Психолог рекомендации по развитию ребенка раннего возраста

Закревская Ксения Сергеевна, педагог-психолог, МБДОУ для детей раннего возраста «Теремок»

Развитие двигательной активности у детей раннего возраста

Игры-занятия на развитие движений – основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям, которые благотворно влияют на здоровье и общее развитие ребёнка. Для развития двигательной активности у детей раннего возраста  рекомендуется проводить игры малой подвижности: «Солнышко», «Зайка», «Ванька-встанька», «Ровным кругом», «Пузырь», «Карусель», «Каравай». Психолог в своей работе с детьми раннего возраста может использовать игровую форму проведения занятий.

Работая с детьми, психолог при проведении физических упражнений может использовать одну из форм подражания – имитацию движений животных, птиц и т. д., Например, ребята показывают, как цыплята клюют зернышки, как птички пьют воду, как важно ходит петушок и многое другое. С помощью игровых упражнений не только создаются условия для обучения детей движениям, но и повышается их заинтересованность в целенаправленном действии, стимулируется их двигательная активность.

Значительное место в работе с малышами отводится упражнениям с мячом. Дети любят упражнения с султанчиками, игру с набивными мешочками, катать обруч, прыгать в него. Одной из особенностей этого возраста является своеобразная эмоциональная направленность малышей. Поэтому психологу необходимо стараться вызвать эмоциональный отклик у детей на двигательное задание: радуются, как мяч прыгает, быстро катится, как «танцует» султанчик в руках, учатся переступать верёвочки, прыгать, запрыгивать, весело «кататься на карусели».

Для развития двигательной активности детей психолог также может использовать музыкально-ритмические игры. В этих играх дети ходьбу сочетают с различными движениями рук, хлопками, что положительно влияет на развитие чувства ритма, помогает снять напряжение. Малыши любят такие игры, в которых есть ритм, повторяющиеся слова, движения. Большую роль в поддержании интереса детей к выполнению различных движений играет использование сюрпризных моментов, когда неожиданно для детей «выпрыгивают» из корзины клубочки с хвостиками, цветные ленточки разворачиваются и превращаются в спиральки, когда в гости приходят игрушки: матрёшка, снеговик, петрушка, кукла.

Разнообразные игры с речевым сопровождением быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и детьми.

Игры, формирующие двигательную активность у детей раннего возраста:

  • Игры, развивающие координацию движений – «Мы топаем», «Прятки», «Игра в лошадки»
  • Игры, обучающие быстро бегать – «Бегите ко мне», «Лови меня», «Догони мяч»
  • Игры, обучающие прыжкам – «Воробушки», «Мячик»
  • Игры, формирующие навыки ползания – «Кошечка крадется», «Дорожка препятствий», «Котята и щенята»
  • Игры, развивающие движения кисти – «пальчиковая» гимнастика «Ладушки», «Моя семья», «Вышли пальчики гулять»
  • Игры, развивающие чувство равновесия – «Качели – карусели», «Через речку»
  • Игры с мячом – «Кидаем мячики», «Кто попадет»
  • Сюжетные подвижные игры – «Наседка и цыплята», «Кот и мыши»
  • Игры – пляски.

В развитии двигательной активности у детей раннего возраста в семье могут быть использованы различные формы занятий физическими упражнениями – от простых (утренняя гимнастика) до сложных (тренировка в избранном виде спорта). Можно рекомендовать следующие формы занятий физическими упражнениями детей в семье: 1) утренняя гигиеническая гимнастика; 2) утренняя специализированная гимнастика; 3) физкультминутки; 4) занятия по общей физической подготовке; 5) прогулки (подвижные игры на улице); 6) закаливающие процедуры;   7) подвижные и спортивные игры.

Развитие поисковой активности у детей раннего возраста

Задачи:

– формирование поисково-ориентировочных действий (ориентировка типа «Что это? », «Что с этим можно делать? », знаний о назначении предметов;

– обучение детей сравнивать и различать предметы в соответствии с их функциональным назначением, применять такое же действие к другим сходным, но не одинаковым предметам;

– формирование у ребенка практической направленности на свойства объектов, сопоставляя их с сенсорными эталонами: величина (большой – маленький, форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, цвет (красный, синий, желтый, зеленый, объем (шар, кубик, кирпичик, крыша);

– обучение ребенка использованию предметов обихода по назначению;

– формирование у ребенка способов ориентировки (целенаправленные пробы, практическое применение);

– обучение умениям осуществлять действия с предметами-заместителями.

Игры: «Мишка заболел». Игровые задания: «телефон», «найди такой же», «Делай, как я», «Строй, как мама» и др.

Развитие речевой активности у детей раннего возраста

По мнению специалистов, специально организованные упражнения в процессе предметно-практической, игровой деятельности позволяют предупредить отставание в темпах развития речи. Особенно эффективна специально-организованная деятельность педагога-психолога с детьми в сензитивный для речи период: в возрасте от 1,5 до 3 лет, когда идёт активное становление речевой функции.

Психолог в развивающей работе с детьми раннего возраста может использовать специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:

1. Диалог-образец

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п.

3. Параллельный разговор

Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

5. Распространение

Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.
Ребёнок: «Сок».
Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».

6. Приговоры

Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

7. Выбор

Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

8. Поручения

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

9. Опосредованное общение

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

10. Игры с природным материалом

Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

11. Продуктивные виды деятельности

Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

12. Замещение

Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

13. Ролевая игра

Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

14. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

15. Похвала

Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные игровые приёмы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев, полностью компенсировать речевое недоразвитие ребенка ещё до поступления его в школу.

Развитие самостоятельности и познавательной активности у детей раннего возраста

Самостоятельная деятельность детей на третьем году жизни разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориентировочно познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов труда в виде самообслуживания, выполнения практических поручений взрослого.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности педагогу-психологу прежде всего необходимо соблюдать ряд общих условий:

1. Создать достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.

2. Обеспечить подбор материала для детей раннего возраста по всем видам деятельности. Игровой материал необходимо время от времени менять, что повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию.

3. Во время деятельности целесообразно, чтобы на данном возрастном этапе психолог использовал индивидуальное общение с ребенком; при этом он может использовать такой прием воздействия, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.

4. Необходимо обеспечить правильное руководство всеми видами деятельности.

Особое место в самостоятельной деятельности детей раннего возраста занимают сюжетные игры со строительным материалом. В этом возрасте детям можно давать все виды существующих наборов и все формы строительного материала. В группе должен быть крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки, а также средний и мелкий, с которым они занимаются за столом. Руководство воспитателя играми детей с этим материалом важно и необходимо. Например, педагог в присутствии малышей создает разные сооружения, затем объединяет их в сюжетную постройку. Во время работы он вслух планирует свои действия, объясняет, что собирается строить: организует работу так, чтобы дети помогали ему, подбирали нужную форму. Руководя играми малышей, психолог уточняет их представления о форме и величине предметов, поддерживает интерес к строительному материалу, предлагая выполнить нужные для игры сооружения.

По окончании игры детей приучают убирать строительный материал в шкаф или класть его на стеллажи в соответствии с формой. Такое хранение помогает содержать его всегда в порядке. Кроме того, у ребенка закрепляется представление о форме предметов.

Наряду со строительным материалом детям этого возраста можно давать и простые конструкторы, с помощью которых ребенок может делать несложные предметы, например домик из деталей конструктора, соединяющихся способом сцепления, и др. Если, действуя с конструктором, малыш в чем-то затрудняется, не надо спешить ему на помощь. Но если ребенок не может обойтись без взрослого, не делая за него абсолютно все, надо ему показать и объяснить, что можно выполнить из деталей и почему именно так, чтобы в дальнейшем он мог сам решить подобную задачу.

Для развития самостоятельной деятельности детей большое значение имеют наблюдения. Путем наблюдений малыши знакомятся со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом. Объектами наблюдений могут быть животные, находящиеся в группе, рыбки в аквариуме, растения, картины, на которых изображены пейзажи, цветы (время от времени их надо менять). Рассматривая вместе с детьми окружающее, педагог-психолог пробуждает у них желание наблюдать самостоятельно. Если педагог видит, что ребенок за чем-то наблюдает, его надо поддержать, помочь ему увидеть в наблюдаемом объекте или явлении главное, существенное. При этом малыши могут задавать вопросы, что будет свидетельствовать об уровне их познавательной активности.

Полезно давать в самостоятельное пользование малышам дидактические игры. Играя, ребенок уточняет знания свойств предметов – цвет, форму, величину. После этого малыши успешно собирают пирамидку по форме и величине. Детям от 2 до 2,5 лет можно давать пирамидки из 6–8 колец, детям от 2,5 до 3 лет – пирамидку из 8—10 (12) колец и даже фигурные пирамидки.

Малыши любят играть с матрешками. В первом полугодии (в возрасте от 2 до 2,5 лет) они собирают и разбирают 4—5-местные игрушки, а во втором полугодии – 6—7-местные.

С увлечением малыши занимаются с геометрической мозаикой. Для самостоятельных занятий с ней детям дают образцы несложных рисунков геометрических форм. Выполняя рисунок по образцу, ребенок должен ориентироваться на форму и цвет. Так, играя, он закрепляет знание свойств предмета.

Для упражнений в восприятии и запоминании основных цветов надо иметь игрушки, предметы, окрашенные в эти цвета. Например, у кукол должны быть красные и желтые платья, у мишек синие штаны, у других кукол красные косынки. Строительный материал также должен иметь разную окраску. Во время самостоятельной деятельности детям можно предлагать, например, такое задание: «Давайте внимательно посмотрим, а что у нас в группе красного, желтого, зеленого или синего цвета?» Подобные задания способствуют развитию у малышей ориентировки в окружающем, наблюдательности.

Большой интерес в самостоятельных играх у детей вызывают складные кубики: из их частей можно собирать целый предмет. Детям от 2 до 2,5 лет можно давать от 2 до 4 частей, детям от 2,5 до 3 лет – до 6 частей. На картинках должны быть изображены хорошо знакомые малышам предметы и их части, чтобы они могли сложить целый предмет.

В самостоятельной деятельности ребенок использует разнообразные лото («Лото малышам», ботаническое, зоологическое, лото «Транспорт», «Мебель», «Посуда»). Эти игры использовались на занятии, и дети знают, что нужно делать.

В работе с детьми раннего возраста широко используются книги, серии картинок для воспитания умения самостоятельно пользоваться книгой, картинками. Рассматривать изображения, рассказывать по ним, бережно, аккуратно относиться к книгам, после рассматривания убирать их на место – все эти задачи психолог решает, организуя самостоятельную деятельность ребенка. Для самостоятельных занятий детям даются те книги и картинки, которые использовались на занятии и им знакомы. Но вполне естественно, что в самостоятельное пользование можно предлагать и то, что малышам не знакомо. При этом содержание иллюстраций в книге или картинок должно быть таким, что, имея определенный опыт, ребенок может сам в нем ориентироваться, например тематические альбомы (мебель, одежда, посуда, овощи, фрукты и др.). Надо стремиться к тому, чтобы во время рассматривания иллюстраций дети больше говорили. Если педагог видит, что у ребенка исчез интерес к книге, надо или самому подключиться и своим участием поддержать интерес малыша, или же переключить его на другой вид деятельности. Но именно к книге у ребенка с самого начала должно быть воспитано особое отношение, и это полностью зависит от взрослого.

Создание условий для всех видов деятельности, правильное руководство воспитателя самостоятельными детскими играми способствуют умственному развитию и формированию личности ребенка.

Используемая литература

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с.;
  3. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез», 2004 г.
  4. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем». (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.

Источник

Педагоги-психологи ЦПМСС Красносельского района СПб
Макухина Е.Г. и Марасина Е.В.

Рекомендации для родителей по раннему развитию детей (2-3 лет)

Ранний дошкольный возраст ребенка (2-3 года) является сензитивным периодом, периодом наивысших возможностей для наиболее эффективного развития и формирования основных познавательных процессов, таких как память, мышление и внимание.
Это возраст, когда психика ребенка полностью открывается познанию мира. Да, раньше ему тоже было все интересно, но младенческое любопытство больше подчинялось инстинктам, нежели разуму. В два года освоение пространства вокруг себя становится сознательным. Психика двухлетнего малыша моментально все впитывает. Новые навыки даются очень легко и запоминаются надолго – фактически, на всю жизнь.
По мнению детских психологов, до 70% информации об окружающем мире ребенок получает к трем годам, а за всю оставшуюся жизнь – около 30%. Поэтому очень важной задачей для окружающих ребенка взрослых – родителей, воспитателей, других родственников и знакомых является максимальное использование возможностей раннего возраста.
Для родителей важно именно сейчас начать систематически заниматься со своими детьми. Конечно, невозможно 2-3-х летнего малыша пытаться сразу посадить за парту и требовать от него спокойного и усидчивого поведения или правильного выполнения заданий на протяжении длительного времени. Малыш сейчас очень подвижен, двигательная энергия так и распирает маленького исследователя.

Как же тогда с ними заниматься?
Лучше всего – в форме игры.
Игра – это основное, необходимое и желанное занятие в жизни ребенка раннего возраста. В играх дети изучают свойства окружающих предметов, развивают ловкость, внимание, воображение и мышление.
С кем заниматься ребенку?
Часто у родителей возникает вопрос: почему именно мы (родители) ДОЛЖНЫ заниматься со своим ребенком? В детских садах воспитатели, психологи, дефектологи, за пределами- различные кружки и секции, столь модные в последнее время «Развивающие группы» в коммерческих центрах? Давайте задумаемся. Ни один из выше перечисленных специалистов не сможет заменить ребенку маму или папу. Очень приятно разделить со своей дочкой или своим сыночком радость новых открытий. Каждый их таких моментов неповторим! Так же важно, чтобы родители у ребенка ассоциировались не только с людьми, дающими материальные блага, любовь и эмоциональную поддержку, но и с теми, с кем можно заняться интересным делом и узнать что-то новое, с кем совместная умственная деятельность приносит радость.
Очень часто к нам на приемы приходят дети 5-6 лет, не привыкшие к интеллектуальной деятельности, сильно истощающиеся от умственных усилий. В данном случае уже следует бить тревогу. С большей вероятностью можно сказать, что у таких ребят может не сформироваться учебная мотивация, столь необходимая для успешной учебы в школе. Как же постараться предотвратить данную ситуацию? Ничто так не способствует возникновению тяги к умственному труду, как совместные занятия мамы и 2-3-х летнего малыша, наполненные радостью и полным одобрением взрослого, похвалой за любые маленькие успехи. Отказываться от посещения секций, развивающих занятий, детского сада, естественно не стоит, да и не возможно, там формируется не менее важный фактор- социальное взаимодействие. Но стоит четко осознавать, что именно родители несут ответственность за развитие своих детей. Не стоит ее перекладывать на действия, и что тоже нельзя исключить – бездействия, совершенно посторонних людей.

Рекомендации по проведению занятий:
По мнению детских педагогов и психологов, если с ребенком не заниматься специально, «… восприятие долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, полноценным усвоением знаний в начальной школе) »
Заниматься с малышом лучше всего в четко определенное время несколько раз в неделю. Длительность занятия не должна превышать 10-15 минут. Это удобнее и для мамы (домашние дела и заботы могут немного подождать, ведь Ваш малыш нуждается в Вашем внимании) и для ребенка, который начнет привыкать к систематическим занятиям. Ваша задача – в игровой, увлекательной форме привести ребенка к выполнению необходимых действий, придать его деятельности целесообразный характер. Игра может стать увлекательной для малыша 2-3 лет при участии взрослого. Показом новых действий в сопровождении словесной инструкции: если игра становится для малыша осмысленной и творческой, значит она является развивающей! Конечно, если 2-х летний малыш будет тяжело «поддаваться», его придется спонтанно ловить и предлагать ему интересные игры на несколько минут. Но со временем, ребенок осознает периодичность совместных занятий с мамой или папой. Чтобы приучить малыша к дисциплине, наилучшим будет проводить занятия в одно и то же время. Заниматься необходимо в тот период, когда малыш не голоден, бодр и активен (в первой половине дня) или после дневного сна. У малыша, и конечно мамы, во время проведения занятия должно быть хорошее настроение. А если ребенок капризничает, то тогда не стоит начинать обучающие уроки в этот день.
Главное – не забывайте отмечать успехи ребенка, как он растет. Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой «вчерашним» или тем, каким он был на прошлой неделе и т.п.
В любом случае такой процесс должен быть ярким и нести только положительные моменты. Когда малыш почувствует, что его заставляют, интерес пропадет мгновенно.

С чего лучше начать занятия с ребенком?
Занятия с детьми 2 лет стоит начинать с развития моторики рук и зрительно-пространственного восприятия. Приобретите кубики или конструктор, вместе с малышом стройте башни и домики, собирайте матрешки, пирамидки, пытайтесь собрать картинку из 4-х кубиков, из 2-3-х частей разрезных картинок. Так же полезно иметь дома сортер (ящик с дырочками разных форм, куда нужно положить разные геометрические фигуры), деревянные вкладыши с изображением фруктов или овощей, например:

Рекомендуем комплекс игр, направленных на формирование представлений ребенка об ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. Развивающие игры можно сделать самим.
Вот некоторые из них:

1. «Потерянные хвосты». Ниже вы найдете изображения животных и на отдельном листе их хвосты. Картинки следует распечатать на плотной бумаге (например, на акварельной), заламинировать скотчем или прозрачной пленкой (ее можно купить в магазине строй-товаров, например), вырезать по контуру. Затем хвосты приклеить с помощью ПВА на деревянные прищепки. Игра очень простая: предложить ребенку найти для каждого животного его хвостик и прикрепить с помощью прищепки.

2. «Кто что ест?».

Здесь так же понадобятся деревянные прищепки. Принцип изготовления тот же, что и для предыдущей игры, только в данном случае к прищепкам приклеиваются головы животных.

3. «Чей домик?», «Чей малыш?»
Издательство ЗАО «Степ пазл» (step puzzle) выпустило замечательныe, на наш взгляд, игровые наборы для малышей «Чей домик?» и «Чей малыш?»

На одном кусочке пазла изображено животное, на втором – место, где оно живет или его малыши. Игры в занимательной форме знакомят с названиями диких и домашних животных, средой их обитания, а так же с их дитенышами. В процессе игры развиваются внимание, мышление, речь, расширяется словарный запас. Пазловые замки на элементах тренируют мелкую моторику, развивают зрительно-пространственное восприятие, позволяют оценивать правильность выполненного задания, приучают к самопроверке и самоконтролю.

Наш раздел мы будем обновлять, добавляя в него интересные задания и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания и речи, не забывая о важности общения между родителями и детьми.
Список использованной литературы:
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1991.
2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -3-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2006
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Первая младшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
4. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов/Под ред. С. Н. Теплюк. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

Источник