Психологическая диагностика познавательного развития ребенка
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста
Психологическая диагностика — одно из важных направлений работы практического психолога. Она даёт возможность собрать информацию об индивидуальных особенностях развития ребёнка, отследить динамику его психического состояния с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе, выстраивания коррекционно-развивающих занятий.
Педагогом-психологом предпринята попытка в разработке индивидуальных и групповых диагностик, которые за непродолжительное время позволили бы получить данные об эмоциональном, познавательном, коммуникативном и личностном развитии детей разных возрастов.
В материалах печатных и электронных изданий можно найти диагностики для дошкольников, которые в основной массе представляют из себя отдельные тесты на исследование развития психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоционального состояния ребёнка, межличностных взаимоотношений. В практической деятельности педагога-психолога оказалось возможным использовать как индивидуальные, так и групповые формы обследования детей. При этом учитывался тот факт, что все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей [1].
Начиная с 3-летнего возраста представляется возможным проводить ежегодное изучение психоэмоционального состояния каждого ребёнка, развития психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной деятельности по системе диагностического минимума. При проведении диагностики используются такие методы, как метод теста, опроса, беседы, проективные методики и некоторые другие.
Учитывая возрастные особенности детей 3-4 лет лучше проводить диагностику индивидуально. Для определения эмоционального состояния используется тест «Ладошки», который позволяет также определить знание детьми основных цветов. Для выяснения отношения к детскому саду применяется тест «Синоптик». Традиционные методики «Конструирование по образцу», «Коробка форм», «Пирамидка», «Разрезная картинка» позволяют определить уровень развития конструкторского мышления, восприятия, ориентации в пространстве. Они направлены на выявление у ребёнка его способности к самостоятельному планированию деятельности и её организации. Для определения уровня развития коммуникативных навыков используется авторский тест «Паровозик и вагончики». Взаимоотношения со взрослым выясняются в ходе рассмотрения определённых ситуаций, которые могут произойти в данных взаимоотношениях.
Многие психодиагностические методики для дошкольников рассчитаны на индивидуальную работу, которая является достаточно трудоёмкой. В возрасте детей 4-6 лет представляется возможным проведение групповой диагностики, особенно если в диагностике участвует большое количество респондентов. Групповые тесты, возникшие в начале ХХ столетия, были изначально направлены на оперативное решение поставленных практических задач и призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для определения уровня развития психических процессов [1].
Количество детей в группе при тестировании определяется предлагаемыми стандартами. Для 4—5 летнего возраста группа формируется из 4 человек, для 5—6 летнего возраста— из 8—10 человек [2].
Для проведения групповой диагностики психологом были разработаны специальные диагностические карты.
Детям 4-5 летнего возраста предлагается определённым цветом раскрасить фигуры. Уровень внимания исследуется при помощи корректурной пробы, в которой респонденты при помощи элементарных действий добавляют детали к указанным в образце предметам. Память исследуется путём выбора из десяти картинок шесть, которые были названы психологом. 4 субтест направлен на выявление особенностей восприятия величин предметов. 6 и 7 субтесты диагностируют уровень развития мышления, способности детей выстраивать логические цепочки и классифицировать предметы. Та же методика «Паровозик и вагончики» направлена на особенности развития коммуникативной сферы (5 субтест). Диагностика позволяет определить и отношение ребёнка к посещению детского сада, его эмоциональное состояние, а также уровень развития мелкой моторики (9 субтест). Аналогичная диагностическая карта, но с более сложными заданиями разработана и для детей 5-6 летнего возраста. К названным субтестам добавляется задание на выраженность у ребёнка креативных качеств, развитие воображения.
В ходе групповой мини—диагностики у психолога есть возможность отследить не только развитие у ребёнка определённых психических процессов, уровня развития коммуникативных навыков, особенностей эмоциональной сферы, но и определить выраженность волевой саморегуляции, умение планировать, организовать деятельность, степень самостоятельности при выполнении заданий.
При интерпретации результатов групповой диагностики учитывается уровень выполнения задания. Но эта диагностика предполагает и обязательное сопоставление полученных данных у детей в группе. По результатам сравнительного анализа можно сделать окончательное заключение по поводу выраженности индивидуально-психологических качеств у каждого ребёнка.
Кроме того, для ребят в возрасте 5- 7 лет разработана методика «Увлекательное путешествие».
Данная методика проводится с целью диагностики личностных особенностей детей (потребностей, желаний, целей, нравственных установок), эмоционального фона, особенностей игровой деятельности, взаимоотношений с окружающими, наличий страхов и т.д., а также с целью психокоррекции эмоционального состояния, семейных взаимоотношений, коммуникативной сферы. В ней используются методика «Страхи в домиках», проективные, арт-терапевтические методики, методы незаконченных предложений, беседы. Дошкольник совершает виртуальное путешествие, пользуясь разработанной картой. Он останавливается на той или иной станции, отвечает на вопросы и выполняет определённые задания. В дополнении к этому он получает возможность раскрасить изображённые на карте объекты, что даёт возможность определить и уровень развития мелкой моторики.
Надо отметить, что при проведении разных форм диагностик в обязательном порядке используется мотивационный компонент. Каждому субтесту предшествует маленькое вступление, которое вызывает интерес к выполнению задания. Во время прохождения диагностики несколько раз проводятся физкультминутки в виде игровых двигательных упражнений, пальчиковых игр, кинезиологических упражнений. В конце диагностической процедуры дошкольникам предлагается выразить своё отношение к проделанной работе, что говорит о включении в психодиагностику рефлексивных моментов.
Таким образом, психодиагностика позволяет определить индивидуальные особенности личности ребёнка, её потенциальные возможности, выявить проблемы в развитии и наметить пути их решения. Результаты диагностики могут быть представлены воспитателям и родителям с целью организации деятельности с детьми по развитию и коррекции тех или иных процессов. Они могут сопровождаться рекомендациями и советами, а также мотивировать на проведение более углублённой диагностики и организацию психологом психокоррекционной работы.
Список источников и литературы
- Психологическая диагностика: Учебное пособие/ Под. ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. URL: https://www.psi-test.ru/pub/psy-diagnos/oglav.html (дата обращения: 28.09.2017)
- Безруких М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет. URL: https://dob.1september.ru/article.php?ID=200200607 (дата обращения: 28.09.2017)
- Диагностика развития дошкольника. URL: https://sundekor.ru/referat/bystro/diagnostika-razvitiia-doshkolnika/ (дата обращения: 28.09.2017)
Источник
Диагностика познавательной сферы дошкольников 3-4 лет подготовлена на основе: Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.
Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Се-гена) (рис. 2), фигуры вынимают. Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».
Критерии оценки
- Ребенок выполняет задание на основе
зрительного соотнесения — 2 балла. - Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и
выполняет задание правильно — 1 балл. - Ребенок не справился с заданием — 0
баллов.
В Протоколе
отмечается, справился ли ребенок с
заданием и как он действует — путем зрительного соотнесения или методом проб и ошибок, в разделе «Примечания»
фиксируются высказывания ребенка во время
выполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомые
фигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этим
заданием.
Субтест 2.
«Матрешка 3-составная» (мышление)
Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированное™ понятия величины; оценка уровня развитая наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.
Критерии оценки
- Ребенок понимает инструкцию,
самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку
— 2 балла. - Ребенок справляется с заданием при
помощи взрослого — 1 балл. - Ребенок не справляется с заданием —
0 баллов.
В Протоколе фиксируется, как ребенок справился с заданием, в разделе «Примечания» — смог ли он поставить матрешек по росту.
Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные» (мышление, восприятие) (См. приложение)
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»
После
выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую
картинку, разрезанную уже на три части.
Критерии оценки
- Ребенок узнал, что нарисовано на
картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла. - Ребенок выполнил задание путем проб
— 1 балл. - Ребенок составляет картинки после
многочисленных неадекватных проб или не справляется с
заданием — 0 баллов.
В Протоколе
следует отметить, смог ли ребенок узнать
изображение и сколько проб он сделал, в разделе «Примечания»
фиксируется,
какой рукой работает ребенок.
Субтест 4. «Цветныекубики» (восприятие)
Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.
Процедура проведения. У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный). Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый. Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.
Критерии оценки
- Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
- Ребенок верно показывает кубики, но
путается в названиях цветов — 1 балл. - Ребенок не справляется с заданием —
0 баллов.
В Протоколе
следует отметить, как ребенок выполняет
каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.
Субтест 5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомленность) (См. приложение)
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.
Критерии оценки
- Ребенок правильно сказал, что
изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла. - Ребенок правильно назвал 3—5
изображений, но испытывал затруднения при выполнении
задания — 1 балл. - Ребенок назвал меньше трех
изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.
Субтест 6.
«Угадай, чего не стало?» (память)
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
Процедура проведения. Перед ребенком размешают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психолог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».
Критерии оценки
- Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
- Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
- Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции — 0 баллов.
В протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.
Источник
Диагностика развития
познавательного уровня (1,5 – 3 года)
При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый).
Нормативы:
сличение – от 1,5-2 лет;
выбор по названию – в 2 – 3 года;
самостоятельность названия – в 2,5 – 3 года.
Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр: “Бабочки и крылья”, “Рыбки и хвостики”, “Цветочек и лепесточек”, “Носки и варежки”, “Листочки” и др.
Пример инструкций:
1) “положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек”;
2) “покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?”;
3) “назови, какого цвета этот цветочек?”.
Аналогично предъявляются другие задания.
Форма
Нормативы:
сличение – от 1,5-2 лет;
выбор по названию – 2 года;
самостоятельное название – в 3 года.
Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора 4-х основных цветов.
Пример инструкции:
1) “дай такую же” (форма и цвет совпадают);
2) “покажи, где кубик?”;
3) “назови форму”.
Предметный гнозис
Стимульный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).
Инструкция:
1) покажи, где нарисован…?;
2) что нарисовано? или Что это?
Нормативы:
В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.
В 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.
В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
Методика “Выбор по образцу” (парные картинки)
Стимульный материал: 6 пар одинаковых предметных картинок.
Перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках обследователя. Обследователь соотносит их между собой, показывая, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем обследователь закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит дать такую же. После того как ребенок подал одну картинку, обследователь кладет ее на прежнее место перед ребенком,
просит дать вторую. Убедившись в том, что ребенок осуществляет выбор из двух картинок, обследователь убирает их и на их место кладет четыре другие.
Методика предъявляется детям, начиная с 1,5-2 лет.
Нормативы:
выбор из двух картинок – в 2 года;
выбор из четырех картинок – в 3 года.
Детям старше 4-х лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.
Конструктивный праксис. Методика “Разрезные картинки”
Стимулъный материал: картинки, разрезанные на 2 и 3 части с разной конфигурацией разреза.
Нормативы:
разрезная картинка из 2-х фрагментов – 2,5 – 3 года;
разрезная картинка из 3-х фрагментов – 3 – 3,5 года.
Ход исследования:
Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получилась целая. Возможен предварительный показ.
Анализ результатов:
1) совершает целенаправленные действия;
2)соединяет части без анализа полученного целого;
3) прикладывание с разворотами;
4) зрительное соотношение частей без прикладывания.
Конструирование по подражанию.
Методика предлагается детям 2,5 – 3 лет.
Стимулъный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.
Ход исследования:
Ребенку предъявляются все фигуры разного цвета, экспериментатору – только одного цвета. Далее экспериментатор произвольно меняет расположение кубиков относительно друг друга и предлагает ребенку
сделать то же самое со своими фигурами (подражая действиям взрослого).
Конструирование по образцу предлагается ребенку старше 4-х лет, при этом экспериментатор меняет расположение фигур за экраном и просит воспроизвести.
Анализ результатов:
1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3-х лет является неадекватным);
2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;
3) сопоставление и исправление ошибок;
4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;
5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
Пространственный гнозис.
Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.
Пример инструкций:
“Посади мишку около коробки”, “Положи в коробку”, “Посади на коробку”, “Спрячь картинку под коробку”, “Достань из-под коробки”, “Покажи, где верх (низ)”, “Иди вперед (назад)”.
Нормативы:
2,5 – 3 года – понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется;
3,5 – 4 года – выполняет все задания.
Диагностика способов деятельности
Складывание пирамидки. Складывание матрешки.
Стимульный материал: пирамидка из 4-х и 6-ти колец с колпачком.
Нормативы:
снимает кольца с пирамидки – в 1 год;
собирает пирамидку без учета величины – в 1,5 – 2,5 года;
собирает пирамидку с учетом величины и с установкой на результат без проб и примеривания – в 3 – 3,5 года;
работа зрительным соотношением.
Ход исследования:
Экспериментатор предлагает самостоятельно разобрать и собрать пирамидку. Возможен показ.
Анализ результатов:
1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;
2) простое манипулирование предметом (специфическая манипуляция);
3)силовая проба (например ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета;
4)целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);
5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие , меняет их);
6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).
Дети 3-х лет сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.
Автор: Н.А. Рычкова Поведенческие расстройства у детей : диагностика, коррекция и психопрофилактика. – М, 1998.
Методика “Вкладыши”
Стимульный материал: 7 цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.
Ход исследования:
Ребенку предлагают ровно собрать “вкладку”, вставить формы одна в другую с учетом величины.
Анализ результатов:
1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);
2) специфические манипуляции (познавательные);
3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);
4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);
5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);
6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу);
7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только зрительного анализа).
До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3-м годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5 – 3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.
Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме Нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т.е. быстрый переход от низкого способа к более высокому свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат может быть связано с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.
Методика “Почтовый ящик”
(А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгерд).
Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями – полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.
Проведение обследования:
Экспериментатор берет одну из фигур и бросает в соответствующую прорезь. Предлагает ребенку бросить остальные. Допускается предъявление помощи.
Анализ результатов:
До 3-х лет допускается силовая проба.
В 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.
Ребенок действует силой, т.е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы: ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывается к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг – к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.
Задания с предметами быта
(по О.В.Баженовой)
Стимулъный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.
Нормативы:
15 мес. – подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге.
18 мес. – снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте.
2 года – запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу – каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий.
2,5 года – подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
3 года – подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.
Диагностика развития игры
Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.
Анализ уровня развития игры:
1) неадекватные действия с игрушкой;
2) манипуляция с предметами – до 2 лет;
3) процессуальные игровые действия – с 2 лет (напр.: возит машину, одевает и раздевает куклу и т.п.);
4) процессуальная игра с элементами замысла – от 2-3 лет (напр.: нагружает кубиками машину, катает куклу и т.п.);
5) сюжетная игра – к 3 годам.
Диагностика развития двигательной сферы
Общая моторика.
Статическая и динамическая координация определяется по следующим параметрам:
1 год – самостоятельная ходьба;
1,5-2 года – поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;
2,5 года – подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;
3 года – поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 сек с открытыми глазами.
Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 рублей по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку.
Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.
Отчетливость движений: ребенку (3-х лет) предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкинезий.
Тонкие движения пальцев рук
Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.
Нормативы:
2 года – повторяет штрихи, рисует круги;
2,5 -3 года – рисует прямые линии, круги по показу; может нарисовать человека – “головонога”.
Оральный праксис:
губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);
щек (надуть и втянуть щеки);
языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка “горку)”.
Наличие девиации языка, ассиметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые), объем (доводятся ли движения до конца), переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.
Исследование памяти
Задание:
Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.
Нормативы:
1,5 года – выполняет 3 действия;
2 года – выполняет 3-4 действия;
3 года – выполняет 5 действий.
Игра “Что изменилось – чего не стало”
Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой, либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.
Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.
Исследование внимания. Методика “Зрительный диктант”
Стимульный материал: 3 таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).
Задача ребенка найти две повторяющиеся картинки в таблице
Инструкция:
“Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся.
Анализ результатов:
Скорость выполнения 1 таблицы – 1,5 минуты.
Нарушения внимания:
1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);
2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);
3) застреваемость внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой;
4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).
При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточение внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.
1. Контактность:
а) легкий, быстрый контакт;
б) поверхностный;
в) контакт устанавливает с трудом;
г) уходит от контакта;
д) протестная реакция.
2. Внимание:
а) взгляд фиксирует (не фиксирует);
б) внимание устойчивое (неустойчивое);
в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;
г) застревание;
д) с явлениями генерализации.
3. Фон настроения:
а) нормальный;
б) несколько повышен (снижен);
в) эйфоричный;
г) депрессивный;
д) контрастирующий.
4. Реакция на поощрение и порицание:
а) адекватная;
б) индифферентная;
в) с повышением (понижением) результативности работы;
г) корректировка деятельности;
д) отсутствие реакции;
е) отказ от деятельности при порицании;
ж) агрессивная реакция на порицание;
з) дезорганизация деятельности.
Источник