Психологическая диагностика отклонений развития ребенка
«Основы психодиагностики и основные признаки отклонения развития детей» как одна из тем Профессионального Стандарта «Педагог»
Психодиагностика — это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой.
Психодиагностика (от греческого псюхо – душа, диагностикас – способный распознавать) -отрасль психологии , разрабатывающая теорию, принципы и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Объект психодиагностической оценки: все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого человека и кончая сложнейшими социально-психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом.
Психодиагностика проводится:
1. Специалистом. (Психодиагностика детей в учреждениях системы образования осуществляется профессионально подготовленными практическими психологами, оканчивающими факультеты психологии при университетах или факультеты переподготовки по специальности «Практическая психология» при высших педагогических учебных заведениях)
2. Только с разрешения родителей.
3. Результаты обязательно доводятся до родителей.
Рекомендовано в ДОУ
· Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
· Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
· Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
· По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Педагогическая диагностика предполагает исследование индивидуального развития ребенка относительно самого себя. Может проводиться воспитателем на основе наблюдения и изучения продуктов деятельности ребенка.
Психодиагностика, в частности, предполагает:
— изучение динамики возрастного психологического (познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного) развития детей с первых месяцев жизни до окончания школы.
— выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития каждого ребенка, его отклонений от некоторого среднего стандарта. Нормы в положительную (ускоренное развитие) или отрицательную (замедленное развитие) сторону;
— психологическое обслуживание развивающих педагогических экспериментов, проводимых с детьми с целью определения успешности обучения и воспитания и выработки на этой основе практических рекомендаций;
— определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию, а также для проведения научно обоснованной профконсультационной и профориентационной работы;
— получение разносторонней информации о наличном состоянии психологии ребенка, полезной для учителей и родителей, с задачей выбора наиболее подходящих для данного ребенка содержания и методов обучения и воспитания.
Требования морально-этического характера, которые обычно предъявляются к проведению психодиагностических обследований детей.
1. Результаты психодиагностического обследования не должны использоваться во вред ребенку.
2. Психодиагностика детей может и должна производиться только с согласия самих детей и их родителей.
3. Родители, за исключением тех, кто по закону был лишен родительских прав, могут знать результаты психодиагностического обследования своих детей, а также те выводы, которые специалистом-психологом сделаны на их основе. Психолог в свою очередь обязан давать исчерпывающие и достоверные ответы на все вопросы родителей, касающиеся психологии их детей.
4. Результаты психодиагностического обследования без учета многих других факторов и без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут служить основанием для определения судьбы ребенка и заключения о возможностях его обучения и воспитания.
5. Психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимой информацией о детях, с которыми они работают.
ПРИМЕРЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ.
Тест “Дом-Дерево-Человек”Эта – одна из самых известных – проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.
Тест “Несуществующее животное”Метод исследования личности с помощью проективного теста “Несуществующее животное” построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).
Тест “Рисунок семьи”Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Тест Гилфорда (модифицированный)Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы: беглость, гибкость, оригинальность, точность.
Тест Розенцвейга (детский вариант)Данный вариант материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым.
ПРИЗНАКИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
К сожалению, число детей с отклонениями в развитии неуклонно возрастает, этому есть ряд причин:
-наследственность;
-факторы внешней среды.
Виды нарушений, их классификация.
В настоящее время единых принципов классификации в развитии не существует. Классификация детей с отклонениями в развитии М.А. Власовой и М.С.Певзнер.
выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:
1) дети с сенсорной неполноценностью ( с нарушением слуха, зрения, речи, функция опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);
2) дети с задержкой психического развития;
3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;
4) дети с психопатоподобными (психопатическими) форма поведения (эмоциональные нарушения поведения);
5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии);
6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний ( шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)
Виды отклонений в развитии детей.
- Физические (Дети имеют недуги, затрудняющие их действия, а так же нарушения зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата)
- Психические(дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.
- Педагогические( не могут освоить образовательную программу )
- Социальные (Дети, которым в результате воспитания не привита функция, существенно влияющая на вхождение в социум, что влияет на поведение и сознание во время пребывания в социальной группе. Социальные отклонения(гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость ) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство , а профилактика возможных отклонений от правил и норм.
Одаренного ребенка отличают упорство, настойчивость в достижении поставленных целей, повышенная концентрация внимания. Для одаренного ребенка характерно необычное, неожиданное, своеобразное видение окружающих явлений и предметов, развитое чувство юмора.
Для того, чтобы определить есть ли отклонения в развитии ребенка или же это возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику у специалистов (врач- невролог, психолог, логопед, дефектолог).
Нужно помнить: за один симптом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит!
Норма в развитии | Отклонения в развитии |
|
|
Вывод: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.
Источник
Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии
Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.
Основными принципами диагностики являются:
- Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
- Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
- Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
- При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
- Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
- Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
- Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Замечание 1
Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.
Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.
Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей
Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).
Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.
Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.
Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:
- Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
- Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.
Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:
- Отношение ребенка к исследованию и заданиям
- Способы выполнения заданий
- Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
- Обращается ли за помощью к взрослому
- Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
- Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений
Замечание 2
Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.
Проблемы диагностики отклонений в развитии детей
Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:
- Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
- Сложность проведения диагностических методик.
К первой группе проблем относятся:
- недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
- недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
- моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
- распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.
Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:
- трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
- недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
- схожесть ряда синдромов психического недоразвития
- слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
- необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития
Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.
Источник
Õàðàêòåðèñòèêà ïîíÿòèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè, êëàññèôèêàöèÿ äèàãíîñòè÷åñêèõ ìåòîäèê. Àíàëèç àêòóàëüíîñòè ðàçâèòèÿ ìåòîäèê ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè, èõ äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà è îòáîð â ñïåöèàëüíûå øêîëû.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Âûÿâëåíèå äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè, èõ äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà è îòáîð â ñïåöèàëüíûå øêîëû íà ñåãîäíÿøíèé äåíü, ïî ñóùåñòâó, åäèíñòâåííàÿ îáëàñòü ïåäàãîãè÷åñêîé ïðàêòèêè, ãäå ïðèìåíåíèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ äèàãíîñòè÷åñêèõ ìåòîäèê íå òîëüêî ÿâëÿåòñÿ æåëàòåëüíûì èëè ïðîèñõîäèò ýïèçîäè÷åñêè (íàïðèìåð, â èññëåäîâàòåëüñêèõ öåëÿõ), íî ñîâåðøåííî íåîáõîäèìî è îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîñòîÿííî, ïðåäñòàâëÿÿ ñîáîé ïîâñåäíåâíûé ôàêò. Îíè èñïîëüçóþòñÿ ïðè êîìïëåêñíîì îáñëåäîâàíèè äåòåé ñ öåëüþ îòáîðà â ñïåöèàëüíûå øêîëû äèàãíîñòè÷åñêèé ïðîöåññ ÿâëÿåòñÿ êðàòêîâðåìåííûì, íî âûÿâëåíèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ðåáåíêà íà ýòîì ýòàïå ëèøü íà÷èíàåòñÿ. Îíî â òîé èëè èíîé ìåðå ïðîäîëæàåòñÿ â ôîðìå äëèòåëüíîãî (òàê íàçûâàåìîãî êëèíè÷åñêîãî) èçó÷åíèÿ íà âñåì ïðîòÿæåíèè åãî øêîëüíîãî îáó÷åíèÿ, íî îñîáåííî â íà÷àëüíûé ïåðèîä è ïðåæäå âñåãî â òå÷åíèå ïåðâîãî ãîäà îáó÷åíèÿ, â êîòîðûé îáû÷íî ïðîâåðÿåòñÿ ïåðâîíà÷àëüíûé äèàãíîç. Ýòî èçó÷åíèå èãðàåò âàæíåéøóþ ðîëü â ïîñòðîåíèè ïðîãðàììû îáó÷åíèÿ ðåáåíêà, èíäèâèäóàëèçàöèè ïåäàãîãè÷åñêîãî ïîäõîäà, ñîçäàþùåãî óñëîâèÿ äëÿ íàèáîëåå ýôôåêòèâíîãî èñïîëüçîâàíèÿ åãî âîçìîæíîñòåé. Îäíàêî ïåðâîíà÷àëüíàÿ äèàãíîñòèêà èìååò îñîáîå çíà÷åíèå, òàê êàê èìåííî â ïðîöåññå îòáîðà ïðè ïðîõîæäåíèè ðåáåíêîì ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêîé êîìèññèè âïåðâûå îïðåäåëÿåòñÿ îñíîâíîé ïóòü åãî îáó÷åíèÿ, ïðèíèìàåòñÿ ðåøåíèå î òîì, êàêîé òèï øêîëû ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ïîäõîäÿùèì äëÿ íåãî.
ÏÎÍßÒÈÅ ÏÑÈÕÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÉ ÄÈÀÃÍÎÑÒÈÊÈ
 ïðîöåññå âûÿâëåíèÿ íàðóøåíèé â ðàçâèòèè è îòáîðà â ñïåöèàëüíûå øêîëû ïðèìåíåíèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ ìåòîäèê – ïñèõîëîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà – èãðàåò âåñüìà âàæíóþ ðîëü. Ìåæäó òåì, ïîæàëóé, èìåííî â ýòîì çâåíå îòáîðà îáíàðóæèâàþòñÿ íàèáîëåå ñóùåñòâåííûå íåäîñòàòêè.
×òîáû ïðàâèëüíî îöåíèòü ñîâðåìåííîå ñîñòîÿíèå, ïîëîæèòåëüíûå ñòîðîíû è íåäîñòàòêè ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè â îáëàñòè äåôåêòîëîãèè, íåîáõîäèìî ðàññìîòðåòü ýòó äèàãíîñòèêó â òðåõ ïëàíàõ: òåîðåòè÷åñêîì, ìåòîäè÷åñêîì è ïðàêòè÷åñêîì.
Ðàññìîòðåíèå â òåîðåòè÷åñêîì ïëàíå âåäåò ê âûÿâëåíèþ òåîðåòè÷åñêîé êîíöåïöèè, ëåæàùåé â îñíîâå ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ, òåõ ìåòîäîëîãè÷åñêèõ óñòàíîâîê, îñíîâûâàÿñü íà êîòîðûõ ìîæíî ñîçäàâàòü èëè ïîäáèðàòü ìåòîäèêè – èíñòðóìåíòû äèàãíîñòè÷åñêîé ðàáîòû, à òàêæå òåõ îòïðàâíûõ ïîëîæåíèé, êîòîðûå îïðåäåëÿþò ïðàêòè÷åñêîå ïðèìåíåíèå ìåòîäèê, îáðàáîòêó è îöåíêó ðåçóëüòàòîâ.
Ðàññìîòðåíèå â ìåòîäè÷åñêîì ïëàíå ñâÿçàíî ñ óñòàíîâëåíèåì õàðàêòåðà ìåòîäèê, èõ ñîîòâåòñòâèÿ èñõîäíûì òåîðåòè÷åñêèì ïîëîæåíèÿì, äèàãíîñòè÷åñêèõ êðèòåðèåâ, âàëèäíîñòè è íàäåæíîñòè ýòèõ ìåòîäèê, ñ âûÿñíåíèåì ïðèíöèïà àíàëèçà ôàêòè÷åñêèõ äàííûõ è ñïîñîáîâ èõ îáðàáîòêè è îöåíêè ðåçóëüòàòîâ, ñ âûÿâëåíèåì ñîîòíîøåíèÿ êà÷åñòâåííûõ è êîëè÷åñòâåííûõ ïîêàçàòåëåé, óñòîé÷èâîñòè ìåòîäèê ïî îòíîøåíèþ ê èíäèâèäóàëüíûì îñîáåííîñòÿì ýêñïåðèìåíòàòîðà, ñ îöåíêîé ïðàêòè÷åñêîãî óäîáñòâà ïðèìåíåíèÿ ïðèíÿòûõ ê èñïîëüçîâàíèþ ìåòîäèê.
Ïðè ðàññìîòðåíèè â ïðàêòè÷åñêîì ïëàíå ïðåæäå âñåãî âûÿñíÿþòñÿ ðåçóëüòàòèâíîñòü, óñïåøíîñòü äèàãíîñòèêè, êà÷åñòâåííûå âîçìîæíîñòè ìåòîäèêè: êàêîãî õàðàêòåðà îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè îíè âûÿâëÿþò è íàñêîëüêî ýôôåêòèâíî äàííûå, ïîëó÷åííûå ïðè ïðèìåíåíèè ýòèõ ìåòîäèê ÿâëÿþòñÿ óäîáñòâî ïîëüçîâàíèÿ èìè, èõ äîñòóïíîñòü è ïîíÿòíîñòü äëÿ ïðîâîäÿùåãî îáñëåäîâàíèå, ïðîñòîòà è ïîðòàòèâíîñòü, óäîáñòâî îáðàáîòêè äàííûõ. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå èìååò è òî, â êàêèõ óñëîâèÿõ ïðîèñõîäèò ïñèõîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå, êòî åãî ïðîâîäèò è êàê çàòåì èñïîëüçóþòñÿ ïñèõîëîãè÷åñêèå äàííûå â îáùåì çàêëþ÷åíèè î ðåáåíêå, â ïîñòàíîâêå äèàãíîçà.
ÊÎÌÏËÅÊÑÍÛÉ ÏÎÄÕÎÄ Ê ÄÈÀÃÍÎÑÒÈÊÅ ÍÀÐÓØÅÍÈÉ ÐÀÇÂÈÒÈß
Ïðåîäîëåíèå ïîðî÷íîãî ïîäõîäà ê äèàãíîñòèêå íàðóøåíèé óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ íà îñíîâå ÷èñòî êîëè÷åñòâåííîé ïñèõîìåòðè÷åñêîé îöåíêè ðåçóëüòàòîâ âûïîëíåíèÿ äåòüìè òåñòîâûõ çàäàíèé è îòêàç îò ïðèäàíèÿ òåñòàì âåäóùåé ðîëè â îòáîðå óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé â ñïåöèàëüíûå øêîëû ïðèâåëè ê ñîçäàíèþ êîìïëåêñíîãî ïîäõîäà ê äèàãíîñòèêå íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ.
Êîìïëåêñíûé ïîäõîä êàê îäèí èç îñíîâíûõ ïðèíöèïîâ äèàãíîñòèêè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ îçíà÷àåò òðåáîâàíèå âñåñòîðîííåãî îáñëåäîâàíèÿ è îöåíêè îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, îõâàòûâàþùåé íå òîëüêî èíòåëëåêòóàëüíóþ, ïîçíàâàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü, íî è ïîâåäåíèå, ýìîöèè óðîâåíü îâëàäåíèÿ íàâûêàìè è ò.ä., à òàê æå ñîñòîÿíèå åãî çðåíèÿ, ñëóõà, äâèãàòåëüíîé ñôåðû, íåâðîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ, èñòîðèþ ðàçâèòèÿ. Ñâåäåíèÿ î ñîìàòè÷åñêîì ñîñòîÿíèè ðåáåíêà, î ñîñòîÿíèè åãî íåðâíîé ñèñòåìû è îðãàíîâ ÷óâñòâ, îá óñëîâèÿõ è îñîáåííîñòÿõ åãî ðàçâèòèÿ, î âîçìîæíîé íàñëåäñòâåííîé ïðèðîäå íàðóøåíèé íå ìåíåå âàæíû ïðè îïðåäåëåíèè ïóòåé îáó÷åíèÿ ðåáåíêà, ÷åì åãî ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà è äàííûå î åãî çíàíèÿõ, óìåíèÿõ è íàâûêàõ. Òàêèì îáðàçîì, ïñèõîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ñîñòàâëÿåò îðãàíè÷åñêóþ ÷àñòü äèàãíîñòè÷åñêîé ñèñòåìû, ÷àñòü êîìïëåêñíîãî ïîäõîäà ê îáñëåäîâàíèþ ðåáåíêà è íå èìååò ñàìîäîâëåþùåãî çíà÷åíèÿ.  îáñëåäîâàíèÿõ ðåáåíêà â öåëÿõ äèàãíîñòèêè è îòáîðà â ñïåöèàëüíûå øêîëû ïðèíèìàþò ó÷àñòèå âðà÷è: ïñèõîíåâðîëîã èëè ïñèõèàòð, îòîëàðèíãîëîã, îôòàëüìîëîã, õèðóðã-îðòîïåä; ïåäàãîã-äåôåêòîëîã, ëîãîïåä, ïñèõîëîã. Òàêîé ñîñòàâ äèàãíîñòè÷åñêîãî êîìïëåêñà ïðåäóñìàòðèâàåòñÿ Ïîëîæåíèåì î ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêèõ êîìèññèÿõ.
Ïðèíöèï öåëîñòíîãî ñèñòåìíîãî èçó÷åíèÿ ðåáåíêà.
Ñëåäóþùèì âàæíåéøèì ïîëîæåíèåì ñîâðåìåííîãî ïîäõîäà ê äèàãíîñòèêå àíîìàëèé ðàçâèòèÿ â öåëÿõ îòáîðà äåòåé â ñïåöèàëüíûå øêîëû ÿâëÿåòñÿ ïðèíöèï öåëîñòíîãî ñèñòåìíîãî èçó÷åíèÿ ðåáåíêà. Ñèñòåìíûé ïîäõîä, î íåîáõîäèìîñòè ïðèìåíåíèÿ êîòîðîãî ê èçó÷åíèþ íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ ïèñàë åùå Ë.Ñ. Âûãîòñêèé (1983) è êîòîðûé ïîëó÷èë äîñòàòî÷íî ãëóáîêîå ðàçâèòèå â èññëåäîâàíèÿõ åãî ó÷åíèêîâ, ÿâëÿåòñÿ ñåé÷àñ îäíèì èç îñíîâíûõ â ìåòîäîëîãèè è â äåôåêòîëîãèè.
Öåëîñòíûé ñèñòåìíûé àíàëèç â ïðîöåññå ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè ïðåäïîëàãàåò ïðîöåññå ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè ïðåäïîëàãàåò ïðåæäå âñåãî îáíàðóæåíèå íå ïðîñòî îòäåëüíûõ ïðîÿâëåíèé íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, à ñâÿçåé ìåæäó íèìè, îïðåäåëåíèå èõ ïðè÷èí, óñòàíîâëåíèå èåðàðõèè îáíàðóæåííûõ íåäîñòàòêîâ èëè îòêëîíåíèé â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè, ò.å. òîãî, ÷òî Ë.Ñ. Âûãîòñêèé îïðåäåëÿë êàê âçàèìîñâÿçàííóþ ñèñòåìó äåôåêòîâ – ïåðâè÷íûõ, âòîðè÷íûõ è ò.ä. Äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ òàêîãî àíàëèçà íåîáõîäèìà íå òîëüêî ÷åòêàÿ ïîñòàíîâêà çàäà÷ èññëåäîâàíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðèìåíèòåëüíî ê îòáîðó â ñïåöèàëüíûå øêîëû, íî è ñîîòâåòñòâóþùàÿ ñèñòåìà äèàãíîñòè÷åñêèõ ìåòîäèê, áåç ïðèìåíåíèÿ êîòîðûõ êðàéíå çàòðóäíèòåëüíî ïîëó÷èòü ìàòåðèàë äëÿ îáîñíîâàííîãî ðåøåíèÿ ýòèõ çàäà÷.
Ìîæíî íå ñîãëàñèòüñÿ ñ ïîëîæåíèåì î íåîáõîäèìîñòè ÷åòêèõ çàäà÷ äëÿ ðåàëèçàöèè öåëîñòíîãî ñèñòåìíîãî îáñëåäîâàíèÿ. Ìîæíî ïðîòèâîïîñòàâèòü åìó óòâåðæäåíèå, ÷òî åñëè äåòàëüíî îáñëåäîâàòü âñå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè ðåáåíêà, âûÿâëÿÿ âñå åãî âîçìîæíîñòè, òî òåì ñàìûì è áóäåò äîñòèãíóòî öåëîñòíîå ñèñòåìíîå ïðåäñòàâëåíèå î åãî ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè. Îäíàêî â ýòîì ñëó÷àå ìû ïîëó÷èì îãðîìíîå êîëè÷åñòâî èçáûòî÷íîãî ìàòåðèàëà, ñðåäè êîòîðîãî ìîæåò çàòåðÿòüñÿ èíòåðåñóþùèé íàñ. Âìåñòå ñ òåì äëÿ òàêîãî îáñëåäîâàíèÿ íåîáõîäèìî ãîðàçäî áîëåå ïðîäîëæèòåëüíûé îòðåçîê âðåìåíè, ÷åì çàòðà÷èâàåìûé òåïåðü íà îáñëåäîâàíèå îäíîãî ðåáåíêà ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêèìè êîìèññèÿìè. Ïîýòîìó òàêîé ïîäõîä ÿâëÿåòñÿ ïðîñòî íåðåàëüíûì.
Ïðèíöèï äèíàìè÷åñêîãî èçó÷åíèÿ ðåáåíêà.
Ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå èìåþò òàêæå ïðèíöèïû äèíàìè÷åñêîãî èçó÷åíèÿ ðåáåíêà è êà÷åñòâåííîãî àíàëèçà ïîëó÷åííûõ äàííûõ.
Ïðèíöèï äèíàìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ òåñíî ñâÿçàí ñ ðàçðàáîòêîé òåîðèè ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, â ñîçäàíèè êîòîðîé ïðèíèìàëè ó÷àñòèå òàêèå âåäóùèå ïñèõîëîãè, êàê Ë.Ñ. Âûãîòñêèé, À.Â. Çàïîðîæåö, À.Í. Ëåîíòüåâ, Ä.Á. Ýëüêîíèí è äðóãèå. Äëÿ äåôåêòîëîãèè ( è â ÷àñòíîñòè, äëÿ ðàçðàáîòêè îñíîâ ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè) îñîáî âàæíîå çíà÷åíèå èìåëè äâà ïîëîæåíèÿ, ñôîðìóëèðîâàííûå Ë.Ñ. Âûãîòñêèì (1983) â ðóñëå ðàçðàáîòêè òåîðèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
Îäíî èç íèõ ñîñòîèò â òîì, ÷òî îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñîõðàíÿþò ñâîþ ñèëó è ïðè àíîìàëüíîì ðàçâèòèè, ÿâëÿþòñÿ îáùèìè â îáîèõ ñëó÷àÿõ. Âìåñòå ñ òåì Ë.Ñ. Âûãîòñêèé îòìåòèë è ñóùåñòâîâàíèå ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ, â êà÷åñòâå ïðèìåðà êîòîðûõ óêàçàë íà çàòðóäíåíèÿ âî âçàèìîäåéñòâèè ñ îêðóæàþùèìè, îáíàðóæèâàþùèåñÿ ïðè âñåõ àíîìàëèÿõ ðàçâèòèÿ. Åñòåñòâåííûì âûâîäîì èç òàêîãî ïîëîæåíèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî ïðèìåíèòåëüíî ê äèàãíîñòèêå íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ ïðèçíàíèå âàæíîñòè äàííûõ ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé, ïîñêîëüêó îíè ìîãóò ñëóæèòü âåñüìà ñóùåñòâåííûìè îðèåíòèðàìè. Èìåííî îïîðà íà çíàíèå ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé è îñîáåííîñòåé, ñâîåîáðàçíûõ äëÿ ðàçíûõ êàòåãîðèé àíîìàëüíûõ äåòåé, ïîçâîëÿåò èçáåæàòü äèàãíîñòè÷åñêèõ îøèáîê â òðóäíûõ äëÿ äèôôåðåíöèàöèè ñëó÷àÿõ.
Âòîðûì âàæíåéøèì äëÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè, ïîëîæåíèåì Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî ÿâëÿåòñÿ åãî êîíöåïöèÿ î çîíàõ àêòóàëüíîãî è áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ. Ïîäëèííàÿ ðåàëèçàöèÿ ïðèíöèïà äèíàìè÷åñêîãî èçó÷åíèÿ ïðåäïîëàãàåò ïðåæäå âñåãî íå òîëüêî ïðèìåíåíèå äèàãíîñòè÷åñêèõ ìåòîäèê ñ ó÷åòîì âîçðàñòà îáñëåäóåìîãî ðåáåíêà, íî è âûÿâëåíèå åãî ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé, çîíû åãî áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ.
ÏÎËÎÆÈÒÅËÜÍÛÅ È ÎÒÐÈÖÀÒÅËÜÍÛÅ ×ÅÐÒÛ ÄÈÀÃÍÎÑÒÈ×ÅÑÊÈÕ ÌÅÒÎÄÈÊ
äèàãíîñòèêà ïñèõîëîãè÷åñêèé ìåòîäèêà
Äåéñòâèòåëüíî, äî ñèõ ïîð â ðàáîòå ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêèõ êîìèññèé íå ïðèìåíÿåòñÿ íèêàêîé åäèíîé ñèñòåìû ìåòîäèê, êîòîðàÿ èñïîëüçîâàëàñü áû â ñòðîãî îïðåäåëåííîì ïîðÿäêå, ïî ÷åòêèì ïðàâèëàì è äàâàëà áû ðåçóëüòàòû, êîòîðûå ìîæíî áûëî áû ñðàâíèòü ñ ðåçóëüòàòàìè, ïîëó÷àåìûìè â äðóãèõ ñëó÷àÿõ èññëåäîâàòåëÿìè (ýêñïåðèìåíòàòîðàìè), â äðóãîé ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêîé êîìèññèè.
Ñàì ïîäáîð ìåòîäèê íèêàê òåîðåòè÷åñêè íå îáîñíîâàí è íîñèò ñëó÷àéíûé õàðàêòåð.  èìåþùèõñÿ ðóêîâîäñòâàõ ïðèâîäèòñÿ íàáîð îòäåëüíûõ ìåòîäèê, èçâëå÷åííûõ èç ðàçëè÷íûõ ñèñòåì òåñòîâ èëè èñïîëüçîâàâøèõñÿ â êàêèõ-ëèáî èññëåäîâàíèÿõ; ïî ñóùåñòâó, â íèõ ïðåäëàãàåòñÿ òîëüêî îïèñàíèå ìåòîäèê, ëèøü â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ñîïðîâîæäàþùååñÿ âåñüìà íå÷åòêèìè îöåíî÷íûìè õàðàêòåðèñòèêàìè, ïðåäñòàâëÿþùèìè ñîáîé îïèñàíèå âîçìîæíûõ îñîáåííîñòåé âûïîëíåíèÿ, è íåîïðåäåëåííûìè óêàçàíèÿìè, ïðåäëàãàþùèìè îöåíêó ðåçóëüòàòîâ ïîëíîñòüþ íà ýêñïåðèìåíòàòîðà.
Ïðèâåäåì ïðèìåð îöåíêè òàêèõ ïðîÿâëåíèé ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, êàê ñðàâíåíèå, óñòàíîâëåíèå ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûõ îòíîøåíèé, îáîáùåíèå: … ó÷àùèåñÿ ìàññîâûõ øêîë óêàçàííîãî âîçðàñòà â îñíîâíîì ïðàâèëüíî îòâå÷àþò íà âñå ýòè âîïðîñû. Èõ îòâåòû êà÷åñòâåííî îòëè÷àþòñÿ îò îòâåòîâ óìñòâåííî îòñòàëûõ ó÷àùèõñÿ. Îíè áîëåå ïðîäóìàííû. Âî âðåìÿ îòâåòîâ èñïîëüçóåòñÿ ïðîøëûé îïûò. Îòâåòû ó÷àùèõñÿ ìàññîâûõ øêîë õàðàêòåðèçóåòñÿ òàêæå áîëüøîé ãëóáèíîé, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î áîëåå âûñîêîì óðîâíå èõ îáùåãî ðàçâèòèÿ. Ýòè äåòè áîëüøå çíàþò, ëó÷øå óìåþò âûðàçèòü ñâîè ìûñëè. Ëåãêî âèäåòü, ÷òî íè î êàêèõ ïðîâîçãëàøåííûõ êà÷åñòâåííûõ ðàçëè÷èÿõ â îòðûâêå íåò è ðå÷è. Áîëåå òîãî, ïî ñóùåñòâó, íå óêàçûâàåòñÿ íèêàêèõ êîëè÷åñòâåííûõ ðàçëè÷èé! Âåðíåå îíè åñòü, íî â íàèõóäøåì, íàèìåíåå æåëàòåëüíîì ñâîåì âàðèàíòå – îíè óêàçûâàþòñÿ ïðèáëèçèòåëüíî, íà ãëàçîê – áîëüøå – ìåíüøå, à îöåíêè ðåçóëüòàòîâ ïîëíîñòüþ ïåðåêëàäûâàþòñÿ íà ýêñïåðèìåíòàòîðà, êîòîðûé èíòóèòèâíî-ýìïèðè÷åñêè, íà îñíîâå ñîáñòâåííîãî, èíäèâèäóàëüíîãî îïûòà äîëæåí îïðåäåëÿòü, êàêîå áîëüøå èëè ìåíüøå ñâîéñòâåííî óìñòâåííî îòñòàëîìó, à êàêîå – íîðìàëüíî ðàçâèâàþùåìóñÿ ðåáåíêó. Åñëè ýêñïåðèìåíòàòîð â ýòèõ ñëó÷àÿõ íå áóäåò èñïîëüçîâàòü èíòóèòèâíî-ýìïèðè÷åñêèé ïîäõîä, à ñòàíåò ñòðîãî ñëåäîâàòü äàâàåìûì ðåêîìåíäàöèÿì, îí íå ñìîæåò ïðèíÿòü íèêàêîãî äèàãíîñòè÷åñêîãî ðåøåíèÿ, òàê êàê, ïî ñóùåñòâó, â ðåêîìåíäàöèÿõ îòñóòñòâóþò êàêèå áû òî íè áûëî êðèòåðèè äëÿ åãî ïðèíÿòèÿ.
Òàê æå òðóäíîñòè ñîõðàíÿþòñÿ è ïî îòíîøåíèþ êî âñåìó ïðèìåíåííîìó â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå íàáîðó çàäàíèé. Ïîñêîëüêó â êàæäîì çàäàíèè ìîãóò áûòü ïîëó÷åíû ðàçíûå ðåçóëüòàòû, âàæíî çíàòü, ñêîëüêî (èëè êàêèå) áîëüøå èëè ëó÷øå ïîçâîëÿþò êâàëèôèöèðîâàòü ðàçâèòèå, íàïðèìåð, ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ó äàííîãî ðåáåíêà êàê íîðìàëüíîå, à ñêîëüêî íå ïîçâîëÿþò ïðèéòè ê òàêîìó çàêëþ÷åíèþ è ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ ðåáåíêà íàðóøåíî. Ñîâåðøåííî ÿñíî, ÷òî òàêîå çàêëþ÷åíèå íå ìîæåò áûòü ñäåëàíî íà îñíîâàíèè ëèøü îäíîãî áîëüøå èëè ìåíüøå. Äà è ñ ÷åì, ñîáñòâåííî, íóæíî ñðàâíèâàòü ðåçóëüòàòû âûïîëíåíèÿ çàäàíèé êîíêðåòíûì ðåáåíêîì, ÷òîáû âûÿñíèòü, áîëüøå îí èëè ìåíüøå, âåäü íèêàêèõ íîðìàòèâîâ, êðèòåðèåâ èëè õîòÿ áû ïðèìåðíûõ ýòàëîííûõ õàðàêòåðèñòèê (îïèñàíèé âûïîëíåíèÿ âñåõ çàäàíèé íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèìñÿ ðåáåíêîì) íå ïðèâîäèòñÿ.
Õîòÿ, â ïîñëåäíèå ãîäû â ìåòîäè÷åñêèõ ðåêîìåíäàöèÿõ ñäåëàíà ïîïûòêà äàòü ïî êàæäîé ìåòîäèêå îïèñàíèå âûïîëíåíèÿ çàäàíèé, íàèáîëåå òèïè÷íûå äëÿ äåòåé ðàçíûõ êàòåãîðèé (è ïîäêàòåãîðèé). Ïðèâîäÿòñÿ î÷åíü êðàòêèå õàðàêòåðèñòèêè äåéñòâèé èìáåöèëîâ, äåáèëîâ, äåòåé ñ øèçîôðåíè÷åñêîé è ýïèëåïòè÷åñêîé äåìåíöèåé, ñ íàðóøåíèÿìè çðåíèÿ, ðå÷è è ñëóõà, äâèãàòåëüíûìè äåôåêòàìè, à òàêæå íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ. Òàêèå õàðàêòåðèñòèêè, áåçóñëîâíî, ÿâëÿþòñÿ øàãîì âïåðåä, îäíàêî îíè ñîñòàâëåíû íà îñíîâå ýìïèðè÷åñêèõ äàííûõ è íå ìîãóò ñëóæèòü íàäåæíûìè êðèòåðèÿìè äëÿ ïðàêòè÷åñêîãî èñïîëüçîâàíèÿ ïñèõîëîãàìè ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêèõ êîìèññèé.
Òàê, íàïðèìåð, â ìåòîäèêå ðàçðàáîòàííîé È.À. Êîðîáåéíèêîâûì (1980) è èçëîæåííîé â ôîðìå ðåêîìåíäàöèé ïî ïñèõîëîãè÷åñêîìó îáñëåäîâàíèþ äåòåé â ïåðèîä ïðåäøêîëüíîé äèñïàíñåðèçàöèè, ïðè îáðàáîòêå ïîëó÷åííûõ äàííûõ ó÷èòûâàþòñÿ íå òîëüêî ðåçóëüòàòû âûïîëíåíèÿ çàäàíèé, íî è îñîáåííîñòè äåÿòåëüíîñòè äåòåé, à òàêæå èõ ïîâåäåíèå â öåëîì, íàáëþäàåìûå âî âðåìÿ èññëåäîâàíèÿ. Âñå âûäåëåííûå îáúåêòû íàáëþäåíèÿ ïîëó÷àþò îïðåäåëåííóþ êîëè÷åñòâåííóþ îöåíêó, ñóììèðóåìóþ ñ áàëëàìè çà ðåøåíèå çàäàíèé. Âìåñòå ñ òåì ïðèâåäåíû è îïèñàíèÿ îòäåëüíûõ ñëó÷àåâ, òèïè÷íûõ äëÿ ðàçíûõ êàòåãîðèé íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ.  ñî÷åòàíèè ñ êîëè÷åñòâåííûìè ïîêàçàòåëÿìè òàêèå õàðàêòåðèñòèêè âåñüìà ñóùåñòâåííû, òàê êàê çíà÷èòåëüíî îáëåã÷àþò îðèåíòèðîâêó â ïðèìåíåíèè ìåòîäèêè è â îöåíêå ðåçóëüòàòîâ òåì, êòî ïîëüçóåòñÿ ìåòîäèêîé. Îäíàêî è â ýòîé ðàáîòå ýëåìåíò ýìïèðèçìà è ïðîèçâîëüíîñòè â îòáîðå ìåòîäèê ñîõðàíèëñÿ.
Ïðåäïðèíèìàëèñü ïîïûòêè ïðèìåíÿòü â äèàãíîñòèêå íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ öåëûå ïåðåâåäåííûå è àäàïòèðîâàííûå ñîâðåìåííûå çàðóáåæíûå ñèñòåìû (áàòàðåè) ïñèõîëîãè÷åñêèõ òåñòîâ. Òàê, À.Þ. Ïàíàñþê àäàïòèðîâàë äåòñêèå èíòåëëåêòóàëüíûå òåñòû Âåêñëåðà (WISC). Âîçìîæíîñòü äèàãíîñòèðîâàòü íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ïî ñóììàðíûì ïîêàçàòåëÿì áûëà ïðîâåðåíà â ñïåöèàëüíîì èññëåäîâàíèè Ã.Á. Øàóìàðîâûì, êîòîðûé óñòàíîâèë, ÷òî ýòè ïîêàçàòåëè íå ìîãóò ñëóæèòü äëÿ äèàãíîñòèêè, íàïðèìåð, çàäåðæêè ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî èñïîëüçîâàíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî ïðîôèëÿ (ò.å. ïîêàçàòåëåé ïî âñåì ñóáòåñòàì) ïîçâîëèëî ïîëó÷èòü áîëåå òî÷íûé ðåçóëüòàò â îïðåäåëåíèè óðîâíÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ïî ñðàâíåíèþ ñ äàííûìè ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêîé êîìèññèè, îòíåñøèõ ñëó÷àè ëåãêîé îëèãîôðåíèè ê ñëó÷àÿì çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.
Îäíàêî, ïîñêîëüêó è â òåñòàõ Âåêñëåðà îòäåëüíûå ñîñòàâëÿþùèå èõ ìåòîäèêè (ñóáòåñòû) ïîäîáðàíû áåç ïñèõîëîãè÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ, ýìïèðè÷åñêè, ìíîãèå èç íèõ, êàê âûÿñíèëîñü â ðåçóëüòàòå ýêñïåðèìåíòàëüíîãî àíàëèçà, íå èìåþò äèôôåðåíöèàëüíî-äèàãíîñòè÷åñêîé öåííîñòè.
Äóìàþ íåò íåîáõîäèìîñòè ïðîäîëæàòü ýòîò ñïèñîê, ò.ê. â ëþáîé èç ïðåäëîæåííûõ ìåòîäèê åñòü ñâîè ïîëîæèòåëüíûå è îòðèöàòåëüíûå ÷åðòû. Åäèíñòâåííîå, ÷òî ìîæíî ñêàçàòü íà ñåãîäíÿøíèé äåíü íåò íè îäíîé àáñîëþòíî è îäíîçíà÷íî ïðàâèëüíîé ìåòîäèêè.
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
Âñå âûøåñêàçàííîå ëèøíèé ðàç ïîä÷åðêèâàåò ìîëîäîñòü ïñèõîëîãèè êàê îòäåëüíîé íàóêè è åå ñîñòàâíûõ ÷àñòåé ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè è äåôåêòîëîãèè. Íî òåì íå ìåíåå íà ëèöî ïðîãðåññèâíîå ðàçâèòèå åå â íàñòîÿùåå âðåìÿ.
Ìû äîëæíû îò÷åòëèâî ïðåäñòàâëÿòü ñåáå, ÷òî ðåêîìåíäóåìûå è èñïîëüçóåìûå â íàñòîÿùåå âðåìÿ ïñèõîëîãè÷åñêèå ìåòîäèêè ñëåäóåò ïðèìåíÿòü ñ íåìåíüøåé îñòîðîæíîñòüþ, ÷åì ñòàíäàðòèçèðîâàííûå ïñèõîìåòðè÷åñêèå òåñòû. Èíà÷å ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî ìåòîäèêè, êîòîðûå äàþò ÷åòêèå êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè, îöåíèâàþòñÿ ðåçêî îòðèöàòåëüíî, â òî âðåìÿ êàê ïðîèçâîëüíî îòáèðàåìûå è òàê æå ïðîèçâîëüíî èñïîëüçóåìûå, íå äàþùèå íèêàêèõ êîëè÷åñòâåííûõ äàííûõ, à ëèøü ñóáúåêòèâíî-ýìïèðè÷åñêè òðàêòóåò ïðèáëèçèòåëüíûå ðåçóëüòàòû ïîëó÷àþò ïîëîæèòåëüíóþ îöåíêó, ïðèçíàþòñÿ ëó÷øèìè.
Åñòåñòâåííî, íåîáõîäèìî ðàñøèðåíèå ñïåöèàëüíûõ èññëåäîâàíèé â îáëàñòè ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè è îáîáùåíèå äàííûõ ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè â äèàãíîñòè÷åñêèõ öåëÿõ.
ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ
Îáó÷åíèå äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, Ì., 1981.
Ïðèíöèïû îòáîðà äåòåé âî âñïîìîãàòåëüíûå øêîëû, Ì., 1960
Ëóáîâñêèé Â.È. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðîáëåìû äèàãíîñòèêè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, Ì., 1989.
Ëóêîÿíîâ Þ.Å. Åñëè Âàøåìó ðåáåíêó òðóäíî ó÷èòüñÿ, Ì., 1980.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник