Психолог развитие ребенка до года
Развитие младенца – после рождения уже поздно!
Первый год жизни ребенка – бесценное время, определяющее все последующее развитие детей раннего возраста. К сожалению, именно в этот период молодые родители совершают большое количество ошибок в воспитании, которые впоследствии уже сложно исправить. Причин тому несколько:
– Сложности адаптации. Появление малыша – момент, к которому невозможно подготовиться на 100%. Даже для очень эрудированных мам и пап это – совершенно новый опыт. Благодаря обилию новых обязанностей, хроническому стрессу и постоянному недосыпанию, первые моменты жизни ребенка проходят для близких как в тумане.
– Недооценка значимости младенческого возраста. В понимании большинства взрослых ранние годы ребенка – это, прежде всего, подготовка к будущей взрослой жизни. В то время как младенческий возраст обладает самостоятельной ценностью. Здесь закладываются движущие силы психического и физического развития.
Особенно много хлопот доставляет родителям первый малыш. В данной статье мы попытаемся охарактеризовать типичные ошибки родителей и представим полезные рекомендации. Постарайтесь их соблюдать, и у вас вырастет здоровый малыш!
Итак, с какого момента начинается психическое развитие малыша? Ученые утверждают, что особенности психологии детей закладываются еще до рождения. Будущие родители, обратите внимание! Психическое здоровье детей зависит от вашего поведения. На формирование психики ребенка влияют эмоциональное состояние мамы и особенности взаимоотношений в семье. Рождение ребенка должно быть значимым событием для всех членов семьи. Малышу важно чувствовать, что его появления ждут. Безусловно, будущей маме полезно почитать соответствующую литературу, описывающую развитие малыша, посетить специальные занятия для беременных. Тем не менее, погружаясь в бескрайнее море информации про младенцев, помните, что все хорошо в меру. Переизбыток знаний может провоцировать повышение тревожности. У беспокойных мам, как правило, рождаются беспокойные детки.
ОШИБКА №1. Концентрация внимания на информации, анализирующей возможные отклонения в развитии ребенка, накопление избыточного количества таких данных. Опытные родители с удовольствием делятся с «новичками» всевозможными страшилками. Впечатлительные мамочки начинают незамедлительно искать и находить у себя разнообразные симптомы.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №1. Позитивный настрой. Находите в любой информации рациональное зерно, а к эмоциям относитесь философски. Ваши волнения могут и материализоваться. Думайте о хорошем. Представляйте, какой умный, красивый, спокойный и здоровый малыш у вас вырастет. Если тревожные мысли не дают вам покоя, займите свой мозг более нейтральной, но не менее важной работой: выбором имени малыша или цвета стен в детской.
Первый год жизни ребенка: формируем доверие к миру.
Индивидуальное развитие малыша начинается с кризисного возраста. Первые дни жизни ребенка – это кризис новорожденности. На протяжении этого этапа ребенку необходимо приспособиться к новой окружающей среде, отрегулировать теплообмен, наладить пищеварение. Длится этот кризис около двух недель. Затем наступает младенческий возраст. Может показаться, что основная деятельность ребенка не изменилась. Он по-прежнему спит и кушает. Многие родители считают, что развитие младенца сводиться к физическому росту. На самом деле младенческий возраст – период формирования базового доверия к миру. Если родители вовремя и полностью удовлетворяют потребности ребенка, у малыша появляется представление о том, что мир добрый и жить в нем будет хорошо.
ОШИБКА №2. Боязнь избаловать ребенка. Некоторые родители считают, что не следует часто держать младенца на руках. Мнение о том, что, оставаясь в одиночестве, малыш скорее станет самостоятельным, – глубоко ошибочно. Таким варварским способом развивается не самостоятельность, а эмоциональная холодность. Если ваш малыш плачет – значит, ему плохо. И первая задача родителей – сделать так, чтобы ребенку стало хорошо. Избалованный ребенок – это совсем другая история. До определенного возраста малышей вообще нельзя избаловать. Полноценное развитие ребенка происходит только в том случае, если он постоянно чувствует внимание и заботу. Не чувствуя эмоциональной связи с мамой, ребенок начинает отставать в развитии. Через некоторое время малыш на самом деле перестанет часто привлекать внимание близких плачем и другими сигналами. Но это – как раз один из признаков нарушения социальных навыков.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №2. Уделяйте как можно больше времени общению с ребенком. Используйте доступные ему средства коммуникации: взгляд, прикосновение, звук вашего голоса. Еще задолго до появления первых слов, малыш и родители должны установить между собой прочную эмоциональную связь. Разговаривайте с малышом, пойте ему песенки. В русском фольклоре есть очень интересное и полезное направление – пестушки – песенки, которые мама поет малышу. Через содержание и интонацию песенки мама передает ребенку свою любовь, рассказывает ему о том, какой он замечательный, о том, как она рада его появлению. Поглаживая ребенка, прикасаясь в процессе песни к разным частям его тела, мама не только успокаивает, но и помогает малышу начать знакомство со своим телом, сформировать представление о своем физическом облике. Доказано, что дети, к которым мама часто прикасалась в младенческом возрасте, вырастают эмоционально открытыми и доброжелательными.
Иногда поведение родителей младенца отличается другой крайностью – они ведут себя излишне беспокойно и нервозно: вскакивают при малейших звуках из детской кроватки, постоянно проверяют спящего ребенка, пытаются найти объяснение любому, даже самому незначительному изменению в поведении малыша. Такое пристальное внимание оказывает обратное влияние на развитие малыша. Ожидания родителей становятся самоисполняющимся пророчеством: как будто услышав мысли родителей, младенец начинает капризничать, сон малыша становится беспокойным, ребенок часто просыпается, плачет, отказывается от определенных продуктов, бросает игрушки.
ОШИБКА №3. Культ ребенка в семье. Все окружающие ребенка взрослые ходят «на цыпочках» и разговаривают шепотом, боясь побеспокоить чадо. Все разговоры в семье ведутся только на детские темы. Интересы всех членов семьи безжалостно подчиняются удовлетворению потребностей младенца. Веселый малыш становится единоличным повелителем серьезных взрослых людей. Желания детей не должны быть единственным центром жизни родителей. Это серьезно искажает представления детей о мире. Находясь в подчиненном положении, родители не смогут дать ребенку адекватное представление об отношениях.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №3. Развивайте свои собственные интересы. Передавайте своему малышу энергию активности, созидательной деятельности, творчества. Как только младенец научился фокусировать взгляд, показывайте ему реальные предметы, с которыми вы взаимодействуете: дайте потрогать нитки и ткани, проведите по его пальчикам кисточкой для рисования, покажите елочное украшение, сделанное своими руками. Ближе к пяти месяцам, когда малыш сидит, его возможности значительно расширяются. Привлекайте малыша к своей деятельности: знакомьте его с продуктами, посудой, приборами и т.д. Под вашим тщательным наблюдением как можно раньше познакомьте малыша с ножом, иголкой и другими «важными» объектами. Не стоит откладывать это на потом и ждать когда младенец подрастет.
Первые шаги в новый мир
Еще не так давно ваш малыш не умел самостоятельно держать головку и вот он уже делает уверенные повороты, учится хватать и удерживать предметы, пробует все на вкус… Первый шаг еще далеко, но уже сейчас можно предположить каким будет характер ребенка. Как понять младенца? Наблюдайте за малышом: что он делает, когда просыпается? Есть малыши, которые оставшись наедине с самим собой, удваивают исследовательскую активность: изучают свои пальчики, рассматривают все вокруг, пытаются достать интересующую их вещь, открыть мамину помаду, проверить наличие глаз у кота и т.д. Будьте уверены – у вас растет деятель, будущий творец. А если младенец при любом изменении окружающей обстановки начинает плакать, прячется за мамину юбку, требует взять его на руки – возможно, в дальнейшем он будет пытаться манипулировать окружающими. Чтобы обеспечить оптимальное развитие младенца, необходимо выбрать правильную и согласованную стратегию поведения.
ОШИБКА №4. Стремление все сделать за ребенка, предупредить возможные трудности, максимально облегчить жизнь малыша. Именно здесь часто кроются проблемы воспитания детей. Малыши привыкают надеяться на взрослого, ждать от него указаний, теряю инициативу, становятся пассивными.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №4. Создавайте малышам посильные трудности. Ребенок бросил игрушку и требует ее обратно? Не спешите поднимать – помогите ребенку самостоятельно добраться до цели. Второй вариант потребует от вас больших физических усилий. Но зато малыш поймет, что для достижения желаемого необходимо действовать и действовать самому. То, что сегодня ребенок может сделать с вашей помощью – зона его ближайшего развития. Завтра он сможет сделать это самостоятельно. Покажите пример, предложите несколько способов решения. Малыши очень наблюдательны. Они обожают подражать. Используйте этот потенциал развития.
Нередко родители уверены, что развитие малыша полностью обеспечивают развивающие игрушки.
ОШИБКА №5. Превращение детской комнаты в магазин игрушек. Многие родители не совсем верно понимают смысл словосочетания «развивающие игрушки». Зайдите в комнату малыша, внимательно присмотритесь к его игрушкам. Да, они яркие и озвученные. Но что они развивают? Они готовят малыша к реальной жизни? Детские игрушки, купленные в магазине, в большинстве случаев, максимально далеки от реальности. Неправильные пропорции, невообразимые цвета, искаженный звук… Это не развитие, это – травма для детской психики. Не говоря о материалах, из которых могут быть сделаны игрушки для малышей.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №5. Заботливые родители знают, о том, что самые лучшие развивающие игрушки для малыша – кастрюли, ложки, баночки и, конечно, самые важные родительские вещи: паспорт, билеты на самолет, годовой отчет, самый дорогой крем для лица… Не нужно населять мир ребенка искусственными объектами. Проявите фантазию. При соблюдении определенных мер безопасности, самые обычные предметы могут с успехом заменить самые дорогие развивающие игрушки. К примеру, возьмите несколько пластмассовых яиц из киндер-сюрприза, в одно положите шарик, в другое насыпьте крупу, в третье – соль или сахар, в четвертое – макароны и т.д. Оберните каждое яйцо термопленкой для пасхальных яиц и на несколько секунд опустите в кипяток. Яркая и полезная, а главное безопасная, развивающая игрушка готова! Микробы уничтожены воздействием высокой температуры. Термопленка надежно защищает игрушку от несанкционированного вскрытия – мелкие части не попадут в дыхательные пути малыша. Каждая такая игрушка имеет свой звук и вес. Это прекрасный источник, обеспечивающий не только развитие мелкой моторики, но и сенсорное развитие малыша.
Для ребенка первого года жизни характерно полевое поведение – окружающие предметы притягивают его к себе, стимулируют исследовательскую активность. Именно природное любопытство приводит к тому, что младенец предпринимает попытки ползать и делает первый шаг. Как только малыш начал относительно уверенно передвигаться в пространстве, начинается новый психологический возраст – раннее детство. О психологических особенностях этого возраста читайте в статье «Развитие детей раннего возраста. Что нужно знать родителям?».
Источник
На чтение 10 мин.
С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.
Ребенок до года проходит грандиозный путь развития
Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.
Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него. происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.
Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев
Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.
Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев
Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.
Новорожденный малыш большую часть времени спит
Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией. Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке). Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.
Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать
Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.
Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.
Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.
Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.
Игрушки для младенца должны быть безопасными
К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:
- Способность держать головку.
- Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
- Активно реагировать на свет, звук.
- Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
- Засыпать самостоятельно и без пустышки.
Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода
Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.
Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции
Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.
Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.
Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.
Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества
К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:
- Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
- Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
- Фигурки животных, растений и т.д.
- Пальчиковые краски, мягкий пластилин.
Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев
Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым. Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира. В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.
Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома
Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.
Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.
Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом
На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.
Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.
В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры. Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике. Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.
В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир
Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.
Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.
Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.
Развивающие игрушки для малышей
Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.
Воспитание ребенка от девяти месяцев до года
Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики. Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь. Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.
Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.
Малыш 11 месяцев может длительное время играть один
Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.
В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им. Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям. Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.
Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.
Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир
Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.
Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.
Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни
Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?
Тесный контакт с мамой – главное условие полноценного развития
- Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
- Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
- Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
- Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
- Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.
Источник