Психологическая норма развития ребенка это

Возрастные нормы психического развития детей

от рождения до семи лет

       Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые  должны возникать на каждом этапе развития ребенка.                                                

      Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

     На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

    К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.

    С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.  

     К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

     Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.” Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.                                                                                                  

     Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.  

                        С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.  

     Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

     Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.  Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

    Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный выводы.  К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.  К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок  должен достичь определенных результатов.

Источник

Ольга Осокина
Нормы психологического развития детей дошкольного возраста

К ТРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК:

МАТЕМАТИКА

– должен уметь пользоваться понятиями»много», «один», правильно согласовывать их с существительными

– должен использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше»

– должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий»

Читайте также:  Развитие мышц у ребенка презентация

– должен уметь сравнивать предметы по высоте, использовать слова «высокий», «низкий»

– должен уметь сравнивать предметы по толщине, использовать сло-ва «толстый», «тонкий»

– должен уметь определять равенство и неравенство предметов

– должен узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– выполнять словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик, желтый мячик, маленького зайчика»)

– знать названия транспортных средств (машина, автобус, частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль, растений (дерево, трава, цветы, фруктов (яблоко, груша, банан, овощей (морковь, помидор, огурец, домашних животных (кошка, собака, курица) и их детены-шей

– употреблять в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, сти-рать, вытирать, гладить, лечить и т. д.)

– прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет

– наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т. д.)

– уметь связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картин-ке (2-4 предложения)

– уметь отвечать на вопросы взрослого

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека

– различать некоторые фрукты и овощи

– знать и называть 6 основных цветов: красный, желтый, синий, зеле-ный, белый, черный

– различать части суток (день, ночь, знать, чем они отличаются

– знать название и назначение некоторых предметов

– пересказывать небольшие потешки

К ЧЕТЫРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

МАТЕМАТИКА

– считать в пределах 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?»

– сравнивать две группы предметов, используя счет

– сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними

– узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

– определять направление движения от себя (направо, налево, впе-ред, вниз, вверх)

– знать правую и левую руку

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– правильно произносить все звуки родного языка

– использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили

– составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений

– понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисо-вано

– правильно называть существительные в единственном и множе-ственном числе

– правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над и т. д.

– пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отве-чать на вопросы по содержанию текста

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– знать как зовут родителей

– уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отли-чаются

– называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одеж-да, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды

– знать названия некоторых профессий

– знать и уметь находить в окружающей обстановке 9 цветов: крас-ный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый, черный, го-лубой, розовый

– знать и уметь рассказывать несколько сказок

– знать некоторые правила дорожного движения улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зеленый сигнал светофора

К ПЯТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь в течении 10-12 минут

– удерживать в поле зрения 6-7 предметов

– находить 5-6 отличий между предметами

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– уметь находить одинаковые предметы

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов

– уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки

– пересказывать содержание небольшого произведения или сказки

– помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни

– запоминать и повторять небольшие фразы

– уметь сравнивать два изображения по памяти

МАТЕМАТИКА

– считать в пределах 10

– пользоваться количественными и порядковыми числительными

– сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10

– уравнивать неравное число предметов двумя способами

– выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

– ориентироваться на листе бумаги

– знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб)

– сравнивать предметы по величине,пользуясь понятиями: «шире-уже», «выше-ниже», «длиннее-короче» и т. д.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

-правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, вырази-тельно

– употреблять в речи простые и сложные предложения

– пользоваться прямой и косвенной речью

– поддерживать непринужденную беседу

– составлять небольшой рассказ о предмете, картине, по теме

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– уметь проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры

– уметь обводит рисунок по точкам и по линиям

– уметь аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка

– уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры

– уметь копировать простейшие рисунки

МЫШЛЕНИЕ

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ

– классифицировать предметы по определенным признакам

– подбирать две половинки одного предмета, уметь объяснять свой выбор

– самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их

– сравнивать два предмета между собой, называть чем они похожи и чем отличаются друг от друга

– уметь самостоятельно подбирать подходящие заплатки к коврикам

– уметь называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка

К ШЕСТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:

МАТЕМАТИКА

– уметь считать в пределах 10

– правильно пользоваться количественными и порядковыми числи-тельными

– сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого

– уравнивать неравное число 2 способами

– сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соот-ношения между ними

– различать форму предметов

– выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

– ориентироваться на листе бумаги

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– правильно произносить все звуки

– употреблять в речи простые и сложные предложения

– пользоваться прямой и косвенной речью

– поддерживать непринужденную беседу

– составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым

– уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения

– уметь определять место нужного звука в слове

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села, название столицы Родины

Читайте также:  Характер влияния психических процессов на развитие речи ребенка

– знать название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий

– назвать группы предметов обобщающим словом

– знать основные правила дорожного движения

– знать последовательность времен года, частей суток

– различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам

– знать несколько зимующих, перелетных птиц

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут

– находить 5-6 отличий между предметами

– удерживать в поле зрения 8-10 предметов

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– копировать в точности узор или движение

– уметь находить одинаковые предметы

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов

– уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки

– пересказывать близко к тексту рассказы или сказки

– рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки

– запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух

– запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов

– рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности

МЫШЛЕНИЕ

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам

– классифицировать предметы в группы по определенным признакам

– подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

– самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой

– находить предмет в группах, не подходящий к общими признакам

– решать простые логические задачи

– выстраивать логический ряд из фигур

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания

– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

– ориентироваться в тетради в клетку или линию

– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей

– уметь копировать простейшие рисунки.

К СЕМИ ГОДАМ РЕБЕНОК:

МАТЕМАТИКА

– называть числа в прямом и обратном порядке до 20

– соотносить цифру и число предметов

– составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычита-ние

– пользоваться арифметическими знаками действий

– измерять длину предметов с помощью условной меры

– ориентироваться на листе бумаги

– определять время по часам

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия

– самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений

– составлять рассказы из личного опыта

– изменять слова, образуя новые

– пересказывать небольшие рассказы

– выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнооб-разно передавать их в зависимости от содержания

– правильно употреблять трудные формы знакомых слов

– использовать в речи антонимы

– отгадывать загадки, понимать образные выражения

ГРАМОТА

– знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита

– определять количество слогов в словах

– определять количество звуков в словах

– определять место заданного звука в слове

– анализировать звуковой состав слова

– определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произно-симых слов, отмечать значком «ударение» ударные гласные

– различать гласные и согласные звуки и буквы

– различать твердые и мягкие согласные

– составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в пред-ложении произносятся в определенной последовательности

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих ро-дителей

– название своего родного города (села, столицы, Родины

– последовательность времен года, частей суток, дней недели, назва-ние месяцев

– отличать животных, птиц, насекомых

– отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников

– знать и называть все явления природы, распознавать по окраске, размерам

– знать о сезонных изменениях в природе

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут

– находить 10 отличий между предметами

– удерживать в поле зрения не менее 10 предметов

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– копировать в точности узор или движение

– уметь находить одинаковые предметы

МЫШЛЕНИЕ

– объединять предметы в группы по определенным признакам

– выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов

– выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам

– решать достаточно сложные логические задачи

– сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия меж-ду ними

– подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов

– рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы

– повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов

– подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окру-жающей обстановке

– повторять ряды цифр (от 5 до 7, запоминая их на слух или зри-тельно

– подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки

– запоминать расположение игрушек (8-10, называть по памяти, что где находилось

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания

– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

– ориентироваться в тетради в клетку или в линию

– уметь копировать фразы, простейшие рисунки

– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей

Родители часто задаются вопросами: «Как развивается мой ребенок? Не отстает ли он в развитии? Какими умения и навыками должен овладеть к определенному возрасту?

Давайте вместе попытаемся ответить на эти вопросы.

Источник

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, непра­вильность в развитии. В таком значении это понятие су­ществует в педагогической и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процес­сов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знании о нормальных параметрах этих про­цессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов — одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных фун­кций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма ре­гуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных раз­личий. Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma) — установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Читайте также:  Центр детского развития ребенка детский сад 4

Проблема критериев нормы, нормального развития че­ловека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания.

В практической психоло­гии  и педагогике сегодня широко используемыми являются понятия:

– предметная норма — знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах обра­зования);

– социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сло­житься к концу определенного возрастного этапа;

– инди­видуальная норма — проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Мар­кова).

Категория норм, психического развития, по убеж­дению практиков, позволяет определить подходы к реше­нию коррекционно-развивающих задач.

Закономерно встает вопрос о том, как определить педа­гогу-предметнику и педагогу социальному общеобразовательной школы степень тяжести нару­шения, установить, лежит ли это отклонение в пределах «нормы» или является патологическим? Вряд ли можно найти исчерпывающие и однозначные критерии. Тем не менее, такие критерии есть. Известен «критерий психопа­тий Ганнушкина — Кербикова», позволяющий определить патологию характера (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Первый признак — относительная стабильность ха­рактера во времени, то есть он мало меняется в течение жизни. Если возникшее в детстве нарушение не меняется и не исчезает с возрастом, то это может быть свидетель­ством патологического нарушения. Примерно то же име­ет в виду и В.П. Кащенко, говоря о существенных разли­чиях между «нормальными и ненормальными людьми». Отклоняющиеся черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отде­латься, если захочет и сделает усилие. Нормальные дети поддаются обычному воспитательному воздействию и спо­собны к необходимой социальной адаптации.

Второй признак — «тотальность проявлений харак­тера»: одни и те же черты проявляются везде: дома, на отдыхе, на работе, среди своих и среди чужих, то есть при любых обстоятельствах. Если же человек дома один, а «на людях» — другой, то это не патология.

Третий признак — социальная дезадаптация, заклю­чающаяся в том, что у человека возникают постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо тот и другие вместе (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Есть и другие критерии оценки, позволяющие устано­вить отклонения в любом поведении. Крупный англий­ский специалист в области детской психиатрии М. Раттер для оценки отклонений в любом поведении предложил сле­дующие критерии:

1. Необходимо учитывать возрастные особенности и половую принадлежность ребенка.

Некоторые особенности поведения являются нормаль­ными только для детей определенного возраста. Так, тре­вога при разлуке с близкими (матерью) типична для ма­лышей, начинающих ходить (это настолько типично, что безразличная реакция ребенка этого возраста на разлуку с родителями — возможная причина для беспокойства). Для подростка же болезненное переживание разлуки с близ­кими — явление весьма редкое и поэтому ненормальное.

Что касается половых различий, то даже в позднем дет­стве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает. У большинства мальчиков оно окрашено некоторыми жен­скими чертами, а у большинства девочек — некоторыми мужскими. Это вполне нормально. Достаточно редко у мальчика встречается «весь набор женских особенностей поведения», и это — нарушение.

2. Длительность сохранения расстройства.

Почти каждый ребенок в какой-то момент переживает состояние нежелания идти в школу. Это может продол­жаться от одного дня до нескольких недель. Если же та­кое состояние продолжается несколько месяцев или даже лет, то это должно вызывать тревогу.

3. Жизненные обстоятельства могут вызывать времен­ные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей. Развитие никогда не происходит гладко. «Психоло­гическая энергетика» имеет свои пики и свои падения, в силу чего в одно время дети могут быть очень уязвимы, а в другое — обладать достаточной сопротивляемостью и хорошими адаптационными способностями. В одних усло­виях колебания происходят чаще. Это зависит от обстоя­тельств жизни ребенка. Для многих детей появление младшего ребенка в семье может стать фактором таких колеба­ний. Смена школы или класса — событие, которое вызы­вает переживание стресса, повышает чувство тревожности и зависимости.

4. Дифференциация нормального и аномального пове­дения не может быть абсолютной. Поведение ребенка дол­жно оцениваться с точки зрения норм его непосредствен­ной культурной среды. Поэтому важно учитывать социо­культурные различия, которые имеют место в обществе.

5. Важно иметь в виду степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симп­томов одновременно. Особого внимания требуют дети с множественными эмоциональными или поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касают­ся разных сторон психической жизни, когда нарушение одной сферы негативно сказывается на других сферах.

6. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей характер­нее, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстрой­ства. Очень важно выяснить частоту и длительность про­явления неблагоприятных симптомов.

7. При анализе детского поведения следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые харак­терны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует внимательно от­носиться к тем изменениям в поведении, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития.

8. Ситуационная специфичность симптома. Следует об­ращать внимание на ситуацию, в которой проявляется нарушение поведения. Хотя это не самый важный крите­рий, но он может пролить определенный свет на динамику развития у ребенка проблем взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание, по убеждению М. Раттера, комбинацию из всех названных критериев. Хотя и в этом случае определение «ненормальности» не является вполне достаточным. Необходимо учитывать, на­сколько отклонение от нормы повреждает развитие. Важ­но помнить, что конкретный ребенок — это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление ха­рактера нарушений развития личности конкретного ре­бенка.

Источник