Психологическая норма развития ребенка это
Возрастные нормы психического развития детей
от рождения до семи лет
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.
С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.” Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный выводы. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым. К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок должен достичь определенных результатов.
Источник
Ольга Осокина
Нормы психологического развития детей дошкольного возраста
К ТРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК:
МАТЕМАТИКА
– должен уметь пользоваться понятиями»много», «один», правильно согласовывать их с существительными
– должен использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше»
– должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий»
– должен уметь сравнивать предметы по высоте, использовать слова «высокий», «низкий»
– должен уметь сравнивать предметы по толщине, использовать сло-ва «толстый», «тонкий»
– должен уметь определять равенство и неравенство предметов
– должен узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
– выполнять словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик, желтый мячик, маленького зайчика»)
– знать названия транспортных средств (машина, автобус, частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль, растений (дерево, трава, цветы, фруктов (яблоко, груша, банан, овощей (морковь, помидор, огурец, домашних животных (кошка, собака, курица) и их детены-шей
– употреблять в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, сти-рать, вытирать, гладить, лечить и т. д.)
– прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет
– наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т. д.)
– уметь связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картин-ке (2-4 предложения)
– уметь отвечать на вопросы взрослого
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
– различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека
– различать некоторые фрукты и овощи
– знать и называть 6 основных цветов: красный, желтый, синий, зеле-ный, белый, черный
– различать части суток (день, ночь, знать, чем они отличаются
– знать название и назначение некоторых предметов
– пересказывать небольшие потешки
К ЧЕТЫРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
МАТЕМАТИКА
– считать в пределах 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?»
– сравнивать две группы предметов, используя счет
– сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними
– узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
– определять направление движения от себя (направо, налево, впе-ред, вниз, вверх)
– знать правую и левую руку
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
– правильно произносить все звуки родного языка
– использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили
– составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений
– понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисо-вано
– правильно называть существительные в единственном и множе-ственном числе
– правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над и т. д.
– пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отве-чать на вопросы по содержанию текста
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
– знать как зовут родителей
– уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отли-чаются
– называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одеж-да, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды
– знать названия некоторых профессий
– знать и уметь находить в окружающей обстановке 9 цветов: крас-ный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый, черный, го-лубой, розовый
– знать и уметь рассказывать несколько сказок
– знать некоторые правила дорожного движения улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зеленый сигнал светофора
К ПЯТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:
ВНИМАНИЕ
– выполнять задание, не отвлекаясь в течении 10-12 минут
– удерживать в поле зрения 6-7 предметов
– находить 5-6 отличий между предметами
– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу
– уметь находить одинаковые предметы
ПАМЯТЬ
– уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов
– уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки
– пересказывать содержание небольшого произведения или сказки
– помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни
– запоминать и повторять небольшие фразы
– уметь сравнивать два изображения по памяти
МАТЕМАТИКА
– считать в пределах 10
– пользоваться количественными и порядковыми числительными
– сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10
– уравнивать неравное число предметов двумя способами
– выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам
– ориентироваться на листе бумаги
– знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб)
– сравнивать предметы по величине,пользуясь понятиями: «шире-уже», «выше-ниже», «длиннее-короче» и т. д.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
-правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, вырази-тельно
– употреблять в речи простые и сложные предложения
– пользоваться прямой и косвенной речью
– поддерживать непринужденную беседу
– составлять небольшой рассказ о предмете, картине, по теме
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
– уметь проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры
– уметь обводит рисунок по точкам и по линиям
– уметь аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка
– уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры
– уметь копировать простейшие рисунки
МЫШЛЕНИЕ
– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ
– классифицировать предметы по определенным признакам
– подбирать две половинки одного предмета, уметь объяснять свой выбор
– самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их
– сравнивать два предмета между собой, называть чем они похожи и чем отличаются друг от друга
– уметь самостоятельно подбирать подходящие заплатки к коврикам
– уметь называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка
К ШЕСТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:
МАТЕМАТИКА
– уметь считать в пределах 10
– правильно пользоваться количественными и порядковыми числи-тельными
– сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого
– уравнивать неравное число 2 способами
– сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соот-ношения между ними
– различать форму предметов
– выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам
– ориентироваться на листе бумаги
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
– правильно произносить все звуки
– употреблять в речи простые и сложные предложения
– пользоваться прямой и косвенной речью
– поддерживать непринужденную беседу
– составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым
– уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения
– уметь определять место нужного звука в слове
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
– знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села, название столицы Родины
– знать название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий
– назвать группы предметов обобщающим словом
– знать основные правила дорожного движения
– знать последовательность времен года, частей суток
– различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам
– знать несколько зимующих, перелетных птиц
ВНИМАНИЕ
– выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут
– находить 5-6 отличий между предметами
– удерживать в поле зрения 8-10 предметов
– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу
– копировать в точности узор или движение
– уметь находить одинаковые предметы
ПАМЯТЬ
– уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов
– уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки
– пересказывать близко к тексту рассказы или сказки
– рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки
– запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух
– запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов
– рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности
МЫШЛЕНИЕ
– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам
– классифицировать предметы в группы по определенным признакам
– подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу
– самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой
– находить предмет в группах, не подходящий к общими признакам
– решать простые логические задачи
– выстраивать логический ряд из фигур
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания
– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием
– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры
– ориентироваться в тетради в клетку или линию
– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей
– уметь копировать простейшие рисунки.
К СЕМИ ГОДАМ РЕБЕНОК:
МАТЕМАТИКА
– называть числа в прямом и обратном порядке до 20
– соотносить цифру и число предметов
– составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычита-ние
– пользоваться арифметическими знаками действий
– измерять длину предметов с помощью условной меры
– ориентироваться на листе бумаги
– определять время по часам
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
– уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия
– самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений
– составлять рассказы из личного опыта
– изменять слова, образуя новые
– пересказывать небольшие рассказы
– выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнооб-разно передавать их в зависимости от содержания
– правильно употреблять трудные формы знакомых слов
– использовать в речи антонимы
– отгадывать загадки, понимать образные выражения
ГРАМОТА
– знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита
– определять количество слогов в словах
– определять количество звуков в словах
– определять место заданного звука в слове
– анализировать звуковой состав слова
– определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произно-симых слов, отмечать значком «ударение» ударные гласные
– различать гласные и согласные звуки и буквы
– различать твердые и мягкие согласные
– составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в пред-ложении произносятся в определенной последовательности
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
– называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих ро-дителей
– название своего родного города (села, столицы, Родины
– последовательность времен года, частей суток, дней недели, назва-ние месяцев
– отличать животных, птиц, насекомых
– отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников
– знать и называть все явления природы, распознавать по окраске, размерам
– знать о сезонных изменениях в природе
ВНИМАНИЕ
– выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут
– находить 10 отличий между предметами
– удерживать в поле зрения не менее 10 предметов
– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу
– копировать в точности узор или движение
– уметь находить одинаковые предметы
МЫШЛЕНИЕ
– объединять предметы в группы по определенным признакам
– выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов
– выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам
– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам
– решать достаточно сложные логические задачи
– сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия меж-ду ними
– подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу
ПАМЯТЬ
– уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов
– рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы
– повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов
– подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окру-жающей обстановке
– повторять ряды цифр (от 5 до 7, запоминая их на слух или зри-тельно
– подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки
– запоминать расположение игрушек (8-10, называть по памяти, что где находилось
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания
– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием
– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры
– ориентироваться в тетради в клетку или в линию
– уметь копировать фразы, простейшие рисунки
– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей
Родители часто задаются вопросами: «Как развивается мой ребенок? Не отстает ли он в развитии? Какими умения и навыками должен овладеть к определенному возрасту?
Давайте вместе попытаемся ответить на эти вопросы.
Источник
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.
Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знании о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов — одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma) — установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.
Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания.
В практической психологии и педагогике сегодня широко используемыми являются понятия:
– предметная норма — знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования);
– социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;
– индивидуальная норма — проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Маркова).
Категория норм, психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.
Закономерно встает вопрос о том, как определить педагогу-предметнику и педагогу социальному общеобразовательной школы степень тяжести нарушения, установить, лежит ли это отклонение в пределах «нормы» или является патологическим? Вряд ли можно найти исчерпывающие и однозначные критерии. Тем не менее, такие критерии есть. Известен «критерий психопатий Ганнушкина — Кербикова», позволяющий определить патологию характера (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Первый признак — относительная стабильность характера во времени, то есть он мало меняется в течение жизни. Если возникшее в детстве нарушение не меняется и не исчезает с возрастом, то это может быть свидетельством патологического нарушения. Примерно то же имеет в виду и В.П. Кащенко, говоря о существенных различиях между «нормальными и ненормальными людьми». Отклоняющиеся черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сделает усилие. Нормальные дети поддаются обычному воспитательному воздействию и способны к необходимой социальной адаптации.
Второй признак — «тотальность проявлений характера»: одни и те же черты проявляются везде: дома, на отдыхе, на работе, среди своих и среди чужих, то есть при любых обстоятельствах. Если же человек дома один, а «на людях» — другой, то это не патология.
Третий признак — социальная дезадаптация, заключающаяся в том, что у человека возникают постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо тот и другие вместе (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Есть и другие критерии оценки, позволяющие установить отклонения в любом поведении. Крупный английский специалист в области детской психиатрии М. Раттер для оценки отклонений в любом поведении предложил следующие критерии:
1. Необходимо учитывать возрастные особенности и половую принадлежность ребенка.
Некоторые особенности поведения являются нормальными только для детей определенного возраста. Так, тревога при разлуке с близкими (матерью) типична для малышей, начинающих ходить (это настолько типично, что безразличная реакция ребенка этого возраста на разлуку с родителями — возможная причина для беспокойства). Для подростка же болезненное переживание разлуки с близкими — явление весьма редкое и поэтому ненормальное.
Что касается половых различий, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает. У большинства мальчиков оно окрашено некоторыми женскими чертами, а у большинства девочек — некоторыми мужскими. Это вполне нормально. Достаточно редко у мальчика встречается «весь набор женских особенностей поведения», и это — нарушение.
2. Длительность сохранения расстройства.
Почти каждый ребенок в какой-то момент переживает состояние нежелания идти в школу. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или даже лет, то это должно вызывать тревогу.
3. Жизненные обстоятельства могут вызывать временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей. Развитие никогда не происходит гладко. «Психологическая энергетика» имеет свои пики и свои падения, в силу чего в одно время дети могут быть очень уязвимы, а в другое — обладать достаточной сопротивляемостью и хорошими адаптационными способностями. В одних условиях колебания происходят чаще. Это зависит от обстоятельств жизни ребенка. Для многих детей появление младшего ребенка в семье может стать фактором таких колебаний. Смена школы или класса — событие, которое вызывает переживание стресса, повышает чувство тревожности и зависимости.
4. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение ребенка должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной культурной среды. Поэтому важно учитывать социокультурные различия, которые имеют место в обществе.
5. Важно иметь в виду степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Особого внимания требуют дети с множественными эмоциональными или поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни, когда нарушение одной сферы негативно сказывается на других сферах.
6. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей характернее, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.
7. При анализе детского поведения следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует внимательно относиться к тем изменениям в поведении, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития.
8. Ситуационная специфичность симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой проявляется нарушение поведения. Хотя это не самый важный критерий, но он может пролить определенный свет на динамику развития у ребенка проблем взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание, по убеждению М. Раттера, комбинацию из всех названных критериев. Хотя и в этом случае определение «ненормальности» не является вполне достаточным. Необходимо учитывать, насколько отклонение от нормы повреждает развитие. Важно помнить, что конкретный ребенок — это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление характера нарушений развития личности конкретного ребенка.
Источник