Психологическая коррекция развития ребенка раннего возраста

Психологическая коррекция развития ребенка раннего возраста thumbnail

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Психологическая коррекция ребенка

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

Источник

Любовь Романова
Коррекционная работа с детьми раннего возраста

Образовательная деятельность предполагает коррекционно-развивающие мероприятия с детьми третьего года жизни с нарушениями психофизического развития. На них предусматривается освоение детьми формы, величины, цвета предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов. Содержание образовательной деятельности основано на использовании специально подобранных игр и упражнений. Условием результативного использования игр в коррекционно-развивающем обучении является соблюдение их последовательности. Началом коррекционно-развивающей работы является этап первичной диагностики. Основное назначение диагностики – получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат дальнейшему коррекционно-развивающему воздействию.При диагностике развития детей использовались следующие методы: сбор анамнестических данных; наблюдение за детьми в процессе их деятельности; анкетирование родителей; диагностика нервно-психического развития (НПР) на основе нормативных показателей данного возраста, психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (Е. А. Стребелевой.) На основе полученных данных составляется таблица показателей нервно-психического развития, которая включает соответствующие основные показатели развития навыков и умений детей в возрасте от 1 года до 3 лет (сенсорное развитие, развитие общих движений, мелкой моторики, развитие речи, формирование игровой деятельности и навыков самообслуживания). Процедура обследования проводится в произвольном порядке методом наблюдения за ребенком в ситуации общения с воспитателями, родителями, со сверстниками, в самостоятельной игровой деятельности. Результаты наблюдения обобщаются и заносятся в таблицу, после чего составляется профиль развития ребенка. Профиль развития является показателем актуального развития ребенка, указывает на ведущее нарушение при задержанном или искаженном развитии. Структура и особенности построения коррекционно-игровых мероприятий рассчитана на 6 месяцев (с октября по апрель) количество которых различно для детей и взрослых (родителями, воспитателями) и определяется тематическими планами. Количество занятий – 2 раза в неделю, продолжительность – 10 минут. Структура каждого игрового мероприятия состоит из приветствия, основной части (игры и упражнения на развитие и коррекцию когнитивной сферы) и заключительной части (прощание). Занятия для родителей и воспитателей проводятся в виде лекций, дискуссий и групповых тренингов. Тематический план для воспитателей были составлен на год и направлен на знакомство воспитателей с особенностями познавательного развития детей раннего возраста с психофизическими нарушениями, а также посвящен рассмотрению проблем, волнующих каждого воспитателя в его ежедневной работе. Все игровые мероприятия с детьми раннего возраста проходят в игровой форме, продолжительность их не превышает 10 минут. Они построены по следующей схеме.

1. Ритуал приветствия. Цель – настроить ребенка на предстоящую игровую ситуацию, сформировать эмоциональный контакт.

2. Упражнения, направленные на познавательное развитие

– игры, направленные на сенсорное развитие

– развитие и коррекция слухового восприятия и внимания

3. Упражнения,направленные на физическое развитие:

– развитие и коррекция мелкой моторики;

– развитие общих движений.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15»

hello_html_m481b670f.jpg

Педагог-психолог: Спасибко Н.Н.

2017

Работа педагога-психолога с детьми

раннего возраста в условиях ДОУ

Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста. Ранний возраст является ответственным периодом в жизни ребенка, когда формируются наиболее важные способности, определяющие его дальнейшее развитие.

В условиях сопровождения детей раннего возраста в нашем детском саду были определены направления моей деятельности:

1. Развивающая работа с детьми групп раннего возраста.

2. Координирующая работа с воспитателями групп раннего возраста.

3. Работа с родителями воспитанников.

Развивающая работа с детьми раннего возраста

Система работы с детьми раннего возраста включает в себя два этапа:

– Этап привыкания детей к условиям ДОУ (адаптационный период). На этом этапе создается безопасная психологическая обстановка для малышей: объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

– Этап после адаптационный. На этом этапе малышам предлагаются развивающие встречи с психологом, налаживается ритм их жизни в ДОУ.

Цель Этапа привыкания: осуществление помощи детям, их родителям в адаптации к новым социальным условиям.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на этом этапе следующие:

– Преодолеть стрессовое состояние малышей и их родителей.

– Формировать активную позицию родителей к дальнейшему сотрудничеству в процессе воспитания детей в детском саду;

– Помочь воспитателям в подборе методов и приемов профилактики нежелательных проявлений у малышей.

На этом этапе проводится первичная диагностика. Совместно с воспитателями осуществляется наблюдение за детьми, проходящими адаптацию. Данные по наблюдению фиксируются в листах психологической адаптации, которые заполняются на каждого ребенка в начале адаптационного периода и в конце контрольная диагностика (повторная)).

В листе адаптации представлены:

  • сведения социального характера (фамилия, имя, дата рождения, дата поступления в детский сад, возраст на момент поступления),

  • информация об индивидуальных особенностях ребенка (группа здоровья, особенности темперамента, привычки),

  • оценка параметров адаптации (эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми, взрослыми, познавательная и игровая деятельность, реакция на изменение привычной ситуации),

  • оценка адаптационного периода.

Выполнив анализ полученных результатов, можно сделать вывод о распределении степеней адаптации. Представим полученные результаты.

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

Обычно через 2-3 недели малыши при моём появлении в группе бегут на встречу, обнимаются, проявляют радость и желание играть.

После успешной адаптации малышей к условиям жизни в группе, примерно с ноября месяца начинается второй Этап моей работы: групповые занятия с малышами.

Цель этого Этапа: налаживание ритма жизни малышей в детском саду на развивающих занятиях.

На этом этапе использую свою Адаптационную программу социально-педагогической направленности для детей 2-3 лет «Малыши в детском саду».

Занятия направлены на сплочение детского коллектива, раскрепощение, снятия тревожности, коррекции детских страхов, т.е. с целью благоприятного протекания адаптации.

Все занятия имеют следующую структуру:

1) ритуал начала занятия, который сопровождается приходом гостя: кукла Клёпа, котенок, Лунатик,кукла Маша, Божья коровка,Солнышко).

2) далее проходит игровое задание на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, речи, воображения,а также мелкой моторики, творчества. Рисование способствует не только развитию творчества. С помощью рисунка можно понять эмоциональное состояние ребенка, что его тревожит, беспокоит или наоборот, радует.

3) в целях профилактики утомлениямежду заданиями провожу физкультурные минутки,подвижные игры.

4) затем следует релаксационные упражнения, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Очень полезны дыхательные гимнастики.Они способствуют не только снятию мышечного напряжения, но и развитию речи. Ведь правильное произношение слов возможно при правильном дыхании. Очень важно следить за тем, как дети выдыхают, дуют на фигурки. Губы должны быть вытянуты трубочкой, при этом щеки не надувать.

Большую помощь оказывает самомассаж и массаж. Например, мы используем такие упражнения, как «Солнечный зайчик», «Погода на лице, ручках, ножках, на спине», «Дождь в джунглях». Такие упражнения помогают не только расслабиться, но и благодаря телесному контакту происходит сближение, сплочение детей между собой, между ребенком и взрослым (педагогом).

– Очень любимы детьми «Массажные мячики». С помощью этого маленького шарика можно: развивать внимание, речь, мелкую моторику, восприятие цвета, формы, учить и закреплять признаки и свойства предмета (мягкий-твердый, гладкий-шершавый, из чего сделан), и, конечно же, можно и нужно делать массаж и самомассаж на руках, ногах, животе, спине.

Очень эффективны в работе с детьми упражнения на релаксацию. Звучание приятной музыки, звуков природы, пения птиц в сопровождении с движениями или полным расслаблением тела, представлениями красивых образов способствует снятию мышечного, эмоционального напряжения, способствуют улучшению самочувствия и поднятию настроения.

Первые занятия проходят в группе, затем я приглашаю ребят вместе с воспитателем в кабинет психолога, а также в сенсорную комнату.

Здесь дети получают массу впечатлений. На лицах прослеживались чувства удивления, радости.

Мы учимся ходить по сенсорным дорожкам, наблюдать за радугой, много эмоций вызывает океан, также и сухой бассейн, наблюдаем за звездным небом.

– В конце коррекционного занятия очень важен ритуал окончания. Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия. Это может быть специально подобранное упражнение, жест. Например, «Встретимся опять», «Комплименты», «Круг друзей», «Салют».

Работа педагога-психолога с педагогами

Свою деятельность с педагогами я веду в следующих направлениях:

– психологическое просвещение: консультации, семинары, выпуск информационных листков, памяток;

– психо-профилактика: семинары-практикумы, мини-тренинги (обучение методам саморегуляции и упражнениям по снятию психо-эмоционального напряжения), дискуссии;

– исследовательская работа: анкетирование, экспресс-диагностика, опрос, наблюдение и т.д.;

– консультационная работа: тематические консультации, индивидуальные консультации по запросу.

Цель проводимой работы – повышение уровня теоретических и практических знаний в области возрастной психологии.

Вопросы, обсуждаемые с воспитателями:

– взаимоотношения с родителями воспитанников,

– индивидуальные особенности ребенка,

– возрастные особенности детей,

– смена настроения ребенка,

– поведение ребенка в период адаптации,

– детские страхи,

– самооценка ребенка.

Работа педагога-психолога с родителями

С целью просвещения, предупреждения негативных последствий, оказания помощи в приемных групп, созданы уголки психолога, где размещаю консультационную информацию для родителей об особенностях протекания адаптационного периода детей, трудностях адаптации детей к новым условиям, возрастных особенностях.

С целью получения объективной информации о протекании адаптации каждого ребенка проводится анкетирование родителей, в котором они отмечают, оценивают эмоциональное  напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками, воспитателями. Эта информация очень полезна для воспитателей, которые с ними работают и педагогу-психологу. В течении года на встрече с родителями провожу анкетирование с целью определения стиля воспитания в семье.

Очень действенным в работе с родителями являются совместные встречи, собрания, занятия, тренинги. После 2-3 месяцев посещения детьми детского сада на собрании родителям представляется мини-лекция «Адаптация детей к детскому саду или чем родители могут помочь своему ребенку в период адаптации?» На следующей встрече обсуждаем вопрос «Кризис 3-х лет». А также провожу практические занятия, где представляю родителям комплекс упражнений, с помощью которых можно снять чрезмерное напряжение, установить контакт с детьми, сблизиться.

По запросам родителей провожу индивидуальные беседы.

Вопросы, с которыми родители обращаются за помощью, разнообразны:

– особенности прохождения адаптации,

– возрастные и индивидуальные особенности детей,

– взаимоотношения в семье,

– как воспитывать ребенка,

– рисунки ребенка,

– поведение детей.

Очень эмоционально проходят встречи-тренинги. Совместное мероприятие помогает сблизить участников между собой, продемонстрировать друг другу свои чувства, переживания. Ласковые прикосновения мамы или папы помогают ребенку обрести чувство уверенности и доверия, а также избавляет его от страха. Ведь если рядом родители, то ничего не страшно.

И всегда очень приятно услышать нежные папины и мамины слова, похвалу в свой адрес, а затем всем-всем рассказать о том, какая замечательная у него мама и какой добрый его папа. Ведь «Неразлучные друзья – это дети и родители!»

И в заключении хочу сказать, сопровождение детей раннего возраста – очень важный этап в жизни и развитии каждого ребенка. И лишь при сотрудничестве воспитателей, родителей и педагога-психолога можно рассчитывать на положительный результат.

Спасибо за внимание!

Литература

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно! – М.: Линка- Пресс, 2003 г.

  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.- М.: “Издательство АСТ”,2002 г.

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: М,,1984 г.-Т. 4.

  4. Лютова Е., Монина Г. Тренинг общения с ребёнком. – С – П, 2005 г.

  5. Мухина В. Детская психология. Учебник для пед.институтов.- М., Просвещение,1985 г.

  6. Печора К., Пантюхина Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986 г.

  7. Спасибко Н.Н. Адаптационная программа социально-педагогической направленности для детей 2-3 лет «Малыши в детском саду», 2017 г.

  8. Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего возраста, 1992 г.

Источник