Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии
Цели, задачи и принципы психологической коррекционной работы вытекают из теоретического обоснования и основных положений концепции психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии.
Целямипсихологической коррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, являются:
— обеспечение адекватных микросоциальных условии развития ребенка в семье;
— преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей;
— формирование у близких ребенка позитивного отношения к нему и оптимистичного взгляда в будущее.
Задачи:
— формирование у родителей мотивации к взаимодействию с работниками специального учреждения;
— оптимизация самосознания родителей, снижение уровня фрустрированности их личности;
— оптимизация личностного развития детей с психофизическими недостатками;
— обучение родителей приемам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка с психофизическими нарушениями;
— установление причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения, и их коррекция;
— выявление социально-психологических внутрисемейных факторов, способствующих гармоничному развитию ребенка в семье;
— оптимизация межличностных отношений в семье (супружеских, родительско-детских, детско-родительских, сиблинговых);
— повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями;
— коррекция воспитательских позиций родителей и помощь в выборе адекватных мер воздействия.
Работа с семьями детей с отклонениями в развитии строится на следующих основополагающих принципах(Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева).
Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой и эффективностью выполнения коррекционных программ. Этот принцип позволяет не только исправить имеющиеся нарушения, но и своевременно их предупредить.
Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании самоценности личности любого человека независимо от
наличия у него того или иного дефекта и необходимости создания условий для его гармоничного развития.
Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.
Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип позволяет ориентировать психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи, ориентировать их на успешное взаимодействие и контакты.
Принцип оказания личностно-ориентированной помощи ребенку и членам его семьи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у членов семьи ребенка с отклонениями в развитии и у лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
Принцип обязательного включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс. Этот принцип позволяет не только оптимизировать детско-родительские и ро-дительско-детские отношения и повысить педагогическую компетентность родителей, но и дает возможность осуществить коррекцию психологического самосознания самих родителей.
Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип направлен на формирование положительных ценностных Установок у родителей ребенка (лиц, их заменяющих)на принятие его дефекта членами семьи и значимыми лицами социального окружения.
Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. С помощью этого принципа повышается педагогическая грамотность и психологическая компетентность родителей. Повышение культурного уровня родителей — фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.
Принцип единства коррекционно-воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов социальных и психолого-педагогических служб. Успех коррекционной работы возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным коррекционным образовательным учреждением и специалистами службы социальной и психологической помощи семье.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
2. Почему семьям с проблемными детьми необходимо оказывать психокоррекционную помощь?
3. Раскройте содержание основных концептуальных положений системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
4. Определите цели и задачи психологической коррекциониой работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии.
5.Леречислите принципы психологической коррекционной работы с семьей проблемного ребенка. Раскройте их содержание.
Глава 3
Источник
В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.
Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с ребенком с психофизическими нарушениями и его родителем (чаще матерью). На этом этапе, перед специалистом ставятся следующие цели:
– создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
– переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с психофизическими нарушениями, оптимизация их самосознания;
-гармонизация психологического климата в семье;
– коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);
– формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).
Формы работы:
демонстрация родителям больного ребенка с психофизическими, приемов работы с ним;
конспектирование родителями занятий, проводимых психологом;
выполнение домашних заданий со своим ребенком;
чтение родителями специальной литературы, рекомендованной психологом;
реализация родителями творческих замыслов в работе с ребенком;
Психокоррекция:
В процессе проведения коррекционных занятий самосознание родителей детей с психофизическими нарушениями оптимизируется. Этот процесс направлен не столько на раскрытие ими психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными нарушениями развития может быть неизлечим), сколько на переориентировку родителей с общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у них сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности. Происходит формирование новых жизненных ориентиров у родителей относительно ребенка с психофизическими нарушениями.
68.Нарушенные взаимоотношения реб-ка и взрослого как первоисточник соц дезадаптации. Именно ощущение ребенком себя как любимого, чувство защищенности и полного принятия явл фундаментом развития здоровой психики. Важно значение первоначального отношения матери к ребенку, с возрастом эмоц опыт реб расширяется, да и отношение самой матери может меняться как по форме проявления, так и по сути.
Известно, что стиль воспитания детей в семье определяется не только любовью матери к ним, но и, в значительной мере, культурными традициями, требованиями общества, установками отца и матери в отношении меры строгости к детям. В соответствии с отечественной культурой, воспитание строится в рамках парадигмы – поощрение – наказание. За хорошие (с точки зрения воспитателя) поступки ребенка хвалят, выполняют его желания; если же действия ребенка противоречат представлениям воспитателя о хорошем поведении, они оцениваются как плохие.
Обычно негативная оценка взрослых вызывает у ребенка отрицательные эмоциональные переживания, что побуждает его к пересмотру своих действий, к коррекции поступков в том направлении, которое задано требованиями воспитателей либо предписано социальными нормами. Не находя альтернативы негативной оценке, в случае возникновения у воспитанника трудностей (и тем более отклонений) в процессе овладения социальными нормами, взрослые начинают злоупотреблять этим методом. Более того, отрицательная оценка воспитателем поступков ребенка зачастую распространяется на личность воспитанника в целом, обусловливая таким образом фрустрацию сразу двух жизненно важных социальных потребностей: потребность в положительной оценке окружающих и потребность в самоуважении, удовлетворяющей самооценке.
Таким образом, постоянная негативная оценка поведения ребенка (особенно его личности в целом) является для него тяжелой психотравмирующей ситуацией.
Известно, что потребность в положительной оценке взрослых, в общении со сверстниками, стремление занять благоприятное положение в системе межличностных отношений коллектива класса являются базовыми, ведущими для подростка. Неудачные попытки их удовлетворения создают психотравмирующую ситуацию, которая при отсутствии психологической помощи переходит в ситуацию невозможности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей.
В раннем возрасте ребенок воспринимает отношение к нему взрослого как оценку своего поведения, оценку себя в целом. Ребенок не может еще понять, что плохое или равнодушное отношение взрослого может быть вызвано различными причинами, он воспринимает такое отношение как оценку своей личности. Постоянная невозможность удовлетворения потребности ребенка в положительной оценке со стороны взрослого вызывает тяжелое эмоциональное состояние неудовлетворенности, чувство эмоционального неблагополучия.
При отсутствии психолого-педагогической помощи снятие отрицательных переживаний происходит за счет искажения представлений ребенка о своем поведении. Он становится «непроницаем» для любых отрицательных (как справедливых, так и несправедливых) оценок взрослого.
Каждое столкновение с обидой, неправдой вновь и вновь уязвляет детское сердце, и ребенок видит зло даже там, где его нет. Иными словами, неудовлетворенность значимых для человека потребностей приводит к искаженному восприятию отношений к нему окружающих. Тогда ребенок все больше замыкается в себе, противопоставляя настоящему и кажущемуся злу то, что он способен противопоставить, – непослушание, строптивость, резкость и грубость, своеволие, желание делать все не так, как требуют взрослые, чтобы напомнить о себе, заявить’ людям о своем праве на внимание.
Источник
– психологическое изучение, консультирование и психокоррекция-;
-просветительская деятельность –
-учебная деятельность –
5. Психологическая помощь семьям детей с нарушениями развития должна строиться на следующих принципах:
-принцип гуманистической направленности психологической помощи -;
– принцип полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии– ;
-принцип учета структуры нарушений –
6.Принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации предполагает:
– повышение родителями психолого-педагогической грамотности с целью оказания ими квалифицированной помощи ребенку при выполнении домашних заданий –
– посещение родителями открытых коррекционных занятий с участием их ребенка, которые проводят специалисты учреждения –;
– отказ от посещения детских досуговых мероприятий, обусловленный страхом родителей в том, что ребенок будет плохо себя вести и им будет за него стыдно-
7. К специфическим функциям семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития относят:
-реабилитационно-восстановительная функция-
-приспособительно-адаптирующая –
– социально-статусная –
8. К традиционным функциям семьи относят следующие:
-репродуктивная –
-коррекционно-образовательная –
-профессионально-трудовая –
9.Психологическая помощь семьям воспитанников в специальном коррекционном учреждении включает следующие направления:
– образовательно-просветительская работа с родителями и психолого-педагогическое сопровождение семей – ;
– клиническое обследование членов семей -;
-организация досуговой деятельности –
10.Целями психокоррекционной работы с семьями детей с нарушениями развития являются:
– формирование адекватных микросоциальных условий развития ребенка в семье –
– коррекция межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями развития -;
– повышение материального благосостояния семьи -.
11. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей осуществляется в следующих направлениях:
-психолого-педагогическая коррекция –
-психокоррекция (индивидуальная и групповая формы) -;
-профориентация –
12. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах детей требует решения следующих задач:
-формирование положительных эмоциональных реакций и установок-
-формирование коммуникативных навыков и социально-адаптивного поведения –
-формирование учебных знаний и навыков в соответствии с требованиями возрастного развития –
13.К противопоказаниям к проведению психокоррекционных занятий относят:
– тяжелые прогредиентные психические заболевания (острое течение заболевания при эпилепсии, детской шизофрении) –
-тяжелые соматические заболевания –
-тяжелые формы поведенческого негативизма –
14.В содержание психокоррекционной работы с детьми с нарушениями развития могут быть включены следующие психотехники:
-методы арттерапии -;
-методы игровой психокоррекции -;
-метод трансактного анализа –
15.Коррекционно-образовательная работа матери с ребенком с нарушениями развития позволяет
-вытеснить из сознания матери тяжелые негативные переживания, нейтрализовать аффективные реакции и неконструктивные формы поведения –
-реализовать необходимую потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности с ребенком, в частности –
-организовать досуговую деятельность –
16.Эмпатия – это:
-умение видеть мир глазами другого человека и переживать его таким, каким переживает его этот другой -;
-способность быть самим собой как в непосредственных реакциях, так и в целостном поведении -;
-психотерапевтическая процедура, направленная на соединение содержания и струтуры переживания с целью обретения клиентами смысла –
Интроспекция – это
-самонаблюдение, наблюдение человека за планом собственной психической жизни –
-процесс развития человеком своих потенциальных способностей –
-характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям –
Рефлексия – это
– самонаблюдение, наблюдение человека за планом собственной психической жизни –
-процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний –
-процесс развития человеком своих потенциальных способностей –
Самоактуализация – это
-процесс развития человеком своих потенциальных способностей –
– наблюдение человека за планом собственной психической жизни –
-повышенная тревожность личности –
Фрустрация – это
-постижение эмоционального состояния, проникновение- вчувствование в переживания другого человека –
-психологическое состояние, которое возникает в ситуации разочарования, отсутствия возможности в осуществлении какой-либо значимой для человека цели или
потребности –
-характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям –
21.К методам работы с матерями детей с нарушениями развития относят:
-демонстрация матери методических приемов работы, направленных на коррекцию нарушений развития ее ребенка -;
-конспектирование матерью коррекционных занятий, проводимых психологом -;
-изготовление наглядных пособий для проведения коррекционных занятий с ребенком –
22.К психотехникам, используемым для коррекции взаимоотношений между матерью и ребенком относят:
-холдинг-, сказко-, библио-, вокало-, музыко-, хорео-, арттерапия –
-терапия любовью –
-трансактный анализ –
23. Психокоррекционное направление работы с родителями включает:
-индивидуальную и групповую психокоррекцию –
-социокультурную просветительскую работу –
-организацию досуговой сферы семей воспитанников –
24.К психокоррекционным техникам уровня полевой реактивности при организации групповой психокоррекционной работы с родителями относят:
-созерцание образов природы, ощущение чувства комфорта, удобства и безопасности от эстетической организации внутреннего интерьера помещений –
-ритмообразующие движения , используемые в музыке, поэзии , танце , национальных играх и традиционных обрядах –
-механизм «качелей» –
25. К психокоррекционным техникам уровня стереотипов при организации групповой психокоррекционной работы с родителями относят:
-созерцание образов природы, ощущение чувства комфорта, удобства и безопасности от эстетической организации внутреннего интерьера помещений –
-ритмообразующие движения, используемые в музыке, поэзии , танце , национальных играх и традиционных обрядах -;
-развитие самооценки, сопереживания, эмпатии, «обратной связи», отработка предпочтительных форм контакта с окружающим миром –
26. К психокоррекционным техникам уровня экспансии при организации групповой психокоррекционной работы с родителями относят:
-ритмообразующие движения, используемые в музыке, поэзии , танце , национальных играх и традиционных обрядах -;
-развитие самооценки, сопереживания, эмпатии, «обратной связи», отработка предпочтительных форм контакта с окружающим миром –
-механизм «качелей» –
27. К психокоррекционным техникам уровня эмоционального контроля при организации групповой психокоррекционной работы с родителями относят:
-ритмообразующие движения, используемые в музыке, поэзии, танце, национальных играх и традиционных обрядах -;
-развитие самооценки, сопереживания, эмпатии, «обратной связи», отработка предпочтительных форм контакта с окружающим миром –
-созерцание образов природы, ощущение чувства комфорта, удобства и безопасности от эстетической организации внутреннего интерьера помещений –
28.Структура группового психокоррекционного занятия с родителями по В.В.Ткачевой включает следующие этапы:
-разминка, основная часть, аутотренинг, музыкальная релаксация, подведение итогов занятия –
-установочный, коррекционный, релаксационный, завершающий –
– установочный, рефлексивный, завершающий –
29. В основной части группового психокоррекионного занятия используются психотехники:
-обсуждение специально написанных рассказов –
-арттерапия –
-туротерапия –
30.На этапе музыкальной релаксации используются психотехники:
-музыко- и библиотерапия-
-гештальттехника «незаконченное дело» –
-хореотерапия –
31.Составить план-конспект проведения консультативной процедуры членов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- план конспект включает все этапы проведения консультативной процедуры;
- план конспект включает не все этапы проведения консультативной процедуры; этапы проведения консультативной процедуры;
- план конспект составлен неверно.
Источник