Психолингвистика развитие речи у ребенка

Психолингвистика развитие речи у ребенка thumbnail

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

1. КТО И ЗАЧЕМ ИЗУЧАЕТ РЕЧЬ РЕБЕНКА?

Речь ребенка всегда вызывала у психолингвистов живой интерес. Более того, детская речь (далее — ДР) традиционно считается таким же естественным объектом изучения для психолингвистики, как, например, законы словообразования для “чистых” лингвистов. Проблематика, связанная с ДР, включается в лекционные курсы, в программы экзаменов по специальности “психолингвистика” и т. д.

Тем более удивительно, что ни в лингвистике, ни в психологии, ни в педагогике нет детально разработанных общетеоретических концепций, которые бы относились к детской речи в целом. Поясню, что здесь понимается под общетеоретической концепцией. Я имею в виду теорию, которая объясняла бы, как “на самом деле” формируется речь ребенка, как овладение речью выступает в качестве базы для развития у ребенка всей совокупности познавательных процессов — восприятия, обобщения, целеполагания, оценки.

В нашем распоряжении может быть сколько угодно фактов и наблюдений, но при отсутствии единой теории они не сложатся в общую картину. Заметим, кроме того, что о речевом развитии здоровых детей мы знаем меньше, чем о “проблемных” детях. Это отчасти объяснимо. Представьте себе ребенка, растущего в семье, где родители получили хотя бы среднее образование. В такой семье у ребенка есть разноцветные игрушки, книжки с картинками и подписями под ними. В такой семье мама начинает разговаривать с ребенком еще в роддоме, т. е. тогда, когда он заведомо не понимает смысла ее слов, и правильно делает, потому что, не понимая слов, ребенок тем не менее чувствует контакт.

Позже этому ребенку будут называть цвета предметов, имена домашних животных, рассказывать сказки, читать вслух. А когда ему будет лет пять, мама уже забудет, в каком возрасте он сказал не “Миша упал”, а “я упал”.

Нередко мама улавливает любопытные, значимые моменты в речевом развитии ребенка, но в общем случае, если ребенок растет здоровым, наблюдения мам, нянь и бабушек не идут дальше семейных преданий и шуток. Я знала маму, которая очень гордилась тем, что первым словом ее сына было слово цитата. При этом она не могла точно вспомнить, в каком возрасте это слово появилось и не забыл ли он его позже. Как она была обижена, когда я предположила, что на самом деле ребенок произнес нечто вроде та–та–та!

О том, какие слова у русского ребенка чаще всего выступают в роли первых, см. ниже, раздел 3.

В общем, чем благополучнее ребенок, тем меньше мы узнаем от родителей о его речевом и связанном с речевым интеллектуальном развитии. И это нормально: родители вовсе не обязаны изучать своего ребенка. Однако они обязаны общаться с ним. Слово “обязаны” здесь употреблено неслучайно: о роли общения матери и младенца мы еще будем говорить ниже.

Из сказанного понятно, почему мы слишком мало знаем о процессе развития речи у ребенка без особых проблем: чтобы регистрировать шаги и шажки в речевом развитии ребенка, надо много и ежедневно наблюдать за его речевым поведением. Строго говоря, чтобы делать это аккуратно, надо быть профессионалом, хотя родительские дневники и служат подспорьем для ученых. Но в то же время исследователю, как человеку со стороны, по очевидным причинам совсем непросто наблюдать за чужим ребенком в естественных условиях, т. е. у него дома. (Великий швейцарский психолог Жан Пиаже, сделавший бесценный вклад в изучение развития ребенка, основные свои наблюдения сделал в собственной семье: он был отцом троих детей.)

Как это ни парадоксально на первый взгляд, мы более детально знаем, что происходит с ребенком, у которого овладение речью затруднено из–за тех или иных врожденных или приобретенных дефектов: глухоты, родовой травмы, раннего детского аутизма. Все те, кто много работал с такими детьми — логопеды, сотрудники домов ребенка, дефектологи разных специальностей, воспитатели специальных детских садов и учителя специальных школ, — расскажут, какие дефекты в произношении слов и построении фраз наиболее распространены у детей той или иной категории, какие ошибки для них характерны, как дети с тем или иным поражением речевого, слухового или двигательного аппарата овладевают смыслом слова и т. д.

Но даже самый большой массив отдельных наблюдений не может “силою вещей” превратиться в теорию. Поэтому логопеды и специалисты по психологической помощи детям с нарушениями речи и мышления могут совершать чудеса, заставляющие в очередной раз вспомнить И. А. Соколянского, успешно обучавшего слепо–глухих детей (отсылаю читателя к разделу “Пластилиновые яблоки”, с. 14). Трудности начинаются тогда, когда надо обосновать, почему для определенной категории детей предпочтительны те или иные методы обучения. Ибо, как бы уникальна и тонка ни была интуиция, ее нельзя передать другим лицам — на то она и интуиция. Передать с помощью лекций или книг можно знания. А знаем мы о ДР недостаточно. Поэтому далее я расскажу не столько о фактах, не столько о том, что уже достигнуто, сколько о насущных проблемах исследования ДР. Может быть, именно вам удастся что–то к этому добавить в будущем.

Сначала речь пойдет о норме, о здоровых детях. Наибольшее внимание будет при этом уделено двум фундаментальным процессам, без понимания которых мы не можем размышлять о развитии речи и интеллекта ребенка. Это: а) формирование навыка категоризации и операций с понятиями; б) овладение знаковыми операциями.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

2.5. Детская агрессия
Родителям и другим взрослым порой сильно отравляет жизнь склонность некоторых детей к совершению деструктивных действий: сломать что-либо, ударить, обозвать близких людей обидными словами и т. д. На самом деле, психологически за этим могут стоять

ДЕТСКАЯ ЛЮБОВЬ
Прежде чем вы начнете с любовью воспитывать ребенка, задайте себе два вопроса:1. Как ребенок любит?2. Чего он хочет, когда плохо ведет себя?Итак, как же ребенок любит? Не так, как взрослые. В отличие от детей мы стремимся дать другим безусловную любовь.

Детская любовь

Время летело. Потихоньку отлетали пуговицы от моей блузки.
Лена, Мурманск (Из писем в «Спид-инфо»)

«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? — писал М. Ю. Лермонтов в своей записке от 8 июля 1830 г. — Мы были большим семейством на водах

Детская дружба

Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий
Верный друг.
Из детской песенки
Дружба для ребенка – очень важное понятие. Но характер и мотивы ее с возрастом меняются, и это надо учитывать, когда мы выносим суждение о друзьях наших детей.

Детская мода
Все более детской становится мода.Раньше только подростки обращали внимание не на качество материала, а на торговую марку. Теперь к ним присоединились взрослые, радостно играющие роль бесплатных рекламных плакатов «своей» фирмы.Раньше существовало такое

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

1. КТО И ЗАЧЕМ ИЗУЧАЕТ РЕЧЬ РЕБЕНКА?
Речь ребенка всегда вызывала у психолингвистов живой интерес. Более того, детская речь (далее — ДР) традиционно считается таким же естественным объектом изучения для психолингвистики, как, например, законы

2. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДР изучали психологи и лингвисты, преследуя при этом настолько разнообразные задачи, что между ними иногда трудно усмотреть что–либо общее. А именно:• а) ДР изучалась как таковая, как самоценный объект, заслуживающий детального

3. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК САМОЦЕННЫЙ ОБЪЕКТ: ПЕРВЫЕ СЛОВА РЕБЕНКА
В течение многих лет исследователи ДР фиксировали свои наблюдения за становлением у ребенка системы фонем родного языка, изучали лексикон ребенка, развитие словообразовательных навыков, овладение

4. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Если резюмировать работы, где содержатся фактические наблюдения над детской речью в норме, то во многих случаях окажется, что авторов детская речь интересовала все–таки не сама по себе, а как источник знаний о

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК УНИКАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЛЯ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

5.1. Психологи и лингвисты
Если вы внимательно перечитаете сказанное выше о ДР, то убедитесь в том, что изучение закономерностей ДР обычно не замыкается на описании ДР как уникального и самоценного объекта. Мы

Детская любовь

Время летело. Потихоньку отлетали пуговицы от моей блузки.
Лена, Мурманск (Из писем в «Спид-инфо»)
«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? – писал М. Ю. Лермонтов в своей записке от 8 июля 1830 г. – Мы были большим семейством на водах

Речь-призыв, или Побудительная речь
Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем. Она призывает поступать так-то или не делать того-то. Например, начинать войну или мириться, инвестировать в проект или сокращать расходы,

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь
Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство[3]. Судьи, прокурор, адвокаты

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь
Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к

Источник

Психолингвистические основы развития связной речи у детей

Грищенко Антонина Григорьевна

Студентка группы ЗНО-5-13

факультета психологии и педагогического образования

ГБОУВО РК КИПУ

г. Симферополь

Psycholinguistic bases of forming coherent speech in children

Grishchenko Antonina Grigorievna

Student of group ZNO-5-13

  Faculty of Psychology and Teacher Education

GBOUVO RK CIPU

Simferopol

Аннотация

В статье раскрывается теория основ психолингвистической науки. Данная наука изучает закономерности развития связной речи детей в процессе их формирования. Рассматриваются взгляды известных психологов, логопедов, педагогов на данную проблему.

Annotation

The article reveals the theory of the foundations of psycholinguistic science. This science studies the patterns of development of coherent speech of children in the process of their formation. The views of well-known psychologists, speech therapists, teachers on this problem are considered in this article.

Ключевые слова: речь; речевая деятельность; связная речь; онтогенез; психолингвистика; этапы становления связной речи.

Keywords: speech; speech activity; connected speech; ontogenesis; psycholinguistics; stages of formation of coherent speech.

Актуальность работы. Общество всегда стремилось воспитать всесторонне развитого гражданина. Всесторонняя развитость проявляется прежде всего в совершенной речи человека, ведь это важнейший способ познания и мышления, выражения главных целей и стремлений к совершенствованию человека как личности в целом так и утверждения общественного мнения. Наш один из главных документов образования ФГОС НОО определяет развитие речи одной из главных задач современного образования. В современном обществе образование стало личностно-ориентированным, для того чтобы его реализовывать необходимо провести гуманитаризацию образовательной практики, а это непосредственно связано с формированием речевой деятельности младших школьников. [1, 214–219].

Целью работы- раскрыть психолингвистические основы развития связной речи.

Изложение основного материала. Мы знаем, что исследования последних нескольких десятков лет показали недостаточно хорошие результаты развития речи детей как с нормальным развитием, так и имеющими различные отклонения.

Речь-главное в системе психических функций, благодаря речи происходит сознательное мышление и деятельность человека.

Л.С. Выготский самым первым связал определение речи с психической функцией. М.Г. Ярошевский считает, что Выготский смог выявить психологические основы личности, динамику ее развития. Речь –это способность человека общаться с помощью слов и фраз [2,503].

Также есть взгляды о том, что язык-явление социальное. Исследователь Н.С. Шарафутдинова выделяет функции языка: коммуникативные, когнитивные, регулятивные. Первая обеспечивает общение людей, когнитивная служит в образовании мыслей, а регулятивная обеспечивает контроль за действиями человека.

Смысловая сторона связной речи образовывается при помощи звука. Именно звук является организующей материей [8].

Разделением между понятиями язык и речь занимались Л.В. Щерба и его ученики. Современное языкознание говорит о том, что речь-это язык в действии. Речь всегда разворачивается во времени, отражает особенности личности человека. Психолингвистика выделяет устную речь и письменную речь. Устная речь реализовывается во внутренней речи, это включает в себя мышление. [3, 351]. Внешняя речь включает в себя осмысление, т.е. думание и проговаривание.

Связная речь это прежде всего речь, которую понимают другие люди. Это совокупность фраз, которые сочетаются логически, обеспечивают общение между людьми. Л.С. Рубинштейн говорил о том, что связность-это в первую очередь понятность речи. Главное, чтобы речь была осмысленной.

Подробное исследование развития связной речи происходило психологами Л.С. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским, известными психолингвистами А.А. Леонтьевым, Т.В. Ахутиной, а также логопедами В.П. Глуховым, А.В. Ястребовой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, В.К. Воробьевой и другими.

Психолингвистика, как наука исследует процессы речепроизводства и речевосприятия, их соотношение со структурой языка [6, 348]. Л.С. Выготский изучал сложность процессов порождения речи и ее восприятия. Он утверждал, что речь станет понятной только после того как раскроется внутренний план речевого высказывания. Он анализировал отношение мысли к слову и слова к мысли. Основная цель анализа этого движения складывается из изучения его составляющих фаз. Первое звено порождения речи – это ее мотивация. Вторая фаза -это зарождение мысли. Третья фаза-опосредование мысли внутренним высказыванием, внутреннее программирование. Четвертая фаза-раскрытие мысли в семантике внешних слов, или реализация внутренней программы речи. Пятая фаза осуществляется в форме опосредования мысли в словоформах [4].

Исследования А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Н.И. Жинкина, Л.С. Цветковой, И.А. Зимней, Т.В. Ахутиной только углубляли и доказывали правильность труда Выготского.

Благодаря А.Р. Лурии появился еще один психолингвистический взгляд на формировании речи. Автор утверждал, что каждая речь-это средство общения или система целых выражений [3,351].

Н.И. Жинкин утверждал, что процесс мышления- явление психологическое и его центральным звеном является человек. По его мнению в языке есть некий «код», который фиксирует мысль и передает его через речь. [5,26–38.].

Уровень психического и личностного развития проявляется в сформированности навыков связного высказывания. Основы будущей связной речи закладываются уже на раннем этапе жизни в процессе общения со взрослыми. А вот к 4-5 годам речь становится уже развернутой и грамматически верной. Многие исследователи по-разному делят количество этапов в речи.

Например, А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный –это до одного года; преддошкольный – этап первоначального овладения языком в условиях предложения – до 3 лет; дошкольный – период становления связного высказывания – до 7 лет; школьный – этап формирования письма и грамматического совершенствования речи. Автор утверждал, что именно в дошкольном возрасте проявляется связная речь [3,351].

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли [7,246].

С помощью речи реализовывается мышление благодаря словам, словосочетаниям, предложениям и т.д. т.е. с помощью средств языка. Именно на основе этого Т.Г. Рамзаева рассматривает речь как вид деятельности человека.

Есть еще множество других взглядов на этот счет. М.Р. Львов говорит об этом понятии шире и подробнее и утверждает, что речь-это вид общения, без которого невозможно обойтись, т.к. все люди участвуют в социальной жизни, в обмене информации, в познании мира, образовании, а также с помощью речи человек обогащается духовно.

Выводы. Связная речь-это смысловое развернутое высказывание, совокупность логически сочетающихся фраз, представляющих собой единое смысловое и структурное целое, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Можно выделить две формы речи: монологическая речь и диалогическая речь. Монологическая форма речи сложнее чем диалогическая, т.к. она предназначена конкретно для передачи информации. Монолог мы можем наблюдать в описании, повествовании и элементарных рассуждениях. Речь должна быть связной, последовательной и обладать логико-смысловой организацией. В психолого-педагогической, психолингвистической литературе достаточно много говорится о речевой деятельности. Развитие речи учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов и эта задача должна решаться на каждом уроке русского языка.

Список литературы:

1. Башмакова С.Б. Современное состояние проблемы модернизации специального образования в России // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – Киров. – 2014. – № 12 – С. 214–219.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1999. – 503 с.

3. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.: Астрель, 2005. – 351 с.

4. Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 1. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: vestnik.yspu.org/releases/2009_1g/32.pdf

5. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. – 1964. – № 6 – С. 26–38.

6. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 348 с.

7. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. – М., 1965. – 246 с

8. Петрова А.А. Психолингвистический подход к исследованию речевой деятельности в онтогенезе // Личность. Культура. Общество. – М., 2009. Т. 11.

.

Источник