Психологическая характеристика развития ребенка в раннем детстве
Период раннего детства – от 1 года до 3-х лет.
Основная потребность ребенка раннего возраста – познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления предметов, способ использования их не является очевидным. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок – предмет – взрослый». Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.
Развитие предметной деятельности.
Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение со взрослым, а предметно – манипулятивная (орудийно-предметная) деятельность. Примеры орудийных действий: пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко. Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Игра рождается внутри предметной деятельности.
Познавательное развитие ребенка.
Ранний возраст – период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность.
Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. В ряде случаев взрослые дают готовые связи (например, показывают, как нужно использовать палку для того, чтобы выловить из лужи упавший в нее мячик). Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки – наглядно-действенное мышление. Действия с образами предметов (наглядно-образное мышление) только начинают складываться для ограниченного круга задач. Одна из основных линий развития мышления, связанная с усвоением речи – формирование обобщений. Как правило, обобщение предметов первоначально возникает в процессе действия и затем закрепляется в слове.
Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. Так как, развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение со взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым, как орудие организации взаимодействия, делового сотрудничества. Активный словарь ребенка 12 месяцев включает обычно от 5 до 40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится значительно более активным. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем – примерно 1200-1500 слов. По данным Гвоздева до 1 года 10 месяцев предложения русскоязычных детей состоят из аморфных слов-корней, не изменяющихся по родам и падежам. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, дети улавливают предметные отношения и овладевают речевыми способами их выражения – предложения становятся полными. На третьем году жизни становится возможен рассказ о виденном, пересказ слышанного, требование объяснения.
Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.
Кризис трех лет Л.С. Выготский описал как «семизвездъе симптомов», которое выражается через:
1) негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
2) упрямство – ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
4) своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
5) протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется, как ревность.
Кризис протекает, как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период – тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.
Источник
Наталья Овсяникова
Психологическая характеристика детей раннего возраста
По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психическое развитие. Раннее детство (от 1 г. до 3-х лет) – это время установления базовых отношений ребенка с миром. Поэтому как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. В. Обухова, Н. М. Щелованов, Э. Г. Эриксон, Ж. Пиаже и др. отмечали этот возраст как определяющий в развитии ребенка.
Особое значение этого возраста объясняется тем,что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации, расширяет круг обследуемых объектов внешнего мира. Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что это доставляет детям непосредственное эмоциональное удовольствие, способствует преодолению страха и других препятствий на пути к достижению желанной цели.
Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формирует необходимые умения и навыки и через взрослого, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. Через речевое общение со взрослыми ребенок приобретает в десятки раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для него речь является не только средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитие памяти, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становятся возможными сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.
Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они выступают для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. В человеческой деятельности закреплено строго определенное, фиксированное значение предмета.
Однако, как писал Д. Б. Эльконин, ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественного способа употребления предметов, поскольку на вещи не написано, для чего она служит, её физические свойства (цвет, размер, форма) не ориентируют предметное действие, которое должно быть с ней произведено. Только в совместной деятельности со взрослым ребенок учится использовать предметы по их назначению, т. е. открывает цель и способ действия с предметом.
Социальную ситуацию развития в раннем возрастеможно представить следующим образом: Ребёнок – Предмет – Взрослый. Таким образом, складывающаяся социальная ситуация – это ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого. В совместной деятельности со взрослым у ребенка формируется предметная деятельность, которая направлена на усвоение ребенком общественно выработанных способов действия с предметом. Это ведущая деятельность в данном возрасте.
Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа:
1. Усвоение связи предмета с его назначением в результате прямого обучения или подражания действиям взрослого.
2. Использование предмета строго по назначению. Это происходит в 2-2,5 года.
3. Более свободная связь действия с предметом. К 3-м годам ребенок, зная, для чего служит предмет, использует его и для других целей (причесывается палочкой вместо расчески). Это является предпосылкой для развития игры.
Наиболее значимы для развития ребенка
Соотносящие действия – нанизывание колец пирамидок, закрывание коробки крышкой, складывание матрешки и т. д.
Орудийные действия – есть ложкой, рисовать карандашом и т. д.
Для того, чтобы предметная деятельность способствовала развитию психики ребенка, нужно чтобы он усвоил различные способы действий с одним и тем же предметом. Поэтому целесообразно детям раннего возраста давать большое количество игрушек.
Овладение предметными действиями создает условия для появления новых видов деятельности: игровой и продуктивных (рисование, лепка, конструирование). На основе предметной и речевой деятельности у ребенка развивают восприятие, память, мышление, зарождается воображение. Развитие психических процессов зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия. Поэтому взрослый должен предоставить ребенку возможность активно действовать с различными предметами, создавая проблемные ситуации.
Среди всех психических процессов в раннем возрасте интенсивно развивается восприятие, оно доминирует над всеми психическими функциями. По словам Л. С. Выготского, все психические функции развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Поэтому главная роль отводится в этом возрасте сенсорному развитию детей.
Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер, к концу раннего детства формируются и элементы наглядно-образного мышления в результате овладения практической деятельностью и приобщения к речи, словесным обобщениям.
Раннее детство – возраст социализации, т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие люди. Однако для присвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей раннего возраста заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений.
Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близкими окружающими людьми зависят его успехи и неудачи. Одобрение, похвала взрослого вызывают у него чувство гордости, собственного достоинства, неудачи – чувство огорчения, стыда. Малыш начинает себя оценивать с зависимости от успеха или неуспеха в деятельности (не «ты хороший – а ты хороший, потому что убрал игрушку на место, на полочку…»). Огорчаясь при неудачах ребенка, надо быть готовыми помочь ему, показать, что беды не случилось, можно всё исправить. Благодаря этому расчет чувство доверия, привязанности ребенка к взрослым, повышается его общий эмоциональный тонус. Всё это влияет на психическое, личностное развитие ребенка, т. е. способствует формированию инициативы, активности в действиях и более быстрому их освоению.
Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка 2-го и 3-го года жизни. (Корни таких качеств, как безынициативность, несамостоятельность, безвольность, лежат в раннем возрасте, когда подавлялось естественное стремление ребенка к самостоятельности).
Попытки проявить самостоятельность ребенок предпринимает уже на 1-м году, но всегда ли мы с уважением относимся к ним? – Малыш ползет к игрушке, а вы быстро подаете её ему. Или он пытается встать на ножки, а вы поднимаете его, подхватив под мышки.
На 2-м и 3-м годах жизни желание быть самостоятельным превалирует над всем остальным. Берегите, лелейте, развивайте у малыша это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительно велика.
Самостоятельность по-разному проявляется на 2-м и 3-м годах жизни. К концу 2-го – в начале 3-го г. ж. ребенок сам ставит перед собой задачу (достать игрушку, взять мяч и т. п., но еёисполнение еще невозможно без помощи взрослого: он помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность малыша. То есть самостоятельность выражается пока в целеполагании. Но к концу 3-го г. ж. у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустремленность, т. е. способность удерживать поставленную задачу, исполнять её с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.
Нарождающаяся самостоятельность – это условие дальнейшего физического, психического и личностного развития малыша 2-3 года жизни.
А. С. Макаренко отмечал, что найти должную меру между активностью и запретами – значит решить главный вопрос воспитания, т. е. воспитать ребенка активной личностью, умеющей сдерживать вредные желания. Необходимо помнить, что малыша легче научить что-либо делать, чем научить воздерживаться.
Ранний возраст – это начальный этап формирования личности.У ребенка появляется эмоциональное отношение к себе: осознание не только своего «Я», но того, что «Я хороший», «Я очень хороший». Возникновение сознания «Я», «Я хороший», «Я сам» приводит к распаду прежней социальной ситуации, которая проявляется в кризисе 3-х лет.
Новообразованиями кризиса 3-х лет являются перестройка позиции ребенка по отношению к взрослому, стремление к самостоятельности, притязание на признание со стороны взрослых.
Суть кризиса 3-х лет заключается в попытке психологической эмансипации «Я» ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – негативной симптоматикой кризиса (упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и др.) и комплексом положительных перемен (стремление к достижению результата своей деятельности, проявление потребности «гордости за достижения», обостренное чувство собственного достоинства, что выражается в обидчивости, повышенной чувствительности к признанию достижений и др.).
Кризис 3-х лет – явление преходящее, однако связанное с ним новообразование – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии. Кризис 3-х лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.
Итак, новообразования раннего возраста – это развитие восприятия (формирование сенсорных качеств, наглядно-действенного мышления, речи, зачатков волевых качеств, появление самосознания.
Основное новообразование, которое возникает в конце раннего возраста, это феномен «Я» и личное действие.
Литература.
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. – М.: Владос, 2010
2. Выготский Л. С. Психология. – СПб., 2000.
3. Обухова Л. В. – Возрастная психология. – М., 1996.
4. Попова М. В. Психология растущего человека. – М.: Сфера, 2002.
5. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.
Источник
Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.
Социальная ситуация развития. «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности.
Развитие познавательной сферы ребенка
В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.
Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.
К концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.
Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность.
Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.
Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память.
Развитие речи. В развитии речи были выделены следующие этапы:
1) слоги (вместо слов);
2) слова-предложения;
3) двухсловные предложения (например, «мама сюда»);
4) предложения из трех или более слов;
5) правильная речь (грамматически согласованные предложения).
Личностные образования
Происходит личностная социализация ребенка – наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. Происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности. У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. У ребенка появляется потребность в достижении успеха.
Кризис трех лет
Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они. В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.
Ведущий вид деятельности в раннем детстве – предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.
Психологические особенности детей дошкольного возраста (от 3 до 6–7 лет)
Социальная ситуация развития – происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития.
Ведущий вид деятельности – игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.
Психическое развитие дошкольника
В дошкольном возрасте ориентировочная деятельность развивается очень интенсивно. Ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (практически-действенном), сенсорно-зрительном и умственном. В этом возрасте идет интенсивное развитие сенсорных эталонов, т. е. цвета, формы, величины, и соотнесение (сравнение) предметов с этими эталонами. Кроме того, происходит усвоение эталонов фонем родного языка.
Мышление. Усвоение эталонов, изменение видов и содержания деятельности ребенка ведет к изменению характера детского мышления. К концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации, что также ведет к восприятию окружающего мира с позиций объективности.
Мышление в своем развитии проходит следующие этапы:
1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;
2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;
3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
В дошкольном возрасте начинают развиваться понятия. В 3–4 года ребенок использует слова, иногда не полностью понимая их значения, но со временем происходит смысловое осознание этих слов.
Внимание. В этом возрасте оно непроизвольное и вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. На первый план выходит интерес. Ребенок фиксирует внимание на чем-либо или ком-либо только в течение того промежутка времени, в котором у него сохраняется непосредственный интерес к человеку, предмету или происходящему. Становление произвольного внимания сопровождается появлением эгоцентрической речи. На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка, и рассуждения вслух.
Память. Развитие памяти идет от непроизвольной и непосредственной к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. В основном у всех детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память, только у лингвистически или музыкально одаренных детей превалирует слуховая память.
Переход от непроизвольной памяти к произвольной делится на два этапа:
1) формирование необходимой мотивации, т. е. желания что-либо запомнить или вспомнить;
2) возникновение и совершенствование необходимых мнемических действий и операций.
Воображение. В конце раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещения одних предметов другими, наступает начальная стадия развития воображения. Затем оно получает свое развитие в играх. О том, насколько развито воображение ребенка, можно судить не только по тем ролям, которые он исполняет во время игры, но и по поделкам и рисункам. Воображение в своем развитии проходит те же этапы, что и другие психические процессы: непроизвольное (пассивное) сменяется произвольным (активным), непосредственное – опосредствованным. Основным орудием овладения воображением становятся сенсорные эталоны.
Развитие воображения проходит следующие этапы.
1. «Опредмечивание» образа действиями.
2. Детское аффективное воображение.
3. Появление замещающих действий, которые, будучи реализованы, способны снять возникшее эмоциональное напряжение.
Речь. В дошкольном детстве завершается процесс овладения речью. Она развивается в следующих направлениях.
1. Идет развитие звуковой речи. Ребенок начинает осознавать особенности своего произношения, у него развивается фонематический слух.
2. Растет словарный запас.
3. Развивается грамматический строй речи.
4. Появляется осознание словесного состава речи.
В ходе развития речь выполняет различные функции: коммуникативную, планирующую, знаковую, экспрессивную.
Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания. В этом возрасте, говоря о самосознании, следует учитывать осознание ребенком своего места в системе общественных отношений. Личное самосознание ребенка характеризуется осознанием своего «Я», выделением самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей, появлением стремления активно воздействовать на возникающие ситуации и изменять их таким образом, чтобы удовлетворять свои потребности и желания. Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, базирующаяся на самооценке раннего детства, которая соответствовала чисто эмоциональной оценке («Я хороший») и рациональной оценке чужого мнения. Теперь при формировании самооценки ребенок сначала оценивает действия других детей, потом собственные действия, моральные качества и умения. У него возникает осознание своих действий и понимание того, что не все может. Происходит осознание себя во времени, он помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем. У ребенка происходит половая идентификация. Развивается эмоционально-волевая сфера. По поводу эмоциональной сферы можно отметить, что у дошкольников, как правило, отсутствуют сильные аффективные состояния, их эмоциональность более «спокойная». Возникает соподчинение мотивов.
Новообразования дошкольного возраста
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения
2. Возникновение первичных этических инстанций.
3. Появление соподчинения мотивов.
4. Поведение становится произвольным.
5. Возникновение личного сознания.
6. Появление внутренней позиции школьника.
Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 4416 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник