Психофизиологическое развитие ребенка 1 месяц

Психофизиологическое развитие ребенка 1 месяц thumbnail

Развитие ребенка в 1 месяц

Период новорожденности позади и кроха уже освоился в новом для него мире. Чему научился ребенок за первый месяц жизни, какими умениями начал обладать и как родители могут способствовать дальнейшему развитию малыша 1 месяца?

Физическое развитие в 1 месяц

Средней прибавкой веса месячного ребенка по сравнению с весом при рождении считают 600 грамм. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на три сантиметра.

Это усредненные показатели и развитие каждого малыша индивидуально, однако есть границы нормы, при выходе за которые ребенок должен быть осмотрен врачом.

Взвешивание новорожденного

Физические показатели развития месячного ребенка представлены в следующей таблице.

Что малыш умеет?

Вот навыки, которые осваивает младенец к 1-месячному возрасту:

  • Удержание головы. Малютка, пребывая в позиции на животике, может приподнять голову и держать ее до 5 секунд.
  • Фиксация взгляда. Ребенок всматривается не только в неподвижные предметы и лицо взрослого, но и в движущиеся объекты, если они крупного размера и яркие.
  • Развитие зрения. Малыш уже может различать красный, черный, желтый и белый цвет, а также клетки и линии. Кроме того, младенец в 1 месяц уже узнает маму.
  • Реакция на звук. Когда младенец слышит громкий или резкий звук, он вздрагивает либо замирает. Иногда звук настолько пугает кроху, что вызывает плач малыша.
  • Гуление. Вы услышите от месячного карапуза звуки, похожие на «гу» или «га», поэтому эта первая речь младенца также называется агуканьем.

Ребенок в 1 месяц

О том, что малыш должен уметь в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Может ли кроха улыбаться?

Осознанная улыбка является одним из самых приятных умений, которые осваивает ребенок за первый месяц жизни. Чем чаще мама улыбается младенцу, тем быстрее увидит очаровательную улыбку в ответ. Кроме того, улыбку будут сопровождать другие проявления оживления младенца – ребенок будет двигать ногами и ручками, а также гулить.

Отметим, что увидеть, как новорожденный улыбается, можно уже с первых дней жизни, однако первые улыбки младенца являются непроизвольными. Сначала мама заметит, что кроха улыбается во сне, чуть позже – при купании или после кормления. Это все варианты физиологической улыбки. Но ближе к 1 месяцу у улыбки младенца появляется социальное содержание. Она становится ответом на контакт с мамой или другим близким человеком.

Уход

Маме нужно всегда находиться рядом с младенцем и сразу же реагировать на потребности малютки.

Чаще берите кроху на руки, не забывая поддерживать голову, разговаривайте с карапузом и не переживайте, что приучите таким образом малютку к рукам и вырастите эгоиста. Напротив, исследования показали, что младенцы, которых мамы берут на руки реже, плачут чаще и дольше, пытаясь привлечь внимание мамы. Если же малютка знает, что мама всегда рядом, то он не станет кричать лишний раз.

Ребенок в 1 месяц купается в ванне на руках у мамы

Уход за крохой в 1 месяц включает такие действия:

  • Гигиенические процедуры – умывание, уход за ушками и глазами, подмывание, стрижка ногтей, расчесывание.
  • Купание.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Массаж.
  • Воздушные ванны.

Когда переодеваете малыша, проследите, чтобы ваши руки не были холодными или мокрыми, так как младенцы 1 месяца очень чувствительно реагируют на тактильные ощущения.

Как способствовать развитию?

Так как периоды бодрствования у малыша 1 месяца еще очень малы, маме следует грамотно распределить время так, чтобы успеть и пообщаться с малышом, и провести гигиенические процедуры, и сделать массаж, и поплавать в ванне, и уделить минутку развитию малютки. Немаловажным является самочувствие мамы, поэтому необходимо отвести время и на полноценный отдых во время сна малютки.

Ребенок в 1 месяц

Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же развивающие занятия доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.

Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:

  • Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
  • Повторите такие же действия с погремушкой, которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
  • Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
  • Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на развивающий коврик.
  • Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.

Пусть с малышом играет не только мама, но и папа, ведь общение с младенцем у них разное, что позволяет крохе впитывать лучшее от каждого из них.

Папа целует ножку ребенка в 1 месяц

Игры в 1 месяц

Для физического развития:

  • Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
  • Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
  • Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».
Читайте также:  Развитие моторики ребенка дошкольного возраста реферат

Для развития зрения:

  • Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
  • Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
  • К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
  • Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
  • Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.

Мама разговаривает с ребенком 1 месяц

Для развития других органов чувств:

  • Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
  • Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
  • Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
  • Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
  • Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.

Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.

Занятия в воде

Среди занятий, стимулирующих развитие грудничка 1 месяца, можно назвать и плавание. Оно может проводиться как в бассейне (под контролем инструктора), так и в ванне в домашних условиях. Благодаря упражнениям в воде у малыша будет стимулироваться вестибулярный аппарат. Для плавания приобретите малышу специальный надувной круг, поддерживающий малютку под шеей.

Набрав полную ванну теплой воды, опустите ребенка с кругом в воду и подождите, пока малыш освоится. Буквально одно-два плавания, и младенец начнет получать удовольствие от таких занятий, а мама сможет просто наблюдать за крохой и ловить самые яркие моменты для фото.

Опускайте в водичку малыша осторожно, начиная с пяток, учитывая чувствительность младенцев к изменению температуры окружающего мира. Если малютка негативно реагирует на первые купания, попробуйте погрузиться в ванну вместе с крохой. Уложите малыша на свою грудь, осторожно поливайте тело младенца водичкой и показывайте игрушки.

Купание ребенка в 1 месяц

Покажите карапузу, что он может оттолкнуться ножками от стенок ванны. Разверните плавающего младенца так, чтобы его согнутые ножки уперлись в бортик и дождитесь, когда кроха оттолкнется и немного проплывет назад. У противоположного края ванны разверните малыша и повторите упражнение.

Интересным упражнением для младенцев первого месяца во время плавания будет ходьба по дну ванны. Придерживайте кроху под мышки и слегка наклоняйте вперед, стимулируя рефлекс ходьбы несколько секунд. Дальше дайте малютке немного поплавать на спинке.

Частые проблемы

Отклонения от нормы, которые могут выявить родители в 1 месяц:

  • Повышенный либо пониженный тонус мышц ребенка. Также возможна ассиметрия мышечного тонуса.
  • Желтуха. У некоторых детей она не проходит к месяцу, что требует консультации педиатра.
  • Колики. Они появляются к третьей неделе жизни у многих малышей и вызывают большой дискомфорт у крохи.
  • Недостаточный набор массы, который может быть связан как с проблемами организации грудного вскармливания, так и с болезнями малыша.

При любой из этих проблем ребенка нужно показать врачу, рассказав о настораживающих симптомах.

Источник

За первый месяц жизни новорожденный прибавляет в весе в среднем 600 гр. Не воспринимайте это буквально. Помните, что каждый ребенок — это индивидуальность, пусть даже на первом месяце жизни, и у каждого ребенка свои темпы развития. Поэтому, если ваш ребенок набирает в весе больше или меньше этой цифры, и этом чувствует себя хорошо (нормально спит, съедает необходимую для него норму молочка), то у вас не повода для беспокойства. Есть еще несколько важных показателей физического развития: в среднем рост увеличивается на 3 см, объем головы и грудной клетки — на 1,3–1,5 см.

Читайте также:  Ш бюллер психическому развитию ребенка

У новорожденного ребенка движения не координированные. Ручки согнутые в локтевых суставах, пальчики в кулачках, ножки в коленках – мышцы пребывают в физиологическом гипертонусе. К 3–4 месяцам жизни гипертонус у малыша проходит. Научитесь внимательно «читать» язык движений вашего малыша, этим вы эму очень поможете. Доказано, что если ребенок чувствует боль, то он загибает пальчики на ножках и отводит в сторону большой палец на ручке. При вздутии животика он активно выбивает ножками. Если вы заметили, что ребенок активно крутит головой, это свидетельствует о неприятных ощущениях в ушке.

Глаза полностью сформированы сразу после рождения. Но зрения у ребенка еще не достаточно, он не может сконцентрировать взгляд на предмете, потому что видит нечетко. Все объясняется незрелостью органов зрения.

Обратите внимание, что ваш малыш плачет без слез. Они появляются на 3–4 неделе жизни.

Ошибочное мнение, что новорожденные ничего не слышат. Среди всех незнакомых звуков, которые окружают его теперь, он легко определит самый родной и самый знакомый — голос мамы. Понаблюдайте за малышом, вы убедитесь, что он слышит — если спустя минуту он плакал и вот, услышав, мамин голос он прислушивается, затихает, успокаивается.

Ребенок по запаху может узнать маму с рождения. Мамам не рекомендуется пользоваться парфюмерией с острыми запахами, потому что ребенок может воспринять вас как чужого человека и, даже, отказаться от кормления.

В развитии обоняния важную роль играют частые насморки. Потому что слизистая носика перестает воспринимать раздражители запаха. Рекомендуется принимать меры сразу при первых симптомах насморка (заложенность носика) — капайте в носик раствор сосудосужающих капель перед каждым кормлением.

Стул ребенка зависит от вида вскармливания. Если ребенок находиться на грудном вскармливании, то стул мягкий, кашеподобный, золотисто-желтого цвета. Стул у ребенка может быть от 3 до 6 раз в сутки, но не больше 7. Расчет прост — по количеству кормлений в сутки.

При искусственном вскармливании стул густой, вязкий, светло-желтого или коричневого цвета. Стул у ребенка может быть от 1 до 3 раз в сутки.

Помните, что первые два дня ребенок мочиться очень мало — всего 2–4 раза. На 5–6 день моча станет прозрачной, и ребенок будет мочиться до 20-25 раз в сутки. Если ребенок мочиться меньше 6 раз в сутки, подумайте, достаточно ли ему молока.

Кожа вашего ребенка в первые месяцы жизни очень нежная и очень чувствительная. Поэтому ей необходим правильный уход. Во-первых, она раздражается от воздействия мочи и кала, а во-вторых, она приспосабливается к новым условиям окружающей среды. Особенно важным на этом этапе развития ребенка есть повышенная мягкость материалов, которые используются в подгузниках, и сухость. Одним словом – ребенку должно быть сухо и комфортно.

С самого рождения начинайте ухаживать за кожей вашего малыша. Кожа ребенка имеет мало сальных желез для выделения жира, поэтому у нее очень низкая степень защиты от раздражений. Кроме того, частые купания с мылом, контакт с мочой и калом вызывают появление опрелостей. Покраснения появляются в области половых органов, в складочках шеи, за ушками, под ручками. Сразу же, как вы заметите покраснение, промойте складочки чистой, теплой водой (без мыла!) и хорошо высушите мягким полотенцем. Потом нежными, аккуратными движениями нанесите на кожу малыша средство от опрелостей (Например: крем «Десетин», детский крем «Красная шапочка» с экстрактом зверобоя). Можете, также немного подсушить кожу малыша с помощью детской присыпки.

Область половых органов вашего ребенка требует особой чистоты. Возьмите за правило — подмывать ребенка после каждого стула, теплой водой с детским мылом. Не используйте для этого влажные салфетки, в данном случае вреда от них больше чем пользы. Конечно, исключением является посещение, например, детской поликлиники, где нет условий подмыть ребенка. Но, по приходу домой вы обязательно сделаете эту очень важную для вашего малыша процедуру. Если вы уверенны, что кожа малыша хорошо высушена после подмывания — можно наносить средство от опрелостей или детскую присыпку.

Пора подумать и о первых игрушках для вашей крохи.

Если Вашему малышу уже исполнился один месяц, советуем Вам приобрести погремушку яркой окраски, которая издает приятный звук. Она станет первой игрушкой вашего малыша! Сначала Вы сами будете держать ее в руке, а малыш будет наблюдать за Вашими движениями, водить за Вами глазками из стороны в сторону и, даже, сможет поворачивать головку.

Когда ребенок не спит, повесьте над кроваткой игрушку. Это могут быть различные погремушки с ручками, которые отличаются по форме и цвету. Ребенок, на первом месяце жизни, будет рассматривать игрушку лежа на спине, поэтому не следует вешать ее на высоте меньше 55 – 75 см. Еще один важный момент — не предлагайте вашему малышу слишком много игрушек. Время о времени их нужно менять.

Рекомендуется использовать разноцветные погремушки, которые хорошо моются.

Навыки и достижения

Физические и физиологические навыки:

  • не координированные движения руку и ног;
  • самовольное мочеиспускание при наполнении мочевого пузыря (20-25 раз в сутки);
  • спонтанно проявляется сосательный рефлекс, ручки держит в кулачках или раскрытыми;
  • в полусогнутом положении пребывают ручки и ножки;
  • со спины на бок поворачивается часто;
  • у ребенка наблюдается частый стул, до 6-7 раз в сутки (если ребенок находиться на грудном вскармливании);
  • ребенок спит около 18-20 часов в сутки, при этом просыпается 7-8 раз.
Читайте также:  Берк л развитие ребенка спб питер 2006

Сенсорно-моторные навыки:

  • внимательно смотрит на предметы, но еще за ними не тянется;
  • может не на долго перевести глаза на яркий предмет или свет;
  • наклоняется к груди, даже если его не кормят;
  • если мама разведет пальчики ребенка и положит ему в ладошку погремушку, он ее быстро схватит, но тут же отпустит.

Интеллектуальные навыки:

  • ребенок подвижен в течение одного с десяти часов;
  • он криком оповещает о том, что ему нужна помощь;
  • малыш затихает, если кто-то из близких берет его на руки;
  • на протяжении длительного времени, у ребенка безразличный вид;
  • ребенок помнит предметы, которые появляются повторно на протяжении нескольких секунд.

Социальные навыки:

  • умеет устанавливать контакт глазами;
  • реагирует на человеческий голос;
  • приспосабливает свое положение к человеку, который держит его;
  • в ответ на улыбку мамы, ребенок сосредотачивает свой взгляд на ее лице.

Режим дня

Малыша следует приучать к режиму дня. Если ночью ребенок плачет, проверьте, может он мокрый и ему нужно сменить пеленку, или он хочет пить. Дайте ему кипяченой водички, приготовленной вечером. Со временем ребенок привыкнет к режиму, и не будет просить кушать ночью. Для этого нужно выдержать режим 2-3 ночи.

Берите малыша на руки для кормления, переодевания, когда он спокойный, а также и для эмоционального общения с ним.

С малышом нужно разговаривать тихо, ласково. Старайтесь вызвать у него зрительное внимание или улыбку.

Режим дня ребенка первого месяца жизни состоит из двух этапов: 1-й этап — сон, 2-й этап — кормление. Желательно, что бы ребенок просыпался в одно и то же время, соответственно кушал. Обязательно соблюдайте интервалы между кормлением и сном.

Каждое утро ребенка умывают, промывают глазки, моют ручки, между пальчиками, чистят носик и ушки.

Особое внимание уделите купанию ребенка. О том, как это правильно делать, читайте в статье «https://ladushki.info/razvitie-i-vospitanie/sadiki-i-nyani/kak-pravilno-kupat-grudnogo-rebyonka.htm».

Есть определенные правила подмывания мальчиков и девочек.

Девочек подмывают по направлению спереди назад после каждого мочеиспускания. Мальчику, один раз в 10 дней, аккуратно откачивают крайнюю плоть полового органа, промывают теплой водой (без мыла!) и просушивают салфеткой или чистым полотенцем.

Если вы хотите, что бы ваш ребенок был здоровым, не болел на простудные заболевания и нормально развивался, необходимо закаливать ребенка. Этому способствуют воздушные ванны, прогулки, купание, водные процедуры.

На первом месяце жизни ребенка, вы смело можете начинать проводить закаливающие процедуры. С начала это будут воздушные ванны, при температура воздуха не ниже 22°С.

При пеленании оставляйте ребенка раздетым на 1-2 минуты. Продолжительность воздушных ванн нужно увеличивать постепенно.

Итак, начиная с 6-7 дня жизни воздушные ванны проводите 1-2 минуты, с 14-15 дня — 2-3 минуты, с 22–23 дня — 3–4 минуты, а в конце первого месяца — по 5 минут два раза в день. При этом температура воздуха в комнате вы постепенно снижаете до 17-18°С.

Через несколько дней после выписки с роддома вы идете на прогулку с вашим малышом. Летом, длительность первой прогулки составляет около 15–17 минут при температуре от +28 до +30°С. Длительность прогулки увеличивается на пять минут каждый день.

Зимой длительность первой прогулки составляет около 10–12 минут при температуре не ниже -3°С. Длительность прогулки увеличивается на пять минут каждый второй день.

К концу месяца, ребенок должен гулять на улице около 30–45 минут два раза в день летом, и зимой по 15–25 минут. Знайте, что сон на свежем воздухе очень полезен.

Возвратившись с улицы, проверьте носик и ножки вашего малыша — если они теплые — значит, вы одели его правильно.

Питание ребенка

Количество кормлений в сутки — 6 раз через каждые 3,5 часа с ночным перерывом между кормлениями около 6 часов.

Днем ребенок спит 4 раза по 1,5–2 часа после каждого кормления.

Часы кормления при 6-ти разовом кормлении: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.

Для того чтобы ваш ребенок был здоров, постарайтесь кормить его грудью. Вы почувствуете большое удовольствие оттого, что даете малышу, то чего никто в свете ему дать не может. Грудное молоко не только обеспечит гармоничное развитие вашего ребенка. Кормление грудью устанавливает контакт между ребенком и матерью, и через нее, взаимодействие с окружающей средой.

В первый месяц жизни ребенок очень чувствителен к еде, ее объему и качеству, потому что желудочек только приспосабливается к новому виду питания. Идеальной едой для ребенка, особенно первых месяцев, есть материнское молоко. В материнском молоке есть все необходимые для ребенка витамины и микроэлементы, которые хорошо усваиваются. В молоке также есть иммунокомпетентные клетки антитела, которые защищают ребенка от инфекций, повышают стойкость детского организма к неблагоприятным воздействиям.

https://ladushki.info/razvitie-i-vospitanie/kalendar-razvitiya/1-mesyac.htm

Источник