Психофизиологическое развитие ребенка младший школьный возраст

Психофизиологическое развитие ребенка младший школьный возраст thumbnail

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 12 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.

Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. В заключении хотелось бы отметить, что важный источник успехов младших школьников в учении — их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей, и т. п. Такое порой только внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала.

Источник

В период младшего школьного возраста происходит второй этап становления человека в обществе – поступление в школу. В ней начинают свое обучение дети от 6 лет. Как правило, возрастные особенности не учитываются обучающим персоналом. Однако, некоторые психические процессы шестилетнего ребёнка, могут в значительной мере отличаться от особенностей семилетнего. Это касается познавательных и функциональных процессов психики.

В период среднего детства ребёнок развивается особенно быстро. Это касается, как физиологических особенностей (роста, веса, тембра голоса, изменений, связанных с половым созреванием), так и высших психический функций (памяти, мышления, речи и др.). Усложняется работа головного мозга, что позволяет ребенку осваивать новые навыки и умения. Процессы памяти и мышления становятся более эффективными.

В процессе обучения значительно возрастает количество нейронных связей и взаимодействий между ними в коре больших полушарий. Ко всему прочему, укрепляется сознание и самосознание (становление «Я»).

Физиологи утверждают, что детский возраст до 6-7 лет сопровождается различными изменениями, которые характеризуются перестройкой всего организма. Ведущий специалист по мышлению и речи, нейропедагогике Татьяна Алексеевна Аристова утверждает, что в 6 лет ещё отсутствует полноценное формирование борозд головного мозга, том числе лобных долей, а так же скачкообразно происходит развитие корковых полей, которые обеспечивают функционирование основных анализаторов. Вторая сигнальная система только начинает принимать господствующее положение, тем не менее, пока не готова полностью взять на себя весь контроль процессов.

При анализе уровня внимания шестилетних и семилетних детей, у первой группы наблюдается значительно более низкие показатели. Это значит, что у шестилетнего ребенка концентрация внимания имеет более низкий уровень. Оно менее устойчиво. Отсутствует быстрая переключаемость на раздражители, которые вызывают определенный интерес. Дети семи лет гораздо реже отвлекаются, что подтверждает более высокую сосредоточенность.

Осанка у детей шестилетнего возраста более гибкая и пластичная. Мышцы, позволяющие правильно держать положение спины, ещё слабые, и поэтому, велик риск развития нарушения осанки (сколиоз). Сколиоз и его разновидности не всегда корректируются ЛФК и консервативным лечением. Поэтому следует внимательно отнестись к специфике развития скелетно-мышечной системы детей младшего школьного возраста.

Голосовые связки так же развиты слабо, по сравнению с детьми годом старше. Это может стать одной из причин отставания ребенка в развитии.

Помимо всего прочего, можно выделить и ряд психологических особенностей. В шесть лет ребенок, как правило, обладает начальным опытом: запасом сенсорных ощущения, а так же восприятием предметов и явлений окружающей действительности, которые формировались у него все это время. Благодаря этим функциям, психика начинает с большой интенсивностью активизировать такой серьезный процесс, как мышление.

Оно сформировано, но особенная активность этого психического процесса начинается именно в периоде 6-7 лет. Ребенок погружается в учебную деятельность. Свойства памяти и внимания максимально обострены, значительно увеличивается количество нейронных связей. Объединение всех вышеперечисленных процессов и функций психики ведет к успешному усвоению научных материалов и новых знаний.

По словам Зигмунда Фрейда, период младшего школьного возраста включает в себя ряд особенностей, связанных, прежде всего с психосексуальным развитием. Психоаналитик выделил особый латентный период, который характеризуется подготовкой к взрослению. Этот период отличается от остальных тех, что он совершенно несвязан с сексуальной активностью. Вся деятельность ребёнка опирается лишь на его основные потребности или интересы.

Известный немецкий психолог, работавший в области психологии развития, Эрик Эриксон рассматривал эту теорию совершенно с другой стороны. Он утверждал, что весь процесс развития личности основывается на функциях внутриличностного конфликта. Рассматриваемую нами стадию психического развития он назвал кризисом неполноценного трудолюбия.

На этой стадии школьник начинается осваивать нормы культуры, которые приняты в обществе. Социализация занимает господствующее положение.

Ребенок начинает придерживаться дисциплины, берет на себя ответственность за свои дела и поступки. Осваивает коммуникативные навыки, необходимые ему для взаимодействия со сверстниками и взрослыми. По наблюдениям Эриксона именно в этот период у детей развивается такое сложное понятие, как оценка своих возможностей.

Шестилетки и семилетки начинают анализировать свои достижения, сопоставляя их с достижениями сверстников. На этом этапе возникает риск занижения самооценки. Переживания, связанные с сомнениями в собственных возможностях, могут быть настолько глубокими, что в дальнейшем развивается чувство неполноценности, которое может влиять на весь процесс учебной мотивации и усвоения знаний. Педагог, работающий в классе с учениками в этот промежуток времени, должен учитывать всевозможные трудности, связанные с данной проблемой, и успешно предотвращать их. Прежде всего, это зависит от создания необходимой для ребенка обстановки, а так же психологической поддержки.

Создавать комфортную атмосферу для адаптации к школе должны не только педагоги и штатные психологи, но и родители.

Прежде чем отдавать своего ребенка в школу учтите все нюансы психофизического развития ребенка. Тогда вы точно избежите проблем, связанных с адаптацией.

Источник

Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста

Интерес к урокам физическое воспитание младшими школьниками во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках физическая культура нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.

Творчески работающие учителя физкультуры ведут поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную и физическую деятельность учеников, стимулировали быт их к самостоятельному приобретению знаний. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в младшем возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.

Итак, под младшим школьным возрастом понимается период развития ребенка от 6 до 10 лет. В эти годы происходит дальнейшее интенсивное физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Младшие школьники переживают период интенсивного физического развития: появляется мускулатура, раздаются вширь плечи, стройнее становится фигура. И тем опаснее возможные отклонения в здоровье. Так, могут отстать в развитии отдельные группы мышц; привычка носить портфель в одной руке, неумение правильно сидеть за партой могут привести к появлению сколиоза.

Из выше перечисленного, вероятно, ясно, что за физическим развитием ребенка нужно тщательно и повседневно следить. А восполнить недостаток движения, предотвратить возможные неприятные отклонения в здоровье поможет целительница – физкультура.

«Если педагогика, – говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский, – хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

Младший школьный возраст можно назвать благодатным, среди всех возрастов он выделяется наименьшей заболеваемостью. У ребенка как бы накапливается силы для перехода к следующему возрасту, заметно отличающемуся от младшего.

Для детей младшего школьного возраста характерны относительно медленные и равномерные темпы роста.

Ежегодная прибавка в весе составляет в среднем 2 кг, в росте около 4 см. Ребенок становится более сильным, выносливым, способным осознанно прилагать физические и умственные усилия.

В этот период ребенок испытывает большую потребность в общении со взрослыми. У него складываются более устойчивые и сложные взаимоотношения со сверстниками. Появляется умение сравнивать, оценивать поступки. В играх все большее значение приобретает соревновательный момент: кто сделает лучше, кто скорее добежит или догонит.

Движения детей постепенно становятся ловкими и точными. Совершенствуется бег. Дети могут прыгать в высоту и в длину, на одной ноге; у них развивается глазомер; все с большим удовлетворением участвуют они в групповых соревновательных играх и упражнениях спортивного характера. Вместе с тем организм младших школьников относительно неустойчив к различным влияниям окружающей среды, малыши быстро утомляются.

Значительное количество хрящевой ткани обуславливает гибкость костного аппарата. Суставы легко подвижны, суставные сумки и связки недостаточно прочны, мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и живота). Поэтому при долговременном сохранении неправильных положений тела (плохая посадка за партой) под влиянием односторонней нагрузки (ношение сумки в одной руке), а также в результате больших мышечных напряжений возможны различные искривления позвоночника (сутуловатость, кособокость) и тогда, сдавливание грудной клетки.

Сердце младших школьников отличается большой жизнеспособностью, хотя деятельность его еще довольна неустойчива.

Дети очень подвижны, способны проявлять большую двигательную активность, быстро утомляются, особенно при однообразных и медленных движениях, а также при выполнении заданий, требующих большой точности действий. Их внимание недостаточно устойчиво и быстро рассеивается, часто переключается с одного предмета на другой. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Наиболее ярко, полно и глубоко дети запоминают все то, что они видят, наблюдают (зрительное восприятие).

Волевые качества развиты относительно слабо. Детям не хватает выдержки. Настойчивости. Им свойственна частая смена настроения. Они легко огорчаются при неудачах, но скоро забывают свои обиды, увлекшись интересующим их занятием.

Как мы уже отмечали, в этом возрасте дети особенно остро ощущают потребность в движениях. Физические упражнения – одно из самых доступных средств для удовлетворения этой потребности. Они сопровождаются различными переживаниями, вызывают яркие эмоции и доставляют большое удовлетворение.Кроме того, в процессе занятий физическими упражнениями приобретаются и совершенствуются различные навыки, развиваются физические качества (сила, быстрота, ловкость), улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, совершенствуется способность сердца и легких к повышенной нагрузке.

Все человеческие чувства – любовь, печаль, гнев, радость – находят выражение в отношениях с другими людьми.

Человеческая деятельность чрезвычайно многообразна, всех конкретных форм ее и не перечислить. Но его всякой деятельности можно выделить субъект и объект этой деятельности, а также ее содержание и используемые в ней средства. В продуктивной трудовой деятельности объект- это окружающие нас материальные предметы. В процессе труда мы преобразуем их по заранее намеченному плану – обжигаем глину, получая кирпичи, и строим из этих кирпичей дом; и т.п. Но есть такая форма деятельности, которая обеспечивает все остальные. Человек трудится вместе с другими людьми, и чтобы труд был согласованным, координированным, тесная связь данного человека с другими совершенно необходима. Общение- это процесс, в который вовлекаются гигантские массы людей, процесс вне которого немыслима ни общественная психология, ни общественная идеология.

Физические упражнения благотворно воздействуют и на обмен веществ в организме, на состояние нервной системы. Движения способствуют хорошему росту, развитию детей, укрепляют их здоровье. Если физические упражнения выполнять систематически, можно предупреждать различные нарушения осанки, физического развития или устранять уже появившиеся. Постепенно организм приучается выполнять большую работу с меньшей затратой сил, утомление наступает намного позднее, чем обычно. Ребенок учится экономно и красиво двигаться, что благотворно сказывается на всем его развитии. Достаточная двигательная деятельность укрепляет нервную систему детей, особенно при правильном режиме дня, нормальном питании.

Нервозность детей – это результат, прежде всего, ослабленного здоровья и плохого физического развития.

В играх и физических упражнениях дети приобретают грациозность, развивают способность видеть и понимать красоту ловких, быстрых и точных движений.

Регулярные занятия физической культурой и спортом – прекрасное средство хорошего развития организма и его оздоровления. Дети, что очень важно, приучаются проявлять активность и упорство в достижении поставленной цели. Тем самым укрепляется их воля, развиваются положительные черты характера. Здоровые дети, как правило, успешнее воспринимают учебный материал, меньше устают, не пропускают уроков по болезни. Недаром гласит народная мудрость: «Здоровье – всему голова». Здоровье – бесценный дар природы, источник счастья. Нужно постоянно заботиться о физическом воспитании детей.

Источник