Психологи утверждают что основной движущей силой развития ребенка тем
Баллов: 1
Автором теории поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения является…
Выберите один ответ.
a. С.И. Архангельский | ||
b. В.А. Якунин | ||
c. П.Я. Гальперин | ||
d. Я.А. Коменский |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question2
Баллов: 1
Если у ребенка сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики, то он относится к категории детей …
Выберите один ответ.
a. с нарушениями слуха | ||
b. с задержкой психического развития | ||
c. с нарушениями речевого развития |
Верно
Познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд особенностей
Выберите по крайней мере один ответ:
a. зрительное восприятие складывается в практической предметно-манипулятивной деятельности. | ||
b. повышенная истощаемость всех психических процессов | ||
c. нарушение активного произвольного внимания |
Частично верно
Баллов за ответ: 0.5/1.
Question5
Баллов: 1
Фундаментом педагогики является…
Выберите один ответ.
a. философия | ||
b. теософия | ||
c. психология |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question6
Баллов: 1
Патологически замедленный темп речи, как нарушения произносительной стороны речи наблюдается при …
Выберите один ответ.
a. Брадилалии | ||
b. Дисфонии | ||
c. Тахилалии |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question7
Баллов: 1
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников?
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question8
Баллов: 1
Сложный недостаток ‒ совокупность физических и психических недостатков
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question9
Баллов: 1
Поведение, отклоняющееся от общепринятых нравственных норм, а иногда и правовых, включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные поступки
Выберите один ответ.
a. Шизоидная психопатия | ||
b. Острые аффективные реакции | ||
c. Девиантное поведение |
Неверно
Баллов за ответ: 0/1.
Question10
Баллов: 1
Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека?
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question11
Баллов: 1
Нарушения умственного развития могут возникнуть по причине
Выберите по крайней мере один ответ:
a. наследственных заболеваний и генетических нарушений; | ||
b. интоксикаций | ||
c. перенесенных матерью заболеваний, влияющих на плод в период внутриутробного развития; |
Частично верно
Баллов за ответ: 0.67/1.
Question12
Баллов: 1
К современной системе специальных образовательных услуг относятся
Выберите по крайней мере один ответ:
a. Медико-педагогический патронаж | ||
b. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ | ||
c. Медико-социальная профилактика | ||
d. Бесплатная методическая литература на протяжении всего периода обучения |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question13
Баллов: 1
Задачами специальной психологии являются:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. изучение психологических проблем, связанных с интеграцией | ||
b. изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития | ||
c. создание коррекционных педагогических технологий | ||
d. разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии |
Частично верно
Баллов за ответ: 0.67/1.
Question14
Баллов: 1
Совокупность физических и психических недостатков – это …
Выберите один ответ.
a. Психический недостаток | ||
b. Физический недостаток | ||
c. Тяжелый недостаток | ||
d. Сложный недостаток |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question15
Баллов: 1
Специальное образовательное (коррекционное) учреждение – это образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Выберите один ответ.
Неверно
Баллов за ответ: 0/1.
Question16
Баллов: 1
Кому принадлежит заслуга определения специфики речи как высшей психической функции
Выберите один ответ.
a. В. И. Лубовский | ||
b. С. Я. Рубинштейн | ||
c. С. Я. Рубинштейн | ||
d. Л. С. Выготский |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question17
Баллов: 1
С какими смежными науками связана специальная психология:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. с травматологией | ||
b. с психологией | ||
c. с медицинской генетикой | ||
d. со специальной педагогикой |
Частично верно
Баллов за ответ: 0.67/1.
Question18
Баллов: 1
К эмоционально-волевым нарушениям относятся
Выберите по крайней мере один ответ:
a. Нарушение звукопроизношения | ||
b. Страхи | ||
c. Пассивность | ||
d. Повышенная возбудимость |
Частично верно
Баллов за ответ: 0.33/1.
Question19
Баллов: 1
Дизонтогения ‒ это:
a. нормальное физическое и психическое развитие | ||
b. психическое заболевание | ||
c. исследование соматического статуса ребенка | ||
d. нарушение физического и психического развития |
Сколько видов спецшкол существует в настоящее время
Нарушения умственного развития могут возникнуть по причине
Выберите по крайней мере один ответ:
a. интоксикаций | ||
b. перенесенных матерью заболеваний, влияющих на плод в период внутриутробного развития; | ||
c. наследственных заболеваний и генетических нарушений; |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question2
Баллов: 1
Поведение, отклоняющееся от общепринятых нравственных норм, а иногда и правовых, включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные поступки
Выберите один ответ.
a. Острые аффективные реакции | ||
b. Девиантное поведение | ||
c. Шизоидная психопатия |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question3
Баллов: 1
Специальное образовательное (коррекционное) учреждение – это образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question4
Баллов: 1
Для проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков со сложными, тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания создаются …
Выберите один ответ.
a. Реабилитационные центры различных профилей | ||
b. Психологическая служба | ||
c. Медико-психолого-педагогические комиссии |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question5
Баллов: 1
Какая форма специального обучения появилась раньше всех других форм?
Выберите один ответ.
a. Индивидуально-групповая | ||
b. Индивидуальная | ||
c. Классно-урочная |
Неверно
Баллов за ответ: 0/1.
Question6
Баллов: 1
Укажите соответствие между понятиями, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования
Дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь бинефицитарный статус |
| |
Дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) |
| |
Дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования |
| |
Дети, которые имеют отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их возможности в столь резкой степени, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии |
|
Частично верно
Баллов за ответ: 0.25/1.
Question7
Баллов: 1
Автором высказывания: «Закономерное изменение психических процессов во времени, и развитие психик аномальных детей подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка» является..
Выберите один ответ.
a. Л. С. Выготского | ||
b. Я.А. Коменский | ||
c. П.Я. Гальперин | ||
d. С.И. Архангельский |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question8
Баллов: 1
С какими смежными науками связана специальная психология:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. с психологией | ||
b. со специальной педагогикой | ||
c. с медицинской генетикой | ||
d. с травматологией |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question9
Баллов: 1
Сколько видов спецшкол существует в настоящее время
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question10
Баллов: 1
Фонетическую, лексико-грамматическую, мелодико-интонационную,
темпо-ритмическую стороны включает в себя сложный процесс …
Выберите один ответ.
a. устная речь | ||
b. письменная речь | ||
c. экспрессивная речь |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question11
Баллов: 1
Патологически замедленный темп речи, как нарушения произносительной стороны речи наблюдается при …
Выберите один ответ.
a. Брадилалии | ||
b. Дисфонии | ||
c. Тахилалии |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question12
Баллов: 1
Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека?
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question13
Баллов: 1
Сложные системные психические процессы, формирующиеся в процессе развития человека под влиянием общества, связанные с употреблением знаков, обеспечивающие пластичность и адаптивность поведения – это…
Выберите один ответ.
a. коррекция | ||
b. высшие психические функции | ||
c. реабилитация |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question14
Баллов: 1
Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата – это..
Выберите один ответ.
a. Ринолалия | ||
b. Заикание | ||
c. Дислалия |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question15
Баллов: 1
Принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения поведения
Выберите по крайней мере один ответ:
a. четкая организация занятий | ||
b. структурно-динамической целостности | ||
c. психологическая диагностика | ||
d. поэтапность психокоррекционной работы |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question16
Баллов: 1
Дизонтогения ‒ это:
Выберите один ответ.
a. исследование соматического статуса ребенка | ||
b. нормальное физическое и психическое развитие | ||
c. нарушение физического и психического развития | ||
d. психическое заболевание |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question17
Баллов: 1
К эмоционально-волевым нарушениям относятся
Выберите по крайней мере один ответ:
a. Повышенная возбудимость | ||
b. Нарушение звукопроизношения | ||
c. Пассивность | ||
d. Страхи |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question18
Баллов: 1
В основу специальной педагогики легли науки
Выберите один ответ.
a. Педагогика | ||
b. Философия | ||
c. Психология |
Неверно
Баллов за ответ: 0/1.
Question19
Баллов: 1
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают…
Выберите один ответ.
a. процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика | ||
b. передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению |
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question20
Баллов: 1
Фундаментом педагогики является…
Выберите один ответ.
a. философия | ||
b. теософия | ||
c. психология |
По времени возникновения нарушения развития классифицируют:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. социальные | ||
b. врожденные | ||
c. приобретенные | ||
d. биологические |
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников?
Выберите один ответ.
Исправление тех или иных недостатков развития называется:
Выберите один ответ.
a. компенсация | ||
b. коррекция | ||
c. реабилитация | ||
d. абилитация |
Экспрессивная речь – это..
Выберите один ответ.
a. это процесс понимания речи (устной или письменной) | ||
b. это высказывание с помощью языка, направленное вовне |
Специальное образовательное (коррекционное) учреждение – это образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Выберите один ответ.
Какие психические процессы нарушаются при дефектах зрения?
Выберите по крайней мере один ответ:
a. Ощущение | ||
b. моторика | ||
c. восприятие | ||
d. мышление |
Парадигмальная концепция обучения состоит в том, что…
Выберите один ответ.
a. главной целью обучения должно стать акцентирование «правильности мышления учеников, или формальное образование», «учить мыслить, и только, а остальное придет к ним в процессе роста» | ||
b. всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образцы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям | ||
c. учебный материал следует представлять не систематически, а «фокусно», акцентируя внимание на типичных фактах и событиях. Целое познается путем скрупулезного и основательного анализа единичного факта, явления или события |
Блоки психокоррекционной работы с логопатами
Выберите один ответ.
a. установочный; коррекционный | ||
b. диагностический; установочный; коррекционный; оценочный | ||
c. диагностический; установочный; коррекционный |
Баллов: 1
Предметом педагогики как науки является…
Выберите один ответ.
a. процесс обучения | ||
b. процесс воспитания | ||
c. педагогический процесс |
К принципам специального образования относятся
Выберите по крайней мере один ответ:
a. Принцип дифференцированности и индивидуального подхода | ||
b. Принцип развития мышления, языка и коммуникативных способностей | ||
c. Принцип педагогического оптимизма |
Парадигмальная концепция обучения неприемлема для изучения предмета…
Выберите один ответ.
a. математика | ||
b. история | ||
c. литература |
Задачами специальной психологии являются:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития | ||
b. создание коррекционных педагогических технологий | ||
c. изучение психологических проблем, связанных с интеграцией | ||
d. разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии |
Сложные системные психические процессы, формирующиеся в процессе развития человека под влиянием общества, связанные с употреблением знаков, обеспечивающие пластичность и адаптивность поведения – это…
Выберите один ответ.
a. высшие психические функции | ||
b. реабилитация | ||
c. коррекция |
Личность, имеющая отклонения в моральном или физическом развитии, имеет определенные потребности в процессе образования и является
Выберите один ответ.
a. Объектом специальной педагогики; | ||
b. Предметом специальной педагогики. | ||
c. Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования; |
Предметом изучения логопсихологии является:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. методы психологической помощи | ||
b. особенности психического развития лиц с нарушением зрения | ||
c. воспитание и обучения детей с нарушенным развитием | ||
d. психические особенности лиц с нарушениями речи |
Баллов: 1
Принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения поведения
Выберите по крайней мере один ответ:
a. четкая организация занятий | ||
b. поэтапность психокоррекционной работы | ||
c. структурно-динамической целостности | ||
d. психологическая диагностика |
Источник
Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада, личности в целом. Что же является движущими силами психического развития ребенка, позволяющими ему переходить на следующую ступеньку возрастного развития?
1. Противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни, приводит к возникновению новых потребностей. Появляется новый могив деятельности, в соответствии с этим деятельность перестраивается, совершается переход к новой стадии развития психической жизни ребенка.
Например, ребенок в раннем детстве знает несколько слов, он произносит их по-своему, называя тот или иной предмет, то или иное лицо, но мать и другие близкие взрослые его понимают. Однако ребенок растет, круг общения его расширяется, ему нужно, чтобы его понимали и другие люди. Возникает противоречие между желанием ребенка что- то сказать, объяснить и неумением этого сделать. Противоречие разрешается через развитие речи ребенка[1].
Или другой пример: у подростка возникает потребность участвовать в жизни взрослых, а возможности это осуществить еще нет. Под влиянием сильного мотива у подростка перестраиваются отношения к себе, миру, окружающим людям – взрослым и сверстникам. Он взрослеет.
Противоречие всегда разрешается формированием более высокого уровня психического развития. Удовлетворенная потребность рождает новую, неудовлетворенная потребность в возрастном изменении образа жизни и деятельности тормозит развитие, не порождает новых потребностей, не мотивирует более сложную деятельность.
2. Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям – сензитивность возраста. Нормальное развитие ребенка требует от взрослых понимания сензитивности того возрастного периода, в котором сейчас находится ребенок: преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.
А.В. Запорожец подчеркивал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармонического развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Необходимо, наоборот, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и со взрослым.
Так, дошкольный возраст сензитивен к тем видам обучения и способам познания, которые воздействуют на развитие восприятия, воображения и образного мышления. Поэтому фундамент развития закладывается в детстве и его основательность зависит от разнообразия, богатства, яркости конкретных впечатлений, которые получает ребенок от взаимодействия с людьми, природой, культурой сегодня, сейчас. Дошкольник и младший школьник живут напряженной жизнью в настоящем: каждый день приносит им множество непонятностей, загадок, над которыми надо подумать, обилие впечатлений, некоторые из которых очаровывают, другие – возмущают, третьи – заставляют переживать и даже плакать. Я. Корчак (педагог и детский врач) настойчиво подчеркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни, говорил: «Чем сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня… »
Валентин Катаев в повести «Белеет парус одинокий» очень тонко показывает желание мальчика решить сложный для себя вопрос: «Павлик проснулся до рассвета… Можно себе представить, с каким нетерпением дожидался мальчик наступления этого хотя и радостного, но вместе с тем весьма странного дня, когда ему вдруг сразу делалось четыре года! Вот только вчера еще было три, а сегодня уже четыре. Когда ж это успевает случиться? Вероятно, ночью. Павлик решил давно подстеречь этот таинственный миг, когда дети становятся на год старше. Он проснулся среди ночи, широко открыл глаза, но ничего особенного не заметил. Все как обычно: комод, ночник… Сколько же ему сейчас: три или четыре года? Мальчик стал внимательно рассматривать свои руки и подрыгал под одеялом ногами. Нет, руки и ноги такие же, как вечером, когда ложился спать. Но, может быть, немного выросла голова? Павлик старательно ощупал голову – щеки, нос, уши… Как будто бы те же, что вчера. Странно. Тем более странно, что утром-то ему непременно будет четыре. Это уже известно наверняка. Сколько же ему сейчас? Не может быть, чтобы до сих пор оставалось три. Но, с другой стороны, и на четыре что- то не похоже…»
- Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным звеном, посредником между ребенком и обществом. Взрослый: а) сначала удовлетворяет физиологические потребности ребенка, б) затем выступает образцом эмоциональных отношений, в) образцом действия с общественными предметами, г) носителем знаний, культуры, социальных норм, д) образцом профессионального мастерства и т.д. Деятельность ребенка в сотрудничестве со взрослым как бы разрастается, это вызывает образование нового мотива, порождающего новую деятельность, которая снова «разрастается» и т.д.
- Суть движущих сил психического развития и становления личности четко представлена в возрастной периодизации, разработанной Д.Б. Элькониным[2]. В основе периодизации – закономерная смена двух типов ведущих деятельностей.
Первый тип – это деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоении задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок – общественный взрослый».
Второй тип – это деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Это деятельность в системе «ребенок – общественный предмет».
Эти типы деятельностей сменяют друг друга.
Эпоха | Возрастной период | Тип ведущей деятельности |
Раннее | 0 – 1 | Непосредственно-эмоциональное |
детство | общение | |
1 – 3 | Предметно-манипулятивная | |
деятельность | ||
Детство | 3-7 | Общение (ролевая игра) |
7-10 | Учебная деятельность | |
Отрочество | 10-14 | Общение интимно-личностное |
(подрост | 14- 17 | Учебно-профессиональная |
ничество) | деятельность |
Рассмотрим периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина.
В таблице представлены три эпохи: раннее детство, детство, подростничество. Каждая эпоха состоит из двух периодов, в основе которых лежит тот или иной тип ведущей деятельности. Эти периоды закономерно связаны между собой и взаимно подготавливают друг друга. Каждая эпоха открывается периодом, в котором развивается мотиваци- онно-потребностная сфера, идет преимущественное усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности, происходит постепенное освоение ребенком этой сферы – общение младенца, ролевая игра, интимно-личностное общение подростков. Именно здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.
Овладение предметным действием с ложкой и овладение математикой, грамматикой – выступают как элементы человеческой культуры. Происходит все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире и формирование его интеллектуальных сил.
Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно-тех- ническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались. Это имеет прямое отношение к пониманию вопроса о сен- зитивности отдельных периодов детского развития.
Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
5. Движущей силой развития и показателем его нормального протекания является психическое и психологическое здоровье ребенка.
В основе психического здоровья – развитие высших психических функций. Почему? В каждом возрастном периоде возникают определенные потребности в познании мира, деятельности, общении. Нарушения в развитии психических способностей ребенка мешают удовлетво