Психологическая карта развития ребенка 4 лет

Психологическая карта развития ребенка 4 лет thumbnail

КАРТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ (ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА)

1.  Развитие видов детской деятельности

1. Игра:

–  выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер;

– участвует в разыгрывании сюжета — цепочки 2—3 действий.

2.  Рисование:

– создает предметный схематический рисунок, изображение опережает замысел.

3. Аппликация:

– может составить схематическое изображение из 2—3 частей;

–  выкладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу.

4. Конструирование:

– создает предметные конструкции из 3—5 деталей.

П. Развитие двигательной сферы

–  может пройти по гимнастической скамейке;

–  ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками (3—4 раза);

– может перекладывать мелкие предметы (со стола в коробку).

III. Умственное развитие и развитие речи

1. Умственное развитие:

– знает названия 3-4 цветов и 2-3 форм;

– может выбрать из трех предметов разной величины «самый большой» («са­мый маленький»);

– по образцу, предложенному взрослым, может выполнить постройку из 3-4 кубиков;

–  по просьбе взрослого может запомнить 2-3 слова;

–  не отвлекаясь, занимается чем-нибудь в течение хотя бы 5 минут;

– использует предметы-заместители (палочка как ложка, градусник, карандаш и др.).

2. Развитие представлений об окружающем:

– достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и не­живая природа»);

– самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспери­ментирует).

3. Развитие речи:

–  может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква-ква, ду-ду-ду и др.), возможны дефекты звукопроизношения;

– согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени и т.д. (отдельные ошибки допустимы);

– отвечает на простые вопросы взрослого.

IV. Социальное развитие

1.  Общение со сверстниками:

– проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать.

2.  Усвоение социальных норм и правил:

– ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);

– замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.

КАРТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

I. Развитие детских деятельностей

1. Игра:

—  выполняет взаимосвязанные ролевые действия, называет свою роль;

—  самостоятельно удерживает сюжет-цепочку из 3—4 действий.

2. Рисование:

— создает предметный рисунок с деталями, а замысел меняется по ходу изоб­ражения.

3. Аппликация:

—  может работать с ножницами (держать их правильно), вырезая простые формы;

—  составляет предметные изображения и наклеивает их на бумагу.

4. Конструирование:

— создает предметные конструкции из 5—6 деталей (по образцу, замыслу);

—  осваивает конструирование из бумаги и природного материала.

П. Развитие двигательной сферы

— может перешагивать через рейки гимнастической лестницы;

— может подбрасывать и ловить мяч двумя руками 3—4 раза подряд;

—  может нанизывать бусины на леску.

III. Умственное развитие и развитие речи

1. Умственное развитие:

—  может выбрать из нескольких одну карточку по названию цвета или формы;

—  может расположить по величине 5-7 предметов одинаковой формы;

—  по предложенной взрослым схеме может выполнить постройку из 4-5 де­талей;

— может запомнить по просьбе взрослого до 5 названий предметов;

—  занимается чем-нибудь, не отвлекаясь, в течение 15-20 минут;

— может дать несколько (хотя бы 2—3) ответов на вопрос: «На что похожа фигурка?» – об изображении фигурки неопределенной фор­мы.

2.  Развитие представлений об окружающем:

— достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и не­живая природа»);

—  самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспери­ментирует).

3. Развитие речи:

—  правильно произносит все звуки (исключение могут составлять свистящие, шипящие и сонорные);

— употребляет все части речи, появляется словотворчество;

—  самостоятельно рассказывает по картинке, пересказывает небольшие про­изведения (возможна помощь взрослого).

IV. Социальное развитие

1.  Общение со сверстниками:

— вступает в ролевое взаимодействие с детьми.

2. Усвоение социальных норм и правил:

— проявляет социально одобряемые формы поведения (может сам убирать иг­рушки, выполнять элементарные трудовые обязанности и т.д.);

— замечает несоответствие поведения других детей принятым нормам и пра­вилам.

КАРТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ (СТАРШАЯ ГРУППА)

I. Развитие детских деятельностей

1. Игра:

—  выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей;

— участвует в распределении ролей до начала игры.

2. Рисование:

—  изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, замысел опережает изображение.

3. Аппликация:

— самостоятельно вырезывает фигуры простой формы (полоски, квадра­ты и т.п.);

— наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предмет­ное изображение.

4. Конструирование:

—  создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6-8 деталей);

 —  осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора).

Читайте также:  Ребенку больше 2 лет развитие

II. Развитие двигательной сферы

—  может пройти по скамейке, перешагивая набивные мячи;

— отбивает мяч о землю одной рукой 4—5 раз подряд;

—  может продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

III. Умственное развитие и развитие речи

1. Умственное развитие:

— расставляет по величине 7-10 предметов одинаковой формы;

—  на простом плане комнаты может показать стол, за которым сидит;

—  по просьбе взрослого в состоянии запомнить 5-6 названий предметов;

—  действует по правилу (отбирает нужные картинки, заштриховывает фигурки);

— дорисовывает незаконченное изображение, дополняет его деталями.

2. Развитие представлений об окружающем:

— достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и не­живая природа»);

—  самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспери­ментирует).

3.  Развитие речи:

—  правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;

—  грамотно использует все части речи;

—  использует обобщающие слова, синонимы, антонимы.

VI. Социальное развитие

1.  Общение со сверстниками:

—  избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях.

2.  Усвоение социальных норм и правил:

— регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помо­гает друзьям).

КАРТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

I. Развитие детских деятельностей

1. Игра:

—  отображает в игровых действиях отношения между людьми;

—  участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала.

2. Рисование:

—  изображает предметы с деталями, появляются элементы композиции, за­мысел опережает изображение.

3. Аппликация:

—  владеет разными способами вырезания из бумаги;

— наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предмет­ную композицию (сюжет).

4.  Конструирование:

—  осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материа­ла, деталей конструктора), может сочетать их в своих работах.

II. Развитие двигательной сферы

—  может бегать, преодолевая препятствия: обежать кегли, пролезть в обруч и др.;

— подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (5—7 раз);

III. Умственное развитие и развитие речи

1. Умственное развитие:

— расставляет по величине 10 и более предметов одинаковой формы;

— распределяет предметы по группам на основе ненаглядного признака (одеж­да, обувь, посуда);

— может запомнить по просьбе взрослого 6-7 названий предметов;

—  осуществляет деятельность по правилу;

— может самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю по теме.

2. Развитие представлений об окружающем:

— достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и не­живая природа»);

—  самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспери­ментирует).

3. Развитие речи:

—  правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;

—  грамотно использует все части речи, строит сложные предложения;

—  использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, родовые и видовые понятия.

— может объяснить значения знакомых многозначных слов.

IV. Социальное развитие

Общение со сверстниками:

— избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

—  участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

— дает как можно более точное сообщение другому, внимателен к собеседнику. Усвоение социальных норм и правил:

— регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);

— отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.

КАРТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В таблице приведены достижения детей в 6 сферах (речь, общение, рисование, культурно-гигиенические навыки, действия с предметами, моторика) в соответствии с разными возрастными этапами (21, 24, 30, 36 месяцев).

возраст

сфера

21 мес.

24 мес.

30 мес.

36 мес.

Речь

Называет 5 изображений на рисунке

Задает первые вопросы

Задает различные вопросы

Может связно рассказывать

Общение

Ищет помощи у взрослых

Общается с детьми

Может связно рассказывать

В игре входит в роль

Рисование

Черкает карандашом в рамках листа

Черкает вертикальные и горизонтальные линии

Умеет чертить кривую, замкнутую линию

Рисует шар, яблоко и другие предметы

Культурно-гигиенические навыки

Самостоятельно ест

Регулирует отправление физиологических потребностей

Регулярно сообщает о физиологической потребности

Сам раздевается и одевается

Действия с предметами

Бросает мяч в ящик

Пробует ловить брошенный мяч

Расстегивает 3 пуговицы

Ставит 10 кубиков один на другой

Моторика

Пробует бегать

Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

Бегает значительно лучше

Поднимается и спускается по ступенькам без опоры

Источник

hello_html_m3ea624ad.jpg

Психологическая карта ребенка

– Диагноз врача:

– Общее соматическое состояние

– Группа здоровья

– Физкультурная группа

Читайте также:  Этапы нервно психического развития ребенка в каждом периоде детства

– Особые сведения:

7.Психическое развитие

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

На г.

На г.

На г.

На г.

Восприятие

Мышление:

-наглядно-действенное

-наглядно-образное

-логическое

Внимание:

-устойчивость

-распределяемось

– концентрация

Память:

-слуховая

-образная

Воображение

Речь

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Самооценка

Волевые качества

Темперамент

Уровень агрессии

Уровень тревожности

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ

Особенности поведения

Особенности общения

С взрослыми

Со сверстниками

Статус в группе

8.Психологическая готовность к школе

Не готов

Психосоциальная зрелость

Интеллектуальная готовность к школе

Психомоторная зрелость

Общий вывод

Рекомендации:

9. Формы работы групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

10. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком

Педагог-психолог Е.В. Громцева

Ранний возраст (до 3 лет)

протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Ориентирование на требования педагога:

не подчиняется; ситуативно; полностью подчинен.

Избирательность в отношении к разным педагогам:

проявляется; не проявляется.

Умение регулировать эмоции:

может «отложить» импульсивное проявление;

импульсивность в пределах нормы;

не владеет регуляцией.

Включенность в деятельность группы:

участвует вместе с детьми в режимных моментах;

необходимо дополнительное внимание со стороны взрослого;

предпочитает оставаться незаметным.

Целенаправленность поведения:

поведение целенаправленное;

цель удерживает, хотя и отвлекается;

мало целенаправленное поведение.

Адекватность бытовым, игровым ситуациям:

адекватен ситуации, действия адекватны, хотя импульсивны;

импульсивность, непоследовательность в выражении эмоций.

Проявление утомления:

постоянно утомлен;

утомление проявляется в начале дня, недели;

в конце дня, недели.

Уровень развития активной речи:

высокий, средний, низкий, отсутствует.

Средства общения:

речевые;

экспрессивно-мимические;

предметно-действенные.

Особенности совместной деятельности со взрослым:

инициативен, включен в деятельность;

пассивен, тревожен, проявляет негативизм.

Младший дошкольный возраст

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, контакт речевой, жестовый, мимический;

легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение формальное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, бодр, работает с удовольствием, выполняет указания взрослого;

активен, чрезмерно деятелен, указания выполняет с трудом, суетлив;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое ______________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

моторно неловок, испытывает трудности на занятиях физкультурой.

Сенсорное развитие:

показывает и называет величину, цвет, форму предметов;

затруднено формирование

сенсорного гнозиса.

Понимание речи:

обращенную речь понимает, действует по словесному указанию;

понимание речи на бытовом уровне;

трудности в регуляции поведения речевыми обращениями.

Активная речь:

инициативен в речевом высказывании, речь понятна, предложения полные;

инициативен в речевом высказывании, речь малопонятна;

речь односложная, инициативы в речевом общении не проявляет.

Развитие сюжетно-ролевой игры:

обычно включается в игру;

обычно играет в одиночку, но возле других детей;

держится в стороне от других детей.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические:

сформированы по возрасту;

трудности в формировании навыков самообслуживания.

Рисование:

проявляет желание рисовать, имеет замысел, уверенно рисует кистью, карандашом;

желания рисовать не проявляет, карандаш, кисть держит неуверенно.

Средний возраст (4–5 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, контакт речевой;

легко и быстро устанавливает контакт;

общение ситуативное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, работает с удовольствием, выполняет указания взрослого;

активен, чрезмерно деятелен, суетлив;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое _____________________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

моторно неловок, часто роняет вещи, испытывает трудности на музыкальных и физкультурных

занятиях.

Познавательная активность:

любознателен, живо интересуется окружающим;

познавательный интерес проявляет избирательно;

познавательная активность низкая.

Слуховое восприятие:

различает и обозначает словом неречевые шумы;

различает, но затрудняется обозначить словом;

не проявляет интереса к заданию.

Зрительное восприятие:

называет и узнает большинство предметов на картинке, определяет геометрические формы;

предметы, геометрические формы узнает и называет, но заменяет слова;

узнает черно-белые изображения.

Пространственные представления:

в процессе конструирования, строительных игр употребляет простые предлоги;

Читайте также:  Для развития головного мозга будущего ребенка

делает постройки, но затрудняется словом обозначить местоположение деталей;

не проявляет интереса к конструированию.

Развитие движений пальцев рук:

при рисовании и самообслуживании движения сформированы;

движения пальцев рук неловкие, напряженные при рисовании, в самообслуживании.

Связная речь:

речь понятная, умеет выразить свою мысль словом;

речь нечеткая, но предложения распространенные, полные;

по составу предложения неполные, короткие, затруднена связь слов в предложении.

Развитие мышления:

соответствует возрасту;

преобладает наглядно-действенный способ.

Анализ продуктивной деятельности:

удерживает изобразительный замысел, выполняет работу в соответствии с ним;

имеет изобразительный замысел, но меняет его в процессе работы;

не высказывает изобразительного замысла.

Словотворчество:

проявляет;

не проявляет.

Игра:

преобладающий уровень игры ___________________

вид общения в игре _______________________

Социальные навыки:

знает и выполняет социальные нормы и правила в поведении;

знает, но не всегда выполняет социальные нормы и правила;

с трудом подчиняется выполнению социальных норм и правил.

Старший возраст (5–6 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение ситуативное, кратковременное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, бодр, работает с удовольствием, в одном темпе с другими детьми;

активен, чрезмерно деятелен, указания не выслушивает до конца, торопится;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое _____________________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях, вынослив;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

затруднена координация общих разноименных движений;

снижена выносливость движений (затруднения в беге).

Слуховое внимание:

соответствует возрасту;

снижен объем слухового внимания.

Зрительно-пространственный гнозис:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Зрительно-пространственный праксис:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Развитие графической деятельности:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Латеральные предпочтения:

выделены;

не выделены.

Мыслительная деятельность, познавательная активность:

соответствует возрасту;

некоторые задания вызывают затруднения.

Игра:

преобладающий уровень игры _________________

вид общения в игре ______________________________

Анализ продуктов деятельности:

удерживает изобразительный замысел, выполняет работу в соответствии с ним, может само-

стоятельно оценить результат;

имеет изобразительный замысел, работает в соответствии с ним, но результат не оценивает

адекватно;

имеет изобразительный замысел, но меняет его в процессе работы, оценки результата нет.

Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение ситуативное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, работает с удовольствием, доводит начатое дело до конца;

активен, чрезмерно деятелен, переносит задания из другого упражнения, суетлив, не заканчивает задания;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое ________________________

Общие движения:

физически развит, ловок, вынослив;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

снижена выносливость движений, проявляет моторную неловкость.

Зрительно-моторная координация:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Ритмическое чувство:

выполняет задания по простым, сложным ритмам;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Переключение движений:

выполняет задания;

затруднено выполнение заданий.

Рядограммы (последовательность времен года, дней недели):

выполняет задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Звуковой анализ слов:

выполняет задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Умение определять состав числа:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Выделение 4-го лишнего, простые аналогии:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Составление сюжетного рассказа по серии картин:

составляет рассказ и обосновывает последовательность картин;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Понимание логико-грамматических конструкций:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

затруднено выполнение заданий.

Установление причинно-следственных связей:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Ориентировка на листе бумаги:

соответствует возрасту;

затруднения в определении левой и правой стороны листа;

затруднения в определении вертикального направления

Источник