Психологическая готовность ребенка к школе социальное развитие
Социально – психологическая готовность детей к школе.
Для успешного обучения в школе ребенок к моменту поступления в школу должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития. Уровень физического развития определяет медосмотр, а уровень умственного и личностного развития определяют воспитатели дошкольных учреждений, педагоги школ, а так же психологи.
Формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с детьми и учителем. Наличие гибких способов установления взаимоотношений с другими детьми, необходимых для вхождения в детское общество (действия совместно с другими детьми, умение уступать и защищаться).
Этот компонент предполагает развитие у детей потребности в общении, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающей способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Умение общаться.
Большое значение в исследования психологов уделяется достижению ребенком соответствующего уровня развития общения со сверстниками и, что ещё более важно, со взрослыми (вне ситуативно-личностная форма). Исследования Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, Г.И. Капчелия показали, что в процессе общения у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности. В процессе общения ребенок приобретает ценную способность ориентироваться на общие правила, достигать взаимопонимания, учиться понимать установки другого и адекватно реагировать на них.
Социально-психологическое формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями.
Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.
В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.
Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, – словом всему образу жизни взрослых людей.
В условия повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока ещё относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.
Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять всё его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.
Формирование «первоначального фактического склада. личности»
Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью , способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорит о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности»
Одним из основных новообразований этого возраста является усвоение в процессе игры различных социальных ролей.
Дети 5 – 6 лет готовы к пониманию освоению морально – этических норм. Однако понимание этих норм и правильная оценка поступков персонажей ещё мало связано с резальным поведением ребенка в тех же ситуациях (Е. Субботский), В старшем школьном возрасте только начинают возникать первые моральные инстанции. По Л.С. Выготскому, это также является одним из важных новообразований данного возрастного периода. Примером появления у ребенка этических норм служит описанный Л.Н. Леонтьевым феномен «горькой конфеты»: солгав, ребенок понимает, что поступил плохо и желаемая награда не приносит ему радости.
Важным мотивом в поведении старших дошкольников является стремление к самостоятельности. С концом дошкольного периода связан кризис семи лет, проявляющийся в потере непосредственности, возрастающей склонности манерничанию и паясничанию, как особому средству самозащиты.
Значительного прогресса в старшем дошкольном возрасте достигают познавательные процессы. У ребенка этого возраста развивается восприятие, складываются сложные виды перцетивной аналитико-синтетической деятельности, появляется умение мысленно вычислить в видимом предмете отдельные аспекты (децентрация, по Пиаже), дети постепенно начинают различать не только форму, но структуру предметов, соотношение и взаимное расположение частей.
Сложноорганизованная игра старших дошкольников стимулирует формирование мышления. У большинства детей этого возраста развито, в первую очередь, наглядно-образное мышление в то же время начинается становление словесно-логического мышления, которое предполагает умение понимать и воспроизводить логику рассуждений.
Развитие внимания и памяти у старших дошкольников идет по пути от непроизвольного и не опосредованного к произвольному и опосредованному (Л.С. Выготский, Запорожец и др.), помимо этого внимание и память прогрессируют и по многим количественным характеристикам: увеличение объема внимания и оперативной памяти, времени концентрации внимания, продуктивности запоминания.
По тому же пути к большей произвольности и опосредованности развивается и воображение старших дошкольников. Воображение ребенка проявляется в его играх – придумывание сюжета, детализации ролей, конструирование, замещение предметов в игре (символическая функция). Воображение ребенка выполняет две основные функции: творчески-познавательную и эффективно-защитную.
Один из любимых видов детского творчества, в котором находят отражение представления ребенка об окружающем мире, – это рисование. Большинство дошкольников много и с увлечением рисуют. В особенностях их рисунков (выбор темы, колорита, характера линий, расположения рисунка на листе) проявляются психологические и психофизиологические характеристики самого ребенка. На этом факте основаны графические проективные методики исследования личности. (Например: «Человек – дом – дерево», «несуществующее животное», «рисунок семьи» и т.д.)
Одним из основных видов деятельности у дошкольников помогающим сформировать все упомянутые выше компоненты психологической готовности к школе является игра. В старшем дошкольном возрасте дети отдают предпочтение сюжетно – ролевым играм, которые отличаются большим разнообразием тематики.
Принятие на себя различных ролей способствует (по Пиаже) преодолению эгоцентрической позиции и как следствие развитию логического мышления (по Эльконину). Игры детей старшего дошкольного возраста приобретают коллективный характер, именно в играх и развивается устойчивая потребность общения со сверстниками (социально-психическая готовность). Источником сюжетно-ролевой игры становятся режиссерская и образно-ролевая игра, позже из них выделяются игры с правилами. Наряду с этим сохраняются и продолжают совершенствоваться старые виды игр. Содержание игры составляют моменты в деятельности и отношении взрослых, которые воспроизводит ребенок.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, так же у детей формируется воображение, произвольная память и произвольное поведение ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам складывается в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
Социально – психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятный вариант развития детей.
Источник
Надежда Бодрова
Психологическая готовность к школе.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.
Учебная деятельность школьника резко отличается по содержанию и по организации от привычных дошкольных форм деятельности.
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным.
Готовность к школевключает в себя три компонента:
1. Педагогическая готовность подразумевает наличие навыков чтения и счета, письмо печатными буквами и пр.
2. Физиологическая готовность, т. е. функциональная зрелость подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. Например, примерно к 7 годам у ребенка завершается формирование коры головного мозга, повышается общая выносливость организма, продолжается окостенение хрящей кисти руки, необходимых для способности удерживать длительное время ручку или карандаш.
3. Психологическая готовность.
Психологическая готовность к школе– это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе включает в себя:
Интеллектуальная готовность
Социально-личностная
Мотивационная
Эмоционально – волевая
Интеллектуальная готовность к школе подразумевает
восприятие;
аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
логическое запоминание;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных
координации.
Социально – личностная готовность
1. Достаточный набор знаний о себе самом;
2. Адекватная самооценка;
3. Коммуникативные навыки.
Что должен знать ребенок о себе самом:
Фамилию, имя, отчество;
Дату своего рождения, сколько лет ему сейчас;
Полное ФИО мамы, папы, где они работают;
Страна, в которой живем, город и домашний адрес
Самооценка– представление ребенка о самом себе.
В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Она может быть:
низкой,
адекватной,
завышенной,
неопределенной.
Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Низкая самооценка может стать причиной неуспеваемости в школе.
Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.
Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что “школа плохая“, “учитель злой” и т. д.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Ребенок к 7 годам должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение, т. е. иметь адекватную самооценку.
Что нужно делать для развития адекватной самооценки?
Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Хвалите конкретно.
Поощряйте в ребенке инициативу.
Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.Сравните: “У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки” / “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
Коммуникативная готовность.
Этот компонент готовности включает в себя формирование удетей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений сдругими детьми, необходимы умения войти в детское общество,действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Итак, коммуникативная готовность включает в себя:
1. отношения со взрослым – подчинение поведения ребенка определенным нормам и правилам в системе Учитель – Ученик, чувствовать разницу в общении с детьми и учителями. По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне его. Возрастная особенность первоклассников – это безусловный авторитет учителя. Не при каких обстоятельствах не обсуждайте плохих качеств учителя с ребенком и при нем.
2. отношения со сверстниками – умение общаться (слушать собеседника, эмоционально ему переживать, проявлять инициативу в общении, учитывать интересы других детей; решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.
Как научиться общаться
1.Помогите ребенку усвоить некоторые правила общения:
Играй честно.
Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.
Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять – защищайся.
Не дерись, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащиты, когда бьют тебя.
Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.
Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.
Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.
Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.
Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.
2. Поиграйте в игру «Что будет, если.».
Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь. Проанализируйте случаи, которые произошли с вашим ребенком или с кем-нибудь из его приятелей. Спросите у него, как при этом вел себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет, и как еще можно было поступить, чтобы все было справедливо. Задавая ребенку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека. Это поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он сможет самостоятельно и достойно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями.
3. Поощряйте общение с чужими взрослыми, когда вы приходите в поликлинику (он сам рассказывает врачу о том, что у него болит, в магазине с продавцом, на детской площадке. Некоторые дети теряются, не имея навыка “выживания в толпе” (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте. Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
Мотивация– один из самых важных компонентов психологической готовности к школе. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Мотивационная готовность к школе включает:
позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности,
развитие познавательных критериев, любознательности,
развитие желания ходить в школу.
Можно выделить 6 групп мотивов,определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
1. Социальные – основаны на понимание общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника (“Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно”);
2. Учебно-познавательные – интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому;
3. Оценочные – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение (“Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки”);
4. Позиционные – связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника (“Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель”);
5. Внешние по отношению к школе и учению – (“Я пойду в школу, потому что мама так сказала”);
6. Игровые – неадекватно перенесенные в учебную деятельность (“Я пойду в школу, потому что там можно играть с друзьями”).
Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.
Как помочь сформировать мотивацию
Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху ваших надежд.Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи.
Читайте вместе с ребенком книги о школе, смотрите фильмы, передачи о школе.
Рассказывайте о школьных порядках и правилах.
Встречая из школы спрашивайте: «Что интересного было в школе».
Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.
Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
Эмоционально-волевая сфера
Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, т. е. произвольность.
Не бояться трудностей, решать их самостоятельно.
Проявлять усилия в случае возникновения препятствий.
Умение сосредоточиться.
Умение управлять своими эмоциями.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы.Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.
Исходя из этого,взрослый должен:
– ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
– направлять, помогать в достижении цели;
– приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
– воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
Что поможет развить волевые усилия?
Игры с правилами. Они учат дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать.
Приучайте детей к смене деятельности, режиму дня.
Введение дома каких то правил.
Постоянные посильные трудовые поручения.
!В развитие волевых усилий важен контроль!
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.
Для обеспечения эмоционального благополучия ваших детей рекомендую следующее:
1. использовать живое эмоциональное общение с ребенком;
2. доверительно относится к нему;
3. создавать ситуации успеха;
4. поощрять за личные достижения;
5. выяснять причины неудач ребенка, обсуждать их с ним и оказывать необходимую помощь.
Каждый ребенок индивидуален, и задача родителей – не только увидеть эти особенности, но и учитывать их при построении отношений с ребенком, деликатно направляя его и бережно поддерживая. Насколько благоприятно будет проходить период подготовки к школе, во многом зависит от взрослого, от его терпения, спокойствия, доброжелательности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Пусть ребёнок, проявляет инициативу, творчество, старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью.
Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.
Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка, они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.
Источник