Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья thumbnail

 Психодиагностика детей с ОВЗ подготовила: Семенова Т.С. МБУДО ДТДиМ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Психодиагностика детей с ОВЗ подготовила: Семенова Т.С. МБУДО ДТДиМ

Описание слайда:

Психодиагностика детей с ОВЗ подготовила: Семенова Т.С. МБУДО ДТДиМ

2 слайд

ПСИХОДИАГНОСТИКА- от греч. –душа+распознавание. это теория и практика оценки

Описание слайда:

ПСИХОДИАГНОСТИКА- от греч. –душа+распознавание. это теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проведенных методов позволяющих получать достоверную информацию о них. это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения идивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности. это процесс постановки диагноза о выраженности того или иного качества.

3 слайд

Цель психодиагностики Основной целью применения психологической диагностики я

Описание слайда:

Цель психодиагностики Основной целью применения психологической диагностики является : определение уровня умственного развития состояния интеллекта детей познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы личностного развития

4 слайд

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Дифференциальная психологическая диагностика с целью в

Описание слайда:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Дифференциальная психологическая диагностика с целью выявления психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии корригирующего воздействия; Диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода ; Диагностика сохранных аспектов психики ребенка и терапевтического потенциала микро- и макросреды; Диагностика динамики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного реабилитационного процесса.

5 слайд

ВИДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 1.Тесты достижения 1.1. Тесты развития 1.2. Тесты интел

Описание слайда:

ВИДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 1.Тесты достижения 1.1. Тесты развития 1.2. Тесты интеллекта 1.3. Общие тесты достижений 1.4. Школьные тесты достижений 1.5. Спец. Тесты проверки психических функций и способностей 2. Личностные метрические тесты 2.1. Тесты структуры личности 2.2. Тесты установок и интересов 2.3. Клинические тесты 3. Личностные неметрические (проективные) тесты 3.1. Тесты толкований 3.2. Вербально тематические тесты 3.3. Рисуночные и формосоздающие тесты

6 слайд

СТРУКТУРА ПСИХОДИАГНОСТИКИ Заголовок тип методики 1. Концепция теста (то, что

Описание слайда:

СТРУКТУРА ПСИХОДИАГНОСТИКИ Заголовок тип методики 1. Концепция теста (то, что измеряется) 1.1. Теоретическое обоснование 1.2. Структура теста (тестовые батареи, субтесты) 2. Конструкция теста (источник формулировок, пробы) 3. Статистические критерии 3.1. Объективность(обработка и интерпретация) 3.2. Надежность ( стабильность) 3.3. Валидность (соответствие) 3.4.Нормы

7 слайд

4. Проведение 4.1. Форма (индивид., груп.) 4.2. Референтная выборка (возраст,

Описание слайда:

4. Проведение 4.1. Форма (индивид., груп.) 4.2. Референтная выборка (возраст, пол…) 4.3. Время проведения 4.4.Материал (бумага, какранд.,) 4.5. Инструкция 4.6.Условие (квалификация тестолога, тренинг тестирующихся) 5. Обработка и интерпритация 5.1. Средства обработки 5.2. Время обработки 6. Возможности применения 7. Заключение 8. Литература

8 слайд

Качественный анализ Выделяют следующие качественные показатели, характеризующ

Описание слайда:

Качественный анализ Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка: • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи; • особенности моторной функции. Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка: • особенности контакта ребенка; • эмоциональная реакция на ситуацию обследования; •реакция на одобрение; • реакция на неудачи; •эмоциональное состояние во время выполнения заданий; • эмоциональная подвижность; • особенности общения; • реакция на результат. Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка: • наличие и стойкость интереса к заданию; • понимание инструкции; • самостоятельность выполнения задания; •характер деятельности (целенаправленность и активность); •темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности; • работоспособность; • организация помощи.

9 слайд

пмпк В работе с детьми с ОВЗ психодиагностическая деятельность начинается с р

Описание слайда:

пмпк В работе с детьми с ОВЗ психодиагностическая деятельность начинается с работы на консилиуме позволяющей: • своевременно выявить детей с ограниченными возможностями • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ • определить оптимальный педагогический маршрут; • обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы • определить условия воспитания и обучения ребенка; • консультировать родителей ребенка.

10 слайд

Психологическое диагностирование включает в себя Изучение общих сведений о ре

Описание слайда:

Психологическое диагностирование включает в себя Изучение общих сведений о ребёнке. Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребёнка в структуре ведущей деятельности. Особенности развития мышления. Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления. Индивидуальные качества мышления: логичность, критичность, доказательность, избирательность, активность. Затруднения в мыслительных операциях, в умозаключениях, в построении выводов, суждений.

11 слайд

Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. О

Описание слайда:

Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения, соотношение образной и словесной памяти. Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении. Особенности развития внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, врабатываемость, истощаемость, отвлекаемость, рассеянность. Особенности развития мотивации. Ведущий мотив учения. Осознанность, обоснованность, устойчивость мотивов. Отсутствие устойчивого мотива учения.

12 слайд

Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личн

Описание слайда:

Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личности в общении, степень популярности в межличностных отношениях в учебной и внеурочной деятельности. Сложности общения с одноклассниками, отсутствие потребности в общении. Особенности развития системы отношений личности. Отношение ребёнка к семье, к друзьям, к себе, окружающим. Затруднения, неопределённость отношений. Проблемные зоны в системе отношений личности. Особенности развития речи. Связность, логичность, развёрнутость, эмоциональность речевых высказываний, бедность, разбросанность, затруднения в речевой деятельности. Общее недоразвитие речи.

13 слайд

Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предме

Описание слайда:

Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предметам, избирательное отношение к учебным дисциплинам, неуспеваемость, затруднения в овладении учебным материалом, соответствие поведения ребёнка требованиям детского учреждения. Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребёнка. В заключении необходимо выделить: актуальный и потенциальный уровень психического развития, проблемные зоны в системе отношений личности, отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении, трудности в овладении учебным материалом, индивидуальные особенности школьника. Также определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития познавательных функций, возможностей индивидуального коррекционно-развивающего обучения ученика, перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка.

14 слайд

Диагностический инструментарий качестве источников диагностического инструмен

Описание слайда:

Диагностический инструментарий качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др.

15 слайд

Пирамидка?

Описание слайда:

Пирамидка?

16 слайд

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

17 слайд

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

18 слайд

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

19 слайд

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

20 слайд

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

21 слайд

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

22 слайд

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

23 слайд

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

24 слайд

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

25 слайд

Спасибо за внимание

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Выберите книгу со скидкой:

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Курс повышения квалификации

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Психологическая диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-865319

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Методы диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ

М.Ю. Шатрова

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Лесосибирский педагогический институт –

филиал Сибирского федерального университета

г.Лесосибирск

Аннотация

В статье рассмотрены понятия и общая характеристика методов диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ, охарактеризованы понятия «беседа», «эксперимент», выявлена классификация всех методов диагностики.

Ключевые слова

Метод, диагностика, наблюдение, беседа, эксперимент, тест, комплексная диагностика.

Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития.

Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень ребёнка.

Психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:

Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимозависимостей проявлений психической организации ребёнка.

– Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии.

Конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребёнка требованиям конкретной ситуации.

– Единство психического развития и ведущей деятельности: учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности.

Комплексность диагностирования: при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребёнка.

Психологическое диагностирование включает:

– Изучение общих сведений о ребёнке.

– Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребёнка в структуре ведущей деятельности.

– Особенности развития мышления.

– Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления.

– Индивидуальные качества мышления: логичность, критичность, доказательность, избирательность, активность. Затруднения в мыслительных операциях, в умозаключениях, в построении выводов, суждений.

– Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения, соотношение образной и словесной памяти. Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении.

Методами психологического изучения детей с нарушениями развития являютя: метод наблюдения, метод беседы, метод опроса педагогов (родителей), метод экспериментального изучения ребенка (психологический эксперимент). Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков. Тесты (Тест Векслера, Тест «Прогрессивные матрицы Равенна», Тест структуры интеллекта Амтхауэра). Графические методы тестирования.

Раскроем содержание перечисленных методов

Метод наблюдения

С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.

По результатам наблюдения, выявив признаки нарушенного развития, делаются предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках психологического исследования целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития.

Метод беседы

Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к психологу за консультативной помощью. Цель беседы – обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.

Метод опроса педагогов (родителей)

Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться.

Метод экспериментального изучения ребенка

Этот метод – более “молодой” по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка. Остановимся на этом подробнее.

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент – это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций – экспериментально-психологических методик.

При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

– эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

– эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;

– построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

– экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;

– результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. В этом случае выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.

Специфической особенностью психологического изучения детей является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка.

Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.

Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн:

– простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;

– одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, “хорошо”, “дальше”;

– вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

– наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;

– подсказка, совет действовать тем или иным способом;

– демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить;

– обучение тому, как надо выполнять задание.

При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации.

Еще одним направлением в изучении детей и подростков с отклонениями в развитии является метрический подход, предполагающий количественное измерение тех или иных показателей психического развития. Этот подход осуществляется с использованием тестов.

Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов, с которыми работает испытуемый. Стандартна и процедура предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов.

В связи с тестированием необходимо остановиться на двух понятиях – надежность и валидность, – относящихся к психодиагностическим методикам. Надежность теста – это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких, как условия тестирования, личность экспериментатора и испытуемого, предыдущий опыт тестирования или его отсутствие и т.д.) [2].

– Особенности развития внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, врабатываемость, истощаемость, отвлекаемость, рассеянность.

– Особенности развития мотивации. Ведущий мотив учения. Осознанность, обоснованность, устойчивость мотивов. Отсутствие устойчивого мотива учения.

– Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личности в общении, степень популярности в межличностных отношениях в учебной и внеурочной деятельности. Сложности общения с одноклассниками, отсутствие потребности в общении.

– Особенности развития системы отношений личности. Отношение ребёнка к семье, к друзьям, к себе, окружающим. Затруднения, неопределённость отношений. Проблемные зоны в системе отношений личности.

– Особенности развития речи. Связность, логичность, развёрнутость, эмоциональность речевых высказываний, бедность, разбросанность, затруднения в речевой деятельности. Общее недоразвитие речи.

– Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предметам, избирательное отношение к учебным дисциплинам, неуспеваемость, затруднения в овладении учебным материалом, соответствие поведения ребёнка требованиям детского учреждения.

– Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребёнка. В заключении необходимо выделить: актуальный и потенциальный уровень психического развития, проблемные зоны в системе отношений личности, отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении, трудности в овладении учебным материалом, индивидуальные особенности школьника. Также определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития познавательных функций, возможностей индивидуального коррекционно-развивающего обучения ученика, перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка [1].

Таким образом, диагностирование нарушения развития детей с ОВЗ, безусловно, требует комплексного подхода и разных методов для получения надежных результатов, при этом важна дозированная помощь испытуемому на протяжении всей работы и экспериментов.

Список литературы

1. Есиленок, Т. А. Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Есиленок. — Челябинск, Два комсомольца, 2013. — 256 с.

2. Прокопьева, А. М. Социально-образовательный проект: Методы психологического изучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Прокопьева. – Чебоксары, 2014. – 43 с.

Источник