изменений.
Классификация ОПФР в зависимости от этиологии и зоны поражения
В соответствии с причинами, которые привели к нарушениям физического и психического развития, различают врожденные и приобретенные процессы. Врожденными называют патологии внутриутробного развития вследствие инфекционных поражений матери или наследственные заболевания. К приобретенным относят родовые травмы, послеродовые поражения, которые приводят к осложнениям и сказываются на психофизическом формировании детей.
Эти аномалии приводят к определенным изменениям в работе органов и систем органов, вызывают сочетанные патологические изменения различных отделов.
Особенности развития детей с психофизическими нарушениями:
- Интеллектуальная недостаточность (олигофрения) – такие дети отстают в физическом росте, у них снижен интерес к окружающему миру, отмечаются нарушения слуха, речевого аппарата.
- Нарушения функции артикуляционного аппарата – наблюдается задержка формирования психических процессов, снижение памяти, неустойчивость внимания, сложности с логическим мышлением.
- Снижение и потеря слуха – страдает речь, нарушается память, наблюдаются изменения в формировании мышления.
- Нарушения зрения формируют ранимую, обидчивую личность, общение и адекватная оценка окружающих людей страдают, детям сложнее наладить коммуникативные процессы.
- Патологии развития опорно-двигательной системы (ДЦП) – у таких детей развивается психический инфантилизм, наблюдается отставание в развитии, неспособность работать в коллективе.
- Нарушения и заболевания психики (ЗПР) приводят к отставанию в формировании мышления, рассеивается внимание, память слабеет, страдает работоспособность.
Важно! Как правило, отклонения в области физического развития со временем ведут к нарушениям психики, и наоборот, неспособность детей с аномалиями психологического состояния вести полноценный образ жизни влияет на функционирование органов и систем.
Психофизическое развитие в зависимости от возраста
Возрастные особенности психофизического развития детей учитывают при постановке диагноза и определении объема психологической и педагогической помощи.
Выделяют несколько этапов психофизического развития в зависимости от возраста:
Важно! Правильное воспитание и психологическая поддержка детей с особенностями психофизического развития важна на любом этапе, любовь и забота родителей вместе с качественной работой специалиста во многом помогают облегчить адаптацию таких ребят к окружающему миру.
Этап | Возраст | Особенности |
Младенчество | От рождения до года | В этот период выявляют аномалии слуха, зрения, нарушения развития двигательного аппарата (не всегда), определяют неврологический статус. |
Преддошкольный возраст | 1 – 3 года | В этом возрасте дети начинают активно познавать мир. Видны основные психофизические нарушения: зрения и слуха, нарушения речи, опорно-двигательной системы, задержка психического развития. |
Дошкольный возраст | 3 – 7 лет | На фоне постановки диагноза определяют категорию, к которой относятся дети с ОПФР. Развивающие занятия на этом этапе помогают снизить выраженность особенности психофизического развития детей дошкольного возраста |
Младший школьный возраст | 7 – 12 лет | В зависимости от выраженности ОПФР дети обучаются, занимаются с психологами и педагогами. Важно помочь таким ребятам адаптироваться к условиям социума, снизить психоэмоциональную нагрузку. |
Подростковый период | От 12 лет | На фоне гормональной перестройки организма возрастает психоэмоциональное напряжение, период быстрого роста сопровождается физиологическими нарушениями. Сложный и ответственный период, требующий максимального внимания к психофизическому состоянию детей. |
Воспитание и обучение детей с ОПФР
Проблемами воспитания и обучения дошкольников и подростков с ОПФР занимается коррекционная педагогика – наука, изучающая возможность максимально развить способности ребенка в зависимости от его уровня развития и восприятия. Обучение детей с особенностями психофизического развития происходит с использованием современных методов и техник, с привлечением педагогов и психологов, специализирующихся в решении этой проблемы.
Коррекционная педагогика учитывает индивидуальные особенности ребят, в ее основу заложены принципы гуманизации, интеграции и фундаментализации. Это означает, что целью данной науки служит возможность сделать жизнь человека с ОВЗ полноценной и достойной, при этом как в дошкольном, так и в старшем возрасте применяют формы совместного обучения и воспитания обычных детей и ребят с ОПФР. При этом, необходимо тщательное изучение и анализ различных отклонений в развитии и вариантов коррекции этих патологий.
Развитие психофизических качеств дошкольников предполагает формирование навыков социальной адаптации, общения в коллективе, диалогового характера взаимоотношений. В этом возрасте начинают коррекцию отклонений (нарушения речи, двигательной активности, познавательных процессов).
Психофизическое развитие дошкольника во многом определяет его дальнейшее обучение. Основными принципами воспитания служат:
- Антропологический подход – целью образования служит личность человека с ее индивидуальными особенностями. Такой подход влияет на содержание обучения: существуют свои стандарты для каждой нозологической группы.
- Гуманистическая позиция педагога, которая заключается в стремлении понять каждого ребенка и принять его со всеми особенностями.
- Синергетический подход позволяет согласовать и усилить влияние отдельных частей специального обучения и общую национальную систему образования.
- Социально-ориентированный подход, который обеспечивает выпускнику адаптацию к обществу.
- Экологичность – уважение внутреннего мира детей, создание в процессе обучения доверительных отношений.
- Культурологический подход подразумевает формирование социального опыта с учетом норм цивилизации и культуры.
Комплексность и универсальность специализированной коррекционной педагогики дает возможность детям с ОПФР получить достойное образование и максимально развить свои способности.
Видео
001
Источник
Социально-педагогическое и психологическое сопровождение – один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально психолого- педагогической службы.
Социокультурные изменения, происходящие в современном обществе, всевозрастающие требования к уровню подготовки молодого специалиста в условиях построения рыночной экономики, с одной стороны, постоянно увеличивающееся количество детей с ОПФР – с другой, обуславливают особый интерес социума и государства к образованию детей с особенностями в развитии, становления и дальнейшего совершенствования системы специального образования.
Эффективность психологической помощи детям с нарушениями в развитии зависит от воздействия на социально-психологическую среду, которая окружает ребенка с проблемами в развитии.
Это воздействие успешно осуществляется в форме психологического сопровождения.
В сопровождении надо «идти за ребенком», направляя его развитие, не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагога; помогая принимать самостоятельные решения, но оставляя за ребенком сам выбор и ответственность за него. Детям необходимо создать специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.
Задачи психологического сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
• помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
• коррекция эмоционально – волевой сферы;
• всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка со специалистами разного профиля;
• утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;
• коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;
• рассмотрение конфликтных аспектов;
• включение родителей в деятельность группы сопровождения;
• повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.
Сопровождение – это всегда пролонгированный, динамический процесс, целостная деятельность психолога, в которую включены пять взаимосвязанных компонентов:
1. систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
2. создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;
3. систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;
4. систематическая психологическая помощь родителям детей и подростков с проблемами в развитии;
5. организация жизнедеятельности ребенка с нарушениями развития в социуме с учетом психических и физических возможностей.
Отслеживание психологического статуса является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Среди специалистов, сопровождающих детей с ОПФР, обязательно должны находиться: психолог, ответственный за процесс психологического сопровождения, учитель-дефектолог, педагог социальный.
Следует выделять основные этапы процесса психологического сопровождения ребенка с ОПФР.
Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
1. установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
2. определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;
3. подготовка необходимой документации :
психологическое представление на начало учебного года;
психологическое представление на конец учебного года;
карта углубленного психологического обследования;
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения с комплексной программой сопровождения (заполняется психологическая часть);
Другие рабочие документы по необходимости (коррекционные программы, диагностические материалы, результаты консультаций).
После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы, как у родителей, так и у специалистов по сопровождению.
Ориентировочный этап включает следующие задачи:
1. установление контакта с родителями и родственниками ребенка;
2. установление контакта с группой (классом), которую посещает ребенок, с классным руководителем или воспитателем;
3. ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;
4. совместное обсуждение с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка.
Этап планирования содержит в себе:
1. создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;
2. утверждение этой программы со всеми специалистами, работающим с ребенком.
Составление программы сопровождения возможно только после тщательного психолого-педагогического обследования ребенка.
Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи:
1. оказание необходимой помощи родителям ребенка и педагогам в создании условий, необходимых ребенку с ОПФР для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей;
2. оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса;
3. научно-просветительская и консультативная работа с педагогами, дефектологами, логопедами, учителями, воспитателями и др. специалистами, работающими с ребенком.
Деятельностный, самый трудный и ответственный этап сопровождения должен обеспечить достижение желаемого результата. Специалисты по сопровождению координируют работу всех участников, оказывают помощь по реализации наиболее сложных пунктов плана, постепенно передавая свой опыт и свои функции родным и близким ребенка. Работа строится по принципу совместно-разделенной деятельности. Исключается авторитарность в отношениях с семьей, которая фиксирует пассивность семьи и ее зависимость от специалистов.
При этом не может быть отдельной работы с ребенком, и не может быть отдельной работы с семьей. Главное – это обогащение и развитие семейной ситуации, расширение потенциала развития каждого его участника.
Заключительный этап включает в себя совместное обсуждение со специалистами эффективности проведенной работы с рекомендациями по дальнейшей деятельности ребенка.
Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы.
Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения рекомендуется вести соответствующую документацию (дневник динамического наблюдения, где каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка). В этом дневнике психолог дает развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Такая форма работы позволяет проследить динамику изменений в процессе сопровождения и оптимизирует процесс коллективного взаимодействия специалистов во время его сопровождения.
Источник
Психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития.
Материалы МО от 05.12.2018г. (скачать)
Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, направленная на создание социально-психологических и педагогических условий, необходимых для успешного обучения и развития ребенка с особенностями психофизического развития в учреждении образования.
Группа психолого-педагогического сопровождения – объединение специалистов-участников образовательного процесса, осуществляющих процесс сопровождения.
Цель работы группы: предупреждение или устранение проблем, приводящих к школьной дезадаптации ребенка с ОПФР
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды: архитектурная безбарьерная среда, адаптация учебного материала и др.;
формирование готовности и способности всех участников образовательного пространства к взаимодействию с детьми с особенностями психофизического развития;
включение детей с особенностями психофизического развития в активное взаимодействие в образовательном пространстве.
Принципы психолого-педагогического сопровождения.
- междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения;
- индивидуальный подход и дифференциация;
- целостность (в масштабах группы (класса), учреждения образования);
- системность и непрерывность;
- создание ситуаций успеха, обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса.
Этапы деятельности групп ППС
- Подготовительный;
- Диагностико-проектировочный;
- Деятельностный ;
- Аналитический.
Факторы успешной работы группы:
- Совместное планирование деятельности.
- Охват вниманием всех сторон сопровождения.
- Равноправное сотрудничество.
- Одновременная деятельность по реализации поставленных задач.
- Тесная взаимосвязь и преемственность в работе.
- Единство требований.
- Регулярное обсуждение результатов и своевременное внесение корректив.
Этапы индивидуального сопровождения ребенка.
• сбор информации о ребёнке;
• анализ полученной информации;
• этап совместной выработки рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей специалистами; составление плана комплексной помощи для каждого воспитанника;
• консультирование всех участников сопровождения о способах решения проблем;
• выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
• анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (Что удалось? Что не получилось? Почему?);
• дальнейший этап развития ребёнка (что делаем дальше?).
Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения.
Представитель администрации.
• руководитель службы сопровождения:
• перспективное планирование деятельности службы;
• координация деятельности и взаимодействия специалистов;
• контроль над организацией работы, анализ эффективности.
Учитель-дефектолог.
• проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;
• осуществление образовательной работы;
• осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).
Учитель класса.
• выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);
• учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.
Воспитатель группы продленного дня.
• определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
• реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.
Педагог-психолог:
• психологическая диагностика;
• психокоррекция;
• психологическое консультирование;
• разработка рекомендаций другим специалистам.
Педагог социальный:
• объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;
• изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;
• решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
Медицинский работник:
• организация и контроль антропометрии;
• разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;
• обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;
• ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.
Области деятельности специалистов.
Педагог-психолог.
• результаты познавательной сферы ребенка;
• особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.
• особенности межличностных отношений ребенка;
• итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.
Педагог социальный.
• характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;
• жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;
• конфликтные аспекты в работе с семьей.
Учитель-дефектолог.
• трудности в усвоении программы;
• поведенческие особенности ребенка;
• рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);
• особенности речевого развития ребенка;
• итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;
• возможности коррекции и прогноз.
Воспитатель.
• навыки самообслуживания;
• характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;
• особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;
• формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.
Учитель музыки.
• способности к творческой деятельности;
• возможности использования эстетопсихотерапевтических приемов в коррекции проблем ребенка.
Учитель физической культуры.
• активность на занятиях;
• предпочтения в упражнениях;
• понимание команд, координация движений.
Источник