Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

Цели, задачи и принципы психологической коррек­ционной работы вытекают из теоретического обоснова­ния и основных положений концепции психологиче­ской помощи семье ребенка с отклонениями в разви­тии.

Целямипсихологической коррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в раз­витии, являются:

— обеспечение адекватных микросоциальных усло­вии развития ребенка в семье;

— преодоление состояния фрустрации и оптимиза­ция самосознания родителей;

— формирование у близких ребенка позитивного отношения к нему и оптимистичного взгляда в будущее.

Задачи:

— формирование у родителей мотивации к взаимо­действию с работниками специального учреждения;

— оптимизация самосознания родителей, снижение уровня фрустрированности их личности;

— оптимизация личностного развития детей с пси­хофизическими недостатками;

— обучение родителей приемам формирования в се­мье реабилитационных условий, обеспечивающих опти­мальное развитие ребенка с психофизическими наруше­ниями;

— установление причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения, и их коррекция;

— выявление социально-психологических внутрисемейных факторов, способствующих гармоничному раз­витию ребенка в семье;

— оптимизация межличностных отношений в семье (супружеских, родительско-детских, детско-родительских, сиблинговых);

— повышение психолого-педагогической компе­тентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нару­шениями;

— коррекция воспитательских позиций родителей и  помощь в выборе адекватных мер воздействия.

Работа с семьями детей с отклонениями в развитии строится на следующих основополагающих принципах(Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева).

Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой и эффективностью вы­полнения коррекционных программ. Этот принцип по­зволяет не только исправить имеющиеся нарушения, но и своевременно их предупредить.

Принцип гуманистической направленности психологи­ческой помощи. Этот принцип основан на признании са­моценности личности любого человека независимо от

наличия у него того или иного дефекта и необходимос­ти создания условий для его гармоничного развития.

Принцип интегративного использования психолого-пе­дагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разно­образных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществ­лять их коррекцию.

Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип позволяет ориентировать психокоррекционную работу на разрешение личностных и межлич­ностных конфликтов между членами семьи, ориентиро­вать их на успешное взаимодействие и контакты.

Принцип оказания личностно-ориентированной помо­щи ребенку и членам его семьи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у членов семьи ребенка с откло­нениями в развитии и у лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.

Принцип обязательного включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс. Этот принцип позволя­ет не только оптимизировать детско-родительские и ро-дительско-детские отношения и повысить педагогиче­скую компетентность родителей, но и дает возможность осуществить коррекцию психологического самосозна­ния самих родителей.

Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип на­правлен на формирование положительных ценностных Установок у родителей ребенка (лиц, их заменяющих)на принятие его дефекта членами семьи и значимыми лицами социального окружения.

Принцип оптимизации воспитательных приемов, ис­пользуемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. С помощью этого принципа повышается педагогическая грамотность и психологическая компетентность родителей. Повышение культурного уровня родителей — фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.

Принцип единства коррекционно-воспитательного воз­действия семьи, образовательных учреждений и специ­алистов социальных и психолого-педагогических служб. Успех коррекционной работы возможен только при ус­ловии тесного взаимодействия между семьей, специаль­ным коррекционным образовательным учреждением и специалистами службы социальной и психологической помощи семье.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонения­ми в развитии.

2. Почему семьям с проблемными детьми необходимо оказывать психокоррекционную помощь?

3. Раскройте содержание основных концептуальных положений системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

4. Определите цели и задачи психологической коррекциониой работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии.

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста в продуктивной деятельности

5.Леречислите принципы психологической коррек­ционной работы с семьей проблемного ребенка. Рас­кройте их содержание.

Глава 3

Источник

В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.

Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с ребенком с психофизическими нарушениями и его родителем (чаще матерью). На этом этапе, перед специалистом ставятся следующие цели:

– создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с психофизическими нарушениями в семье;

– переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с психофизическими нарушениями, оптимизация их самосознания;

-гармонизация психологического климата в семье;

– коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);

– формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).

Формы работы:

демонстрация родителям больного ребенка с психофизическими, приемов работы с ним;

конспектирование родителями занятий, проводимых психологом;

выполнение домашних заданий со своим ребенком;

чтение родителями специальной литературы, рекомендованной психологом;

реализация родителями творческих замыслов в работе с ребенком;

Психокоррекция:

В процессе проведения коррекционных занятий самосознание родителей детей с психофизическими нарушениями оптимизируется. Этот процесс направлен не столько на раскрытие ими психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными нарушениями развития может быть неизлечим), сколько на переориентировку родителей с общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у них сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности. Происходит формирование новых жизненных ориентиров у родителей относительно ребенка с психофизическими нарушениями.

68.Нарушенные взаимоотношения реб-ка и взрослого как первоисточник соц дезадаптации. Именно ощущение ребенком себя как любимого, чувство защищенности и полного принятия явл фундаментом развития здоровой психики. Важно значение первоначального отношения матери к ребенку, с возрастом эмоц опыт реб расширяется, да и отношение самой матери может меняться как по форме проявления, так и по сути.

Известно, что стиль воспитания детей в семье определяется не только любовью матери к ним, но и, в значительной мере, культурными традициями, требованиями общества, установками отца и матери в отношении меры строгости к детям. В соответствии с отечественной культурой, воспитание строится в рамках парадигмы – поощрение – наказание. За хорошие (с точки зрения воспитателя) поступки ребенка хвалят, выполняют его желания; если же действия ребенка противоречат представлениям воспитателя о хорошем поведении, они оцениваются как плохие.

Обычно негативная оценка взрослых вызывает у ребенка отрицательные эмоциональные переживания, что побуждает его к пересмотру своих действий, к коррекции поступков в том направлении, которое задано требованиями воспитателей либо предписано социальными нормами. Не находя альтернативы негативной оценке, в случае возникновения у воспитанника трудностей (и тем более отклонений) в процессе овладения социальными нормами, взрослые начинают злоупотреблять этим методом. Более того, отрицательная оценка воспитателем поступков ребенка зачастую распространяется на личность воспитанника в целом, обусловливая таким образом фрустрацию сразу двух жизненно важных социальных потребностей: потребность в положительной оценке окружающих и потребность в самоуважении, удовлетворяющей самооценке.

Таким образом, постоянная негативная оценка поведения ребенка (особенно его личности в целом) является для него тяжелой психотравмирующей ситуацией.

Известно, что потребность в положительной оценке взрослых, в общении со сверстниками, стремление занять благоприятное положение в системе межличностных отношений коллектива класса являются базовыми, ведущими для подростка. Неудачные попытки их удовлетворения создают психотравмирующую ситуацию, которая при отсутствии психологической помощи переходит в ситуацию невозможности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей.

В раннем возрасте ребенок воспринимает отношение к нему взрослого как оценку своего поведения, оценку себя в целом. Ребенок не может еще понять, что плохое или равнодушное отношение взрослого может быть вызвано различными причинами, он воспринимает такое отношение как оценку своей личности. Постоянная невозможность удовлетворения потребности ребенка в положительной оценке со стороны взрослого вызывает тяжелое эмоциональное состояние неудовлетворенности, чувство эмоционального неблагополучия.

Читайте также:  Игротерапия в коррекции психического развития ребенка

При отсутствии психолого-педагогической помощи снятие отрицательных переживаний происходит за счет искажения представлений ребенка о своем поведении. Он становится «непроницаем» для любых отрицательных (как справедливых, так и несправедливых) оценок взрослого.

Каждое столкновение с обидой, неправдой вновь и вновь уязвляет детское сердце, и ребенок видит зло даже там, где его нет. Иными словами, неудовлетворенность значимых для человека потребностей приводит к искаженному восприятию отношений к нему окружающих. Тогда ребенок все больше замыкается в себе, противопоставляя настоящему и кажущемуся злу то, что он способен противопоставить, – непослушание, строптивость, резкость и грубость, своеволие, желание делать все не так, как требуют взрослые, чтобы напомнить о себе, заявить’ людям о своем праве на внимание.

Источник

– психологическое изучение, консультирование и психокоррекция-;

-просветительская деятельность –

-учебная деятельность –

5. Психологическая помощь семьям детей с нарушениями развития должна строиться на следующих принципах:

-принцип гуманистической направленности психологической помощи -;

– принцип полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии– ;

-принцип учета структуры нарушений –

6.Принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации предполагает:

– повышение родителями психолого-педагогической грамотности с целью оказания ими квалифицированной помощи ребенку при выполнении домашних заданий –

– посещение родителями открытых коррекционных занятий с участием их ребенка, которые проводят специалисты учреждения –;

– отказ от посещения детских досуговых мероприятий, обусловленный страхом родителей в том, что ребенок будет плохо себя вести и им будет за него стыдно-

7. К специфическим функциям семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития относят:

-реабилитационно-восстановительная функция-

-приспособительно-адаптирующая –

– социально-статусная –

8. К традиционным функциям семьи относят следующие:

-репродуктивная –

-коррекционно-образовательная –

-профессионально-трудовая –

9.Психологическая помощь семьям воспитанников в специальном коррекционном учреждении включает следующие направления:

– образовательно-просветительская работа с родителями и психолого-педагогическое сопровождение семей – ;

– клиническое обследование членов семей -;

-организация досуговой деятельности –

10.Целями психокоррекционной работы с семьями детей с нарушениями развития являются:

– формирование адекватных микросоциальных условий развития ребенка в семье –

– коррекция межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями развития -;

– повышение материального благосостояния семьи -.

11. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей осуществляется в следующих направлениях:

-психолого-педагогическая коррекция –

-психокоррекция (индивидуальная и групповая формы) -;

-профориентация –

12. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах детей требует решения следующих задач:

-формирование положительных эмоциональных реакций и установок-

-формирование коммуникативных навыков и социально-адаптивного поведения –

-формирование учебных знаний и навыков в соответствии с требованиями возрастного развития –

13.К противопоказаниям к проведению психокоррекционных занятий относят:

– тяжелые прогредиентные психические заболевания (острое течение заболевания при эпилепсии, детской шизофрении) –

-тяжелые соматические заболевания –

-тяжелые формы поведенческого негативизма –

14.В содержание психокоррекционной работы с детьми с нарушениями развития могут быть включены следующие психотехники:

-методы арттерапии -;

-методы игровой психокоррекции -;

-метод трансактного анализа –

15.Коррекционно-образовательная работа матери с ребенком с нарушениями развития позволяет

-вытеснить из сознания матери тяжелые негативные переживания, нейтрализовать аффективные реакции и неконструктивные формы поведения –

-реализовать необходимую потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности с ребенком, в частности –

-организовать досуговую деятельность –

16.Эмпатия – это:

-умение видеть мир глазами другого человека и переживать его таким, каким переживает его этот другой -;

-способность быть самим собой как в непосредственных реакциях, так и в целостном поведении -;

Читайте также:  Влияние игры на развитие личности ребенка дошкольника

-психотерапевтическая процедура, направленная на соединение содержания и струтуры переживания с целью обретения клиентами смысла –

Интроспекция – это

-самонаблюдение, наблюдение человека за планом собственной психической жизни –

-процесс развития человеком своих потенциальных способностей –

-характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям –

Рефлексия – это

– самонаблюдение, наблюдение человека за планом собственной психической жизни –

-процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний –

-процесс развития человеком своих потенциальных способностей –

Самоактуализация – это

-процесс развития человеком своих потенциальных способностей –

– наблюдение человека за планом собственной психической жизни –

-повышенная тревожность личности –

Фрустрация – это

-постижение эмоционального состояния, проникновение- вчувствование в переживания другого человека –

-психологическое состояние, которое возникает в ситуации разочарования, отсутствия возможности в осуществлении какой-либо значимой для человека цели или

потребности –

-характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям –

21.К методам работы с матерями детей с нарушениями развития относят:

-демонстрация матери методических приемов работы, направленных на коррекцию нарушений развития ее ребенка -;

-конспектирование матерью коррекционных занятий, проводимых психологом -;

-изготовление наглядных пособий для проведения коррекционных занятий с ребенком –

22.К психотехникам, используемым для коррекции взаимоотношений между матерью и ребенком относят:

-холдинг-, сказко-, библио-, вокало-, музыко-, хорео-, арттерапия –

-терапия любовью –

-трансактный анализ –

23. Психокоррекционное направление работы с родителями включает:

-индивидуальную и групповую психокоррекцию –

-социокультурную просветительскую работу –

-организацию досуговой сферы семей воспитанников –

24.К психокоррекционным техникам уровня полевой реактивности при организации групповой психокоррекционной работы с родителями относят:

-созерцание образов природы, ощущение чувства комфорта, удобства и безопасности от эстетической организации внутреннего интерьера помещений –

-ритмообразующие движения , используемые в музыке, поэзии , танце , национальных играх и традиционных обрядах –

-механизм «качелей» –

25. К психокоррекционным техникам уровня стереотипов при организации групповой психокоррекционной работы с родителями относят:

-созерцание образов природы, ощущение чувства комфорта, удобства и безопасности от эстетической организации внутреннего интерьера помещений –

-ритмообразующие движения, используемые в музыке, поэзии , танце , национальных играх и традиционных обрядах -;

-развитие самооценки, сопереживания, эмпатии, «обратной связи», отработка предпочтительных форм контакта с окружающим миром –

26. К психокоррекционным техникам уровня экспансии при организации групповой психокоррекционной работы с родителями относят:

-ритмообразующие движения, используемые в музыке, поэзии , танце , национальных играх и традиционных обрядах -;

-развитие самооценки, сопереживания, эмпатии, «обратной связи», отработка предпочтительных форм контакта с окружающим миром –

-механизм «качелей» –

27. К психокоррекционным техникам уровня эмоционального контроля при организации групповой психокоррекционной работы с родителями относят:

-ритмообразующие движения, используемые в музыке, поэзии, танце, национальных играх и традиционных обрядах -;

-развитие самооценки, сопереживания, эмпатии, «обратной связи», отработка предпочтительных форм контакта с окружающим миром –

-созерцание образов природы, ощущение чувства комфорта, удобства и безопасности от эстетической организации внутреннего интерьера помещений –

28.Структура группового психокоррекционного занятия с родителями по В.В.Ткачевой включает следующие этапы:

-разминка, основная часть, аутотренинг, музыкальная релаксация, подведение итогов занятия –

-установочный, коррекционный, релаксационный, завершающий –

– установочный, рефлексивный, завершающий –

29. В основной части группового психокоррекионного занятия используются психотехники:

-обсуждение специально написанных рассказов –

-арттерапия –

-туротерапия –

30.На этапе музыкальной релаксации используются психотехники:

-музыко- и библиотерапия-

-гештальттехника «незаконченное дело» –

-хореотерапия –

31.Составить план-конспект проведения консультативной процедуры членов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

  • план конспект включает все этапы проведения консультативной процедуры;
  • план конспект включает не все этапы проведения консультативной процедуры; этапы проведения консультативной процедуры;
  • план конспект составлен неверно.

Источник