Психофизиологическое развитие ребенка от рождения до школы

Людмила Кашеня
Психофизиологические особенности развития детей раннего возраста.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно охарактеризовать словами

И. М.Сеченова: «Вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром».

Раннее детство – особый период становления органов и систем, и прежде всего функций мозга. Связи между клетками формируются наиболее активно в период от 0 до 3 лет, к 3 годам мозг достигает 80 % взрослого потенциала. Именно в эти годы происходит закладка основных черт характера, становление личности в плане проекции себя в мире «я сам», соотношения себя и мира.

Главная особенность этого периода – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки, когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка.

В этом возрасте у малышей происходит интенсивное формирование опорно-мышечного аппарата, развитие всех физиологических систем организма и психики, раскрытие способностей. Ребенок готов осваивать (играть на музыкальном инструменте, в шахматы, плавать и т. п.). Его очень легко научить именно в этом возрасте, когда он готов действовать с предметами, совершив важнейшее действие, – обозначив собственное «я».

Учёт особенностей физиологического развития детей раннего

возраста в образовательном процессе

Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Сказывается влияние: наследственных факторов; интенсивность обмена веществ; эндокринный фон организма; активность секретов пищеварительных желёз. Оказывают влияние особенности климата; жилищно-бытовые условия; режим дня; характер питания; перенесённые заболевания

Тщательно следить за показателями физического развития ребенка: массой тела,

Окружность грудной клетки, окружностью головы, их темпами прироста и соотношением

Продолжает формироваться острота зрения. Размер глазного яблока и глазодвигательная мускулатура окончательно еще не сформировались. Тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий приводит к тому, что практические манипуляции с объектом в раннем возрасте являются необходимым фактором зрительного опознания. Формирование сенсорных систем тесно связано с развитием внимания,умением сосредоточиться на своих ощущениях: зрение – с улучшением зрительного внимания, слух – с развитием слухового внимания, тактильное, мышечно-суставное чувство – в ходе формирования контроля над движениями и осязанием и т. д.

Способствовать снижению удельного веса ощупывания в зрительном восприятии, формировать более организованное и систематичное зрительное и осязательное обследование предмета, решение сенсорной задачи узнавания, опознавания.

Поощрять деятельность, развивающую зрительно-моторную координацию.

Формировать развивающую среду, которая будет способствовать развитию всех органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, мышечно-суставное чувство) содержать в себе игрушки, предметы, снаряды, поверхности, звуки, запахи, позволяющие ребенку познакомиться в ощущениях со всем многообразием внешнего мира).

Происходит созревание «схемы тела». Оно сопряжено с формированием латералиты – функциональной асимметрии в деятельности парных сенсорных органов (ведущего глаза, руки, уха). Развитие межполушарной асимметрии связано с начальным этапом повышения активности левого полушария, сопровождаемого осознанием чувства «я» и развитием речи, наиболее активно представленных в 1,5 – 2,5 – 3 года

Формировать понятия «право-лево», повышать сенсомоторный репертуар ребенка, упражнения выполнять зеркально, сперва ведущей рукой (ногой, глазом, затем второй, вместе параллельно и затем разнонаправлено.

Относиться к ребенку все более не как к объекту ухода, а как к субъекту общения

Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Наблюдается испуг при неожиданном появлении незнакомого резкого звука, темноты, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущимся транспортом. Страх при долгом отсутствии матери, который наблюдается с 7 месяцев, к 2 годам должен исчезнуть. Позже, в 3 года появляется страх перед наказанием Необходимо отвлечь ребенка, занять, поиграть с ним, выйти на прогулку, обеспечить поддержку, любовь и признание, стабильное и уверенное поведение. Тогда страхи уходят сами, тема перестает волновать ребенка, поглощенного новыми впечатлениями.

Помнить, что нельзя запирать ребенка в темном незнакомом помещении, пугать малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит). Использовать сказкотерапию (как Бабка Ёжка стала доброй, как паучок помог девочке).

Не перегружать фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключить агрессивные мультфильмы и книги

Происходит значительное увеличение среднего носового хода с 2 лет. До этого носовые ходы узкие. Слизистая оболочка носовой полости очень нежна и богато снабжена кровеносными сосудами, причем просвет сосудов шире, чем у взрослых. Из околоносовых пазух сформированы только решётчатые и лобные, они могут давать осложнения при воспалительных заболеваниях глаз, уха и носа.

Создаются предпосылки для отита из-за особенности строения уха, особенно при заболеваниях верхних дыхательных путей, носоглотки, которые у детей нередко осложняются воспалением среднего уха

Продолжается до 3 лет быстрый рост гортани, и в это время у мальчиков и девочек она одинакова. Гортань имеет форму воронки. Голосовые связки прикрепляются у детей раннего возраста выше, чем у взрослых, они короткие по отношению к голосовой щели Необходимо учить детей правильно очищать нос. Одновременное очищение от слизи обеих ноздрей создает излишнее давление в полости носа, и инфекция может проникнуть в ухо и околоносовые пазухи. Чтобы избежать этого, необходимо учить детей во время умывания сморкаться без усилий, прочищать каждый носовой ход по отдельности, слегка приоткрывая рот. Не рекомендуется втягивать слизь вовнутрь – инфекция может проникнуть еще глубже в носоглотку, дыхательные пути, пазухи и ухо. Если нет возможности промыть нос, то лучше использовать сухие или одноразовые носовые платки

Читайте также:  1 развитие слуха у ребенка

Не допускать повреждения слизистой гортани и голосовых связок при голосовых перегрузках, резких перепадах температуры, посторонних примесях во вдыхаемом воздухе (пыль, резкие запахи, жаркий сухой, холодный воздух). Не требовать от детей громких ответов, не считаясь с тем, что у ребенка тихий голос или он охрип после простуды; репертуар детских песен подбирать в соответствии с диапазоном детского голоса; не допускать напряжения голоса на холоде и на ветру, учить детей говорить и петь вполголоса

Особенности физиологического развития детей раннего возраста. Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Наблюдается ограничение возможностей дыхания в раннем возрасте из-за незрелости лёгочной ткани, её чрезмерной рыхлости и полнокровия, горизонтального стояния рёбер, слабости дыхательной мускулатуры. Слизистая оболочка трахеи и носоглотки нежна и богата кровеносными сосудами, но относительно суха вследствие недостаточного развития слизистых желёз. Слизистая дыхательных путей легко подвергается отёку, ребенок может начать задыхаться, закашливаться в ответ на воспаление, резкий вкус, запах, эмоциональное возбуждение, крик Способствовать развитию, формированию тонуса, силы дыхательной мускулатуры (межрёберных мышц, брюшного пресса, диафрагмы, спины, что нормализует процессы оксигенации крови, питания головного мозга и внутренних органов, формированию речевого выдоха и речи, предупреждает заболевания органов дыхания.

Необходимо не допускать резких перепадов температуры воздуха, влажности, появления резких запахов, употребления ребенком лекарств, продуктов с острыми специями, уксусом и т. п.

Заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Недостаточное количество слюны и высокая её вязкость, несформированность жевательной мускулатуры физиологически осложняют пережёвывание пищи Способствовать усвоению и закреплению навыка жевания, откусывания. Кулинарная обработка пищи должная соответствовать возрасту. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей.

Проводить профилактику кариеса. Кариозные зубы являются очагом хронической инфекции в организме ребёнка, что приводит к аллергизации, вызывает напряжение иммунитета, осложненное течение инфекционных заболеваний, реакцию на прививки.

Особо обращать внимание на развитие прикуса, степень санации полости рта и молочных зубов у детей в силу того, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными.

Формировать правильный прикус: приучать ребёнка к откусыванию и пережёвыванию твёрдой пищи, дышать через нос

Отмечается недостаточная секреция желёз желудка у ребёнка. В желудочном соке содержатся все ферменты, но в небольшом количестве, небольшой переваривающей силе и низкой кислотности желудочного сока. Кишечник ребёнка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, её брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий Необходимо не только придерживаться специально разработанного рациона питания, но и считаться со вкусом и индивидуальными особенностями ребёнка. Следует исключать из рациона плохо переносимую пищу, чтобы предупредить тяжёлые реакции.

Не допускать общего перегревания ребёнка, резкого звукового раздражения, резкого увеличения его двигательной активности. Это может привести к усилению перистальтики кишечника, вплоть до болевых ощущений, появления жидкого стула и непроизвольной дефекации

Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Движения характеризуются Н. А. Берштейном как «грациозная неуклюжесть». Они недостаточно ловки и координированы. Вначале конструктивные действия носят подражательный характер, а затем начинается использование собственных способов конструирования.

Заканчивается формирование акта ходьбы в общих чертах (примерно к 2 годам, хотя биомеханические особенности (высокое расположение центра массы тела над осями тазобедренных суставов, слабость мышц нижних конечностей) в ходьбе детей остаются вплоть до школьного возраста. Ходьба и бег почти не отличаются друг от друга Формировать все основные паттерны движения, учитывая то, что дети сначала овладевают различением направлений по вертикальной оси и горизонтальной оси, затем развивается различение правой и левой стороны. Этот принцип относится и к собственному телу.

Способствовать овладению орудийными движениями. И посредством орудия, инструмента (столовые приборы, лопатки и др.); формами поведения; правильными действиями с различными предметами (карандашом, кисточкой и др.) способствовать предметной имитационной игровой деятельности.

Совершенствовать лазанье, бросание; постепенно овладевать простыми плясовыми движениями

Происходит наиболее интенсивно рост позвоночного столба. С 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и ускоряется рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года таблица для мальчиков

Сохраняется коническая форма грудной клетки с более горизонтальным расположением рёбер и развёрнутой нижней апертурой.

Начинается окостенение свободных конечностей, несформированная кисть быстро утомляется.

Позже формируется сводчатость стопы, в этом возрасте она еще не выражена, слабо развит мышечный аппарат стопы Проводить целенаправленные физические упражнения, равномерно укрепляющие скелет и мускулатуру тела (особенное спины, ног) и все мышцы-разгибатели, так как они физиологически развиты хуже.

Взрослые не должны допускать нахождения ребёнка в одном и том же положении: стоя, сидя, лёжа на полу и т. д. – длительно (более 15-20 минут).

Не допускать перегрузки мускулатуры кистей рук в ходе игры, рисования, ручного труда, физической активности (висы, подтягивание, поднятие и перенос тяжестей, выкручивающие движения и т. д.).

Проводить корригирующие систематические упражнения для укрепления свода стопы несколько раз в день, например ходьба босиком по шершавым поверхностям. Необходимо большое внимание уделять обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька, супинатор, плотный обхват подъёма).

Не позволять детям спрыгивать с большой высоты, учить правильно, мягко делать соскок, страховать при соскоках

Легко изменяется величина кровяного давления под влиянием различных внешних факторов. При переходе тела из положения сидя в горизонтальное положение кровяное давление у большинства детей повышается на 10-20 мм рт. ст., под влиянием эмоций давление повышается на 20-40 мм рт. ст. Не допускать функциональных перегрузок сердечно – сосудистой системы, очень осторожно подходить к организации двигательной активности и занятий физической культурой. А также помнить,

Наблюдается интенсивность роста почек. Она наиболее велика в первые 3 года жизни. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счёт интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребёнка.

Меняется реакция мочи в зависимости от характера получаемой ребёнком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.

У девочек наблюдается более короткие и широкие мочевыводящее пути, которые облегчают восходящий путь распространения инфекции в мочевой пузырь и почки что при физических нагрузках у малышей изменяется частота дыхания, а не глубина

Формировать у детей условно-рефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днём, но и ночью за счёт высаживания на горшок и ограничения пользования подгузниками до минимума.

Следить за характером питания, рацион должен содержать оптимальное количество белковой и растительной пищи, чтобы не допускать чрезмерного ощелачивания или окисления мочи – это раздражает мочевыводящие пути.

Проводить профилактику, учить детей соблюдать гигиенические правила. Профилактика включает использование соответствующих полу и возрасту подгузников, горшков и унитазов, исключающих затекание мочи в половые органы, чистое, по размеру, хорошо облегающее нижнее бельё, профилактика энтеробиоза (остриц, чистый, тёплый и безопасный пол и ковёр для игры и т. д.

Источник

дошкольник

младший школьник

Возраст от 3до7лет. В этот период мальчики и девочки мало отличаются внешним строением тела, а также многими физиологическими и биохимическими параметрами. Возраст 5-7 лет называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10см.

Развитие опорно-двигательной системы ребенка 5-6 лет еще не завершено. Каждая из 206 костей скелета продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем фазы развития неодинаковы. К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует  его форме взрослого человека, но окостенение еще не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Скелетная мускулатура слабая.

Кости руки и запястья 4-5 летнего ребенка продолжают свое развитие: окостенение фаланг пальцев еще далеко от завершения. Это необходимо учитывать на занятиях с помощью компьютера, т.к. интенсивное напряжение, возникающее при манипулировании компьютерной мышью, может вызвать деформацию костей руки и запястья.

У многих дошкольников потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют возраст 5-7 лет  «возрастом двигательной расточительности». Для детей этого возраста характерно преобладание тонуса мышц-разгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении удерживать спину выпрямленной. Поэтому необходимо контролировать позу ребенка.

Развитие ЦНС характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Продолжается интенсивное развитие коры головного мозга. Завершается дифференциация нервных элементов тех слоев, в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщение, осознание последовательности событий, причинно-следственных отношений, формирование сложных межанализаторных связей. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. К 6–7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.

Читайте также:  Биологические и социальные факторы риска в развитии ребенка

    Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами.

В дошкольном возрасте продолжает развиваться дыхательная система. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослого, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Но размеры дыхательных путей ребенка дошкольного возраста значительно уже взрослых, поэтому нарушения температурного  режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания также увеличивается.

Сердечно – сосудистая система также  претерпевает значительные изменения, она становится более работоспособной и выносливой.

Возраст от 7до 11лет. В этот период происходят существенные изменения в анатомо-физиологическом строении организма детей, протекающие относительно спокойно и равномерно.

Костно-мышечная система в младшем школьном возрасте, хотя и достигает определенной степени развития, еще не устойчива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная физическая нагрузка быстро приводит к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе ребенка на занятиях развиваются нарушения осанки. В школьном возрасте отмечается самая высокая частота травм в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.

Крупные мышцы тела развиваются раньше мелких, поэтому школьникам данного возраста трудно выполнять мелкие и точные движения. Окостенение фаланг кистей рук заканчивается лишь к 11 годам, а запястья – к 12,  поэтому дети быстро утомляются от письменных работ, аккуратное выполнение которых для них затруднительно. Но, как показывает опыт, выполнение аналогичных движений, необходимых в компьютерной игре, удается ребенку гораздо лучше, что может быть связано с высокой мотивацией.

В возрасте 8-12 лет продолжается совершенствование движений (ходьба, бег, прыжки, метание) и двигательных качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость), заканчивается развитие и созревание периферических отделов  нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, повышается упругость мышц.

На возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности. На перемене дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими  потребностями.

Строение коры головного мозга к 8 годам почти такое же, как у взрослых. Останавливается увеличение размеров коры головного мозга, но нарастает интенсивность качественных изменений в структурах клеток головного мозга. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность.

К 7-8 годам механизмы произвольного и непроизвольного внимания имеют черты незрелости. С 9-10 лет непроизвольное внимание организуется по типу взрослого. В младшем школьном возрасте растет объем кратковременной памяти, к 10 годам приближаясь к показателям взрослого человека. Овладение навыками чтения и письма способствуют дальнейшему развитию речи, ее образности, способности передать в ней свои мысли. Речь является основой формирования мышления ребенка. Для 7-8 лет характерно преобладание наглядно-образного мышления, основой которого является достигшее определенной зрелости зрительное восприятие, а средством – образ. Развитие механизмов речевой деятельности стимулирует развитие словесно-логического мышления.

Вместе с тем в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительному сосредоточению, самоконтролю. У некоторых детей затруднена адаптация к коллективу, что может сказаться на их психическом развитии.

У дошкольников  жизненная емкость легких увеличивается. После 6-7 лет у детей появляется возможность управлять дыханием. К этому возрасту также достигается высокий уровень согласованности в деятельности вегетативных функций и их соразмерности с силой действующего стимула. Именно благодаря этому обстоятельству возраст 6-7 лет является ключевым, пороговым для начала многих видов деятельности ребенка, в том числе для начала его систематического обучения.

Сердечно – сосудистая система в младшем школьном возрасте продолжает свое активное  развитие   и процесс этот не завершается даже у подростков.

Продолжает развитие иммунная система. Совершенствуется местный и общий иммунитет. Под влиянием учебной нагрузки у детей младшего школьного возраста наблюдается относительный лейкоцитоз, т.е. увеличение числа лейкоцитов в среднем на 24%. Это свидетельствует о готовности организма столкнуться с микробной агрессией из внешней среды и с накоплением в крови продуктов распада клеток собственного тела под влиянием утомления. После учебной нагрузки вязкость крови становится выше и ускоряется свертывание  крови.

Источник