Психокоррекционная работа с ребенком на разных этапах его развития

“Психокоррекционная работа с детьми дошкольного возраста”
Дошкольный возраст – это важный период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. Это так называемый подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – и начнется кризис 7 лет, характеризующийся сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, увеличением самостоятельности и социального окружения.
Внимание
Внимание – психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Виды внимания:
- непроизвольное
- произвольное
- послепроизвольное
Свойства внимания: направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость.
Упражнения на развитие концентрации внимания
- Корректурные задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении письменных работ.
- «Летает – не летает».
- «Найди отличия».
- «Что изменилось».
- «Что лишнее».
Упражнения для увеличения объема внимания и кратковременной памяти
Предлагаются упражнения, основанные на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд.
Виды упражнений:
- «Заметь все»
- «Таблицы Шульте»
- И/к «Пертра»
Память
Память – способность психики сохранять во времени и воспроизводить те или иные образы.
Память как психический познавательный процесс подразделяется на несколько видов:
- по времени сохранения информации или опыта:
- сенсорная память,
- кратковременная память
по характеру психической активности:
- двигательная,
- эмоциональная,
- образная,
- словесно-логическая,
- механическая
по средствам, использованным для запоминания:
- натуральная (непосредственная),
- внешне опосредованная,
- внутренне опосредованная.
По способу запоминания:
Зрительная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти).
Слуховая память – для работы по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т. п.
Логическая память – для запоминания последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, последовательности действий в сюжетных рассказах.
Виды упражнений
- Работа по образцу.
- Работа по инструкции.
- Работа с опорой на мыслительные процессы:
– смысловое соотнесение,
– классификация,
– выделение смысловых опор и составление плана.
Мышление
Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Виды мышления:
- Словесно-логическое или, как его еще называют, вербально-логическое мышление – это вид логического мышления, который главным образом характеризуется использованием речевых конструкций. Этот вид логического мышления предполагает не только умение логически мыслить, но и грамотное владение своим языком, своей речью.
Виды упражнений:
- «Четвертый лишний»;
- придумывание недостающих частей рассказа;
- загадки и логические задачи;
- головоломки;
- логические блоки Дьенеша
- Образное – это мышление, в котором на первый план выступают действия с образами, а не с понятиями. Их действия, направленные на решение профессиональных задач, будут содержать в себе и оперирование понятиями, и практические действия.
Виды упражнений:
- составление предложений;
- способы применения предмета;
- поиск аналогов.
- Практическое мышление предполагает преобладание реальных, практических действий с материальными предметами над действиями с понятиями и образами.
Виды упражнений:
- головоломки «Кубик-Рубика», «Игра в 15», «Змейка Рубика»;
- задания с палочками.
Воображение
Воображение – способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств.
Воображение бывает:
- пассивным преднамеренным и непреднамеренным,
- активным творческим и воссоздающим.
Пассивное преднамеренное – это образы и фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь.
Пассивное непреднамеренное – происходит при ослаблении деятельности сознания.
Активное воссоздающее воображение – имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию.
Активное творческое воображение самостоятельное создание новых образов.
Приемы, помогающие активизировать воображение дошкольников:
- незаконченные фигуры;
- составление рассказа с использованием определенных слов;
- «Волшебные кляксы»;
- завершение рассказа.
Речь
Речь – это совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Исходя из определения, можно утверждать, что речь может быть:
- устной;
- письменной.
Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли.
Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Задания и упражнения, способствующие общему речевому развитию детей:
- пересказ и рассказ;
- разучивание стихотворений;
- скороговорки;
- игры в слова: «Дополни слово», «Составь слово», «Антонимы», «Рифмы».
Работа по развитию моторики
Упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций
1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
4. Раскрашивание и штриховка
5.Различные виды изодеятельности.
6. Конструирование и работа с мозаикой.
7. Выкладывание фигур из спичек (палочек).
8. Выполнение фигурок из пальцев рук.
9. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание,
плетение, работа с бисером и пр.).
Игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений)
1. Игры с мячом.
2. Игры с резинкой.
3. Игры типа «Зеркало»: зеркальное копирование поз и движений ведущего.
4. Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и пр.).
5. Весь спектр спортивных игр и физических упражнений.
6. Занятия танцами. Аэробика.
Будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности психокоррекционных методов, знать области их применения, уметь грамотно использовать коррекционные приемы и способы в практике для успешного воспитания и обучения детей.
Источник
Библиотека » Детская психология, Психотерапия » Детская психокоррекция
©
Т. Дуткевич., О. Савицкая
««« К началу
Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:
- Единство диагностики и психокоррекции. Коррекционной работе предшествует диагностика. Диагностика способствует уточнению диагноза и позволяет оценить эффективность коррекционной работы.
- Деятельностный принцип психокоррекции. Основным средством коррекционно-развивающего воздействия является взаимодействие взрослого и ребенка.
- Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Психокоррекционная работа с ребенком не будет иметь эффекта за пределами зоны ближайшего развития.
- Направленность психокоррекционной работы «сверху вниз», то есть на создание оптимальных условий для развития высших психических функций, способствующих компенсации недостатков элементарных психических процессов.
- Принцип нормативности, т.е. ориентация при проведении коррекционной работы и при оценке ее эффективности на эталоны развития в определенном возрастном периоде.
- Учет системного характера психического развития. Коррекционная работа направляется на устранение причин отклонений в развитии.
- Принцип «замещающего онтогенеза». Коррекционная работа должна начинаться с той
«точки», с которой начались отклонения от оптимальной программы. - Упреждающий характер психокоррекции. Коррекционная работа направляется на формирование того, чего следует достичь в ближайшей перспективе в соответствии с законами возрастного развития и становления индивидуальности, а не на тренировки того, что уже достигнуто ребенком.
- Принцип преемственности. Каждое следующее занятие планируется с учетом того, что достигнуто ребенком на предыдущем. Если ребенок не сумела выполнить предлагаемое задание, то на следующем занятии предлагают упрощенный его вариант.
- Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка, его интересов, способностей, социальной ситуации развития.
- Эмоциональная насыщенность занятий. Ребенок должен получать удовольствие от психокоррекционных занятий.
Основные этапы психокоррекции при работе со школьниками следующие:
- Диагноз;
- Прогноз (предвидение дальнейшего развития личности при условии своевременной коррекции и при отсутствии таковой);
- Создание психолого-педагогической коррекционной программы. В ней определяется цель, направления психокоррекции, приблизительное количество занятий, их периодичность, продолжительность занятий; перечисляются приемы и методы, которые будут использоваться. Обязательным является наличие в коррекционной программе психологической части, которую осуществляет психолог, и педагогической, которую психолог разрабатывает с родителями, социальными работниками, педагогами и т.д. и осуществление которой происходит под контролем психолога.
- Выполнение психокоррекционной программы;
- Анализ ее эффективности.
Критерием эффективности психологического консультирования, по мнению Г. С. Абрамовой, является появление у другого человека (клиента) новых переживаний по поводу своей проблемы.
««« Назад К началу Вперед »»»
Источник
Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками
Содержание и выбор методов
психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а
также предметом коррекции, формулируемым в психологической практике на языке
трудностей клиентов (детей, педагогов и родителей).
Объект психокоррекции – это отдельные сферы личности, подвергающиеся
изменению, ее предмет – та психическая реальность, на которую направлено
психокоррекционное воздействие.
Виды коррекции 1. Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции
ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго.
Она предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности
личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других
негативных личностных проявлений.
2. Коррекция познавательной сферы
направлена на формирование
познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов,
тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности,
преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.
3. Коррекция эмоциональной сферы связана со снижением психоэмоционального напряжения,
дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных
образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она
предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального
реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.
4. Коррекция волевой сферы – это развитие произвольности психических процессов,
формирование целеполагания, мотивации, осмысленности и рефлексивности
поведения, преодоление незавершенности действий ребенка.
5. Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внутренней позиции ребенка,
овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей
поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных
стереотипов.
6. Коррекция игровой или учебной
деятельности направлена на развитие
личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами
деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.
7. Коррекция отношений ребенка предполагает изменение социальной ситуации развития,
ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта,
интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение
внутренних и внешних психологических конфликтов.
8. Коррекция умственного развития:
развитие восприятия, сенсорных
способностей;
развитие наглядно-образного
(наглядно-действенного) мышления;
развитие начальных функций
произвольного внимания и памяти;
развитие речи (в рамках
логопедической помощи);
развитие познавательной
мотивации.
9. Коррекция готовности ребенка к
обучению
коррекция внутренней позиции
ребенка;
формирование общей
успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль,
самооценка);
коррекция мелкой моторики и
пространственной ориентации (письмо);
речевая коррекция (чтение);
коррекция исходных
представлений о количестве, величине и т.п. (математика).
10. Коррекция неорганизованности
поведения.
а) Мотивационный блок (целеполагание) – неумение
выделить, осознать, принять и выдержать цель действия:
четкое выделение цели,
принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;
удержание образца «на виду
»;
выделение поэтапных подцелей;
обеспечение достижения цели и
одобрения успеха;
перенос успеха на
самостоятельное поведение;
перенос произвольной регуляции
на фрустрирующую ситуацию;
б) Операционно-регулятивный
блок (планирование и контроль) – неумение планировать пути достижения цели как
по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить
коррекции по ходу их выполнения:
совместное со взрослым
планирование содержания и последовательности операций по достижению цели;
предметное и знаковое
моделирование пути действия;
овладение различными способами
планирования (готовая схема, моделирование, план-схема);
распределение функций в
кооперативных формах деятельности;
формирование мотивационной
готовности к деятельности;
формирование действий
самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий;
введение режима с небольшим количеством требований;
последовательная передача
функций планирования, контроля и оценки ребенку.
11. Коррекция личностного развития
а) Коммуникативные проблемы в семье – с
родителями, родственниками:
разъяснительная коррекционная
работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных
установок и стереотипов воспитания;
родительский тренинг
(повышение родительской компетентности);
тренинг педагогического
общения (повышение педагогической компетентности);
коррекционные игры психолога с
ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
организация игр ребенка с
родителями (проба на совместную деятельность).
б) Трудности общения вне семьи – со сверстниками,
воспитателями, учителями:
коллективные игры
(справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
игровая коррекция поведения
(отреагирование и выход агрессивного заряда);
статусная психотерапия
(возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
социальная терапия (изменения
отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка
значимым взрослым).
в) Проблемы самооценки, тревожность, повышенная
эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм:
психогимнастика;
холдинг-терапия;
арттерапия;
психодрама и другие формы
десенсибилизации.
В подростково-юношеском
возрасте содержательная проблематика, требующая коррекционных усилий психолога,
представлена следующим образом:
акцентуации характера;
нарушения поведения;
трудности
подростково-юношеского возраста;
эмоционально-личностные
проблемы;
психофизический инфантилизм;
социально-педагогическая
запущенность (несформированность субъекта самосознания, общения и деятельности);
нарушения
социально-психологической адаптации.
Классификация методов психологической коррекции
1. По физиологическому статусу мозга:
Бодрствование- Тормоз-
разъяснение;
самогипноз;
убеждение;
внушение в предсонном
состоянии
рассудочная регуляция; (трансе);
авторитетное внушение
внушение в просоночном
состоянии;
(директивная коррекция);
пиетативная коррекция
внушение во сне (парадоксальная фаза);
(эмпатическое слушание,
сочувствие);
внушение в гипнотическом и
наркотическом
состоянии
2. По биологическому гомеостазу: для
нормального состояния; для стрессового состояния;
3. По характеру и направленности воздействия:
развивающие; седативные; активизирующие; дезактуализирующие; активизирующие; мобилизирующие;
4. По преимущественному воздействию на
психические процессы:
иматотренинг (воображение);
ментальный тренинг (мышление); эмоционально-волевая
тренировка (эмоции, воля);
5. По количеству участников:
групповые (для макро-, микро-,
медиагрупп); индивидуальные;
6. По принципу воздействия: гетерогенные
(на других); аутогенные (на себя);
7. По использованию средств искусства: изотерапия;
Источник
Бочарникова Оксана
Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Я как начинающий психолог детского сада хочу поделится своими начинаниями и с удовольствием приму к сведению замечания и отзывы! Спасибо!
Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи 3 уровня) по профилактике и преодолению нарушений в коммуникативной сфере
Дети, имеющие нарушения речи испытывают множество психологических проблем, что наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками. У детей возникают трудности социальной адаптации, сложности взаимодействия с социальной средой. В результате затрудняется общение, создаются неблагоприятные условия для психического развития ребенка, формируются такие черты характера, как робость, неуверенность в своих силах.
Дети с нарушениями речи нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении. Чем раньше будет выявлена проблема и начата профессиональная, систематическая коррекционная работа, тем у дошкольника в будущем больше перспектив для дальнейшего личностного и профессионального образования, тем успешнее будет осуществлена его социальная адаптация.
Основными задачами психокоррекционныхзанятий данного направления являются:
• отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
• развитие психических процессов, вербальной и невербальной речи;
• снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
• создание положительного эмоционального настроя в группе;
• обучение способам регуляции эмоциональных состояний.
Психокоррекционное занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 мин.
Психокоррекционная работа по преодолению и профилактике нарушений осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.
Конспекты занятий «Сказка за сказкой»
Занятие №1 «Хоровод животных»
Цель:
1. Учим представлять себя коллективу сверстников;
2. Развиваем чувство общности, выразительности движений, снимаем напряжение;
3. Развиваем восприятие, память и речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
4. Развиваем мелкую моторику.
Здравствуйте ребята!Давайте с вами в начале нашего занятия познакомимся и сыграем в игру:
«Назови себя»: «предлагаю каждому из вас, представит себя, назвав свое имя так, как называют его дома или как он хотел бы, чтоб его называли в группе».
«Приглашаю вас на стульчики, посмотрите перед вами картина. Что здесь изображено?»
Задание называется «Расскажи о животных»: в течении 5 секунд показываю детям картинку с животными. Затем каждый из ребят попытается вспомнить и назвать, что было нарисовано, и рассказать об особенностях этих животных.
Замечательно! А сейчас давайте встанем в круг и поводим необычный «Хоровод»: двигаясь по кругу, друг за другом по моей команде мы будем показывать, например, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.
Проходим и разукрашиваем «Лабиринт мишки!»
Занятие №2 «Хоровод сказочных героев»
Цель:
1. Воспитываем доброжелательное отношение детей друг к другу;
2. Развиваем выразительность движений, раскованность, групповую сплоченность;
3. Вспоминаем героев сказок, развиваем образное мышление;
4. Развиваем общую и мелкую моторику, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи.
«Добрый день ребята! Давайте поздороваемся друг с другом!»
«Предлагаю вам ребята сыграть в игру «Позови ласково»: будем передавать друг другу по желанию игрушку, ласково назвав его по имени.
Давайте присядем, посмотрим с вами на картинки и скажем, кто изображен на рисунках, «Из какой они сказки?»
Водим «Хоровод сказочных героев»: Двигаясь по кругу, мы будем подражать ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по моей подсказке. (Н-р, Буратино)
«Обведи свою ладонь и оживи» самостоятельно обводим на листе бумаги левую руку. Превращаем этот силуэт во что-нибудь. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно».
Занятие №3 «Осенние облака»
Цель:
1. Воспитываем умение быть ласковым, активизируем в речи детей нежные, ласковые слова;
2. Учим составлять рассказы с опорой на схемы, развиваем речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
3. Учим детей усматривать в слабо оформленном многозначном материале образы предметов.
Приветствие! Мы все дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Поиграем в игру: «Волшебный стул»: один из вас садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять.
«Осень по схеме»:
«Присядем и вспомним, какое же время года у нас за окном! Теперь посмотрите, у меня есть вот такая картинка, это схема. Как вы думаете, что можно описать по ней?» Составляем рассказ по схеме описания времен года.
«Облака-загадки»: детям говорится о том, как интересно наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т. д. Как на моей картинке.
Вы должны назвать мне как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями. Пусть каждый нарисует свое облако и расскажет нам о нем.
Занятие №4 «Моя любимая игрушка»
Цель:
1. Развиваем умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни;
2. Развиваем наглядно-образное и логическое мышление;
3. Тренируем моторику, развиваем связную речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
4. Развиваем воображение, выразительность движения, снимаем мышечное напряжение.
Приветствие! Мы все дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
«Моя любимая игрушка»: дети выбирают, какую игрушку они будут описывать, не называя ее, и рассказывать о ней. Остальные отгадывают.
Предлагаю вам ребята нарисовать свою любимую игрушку, придумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной, забавной.
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Подсолнух».
«Мыльные пузыри»: педагог или ребенок имитирует надувание мыльных пузырей, а остальные изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются.После команды: «Лопнули!» дети ложатся на пол.
Занятие №5 «Осенний натюрморт»
Цель:
1. Учим выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе;
2. Развиваем восприятие и память;
3. Учим составлять рассказы с опорой на схемы, развиваем речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
4. Упражняем в составлении натюрморта из овощей и фруктов в сочетании с другими предметами;
5. Развиваем вариативность мышления.
Приветствие!
«Волшебный цветок»: представьте себя маленькими ростками цветов. По желанию дети выбирают, какими цветками они будут. Далее под музыку показывают, как цветок распускается.Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем растет, как себя чувствует, о чем мечтает.
«Расскажи о цветах»: в течении 5 секунд показываю детям картинку с цветами. Затем каждый из ребят попытается вспомнить и назвать, что было нарисовано, и рассказать об особенностях этих растений.
«Рассказ по схеме»: по схеме описания овощей и фруктов составить рассказ.
«Составь натюрморт»: дети составляют из набора ваз, тарелочек, овощей, фруктов, цветов, ягод натюрморты.
Занятие №6 «Сказка Деда Мороза»
Цель:
1. Учим детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие;
2. Учим составлять рассказы с опорой на схемы, развиваем речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
3. Учим детей сочинять сказочные импровизации;
4. Развиваем образное мышление и мелкую моторику.
Приветствие!
«Разноцветный букет»: каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.
«Зима по схеме»: «А растут ли ребята у нас сейчас цветы? Где мы их можем растить зимой? Присядем и вспомним, какое же время года у нас за окном! Теперь посмотрите, у меня есть вот такая картинка, это схема. Как вы думаете, что можно описать по ней?» Составляем рассказ по схеме описания времен года.
«История про Деда Мороза»: детям говорят, что скоро наступит Новый год и Дед Мороз придет из леса с подарками. По дороге с ним могут произойти неприятности, и поэтому нужно послать ему на помощь зверей. Ребята должны продумать и рассказать, что может произойти с дедом морозом и как могут ему помочь лиса, заяц и волк.
«Рисунок к нашей сказке»
Занятие №7 «Пирамида любви»
Цель:
1. Воспитываем уважение, заботливое отношение к миру и людям;
2. Развиваем коммуникативные способности;
3. Развиваем воображение и мимические движения;
4. Развиваем внимание и память;
5. Развиваем мышление и речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи.
«Пирамида любви»: дети сидят в кругу. «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по разному его выражаем. Я люблю свою семью, своего ребенка, свой дом, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите. (Рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что то любимое и положу свою руку, а затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. Вы чувствуйте тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида. Высокая, потому что нас любят, и мы любим.
«Люблю не люблю»: сначала педагог, затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
«Рассмотри, запомни, назови» сейчас я вам покажу картинку (20 сек)внимательно рассмотрите ее:
Сколько котят нарисовано на картинке?
Какой они окраски?
Какие насекомые на картинке были изображены?
Какого они цвета? Давайте проверим ваши ответы!
На картинке есть предметы, о которых мы не говорили, что это?
Занятие №8 «Сказка за сказкой»
Цель:
1. Воспитываем умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова;
2. Знакомим и вспоминаем героев известных сказок, развиваем наблюдательность, активную речь, навыки классификации и самопроверки;
3. Стимулируем творчество в изобразительной деятельности.
Приветствие! Мы все дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
«Волшебный стул»: один из вас садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять.
«Сказка за сказкой» каждый игрок выбирает себе центральную карточку с изображением главного героя одной из сказок. Остальные карточки находятся у ведущего, который будет показывать по одной карточке. Тот, кто узнал своего героя, берет карточку у ведущего и прикладывает к своей. Победителем становится игрок, первым составивший целый квадрат из карточек. Раскладываем, в какой последовательности появляются в сказке герои. Рассказываем свою сказку.
«Необыкновенное дерево»: рисуем необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.
Занятие №9 «Волшебные превращения»
Цель:
1. Развиваем умение перевоплощаться в предметы, животных. Изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
2. Учим придумывать следствия невероятных событий, развиваем связную речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
3. Развиваем умение классифицировать и мелкую моторику.
«Перевоплощение»: дети по очереди загадывают определенный образ, изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
«Волшебные превращения»: «Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья».Придумайте:
Какое у вас будет любимое занятие?
Чего бы вы опасались?
Через какое время вы бы хотели вновь стать большими? Почему?
«Представьте, что вы можете стать высотой 3 метра».Придумайте:
Какое бы у вас было любимое занятие?
Что бы вам не понравилось?
С кем бы вам хотелось встретиться, а с кем не хотелось встречаться?
«Классификация предметов»: Детям демонстрируется картина,на которой изображены предметы: виноград, мышь, лимон, кукла, мяч, роза, арбуз, лиса, нитки, туфли, заяц, кот, грибы, карандаши, куртка, торт, хлеб, ключи, платок, молоток, гвозди, пальто. «разделите эти предметы на возможные группы».
Рисуем по точкам.
Занятие №10 «Подарок другу»
Цель:
1. Развиваем умение невербально описывать предметы;
2. Учим находить противоположные по смыслу слова, развиваем мышление;
3. Развиваем творческие способности в конструктивной деятельности.
«Подарок другу» Один ребенок становится именинником, остальные, дарят ему подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к имениннику.
«Антонимы» «Сейчас я буду называть предметы, слова, а вы постараетесь назвать это слово – наоборот, для начала воспользуемся картинками-подсказками».
«Полезный подарок» «Однажды у ослика Иа был день рождения. И в этот день ему подарили много полезных подарков. Самым полезным оказался шнурок, который принесла Сова. Представьте, что Сове очень понравилось делать подарки, она решила приходить ко всем на дни рождения и дарит что-нибудь полезное. Для каждого именинника Сова даже сочинила речь, в которой она объясняла, какая польза заключается в ее подарке. Подумайте, что может сказать Сова в тот момент,когда будет дарить:
Вини-Пуху – гирю от весов;
Пятачку – звонок от велосипеда;
Кролику – стрелку от компаса;
Тигре – оправу от очков;
Кенге – лампочку от фонарика.
«Растительные бусы» Изготавливаем бусы из природных материалов (ягоды шиповника, кленовые семечки, опавшие желуди) и подарим их кому захотим.
Занятие №11 «Сказочная весна»
Цель:
1. Воспитываем доброжелательное отношение детей друг к другу;
2. Учим составлять рассказы с опорой на схемы, развиваем речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
3. Развиваем воображение, моторику.
Приветствие! Мы все дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Предлагаю вам ребята сыграть в игру «Позови ласково»: будем передавать друг другу по желанию игрушку, ласково назвав его по имени.
«Весна по схеме» Присядем и вспомним, какое же время года у нас за окном! Теперь посмотрите, у меня есть вот такая картинка, это схема. Как вы думаете, что можно описать по ней? Составляем рассказ по схеме описания времен года.
Рисуем весеннюю сказку.
Занятие №12 «Веселая история»
Цель:
1. Воспитываем умение быть ласковым, активизируем в речи детей нежные, ласковые слова;
2. Учим составлять истории на заданную тему, развиваем связную речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
3. Учим соотносить абстрактные предметы по форме.
«Волшебный стул» Один из вас садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять.
«Веселая история»:Сочините историю про:
Собаку, которая жила в холодильнике
Ворону, которая любила кататься на велосипеде
Щуку, которая играла на гитаре
«Что в мешке у гн?